Научная статья на тему 'Болезнь в контексте философской науки'

Болезнь в контексте философской науки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
376
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЕЗНЬ / DISEASE / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / МЕДИЦИНА / MEDICINE / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / INTERDISCIPLINARY RESEARCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведева Л.М.

В статье рассматривается возможность изучения феномена болезни средствами и методами философской науки. Прослежена связь медицины и философии с древнейших эпох до настоящего времени. Особое внимание уделено представлению феномена болезни в неклассической философии. Подчеркнута практическая значимость проблемы в современной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the possibility of the studying of the disease phenomenon by means and methods of philosophy science. The connection of medicine and philosophy from ancient epochs to present time is seen in development. Special attention is paid to the presentation of disease phenomenon in non-classical philosophy. The practical significance of problem in modern life is underlined.

Текст научной работы на тему «Болезнь в контексте философской науки»

Всероссийская научно-практическая конференция «НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

г. Ростов-на-Дону, 27 февраля 2014 г.

КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ _В ИССЛЕДОВАНИИ ДЕТЕРМИНАНТ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА_

Л.М. Медведева

Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград, Россия

БОЛЕЗНЬ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ

В статье рассматривается возможность изучения феномена болезни средствами и методами философской науки. Прослежена связь медицины и философии с древнейших эпох до настоящего времени. Особое внимание уделено представлению феномена болезни в неклассической философии. Подчеркнута практическая значимость проблемы в современной жизни.

Ключевые слова: болезнь, здоровье, медицина, философия, междисциплинарные исследования.

The article considers the possibility of the studying of the disease phenomenon by means and methods of philosophy science. The connection of medicine and philosophy from ancient epochs to present time is seen in development. Special attention is paid to the presentation of disease phenomenon in non-classical philosophy. The practical significance of problem in modern life is underlined.

Key words: disease, health, medicine, philosophy, interdisciplinary research.

Жизнь, здоровье, болезнь, медицина являются понятиями одного смыслового ряда. Здоровье и болезнь - два противоположных термина, где один может быть определен через другой по типу бинарной оппозиции. Эти два состояния на протяжении жизни человека могут меняться местами, в некоторой степени сосуществовать или доминировать друг над другом, они представляют главные формы жизнедеятельности человека. Ценность здоровья в полном объеме невозможно определить без болезни.

Традиционно болезнь изучают медицинские науки, но значительный ресурс есть и у наук гуманитарных [5]. В этой связи особый интерес представляет философия как мировоззрение, как система идей и взглядов на мир и человека. Не только врачи, но и философы обращали пристальное внимание на анализ таких понятий, как здоровье, болезнь, норма, патология, жизнь, смерть и т.п. Специально для студентов медицинских вузов написаны учебники по философии. В одном из них отмечается близость медицинского и философского ракурсов: «...естественные и точные науки имеют дело лишь с одним основанием бытия, с одной субстанцией из двух его составляющих - с материей. А есть еще дух, сознание, идеальное (вторая субстанция не имеет однозначного понятия для своего определения). Поэтому постигнуть тайну бытия способны скорее других две категории людей - врачи и философы, потому что именно для них предметом профессионального и научного интереса выступает «точка пересечения» двух субстанций - человек. Только единство двух субстанций, воплощенное в данном случае в человеке, дает бытие - и в медицинском и в философском смысле» [8, c. 48]. Философских работ, посвященных исключительно проблеме болезни, не много, как правило, эта тема присутствует как второстепенная, но важная. Мы обратимся к анализу ключевых концепций и персоналий философов относительно нашей темы.

Изначально медицина и философия были тесно связаны, особенно это показательно относительно традиционной медицины Древней Индии и Древнего Китая. Важность философии для сферы медицины подтверждают слова Гиппократа: «Врач, который является поклонником мудрости, равен богам». В философской традиции Древнего мира человек считался подобием космоса, как часть микрокосмоса состоял из тех же частиц, что и макрокосмос. Исходя из этих представлений, здоровье и болезнь определяли как правильное или неправильное соотношение космических по своей сути частиц. Гуморальная теория (о соотношении жидкостей в организме) Гиппократа является яркой иллюстрацией воздействия философских воззрений на понимание природы болезней. Философия Демокрита оказала определяющее влияние на формирование солидарной теории (о соотношении твердых частиц в организме) в объяснении этого феномена. В средние века за счет общего теологического характера культуры состояние здоровья или болезни человека определялось волей Бога.

В эпоху Возрождения и Нового времени на фоне активного развития наук, в том числе многих медицинских специальностей, начинается философское осмысление медицины в целом и болезней в частности. Так, Ф. Бэкон, занимаясь вопросами науки и научного познания, в работе «Новый Органон» сформулировал три основные цели медицины: сохранение здоровья, излечение болезней, продление жизни. В области медицины он выдвинул ряд пионерских идей, не потерявших актуальности и в настоящее время: изучение анатомии не только здорового организма, но и больного, изобретение методов обезболивания, широкое использование при лечении природных средств, развитие бальнеологии [2]. Все эти меры по большому счету были направлены против огромного социального зла - болезни. Р. Декарт, являясь представителем метафизического направления в философии, наиболее прогрессивным по сравнению со средневековой схоластикой, был основоположником прогрессивных концепций для медицины и изучения болезней в русле ятроматема-тики и ятрофизики. Его взгляды в целом оказали положительное влияние на развитие естествознания. Р.Декарт разработал схему рефлекторной дуги, изучил анатомию человеческого глаза и т.д. [4]. Есть некоторые исследования, хоть и рассматривающие человека как высшую ценность, но проникнутые своеобразным скептическим гуманизмом, который затрагивает и сферу медицины. М. Монтень в трех книгах «Опытов» большое внимание уделяет рассмотрению феноменов боли, болезни, роли врача и медицины в обществе [7]. Относительно болезни М.Монтень отмечает большую роль психики, одна из глав его второй книги имеет название: «О том, что не следует прикидываться больным», по мнению автора, такое поведение помогает стать больным в действительности. М. Монтень к медицине и врачам относится резко критично, сознавая при этом ценность здоровья, определяя его как драгоценность, а жизнь без него унизительной. В XIX в. одной из влиятельных была теоретическая концепция К. Маркса, который дал характеристику болезни как стесненной в своей свободе жизни человека. Его понимание болезни шире понятия «снижение трудоспособности», оно не всегда касается всех видов деятельности человека, ограничивая свободу жизни, болезнь может не снижать профессиональную активность человека.

Впервые предметом специального анализа медицина и как следствие болезнь становится в рамках неклассической философии, причем в этом направлении были сделаны попытки рассмотреть ее в широком историко-культурном и философском контексте. Наибольшее внимание исследованию феномена медицины и болезни уделяет М.Фуко. Исследования «Безумие и неразумие. История безумия в классический век» [9] и «Рождение клиники» [10] имеют в большей степени медицинскую направленность, но в первую очередь являются философскими, социально-историческими по своему характеру. М. Фуко прослеживает изменение отношения к психическим болезням, формирование исторических условий развития медицины, переход от симптоматического к рациональному подходу в отношении болезни, ситуацию медикализации в медицине и т.п. На материале французской истории М. Фуко представляет многочисленные интереснейшие проекты организации медицинской помощи населению и истории становления системы здравоохранения. Кроме того, вопросы нормы и патологии, знака и симптома, здоровья и болезни, смерти в центре внимания М. Фуко, что в результате сделало его труды чрезвычайно востребованными среди представителей медицинских и гуманитарных наук. По большому счету он разработал методологическую основу для рассмотрения медицины и болезни в философском аспекте. Практически каждая работа М. Фуко имеет в большей или меньшей степени отношение к медицине, его исследования оказали огромное влияние на дальнейшие исследования в этой сфере. Медицина эпохи выступает, говоря словами М. Фуко, как «сфера практической философии», то есть в сфере медицинской практики опосредованно реализуются основные философские универсалии времени.

Психоаналитическое направление в неклассической философии представлено исследованиями Г. Башляра [1]. Для психоаналитической мысли в целом характерно освоение культурного мира. Г. Башляр рассматривает тему терапии в контексте культуры, которая представляет собой синтез философского, культурно-символического и медицинского подходов, предлагает психокультурную классификацию типов личности, анализирует терапевтические возможности культурного опыта, отмечает присутствие в культурном сознании архетипических структур, которые сохраняют значение в практике научной медицины и борьбе с болезнями.

На феноменологическом подходе остановимся подробнее. Э. Гуссерлем в работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная философия» [3] была разработана идея «жизненного мира» как изначального социально-культурного опыта. В рамках этой концепции становится возможным проследить связь абстрактных научных понятий с миром повседневности и деятельности при изучении феномена болезни. Феноменологическое направление также представлено исследованиями М. Мерло-Понти [6]. Его вкладом для сферы медицины являются следующие выводы: внимание к проблеме телесности, важной для медицинского дискурса, исследования роли субъекта в медицине, изучение подходов исследования. Относительно болезни феноменологический метод в целом показывает ее в соотношении со сферой культурных смыслов. Феноменологический метод позволяет увидеть мифологические структуры и другие культурные феномены в поле медицинского

дискурса. Исследователи, работающие в этом направлении, сосредоточили свое внимание на детальном изучении непрофессиональных знаний и опыта, их значения для понимания состояния здоровья или болезни. Феноменологический подход подчеркивает важность повседневной непрофессиональной деятельности относительно болезни, которой занимается человек, и смысл, который он в ней находит. Исследование медицины, здоровья и болезни, с точки зрения пациента, до сих пор часто не учитывалось и широко не исследовалось, хотя это тема в различных исторических эпохах представляет безусловный интерес.

Подводя итог, еще раз отметим, что болезнь относится к категориям экзистенциального характера, это часть бытия человека. С практической точки зрения ее изучение в широком гуманитарном контексте позволит в большей степени оценить здоровье и улучшить качество жизни, что является актуальной задачей современной жизни. Обобщить и подытожить все наработки в этой сфере возможно в исследовательском поле философии как рефлексии исторических практик человека с помощью методологии и инструментария этой науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башляр Г. Вода и грезы. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998. 270 с.; Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987. 376 с.

2. Бэкон Ф. Новый Органон. ОГИЗ.СОЦЭКГИЗ Ленинградское отделение. 1935. 582 с.

3. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия. СПб.: Владимир Даль, 2004. 212 с.

4. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы / Пер. с лат., М.: Академический проект, 2011. 335 с.

5. Медведева Л.М., Черемушникова И.К. Болезнь: анализ культурного феномена в гуманитарном контексте //Философия социальных коммуникаций. 2013. 3 (24).

6. Мерло-ПонтиМ. Феноменология восприятия / Пер. с франц. под ред. И.С. Вдови-ной, С.Л. Фокина. М: «Ювента», «Наука», 1999. 608 с.

7. Монтень М. Опыты. В 3-х книгах, М.: «Терра», 1991.

8. Седова Н.Н. Философия: учебник для студентов медицинских вузов. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013. 176 с.

9. Фуко М. История безумия в классическую эпоху/ Пер. с фр. И. К. Стаф. М.: АСТ МОСКВА, 2010. 698 с.

10. ФукоМ.Рождение клиники. М.: Смысл. 1998. 310 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.