Научная статья на тему '"ЗА И ПРОТИВ": СРАВНЕНИЕ НОВОГО СТАНДАРТА И ПБУ 5/01 "УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ"'

"ЗА И ПРОТИВ": СРАВНЕНИЕ НОВОГО СТАНДАРТА И ПБУ 5/01 "УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STOCKS / PBU 5/01 / FEDERAL ACCOUNTING STANDARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сусикова А.О.

В статье раскрыты основные различия нового проекта федерального стандарта бухгалтерского учета «Запасы» от действующего ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». По результатам сравнительного анализа сделаны выводы о целесообразности разработки стандарта и необходимости предстоящих изменений в системе учета материальных запасов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сусикова А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"PROS AND CONS": COMPARISON OF THE NEW STANDART AND PBU 5/01 "INVENTORY ACCOUNTING"

The article reveals the main differences between the new draft federal standard of accounting «Stocks» from the current PBU 5/01 «Inventory accounting». Based on the results of a comparative analysis of the conclusions about the desirability of developing standards and the requirements of the upcoming changes in the inventory system.

Текст научной работы на тему «"ЗА И ПРОТИВ": СРАВНЕНИЕ НОВОГО СТАНДАРТА И ПБУ 5/01 "УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ"»

ориентируясь на основные регламентирующие документы ПАО «Газпром».

Использованные источники:

1. Астахов, В.П. Бухгалтерский учет от А до Я: Учебное пособие / В.П. Астахов. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 479 с.

2. Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости основных видов деятельности ООО «Газпром переработка»

УДК 338.001.36

Сусикова А.О. студент магистрант 2 курса направление «Экономика» ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Россия, г. Тюмень «ЗА И ПРОТИВ»: СРАВНЕНИЕ НОВОГО СТАНДАРТА И ПБУ 5/01 «УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ»

Аннотация: В статье раскрыты основные различия нового проекта федерального стандарта бухгалтерского учета «Запасы» от действующего ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». По результатам сравнительного анализа сделаны выводы о целесообразности разработки стандарта и необходимости предстоящих изменений в системе учета материальных запасов.

Ключевые слова: запасы, ПБУ 5/01, федеральный стандарт бухгалтерского учета

Susikova A.O.

«PROS AND CONS»: COMPARISON OF THE NEW STANDART AND PBU 5/01 «INVENTORY ACCOUNTING»

Abstract: The article reveals the main differences between the new draft federal standard of accounting «Stocks» from the current PBU 5/01 «Inventory accounting». Based on the results of a comparative analysis of the conclusions about the desirability of developing standards and the requirements of the upcoming changes in the inventory system.

Key words: stocks, PBU 5/01, federal accounting standard

На сегодняшний день в России происходит поэтапная адаптация системы бухгалтерского учета к международным стандартам финансовой отчетности. С целью гармонизации международных и национальных стандартов действующее законодательство претерпевает существенные изменения.

По приказу Минфина РФ от 7 июня 2017 года №85H утверждена новая Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017-2019 гг. Принятый план принятия федеральных стандартов включает наиболее важные сферы бухгалтерского учета. Особое внимание заслуживает разработка проекта федерального стандарта бухгалтерского

учета «Запасы» от 25.08.2017 (далее — ФСБУ «Запасы»). В этом проекте рассматриваются вопросы, касающиеся материальных запасов, устанавливаются требования к формированию в бухгалтерском учете информации о запасах организаций [1].

Согласно программе Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» назначен ответственным исполнителем проекта ФСБУ «Запасы». Планируется, что вступление в силу стандарта произойдет в 2019 году [2].

Актуальность темы обусловлена тем, что утверждение федерального стандарта окажет влияние на будущее развитие бухгалтерского учета запасов и сблизит его с международными стандартами. Важно своевременно знакомиться с нововведениями и быть готовым применять их на практике. Сравнив ПБУ 5/01 с проектом ФСБУ «Запасы», можно определить, как такие изменения повлияют на учет МПЗ, будет ли получен положительный эффект или же стоит впредь руководствоваться существующими документами.

В первую очередь стоит отметить, что в отличие от действующего ПБУ 5/01 проект ФСБУ «Запасы» предусматривает учет незавершенного производства. В соответствии с п. 3 проекта к запасам относятся затраты, связанные с производством продукции, которая не прошла всех стадий технологического процесса, а также полуфабрикаты собственного производства.

Отличительным признаком характеризуется п.2 проекта ФСБУ «Запасы». В данном пункте указано, что действие стандарта не распространяется на запасы, которые необходимы для достижения управленческих целей, при соблюдении следующих условий:

1. затраты должны быть признаны в том периоде, в котором они были понесены;

2. данный факт должен быть раскрыт в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кроме того, делается акцент на том, что к запасам относятся активы, которые используются в течение периода, не превышающего 12 месяцев (п. 3 и п. 4 проекта ФСБУ «Запасы»). Другим значимым отличием от ПБУ является новый состав активов, включаемых в группу запасов, а также в проекте выделены объекты, которые не относятся к таковым [3].

Разработанный стандарт применяется также в отношении внеоборотных активов. Их учет будет осуществляться только в том случае, если внеоборотные активы не используются, и в дальнейшем планируется их продажа.

К долгосрочным активам, выставленным на продажу, также относятся материальные ценности, которые остались от выбытия внеоборотных активов или те, которые были получены после ремонта, модернизации, реконструкции. Учет таких долгосрочных активов к продаже в качестве оборотных активов ведется отдельно от запасов (п. 5 проекта ФСБУ

«Запасы»). Данный момент не нашел отражения в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

На основе таблицы 1 можно сделать вывод о том, что МСФО и ФСБУ в большей степени затрагивают порядок формирования себестоимости готовой продукции, чем ПБУ, который почти не касается данной темы.

Таблица 1

Сравнительный анализ ПБУ 5/01, МСФО (IAS) 2 и ФСБУ «Запасы»

Критерий сравнения ПБУ 5/01 МСФО (IAS) 2 ФСБУ «Запасы»

Объект Материально- производственные запасы Запасы Запасы

Критерий признания активов МПЗ, используемые как сырье, материалы для производства продукции, на продажу, выполнение работ, оказания услуг; МПЗ для продажи; МПЗ используемые для управленческих нужд. Запасы для продажи в ходе обычной деятельности; Запасы, в процессе производства для продажи; Запасы, в виде сырья или материалов, предназначенные для производства или оказания услуг. Запасы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации; Запасы, используемые в течение периода не более 12 месяцев.

Структура Материалы, готовая продукция; товары для продажи Материалы, сырье, готовая продукция, товары для продажи, незавершенное производство Сырье, материалы, запасные части, инструменты и др., полуфабрикаты, незавершенное производство, готовая продукция, товары для перепродажи, внеоборотные активы, использование которых прекращено и др.

Источник: [3], [4], [5]

В первом разделе стандарта даны понятия себестоимости запасов и чистой стоимости продажи. Это говорит о сближении разработанного проекта со стандартом международной финансовой отчетности.

Следующим отличием от ПБУ 5/01 являются предусмотренные проектом правила признания запасов в качестве активов. Согласно ПБУ 5/01 к МПЗ относятся сырье, материалы, готовая продукция и товары для перепродажи. Для признания МПЗ в бухгалтерском учете организация должна иметь на них право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Если такого права нет, то МПЗ должны учитываться за балансом.

В соответствии с п.7 проекта ФСБУ организация признает в учете запасы, если ею были понесены соответствующие расходы при

определенных условиях:

1. возможность определения суммы затрат, связанных с запасами;

2. получение экономических выгод в будущем в результате понесенных затрат.

Аспект права собственности при этом не будет главным, т.е. независимо от того, есть право собственности или нет, организация должна признать активы запасами и отразить их в своем балансе. Кроме того, проект предусматривает оценку запасов как при поступлении в организацию, так и после признания. Это также является новой отличительной чертой от ПБУ 5/01, где не указано о моменте признания запасов в зависимости от перехода права собственности.

Стоит отметить, что по стандарту произошли изменения и в составе расходов, которые включают и не включают в себестоимость. При расчете себестоимости можно будет учесть только расходы, возникшие в ходе нормального производственного цикла.

В отдельном разделе проекта приведены условия списания запасов. В ПБУ 5/01 такие условия не указаны.

Список информации, подлежащей к раскрытию в бухгалтерской отчетности в соответствии с п. 39 проекта ФСБУ «Запасы» шире, чем в ПБУ 5/01. Это связано с введением новых положений стандарта.

Важное отличие состоит в том, что проект ФСБУ «Запасы» предлагает признавать запасы по себестоимости, а в ПБУ 5/01 МПЗ принимаются по фактической себестоимости. Это позволяет сделать вывод, что разработанная программа позволяет использовать оценку запасов, как по их фактической себестоимости, так и по нормативной (п. 22 проекта ФСБУ «Запасы»). По нашему мнению, такой подход является оправданным, поскольку термин «себестоимость» в большей мере отражает экономическую сущность оценки при признании запасов.

Сравнив состав расходов, не учитываемых в себестоимости запасов, можно сделать вывод, что в отличие от ПБУ федеральный стандарт и МСФО содержат дополнительные затраты, которые представлены на рисунке 1.

Рис.1 Сравнение затрат, не включаемых в себестоимость запасов

Источник:[3], [4], [5]

Проектом предусмотрено, что если полученная стоимость запасов выше их чистой стоимости продажи, то запасы уцениваются до чистой стоимости продажи. Признаками этого служит моральное устаревание запасов, полная или частичная потеря их первоначальных характеристик либо снижение текущей рыночной стоимости (п. 27 проекта ФСБУ «Запасы»).

Согласно п. 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость запасов, в которой они приняты к учету, не изменяется, кроме случаев, установленных законодательством [4].

Подводя итоги, можно сделать вывод, что основное преимущество проекта ФСБУ «Запасы» состоит в большей ориентированности на международные стандарты, чем нынешнее ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Из сравнительного анализа видно, что различий между рассматриваемыми документами достаточно много. Проект расширяет свою сферу действия путем добавления в состав запасов незавершенного производства и объектов недвижимого имущества для продажи. На наш взгляд, благодаря детализации информации в проекте можно будет решить многие проблемы, связанные с учетом запасов.

Использованные источники: 1. Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017-2019 гг.: Приказ Минфина России от 7 июня 2017 г. N 85н. - Режим доступа:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71607500/(дата обращения:

19.02.2018)

2. Пояснительная записка к проекту федерального стандарта бухгалтерского учета «Запасы»: Некоммерческая организация Фонд «Национальный Негосударственный Регулятор Бухгалтерского Учета «Бухгалтерский Методологический Центр» // Бухгалтерский методологический центр. -Режим доступа: http:// bmcenter.ru/Files/poyasnitelnaya_zapiska_FSBU_Zapaci

3. Проект Федерального стандарта бухгалтерского учета «Запасы»: разработан Некоммерческой организацией Фонд «Национальный Негосударственный Регулятор Бухгалтерского Учета «Бухгалтерский Методологический Центр»//Бухгалтерский методологический центр. -Режим доступа: https://www.ib.ru/ip-webonly/img_law/fsbu-pbu-05-zap.pdf (дата обращения: 19.02.2018)

4. Учет материально-производственных запасов: Положение по бухгалтерскому учету. ПБУ 5/01: утв. приказом Минфина Российской Федерации от 09.06.01 № 44н: (ред. от 16.05.2016 г.). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=199485& fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9640892389666293#0 (дата обращения: 19.02.2018)

5. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 «Запасы» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н) (ред. от 27.06.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.