УДК 343.9 ББК 67.51
Г.Н. Горшенков
ЗА АНТИПАНДЕМИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ!
Аннотация: Дистанционное обучение неплохо в качестве дополнительного, но оно не может заменить обучения классического. С помощью образовательной «пандемии» разрушается всё классическое обучение. В результате производится на свет коронованный по форме (высококвалифицированный, согласно диплому), но пандемический по содержанию обладатель диплома.
Ключевые слова: пандемия; разрушение образования; киберпреступление; коронавирус; криминологическое осмысление; Сергей Фёдорович Милюков.
G.N. Gorshenkov
FOR ANTIPANDEMIC OPTIMISM!
Summary: Distance learning is not bad as an additional one, but it cannot replace classical education. With the help of the educational "pandemic," all classical education is being destroyed. As a result a highly qualified (according to the diploma), but pandemic in content diploma holder appears.
Keywords: pandemic; destruction of education; cybercrime; coronavirus; criminological understanding; Sergey Fyodorvich Milyukov.
Г.Н. Горшенков. ЗА АНТИПАНДЕМИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ! 36
Прежде всего, как старший юбиляр, хочу заметить: «Вам, Сергей Фёдорович, безусловно нелегко переживать то, что воплощает в себе это весомое (70 лет!) слово „юбилей"». Да ещё, разумеется, нужно учитывать «отягчающее обстоятельство» в виде доклада [5]. Одних только тезисов такового хватило на то, чтобы возбудить криминологическую общественность. Важную роль в этом сыграл и пафосный заголовок «Криминологические хроники времён пандемии».
Используя фигуру речи юбиляра, с восторгом констатирую развернувшуюся на «полотне драмы планетарного масштаба» дискуссию, в которую оказалось вовлечено солидное число участников. Присоединюсь к ней и я, с большой осторожностью заявив о своём более узком осмыслении «криминологических хроник». Эта узость обусловлена познавательным принципом нормативистской целесообразности, которого придерживались, например, Ю.Д. Блувштейн и А.В. Добрынин [1, с. 6-19]. Они, как известно, рассматривали криминологию в качестве нормативистской науки, в предмете которой главное место занимает юридическая составляющая.
Россыпи новостей о пандемических событиях, витающих как в массово-коммуникативной сфере, так и моём бытовом окружении, порождают противоречивые мысли. Их энер-
гии концентрируются на одном опасении, образно говоря, своеобразном «дамоклово-пан-демическом» мече, под которым в нынешнее «смутное время» все мы ходим. Однако, равняясь на своих собратьев-криминологов, размышлять о себе не буду. Остановлюсь лучше на нормативистской целесообразности, выступающей основным системообразующим фактором криминологического осмысления происходящего.
Вот, например, читаю в докладе о беспомощности отечественной правоохранительной системы [5, с. 14], и в воображении всплывают недавно просмотренные видеоролики о событиях в г. Сочи. Первый ролик - «Пятеро росгвардейцев не смогли догнать нарушителя режима самоизоляции». Под улюлюканье жильцов многоэтажек они бегали по скверу за полуголым молодым человеком, пытаясь его задержать. Когда тот вбежал в подъезд и оказался вне досягаемости правоохранителей - за закрывшейся дверью, раздались аплодисменты и одобрительные выкрики наблюдавших за происходящим. Второй ролик - «Семеро на одну. Как силовики сбежавшую из обсервато-ра ловили». Здесь картина менее смешная. Семеро полицейских девушку-беглянку взяли в плотное «кольцо». Прорываться ей было бесполезно. Сработали хорошо. Однако в данных случаях скорее имеет место беспомощность,
2(57)2020
обусловленная неготовностью военнослужащих действовать в подобных условиях - ну не своим же делом они занимаются, а пандемия вынуждает.
Что касается профессиональной беспомощности, то тут уже не до смеха. Как отмечает Сергей Фёдорович: «Мы не видим быстрых и эффективных действий против грабителей, угонщиков, воров и, прежде всего, полностью распоясавшихся мошенников» [5, с. 14]. Последние, в отличие от ориентированных против них полицейских, чрезвычайно быстро приспособились к обстоятельствам пандемии.
Приведу один пример «пандемического» мошенничества. Не так давно по скайпу общался с земляком. В его жизни произошло горестное событие: инсульт подорвал здоровье супруги, отчего она вскоре умерла. Однако в морге родственникам «доверительно» сообщили, что смерть наступила от коронавируса. Понятно, какие проблемы в связи с этим могли возникнуть - но не возникли, поскольку родственникам «пошли навстречу»: за 15 000 рублей им «в порядке редчайшего исключения» разрешили похоронить умершую. Минуя подробности, констатирую, что никаких доказательств «коронавирусной» причины смерти впоследствии так и не обнаружилось: анализы на выявление СОУГО-19 больная не сдавала, в свидетельстве о смерти о нём как о сопутствующей причине смерти ничего не говорится, тесты на коронавирус у родственников оказались отрицательными.
Полагаю, что этот случай, как и многие подобные, свидетельствует о проблеме, обозначенной моим коллегой А.П. Даниловым: «несмотря на относительно большое число жертв коронавируса в мире, от проблемы СОУГО-19 веет искусственностью» [3]. Это положение дел, как ложка дёгтя, омрачает бескорыстие, героизм врачей, работающих с заражёнными пациентами. Среди них - и одна из моих близких. Она заразилась сама и невольно заразила свою дочь коронавирусом. И был критический момент...
«Приспособленцы» криминальной направленности, используя условия пандемии, отлично освоились и в сфере цифровизации - при внедрении цифровых технологий в разные сферы жизни для повышения её качества и развития экономики. Естественно, высокая криминальная активность наблюдается в сфере информационных технологий (ИТ). Рост
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
ИТ-преступлений в России в 2020 г. составил 82,4 % [4]. Правонарушители пользуются кризисной ситуацией, вызванной пандемией, «совершенствуют способы обмана, хорошо ориентируются в новостной повестке, задействуют современные технологии, консультации психологов» [2].
На предупреждение, выявление киберпре-ступлений профессионально ориентированы 15-20 % сотрудников органов внутренних дел. Росгвардия к этому отношения не имеет. На то она и гвардия, т. е. отборная привилегированная часть личного состава. Место её действия не на правоохранительной передовой. Хотя кому и как считать, что такое передовая, например, в условиях «трансэпидемии», когда решения принимаются на местах - губернаторами.
В качестве угрозы обществу Сергей Фёдорович обозначает «образовательную „пандемию"»: «Переход ко всеобщему дистанционному обучению катализирует давно идущие процессы интеллектуальной деградации детей, подростков и молодёжи. Они полностью отключаются от самостоятельного познания окружающей действительности: бездумно ретранслируют учителям и преподавателям информацию, нередко недоброкачественную, совсем перестают делать что-либо своими руками, думать собственной головой» [5, с. 15].
Заглянем в ФГОС высшего профессионального образования (направление подготовки, естественно, «Юриспруденция», бакалавриат). Опустим общекультурные компетенции, которыми должен обладать выпускник (способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности; иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.). Взглянем на профессиональные компетенции: способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов. способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; способность применять нормативные правовые акты. способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления. способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению.
Все эти и остальные способности студент, обучающийся дистанционно, должен сфор-
Г.Н Горшенков. ЗА АНТИПАНДЕМИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ! 38
мировать у себя, сидя перед монитором компьютера. В итоге при завершении обучения им может быть получен диплом (в результате усидчивости) и, прошу прощения, геморрой (в качестве бесплатного весомого «приложения» за усилия).
Дистанционное обучение неплохо в качестве дополнительного, но оно никак не может заменить обучения классического. С помощью «образовательной „пандемии"» разрушается всё классическое обучение - значит, молодёжь не получит образования! В результате производится «на свет» коронованный по форме (высококвалифицированный, согласно диплому), но пандемический по содержанию обладатель диплома.
И мы, дистанцированные от обучаемого, превращённые дисплеем в электронных биороботов, подчиняясь указующему персту двухмерного штрихкода (бар-кода), осуществляем действия, которые сами же и подвергаем уничижительной критике. Замкнутый круг.
Первый семестр нового учебного года (2020/2021) ожидается, по скептическим прогнозам, подавляющим классическое обучение. Наша главная задача - сохранить себя как живого активного актора образовательной системы, приумножив лучшие личностные качества и избежав участи оцифрованного человека, а она уже проглядывает на криминологическом горизонте бушующей пандемии.
Каждый представитель профессорско-преподавательского сообщества - уникальный субъект специальной профилактики (не предупреждения, не борьбы) преступлений, поскольку призван готовить профессионалов этого первозначимого вида противодействия преступности, точнее предпреступности. В том
числе и в такой пандемической ситуации, которая «тяжело беременна» криминалом.
Дело не только в мошеннической, коррупционной активности нечистых на руку людей, но и в лежащей на поверхности, но пока не осознаваемой нами угрозе, заключающейся в привыкании граждан к отрицанию нормативных ограничений в общественной жизни. Строгие предостерегающие вывески «Входить только в масках и перчатках» размещены в общественном транспорте, магазинах и других местах. Однако многие попросту игнорируют это предостережение. Такое поведение покупателей, пассажиров и так далее, в свою очередь, не замечается теми, кто в силу своих должностных обязанностей должны фиксировать это нарушение. А почему не замечается? Попутно возникают также следующие вопросы: а как соблюдаются правила ношения масок? Если маска испачкалась, стала влажной от дыхания, меняется ли она?
А ведь такое отношение к нормативным актам (ограничительные мероприятия, как известно, вводятся на основании распоряжений глав регионов) способствует тому, что у лиц, игнорирующих, в частности, масочный режим, со временем деформируется правосознание.
Закончить всё же хочется на позитивной ноте. В связи с этим обращусь к докладчику. Дорогой юбиляр! В кругу матёрых и юных правоведов оставайтесь таким же неистощимым в научных инновациях заводилой! Пусть не осложняют Ваше светлое настоящее ни пагубность амнистии, ни падение цен на нефть, ни удорожание продуктов питания, ни что-то другое из нежелательного. Мой тост - за Ваш антипандемический оптимизм!
ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блувштейн Ю.Д., Добрынин А.В. Основания криминологии: опыт логико-филос. исслед. Минск: Университетское, 1990. 206 с.
2. В МВД предсказали двойной рост киберпреступности в 2020 году. URL: https://iz.ru/1017613/2020-05-30/v-mvd-predskazali-dvoinoi-rost-kiberprestupnosti-v-2020-godu (дата обращения: 01.06.2020).
3. Данилов А.П. Мысли, навеянные ВОЗ, ускорением цифровизации и роботом-актёром (глобальная подготовка к легализации наднационального органа управления государствами). URL: https://ouzs. m/news/mysli-naveyannye-voz-uskoreniem-tsifrovizatsii-i-robotom-aktyerom-globalnaya-podgotovka-k-legalizats/ (дата обращения: 28.06.2020).
4. Криминогенная ситуация в Российской Федерации остаётся стабильной. URL: https://mvdmedia. ru/news/official/kriminogennaya-situatsiya-v-rossiyskoy-federatsii-ostaetsya-stabilnoy/ (дата обращения: 01.06.2020).
2(57)2020
5. Милюков С.Ф. Криминологические хроники времён пандемии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 2 (57). С. 13-18.
REFERENCES
1. Bluvshtein Yu.D., Dobrynin A.V. Osnovaniya kriminologii: opyt logiko-filosofskogo issledovanya [Foundations of criminology: experience of logical and philosophical study]. Minsk: Universitetskoe, 1990. 206 p.
2. V MVD predskazali dvoynoy rost kiberprestupnosti v 2020 godu [The Ministry of Internal Affairs predicted a double increase in cybercrime in 2020]. URL: https://iz.ru/1017613/2020-05-30/v-mvd-predskazali-dvoinoi-rost-kiberprestupnosti-v-2020-godu (date of access: 01.06.2020).
3. Danilov A.P. Mysli, naveyannye VOZ, uskoreniem tsifrovizatsii i robotom-aktyorom (globalnaya podgotovka k legalizatsii nadnatsionalnogo organa upravleniya gosudarstvami) [Thoughts inspired by the WHO, the acceleration of digitalization, and the robot-actor (global preparation for the legalization of the supranational governing body of states)]. URL: https://ouzs.ru/news/mysli-naveyannye-voz-uskoreniem-tsifrovizatsii-i-robotom-aktyerom-globalnaya-podgotovka-k-legalizats/ (date of access: 28.06.2020).
4. Kriminogennaya situatsiya v Rossiyskoy Federatsii ostayotsya stabilnoy [The crime situation in the Russian Federation remains stable]. URL: https://mvdmedia.ru/news/official/kriminogennaya-situatsiya-v-rossiyskoy-federatsii-ostaetsya-stabilnoy/ (date of access: 01.06.2020).
5. Milyukov S.F. Kriminologicheskie khroniki vremyon pandemii [Criminological chronicles of the pandemic times]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2020, No. 2 (57), pp. 13-18.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Геннадий Николаевич Горшенков - доктор юридических наук, профессор, почётный профессор Санкт-Петербургского международного криминологического клуба, профессор кафедры уголовного права и процесса юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия); e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Gennady Nikolaevich Gorshenkov - Doctor of Laws, Professor, Honorary Professor of the St.-Petersburg International Criminology Club, Professor of the Department of Criminal Law and Process of the Law Faculty of the National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod, Russia); e-mail: [email protected]
РИМИНОАОГИЯ
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА