УДК 343.9 ББК 67.51
Н.А. Крайнова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: НЕ ПОРА ЛИ РАЗДЕЛЯТЬСЯ?
Аннотация: Распространение в мире новой коронавирусной инфекции породило многочисленные проблемы практически во всех сферах общественных отношений. В то время как глобализованный мир продемонстрировал неспособность противостоять глобальной угрозе в лице коронавируса, каждое государство самостоятельно определяет стратегию противодействия COVID-19 и меры поддержки своей экономики.
Ключевые слова: глобализация; пандемия; коронавирус; система здравоохранения; преступность. N.A. Krainova
GLOBALIZATION AND GLOBAL PROBLEMS: TIME TO SEPARATE?
Summary: The spread of the new coronavirus infection in the world has generated numerous problems in almost all spheres of public relations. While the globalized world has demonstrated its inability to confront the global threat of coronavirus, each state independently determines the strategy to counter COVID-19 and measures to support its economy.
Keywords: globalization; pandemic; coronavirus; health care system; crime.
Проблема, поднятая в докладе глубокоуважаемого С.Ф. Милюкова «Криминологические хроники времён пандемии», совершенно справедливо охарактеризована им как «драма планетарного масштаба» [3, с. 13]. С тех пор, как Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии коронавируса, эпидемиологическая ситуация на планете всё более усугубляется. Пока только Китай может похвастаться тем, что в целом справился с распространением инфекции - благодаря применению достаточно жёстких управленческих мер, чёткой организации противоэпидемио-логических мероприятий, подключению всего общества к борьбе с масштабной угрозой.
Сегодня у мирового сообщества нет точных прогнозов развития коронавирусной ситуации. Учёные предполагают самые разнообразные сценарии. Я же хотела остановиться на вопросах, которые, по моему мнению, являются концептуальными, стержневыми: насколько современный глобализованный мир готов к преодолению угрозы такого уровня? Возможно ли с ней справиться в принципе? И необходимо ли? Каким образом глобальные риски влияют на внутреннюю политику государства, в частности уголовно-правовую?
Экспоненциальное распространение ко-ронавирусной инфекции, наблюдаемое нами в мире, обусловлено глобализованными отношениями. Люди постоянно передвигаются по планете, границы между государствами - лишь элемент проверки граждан, но не препятствие для перемещения. Контрольные мероприятия, их объём и качество оговариваются странами, исполняются конкретными пограничными и таможенными службами и, как показывает практика, отданы на откуп самим государствам при отсутствии необходимого международного контроля. А страны сосредотачиваются в основном на контроле грузов, багажа и пассажиров на предмет провоза запрещённых вещей и уклонения от уплаты таможенных сборов и платежей. Однако нами были совершенно забыты такие вечные «спутники человека», как бактерии и вирусы: на уровне государств не осуществляется чёткий контроль за их возможным перемещением. Данная ситуация способствует распространению инфекций по всему миру, что мы и наблюдали на примере СОУГО-19.
Допустив распространение коронавирус-ной инфекции по всей планете, глобализован-ный мир оказался неспособным противостоять
2(57)2020
пандемии, в том числе в силу своих сущностных характеристик, он находится в растерянности. Да, государства наладили глобальные экономические, социальные, культурные связи, позволяющие говорить о некоем новом статусе человека - «гражданин мира», но они не смогли организовать функционирование глобальных «служб безопасности», противодействующих распространению глобальных угроз: информационных, террористических и вот теперь эпидемиологических. Глобали-зованный мир пока не в состоянии защитить себя ни от компьютерных вирусов, поражающих информационные системы, ни от биологического вируса, губящего человечество.
В ситуации пандемии государства остаются один на один с новым вызовом (так как помощи со стороны глобальных структур не поступает), берут на себя ответственность за принятие стратегических решений по противодействию угрозе, опираются только на свои ресурсы. И в этом, на наш взгляд, проявляется сущность государства как организации общества, призванной выполнять управленческие и охранительные функции (обеспечение безопасности, соблюдение прав человека на безопасную окружающую среду, медицинскую помощь, охрану здоровья). От того, насколько страна самостоятельна, насколько её системы способны выполнять свои функции, теперь зависит будущее населения.
В настоящий момент мы можем наблюдать разные государственные стратегии противодействия СОУГО-19: есть опыт Швеции и Белоруссии, где коронавирусные ограничения минимальны; есть примеры Италии и Испании - с максимально жёсткими мерами; некоторые страны чередуют усиление и ослабление ограничительных мер.
Перед государством как международным институтом стоит ряд задач:
1) продемонстрировать свою готовность противодействовать глобальной угрозе;
2) разработать и реализовать действенные предупредительные меры, направленные на недопущение попадания вируса извне;
3) организовать чёткую работу системы противодействия распространению вируса внутри страны.
В текущей ситуации государство обязано продемонстрировать свою жизнеспособность, положительные социальные перспективы, учитывая все последствия пандемии,
РИМИНОАОГИЯ
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
как с позиции человеческих ресурсов, так и имея в виду негативные тенденции экономического характера. Но пока, к сожалению, не всё идёт так, как нам бы хотелось.
Озвученная в СМИ сотни и сотни раз идея о том, что мир после пандемии уже не будет таким, как прежде, сегодня никем не оспаривается. Вопросы только в том, каким он будет, какие выводы для себя сделают государства и их руководители. В нынешних условиях власти крайне необходимо обратить свой взор на внутригосударственные проблемы: социальную, экономическую, культурную и иные сферы, системы образования, здравоохранения. При решении важных государственных задач следует опираться на собственный положительный опыт и исторические традиции, не копируя бездумно западные образцы, которые, особенно в последнее время, не выдерживают никакой критики.
Российская Федерация, как правопреемница СССР, в ситуации противодействия пандемии находится в более выгодном положении, нежели другие страны, так как имеет богатый опыт борьбы с различными бактериями и вирусами, выстроенную в советское время противоэпидемиологическую систему. Этот ресурс даёт нам возможность надеяться на благоприятное развитие коронавирусной ситуации в России.
Однако чрезмерного оптимизма быть не должно, в том числе потому, что, как справедливо отмечает С.Ф. Милюков, «распространение коронавируса ярко высветило вопиющую социальную проблему: несправедливость при распределении материальных и финансовых ресурсов в России... Это „распределение" привело к немощи отечественной системы здравоохранения. Она была обескровлена в результате проведения серии „оптимизаций", которые заключались в планомерном сокращении стационаров и поликлиник, ползучем внедрении платных „услуг" медиков» [3, с. 14].
И в «докоронавирусный» период население России не было удовлетворено качеством оказываемой медицинской помощи. По данным ВЦИОМ, состояние здравоохранения - третья по важности проблема, беспокоящая граждан (первые две - отсутствие роста зарплат и стагнация экономики). С одной стороны, такое положение обусловлено завышенными ожиданиями населения в части до-
ступности медицинской помощи и недопониманием им существа действующих в системе здравоохранения ограничений. С другой - с 2012 по 2016 г. в результате непродуманных реформ произошло сокращение мощностей государственной системы здравоохранения, и, как следствие, снизилась её «пропускная способность», т. е. возможность оказывать бесплатные медицинские услуги [4].
В настоящее время, когда нагрузка на систему здравоохранения в связи с пандемической угрозой всё увеличивается, недостатки реформы системы здравоохранения становятся заметнее. Ещё один важный аспект -«в период с марта по июнь этого года миллионы граждан оказались фактически взаперти, без действенного лечения хронических заболеваний и возможности получения профилактической медицинской помощи. Подобные условия более смертоносны, нежели зловредный коронавирус» [3, с. 14].
Очевидно, что для восстановления российской системы здравоохранения следует увеличить её бюджетное финансирование, а также организовать чёткий государственный контроль за её функционированием. Нельзя допускать развития рыночных отношений в ней. «Наше внимание должно быть обращено на меры по вытеснению из медицинской сферы равнодушия и корысти, наполнению её целительной духовностью» [2, с. 298]. Здравоохранение и образование могут находиться лишь в государственном бюджетном ведении, подальше от принципа «самоокупаемости». Здесь уместно вспомнить одну из выделяемых Д.А. Шестаковым основных причин воспроизводства преступности в России и мире: «противоречие между потребительством и духовностью, проявляющееся в ослаблении национальной идеи» [5].
Следует просчитывать все риски, связанные с угрозой быстрого распространения инфекции, особенно в условиях ограниченного пространства: в детских садах, школах, институтах, учреждениях системы ФСИН. И если в отношении лиц, обучающихся в образовательных учреждениях дошкольно-
го, среднего и высшего образования, были приняты решения о переводе их на дистанционное обучение и нахождение в условиях самоизоляции дома, то в части контингента учреждений системы ФСИН подобное решение принять достаточно сложно.
Однако некоторые страны идут по такому пути. Так, «тюрьмы в США начали массово выпускать заключённых из-за неоднократно зафиксированных в пенитенциарных учреждениях страны случаев заражения СОУГО-19» [1]. Конечно, речь идёт об осуждённых, страдающих заболеваниями, ухудшающими течение коронавирусной болезни, и совершивших незначительные преступления, но, тем не менее, это создаёт нагрузку на гражданские медицинские учреждения, вызывает недовольство у законопослушного населения.
Следует также подумать и о социально-экономических последствиях введённых про-тивоэпидемиологических мер, таких как рост безработицы, обнищание населения. В результате увеличится число корыстно-насильственных преступлений. Очень не хотелось бы вернуться к крайне криминогенной ситуации 1990-х гг. Для недопущения этого нам необходимо постоянно держать руку на пульсе, принимать жёсткие управленческие решения.
В настоящий момент весь мир находится в ожидании так называемой второй волны пандемии. Возможно, за ней будут третья, четвёртая и т. д. Вполне очевиден тот факт, что этот вирус останется с нами навсегда, а значит, обществу придётся учиться жить вместе с ним и противостоять ему. Необходимо мобилизовать государственные ресурсы, решать внутренние проблемы, в частности укреплять экономику, формулировать и реализовывать чёткую и понятную внутригосударственную политику. Руководство страны должно принимать решения в интересах России и её граждан, учитывающие складывающуюся ситуацию, российские реалии. Повторю: глобализованный мир продемонстрировал свою неспособность противостоять глобальным угрозам. Поэтому нам необходимо справляться с коронавирусной проблемой самостоятельно, сделав должные выводы.
2(57)2020
ПРИСТАТЕИНЫИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусаров А. Тюрьмы в США начали выпускать осуждённых из-за коронавируса. URL: https:// rg.ru/2020/03/20/tiurmy-v-ssha-nachali-vypuskat-zakliuchennyh-iz-za-koronavirusa.html (дата обращения: 26.06.2020).
2. ДаниловА.П. Криминология: Россия и Мир. СПб.: Полиграфическое предприятие № 3, 2018. 328 с.
3. Милюков С.Ф. Криминологические хроники времён пандемии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 2 (57). С. 13-18.
4. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России: 2018-2024 гг. URL: https://www.vshouz.ru/journal/2018-god/zdravookhranenie-rossii-2018-2024gg/ (дата обращения: 26.06.2020).
5. Шестаков Д.А. Криминологические заметки разных лет // Российский криминологический взгляд. 2001. № 2. С. 142-164.
REFERENCES
1. Gusarov A. Tyurmy v SShA nachali vypuskat osuzhdennykh iz-za koronavirusa [Prisons in the United States began to release convicts because of coronavirus]. URL: https://rg.ru/2020/03/20/tiurmy-v-ssha-nachali-vypuskat-zakliuchennyh-iz-za-koronavirusa.html (date of access: 26.06.2020).
2. DanilovA.P. Kriminologiya: Rossiya i Mir [Criminology: Russia and the World]. SPb.: Poligraficheskoe predpriyatie № 3, 2018. 328 p.
3. Milyukov S.F. Kriminologicheskie khroniki vremyon pandemii [Criminological chronicles of the pandemic times]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2020, No. 2 (57), pp. 13-18.
4. Ulumbekova G.E. Zdravookhranenie Rossii: 2018-2024 gg. [Healthcare in Russia: 2018-2024]. URL: https://www.vshouz.ru/journal/2018-god/zdravookhranenie-rossii-2018-2024gg/ (date of access: 26.06.2020).
5. ShestakovD.A. Kriminologicheskie zametki raznykh let [Criminological notes of different years]. Rossiyskiy kriminologicheskiy vzglyad - Russian Criminological View. 2001, No. 2, pp. 142-164.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Надежда Александровна Крайнова - кандидат юридических наук, доцент, член Санкт-Петербургского международного криминологического клуба, декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Nadezhda Aleksandrovna Krainova - PhD in Laws, Associate Professor, member of the St. Petersburg International Criminology Club, Dean of the Faculty of Law of Saint-Petersburg State Economic University (St. Petersburg, Russia); e-mail: [email protected]
РИМИНОАОГИЯ
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА