ЮЖНАЯ АЗИЯ - СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫЙ РЕГИОН ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ УЗБЕКИСТАНА
Strategy of Uzbekistan №01 (2021) / ISSN 2181-2535
партнерами. В частности, в результате открытой, конструктивной и добрососедской политики Узбекистана в отношении стран Центральной Азии за последние пять лет были решены такие сложные вопросы, как водопользование,
Начальник отдела центра «Стратегия развития»
Глубоко продуманные, взаимовыгодные и практические внешнеполитические реформы Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы дают свои результаты.
Узбекистан как равноправный член международных отношений проводит активную внешнюю политику на региональном и глобальном уровнях, развивает взаимовыгодные отношения с зарубежными
66
»
расширение транспортных коммуникаций, пересечение и делимитация и демаркация государственных границ [1].
Во внешней политике Узбекистана приоритетное значение имеет развитие партнерских отношений не только с соседними странами, но и с соседними регионами. В частности, особое значение имеет сотрудничество со странами региона Южной Азии с общим населением почти 2 млрд. человек, а ВВП - 3,5 трлн. долларов США, который обладаетуникальным потенциалом и широкими возможностями для Узбекистана и Центральной Азии.
В Послании Президента Ш.Мирзиёева Олий Мажлису и государственной программе на 2021 год[2] особое
внимание было уделено региону Южной Азии. В частности, в целях дальнейшего укрепления связей в духе давней дружбы, добрососедства, стратегического партнерства и взаимного доверия с соседними странами в регионах Центральной и Южной Азии было намечано на высоком уровне и эффективно провести конференцию на тему «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и
возможности» (263-й пункт). Проведение
данной престижной международной конференции запланировано на 1516 июля текущего года в городе Ташкенте.
Следует отметить, что для Узбекистана южноазиатский регион является стратегически важным и ускорение наших отношений с Индией и Пакистаном, которые являются ключевыми факторами этого региона заслуживает особого внимания. Эти страны являются важными партнерами Узбекистана как в рамках двустороннего сотрудничества, так и в рамках Шанхайской
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЛЭЫО™ И ЮЖНАЯ А3г1 /13
15.14 МЮЛЛ ТДШНЕНТ V Л-
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АЗИЯ: РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ»
•
Организации Сотрудничества [3].
Встречи Президента Узбекистана с главами государств Индии и Пакистана на высшем уровне, регулярный диалог свидетельствуют о стабильном развитии теплых отношений и сотрудничества между странами.
Кроме того, в последние годы динамично развиваются торгово-экономические связи Узбекистана со странами Южной Азии. В частности, несмотря на глобальную пандемию, общая внешняя торговля Узбекистана со странами региона Южной Азии по итогам 2020 года составила 1,38 млрд. долларов США, а доля региона Южной Азии в общем объеме внешней торговли составила 3,8% [4].
Следует отметить, что Президентом Узбекистана выдвинут ряд важных инициатив
по укреплению сотрудничества между Центральной и Южной Азией в торгово-экономической, транспортной, гуманитарной, туристической и других сферах.
В частности, в рамках реализации этих инициатив реализуются такие крупные инфраструктурные проекты, как трансафганский транспортный коридор с выходом из Центральной Азии в порты Индийского океана (железные дороги Мазари-Шариф - Кабул -Пешавар и Мазари-Шариф - Герат), линия электропередачи «Сурхан - Пули Хумри» с целью вовлечения Афганистана в процессы экономической интеграции в регионе, «Международный торговый центр Термез», создание свободных
экономических зон на
границе Узбекистана и Афганистана, а также культурно-гуманитарные проекты, такие как образовательный центр по обучению афганских студентов в городе Термез.
2 февраля 2020 года в рамках визита в Ташкент правительственных делегаций Исламской Республики Афганистан и Исламской Республики Пакистан по реализации проекта строительства железной дороги «Мазари-Шариф -Кабул - Пешавар» состоялось заседание трехсторонней рабочей группы высокого уровня. На нем была подписана совместная «дорожная карта» между Узбекистаном-Афганистаном и Пакистаном по строительству железной дороги «Мазари-Шариф -Кабул - Пешавар [5].
Протяженность железной дороги «Мазари-Шариф -
68
Кабул - Пешавар» составляет почти 600 км, ожидается, что ее строительство будет завершено в течение 5 лет. На проект планируется привлечь кредитные средства в размере 4,8 млрд. долларов США. Наряду с этим, строительство высоковольтной линии
электропередач «Сурхан - Пули-Хумри» и энергетического проекта САБА-1000, предусматривающего сезонные
избыточные поставки гидроэлектроэнергии из стран
Центральной Азии для удовлетворения растущего спроса на электроэнергию в Афганистане и Пакистане, значительно
сократит затраты на строительство железнодорожных участков [6].
В связи с этим, согласно анализу, строительство трансафганского транспортного коридора железной дороги - «Мазари-Шариф - Кабул -Пешавар» откроет государствам Центральной Азии новый и кратчайший путь выхода на рынки Южной Азии, создавая условия для диверсификации внешнеторговых маршрутов и увеличения транзитных возможностей стран региона. При этом сроки выхода поданному трансафганскому транспортному коридору в
пакистанские порты «Карачи» и «Гвадар» и транспортировки товарной продукции из Пакистана в Узбекистан могут быть сокращены с нынешних 35 дней до 3-5 дней. Кроме того, реализация проекта железной дороги «Мазари-Шариф -Кабул - Пешавар» резко сократит сроки межрегиональных перевозок грузов и откроет широкие возможности в сфере торговли, транспорта и транзита для государств Центральной и Южной Азии, а также стран Содружества Независимых государств, Европы, Ближнего и Среднего Востока. Строительство трансафганской железной дороги не
п г—I п I-1 (— 1 г—1ПI-1 Г—кг-] Г
Й I
пЗЙ ' ЙГ * т п1" Л-Й;1'.: г
-ЧОР--,„.„ „'ПИ I—
С □ [;
□ У 4 С1
I Ш
д т т
5Ш Ь 11 С
I с
только обеспечивает экономическую эффективность, но и имеетсоциально-политическое значение, служит обеспечению мира в Афганистане и улучшению благосостояния населения [7].
Кроме того, разнообразие транспортных путей, связывающих Европу с Азией, обеспечивающих выход стран Центральной Азии
к морским путям, будет способствовать укреплению позиций государств региона в глобальных цепочках поставок и производства. Строительство железной дороги «Мазари-Шариф -Кабул - Пешавар» внесет значительный вклад в обеспечение региональной безопасности. Улучшение социально-экономической ситуации в северных
и восточных районах Афганистана будет способствовать укреплению безопасности этого государства с соседними странами [8].
Выдвинутые Узбекистаном проект и инициатива строительства трансафганского коридора привлекли внимание международного сообщества и в настоящее время поддерживаются
70
рядом
международных финансовых организаций, таких как Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, а также Россией, Китаем, США и другими странами [9].
Следует отметить, что сегодняшняя открытая, конструктивная и прагматичная внешняя политика Узбекистана, наряду с повышением международного авторитета страны, способствует превращению Центральной Азии в стабильное и имеющее огромный потенциал пространство сотрудничества. В этой связи развитие сотрудничества со странами региона Южной Азии, дальнейшее укрепление связей в
Узбекистаном, имеют важное значение для обеспечения стабильности и экономического роста в регионах Центральной и Южной Азии.
духе вечной дружбы, добрососедства, стратегического партнерства и взаимного доверия, а также реализация крупных инфраструктурных и культурно-гуманитарных проектов, продвигаемых
Список использованной литературы:
[1] Tulyakov, E. & Khakimov, F. «Friendly Cooperation with Central Asian States - A Priority Direction of Uzbekistan's Foreign Policy». Caspian Policy Center. March 29, 2021. https:// www.caspianpolicy.org/friendly-cooperation-with-central-asian-states-a-priority-direction-of-uzbekistans-foreign-policy/
[2] «2017-2021 йилларда «Узбекистан Республикасини ривожлантиришнинг бешта устувор йуналиши буйича ^аракатлар стратегиясини «Ёшларни куллаб-кувватлаш ва адоли саломатлигини мустадкамлаш йили»да амалга оширишга оид Давлат дастури тугрисида»ги Узбекистан Республикаси Президентининг Фармони. Узбекистан Республикаси Крнунчилик маълумотлари миллий базаси - https://lex.uz/docs/5260791.
[3] «Замонавий дунёда Узбекистан таш;и сиёсатининг кун тартиби». Узбекистан Республикаси таш;и ишлар вазири Абдулазиз Комилов билан интервью. «Янги Узбекистан» газетаси. 2020 йил, 27 август, 163-сон.
[4] «Узбекистан Республикаси таш;и савдо айланмаси». Узбекистан Республикаси Давлат статистика кумитаси. 22 январь, 2021 йил - https://stat.uz/images/uploads/docs/ tashqi_savdo_uz_22012021.pdf.
[5] «Тошкент шадрида «Мозори-Шариф - Кобул - Пешавор» темир йулини куриш буйича ю;ори даражадаги уч томонлама ишчи гурудининг биринчи йигилиши булиб утди». Узбекистон Республикаси Инвестициялар ва таш;и савдо вазирлиги. 2 февраль, 2021 й., - https://mift.uz/uz/news/toshkent-sharida-mozori-sharif-kobul-peshavor-temir-julini-urish-bujicha-juori-darazhadagi-uch-tomonlama-ishchi-guruining-birinchi-jiilishi-bulib-utdi.
[6] «Узбекистон, Афгонистон ва Покистон темир йул курилиши буйича «Йул харитаси»ни имзоладилар». «Газета.^». 9 февраль, 2021 й., -https://www.gazeta.uz/ uz/2021/02/09/trans-afghan-railway/.
[7] Э. Арипов «Мазари-Шариф - Пешавар»: коридор в новое будущее Центральной и Южной Азии». «Газета.^». 11 февраля 2021 г., -https://www.gazeta.uz/ru/2021/02/11/ route/.
[8] Веселов А. «Узбекистан соединяет Центральную Азию с Южной». «Открытый город», - http://www.freecity.lv/v-mire/72516/.
[9]«УчастиеУзбекистанавкрупныхрегиональныхинвестиционныхинфраструктурных проектах в фокусе внимания кувейтской прессы». Информационного агентства «Дунё», 17 марта 2021 г., - https://dunyo.info/ru/site/inner/uchastie_uzbekistana_v_ krupnih_regionalynih_investitsionnih_infrastrukturnih_proektah_v_fokuse_vnimaniya_ kuveytskoy_pressi-pbX.