Ибрагимов У.Н
к.т.н., с.н.с., директор Научно-исследовательского информатизационного центра, Ташкент
Ибрагимова Д. Т.
руководитель Проекта по развитию логистической инфраструктуры и формированию цифровой экономики
Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития
и сокращения бедности Республики Узбекистан
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: УГЛУБЛЕНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Ключевые слова: Центральная и Юго-Восточная Азия, транзитные коридоры, CASA - 1000, ТАПИ, Международная транспортно-логистическая ассоциация, «Кабульский коридор».
Keywords: Central and Southeast Asia, transit corridors, CASA - 1000, TAPI, International Transport and Logistics Association, «Kabul Corridor».
Как известно, торговля является одним из наиболее верных показателей культурного уровня народа и развития экономических связей. Говоря о евразийском континенте, ярким примером этого является Великий Шелковый путь. Расширение маршрутов и развитие трансконтинентальной трассы, соединявшей Средиземноморье, Кавказ, Центральную Азию, Индию и Китай сыграло важную роль в многоплановом развитии этих стран.
Великий Шелковый путь соединил четыре могущественных региона - Китай, Аравийский полуостров, Европу и полуостров Индостан через Центральную Азию. Шли годы, века, тысячелетия и территория Великого Шелкового пути стала перекрестком цивилизаций, где сходились и распространялись по всему миру не только искусство и культура народов, но и мировые религии: Буддизм, Христианство и Ислам. Но самое главное, Центрально-азиатский регион стал центром мировых рынков, местом притяжения интенсивного торгово-информационного обмена. Именно поэтому территория этой древней магистрали всегда была центром интересов великих держав, ведомых желанием господствовать над нею.
На протяжении всей истории существования Великого Шелкового пути за право владения этой «золотой жилой» велась борьба. В разное время шло оспаривание территорий. Масштабными походами и войнами сюда шли великие империи Александра Македонского, арабских завоевателей, Чингисхана, хана Баязида, Тамерлана и др.
После великих географических открытий морского передвижения, относящихся к XV веку, межконтинентальные сухопутные торговые пути пришли в упадок. Так как по транспортировка дешевле гужевого вида перевозок, осуществляется она быстрее и дает возможность перевозки значительно больших объемов груза. Это стало периодом ухудшения функционирования Великого Шелкового пути. В это время в Европе начали формироваться сильные, региональные державы и как мы знаем из истории, мировые торговые рынки впоследствии переориентировались в Европу преимущественно на морские порты.
Перевозки грузов и транспортные коммуникации играют важную роль в развитии экономики Евразии. Грамотно выстроенная стратегия формирования и развития международных транспортных коридоров обеспечивает экономическое развитие не только отдельных регионов, но и других стран, связанных между собой трансрегиональными коммуникациями. Статистика показывает, что сегодня можно наблюдать многоплановое развитие отношений между рядом стран, в частности увеличение перевозок грузов1.
Существующие наземные транспортные маршруты в Европу с участием инфраструктур Казахстана и России соединяют северо-восток Китая, что не может удовлетворить запад и, особенно, юго-запад Китая, поскольку у этих территорий нет связи с Индией и Пакистаном, что не позволяет воспользоваться их внутренними сетями и морскими узлами и сдерживает интенсивность развития торгово-экономических отношений между этими странами и Китаем. Вместе с тем, отметим, что на протяжении долгого времени страны Юго-Восточной Азии заинтересованы в выходе на Европу, а страны Евросоюза в Юго-Восточную Азию по кратчайшим сухопутным маршрутам2.
Взаимный торговый оборот двух наиболее экономически продвинутых стран Юго-Восточной Азии - Индии и Пакистана со странами ЕС показывает стабильный рост, что приводит к появлению спроса на альтернативные виды транспорта: авиа-, авто- и железнодорожный. Вступление этих стран в 2017 году в полноправные члены ШОС способствует поиску решений, направленных на развитие международного товарооборота3.
1 Eurostat, the statistical office of the European Union. - https://ec.europa.eu/eurostat
2 Rasulov M., Ibragimov U., Rizaev A., Turdiev Kh. The combined transportation as a background for establishment of a new railway corridor China - Kyrgyzstan - Uzbekistan // The 8th International Symposium for Transportation Universities in Europe and Asia / Nanjing Institute of Railway Technology, China. 2015. - P. 127-133.
3 О Шанхайской организации сотрудничества. - http://rus.sectsco.org/about_sco/20151208/16789.html
В своем послании Олий Мажлису Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиеев отметил: «производство конкурентоспособной продукции, поиск новых международных рынков и увеличение экспорта, полноценное использование транзитного потенциала являются залогом устойчивого экономического роста. ...По мнению международных экспертов, за счет улучшения инфраструктуры, обеспечения прозрачности тарифов и открытия новых маршрутов транзитный потенциал нашей страны можно довести с нынешних 7 миллионов тонн до 16 миллионов»1.
Таким образом, можно отметить, что в ближайшем будущем поиск других альтернативных сухопутных маршрутов, по которым можно доставлять грузы в Европу и в обратном направлении? станет весьма актуальным.
Проект строительства железнодорожной линии «Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар» является логическим продолжением построенной железной дороги «Хайратон - Мазари-Шариф», которая позволит сформировать новый и кратчайший транзитный коридор с выходом на пакистанские и индийские железные дороги, а также к портам Аравийского моря (Гвадар, Карачи, Мумбаи и др.). Создавая единую железнодорожную инфраструктуру стран СНГ со странами Южной Азии (Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш), этот проект позволяет без дополнительных расходов обеспечить скорейшую транспортировку грузов по коридору «Север-Юг», соединяя крупнейшие рынки Южной Азии с рынками стран СНГ и Европы2.
Реализация проекта создает уникальные возможности и для Афганистана, формируя огромные транзитные потоки (до 20 млн. тонн в год)3. Кроме того, в экономический оборот вовлекаются десятки месторождений полезных ископаемых, расположенных в центральной части Афганистана, создаются новые рабочие места. Далее перевозки будут осуществляться по существующим магистралям Пакистана, Индии до Бангладеш, что существенно повышает эффективность проекта.
В целом реализация проекта трансафганской железной дороги позволит сократить сроки и стоимость транспортировки грузов по коридору «Север-Юг» на 30-40%. Так, сроки доставки грузов от границы России (ст. Озинки) до Дели составят 16-18 дней (147,2 долл. США/тн), а от Термеза до Дели - 8-10 дней (72,4 долл. США/тн). В соответствии с расчетами, уже в первые годы эксплуатации объемы перевозок могут вырасти до 30 млн. тонн.
Значение и эффективность данного проекта может существенно повыситься в случае его реализации синхронно с проектом строительства железнодорожной линии «Узбекистан - Кыргызстан - Китай», который самым коротким образом соединяет Китай с Пакистаном и Индией, что позволит в разы увеличить объемы перевозок за счет грузов из Китая в страны Центральной и Южной Азии и обратно. Строительство этой железной дороги даст дополнительные возможности и для Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, а также стран Кавказа, которые соединены единой железнодорожной сетью.
20 сентября 2018 г. на международном форуме «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности», в секционном заседании «Современное состояние и перспективы развития транспортно-транзитного потенциала стран Центральной Азии», в докладе на тему «Формирование единого, разветвленного и внешне интегрированного транспортного пространства в Центральной Азии» впервые были представлены научно обоснованные результаты исследований и преимуществ формирования «Кабульского коридора»4. По итогам заседания участники пришли к общему мнению в части необходимости продолжения сотрудничества в области совершенствования инициированных новых инновационных проектов.
Логическим продолжением обсуждения развития интегрированных транзитных коридоров в Центральной Азии стала многосторонняя встреча руководителей железнодорожных администраций России, Казахстана, Узбекистана, Афганистана, Пакистана, проведенная по инициативе ОАО «Российские железные дороги» и АО «Узбекистон темир йуллари» в Ташкенте 3-4 декабря 2018 года. На заседании был представлен основанный на научных исследованиях доклад на тему: «Транспортный коридор Россия - Казахстан - Узбекистан - Афганистан - Пакистан»5. По результатам встречи был подписан Протокол о создании совместной рабочей группы и финансового консорциума между железнодорожными администрациями Узбекистана, России, Казахстана, Афганистана и Пакистана. Председательство было делегировано узбекской стороне.
В марте 2019 года в Ташкенте прошла первая встреча многосторонней Рабочей группы по строительству транзитных железнодорожных линий через Афганистан. Данная встреча стала продолжением работы по практической реализации создания транспортных коридоров через афганскую территорию6.
1 Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева Олий Мажлису от 21 января 2020 г. - https://president. uz/ru/lists/view/3324
2 Rasulov M., Ibragimov U., Mirakhmedov M., Rizaev A. Central Asian transport corridors and prospects of Uzbekistan's further integration to the global transport network // The 7th International Symposium for Transportation Universities in Europe and Asia / Dalian Jiaotong University, China. 2014. - P. 25-30.
3 Отчет по государственному гранту ЕАЗ-ФК-0-14573-ЕАЗ-009 «Исследование путей пропуска транзитных поездов через территорию Узбекистана, обеспечивающего рост использования транзитного потенциала железной дороги республики», ТашИИТ 2014-2015 гг.
4 Ибрагимов У.Н. Формирование единого, разветвленного и внешне интегрированного транспортного пространства в Центральной Азии: доклад на международном форуме «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности», 20 сентября 2018 г., г. Ташкент. - http://www.railway.uz/ru/informat sionnaya_sluzhba/novosti/11941/
5 Ибрагимов У.Н. Доклад на многосторонней встрече руководителей железнодорожных администраций России, Казахстана, Узбекистана, Афганистана, Пакистана. - http://railway.uz/upload/iblock/af0/afDe8f76609f61c8b4aca94e47a52bce.pdf
6 Результат многосторонних переговоров: «Кабульский коридор». Информационная служба АО «Узбекистон темир йуллари», 11.04.2019 г. - http://www.railway.uz/ru/informatsionnaya_sluzhba/novosti/14457/
В сентябре 2019 года в Ташкенте состоялась вторая встреча многосторонней Рабочей группы по строительству транзитных железнодорожных линий через Афганистан1.
Кроме этого в Ташкенте 19-20 декабря 2019 года состоялась встреча руководителей железных дорог пяти стран -Азербайджан, Грузия, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан, с участием Министерства транспорта Республики Узбекистан. В рамках встречи участники договорились развивать международный мультимодальный маршрут «Страны АТР - Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Европа» с выработкой единых подходов по ускоренному пропуску контейнерных поездов и применении унифицированных, конкурентоспособных тарифов (включая тарифы на морские фидерные перевозки), что позволит существенно увеличить объем торговли не только между странами Центральной Азии и Закавказья, но и с другими государствами Европейского и Азиатского континента2. Председательство было делегировано узбекской стороне.
В результате договоренностей по участкам мультимодального маршрута с начала текущего года перевезено более тысячи контейнеров .
В качестве практических рекомендаций по сотрудничеству Узбекистана и Афганистана в транспортной сфере авторами4 предлагается ускорить механизм реализации проекта Узбекистан - Афганистан - Пакистан, так называемого «Кабульского коридора» в целях увеличения транзитного потенциала республики до строительства железнодорожной линии Мазари-Шариф - Кабул - Торкхем (Пакистан). А именно, необходимо ускорить использование существующих международных автотрасс и организацию интермодальных перевозок грузов по ним из/в Пешавара (Пакистан) до Галабы (Узбекистан) под операторством АО «Узбекистон темир йуллари», с взиманием тарифа как за железнодорожные перевозки. Компенсирование разницы между автомобильным и железнодорожным тарифами для перевозчиков по автотрассе в Афганистане можно было бы организовать за счет прибыли от пропуска транзитных грузов по маршруту Галаба - Каракалпакстан. Это позволит переориентировать грузовладельцев к перевозкам грузов по сухопутным маршрутам через Узбекистан.
Кроме того, в целях развития транспортно-логистических систем двух стран до строительства железнодорожных линий Узбекистан - Афганистан - Пакистан целесообразно создать логистические центры на станции Галаба (Узбекистан) и на станции Пешавар (Пакистан) для организации интермодальных перевозок (железнодорожным и автомобильным транспортом), что также позволит привлечь интерес к перевозкам грузов по этому направлению как грузовладельцев, так и транспортных компаний Афганистана.
В настоящее время по направлению пролегания новой железнодорожной линии Узбекистан-Афганистан-Пакистан реализуются проекты по прокладке высоковольтных линий электропередач «Сурхан (Узбекистан) - Пули-Хумри (Афганистан)» и CASA - 10005. CASA - 1000 является проектом сотрудничества в сфере электроэнергии между Кыргызстаном, Таджикистаном, Афганистаном и Пакистаном6 (рис. 1). Линия электропередач проходит вдоль рассматриваемого проекта железной дороги. Таким образом, строительство железной дороги может быть с электрификацией.
26 февраля 2020 года при поддержке Всемирного Банка в Ташкенте состоялось Первое заседание Транспортной платформы Центральная Азия - Южная Азия, в котором приняли участие делегации Афганистана, Таджикистана, Пакистана, Узбекистана, а также представители Министерства инвестиций и внешней торговли РУ, Министерства транспорта РУ, Всемирного Банка, Азиатского банка развития и др.7
На встрече представлена презентация маршрутов с прогнозными объемами перевозок:
1) Термез/Шерхан-Бандар - Мазари-Шариф - Герат - Барамча - Гвадар (протяженность - 2 750 км, объемы перевозок 10,4 млн. тонн);
2) Термез/Шерхан-Бандар - Мазари-Шариф - Джелалабад - Гвадар (протяженность - 3 450 км, объемы перевозок 9,0 млн. тонн);
1 Практическое многостороннее обсуждение развития новых транзитных коридоров. Информационная служба АО «Узбекистон темир йуллари», 25.09.2019 г. - http://www.railway.uz/ru/informatsionnaya_sluzhba/novosti/16218/
2 Достигнута договоренность о развитии мультимодального маршрута. Информационная служба АО «Узбекистон темир йуллари», 22.12.2019 г. - http://www.railway.uz/ru/informatsionnaya_sluzhba/novosti/17207/
3 Мультимодальный маршрут: Первый поезд с грузом прибыл в Грузию через Узбекистан. Информационная служба АО «Узбекистон темир йуллари», 27.01.2020 г. - http://railway.uz/ru/informatsionnaya_sluzhba/novosti/17564/; Контейнерный поезд с экспортной продукцией Узбекистана отправился в Турцию. Информационная служба АО «Узбекистон темир йуллари», 30.03.2020 г. -http://www.railway.uz/ru/informatsionnaya_sluzhba/novosti/18315/; Международные договоренности в действии, перспективы сотрудничества. Информационная служба АО «Узбекистон темир йуллари», 6.04.2020 г. - http://www.railway.uz/ru/informatsion naya_sluzhba/novosti/18331/; Наращивание сотрудничества в контейнеризации грузовых перевозок. Информационная служба АО «Узбекистон темир йуллари», 19.05.2020 г. - http://www.railway.uz/ru/informatsionnaya_sluzhba/novosti/18796/; Первый контейнерный поезд отправился по мультимодальному коридору «Китай - Кыргызстан - Узбекистан». Информационная служба АО «Узбекистон темир йуллари», 5.06.2020 г. - http://www.railway.uz/ru/informatsionnaya_sluzhba/novosti/19034/
4 Ибрагимов У.Н., Ибрагимова Д.Т. Системный анализ развития транзитных коридоров как фактор повышения экспорта транспортных услуг. // Сборник научных трудов IV Международной научно-практической конференции «Транспорт и логистика: пространственно-технологическая синергия развития». - Ростов-на-Дону, 2020. - С. 94-98.
5 Узбекистан строит линию, которая может стать составной частью ЛЭП CASA-1000. Информационная служба Электроэнергетического Совета СНГ. - http://energo-cis.ru/news/uzbekistan_stroit_liniyu/
6 О проекте CASA-1000. - http://www.casa-1000.org/index.php
7 Acting Minister to The Ministry of Transport Attends the First Meeting of Central Asia-South Asia Transport Cooperation in Tashkent Uzbekistan. The Afghanistan Railway Authority official website. - https://ara.gov.af/index.php/en/acting-minister-ministry-transport-attends-first-meeting-central-asia-south-asia-transport
3) Термез/Шерхан-Бандар - Мазари-Шариф - Джелалабад - Карачи (протяженность - 3 500 км, объемы перевозок 8,2 млн. тонн);
4) Термез/Шерхан-Бандар - Мазари-Шариф - Джелалабад - Дели (протяженность - 2 800 км, объемы перевозок 11,8 млн. тонн).
Рисунок 1.
Проект ЛЭП «СА8А1000» и «Сурхан (Узбекистан)-Пули-Хумри (Афганистан)»
При этом Всемирный Банк отметил, что Маршрут «Термез/Шерхан-Бандар - Мазари-Шариф - Джелалабад -Дели» является экономически и финансово наиболее целесообразным вариантом, в то время как Маршрут «Термез/Шерхан-Бандар - Мазари-Шариф - Герат - Барамча - Гвадар» - проект, осуществимый в краткие сроки с наивысшим уровнем стратегической совместимости.
Пакистан представил на заседании схему своих железных дорог с пояснениями основных железнодорожных магистралей. Были выявлены перспективные для Пакистана маршруты:
1. Ташкент - Термез - Кабул - Пешавар;
2. Кандагар - Кветта-Гвадар;
3. Пешавар - Исламабад - Карачи/Гвадар;
4. Пешавар - Кабул - Термез - Ташкент - Кашгар -Хотан - Гуаньджоу;
5. Пешавар - Кабул - Термез - Ташкент - Алматы - Урумчи - Ланчьжоу - Сиань.
То есть, маршрут «Пешавар - Кабул - Мазари-Шариф» является перекрестком перспективных маршрутов Пакистана, соединяющих Индийский Океан со странами Центральной Азии, Китаем, Россией, Кавказом и Европейским Союзом.
27 мая 2020 года в формате видеоконференции состоялось первое трехстороннее заседание «Узбекистан -США - Афганистан». Участники встречи отметили важность скорейшей реализации таких инфраструктурных проектов, как строительство линии электропередач «Сурхан - Пули-Хумри», железнодорожных маршрутов «Мазари-Шариф - Герат», «Мазари-Шариф - Кабул» с дальнейшим выходом на пакистанские морские порты1.
1 Помощь Афганистану в связи с пандемией СОУГО-19 необходимо расширить - МИД. Интернет-издание «Газета.ш», 28.05.2020 г. -https://www.gazeta.uz/ru/2020/05/28/support/?utm_source=push&utm_medium=telegram
На сегодняшний день на территории Афганистана по инициативе Туркменистана идет строительство транснационального газопровода Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ).
19 ноября 2013 года в Ашхабаде в рамках Международного нефтегазового форума состоялось подписание Сервисного соглашения с транзакционным советником между «Туркменгаз», Афганской газовой корпорацией, Корпорацией «Inter State Gas Systems (Private) Limited» (Пакистан), компанией GAIL и Азиатским банком развития по газопроводу ТАПИ1.
13 декабря 2015 года в туркменском городе Мары прошла церемония закладки первого камня строительства газопровода, который пройдет по маршруту Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ)2. 23 февраля 2018 года состоялась закладка афганского участка газопровода3.
Общая протяженность газопровода составит 1735 километров. По территории Туркменистана - 200 км, по территории Афганистана - 735 км, по территории Пакистана - 800 км. Планируется, что газопровод пройдет через афганские города Герат и Кандагар и достигнет окончательной своей точки - населенного пункта Фазилка, на границе Пакистана с Индией. Предполагается поставлять 90 млн. кубометров газа в сутки, из которых 38 млн. пойдет в Индию. Соответствующее соглашение на 30 лет заключили компания «Туркменгаз» с индийской GAIL и пакистанской Inter State Gas Systems. Однако реализация данного проекта осуществляется медленно в связи с недостаточностью финансирования, нестабильной ситуацией на туркмено-афганской границе и др.
Одним из вариантов ускорения реализации проекта газопровода ТАПИ является маршрут Галкыныш (Туркменистан) - Мазари-Шариф - Кабул - Джелалабад - Пешавар - Пакистан - Индия вместо направления через Герат.
В этом случае будут проходить вдоль одного маршрута несколько коммуникаций (рис. 2):
- существующая международная автомобильная трасса Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар;
- линии электропередач Сурхан - Пули Хумри - Кабул - Пешавар;
- предлагаемая электрифицированная железная дорога Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар;
- предлагаемый газопровод ТАПИ: Галкыныш (Туркменистан) - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар.
Токтогул О
р. Нарын
Кыргызстан
Рисунок 2.
Существующие и предлагаемые транспортно-коммуникационные проекты Афганистана
1 Азиатский банк развития стал транзакционным советником проекта газопровода ТАПИ // Электронная газета «Золотой век». - Ьйр:/Лигктеш81ап^оу.1т^11=5325
2 Дан старт строительству газопровода ТАПИ и третьей очереди освоения месторождения «Галкыныш» / Информационная служба Посольства Туркменистана в Республике Узбекистан, 13 декабря 2015 г. - https://uzbekistan.tmembassy.gov.tm/ru/news/646.
3 Стартовало строительство афганского участка газопровода ТАПИ / Информационное агентство «Inbusiness.kz», 23 февраля 2018 г. - https://inbusiness.kz/ru/last/startovalo-stroitelstvo-afganskogo-uchastka-gazoprovoda-tap
Несмотря на параллельное размещение рассматриваемых вариантов коммуникации один из них имеет то преимущество, что прохождение коммуникаций через столицу Афганистана - Кабул, внесет значительный вклад на развитие инфраструктуры густонаселенного района.
Кроме того, при реализации данных проектов, имеется ряд таких преимуществ как:
1. Упрощается обеспечение охраной всех коммуникаций, что приводит к выгодным условиям и сокращению финансовых затрат;
2. Сокращается расстояние, т.к. маршрут газопровода Мазари-Шариф - Кабул - Джелалабад - Пешавар - Пакистан - Индия составляет примерно 1 528 км, в то время как маршрут через афганские города Герат и Кандагар, далее до границы Пакистана с Индией составляет 1 725 км, следовательно, вышеуказанные факторы приведут к наименьшим эксплуатационным расходам, которые повлияют на снижение тарифа и срок окупаемости предлагаемого маршрута газопровода.
3. Существенному повышению уровню международного сотрудничества стран СНГ и ШОС с Евросоюзом в транспортно-логистической области послужат строительство железнодорожных линий:
а) «Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар», позволяющий сформировать два транспортных коридора «Индия -Пакистан - Афганистан - Узбекистан - Казахстан - Россия - Беларусь - Евросоюз» и «Индия - Пакистан - Афганистан - Узбекистан - Казахстан - Азербайджан - Грузия - Турция - ЕС».
б) «Кашгар - Торугарт - Арпа - Кош-Добо - Макмал - Джалал-Абад»1, позволяющий сформировать транзитный коридор «Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Афганистан - Пакистан - Индия», «Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Турция - ЕС», «Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан -Иран - Турция - ЕС».
4. Реализация проектов строительства вышеуказанных железнодорожных линий послужит повышению уровню международного сотрудничества стран СНГ и ШОС в транспортно-логистической области и экономическому развитию этих стран.
Исходя из вышеизложенного, можно определить следующий механизм реализации коммуникационного решения международной транспортной связи:
1. Создание логистических центров на станциях Мазари-Шариф или Галаба (Узбекистан) и на станции Пешавар (Пакистан) для организации интермодальных перевозок (железнодорожным и автомобильным транспортом);
2. Создание логистических центров на станции Кашгар (Китай) и на станциях Ош (Кыргызстан) или Андижан-Ахтачи (Узбекистан) для организации интермодальных перевозок (железнодорожным и автомобильным транспортом);
3. Формирование зоны мировой торговли на перекрестке транзитных коридоров Узбекистана;
4. Создание Международной транспортно-логистической ассоциации2, учитывая делегирование председательства ряда проектов Узбекистану, при уже существующей авторитетной организации ШОС, в которую могут войти все страны-участницы перевозок между Европой - Азией, Европой - Юго-Восточной Азией и Азией - ЦА - Юго-Восточной Азией, такие как: Китай, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Индия, Пакистан - члены ШОС и Туркменистан, Афганистан, Иран, Беларусь - наблюдатели. Ассоциация выступала бы в качестве регионального органа-регулятора нормативно-правовой базы, а также технических норм и стандартов, активно содействуя реализации мер и применению разнообразных инструментов и решений в организации импортных, экспортных и транзитных перевозок стран-участниц;
5. Формирование Международного интерактивного портала транспортно-логистических услуг, доступный через Интернет на базе Международной транспортно-логистической ассоциации;
6. Разработка и внедрение интеллектуальной системы на основе спутниковых технологий в сфере управления железнодорожными перевозками, позволяющей удаленно осуществлять мониторинг движения всех поездов стран-участниц Международной транспортно-логистической ассоциации ШОС.
1 Состоялось очередное обсуждение по вопросам строительства железной дороги Узбекистан-Кыргызстан-Китай. - https:// mintrans.uz/ru/news/o-zbekiston-qiгg-iziston-xitoy-temiг-yo-li-qurilishi-masalasi-yuzasidan-navbatdagi-muhokama-bo-lib-o-tdi
2
Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева на заседании совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в расширенном составе (г. Циндао, КНР, 10 июня 2018 года). - http://uza.uz/ru/politics/ vystuplenie-11-06-2018