Научная статья на тему 'Юридическому образованию — инновационный научно-образовательный ресурс (о проекте развития системы инновационного научно-и учебно-методического обеспечения образовательной подготовки юристов по программам высшего образования)'

Юридическому образованию — инновационный научно-образовательный ресурс (о проекте развития системы инновационного научно-и учебно-методического обеспечения образовательной подготовки юристов по программам высшего образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшая школа / научно-образовательные инновации / юридическое образование / научно-методическое обеспечение / higher education / scientific and educational innovations / legal education / scientific and methodological support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семён Яковлевич Лебедев

В статье обосновывается необходимость адаптации права и правоприменения к новым реалиям мира и жизни в нем человека в условиях формирования и развития шестого технологического уклада, определяются место и роль в оптимизации этих процессов юридического образования, аргументируется целесообразность качественной трансформации научно-образовательных ресурсов профессиональной юридической подготовки в высшей школе сообразно инновационным социально-правовым коммуникациям, предопределяемым новым технологическим укладом и перспективами его будущего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal education an innovative scientific and educational resource (on the project for the development of a system of innovative scientific, educational and methodological support for the educational training of lawyers under higher education programs)

The article substantiates the need to adapt law and law enforcement to the new realities of the world and human life in it in the conditions of the formation and development of the sixth technological order, determines the place and role in optimizing these processes of legal education, argues the feasibility of a qualitative transformation of scientific and educational resources of professional legal training in higher school in accordance with innovative social and legal communications, predetermined by the new technological order and the prospects for its future development.

Текст научной работы на тему «Юридическому образованию — инновационный научно-образовательный ресурс (о проекте развития системы инновационного научно-и учебно-методического обеспечения образовательной подготовки юристов по программам высшего образования)»

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 236-238. Eduction. Science. Scientific personnel. 2022;(2):236-238.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 37

doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-236-238

NIION: 2007-0062-2/22-123 MOSURED: 77/27-004-2022-02-323

Юридическому образованию — инновационный научно-образовательный ресурс

(о проекте развития системы инновационного научно-и учебно-методического обеспечения образовательной подготовки юристов по программам высшего образования)

Семён Яковлевич Лебедев

Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, Москва, Россия, Lebedev-sya@rguk.ru

Аннотация. В статье обосновывается необходимость адаптации права и правоприменения к новым реалиям мира и жизни в нем человека в условиях формирования и развития шестого технологического уклада, определяются место и роль в оптимизации этих процессов юридического образования, аргументируется целесообразность качественной трансформации научно-образовательных ресурсов профессиональной юридической подготовки в высшей школе сообразно инновационным социально-правовым коммуникациям, предопределяемым новым технологическим укладом и перспективами его будущего развития.

Ключевые слова: высшая школа, научно-образовательные инновации, юридическое образование, научно-методическое обеспечение

Для цитирования: Лебедев С.Я. Юридическому образованию — инновационный научно-образовательный ресурс (о проекте развития системы инновационного научно- и учебно-методического обеспечения образовательной подготовки юристов по программам высшего образования) // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 236 — 238. doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-236-238.

Legal education - an innovative scientific and educational resource

(on the project for the development of a system of innovative scientific, educational and methodological support for the educational training of lawyers under higher education programs)

Semyon Ya. Lebedev

Russian State University named after A.N. Kosygin, Moscow, Russia, Lebedev-sya@rguk.ru

Abstract. The article substantiates the need to adapt law and law enforcement to the new realities of the world and human life in it in the conditions of the formation and development of the sixth technological order, determines the place and role in optimizing these processes of legal education, argues the feasibility of a qualitative transformation of scientific and educational resources of professional legal training in higher school in accordance with innovative social and legal communications, predetermined by the new technological order and the prospects for its future development.

Keywords: higher education, scientific and educational innovations, legal education, scientific and methodological support

For citation: Lebedev S.Ya. Legal education — an innovative scientific and educational resource (on the project for the development of a system of innovative scientific, educational and methodological support for the educational training of lawyers in higher education programs) // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):236 — 238. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-236-238.

© Лебедев С.Я., 2022

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

Методология и технология профессионального обучения

Современная система образования, равно как и многие иные ключевые сферы обеспечения жизнедеятельности населения России (здравоохранение, правоохранение, экономика, технологии, финансы, продовольствие, экология, национальная безопасность и пр.), переживает вместе со всем миром переломные процессы шестого технологического уклада. Такой уклад, как известно, сопровождается многими трансформациями общественно-политического, экономического и бытового порядков жизни, международными конфликтами, природными и техногенными катаклизмами, требующими, прежде всего, адекватного научного осмысления и разработки следующей за ним и отвечающей духу времени системы общественного переустройства, нацеленного на сохранение и процветание человеческой цивилизации.

Высшее образование в этой системе воплощает в себе квинтэссенцию интеллектуального и профессионального совершенства, выступающего главной гарантией сохранения человеческого ресурса, способного не просто выживать в меняющемся мире, но и квалифицированно адаптировать и обращать его на пользу человека и человечества. В связи с этим система научного и учебно-методического обеспечения подготовки высокообразованных специалистов нового времени должна сама стремиться к совершенству и быть достойной сегодняшних и будущих целей формирования и развития нового человека.

Выступая частью этой системы, юридическое образование должно принять на себя миссию, с одной стороны, сохранения прочного правового фундамента как приоритетного и непререкаемого средства и одновременно условия, жизненно обоснованного принципа сохранения приемлемого для человеческих отношений (включая профессиональные) нормативно заданного порядка социальных коммуникаций, с другой — создать в рамках этого приоритета перспективные правовые модели и инструменты, обеспечивающие адаптацию права и правоприменения к новым реалиям мира с его вызовами, угрозами, опасностями и рисками. То есть сама система юридического образования и его ресурсного обеспечения должна быть инновационной сообразно инновационным социальным коммуникациям, предопределяемым новым технологическим укладом и перспективами его будущего развития.

Началом такой инновационной перестройки юридического образования могло бы стать формирование нацеленных на будущие социально-правовые практики новых государственных образовательных стандартов, что, как известно, процесс весьма длительный и трудоемкий, особенно в ус-

ловиях переизбытка административно-управленческих регламентов. Потому более рациональным представляется путь инновационной трансформации научно- и учебно-методического обеспечения юридического образования, не затрагивающей ключевые позиции существующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция», однако существенно меняющей содержание юридической подготовки будущих специалистов по основным традиционным отраслям права и учебным курсам, составляющим основу учебных планов высших образовательных учреждений юридической направленности.

Отсюда научно-практическому юридическому сообществу предлагается объединиться вокруг идеи модернизации существующей системы научно- и учебно-методического обеспечения юридического образования, а именно инициировать подготовку новых (в рамках существующих издательских форматов) учебников, учебных и научно-практических пособий, безусловно учитывающих перспективные нюансы современных и будущих социально-правовых отношений, стимулируемых к развитию, в первую очередь, НБИКС-технологиями1 шестого технологического уклада, а также сопровождающими его современными и прогнозируемыми вызовами, угрозами, опасностями и рисками. Представляется, что именно они будут составлять (отчасти составляют уже сегодня) основное предметное поле для инновационной юридической деятельности. Следовательно, обучение таковой не может быть обеспечено лишь существующим традиционным научно- и учебно-методическим потенциалом современной юридической литературы, каковая в избытке пребывает сегодня в библиотеках юридических вузов страны и на полках образовательных отделов книжных магазинов. Кстати, очевидно, что в большинстве своем она остается большей частью невостребованной нынешними студентами, в том числе в связи с упомянутыми выше аргументами.

В результате огромные средства, выделяемые государством на издание подобной литературы и ее приобретение образовательными учреждениями, фактически расходуются впустую. В итоге страдают все: и государство, и общество, и вузы, и студенты, и юридическое сообщество, и издательства, и юридическая практика. Главное же — дискредитирует себя система юридического образования, не отвечающая запросам инновационного времени.

1 Нано-, био-, инфо-, когнитивные и социальные технологии.

2022 / № 2 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

237

Конечно, речь ни в коем случае не идет об исключении из учебного процесса учебной литературы с классическим ресурсом традиционного юридического образования. Он есть и впредь должен оставаться фундаментом юридического образования. Однако, с учетом стремительно развивающихся в мире и в российском обществе инновационных процессов будущие правоприменители (а тем более правоохранители) сегодня остро нуждаются в формировании с помощью научно- и учебно-методического ресурса отвечающих этим инновационным запросам и вызовам инновационных профессиональных знаний, умений и навыков, обоснованно требующих, в свою очередь, своего инновационного оформления.

Таким образом, приступить к формированию научно- и учебно-методического ресурса, способного удовлетворить профессиональный запрос назревающих и будущих социально-правовых практик в связи с развитием шестого технологического уклада, сегодня можно созданием отраслевых групп ученых-юристов, поддерживающих идею инновационного юридического образования и устремленных к ее реализации в процессе подготовки соответствующих и н н о в а ц и о н н ы х, главным образом по своему содержанию (а, возможно, и по форме), прежде всего, учебных источников юридического знания, т.е. учебников, учебных и научно-практических пособий по основным предметным областям, на первом этапе соответствующим, к примеру, традиционным отраслям материального и процессуального (конституционного, международного, гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного и др.) права, а также теории государства и права, криминологии, криминалистике и др.

Базовым предприятием, способным взять на себя роль координатора инициируемого проекта, а также высококвалифицированно и оперативно реализовать его в системе юридического образования, может стать заслужившее высокий авторитет своей просветительской деятельностью издательство «ЮНИТИ-ДАНА».

На первом этапе формирования предлагаемого проекта инициативная группа, возглавляемая автором статьи, принимает на себя согласованные предварительно с коллегами-единомышленниками:

а) подготовку перечня фундаментальных учебных дисциплин, составляющих актуальную основу инновационного юридического знания и нацеленных на его формирование в условиях современной высшей школы перспективных традиционных и инновационных отраслевых научных, учебных и учебно-методических источников, с предварительным определением их наименований и кратким целевым синопсисом;

б) оценку существующего и перспективного интеллектуального кадрового ресурса ученых и специалистов, создание на его основе межвузовских авторских коллективов, представители которых потенциально воспринимают и принимают идею инновационного юридического образования, готовых к ее реализации в рамках своих отраслевых правовых знаний, профессионального опыта и интересов, деловых пространств;

в) проведение активной просветительской работы, направленной на повсеместную в рамках высшей школы пропаганду концепции инновационного юридического образования, придания ее реализации особого общественного звучания с целью формирования вокруг этой инновационной интеллектуальной деятельности благоприятного профессионального общественного мнения.

Предполагается, что инициируемый проект инновационного юридического образования может быть реализован в своих базовых научных, учебных и учебно-методических форматах в довольно короткое, не более одного-полутора лет, время. Последующее расширение его целевой научно-образовательной орбиты возможно на основе сопровождающего активный интеллектуально-публикационный процесс мониторинга внедрения формируемого инновационного научного, учебного и учебно-методического ресурса в систему подготовки высококвалифицированных юристов в образовательных учреждениях страны.

Разумеется, внедрение такого инновационного ресурса в систему подготовки юристов высшей образовательной квалификации потребует наряду с общественным профессиональным признанием соответствующего административного содействия и поддержки на главном ведомственном уровне, в Министерстве науки и образования Российской Федерации, на которое инициаторы проекта, безусловно, возлагают свои творческие надежды.

Информация об авторе

С.Я. Лебедев — заведующий кафедрой уголовного права и адвокатуры Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина, научный руководитель магистерской программы «Правовое обеспечение безопасности личности, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор.

Information about the author

S.Ya. Lebedev — Head of the Department of Criminal Law and Advocacy, Russian State University named after A.N. Kosygina, Scientific Supervisor of the Master's Program "Legal Support for Personal Security", Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor.

Статья поступила в редакцию 16.05.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 10.06.2022. The article was submitted 16.05.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 10.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.