Научная статья на тему 'О возможностях использования технологий искусственного интеллекта в сфере образования '

О возможностях использования технологий искусственного интеллекта в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / информационное право / искусственный интеллект / технологии в образовании / цифровизация / education / information law / artificial intelligence / technologies in education / digitalization

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Айгуль Ильясовна Рафикова

В работе рассматриваются возможности и проблемы применения технологий искусственного интеллекта в области образования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития технологий искусственного интеллекта в целях укрепления позиций государства в области цифровизации различных областей деятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Айгуль Ильясовна Рафикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the problems of artificial intelligence technologies in education

The possibilities and problems of using artificial intelligence technologies in education are discussed. The relevance of the work lies in the need to develop artificial intelligence technologies and digitalization of human activity in order to strengthen the position of our state.

Текст научной работы на тему «О возможностях использования технологий искусственного интеллекта в сфере образования »

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 252 — 254. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):252 — 254.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

УДК 378 NIION: 2007-0062-2/22-127

doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-252-254 MOSURED: 77/27-004-2022-02-327

О возможностях использования технологий искусственного интеллекта в сфере образования

Айгуль Ильясовна Рафикова

Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфа, Россия, uniknown@mail.ru

Аннотация. В работе рассматриваются возможности и проблемы применения технологий искусственного интеллекта в области образования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития технологий искусственного интеллекта в целях укрепления позиций государства в области цифровизации различных областей деятельности человека.

Ключевые слова: образование, информационное право, искусственный интеллект, технологии в образовании, цифровизация

Для цитирования: Рафикова А. И. О возможностях использования технологий искусственного интеллекта в сфере образования // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 252 — 254. doi: 10.24412/2073-33052022-2-252-254.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

About the problems of artificial intelligence technologies in education

Aigul I. Rafikova

Ufa State Aviation Technical University, Ufa, Russia, uniknown@mail.ru

Abstract. The possibilities and problems of using artificial intelligence technologies in education are discussed. The relevance of the work lies in the need to develop artificial intelligence technologies and digitalization of human activity in order to strengthen the position of our state.

Keywords: education, information law, artificial intelligence, technologies in education, digitalization For citation: Rafikova A.I. About the problems of artificial intelligence technologies in education // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):252 — 254 (In Russ.). doi: 10.24412/ 2073-3305-2022-2-252-254.

В работе рассматриваются возможности и проблемы применения технологий искусственного интеллекта в области образования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития технологий искусственного интеллекта в целях укрепления позиций государства в области цифровизации различных областей деятельности человека.

На сегодняшний день переход от индустриальной эпохи к информационно-технологической стал последствием информатизации и компьютеризации практически всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе образования. Современные электронные вычислительные машины и информационные системы могут трансли-

© Рафикова А.И., 2022

ровать цифровую информацию без непосредственного участия оператора, при этом следует отметить эффективность контроля и обеспечения целостности передаваемой информации. Цифрови-зация множества сфер жизнедеятельности человека на сегодняшний день неизбежно приводит к необходимости создания, а также массового использования технологий, обеспечивающих непрерывный процесс обработки большого количества данных, в частности технологий искусственного интеллекта (далее — ИИ), которые будут способствовать решению различных научно-технических задач, в том числе повышению качества предоставляемых образовательных услуг.

Необходимо отметить, что в настоящее время ИИ развивается повсеместно. Так, в некото-

Методология и технология профессионального обучения

рых странах данная технология частично приходит на смену традиционным методикам образования, а также обработки информации, например, известен ряд случаев использования нейро-сетей в образовании [2], что позволяет обрабатывать массивы данных, возникающих в процессе взаимодействия обучающихся, тьюторов, кураторов, методистов, преподавателей и пр. Таким образом, можно констатировать, что на данный момент ведется активное применение ИИ с целью оказания помощи в профессиональной деятельности самых разнообразных сфер.

Основная цель проводимого исследования — расширение области применения технологий ИИ в целях укрепления позиций государства в области цифровизации различных областей деятельности человека, в том числе сферы образования.

Хотелось бы также отметить, что на сегодняшний день элементы ИИ зачастую применяются для минимизации трудовых ресурсов, а также численности людей при решении различных задач. Создаваемые системы на основе нейронных сетей (далее — НС) способны анализировать события и осуществлять поиск данных по заданным алгоритмам. Так, успешны методики автоматической оценки по заданным критериям обучения, системы раннего предупреждения об академической ситуации, элементы нейросетевого формирования учебных планов и пр. Но необходимо помнить, что внедрение систем ИИ и переход в полностью автономный режим работы (без участия человека) в образовательном процессе на сегодняшний день невозможен. Следует учесть и тот факт, что у автоматики нет интуитивного восприятия информации, а также отсутствует воспитательная составляющая, которая, безусловно, является одним из важнейших элементов в образовании и становлении личности обучающегося [3].

Развитию искусственного интеллекта присущи как положительные, так и отрицательные особенности, которые порождают в том числе новые виды угроз. Велика вероятность взлома или изъятия баз данных из систем ИИ, что приведет не только к «информационному» подрыву (например, в области обработки персональных данных обучающихся), но и нарушению авторских прав разработчиков курсов и пр. Зачастую разработка проектов на основе ИИ осуществляется на базе систем открытого доступа. Например, системы интеллектуального формирования учебных планов и карт обучения, разработанные с использованием НС на базе открытых данных библиотек, могут являться объек-

том фальсификации сведений об образовательном процессе. По этой причине необходима своевременная разработка эффективных систем обеспечения информационной безопасности для такого рода систем [1].

Основными направлениями повышения доступности и качества данных, необходимых для развития ИИ, в настоящее время являются:

1) разработка унифицированных методологий, а также осуществления контроля за соблюдением данных методик;

2) создание и развитие инфраструктуры для обеспечения доступа к наборам фундаментальных данных.

Для реализации подобной стратегии возникает необходимость в создании нормативно-правовой базы, контролирующей в первую очередь обеспечение защиты данных и их целостности. Практическая и научная новизна изложенных положений заключается в повсеместном использовании НС, что позволило бы грамотно планировать и прогнозировать управленческие решения, оптимизировать обработку больших данных, автоматизировать технологические процессы [4], использовать автономные (полностью автоматические) системы и комплексы в различных отраслях промышленности, в том числе в образовании.

При всех положительных моментах использования ИИ имеются недостатки как в применении в области обучения, так и применительно к иным сферам жизнедеятельности человека: в промышленности, медицине, экономике и т.п. [5]. Поэтому на сегодняшний день о полной замене человека на устройства, обладающие ИИ, говорить пока рано, но использовать их в качестве вспомогательного средства для осуществления и решения рутинных задач вполне реально. По этой причине, в частности, в области образования, а также во многих других сферах жизнедеятельности человека возникает большая необходимость в повышении квалификации специалистов, связанных с применением систем на основе ИИ, совершенствовании навыков специалистов в области информационных технологий и пр.

Список источников

1. Антонов В.В., Калимуллин Н.Р., Харисо-ва З.И., Герфанова М.Р. Проблемы правового регулирования сферы искусственного интеллекта // Информационные технологии интеллектуальной поддержки принятия решений (1ТТБЯ' 2020): труды VIII Всерос. науч. конф.: в 2 т. Уфа, 2020. С. 10—14.

2022 / № 2 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

253

2. Даггэн С. С. Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям. 2020. 45 с.

3. Жданов АА. .Искусственный интеллект. М.: Лаборатория знаний, 2020. 360 с.

4. Филиппов ОА., Харисова З.И. Право международной безопасности: современное состояние и тенденции развития / / Вестник Института права Башкирского государственного университета. 2020. № 1 (5). С. 46—50.

5. Харисова З.И., Фетисов В.С. Система для экспрессного определения гранулометрического состава суспензий на основе видеотехнических средств и искусственной нейросети, дообучаемой в процессе работы // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2017. № 2. С. 57—64.

References

1. Antonov V.V., Kalimullin N.R., Kharisova Z.I., Gerfanova M.R. Problems of legal regulation of

the sphere of artificial intelligence. Information Technologies for Intelligent Decision Support (ITTDS'2020). Proceedings of the VIII All-Russian Scientific Conference. In 2 volumes. Ufa, 2020. P. 10—14.

2. Daggen S. S. Artificial intelligence in education: changing the pace of learning. UNESCO Institute for Information Technology. 2020. 45 p.

3. Zhdanov A A. Artificial intelligence. M.: Laboratory of Knowledge, 2020. 360 p.

4. Filippov OA., Kharisova Z.I. Law of international security: current state and development trends / / Bulletin of the Institute of Law of the Bashkir State University. 2020. N. 1 (5). pp. 46—50.

5. Kharisova Z.I., Fetisov V.S. System for Express Determination of the Granulometric Composition of Suspensions Based on Video Equipment and an Artificial Neural Network Retrained in the Process // Instruments and Systems. Management, control, diagnostics. 2017. No. 2. P. 57—64.

Информация об авторе

А.И. Рафикова — магистр кафедры автоматизированных систем управления Уфимского государственного авиационного технического университета.

Information about the authors

A.I. Rafikova — Master of the Department of Automated Control Systems, Ufa State Aviation Technical University.

Статья поступила в редакцию 1 5.04.2022; одобрена после рецензирования 1 6.05.2022; принята к публикации 10.06.2022.

The article was submitted 15.04.2022; approved after reviewing 16.05.2022; accepted for publication 10.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.