Научная статья на тему 'Роль проектной деятельности в воспитании физической культуры обучающихся 10— 11-х классов современной школы '

Роль проектной деятельности в воспитании физической культуры обучающихся 10— 11-х классов современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / воспитание / физическая культура / образовательные организации / project activity / education / physical culture / educational organizations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александр Сергеевич Толочанов, Евгения Антоновна Савченко, Татьяна Петровна Макарова

Для повышения эффективности образовательного процесса необходимы новые организационные, методические и научные идеи, необходимо искать новые подходы к воспитанию физической культуры в современной школе. Проектная деятельность приобретает широкое распространение в образовательном процессе, в том числе в сфере физической культуры и спорта. Привлечение обучающихся к участию в данной деятельности способствует развитию интереса к занятиям физической культурой и спортом. Однако в настоящее время недостаточно исследований, в которых освещались бы вопросы эффективности реализации проектов в школе по воспитанию физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александр Сергеевич Толочанов, Евгения Антоновна Савченко, Татьяна Петровна Макарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of project activity in education of physical education of students of grades 10-11 of the modern school

To increase the effectiveness of the educational process, new organizational, methodological and scientific ideas are needed, it is necessary to look for new approaches to physical culture. Project activity is becoming widespread in the field of physical culture and sports. Attracting students to participate in this activity contributes to the development of interest in physical education and sports. However, at present there are not enough studies that would highlight the issues of the effectiveness of the implementation of projects in the school for the education of physical culture.

Текст научной работы на тему «Роль проектной деятельности в воспитании физической культуры обучающихся 10— 11-х классов современной школы »

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 200-204. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):200-204.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 37 NIION: 2007-0062-2/22-114

doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-200-204 MOSURED: 77/27-004-2022-02-314

Роль проектной деятельности в воспитании физической культуры обучающихся 10-11-х классов

современной школы

Александр Сергеевич Толочанов1, Евгения Антоновна Савченко2, Татьяна Петровна Макарова3

1 2 3 Московский государственный областной университет, Москва, Россия

1 tolochanov.alex@yandex.ru

2 mack4r0valat@yandex.ru

3 maka.tatyana2014@yandex.ru

Аннотация. Для повышения эффективности образовательного процесса необходимы новые организационные, методические и научные идеи, необходимо искать новые подходы к воспитанию физической культуры в современной школе.

Проектная деятельность приобретает широкое распространение в образовательном процессе, в том числе в сфере физической культуры и спорта. Привлечение обучающихся к участию в данной деятельности способствует развитию интереса к занятиям физической культурой и спортом. Однако в настоящее время недостаточно исследований, в которых освещались бы вопросы эффективности реализации проектов в школе по воспитанию физической культуры.

Ключевые слова: проектная деятельность, воспитание, физическая культура, образовательные организации Для цитирования: Толочанов А.С., Савченко Е.А., Макарова Т.П. Роль проектной деятельности в воспитании физической культуры обучающихся 10—1 1-х классов современной школы // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 200—204. doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-200-204.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

The role of project activity in education of physical education of students of grades 10-11 of the modern school

Alexander S. Tolochanov1, Evgenia A. Savchenko2, Tatyana P. Makarova3

1 2' 3 Moscow State Regional University, Moscow, Russia

1 tolochanov.alex@yandex.ru

2 mack4r0valat@yandex.ru

3 maka.tatyana2014@yandex.ru

Abstract. To increase the effectiveness of the educational process, new organizational, methodological and scientific ideas are needed, it is necessary to look for new approaches to physical culture.

Project activity is becoming widespread in the field of physical culture and sports. Attracting students to participate in this activity contributes to the development of interest in physical education and sports. However, at present there are not enough studies that would highlight the issues of the effectiveness of the implementation of projects in the school for the education of physical culture.

Keywords: project activity, education, physical culture, educational organizations

For citation: Tolochanov A.S., Savchenko E.A., Makarova T.P. The role of project activity in education of physical education of students of grades 1 0— 1 1 of the modern school // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):200 — 204. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-200-204.

© Толочанов А.С., Савченко Е.А., Макарова Т.П., 2022

Проектная деятельность есть средство достижения цели через решение проблемы в условиях конкретного времени и ресурсов. Она направлена на четко определенный практический результат.

Проектную деятельность необходимо применять в образовательном процессе школы, потому что она дает возможность получать новые знания, которые не были получены в традиционном обучении, дает возможность связать теоретические знания с реальной жизнью. Технологии проектного обучения создают эффективные условия для обучения. Проектное обучение основано на том, что обучающиеся мотивированы на самостоятельный поиск и обработку необходимой учебной информации, умеют самостоятельно применять теоретические знания на практике, обладают навыками взаимодействия друг с другом в процессе образовательной деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Наблюдения свидетельствуют о том, что интерес обучающихся к занятиям физической культурой снижается. Это можно объяснять недостаточной методической оснащенностью содержания уроков, отсутствием вариативности в применении средств физического воспитания, низким уровнем теоретических знаний обучающихся и другими причинами.

Для формирования устойчивого интереса и положительной мотивации к занятиям физической культурой, на наш взгляд, необходимо активизировать проектную деятельность обучающихся. Если активность, самостоятельность, творчество обучающихся будут постоянно поощряться, то это будет хорошим стимулом не только посещать уроки физической культуры, но и дополнительные спортивные занятия.

Проектное обучение по воспитанию физической культуры обучающихся 10—11-х классов основано на том, что обучающиеся мотивированы на самостоятельный поиск и обработку необходимой учебной информации, умеют самостоятельно применять теоретические знания на практике, обладают навыками взаимодействия друг с другом в процессе образовательной деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Проекты спортивной тематики комплексно решают задачи, направленные на возрождение лучших культурных традиций, патриотическое воспитание, приобщение обучающихся к здоровому и безопасному образу жизни, подготовку к выполнению нормативов и требований нового комплекса ГТО, формирование навыков социального и информационно-коммуникативного взаимодействия.

Благодаря проектной деятельности обучающийся самостоятельно добывает знания и заин-

тересован в нетрадиционном и интересном представлении своего материала. Он не только получает знания, но и старается донести их до слушателей. Активное сочетание в образовательном процессе как традиционных форм обучения, так и инновационных, со-творчество в работе педагога и обучающегося, продуктивное со-трудничество в проектной деятельности позволяют достичь заметных результатов в воспитании физической культуры обучающихся 10—11-х классов.

В процессе изучения научной литературы и наблюдений по теме исследования выявлено, что мотивация к занятиям физической культурой и спортом может рассматриваться как состояние, которое зависит от мировоззрения обучающегося, отношения к конкретной физической деятельности, цели, результатов, которые предполагает сам обучающийся, от оценки своих возможностей, опыта успехов и поражений, отношения с педагогом, тренером.

Метод проектов на уроках физической культуры имеет свою специфику. Проектная деятельность играет важную роль для обучающихся 10— 11-х классов. Она не только активизирует воспитание физической культуры, но и формирует творческий подход к различным видам деятельности. В ходе исследовательской работы обучающимся 10—11-х классов предлагалась следующая тематика проектов по физической культуре:

■ «Хорошая осанка — красота и здоровье на всю жизнь»;

■ «Основы здорового образа жизни»;

■ «Виды физических нагрузок, их интенсивность»;

■ «Гимнастика и ее влияние на организм человека»;

■ «Здоровье каждого — богатство всех»;

■ «Культура здоровья человека»;

■ «Мы — за здоровое поколение»;

■ «Красота хореографии» и др.

Работа над проектами включала следующие этапы (табл. 1).

Исследовательская работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом у обучающихся 15—17 лет включала:

■ определение исходного уровня мотивации и влияющих на нее факторов;

■ организацию проектной деятельности, способствующей повышению мотивации к занятиям физической культурой и спортом;

■ наблюдение и корректировку по необходимости педагогических форм и методов повышения заинтересованности обучающихся;

■ подведение итогов, проверку эффективности методики формирования мотивации обучающихся 15—17 лет.

2022 / № 2 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

201

Таблица 1. Этапы работы над проектом

Этап Тема

Подготовительный Диагностика исходного уровня мотивации к занятиям физической культурой и спортом у обучающихся 15—17 лет. Оценка физической подготовленности

Теоретико-практический Коммуникативно-игровой тренинг «Проект? Проект!» Как выбрать тему проекта? Учимся выбирать научную литературу (экскурсия в библиотеку) Составление инструкции по выполнению действий Выдвижение идеи (мозговой штурм) проекта «О, как прекрасен спорт!» и подтемы: «Баскетбол», «Волейбол», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжные гонки», «Гандбол»; предлагаются виды спорта, входящие в школьную программу по ФК Развитие умений задавать вопросы. Оценка способа решения проблемы Развитие умения выдвигать гипотезы Защита проектно-исследовательской работы в рамках школьной научной конференции

Итоговый Закрепление мотивации к занятиям физической культурой и спортом у обучающихся 15—17 лет, обсуждение полученных результатов тестирования физического развития. Информирование родителей

В ходе проектной деятельности осуществлялись:

■ знакомство обучающихся с методами исследования и выработка умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в исследовательской деятельности в ходе работы над проектом;

■ формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

■ формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

■ формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;

■ формирование умения работать с полученной информацией (сбор, обработка данных, систематизация, хранение, использование);

■ формирование информационно-коммуникационных умений (оформление проекта, презентации к проекту, использование диаграмм и т.п.).

Работа над проектами по формированию физической культуры была направлена:

1) на воспитание активной, самостоятельной и инициативной позиции обучающихся;

2) формирование умения работать с литературными источниками, отбирать и анализировать информацию, проводить исследования, разрабатывать рекомендации выстраивать диалог с одноклассниками, взрослыми и др.;

3) формирование исследовательских умений;

4) формирование культуры здоровья и установок на здоровый образ жизни.

Нами были разработаны рекомендации для педагогов физической культуры по организации проектной деятельности.

1. В ходе определения темы проекта необходим учет возрастных особенностей обучающихся, так как именно от этого зависит выбор вида деятельности, с помощью которого будет реализован проект (например, творческая, игровая, исследовательская и т.д.). Выбранная тема должна быть актуальной, полезной, а самое главное — понятной для обучающихся.

Когда тема проекта выбрана, необходимо перед обучающимися поставить исследовательскую задачу, так как решение ее стимулирует развитие творческого, критического и эвристического мышления.

2. Необходимо оказать помощь в постановке цели и задач, а также в выдвижении гипотезы, т.е. предположения того, что в конечном итоге получат обучающиеся после завершения работы над проектом.

3. Следует оказать помощь в подборе материала, его анализе.

4. Необходимо указать продолжительность работы по проекту (сроки этапов, завершение, защита проекта).

5. Определение алгоритма деятельности педагога и обучающихся. При подготовке к проекту и в ходе работы над ним необходимо организовать как свою деятельность, так и деятельность обучающихся. Это делается для того, чтобы четко распределить время на выполнение заданий. При разработке заданий необходимо составить четкий алгоритм действий.

6. Оказание помощи в создании продукта деятельности; под продуктом проекта понимается все то, что обучающиеся представляют в конечном итоге, это может быть исследование, памятка, буклет, презентация, эссе, тезисы по теме, учебные карточки, схема и др.

7. Продукт проекта предполагает публичную презентацию, поэтому необходимо изложить обучающимся требования к ней и ознакомить с регламентом защиты. В ходе защиты проекта обучающиеся могут задавать вопросы по итогу проекта. Так педагог сможет проследить внимательное и заинтересованное отношение к обсуждаемой теме.

8. Оценивание обучающихся по результатам их деятельности должно носить объективный характер. Для того чтобы не возникло споров об оценке, необходимо заранее подготовить критерии оценивания и познакомить обучающихся с ними. Это может быть памятка, которая предоставляется обучающимся в начале проектной деятельности.

Существует еще такой способ оценивания результатов проектов, как создание «индивидуальной карты рейтинга оценки проектов обучающихся». В данной карте также существуют критерии оценивания, оценка педагога, оценка одноклассников (когда обучающиеся оценивают друг друга), а также самооценка, когда группа оценивает собственный результат и работу в команде. Данная карта является наиболее объективной при оценивании деятельности обучающихся, так как в оценивании участвует не только педагог, но и сами участники проекта. В критерии оценки проектов может входить достижение результатов, оформление проекта, процесс проекта (интеллектуальная, творческая, практическая деятельность), защита проекта, умение работать в команде. Количество критериев может вноситься и изменяться педагогами.

9. После того как произошла защита проекта, обязательно должна быть проведена рефлексия. Это делается для того, чтобы понять, насколько понравилось данная работа над проектом, что стоит подкорректировать, дополнить, изменить, изучить как педагогу в своей работе, так и обучающимся в своих знаниях.

Таким образом, проектная деятельность на занятиях по физической культуре позволяет реализовать требования к результатам освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и предметных умений. Большая часть современных обучающихся не является абсолютно здоровыми. Задача педагогического коллектива и родителей — сохранить здоровье детей, проводить профилактические мероприятия по оздоровлению и укреплению здоровья, ознакамливать обучающихся с информацией по ведению здорового образа жизни, свести на минимум вредные привычки и правильно мотивировать их к занятиям физической культуры. Важным средством такой мотивации является проектная деятельность.

Список источников

1. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2013. 175 с.

2. Волковская Т.Н. Проектирование как метод личностно ориентированного обучения // Начальная школа. 2006. № 40. С. 9—10.

3. Горащук В.П. Формирование культуры здоровья школьников (теория и практика). Луганск: Альма-матер, 2013. 388 с.

4. Зеленкова Г.В. Значение проектной деятельности учащихся в формировании культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности // Здоровьесберегающее образование. № 4. 2010. С. 50—52.

5. Кропотова H.A. Реализация проектного обучения для повышения эффективности образовательной деятельности // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2017. № 63 (1). С. 154—160.

6. Максачук Е.П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения. М.: Спутник +, 2016. 104 с.

7. Мельник A.A. Системный подход к формированию культуры здоровья участников учебно-воспитательного процесса // Палитра педагога. 2007. № 4. С. 14—17.

8. Патрикеев A.H. Физкультура в вопросах и ответах. Детский сад-начальная школа. М.: Издательские решения, 2015. 510 с.

9. Педагогическое проектирование физкуль-турно-спортивной деятельности: учеб. пособие / С.П. Миронова [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 147 с.

10. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2011. 192 с.

2022 / № 2 Education. Science. Scientific personnel

203

References

1. Baiborodova L.V. Project activity of schoolchildren in groups of different ages: a guide for teachers of educational organizations. M.: Enlightenment, 2013. 175 p.

2. Volkovskaya T.N. Designing as a method of personality-oriented learning // Primary school. 2006. No. 40. P. 9—10.

3. Gorashchuk V.P. Formation of schoolchild-ren's health culture (theory and practice). Lugansk: Alma mater, 2013. 388 p.

4. Zelenkova G.V. The value of the project activity of students in the formation of a culture of health and life safety / / Health saving education. No. 4. 2010. P. 50—52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kropotova NA. Implementation of project-based learning to improve the effectiveness of educational activities / / Pedagogical experience:

theory, methodology, practice. 2017. No. 63 (1). pp. 154—160.

6. Maksachuk E.P. Actualization of the formation of sports culture of the personality of the young generation. M.: Sputnik +, 2016. 104 p.

7. Melnik A.A. A systematic approach to the formation of a health culture of participants in the educational process // Palette of the teacher. 2007. No. 4. P. 14—17.

8. Patrikeev A.N. Physical education in questions and answers. Kindergarten-elementary school. Moscow: Publishing Solutions, 2015. 510 p.

9. Pedagogical design of physical culture and sports activity: study guide / S.P. Mironova [et al.]. Yekaterinburg: Publishing house Ros. state prof.-ped. un-ta, 2018. 147 p.

10. Polivanova K.N. Project activity of schoolchildren: a guide for teachers. M.: Enlightenment, 2011. 192 p.

Информация об авторах

А.С. Толочанов — магистрант кафедры теоретико-практических основ физического воспитания и спорта Московского государственного областного университета;

Е.А. Савченко — почетный профессор Московского государственного областного университета, доктор педагогических наук;

Т.П. Макарова — доцент кафедры теоретико-практических основ физического воспитания и спорта Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors A.S. Tolochanov — master student of the Department of Theoretical and Practical Foundations of Physical Education and Sports of the Moscow State Regional University;

E.A. Savchenko — Honorary Professor of the Moscow State Regional University, Doctor of Pedagogical Sciences;

T.P. Makarova — Associate Professor of the Department of Theoretical and Practical Foundations of Physical Education and Sports of the Moscow State Regional University, Candidate of Pedagogical Sciences.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.04.2022; одобрена после рецензирования 16.05.2022; принята к публикации 10.06.2022.

The article was submitted 15.04.2022; approved after reviewing 16.05.2022; accepted for publication 10.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.