Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ / БИОМЕХАНИКА ДВИЖЕНИЙ / МЕТОД ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Юрий Дмитриевич, Якунина Валентина Андреевна, Шпет Виктория Викторовна

В статье показан современный урок физической культуры с помощью аудиовизуальных средств обучения. Авторы обращают внимание, что занятие может проходить с помощью различных форм и методов, которые позволяют сформировать психологию обучения и воспитания учеников общеобразовательной школы в нестандартных условиях, а именно в условиях пандемии, при обучении физической культуре в дистанционном формате. Научно-педагогические исследования были проведены в условиях удаленного обучения в период самоизоляции учителей и учеников с 16 марта по 30 апреля 2020 г. в МОУ СОШ № 25 г. Сочи Краснодарского края в трех 9-х классах. В исследовании приняла участие студентка факультета спорта Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, изучившая курс «Биомеханика двигательной деятельности» и предложившая практико-ориентированный проект с методикой выполнения спортивного челленджа для активизации движений подростков в дистанционном режиме. Показан и предложен новый формат занятий, с визуализацией и мотивацией коллектива подростков доступными средства и формами, направленными на развитие гражданского патриотизма и физических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинников Юрий Дмитриевич, Якунина Валентина Андреевна, Шпет Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED PROJECT IN REMOTE FORMAT PERFORMED BY A PHYSICAL EDUCATION TEACHERT

The article shows a modern lesson of physical education with the help of audiovisual teaching tools. The authors draw attention to the fact that the lesson can take place with the help of various forms and methods that allow us to form the psychology of teaching and educating secondary school students in non-standard conditions, namely, in the conditions of a pandemic, during physical culture lessons in remote format. Scientific research was conducted on remote training during the period of self-isolation of teachers and students from March 16 to April 30, 2020 in the secondary school no. 25 in Sochi, Krasnodar District in three groups of 9th grade students. A student of the Department of Sports of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism who studied the “Biomechanics of Motor Activity” course took part in the scientific and pedagogical study and suggested a practice-oriented project with a methodology for performing a sports challenge to activate the movements of adolescents in remote mode. A new format of classes with visualization and motivation of a group of teenagers by available means and forms aimed at the development of civil patriotism and physical qualities is shown and suggested.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ»

!ssn i2587-943);p(conniine) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 ■ № 4 2021

Педагогические науки

УДК 796 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4.14

Научная статья

Ю. Д. Овчинников1И, В. А. Якунина1, В. В. Шпет2

И yurij.ovchinnikov@inbox.ru

'Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Российская Федерация 2Средняя общеобразовательная школа № 25 им. Героя Советского Союза С. Е. Войтенко, г. Сочи, Российская Федерация

Практико-ориентированный проект учителя физической культуры

в дистанционном формате

Аннотация: В статье показан современный урок физической культуры с помощью аудиовизуальных средств обучения. Авторы обращают внимание, что занятие может проходить с помощью различных форм и методов, которые позволяют сформировать психологию обучения и воспитания учеников общеобразовательной школы в нестандартных условиях, а именно в условиях пандемии, при обучении физической культуре в дистанционном формате. Научно-педагогические исследования были проведены в условиях удаленного обучения в период самоизоляции учителей и учеников с 16 марта по 30 апреля 2020 г. в МОУ СОШ № 25 г. Сочи Краснодарского края в трех 9-х классах. В исследовании приняла участие студентка факультета спорта Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, изучившая курс «Биомеханика двигательной деятельности» и предложившая практико-ориентированный проект с методикой выполнения спортивного челленджа для активизации движений подростков в дистанционном режиме. Показан и предложен новый формат занятий, с визуализацией и мотивацией коллектива подростков доступными средства и формами, направленными на развитие гражданского патриотизма и физических качеств.

Ключевые слова: урок физической культуры в дистанционном формате, биомеханика движений, метод проектных технологий, практико-ориентированный проект.

Дата поступления статьи: 18 мая 2021 г.

Для цитирования: Овчинников Ю. Д., Якунина В. А., Шпет В. В. (2021) Практико-ориентированный проект учителя физической культуры в дистанционном формате. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 15, № 4, с. 134-140. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4.14.

Scientific article

Yu. D. Ovchinnikov1®, V. A. Yakunina1, V. V. Shpet2

El yurij.ovchinnikov@inbox.ru

'Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar, Russian Federation Secondary school no. 25 named after Hero of the Soviet Union S. E. Voitenko, Sochi, Russian Federation

Practice-oriented project in remote format performed by a Physical Education teachert

Abstract: The article shows a modern lesson of physical education with the help of audiovisual teaching tools. The authors draw attention to the fact that the lesson can take place with the help of various forms and methods that allow us to form the psychology of teaching and educating secondary school students in non-standard conditions, namely, in the conditions of a pandemic, during physical culture lessons in remote format. Scientific research was conducted on remote training during the period of self-isolation of teachers and students from March 16 to April 30, 2020 in the secondary school no. 25 in Sochi, Krasnodar District in three groups of 9th grade students. A student of the Department of Sports of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism who studied the "Biomechanics of Motor Activity" course took part in the scientific and pedagogical study and suggested a practice-oriented project with a methodology for performing a sports challenge to activate the movements of adolescents in remote mode. A new format of classes with visualization and motivation of a group of teenagers by available means and forms aimed at the development of civil patriotism and physical qualities is shown and suggested.

Keywords: physical education lesson in remote format, biomechanics of movements, method of project technologies, practice-oriented project.

© Ю. Д. Овчинников, В. А. Якунина, В. В. Шпет, 2021

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Paper submitted: May 18, 2021.

For citation: Ovchinnikov Yu. D., Yakunina V. A., Shpet V. V. (2021) Practice-oriented project in remote format performed by a Physical Education teacher. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 15, no. 4, pp. 134-140. DOI: 10.17238/ issn1998-5320.2021.154.14.

Введение

Актуальность. Оздоровительные технологии развиваются по нескольким направлениям и принимают новые формы развития благодаря рекламе в Интернете. Самостоятельный способ оздоровления в режиме самоизоляции обрел популярность у различных социальных слоев населения. Одним из новомодных оздоровительных трендов стали челленджи. Челленджи как обучающая технология чему-то новому, необычному могут быть нескольких видов.

Неслучайно понятие «челлендж» означает вызов прежде своим вкусам, потребностям и привычкам. Развитие спортивного челленджа мало изучено и представлено в научной литературе (Визуализация проекта «Этноспорт челлендж». URL: http://ethnosport.ru/news/117.htm).

Спортивные челленджи получили свое развитие в условиях карантина, прежде всего, как психологическая и физическая поддержка отдельного человека в закрытом пространстве.

Постановка проблемы

В условиях самоизоляции ученики по 7-8 часов и более проводят у компьютера, мышцы находятся в одном статическом положении, из-за чего возникает слабость мышц и головные боли. Спина и глаза приобретают дополнительные заболевания (сутулость, синдром сухого глаза, снижение слуховых анализаторов, нарушение дыхания). Самым главным негативным фактором является, то, что дети находятся не на свежем воздухе в закрытом пространстве без активных движений. От отсутствия должной физической нагрузки и положительных эмоций наступает не только нарушение психоэмоционального фона, но понижение двигательной активности, из-за которого нарушается единый биомеханический комплекс двигательных возможностей, двигательных задач и двигательной памяти. Двигательная память, сформированная в детском возрасте, не только оказывает влияние на выбор профессии, но и формирует ритм двигательной деятельности человека на всю жизнь, отвечая в том числе и за долголетие. Замкнутое пространство нарушает восприятие человеком пространственно-временных характеристик. Главная проблема реабилитационной биомеханики — изучение ориентации в пространстве детей с различными заболеваниями (синдром Дауна, ДЦП). Биомеханика высших достижений в спорте выделяет в качестве одной из основных научных проблем управление человеческим телом в пространстве.

Проблема состоит в том, что на уроках физической культуры школьники не изучают принципы и законы биомеханики, а студенты вуза изучают только общий курс биомеханики, так как в учебном плане не предусмотрено академических часов для дифференцированной биомеханики. Новые формы и методы на уроках физической культуры в общеобразовательных школах вводятся как экспериментальные и инновационные, если к этому готовы физически и психологически не только обучающиеся, но и учитель физической культуры (Ведерникова, 2018).

Цель исследования — представить челлендж как метод формирования личной конкурентоспособности обучающихся физической культуре и спорту в образовательном пространстве школы и вуза для укрепления физического и психологического здоровья учеников в условиях вынужденной самоизоляции.

Студенты Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, изучая курс «Биомеханика двигательной деятельности», проводят научно-педагогические прикладные исследования по следующим направлениям: педагогическая биомеханика, биомеханика в проектных технологиях, биомеханика движений в игре, эргономическая биомеханика, реабилитационная биомеханика в рамках логико-компетентностного подхода. Профессиональные компетенции, определенные в учебном предмете, призваны помочь преподавателю и студенту выявить профессиональные возможности. Механизм реализации компетенций не вполне понятен студентам и преподавателям. С целью выявления профессиональных возможностей и нарабатывания социально-педагогических

Им 12587-94зхРопнпе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 ■ № 4 2021

Педагогические науки

навыков студенты при изучении предмета «Биомеханика двигательной деятельности»разрабатывают и внедряют на базе общеобразовательных школ практико-ориентированные проекты для развития школьного спорта, здоровьесберегающих технологий, пропаганды здоровьесберегающего образования в образовательном пространстве школы и вуза (Воробьева, Короева, 2019; Дубровина, 2017; Журавская, 2009; Халилова, Матвеев, 2019).

Материалы исследований

Научно-педагогические исследования были проведены в условиях удаленного обучения в период самоизоляции учителей и учеников с 16 марта по 30 апреля 2020 г. в МОУ СОШ № 25 г. Сочи Краснодарского края. В научно-педагогическом исследовании приняла участие студентка-магистрант факультета спорта Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Якунина Валентина Андреевна, которая предложила социально-образовательный проект спортивного челленджа своему бывшему учителю физической культуры (высшая квалификационная категория) и наставнику в педагогической практике Виктории Викторовне Шпет (Жданов, 2019).

Подростки услышали модное слово «челленджер» — «бросающий вызов». Суть челленджа заключается в том, чтобы сделать что-то такое, что не каждый смог бы повторить. Существуют различные виды челленджей. Спортивный челлендж был посвящен первому космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину. Учитель и ученица с помощью заданных биомеханических поза-движений на скорость надели майки с логотипом «Россия».

Время участниц челленджа: Первая — Виктория Шпет — 16 секунд. Вторая — Валентина Якунина — 18 секунд.

Такая форма научно-педагогического исследования в дистанционном формате с помощью аудиовизуальных технологий обучения проводилась впервые (Короева, Воробьева, 2019). Исследования со школьниками по физической культуре традиционно проводятся с реальными учениками с проведением измерений для получения статистических данных. Но ученики психологически не всегда готовы к такой форме исследований и, самое главное, не могут оценить полученный результат (Ковшова, 2017).

Данный формат исследования показал добровольность участников и готовность попробовать свои физические силы в выполнении комплексного творческого задания. Учитель показал выполнение упражнений на собственном примере, и это первый этап научного исследования — научный эксперимент (Фирсин, Липский, 2018). Педагоги не выбирали лучших учеников или физически подготовленных, в эксперименте приняли участие все классы, которые занимаются по расписанию физкультурой у учителя в данной школе, и это еще раз подтверждает объективность научных исследований и социальную направленность — оздоровление и поддержание интереса к урокам физической культуры (Сейсенбеков, Мухитдинов, 2018). Научно-педагогические исследования могут быть продолжены при активном сотрудничестве школы и вуза по данному практико-ориентированному проекту. Проект имеет не только обучающее значение, но и воспитательное (Никишин, Бумарскова, Лазарева, 2017; Савин, Фомин, 2008).

Результаты

В педагогическом эксперименте приняли участие ученики 9 классов и показали следующие результаты, характеризующие их физическую подготовленность на выполнение биомеханических движений в челлендже.

9 «Д» класс, в классе 32 обучающихся, все поучаствовали в первом челлендже. Скоростные качества учащихся, показавших лучшее время выполнения упражнения (с 1 по 10 место), представлены в табл. 1.

Все остальные ученики справились за время более 45 секунд. Это подтверждает фактор не только физической подготовки и двигательной активности, но и развития основных биомеханических характеристик.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Таблица1 - Сравнительные показатели выполнения первого челленджа учениками Table 1 - Comparative indicators of the first challenge by students

№ /п Имя Время, сек.

1 Александра* 24

2 Юлия 36

3 Нико* 31

4 Екатерина 42

5 Арсен* 21

6 Ярослав* 20

7 Татьяна* 23

8 Вероника* 24

9 Владимир* 20

10 Георгий 45

Ученики, показавшие результат выше 45 сек., в зачет не входили

9 «В» класс, в классе 31 обучающийся, все поучаствовали во втором челлендже (табл. 2). Второй вид физического упражнения был следующим. Биомеханические поза-движения ученика — ноги на ширине плеч, руки поднять вверх, подойти к стене на расстояние вытянутой руки. Оттолкнуться толчковой ногой и поднять вверх на стену маховую ногу, а затем толчковую. Стойка на руках у стены, пятки, ягодицы касаются стены, сделать одно отжимание (сгибание, разгибание рук в упоре) и, отталкиваясь пяткой от стены, опустить ноги на пол в исходное положение. Представлена десятка сильнейших, победителей.

Таблица 2 - Сравнительные показатели выполнения второго челленджа учениками Table 2 - Comparative performance indicators of the second challenge by student*

№ /п Имя Время, сек

1 Андрей* 14 сек

2 Маргарита 22 сек

3 Николай* 17 сек

4 Евгения 21 сек

5 Анатолий* 16 сек

6 Роман* 17 сек

7 Даниил* 18 сек

8 Вероника* 16 сек

9 Владимир* 12 сек

10 Ростислав 17 сек

Выбраны 10 лучших результатов.

В 9 «Е» классе педагоги усложнили выполнение эксперимента.

Методика выполнения задания состоит в следующем. Биомеханические поза-движения ученика: ноги на стене, руки в упоре на полу. Майка надета на тело, необходимо на скорость снять майку и надеть ее, находясь в этом же положении. В биомеханике широко используются механические характеристики движущегося тела.

Как видно из представленных результатов, время выполнения задания увеличилось, у учеников заметна была усталость. Остальные результаты были до 1 мин. и более. В биомеханике двигательной

!ssn i2587-943xponhne) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 4 2021

Педагогические науки

деятельности человека приняты пространственно-временные характеристики, которые определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат двигательных действий.

Анализ показал, что не все ученики физически готовы к выполнению задания. Ученики, которые занимаются спортом дополнительно помимо уроков физкультуры (имена в таблицах отмечены звездочками), показали более высокий результат, нежели все остальные обучающиеся. Задание развивает скоростные качества и показывает биомеханические характеристики: ловкость, гибкость, силу и выносливость, скоординированность движений (Полевой, 2021). Исследование показало, что без физической подготовки ученикам сложно выполнять задания такого типа.

Таблица 3 - Сравнительные показатели выполнения третьего челленджа учениками Table 3 - Comparative performance indicators of the third challenge by students

№ /п Имя Время, сек

1 Алексей* 40 сек

2 Марина 42 сек

3 Михайл* 39 сек

4 Теона 41 сек

5 Василий* 43сек

6 Александр* 40 сек

7 Сергей* 44 сек

8 Вероника* 45 сек

9 Владимир* 38 сек

10 Даниэль 43 сек

Отобрано 10 лучших по времени результатов *Отмечены имена детей, которые регулярно занимаются спортом, посещая спортивные секции

Выводы

Ученики были в восторге от новой формы оздоровления, мотивации на движения в домашних условиях (Войнар, Костюченко, Чистяков, 2013; Ревенко, Сальников, 2018).

Представлен новый взгляд на занятия по физической культуре, новый формат утренней физзарядки для подростков с помощью аудиовизуальных технологий в дистанционном формате. В связи с введением карантина и невозможностью проводить уроки физической культуры в школе в спортивном зале или на оборудованной спортивной площадке педагоги нашли выход: без скучных тестов и кроссвордов и дали возможность ученикам поддержать свою физическую форму и показали это на собственном примере. Следует заметить, что школа участвует во многих краевых и российских спортивных соревнованиях, а также на базе школы внедрены несколько практико-ориентированных проектов по стритболу, скиппингу, кроссфиту.

В научно-педагогическом исследовании приняли участие три 9-х класса. Именно в этом возрасте ученики нуждаются в активизации двигательной деятельности, снижена выносливость. Педагоги показали спортивный челлендж по надеванию майки и посмотрели, как ученики выполнили физическое упражнение дома на время. В данном научно-педагогическом исследовании представлен новый формат проведения не только прикладного исследования, но и урока физической культуры с учениками 9 классов общеобразовательной школы (Горелик, Филиппова, 2019). Такая методика проведения занятия не только интересна подросткам, но и полезна для организма. Педагоги показали, что любой учитель физической культуры с учениками своей общеобразовательной школы может проводить занятия такого формата в домашних условиях дистанционно (Поляков, 2016).

Современный урок физической культуры с помощью аудиовизуальных средств обучения может проходить с использованием различных форм и методов, которые позволяют сформировать психологию обучения и воспитания подростков в нестандартных условиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Источники

Ведерникова Л. В., Еланцева С. А., Поворознюк О. А. (2018) Основные направления развития исследовательской деятельности учителей физкультуры сельских и городских школ. Теория и практика физической культуры, № 11, с. 97-99.

Войнар Ю., Костюченко В. Ф., Чистяков В. А. (2013) Факторы, детерминирующие отношение учащихся старших классов к урокам физической культуры. Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта, № 5 (99), с. 21-26.

Воробьева И. Н., Короева Т. Б. (2019) Современные тенденции формирования здорового образа жизни студентов. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 8, № 4 (29), с. 48-50.

Горелик В. В., Филиппова С. Н. (2019) Новая физкультура в школе: коррекционно-оздоровительное использование физиологических показателей учащихся как маркеров нарушителей физического развития и здоровья. Человек. Спорт. Медицина, т. 19, № 1, с. 42-49.

Дубровина Л. А. (2017) Системный подход в организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Психология обучения, № 12, с. 5-11.

Жданов С. И. (2019) Структура и содержание физкультурно-оздоровительного стиля жизни студенческой молодежи. Балтийский гуманитарный журнал, т. 8, № 2 (27), с. 40-42.

Журавская Н. В. (2009) Физическая культура и спорт в образовательном пространстве вуза для формирования психологического и физического здоровья будущих учителей. Двигательная активность в контексте формирования физической культуры личности. Ученые записки Университета имени п. Ф. Лесгафта, № 9 (55), с. 38-43.

Ковшова Е. С. (2017) Родители о роли школы в формировании здорового образа жизни ребенка. Наука и школа, № 3, с. 31-39.

Короева Т. Б., Воробьева И. Н. (2019) Физическая культура как основной фактор саморазвития студентов. Балканско научно обозрение, т. 3, № 3 (5), с. 26-28.

Никишкин В. А., Бумарскова Н. Н., Лазарева Е. А. (2017) Эффективность физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности студентов Вуза (из опыта работы кафедры физкультуры и спорта национального исследовательского московского государственного строительного университета). Педагогика и психология образования, № 4, с. 69-75.

Поляков С. Д. (2016) Основы педагогическо-психологической теории социального воспитания. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, т. 5, № 3, с. 260-269.

Полевой Г. Г. (2021) Развитие быстроты движения у детей 13-14 лет с разной типологией с использованием ско-ростно-силовой тренировки. Современные проблемы науки и образования, № 3, с. 69.

Ревенко Е. М., Сальников В. А. (2018) Мотивация обучающихся к двигательной активности в условиях различной организации физического воспитания. Образование и наука, т. 20, № 8, с. 112-128.

Савин Е. Ю., Фомин А. Е. (2008) Предмет педагогической психологии: психология обучения или психология воспитания. Вопросы психологии, № 5, с. 126-129.

Сейсенбеков Е. К., Мухитдинов Е. М., Сакаева Л. Б., Тастанов А. Ж. (2018). Методы организации уроков физической культуры в малокомплектных школах. Физическое воспитание и спортивная тренировка, № 3 (25), с. 50-60.

Фирсин С. А., Липский Е. В. (2018) Отношения преподавателей физической культуры к разнообразным инновационным программам, технологиям, методикам. Современные проблемы науки и образования, № 5, с. 123.

Халилова А. Ф., Матвеев Г. В. (2019) Психолого-педагогические аспекты формирования здоровьесберегающей деятельности у студентов Вузов. Казанский педагогический журнал, № 3 (134). с. 138-143.

References

Vedernikova L. V., Elantseva S. A., Povoroznyuk O. A. (2018) Osnovnyye napravleniya razvitiya issledovatel'skoy deyatel'nosti uchiteley fizkul'tury sel'skikh i gorodskikh shkol [The main directions of development of research activities of physical education teachers in rural and urban schools]. Theory and Practice of Physical Culture, no. 11, pp. 97-99. (In Russian).

Voynar Yu., Kostyuchenko V. F., Chistyakov V. A. (2013) Faktory, determiniruyushchiye otnosheniye uchashchikhsya starshikh klassov k urokam fizicheskoy kul'tury [Factors determining the attitude of high school students to physical culture lessons]. Uchenye zapiski Universiteta imeni P. F. Lesgafta - Scientific Notes of the P. F. Lesgaft University, no. 5 (99), pp. 21-26. (In Russian).

Vorobyova I. N., Koroeva T. B. (2019) Sovremennyye tendentsii formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov [Modern trends formation of a healthy lifestyle of students]. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 8, no. 4 (29), pp. 48-50. (In Russian).

Gorelik V. V., Filippova S. N. (2019) Novaya fizkul'tura v shkole: korrektsionno-ozdorovitel'noye ispol'zovaniye fiziologicheskikh pokazateley uchashchikhsya kak markerov narushiteley fizicheskogo razvitiya i zdorov'ya [New physical education at school: correctional and recreational use of physiological indicators of students as markers of violators of physical development and health]. Human. Sport. Medicine, vol. 19, no. 1. pp. 42-49. (In Russian).

Dubrovina L. A. (2017) Sistemnyy podkhod v organizatsii vzaimodeystviya sub''yektov obrazovatel'nogo protsessa [A systematic approach in the organization of interaction of subjects of the educational process]. Psychology of Education, no. 12, pp. 5-11. (In Russian).

Zhdanov S. I. (2019) Sistemnyy podkhod v organizatsii vzaimodeystviya sub''yektov obrazovatel'nogo protsessa [The structure and content of the physical culture and wellness lifestyle of students]. Baltic Humanitarian Journal, vol. 8, no. 2 (27), pp. 40-42 (In Russian).

Zhuravskaya N. V. (2009) Fizicheskaya kul'tura i sport v obrazovatel'nom prostranstve vuza dlya formirovaniya psikhologicheskogo i fizicheskogo zdorov'ya budushchikh uchiteley. Dvigatel'naya aktivnost' v kontekste formirovaniya fizicheskoy kul'tury lichnosti [Physical culture and sports in the educational space of the university for the formation of psychological and physical health of future teachers. Motor activity in the context of the formation of physical culture of the individual]. Uchenye zapiski Universiteta imeni P. F. Lesgafta - Scientific Notes of the P. F. Lesgaft University, no. 9 (55), pp. 38-43. (In Russian).

Педагогические науки

Kovshova E. S. (2017) Roditeli o roli shkoly v formirovanii zdorovogo obraza zhizni rebenka [Parents about the role of school in the formation of a healthy lifestyle of the child]. Science and School, no. 3, pp. 31-39. (In Russian).

Koroeva T. B., Vorobyova I. N. (2019) Fizicheskaya kul'tura kak osnovnoy faktor samorazvitiya studentov [Physical culture as the main factor of students' self-development]. Balkan Scientific Review, vol. 3, no. 3 (5), pp. 26-28. (In Russian).

Nikishkin V. A., Bumarskova N. N., Lazareva E. A. (2017) Effektivnost' fizkul'turno-sportivnoy i ozdorovitel'noy deyatel'nosti studentov Vuza (iz opyta raboty kafedry fizkul'tury i sporta Natsional'nogo issledovatel'skogo Moskovskogo gosudarstvennogo stroitel'nogo universiteta). [The effectiveness of physical culture, sports and wellness activities of University students (from the experience of the Department of Physical Education and Sports of the National Research Moscow State University of Civil Engineering)]. Pedagogy and Psychology of Education, no. 4, pp. 69-75. (In Russian).

Polyakov S. D. (2016) Osnovy pedagogichesko-psikhologicheskoy teorii sotsial'nogo vospitaniya [Fundamentals of pedagogical and psychological theory of social education]. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, vol. 5, no. 3, pp. 260-269 (In Russian).

Polevoy G. G. (2021) Razvitiye bystroty dvizheniya u detey 13-14 let s raznoy tipologiyey s ispol'zovaniyem skorostno-silovoy trenirovki [Development of speed of movement in children aged 13-14 years with different typologies using speed-strength training]. Modern Problems of Science and Education, no. 3, p. 69 (In Russian).

Revenko E. M., Salnikov V. A. (2018) Motivatsiya obuchayushchikhsya k dvigatel'noy aktivnosti v usloviyakh razlichnoy organizatsii fizicheskogo vospitaniya [Motivation of students to motor activity in the conditions of various organizations of physical education]. The Education and Science, vol. 20, no. 8, pp. 112-128. (In Russian).

Savin E. Yu., Fomin A. E. (2008) Predmet pedagogicheskoy psikhologii: psikhologiya obucheniya ili psikhologiya vospitaniya [The subject of pedagogical psychology: the psychology of learning or the psychology of education]. Voprosy Psychologii - Questions of Psychology, no. 5, pp. 126-129 (In Russian).

Seisenbekov E. K., Mukhitdinov E. M., Sakaeva L. B., Tastanov A. Zh. (2018). Metody organizatsii urokov fizicheskoy kul'tury v malokomplektnykh shkolakh [Methods of organizing physical education lessons in small schools]. Physical Education and Sports Training, no. 3 (25), pp. 50-60. (In Russian).

Firsin S. A., Lipsky E. V. (2018) Otnosheniya prepodavateley fizicheskoy kul'tury k raznoobraznym innovatsionnym programmam, tekhnologiyam, metodikam [Attitudes of physical education teachers to various innovative programs, technologies, methods]. Modern Problems of Science and Education, no. 5, p. 123. (In Russian).

Khalilova A. F., Matveev G. V. (2019) Psikhologo-pedagogicheskiye aspekty formirovaniya zdorov'yesberegayushchey deyatel'nosti u studentov Vuzov [Psychological and pedagogical aspects of the formation of health-saving activity among university students]. Kazanskiy Pedagogicheskiy Zhurnal - Kazan Pedagogical Journal, no. 3 (134), pp. 138143. (In Russian).

Информация об авторах

Овчинников Юрий Дмитриевич

Кандидат технических наук, доцент кафедры биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (350015, РФ, г. Краснодар, ул. им. Буденного, 161). РИНЦ Author ID: 398997. E-mail: yurij.ovchinnikov@inbox.ru Якунина Валентина Андреевна

Магистрант. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (350015, РФ, г. Краснодар, ул. им. Буденного, 161). Шпет Виктория Викторовна

Учитель физической культуры. Средняя общеобразовательная школа № 25 имени Героя Советского Союза C. Е. Войтенко (54340, РФ, г. Сочи, ул. Ульянова, 55.).

Authors information

Yuri D. Ovchinnikov

Cand. Sc. (Engineering), Associate Professor of Biochemistry, Biomechanics and Natural Science Disciplines Department. Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism (161 Budenny St., Krasnodar, 350015, Russian Federation). RSCI Author ID: 398997. E-mail: yurij.ovchinnikov@inbox.ru Valentina A. Yakunina

Master's student. Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism (161 Budenny St., Krasnodar, 350015, Russian Federation). Victoria V. Shpet

Physical education teacher. Secondary school no. 25 named after Hero of the Soviet Union S. E. Voitenko (55 Ulyanov St., Sochi, 54340, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.