Научная статья на тему 'Взаимосвязь спортивного этикета в тренировочном процессе юных каратистов с элементами биомеханики движений'

Взаимосвязь спортивного этикета в тренировочном процессе юных каратистов с элементами биомеханики движений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОМЕХАНИКА ДВИЖЕНИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИОМЕХАНИКА / КАРАТЭ / ШКОЛА / СЕКЦИЯ / СПОРТИВНЫЙ ЭТИКЕТ / BIOMECHANICS OF MOVEMENTS / PEDAGOGICAL BIOMECHANICS / KARATE / SCHOOL / SECTION / SPORT ETIQUETTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Ю.Д., Дзюба Н.Ю.

В статье авторы рассуждают об особенностях спортивного этикета в секции по каратэ для возрастных групп 6-12лет, занимающихся в общеобразовательной школе. Спортивный этикет связан с историческими традициями Японии, подарившей спорт, объединивший многие народы. У маленьких россиян необычайно популярны разные техники каратэ, которые не только способствуют общему укреплению организма, но и учат правильному ориентированию в пространстве с помощью биомеханики движений. Материал. Авторы прослеживают взаимосвязь спортивного этикета в тренировочном процессе юных каратистов с элементами биомеханики движений. Спортивный этикет для ребенка является связующим, объединяющим системным звеном в тренировочном процессе. Существует проблема внедрения и развития спортивного этикета с основной частью двигательной активности в занятии по каратэ для детей младшей возрастной группы (6-8 лет). Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, методический анализ, метод визуального наблюдения, педагогическое наблюдение, системный подход. Результаты. Проведенный методический анализ спортивного занятия показал целостную его структуру, рационально организованную систему тренировок с детьми младшей возрастной категории. Показана педагогическая направленность биомеханики с выделением важных методических аспектов тренировочного занятия. Разработан и внедрен в практику занятий общеобразовательной школы № 45 г. Краснодара адаптированный к школьникам тест спортивного этикета юных каратистов. Заключение. Предложены мероприятия социальной ориентации детей на поддержание историко-культурных традиций с учетом региональных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS ETIQUETTE INTERCONNECTION WITH THE ELEMENTS OF MOVEMENTS BIOMECHANICS IN THE TRAINING PROCESS OF YOUNG KARATEKAS

Nnotation. In the article the authors discuss the peculiarities of sports etiquette in the section of karate for 6-12 year-old children, who train at a comprehensive school. Sports etiquette is connected with historic traditions of Japan, where this kind of sport originated. Different techniques of karate, which not only provide general strengthening of an organism, but also teach correct orientation in space with the help of movements biomechanics, are very popular among young Russians. Material. The authors see the interconnection of sports etiquette in the training process of young karatekas with the elements of movements biomechanics. Sports etiquette for a child is a connecting, combining system unit in the training process. There is a problem of sports etiquette introduction and development with the main part of physical activity at karate lesson for children of junior age group (6-8 year-old children). Research methods: scientific literature analysis and summarizing, methodical analysis the method of visual observation, pedagogical observation, system approach. Results. The held methodical analysis of a sports lesson showed its integral structure, rationally organized system of trainings with children of a junior age category. Pedagogical orientation of biomechanics with the important methodical aspects of the training lesson revelation is shown. An adapted to schoolchildren test of sports etiquette of young karatekas was created and introduced into practice of lessons of a comprehensive school №45 in Krasnodar. Conclusion. The events of social orientation are offered for children in order to support historical-cultural traditions, taking into consideration regional peculiarities.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь спортивного этикета в тренировочном процессе юных каратистов с элементами биомеханики движений»

DOI 10.14526/01_1111_103 УДК796.012:796

ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОРТИВНОГО ЭТИКЕТА В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ КАРАТИСТОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ БИОМЕХАНИКИ ДВИЖЕНИЙ

Ю.Д. Овчинников - кандидат технических наук, доцент, Н.Ю. Дзюба — студент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и

туризма»,

ул. Буденного, 161,г. Краснодар, Россия, 350015

E-mail: yurij.ovchinnikov@inbox.ru

Аннотация. В статье авторы рассуждают об особенностях спортивного этикета в секции по каратэ для возрастных групп 6-12лет, занимающихся в общеобразовательной школе. Спортивный этикет связан с историческими традициями Японии, подарившей спорт, объединивший многие народы. У маленьких россиян необычайно популярны разные техники каратэ, которые не только способствуют общему укреплению организма, но и учат правильному ориентированию в пространстве с помощью биомеханики движений. Материал. Авторы прослеживают взаимосвязь спортивного этикета в тренировочном процессе юных каратистов с элементами биомеханики движений. Спортивный этикет для ребенка является связующим, объединяющим системным звеном в тренировочном процессе. Существует проблема внедрения и развития спортивного этикета с основной частью двигательной активности в занятии по каратэ для детей младшей возрастной группы (6-8 лет). Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, методический анализ, метод визуального наблюдения, педагогическое наблюдение, системный подход. Результаты. Проведенный методический анализ спортивного занятия показал целостную его структуру, рационально организованную систему тренировок с детьми младшей возрастной категории. Показана педагогическая направленность биомеханики с выделением важных методических аспектов тренировочного занятия. Разработан и внедрен в практику занятий общеобразовательной школы № 45 г. Краснодара адаптированный к школьникам тест спортивного этикета юных каратистов. Заключение. Предложены мероприятия социальной ориентации детей на поддержание историко-культурных традиций с учетом региональных особенностей.

Ключевые слова: биомеханика движений, педагогическая биомеханика, каратэ, школа, секция, спортивный этикет.

SPORTS ETIQUETTE INTERCONNECTION WITH THE ELEMENTS OF MOVEMENTS BIOMECHANICS IN THE TRAINING PROCESS OF YOUNG KARATEKAS

Jury D. Ovchinnikov Nikolai Y. Dzyuba

Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, 161, Str. Budyonny, Krasnodar, 350015, Russia

E-mail: yurij.ovchinnikov@inbox.ru

Annotation. In the article the authors discuss the peculiarities of sports etiquette in the section of karate for 6-12 year-old children, who train at a comprehensive school. Sports etiquette is

connected with historic traditions of Japan, where this kind of sport originated. Different techniques of karate, which not only provide general strengthening of an organism, but also teach correct orientation in space with the help of movements biomechanics, are very popular among young Russians. Material. The authors see the interconnection of sports etiquette in the training process of young karatekas with the elements of movements biomechanics. Sports etiquette for a child is a connecting, combining system unit in the training process. There is a problem of sports etiquette introduction and development with the main part ofphysical activity at karate lesson for children of junior age group (6-8 year-old children). Research methods: scientific literature analysis and summarizing, methodical analysis the method of visual observation, pedagogical observation, system approach. Results. The held methodical analysis of a sports lesson showed its integral structure, rationally organized system of trainings with children of a junior age category. Pedagogical orientation of biomechanics with the important methodical aspects of the training lesson revelation is shown. An adapted to schoolchildren test of sports etiquette of young karatekas was created and introduced into practice of lessons of a comprehensive school №45 in Krasnodar Conclusion. The events of social orientation are offered for children in order to support historical-cultural traditions, taking into consideration regional peculiarities.

Keywords: biomechanics of movements, pedagogical biomechanics, karate, school, section, sport etiquette.

Введение. Каратэ является одним из видов единоборств, которым занимаются школьники разного возраста как в специализированных спортивных, так и в общеобразовательных школах. Анализ научно-методической литературы свидетельствует о наличии различных педагогико-психологических концепций и учебно-методических рекомендаций для подготовки каратистов различной возрастной категории[14,15,16].Спорить об их эффективности или неэффективности нецелесообразно, так как с педагогической точки зрения многие из них направлены на оздоровление и социализацию ребенка в общественном развитии [1,17].

Материал. В данной статье авторы прослеживают взаимосвязь спортивного этикета в тренировочном процессе юных каратистов с элементами биомеханики движений. Спортивный этикет для ребенка является связующим, объединяющим системным звеном в тренировочном процессе. Существует проблема внедрения и развития спортивного этикета с основной частью двигательной активности в занятии по каратэ для детей младшей возрастной группы (6-8 лет).

Спортивный этикет каратэ связан с историческими традициями Японии

(основатель Ояма Масутацу), подарившей спорт, объединивший многие народы[12]. У маленьких россиян необычайно популярны разные техники каратэ, которые не только способствуют общему укреплению организма, но и учат правильному ориентированию в пространстве с помощью биомеханики движений. Дети приходят в секцию каратэ, потому что это модно, их награждают красивой спортивной атрибутикой, проводят спортивный ритуал каратистов, и они еще не думают о полезности движений для своего растущего организма. Проблема состоит в том, что в России спортивный этикет и его связь с биомеханикой движений человека не популяризируется в общеобразовательных школах.Педагогическая задача состояла в том, чтобы посмотреть на занятия по каратэ не только с технической точки зрения выполнения заданий, но и как на целую систему спортивного этикета, имеющую глубокие исторические корни, обретшую себя не только в Японии, и в других странах (с невосточным менталитетом)[2]. И в этой системе спортивного этикета тоже увидели осмысленные биомеханические движения человеческого тела, которые изучает биомеханика[7,8]. Обычные движения

человека отличаются от биомеханических именно тем, что биомеханические движения совершаются с определенной целью. Значение слова «каратэ» подтверждает данное высказывание. Каратэ» - японский термин, состоящий из двух слов: «кара» (пустой) и «тэ» (рука) -«пустая рука». Данная защитная техника используется в рукопашном бою голыми руками, а также ногами и другими частями тела с выполнением захватов, вывихов, бросков, толчков, подножек, подсечек; она описана в различной научно-методической литературе [2,4].

Методика исследования. При проведении данного педагогического исследования использовались следующие методы: анализ и обобщение научной литературы, методический анализ, метод визуального наблюдения, педагогическое наблюдение, системный подход.

Этикет «Додзе» и ритуалы каратэ являются подготовительной частью в проведении занятия[5]. Проблема состоит в том, что многие секции при общеобразовательных школах не знают, как его правильно использовать ввиду сложной научно-философской концепции. В научной литературе ( Костомаров А.С. 2008; Кылосова Н.М.,Земенко В.И, 2008; Москвин Н.Г.,Григо В.М. Никитин Н.А, 2015) описывается философско-религиозная квинтэссенция совершения ритуала в овладении техниками каратэ [4,5,6].

Одним из элементов этикета является поклон, совершаемый в начале и в конце каждого ката. Поклон делается в основной стойке (мусуби-дачи), руки расслаблены, слегка касаются бедер, взгляд направлен прямо перед собой. После поклона в начале ката каратист возвращается в боевую стойку (камаэ), соответствующую первому движению в ката; тело расслаблено, особенно в плечах и коленях, дыхание спокойное. Сила и концентрация сосредоточены в центре тяжести тела (тандене). Состояние расслабленной бдительности также характерно для поклона в конце ката и

называется «Заншин». В каратэ-до, как и в других боевых искусствах, доведение ката до полного конца является наиважнейшим [6, с. 71-72].

В Японии занятие боевыми искусствами - не только историческая традиция, философия жизни определенной части общества и общественного понимания в целом. Это ментальность характера японцев, воплощенная в плавных неторопливых движениях в спортивной и бытовой деятельности. Занятие детей каратэ в Японии - тоже образ жизни, переходящий в профессию. Психология восприятия занятия спортом в наших странах различна. Объединяет одно качество: спорт в обеих странах выполняет воспитательную функцию. Это воспитание культуры поведения, взаимоотношений, аккуратности в одежде, гигиены своего организма и организация системной двигательной деятельности.

Как показало педагогическое наблюдение, занятия в секции пробуждают у юных каратистов не только интерес к этому виду спорта, но и к Японии как стране в целом. Дети рисуют солнце и приносят на занятия, у каждого из них оно свое. На занятиях они узнают, почему в Японии есть счастливые понедельники и как они связаны с физкультурой. Ученики очень удивились, узнав, что в Японии, как и в России, отмечается День физкультурника, но он имеет свои особенности. Государственный праздник День физкультуры (ТаЫкипоИ) в Японии

— это светлое воспоминание японцев об Олимпиаде 1964 года. Типичные мероприятия Дня физкультуры - массовые утренние зарядки и разминки, соревнования по различным видам спорта (в том числе и по традиционным единоборствам - кендо, дзюдо и каратэ), любительские забеги на марафонскую дистанцию. Особенно активно этот праздник отмечают в учебных заведениях

- детских садах, начальных, средних и высших школах [18].

Педагогическое исследование и педагогический анализ проводили на базе

общеобразовательной школы № 45 г. Краснодара (директор Сидорова Л.Н.). Школа входит в 100 лучших школ России. В секции каратэ занимаются 20 человек (возрастная категория от 6 до 12 лет). С детьми работают одновременно два тренера, которые показывают выполнение двигательных действий ученика, могут оценить и поправить движения. Такой подход очень важен не только для выстраивания системы биомеханических движений, но и для наглядного восприятия ее одним ребенком и группой детей. Таким образом, оба тренера используют в работе с младшей возрастной группой (6-9 лет) словесно-наглядные методы.

Методический анализ был проведен с использованием принципов и методов биомеханики - науки о движениях человеческого тела [8, с. 4].

Результаты и их обсуждение. Проведенный методический анализ спортивного занятия показал целостную его структуру, рационально

организованную систему тренировок с детьми младшей возрастной категории. Структура проводимого занятия состоит из трех частей:

1. Подготовительная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

Подготовительную и

заключительную части объединяет этикет «Додзе» (Приветствие). Основная часть посвящена технике тренировок. Подготовительную часть тренер условно делит еще на три части:

1) построение (1 мин), дети строятся в одну шеренгу;

2) этикет « Додзе» (3 мин), поклон друг другу.

3) вводная беседа тренера (15 мин), в которую входит ритуал, соблюдаемый в каратэ. У детей было отмечено эмоционально восторженное состояние, вызванное красивой формой, необычным началом и завершением занятия. Более того, важным фактором является то, что тренеру не надо делать замечаний, назиданий в процессе занятий.

Ритуал и этикет в целом на занятиях каратэ выполняют нравственно-психологическую функцию.

Этикет и ритуалы в секции «КАРАТЭ»

(текст адаптирован для школьников)

Этикет в секции каратэ представляет собой свод правил взаимоотношений учителя и учеников, обязательных к исполнению:

1. Каратист должен быть аккуратным и приходить на занятия в форме (кимоно).

2. Ученик входит в зал, кланяется, приветствует зал, в котором будет заниматься.

3. Ученики строятся, приветствуют друг друга, учителя.

4. Ученик при перемещении в зале и при выполнении упражнений должен уметь соблюдать дистанцию, чтобы не задеть товарища.

5. Каратист должен быть внимательным, уметь слушать учителя.

6. Ученик, занимающийся различными техниками каратэ, всегда пропустит вперед старшего.

7. Каратист уважительно относится к старшим, помогает родителям. Он добрый, смелый, заботится о младших.

8. Ученик (каратист),

занимающийся каратэ, не пропускает занятия!

«Вот сколько правил нужно знать человеку, занимающемуся каратэ». В такой форме дети данной возрастной группы воспринимают спортивный этикет юных каратистов. Особенностью образовательно-тренировочного процесса в этой секции является то, что с группой в зале одновременно работают два тренера. На каждом занятии тренеры проводят в подготовительной части такой спортивный этикет, который воспитывает у детей внутренний стержень, помогающий в разных жизненных ситуациях, прежде всего уважать старших, быть ответственным за свои поступки.

В подготовительную часть занятия

обязательно включена разминка (25 мин.), которая психологически и физически готовит ученика к основной части тренировочного процесса. Разминка проходит под командой «В обход налево шагом марш!». Педагог-тренер видит реакцию ученика (концентрация внимания), дети могут путать « вправо, влево». В разминку включен комплекс биомеханических упражнений,

направленный на общее физическое укрепление организма.Первое движение начинается с ходьбы, при которой важно положение рук и ног:

- на носках (положение рук - руки поднять вверх);

- на внешней стороне стопы (положение рук - руки поставить к плечам); перекатом с пятки на носок (положение рук - руки поставить к плечам). Ребенок учится управлять своим телом, удерживать равновесие. И разработка более глубокой стратегии при падении. Именно биомеханическое движение позволяет спортсмену сгруппировать мышцы тела таким образом, чтобы не травмировать части тела, и если произошла травма, то более в облегченной форме.

Как показало наблюдение, любимым занятием детей являются прыжки:

- Прыжки через мешочки на правой, левой ноге (результат для ученика прыгнуть повыше). Формирование точки опоры, устойчивости и укрепление мышц ног.

Переход с шага на бег (происходит смена движения). Бег повышает тонус мышц всего тела, развивает выносливость, нормализует дыхание и кровообращение. В тренерской педагогической работе наблюдается системный подход и смена в движениях. Упражнение «Бег» имеет определенный временной интервал выполнения - 15 секунд:

- бег с захлёстом голени назад;

- бег с высоким подниманием

бедра;

- бег спиной вперёд;

- бег с выпрыгиванием и

подтягиванием согнутых ног к телу;

- бег с выпрыгиванием и разводом прямых ног в стороны ( как шпагат).

Ходьба и бег относятся к мышечной деятельности глобального характера. Дети выбирают наиболее высокие скорости, так как они в силу возрастных особенностей физически развиваются. Переход с бега на шаг производится для установления

нормального дыхания и подготовки организма к следующей группе движений.Перестроение в 4 колонны в шахматном порядке для выполнения ОРУ (ЗОсекунд).Обучение необычным

двигательным движениям тела ( временной интервал выполнения упражнения - 15 сек.). С их помощью можно укрепить верхнюю часть спины и плечи, а также научиться расслаблять их [9].

Комплекс биомеханических

упражнений:

- по диагонали кувырки через голову вперёд, через голову назад;

- наклоны головы вперёд-назад, влево вправо, круговые движения;

- «потёрли глазки, носик, ушки;

- круговые движения кистями, локтями, плечами;

- ноги вместе, разминка коленей,

стопы;

- камаэ, свободное движение;

- наклоны вперед, в сторону, назад;

- махи ногами;

- ноги в сторону, переход вперед-назад;

- упражнения на растяжку; (шпагат, бабочка, в статике руки ноги и т.д.);

2-минутный отдых перед основной частью (питье воды и одевание перчаток).

Тренировочный процесс

показывает системность движений и возможности расширения двигательного режима с учетом возрастных особенностей учеников.

Подготовительную и

заключительную части занятия объединяет этикет «Додзе». В заключительной части занятия тренеры дают детям биомеханическое упражнение на

расслабление (2 мин.) Смысловое содержание упражнения: вдохи, выдохи на месте в гиподачи (низкая стойка ног) [14]. Построение длится 1 минуту. Завершается тренировка, длящаяся 90 минут, этикетом Додзе (1 мин.). Ученики поклоном головы и сложенными ладонями благодарят друг друга за совместные действия (сотрудничество).

Традиционный ритуал «Додзе» имеет религиозно-философскую основу и сложен для полного психологического выполнения детьми. Тем более что тренер обязан учитывать психоэмоциональное состояние ребенка перед началом занятий. В научной литературе существует мнение (Степанов, С. В.,2004), что духовная составляющая для каратиста важнее, чем физическая подготовка[16, с. 18]. Следует учитывать различные ценностные ориентиры, спортивный этикет в Японии показывал и показывает определенный социальный статус человека в обществе [4]. Для россиян занятия каратэ позиционируется как «избранный вид спорта» [10]. Поединки российских каратистов проходят в более жесткой форме, нежели у японцев. Овладение биомеханическими движениями позволяют юному ученику каратэ ощутить свое тело и приобрести главное для себя качество -силу воли. На первых же занятиях надо научиться терпеть боль, практиковать силу удара и воспитывать в себе волю к победе.

Заключение. Процесс социальной адаптации детей к тренировочному процессу проходит продуктивнее, если внести творческие элементы с учетом российских традиций[11]. Ребята, занимающиеся в секции, начали вести календарь спортивных праздников, внося в него различные соревнования и обычные праздники: Цветение Сакуры, День Физкультуры в Японии. В России любят широкую Масленицу и Светлую Христову Пасху. Эти праздники особо чтимы на Кубани. На их примере можно показать младшим ученикам национальные традиции: чаепитие по-русски с блинами, пирогами и особенности японской чайной

церемонии. Вместе они изучают историю каратэ и рассказывают ее другим. Принцип, действующий в секции: «Знаешь сам - расскажи другому, а покажем мы вместе». Родители должны понимать, что отдавая ребенка в школьную секцию, они тем самым способствуют укреплению физического состояния своего ребенка. Школа, развивая спортивную секцию на своей базе, получает социально ориентированных детей, общество -сильных духом людей.

Литература

1. Бельц, В. Э. Формирование духовного здоровья детей и подростков на тренировочных занятиях по каратэ-до / В. Э. Бельц // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2009. - № 2. - С. 38-40.

2. Каратэ Киокушинкай. История додзекун. Терминология. -Владивосток, 2011. - 28 с.

3. Кондратьев, А. Н. Традиционное каратэ как компонент российской спортивной культуры / А. Н. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. -№ 6. - С. 47-50.

4. Костомаров, А. С. Маска как возможность лица / А. С. Костомаров. - Самара : Изд-во «Самарский университет», 2008. - 158 с.

5. Кылосова, Н. М. Религиозно-философские основы каратэ / Н. М. Кылосова, В. И. Земенко // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Stadia Histórica Jenium. -2008. - № 1(4). - С. 26-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Москвин, Н. Г. Значимость ката в практике изучения каратэ / Н. Г. Москвин, В. М. Григо, Н. А. Никитин // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. - 2015. - Т. 1. -№ 1 (64). - С. 70-77.

7. Овчинников, Ю. Д. Биомеханика спорта в системе движений / Ю. Д. Овчинников // Перспективы развития науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2014г. : в 15 частях. Часть 1;М-во обр. и науки РФ. - Тамбов : Из-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». - С. 127-129.

8. Овчинников, Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности [Текст] : учебное пособие / Ю. Д. Овчинников. - Краснодар : КГУФКСТ,2014. - 265 с.

9. Овчинников, Ю. Д. Педагогическая биомеханика: правильная осанка у детей - памятка родителям [Текст] / Ю. Д. Овчинников, М. А.

Жеребцова // Молодой ученый. - 2015. - № 5. - С. 511-513.

10. Овчинников, Ю. Д. Организация спортивной деятельности ребенка / Ю. Д. Овчинников, Ю. В. Лухтанов // Проблемы педагогики. - 2015. - № 2 (3). - С. 75-79.

11. Оплетин, А. А. Средства физической культуры в решении задач саморазвития личности / А. А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 3 (32). - С. 91-97. Б01 10.14526/08_2014_13

12. Оплетин, А.А. Педагогическая система по формированию компетентности саморазвития у студентов вуза / А.А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 2(31). - С. 154-161. Б01; 10.14526/00_1111_21

13. Оплетин, А.А. Физическая культура для саморазвития студента / А.А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - №3(32). - С. 104-110. Б01; 10.14526/08_2014_15

14. Ояма Масутацу. Философия Каратэ SuperKarate.RU . иИЬ: http://superkarate.ru/Library/biblioteka_masoyama_ filos.htm (дата обращения: 30.03.2016).

15. Попова, В. И. Внеаудиторная деятельность студентов : Теория и социально-педагогическая практика : автореф. дис. ... д-ра пед.наук : 13.00.01 / В. И. Попова; Оренбургский гос. пед. университет. - Оренбург, 2003.

16. Прокудин, К. Б. Особенности проведения тренировочных занятий по каратэ-до с детьми младшего школьного возраста /К. Б. Прокудин // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : тезисы докладов VI научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. Ответственный редактор: Прокудин Б.Ф., 1996. - С. 236-237.

17. Рыбакова, Е. О. Формирование у каратистов 11-13 лет основ спортивной культуры : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Е. О. Рыбакова. - Тюмень : Тюменский государственный университет, 2013.

18. Степанов, С. В. Теоретические и методологические основания многолетней специальной подготовки спортсменов в каратэ: Стиль Киокушинкай : дис. . д-ра пед. наук / С. В. Степанов. - Екатеринбург, 2004. - 417 с.

19. Хаупшев, М. Х. Здоровьеформирующие методики при занятиях каратэ / М. Х. Хаупшев, З. Н. Кануков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 4. - С. 17-19.

20. Физкультура в Японии [URL ] http://www.calend.rU/holidays/0/0/322/ (Дата обращения 15.03.2016).

References

1. Belts V. E. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2009, No. 2, pp. 38-40.

2. Karate Kiokushinkai. Istoriya dodzekun. Terminologiya [Karate Kyokushin. The history of dodzekun. Terminology], Vladivostok, 2011, 28 p.

3. Kondratev A. N. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2007, No. 6, pp. 47-50.

4. Kostomarov A. SMaska kak vozmozhnost' litsa [Mask as the ability of a face], Samara : "Samara University" publishing house, 2008, 158 p.

5. Kylosova N. M., Zemenko V.I. Vestnik nauchnoi assotsiatsii studentov i aspirantov istoricheskogo fakul'teta Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Stadia Historica Jenium, 2008, No. 1(4), pp. 26-31.

6. Moskvin N. G. Sotsial'no-ekonomicheskie i tekhnicheskie sistemy: issledovanie, proektirovanie, optimizatsiya, 2015, Volume 1, No. 1 (64), pp. 70-77.

7. Ovchinnikov Y. D. Biomekhanika sporta v sisteme dvizhenii [Biomechanics of sport in the system of movements], Prospects of science and education development: collection of the scientific works on the material of International scientific-practical conference January, 31, 2014 : in 15 parts. Part 1; Ministry of education and science of the Russian Federation, Tambov : TROO "Business-Science-Society" publishing house, pp. 127-129.

8. Ovchinnikov Y. D. Biomekhanika dvigatel'noi deyatel'nosti [Biomechanics of physical activity], Krasnodar : Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, 2014, 265 p.

9. Ovchinnikov Y. D., Zherebtsova M.A. // Molodoj uchenyj, 2015, No. 5, pp. 511-513.

10. Ovchinnikov Y. D. Problemy pedagogiki, 2015, No. 2 (3), pp. 75-79.

11. Opletin A. A. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta, 2014, No. 3 (32), pp. 9197. DOI 10.14526/08_2014_13

12. Opletin A. A. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta, 2014, No. 2(31), pp. 154161. DOI: 10.14526/00_1111_21

13. Opletin A. A. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta, 2014, No. 3(32), pp. 104110. DOI: 10.14526/08_2014_15

14.

http://superkarate.ru/Library/biblioteka_masoyama_ filos.htm (reference date: 30.03.2016).

15. Popova V. I. Vneauditornaja dejatel'nost' studentov : Teorija i social'no-pedagogicheskaja praktika [Extracurricular activity of students : theory and social-pedagogical practice], Orenburg, 2003.

16. Prokudin K. B. Osobennosti provedenija trenirovochnyh zanjatij po karatje-do s det'mi mladshego shkol'nogo vozrasta [The peculiarities of karate-do training lessons organization with junior schoolchildren /K. B. Prokudin], physical culture and sport in the changing world : theses of the reports of the VI scientific-practical conference on the problems of physical upbringing among pupils. Editor: Prokudin B.F., 1996, pp. 236-237.

17. Rybakova E. O. Formirovanie u karatistov 11-13 let osnov sportivnoj kul'tury [Sports culture basis formation among 11-13 year-old karatekas], Tyumen : Tyumen State University, 2013.

Подано: 13.04.2016 г. Принято: 15.04.2016г.

18. Stepanov S. V.Teoreticheskie i metodologicheskie osnovanija mnogoletnej special'noj podgotovki sportsmenov v karatje: Stil' Kiokushinkaj [Theoretical and methodological basis of a long-terms special training of sportsmen in karate: Kyokushin Style], Ekaterinburg, 2004, 417 p.

19. Khaupshev M. K. Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2007, №4, pp. 1719.

20. http://www.calend. ru/holidays/0/0/322/ (reference date 15.03.2016).

Овчинников Юрий Дмитриевич — кандидат технических наук, доцент кафедры «Биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин» ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»ул. Буденного, 161, г. Краснодар, Россия, 350015 E-mail: yurij.ovchinnikov@inbox.ru

Дзюба Николай Юрьевич - студент факультета «Физическая культура», специализация «Единоборства» ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» ул. Буденного, 161, г. Краснодар, Россия, 350015 E-mail: yurij.ovchinnikov@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.