Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печерский Сергей Александрович, Славинский Николай Васильевич, Ильин Владимир Викторович, Соболь Юлия Владимировна, Мельников Алексей Игоревич

Использование цифровых технологий (возможностей интернета, гаджетов) при освоении обучающимися дисциплин по физической культуре, в последнее время, приобретает всё большую актуальность и становится в ряд необходимых компетенций специалистов по физической культуре и спорту. Цель исследования - обобщение опыта преподавания теоретического курса (лекционный курс «Физическая культура и спорт») и дисциплин практической направленности («Элективные курсы по физической культуре и спорту») кафедры физического воспитания Кубанского государственного аграрного университета в условиях эпидемиологических ограничений и дистанционного обучения. Эмпирическое исследование результатов педагогической деятельности сотрудников кафедры физического воспитания Кубанского государственного аграрного университета, позволило рассмотреть и предложить новые методологические подходы, сопровождение и содержание образовательных программ кафедры физического воспитания Кубанского государственного аграрного университета в условиях дистанционного обучения и с учетом ограничений возникающих вне традиционных форм преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Печерский Сергей Александрович, Славинский Николай Васильевич, Ильин Владимир Викторович, Соболь Юлия Владимировна, Мельников Алексей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING OFPHYSICAL EDUCATION DISCIPLINES IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

The use of digital technologies (the possibilities of the Internet, gadgets) in the development of physical culture disciplines by students has recently become increasingly relevant and it becomes one of the necessary competencies of specialists in physical culture and sports. The purpose of the study is to summarize the experience of teaching the theoretical course (lecture course "Physical Culture and Sports") and practical disciplines ("Elective courses in physical culture and sports") of the Department of Physical Education of the Kuban State Agrarian University in the conditions of epidemiological restrictions and distance learning. An empirical study of the results of the pedagogical activity of the staff of the Department of Physical Education of the Kuban State Agrarian University allowed us to consider and propose new methodological approaches, support and content of educational programs of the Department of Physical Education of the Kuban State Agrarian University in the context of distance learning and taking into account the limitations that arise outside of traditional forms of teaching.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378.14

ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Сергей Александрович Печерский, кандидат психологических наук, доцент, Николай Васильевич Славинский, кандидат юридических наук, доцент, Владимир Викторович Ильин, старший преподаватель, Юлия Владимировна Соболь, старший преподаватель, Алексей Игоревич Мельников, старший преподаватель, Андрей Викторович Служителев, преподаватель, Кубанский государственный аграрный университет,

Краснодар

Аннотация

Использование цифровых технологий (возможностей интернета, гаджетов) при освоении обучающимися дисциплин по физической культуре, в последнее время, приобретает всё большую актуальность и становится в ряд необходимых компетенций специалистов по физической культуре и спорту. Цель исследования - обобщение опыта преподавания теоретического курса (лекционный курс «Физическая культура и спорт») и дисциплин практической направленности («Элективные курсы по физической культуре и спорту») кафедры физического воспитания Кубанского государственного аграрного университета в условиях эпидемиологических ограничений и дистанционного обучения. Эмпирическое исследование результатов педагогической деятельности сотрудников кафедры физического воспитания Кубанского государственного аграрного университета, позволило рассмотреть и предложить новые методологические подходы, сопровождение и содержание образовательных программ кафедры физического воспитания Кубанского государственного аграрного университета в условиях дистанционного обучения и с учетом ограничений возникающих вне традиционных форм преподавания.

Ключевые слова: физическая культура, дистанционное обучение, интернет.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p277-280

TEACHING OF PHYSICAL EDUCATION DISCIPLINES IN THE CONTEXT OF

DISTANCE LEARNING

Sergey Alexandrovich Pechersky, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Nikolai Vasilyevich Slavinsky, the candidate of legal sciences, senior lecturer, Vladimir Viktorovich Ilyin, the senior teacher, Yulia Vladimirovna Sobol, the senior teacher, Alexey Igorevich Melnikov, the senior teacher, Andrey Viktorovich Sluzhitelev, the teacher, Kuban

State Agrarian University, Krasnodar

Abstract

The use of digital technologies (the possibilities of the Internet, gadgets) in the development of physical culture disciplines by students has recently become increasingly relevant and it becomes one of the necessary competencies of specialists in physical culture and sports. The purpose of the study is to summarize the experience of teaching the theoretical course (lecture course "Physical Culture and Sports") and practical disciplines ("Elective courses in physical culture and sports") of the Department of Physical Education of the Kuban State Agrarian University in the conditions of epidemiological restrictions and distance learning. An empirical study of the results of the pedagogical activity of the staff of the Department of Physical Education of the Kuban State Agrarian University allowed us to consider and propose new methodological approaches, support and content of educational programs of the Department of Physical Education of the Kuban State Agrarian University in the context of distance learning and taking into account the limitations that arise outside of traditional forms of teaching.

Keywords: physical culture, distance learning, internet.

Ковидные обстоятельства 2020 года (пандемия COVID-2019) поставили большинство педагогов в условия, когда от них потребовалось проявления максимальных творческих усилий и педагогического мастерства. Приоритетными задачами стали активное

освоение, использование и применение цифровых технологий в педагогике, переориентация с непосредственного взаимодействия с обучающимися на их мотивацию к самостоятельным занятиям [1, 2, 4, 5].

Специфика дисциплин по физической культуре разительно отличала их от большинства дисциплин теоретической направленности, преподаваемых в Кубанском ГАУ в период удаленного обучения.

Лекционный курс, по дисциплине «Физическая культура и спорт», вычитывался обучающимся очной и заочной форм обучения в формате видеоконференцсвязи (ВКС), на интернет платформе Webeks. Здесь, в качестве возникавших сложностей преподавания дисциплины, можно отметить отсутствие полноценной обратной связи с обучающимися (как вербальной, так и визуальной) ввиду возникавших неполадок интернет-соединения. Непривычный формат взаимодействия и осознание его видео-фиксации зачастую препятствовало слушателям задавать интересующие вопросы, а лекторам в полной мере реали-зовывать привычный стиль изложения материала и другие компоненты педагогического мастерства. Всё это, зачастую, приводило к «сухому», строго научному и доскональному изложению материала. Тем не менее, важно отметить, положительные стороны активного использования в период дистанционного обучения всего арсенала возможностей интернет пространства, таких как: различного рода презентаций, иллюстративного материала, возможности анализа онлайн программ расчёта нагрузок и индивидуальных планов занятий и т. д.

Использование электронной информационно-образовательной среды Кубанского ГАУ значительно нивелировало сложности, с которыми сталкивались преподаватели и обучающиеся. Так, портал дистанционного обучения Кубанского ГАУ на платформе МооШе позволяет обучающимся ознакомиться с программой курса, теоретическим материалом, вести онлайн диалог с преподавателем, получать задания на самоподготовку и всю интересующую информацию. Система «АИС Успеваемость» позволяет обучающимся контролировать свои успехи в учебе и аттестацию. Платформа Webeks позволяет просмотреть пропущенные видео-лекции и по ссылке преподавателя в любое время выйти с ним на связь в режиме видеоконференцсвязи, осуществлять контроль в виде зачетов в период экзаменационной сессии.

Дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту» является модульной и предусматривает проведение практических занятий, что вызывало некоторые сложности в освоении её обучающимися и решении задач, стоящими перед педагогами физической культуры.

На кафедре физического воспитания Кубанского ГАУ преподавание дисциплин в режиме дистанционного обучения каждым преподавателем осуществлялось индивидуально, на основе методологических рекомендаций по реализации основной образовательной программы, технических условий, уровня 1Т-компетенции, пользовательских навыков обучающихся.

Событие марта-апреля 2020 года давали надежду на скорейшее возвращение к привычным условиям обучения, поэтому упор на теоретическую составляющую подготовки обучающихся, казался временной мерой.

Так из 3 занятий по расписанию, отводимых на 2 недели, 2 занятия были теоретическими и подводящими к третьему, «практическому».

Например: 1 занятие: реферат «Роль физической культуры в профилактике ОРВИ». 2 занятие: разработка (в виде реферата) комплекса общеразвивающих упражнений (15-18 упражнений с подробным описанием и дозировкой). 3 занятие: видеоотчет с выполнением разработанного комплекса.

Или же: 1 занятие: реферат «Методика расчета суточного потребления и расхода энергии в ккал». 2 занятие: Разработка комплекса упражнений на мышцы брюшного пресса (15-18 упражнений с подробным описанием и дозировкой). Анатомия брюшного

пресса (в виде реферата). 3 занятие: видеоотчет с выполнением ранее разработанного комплекса.

Затянувшаяся эпидемиологическая обстановка изменила отношение к построению занятий. И без того усиливающаяся гиподинамия обучающихся, потребовала увеличить долю их физической активности на занятиях в дистанционном формате [3].

Назрела необходимость усиления педагогического контроля за динамикой физического развития и состояния здоровья обучающихся (в частности текущего). В апреле-мае 2020 года была тщательно проработана и доведена до сведения обучающихся инструкция по технике безопасности при занятиях физической культурой в режиме дистанционного обучения (подготовка мест занятий в домашних условиях, правила обращения со спортивным инвентарём и т. д.). Также, была введена практика ведения листа самоконтроля, который заполнялся в начале и в конце каждого занятия, где фиксировались основные физиологические показатели обучающихся (пульсометрия, вес, самочувствие и т. д).

Не оправдали надежд на эффективность попытки проведения групповых занятий физической культурой в режиме ВКС. Прерывающееся интернет-соединение, лимиты трафика, отсутствие инвентаря и необходимого пространства жилищной площади, невозможность оценить окружающую обстановку всех занимающихся одновременно, а также мониторинга их физиологических реакций на физическую нагрузку стали основными факторами препятствующими внедрению такой формы обучения на постоянной основе.

В итоге, видеоотчеты с физической активностью обучающихся, в сжатом или ускоренном формате воспроизведения, отправлялись ими на личную почту преподавателя в день проведения занятия. Платформа Webex и мессенджер WhatsApp служили при этом вспомогательными каналами оперативного взаимодействия педагога с обучающимися.

Преподавание дисциплин по физической культуре в условиях дистанционного обучения вызывает ряд затруднений, но продолжает совершенствоваться. На данный момент, оно является суррогатным, и не достаточно эффективным, в отличие от классических форм проведения занятий.

Можно отметить, что опыт удаленного обучения дисциплинам по физической культуре привёл к усилению личностно-ориентированного подхода к преподаванию и, что особенно важно - со стороны обучающихся, осознанному, теоретически подкреплённому отношению к своему физическому совершенствованию и здоровью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клименко, А.А. Исследование двигательных характеристик здорового образа жизни обучающихся в вузе, как детерминанта их конкурентоспособности / А. А. Клименко, Е. А. Калаш-ник, А. В. Яни // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма аграрных вузов России : материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Орел : ОГАУ, 2018. - С. 308-312.

2. Клименко, А.А. Проблема сохранения контингента занимающихся в спорте / А.А. Клименко, С.А. Печерский, Е.Г. Плотников // Культура физическая и здоровье. - 2019. - №3 (71). - С. 140-141.

3. Кузнецова, З.В. Организация дистанционных занятий по физической культуре для обучающихся в вузе / З.В. Кузнецова, Л.У Удовицкая // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей по материалам национальной научно-практической конференции. - Краснодар : КубГАУ, 2020. - С. 862-869.

4. Тарарина, Ю.В. Формирование у студентов мотивации к здоровому образу жизни / Ю.В. Тарарина, И.В. Куликова // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях : актуальные вопросы теории и практики : сборник статей по материалам национальной научно-практической конференции. - Краснодар : КубГАУ, 2020. - С. 653-659.

5. Харьковская, А.Г. Выявление факторов снижения двигательной и социальной активности студентов. Методы решения проблемы / А.Г. Харьковская, А. И. Усенко // Успехи современной науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 47-49.

REFERENCES

1. Klimenko, A., Kalashnik, E. and Yani, A. (2018), "Research of motor characteristics of a healthy lifestyle of students in higher education as a determinant of their competitiveness", Promising directions in the field ofphysical culture, sports and tourism of agricultural universities in Russia: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Orel, pp. 308-312.

2. Klimenko, A., Pecherskiy, S. and Plotnikov, E. (2019), "The problem of maintaining the contingent involved in sports", Physical Culture and Health, No. 3, pp. 140-141.

3. Kuznetsova, Z. and Udovitskay, L. (2020), "Organization of distance classes in physical culture for students in high school", Physical culture and sport in higher educational institutions: actual issues of theory and practice: collection of articles based on the materials of the national scientific and practical Conference, Krasnodar, pp. 862-869.

4. Tararina, Yu. and Kulikova, I. (2020), "Formation of students motivation to a healthy lifestyle", Physical culture and sport in higher educational institutions: actual issues of theory and practice: collection of articles based on the materials of the national scientific and practical Conference, Krasnodar, pp. 653-659.

5. Kharkovskaya, A. and Usenko, A. (2017), "Identification of factors to reduce motor and social activity of students. Problem Solving Methods", Advances in modern science and education, No.4, pp. 47-49.

Контактная информация: pechorin.s@list.ru

Статья поступила в редакцию 31.05.2021

УДК 37.013.32

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТОПОГРАММА КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Андрей Николаевич Печников, доктор педагогических наук, доктор технических наук, профессор, Инна Григорьевна Лурье, доктор педагогических наук, профессор, Юлия Сергеевна Остроумова, кандидат педагогических наук, доцент, Военная орденов Жукова и Ленина Краснознаменная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург

Аннотация

Предложено методическое средство сравнения результатов применения альтернативных технологий обучения в отношении имеющегося контингента обучающихся. Определены цели, концептуальные основания построения и структура дидактической топограммы. Представлена процедура ее построения и методика применения в целях решения задач проектирования процесса подготовки военнослужащих. Приведены примеры построения дидактических топограмм и их использования для оценки целесообразности внедрения той или иной из альтернативных технологий обучения.

Ключевые слова: дидактическая топограмма, технология обучения, уровень обученности, уровень учебной мотивации.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p280-287

DIDACTIC TOPOGRAM AS METHODOLOGICAL TOOL FOR DESIGNING THE

LEARNING PROCESS

Andrey Nikolaevich Pechnikov, the doctor ofpedagogical sciences, doctor of technical sciences, professor, Inna Grigorievna Lurie, the doctor of pedagogical sciences, professor, Yuliya Sergeevna Ostroumova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Order of Zhukov and Lenin Red Banner Telecommunications Academy named after the Soviet Union Marshal S.M. Budyonny, St. Petersburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.