Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВУЗАХ НЕ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 ЗА 2019-2021 ГГ. (ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ)'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВУЗАХ НЕ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 ЗА 2019-2021 ГГ. (ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / COVID-19 / ПАНДЕМИЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПРИ САМОИЗОЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егиазарян Арутюн Андраникович, Лазутина Наталия Станиславовна, Жирнова Елена Владимировна, Умаров Мурад Мухамедович

В статье проведен обзор работ посвященных организации дистанционного обучения по физической культуре и спорту. Определены основные технологии, используемые при дистанционном обучении, продемонстрированы их положительные и отрицательные стороны. Очерчена роль сторонних образовательных и коммуникационных платформ наряду с внутренними электроннообразовательными системами вузов в рамках физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егиазарян Арутюн Андраникович, Лазутина Наталия Станиславовна, Жирнова Елена Владимировна, Умаров Мурад Мухамедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF REMOTE EDUCATION IN PHYSICAL EDUCATION AT UNIVERSITIES OF NON-SPORTS PROFILES DURING THE COVID-19 PANDEMIC IN THE PERIOD OF2019-2021 (REVIEW)

The article observes the studies, dedicated to the remote education in physical education at universities of non-sports profiles. Authors describe the most popular technologies, which have been used in the remote education of physical education, and they display their essential advantages and disadvantages. Additionally, we outlined the role of the third-party educational and communicational platforms along with inner digital-educational systems of the universities in frame of physical education.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВУЗАХ НЕ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 ЗА 2019-2021 ГГ. (ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ)»

УДК 796.011

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВУЗАХ НЕ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 ЗА 2019-2021 ГГ. (ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ)

Арутюн Андраникович Егиазарян, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва; Наталия Станиславовна Лазутина, доцент, Елена Владимировна Жирнова, доцент, Мурад Муха-медович Умаров, кандидат технических наук, старший преподаватель, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Аннотация

В статье проведен обзор работ посвященных организации дистанционного обучения по физической культуре и спорту. Определены основные технологии, используемые при дистанционном обучении, продемонстрированы их положительные и отрицательные стороны. Очерчена роль сторонних образовательных и коммуникационных платформ наряду с внутренними электронно-образовательными системами вузов в рамках физического воспитания.

Ключевые слова: дистанционное обучение, COVID-19, пандемия и физическое воспитание, двигательная активность при самоизоляции.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p109-115

ORGANIZATION OF REMOTE EDUCATION IN PHYSICAL EDUCATION AT UNIVERSITIES OF NON-SPORTS PROFILES DURING THE COVID-19 PANDEMIC IN THE PERIOD OF 2019-2021 (REVIEW)

Arutyun Andranikovich Egiazaryan, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, National Research University "Moscow Power Engineering Institute"; Natalia Stanislavovna

Lazutina, the senior lecturer, Elena Vladimirovna Zhirnova, the senior lecturer, Murad Mukhamedovich Umarov, the candidate of technical sciences, senior teacher, Bauman Moscow State Technical University

Abstract

The article observes the studies, dedicated to the remote education in physical education at universities of non-sports profiles. Authors describe the most popular technologies, which have been used in the remote education of physical education, and they display their essential advantages and disadvantages. Additionally, we outlined the role of the third-party educational and communicational platforms along with inner digital-educational systems of the universities in frame of physical education.

Keywords: remote education, COVID-19, pandemic and physical education, physical activity within self-isolation.

ВВЕДЕНИЕ

В период с 2019 по 2020 гг. вузы по всему миру и, в частности, в России столкнулись с серьезными вызовами, связанными со срочной и массовой адаптацией программ обучения под платформы для дистанционного обучения. Одни вузы справились с этой задачей относительно безболезненно, имея развитые системы собственных электронно-образовательной сред. Другие, испытали большие трудности с обеспечением полноценной работы в новых условиях.

В особенности непростые задачи стояли перед кафедрами физической культуры и спорта. Необходимо было обеспечить студентов приемлемым уровнем двигательной активности в условиях закрытых физкультурно-спортивных объектов, а иногда и полной изоляции человека. Важно было сохранить нормальную двигательную активность, при этом минимизировать опасность получения травм и других негативных последствий при занятиях физической культурой.

Статья фокусируется на обзоре работ раскрывающих методы/подходы/технологии, которые были использованы при дистанционном обучении физической культуры и спорта в вузах неспортивного профиля.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Поиск литературы. Поиск релевантной литературы был проведен в апреле 2021 г. Для обеспечения наибольшего охвата опубликованных русскоязычных работ по интересующей нас теме использовались следующие ресурсы Google Scholar (https://scholar.google.ru/), Cyberleninka (https://cyberleninka.ru/), e-library (https://elibrary.ru/). Помимо этого, дополнительно, по ключевым словам осуществлен поиск по открытым материалам и архивам за 2019 и 2021 гг. в ведущих российских периодических научных изданий в области физической культуры и спорта: «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», «Теория и практика физической культуры» и «Вестник спортивной науки».

Основной фокус внимания был уделен на работы, опубликованные в период с 2019 г. по настоящее время (апрель 2021 г) и посвященные методам/подходам/технологиям дистанционного обучения физической культуре и/или спорту в вузах не спортивного профиля.

Критерии отбора. На первом этапе поиск и отбор статей производился по ключевым словам «физическая культура/воспитание», «физвоспитание» и «спорт» в сочетании с «дистанционное обучение», «гибридное/смешанное обучение», «дистант», «пандемия», «COVID-19», «самоизоляция», «карантин». Первичный поиск дал результат в 306 статей. На втором этапе отсеивались дубликаты, статьи не входящие в фокус нашего интереса, а также работы, посвященные ДО в вузах спортивного профиля. Отобралось 45 статьей. Третий этап селекции заключался в проверке соответствия статьи следующим критериям: в статье должна указываться платформа, на базе которой проводилась работа (вуз); должны были быть описаны инструменты/методы/технологии, применяемые в дистанционном обучении. По итогам заключительной селекции, в данном обзоре будут проанализированы 23 работы соответствующие всем критериям отбора.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализу были подвергнуты 23 статьи, отражающие работу 22 вузов по всей России. В связи с тем, что вузы использовали различные инструменты при работе в дистанционном формате, все методы/подходы/технологии были скомпонованы в группы, объединенные по основному направлению взаимодействий студент-преподаватель. Более того, в каждой группе были выделены типы технологий, объединенные по их основной характеристике взаимодействия студент-преподаватель. Таким образом, все технологии были разбиты и классифицированы по двум группам, в каждой группе по 3-4 типа технологий.

В первую группу мы поместили технологии, используемые как средство обеспечения непосредственно проведения занятий. В эту группу были включены следующие типы взаимодействий:

1) платформы для видеоконференций (сюда вошли: ZOOM, Skype, Microsoft Teams

и т. п.);

2) мультимедийные и интерактивные образовательные онлайн платформы (такие как: Moodle и BlackBoard learning);

3) отсутствие взаимодействия на базе какой-либо специальной платформы, иными словами самостоятельная работа студентов на основе предложенных преподавателями материалов в виде методических пособий, видео-лекций, презентаций и других материалов, выложенных на иных платформах и/или внутренних системах образовательной среды вуза.

Вторая группа технологий взаимодействия преподаватель-студент мы условно назвали «виды контроля». Сюда включены способы текущего контроля за работой обучающихся. В эту группу включены:

1) тесты на проверку знаний теоретических аспектов ФКиС;

2) дневники самоподготовки/конспекты комплексов упражнений;

3) видео/фото отчеты с результатами тестов на физическую подготовку;

4) отсутствие дополнительного контроля - сюда мы отнесли способы организации занятий, где не предусматривались отдельные контрольные мероприятия за рамками взаимодействий студентов и преподавателей с использованием инструментов первой группы.

По итогам полученных данных была сформирована таблица, в которой наглядно отраженно количество технологий использованных вузами при ДО (таблица 1). Стоит отметить, что один вуз мог использовать несколько платформ.

Таблица 1 - Технологии, применяемые при дистанционном обучении в вузах не спортивного профиля____

Платформы, для проведения занятий Кол-во вузов Виды контроля Кол-во вузов

Платформы для видеоконференций 8 Теоретические тесты 3

Интерактивные образовательные платформы 6 Дневник самоподготовки/конспекты комплексов упражнений 4

Самостоятельная работа и другое 10 Видео/фото отчеты с тестами на физподготовку 7

Отсутствие дополнительного контроля 5

Наибольшей популярностью среди интерактивных, мультимедийных образовательных платформ пользовался Moodle, и только авторы из УрГУПС [15], отметили, что использовали платформу Blackboard learning при работе со студентами. В тоже время самой популярной платформой в группе «платформы для видеоконференций» ожидаемо стал «Zoom» (5 из 8 вузов).

ОБСУЖДЕНИЕ

Большинство вузов (10 вузов из 22) ориентировали студентов на самостоятельную работу, вместе с тем минимизировав контроль над их физической активностью. Вместе с тем, в ряде вузов прослеживается связь между «самостоятельной работой» студентов, и контролем посредством теоретических тестов, видео и фото отчетов - по такому пути пошли 6 вузов [2, 3, 8, 13, 18, 21, 23]. В тоже время, у контроля посредством фото- и видеоотчетов имеются серьезные недостатки, например, студенты, занимающиеся самостоятельно не могут получать методических рекомендации при непосредственном выполнении упражнений. При данном подходе замечания от преподавателей, по сути, поступают уже после проделанной работы. Формат же контроля посредством теоретических тестов и вовсе исключает какой-либо контроль над активной двигательной деятельностью.

Другой подход достойный отдельного внимания - это мультимедийные образовательные платформы. Эти платформы предоставляют широкие возможности, позволяющие решать разнообразные задачи дистанционного обучения, однако, опять же, не предлагают инструментов для своевременного контроля над двигательной активностью студентов. Данные платформы были разработаны и используются преимущественно для занятий по дисциплинам условно теоретически ориентированных. Некоторые авторы подчеркивают, что эти платформы использовались как дополнительный инструментарий, но не как основное средство предоставления методических материалов и постановки задач занятий [7, 10, 12].

Отдельное внимание стоит уделить и вузам, применявшие платформы для видеоконференции как основное средство при проведении занятий в условиях дистанционного обучения. Так, кафедры физического воспитания восьми вузов так же использовали видеоконференции [6, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 22]. При этом, несмотря на очевидную ограни-

ченность инструментария таких платформ в контексте двигательной деятельности (например, ограниченное пространство и не несоответствующие требованиям домашние условия; не учитывается разница в часовых поясах для студентов разных регионов; невозможность проконтролировать работу всей группы (вынужденная фокусировка на 1-2 студентах одномоментно) и т.п.), они обладают важными преимуществами, в первую очередь, предоставляют преподавателю возможность непосредственно контролировать выполнение физического упражнения, тем самым позволяя обеспечивать ученика своевременными методическими рекомендациями. Тем не менее, сама суть данных платформ как бы диктует преподавателю определенные условия, в рамках которых он может работать.

В то же время, интересным фактом представляется то, что зачастую вузы, использующие комбинированный подход (применение видеоплатформ вместе с мультимедийными онлайн площадками и/или другими платформами) не выставляли студентам дополнительных контрольных требований, таких как прохождение тестов, видео-фото отчеты и т.п. [6, 10, 11, 17]. Это может свидетельствовать, о том, что при использовании видеоплатформ контроль над работой студентов был достаточным и не требовал привлечения дополнительных средств. Стоит отметить, что серьезным лимитирующим фактором при работе с этими платформами является требование к стабильному и хорошему интернету. Так, авторы, представляющие СВФУ (г. Якутск) [12, 23], отметили, что в связи с географическими особенностями расположения университета стабильность интернет сигнала имела существенное влияние на форму организации образовательного процесса.

Особое внимание уделим тому факту, что из всех работ, которые были проанализированы в этом исследование, только один вуз использовал исключительно собственную внутри вузовскую электронно-образовательную среду. Однако, учебный процесс в этом вузе ограничился предоставлением методических материалов для студентов, ориентацией тех на самостоятельные занятия и контролем в виде тестов на знание теоретических основ физкультуры [2]. Данное обстоятельство свидетельствует об общей неспособности внутренних систем электронно-образовательной среды университетов обеспечивать потребности такой практико-ориентированной дисциплины как физическая культура. Подавляющее большинство кафедр физического воспитания в той или иной степени были вынуждены использовать сторонние платформы и ресурсы.

На основе анализа отобранных статей кристаллизируется проблема слабой инте-грированности современных интернет технологий в образовательные процессы на кафедрах физического воспитания. Таким образом, практически во всех работах авторы отмечают, что кафедры ФВ были вынуждены в чрезвычайных условиях, практически с нуля выстраивать системы взаимодействия со студентами с использованием новейших технологий. Мало в каких вузах в «доковидные» времена внедрялись и использовались средства и платформы на основе современных технологий при занятиях физической культурой. При этом, очевидно, что 1Т технологии предлагают широкий инструментарий, который может качественно повысить уровень физкультурно-спортивного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное состояние вузовских электронно-образовательных систем не способно обеспечить дисциплину ФКиС всем необходимым инструментарием. Это, в свою очередь, привело к большому разбросу и в уровне обеспечения студентов двигательной активностью и в общей подаче информации среди вузов: в отсутствие собственных ресурсов преподаватели были вынуждены искать решения в сторонних платформах. Вторым важным наблюдением является в целом недостаточная интегрированность современных интернет технологий в образовательный процесс физического воспитания в вузах. В большинстве случаев отмечалось, что кафедрам ФВ приходилось практически с нуля создавать систему работы с использованием современных 1Т-технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белецкий С.В. Цифровое сопровождение дистанционных занятий по физической культуре и спорту в вузе / С.В. Белецкий, Т.Н. Шутова // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 25-29.

2. Волкова Л.М. Организация образовательной деятельности при применении дистанционных образовательных технологий по программе физической культуры / Л. М. Волкова // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2020. - № 11 (189). - С. 89-91.

3. Глубокий В.А. Физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в условиях самоизоляции, связанной с COVID-19 / В.А. Глубокий, С.М. Струганов, М.В. Глубокая // Научный компонент. - 2020. - № 3 (7). - C. 112-117.

4. Григан С.А. Особенности самостоятельных занятий физической культурой в период дистанционного обучения / С.А. Григан, В.А. Бельмач, С.А. Шенгелая // Современные наукоемкие технологии. - 2021. - № 1. - С. 82-86.

5. Григорьев В.И. Гибридный формат организации физической подготовки студентов в условиях пандемии COVID-19 / В.И. Григорьев, К.Ю. Шубин, О.Е. Пискун // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 111-116.

6. Организация физкультурного образования в вузе в дистанционном формате в период пандемии коронавируса COVID-19 / И.Г. Калина, Н.П. Тагирова, Р. А. Айдаров, Н.А. Казакова. // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 126-130.

7. Кирьянова Л.А. Корректировка образовательных программ физического воспитания в вузе в период пандемии / Л.А. Кирьянова, Л.В. Морозова, П.К. Кузнецов // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. 119-125.

8. Кладкин Н.Н. Проблемы проведения дистанционного обучения студентов по физической культуре и спорту (на примере СВФУ) / Н.Н. Кладкин // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 10. C. 12-18.

9. Особенности организации образовательного процесса со студентами специальных медицинских групп в период пандемии / Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская, В.П. Демеш, О.В. Миронова, В.Г. Кривощеков // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 177-181.

10. Красильникова Е.В. К вопросу о преподавании элективных дисциплин по физической культуре и спорту в новокузнецком филиале-институте кемеровского государственного университета в дистанционном формате / Е.В. Красильникова, М.В. Звягинцев, С.О. Салчак // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2020. - № 11 (189). - С. 266-270.

11. К вопросу об использовании дистанционного обучения по дисциплине «физическая подготовка» для курсантов и слушателей в условиях самоизоляции / Р.П. Кузнецов, Н.С. Федюк, А.С. Фадеев, Д.В. Саенко, П.С. Петрова // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2020.

- № 11 (189). - С. 286-291.

12. Липовка А.Ю. Эффективность метода онлайн обучения при реализации заочного образования студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт» / А.Ю. Липовка, Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, В.П. Липовка // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. 191-196.

13. Лукина А. С. Организация и проведение дистанционных тренировочных занятий в условиях пандемии / А.С. Лукина, М.Р. Глухарева // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2020. - № 11 (189). - С. 313-316.

14. Маркова О.А. Мониторинг уровня физической подготовленности студентов московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана в условиях дистанционного обучения / О.А. Маркова, Т.И. Величко, О.С. Цыганенко // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2021. - № 2. (192). - С. 164-168.

15. Марчук С.А. Физическое воспитание студентов с использованием информационных технологий в условиях пандемии / С.А. Марчук // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта.

- 2021. - №. 2 (192). - С. 177-181.

16. Мотовичева В.А. Физическая культура студентов ВУЗов в условиях дистанционного обучения / В.А. Мотовичева, Г.А. Ивахненко // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. -2020. - № 12 (190). - С. 140-143.

17. Наумов И.В. Особенности интеграции цифровых технологий в дисциплину «физическая культура» в дистанционной форме обучения (опыт 2020 г.) / И.В. Наумов // The World of Academia: Culture, Education. - 2020. - № 6. - URL: http://woasfedu.ru/bulletin/magazinetopdf?idd=22

(дата обращения: 28.07.2021).

18. Панов Е.В. К проблемам организации дистанционного обучения по дисциплине "Физическая подготовка" в вузах МВД России во время коронавирусной инфекции C0VID-2019 / Е.В. Панов, Д.А. Черменев // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 266-269.

19. Питеркина М.В. Исследование проблем дистанционного обучения преподавателей физической культуры вуза в период самоизоляции / М.В. Питеркина, Л.А. Финогентова, Х.Г. Ферди-нантов // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2020. - № 7 (185).- С. 290-293.

20. Рассказов А. В. Организация и проведение занятий по физической культуре в условиях самоизоляции в системе высшего образования / А.В. Рассказов, Ю.С. Марьин // Modern Science. -2020. - № 12 (2). - С. 417-421.

21. Дистанционный курс по физической культуре для студентов специальной медицинской группы / Е. В. Тарабарина, В.В. Кононец, Т.И. Диденко, С.К. Корепанов, О.И. Загревский. // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 2. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28751 (дата обращения: 28.07.2021).

22. Усачев Н.А. Организация дистанционного обучения в вузах по циклу дисциплин" Физическая культура и спорт" в условиях пандемии / Н.А. Усачев, Д.И. Сурнин //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - C. 414-421.

23. Шаргина М.Г. Влияние дистанционной формы обучения на динамику физической подготовленности студентов / М.Г. Шаргина, М.Н. Артамонова, А.П. Ларионов // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2020. - №. 9 (187). - C. 430-433.

REFERENCES

1. Beleckiy S.V. and Shutova T.N. (2021), "Digital support of remote classes in physical culture and sports at the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), pp. 25-29.

2. Volkova L. M. (2020), "Organization of educational activities under application of distance learning technologies in the program of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11(189), pp. 89-91.

3. Glubokiy V. A., Struganov S. M., Glubokaya M. V. (2020), "Physical training of cadets and students of educational organizations of the ministry of internal affairs of Russia in conditions of self-isolation associated with COVID-19", Nauchnyj komponen, No. 3 (7), pp. 112-117.

4. Grigan S.A., Belmach V.A. and Shengelaja S.A. (2021), "Features of self-learning physical education during distance learning", Sovremennye naukoemkie tehnologii, No. 1, pp. 82-86.

5. Grigorev V.I., Shubin K.Iu. and Piskun O.E. (2020), "Hybrid format of students physical training organization in conditions of COVID-19 pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 111-116.

6. Kalina I.G. Tagirova, N.P., Ajdarov, R.A. and Kazakova, N.A. (2021), "Organization of physical education at the university under the distance learning format during COVID-19 coronavirus pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2, pp. 126-130.

7. Kirianova L.A., Morozova L.V. and Kuznetsov P.K. (2021) "Adjustment of educational programs of physical education at the university during the pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, pp. 119-125.

8. Kladkin N.N. (2020), "Problems of distance education of students in physical culture and sports (on the example of NEFU)", Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, No. 10, pp. 12-18.

9. Koval T.E., Iarchikovskaia, L.V., Demesh, V.P., Mironova, O.V. and Krivoshchekov, V.G. (2020), "Features of organization of the educational process with students of special medical groups during the pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 177 -181.

10. Krasilnikova E.V., Zviagintsev M.V and Salchak S.O. (2020), "To the question about teaching elective disciplines in physical education and sport at Novokuznetsk Branch-Institute of Kemerovo State University in distance format", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11, pp. 266-270.

11. Kuznetsov R.P., Fediuk N.S., Fadeev A.S. and Saenko D.V. and Petrova P.S. (2020), "On the issue of using distance learning in the discipline "physical training" for cadets and students under self-isolation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 286-291.

12. Lipovka A.Yu. Bushma, T.V., Zuikova, E.G. and Lipovka, V.P. (2021), "Efficiency of the online learning method in the implementation of correspondence education of students on the discipline "physical education and sport"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1(191), pp. 191-196.

13. Lukina A.S. and Glukhareva M.R. (2020), "Organization and conducting of remote classes in the conditions of the pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 313-316.

14. Markova O.A., Velichko T.I. and Tsyganenko O.S. (2021), "Monitoring the level of physical fitness of students of Bauman Moscow State Technical University in the context of distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2. (192), pp. 164-168.

15. Marchuk SA. (2021), "Physical education of students with the use of information technologies in the conditions of the pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), pp. 177-181.

16. Motovicheva V.A. and Ivakhnenko G.A. (2020), "University students physical culture under the conditions of distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12, pp. 140-143.

17. Naumov I.V. (2020), "Features of the integration of digital technologies into the discipline "physical education" in distance learning (experience in 2020)", The World of Academia: Culture, Education, No. 6, available at: http://woasfedu.ru/bulletin/magazinetopdf?idd=22 (accessed: 28 July 2021).

18. Panov E.V. and Chermenev D.A. (2020), "To the issues of organization of distance education in the discipline "physical training" at educational organizations of the ministry of internal affairs of the Russian Federation in the course of coronavirus infection C0VID-2019", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 266-269.

19. Piterkina M.V., Finogentova L.A. and Ferdinantovnv Kh.G. (2020), "Investigation of the problems of distance learning of physical education teachers of university during the period of selfisola-tion", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 290-293.

20. Rasskazov A.V. and Marin Yu.S. (2020), "Organization and conduct of physical education classes in self-isolation in the higher education system", Modern Science, No. 12 (2), pp. 417-421.

21. Tarabarina E. V. Kononets, V. V., Didenko, T. I., Korepanov, S. K. and Zagrevskii (2019), "Distance course on physical culture for students of special medical group", Modern problem science and education, No. 2; available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28751 (accessed: 28 July 2021).

22. Usachev N. A. and Surnin D. I. (2020), "Organization of distance learning in higher education institutions on the cycle of disciplines "physical culture and sports" in pandemic conditions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 414-421.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Shargina M.G., Artamonova M.N. and Larionov A.P. (2020), "Influence of distance learning on the dynamics of physical fitness of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 430-433.

Контактная информация: egiaz-@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2021

УДК 37.02

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОТРАЖЕНИЕ МУЛЬТИСРЕДОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ксения Александровна Елистратова, кандидат филологических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы, Му-ринский центр образования № 4, Всеволожский район, Ленинградской область; Василий Петрович Панасюк, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Центром мониторинга, аналитики и баз данных, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Введение. В статье представлено общение видение и подходы к организации образовательного процесса в школе с учетом действия фактора кросс-многомерности. Дается характеристика отдельных составляющих кросс-многомерной среды образовательной деятельности, рассматриваются особенности их воздействия на образовательный процесс как экосистемный феномен. Цель исследования. Мультисредовый подход ориентирует на одновременное включение субъекта образовательной деятельности в совокупность микро-, мезо-, макро- и мегасред, возможность гибко и си-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.