«Научные междисциплинарные исследования»
УДК 37
Веленгурский Дмитрий Русланович, Velengursky Dmitry Ruslanovich
магистрант 2-го года обучения 2nd year Master's student Томилова Светлана Васильевна, Tomilova Svetlana Vasilevna
кандидат педагогических наук, доцент Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
(Екатеринбург)
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Ural Federal University named after the
First President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
«ТАНЕЦ В ШКОЛУ»
ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE INNOVATIVE PROJECT
"DANCE TO SCHOOL"
Ключевые слова: школьный спорт, танцевальный спорт, массовый спорт, спортивная школьный клуб, программа переподготовки кадров, внеурочная деятельность.
Аннотация. Физическое воспитание детей, сегодня одно из основных и приоритетных направлений в системе общеобразовательных учреждений. В сложившейся системе образования назрела необходимость реализовывать новые подходы и механизмы развития массовой физической культуры и спорта, развитие школьного спорта открыла новые направления для их создания. «Танец в школу»- программа на основе внедрения школьного спортивного клуба по танцевальному спорту в общеобразовательные учреждения с целью вовлечения учащихся в занятия спортом во внеурочное время. Для реализации программы по обучению танцевальному спорту в рамках проекта «Танец в школу» была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Подготовка педагогов дополнительного образования (спортивно-развивающего направления), тренеров по массовому танцевальному спорту». Реализация программы предполагается в рамках дополнительного образования с привлечением кадровых ресурсов, а также специалистов, прошедших курс переподготовки по проекту.
Keywords: school sports, dance sports, mass sports, sports school club, retraining program, extracurricular activities.
XVМеждународная научно-практическая конференция Annotation. Physical education of children, today one of the main and priority directions in the system of general education institutions. In the current education system, there is a need to implement new approaches and mechanisms for the development of mass physical culture and sports, the development of school sports has opened up new directions for their creation. "Dance to School" is a program based on the introduction of a school sports club for dance sports in general education institutions in order to involve students in sports activities outside of school hours. To implement the program for training in dance sports within the framework of the project "Dance to School", an additional professional training program "Training of teachers of additional education (sports and development direction), coaches in mass dance sports"was developed. The program is supposed to be implemented within the framework of additional education with the involvement of human resources, as well as specialists who have completed a refresher course on the project.
Актуальность. В настоящее время решение задач физического воспитания подрастающего поколения является одним из направлений государственной политики РФ. В сложившейся системе общеобразовательных учреждений назрела необходимость реализовывать новые подходы и механизмы развития массовой физической культуры и спорта. Урок «Физической культуры» и система дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности являются частью физического воспитания подрастающего поколения, направленного на решение задач государства. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» установлено, что доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2024 году должна составить 55% [1].
Приоритетные направления развития физической культуры и спорта детерминированы национальными целями развития Российской Федерации, определенными Указом Президента от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»: Сохранение населения, здоровье и благополучие людей; Возможности для самореализации и развития талантов; Формирование комфортной и безопасной среды для жизни;
«Научные междисциплинарные исследования»
Формирование делового климата и развитие инвестиционного потенциала
сферы физической культуры и спорта.
В соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации № 175 от 01.03.2019 «Об утверждении Межотраслевой программы развития школьного спорта» перед Свердловской областью стоит задача по вовлечению в систематические занятия физической культурой и спортом детей школьного возраста.
В качестве одного из механизмов вовлечения школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом, мы предлагаем экспериментальный проект «Танец в школу», который предполагает обучение и проведение занятий по виду спорта «танцевальный спорт» на базе общеобразовательной организации. Анализ статистических данных о количестве занимающихся за 2018-2019 годов по танцевальному спорту в России показал прирост спортсменов за год - около 3-х тысяч человек. Численность занимающихся составила 311 и 314 т. человек соответственно, что говорит о растущей заинтересованности в изучении спортивного танца.
Цель - Разработать программы, обеспечивающие школьникам систематические занятия физической культурой и спортом, на основе внедрения школьного спортивного клуба по танцевальному спорту.
Задачи:
1. На основе анализа научно-методической литературы выявить основные направления спортивной деятельности в общеобразовательных учреждениях.
2. Разработать организационно-педагогическую модель развития школьного спорта на основе деятельности спортивного клуба по танцевальному спорту.
3. Разработать практические рекомендации и систему переподготовки кадров.
Содержание разработанного, инновационного проекта «Танец в школу» полностью соответствует перечню обязательных элементов, представленных Всероссийской федерацией танцевального спорта и акробатического рок-н-
XVМеждународная научно-практическая конференция ролла, ранжированных в соответствии с возрастными особенностями (табл.1).
Обучение танцевальным элементам происходит не только с помощью
традиционных методов, но и с помощью модульной системы обучения.
Таблица 1. Возрастные категории проекта «Танец в школу»
N Возрастная категория В текущем году старшему участнику должно исполниться
1 Дети-0 6-7 лет
2 Дети-1 8-9 лет
3 Дети-2 10-11 лет
4 Юниоры-1 12-13 лет
5 Юниоры-2 14-15 лет
6 Молодежь 16-18 лет
Особенность предлагаемой программы состоит в том, что изучение программы происходит поэтапно (табл. 2). Годовой план изучения вида спорта составляет комплекс классической хореографии, общей физической подготовки, изучение танцевальной этики, музыкальных основ, а также изучение дисциплины «Ансамбль».
Таблица 2. Пример годовой программы обучения танцевальному спорту в рамках проекта «Танец в школу» возрастной категории детей 12 - 13 лет.
№ п/п Тема занятий Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие 1 - 1
2 Комплекс физических и танцевальных упражнений - 17 17
3 Основы музыкальных ритмов - 1 1
4 Общая и спортивная этика 1 - 1
5 1 этап освоения основной программы 2 11 13
6 2 этап освоения основной программы 2 11 13
7 3 этап освоения основной программы 2 11 13
8 4 этап освоения основной программы 2 11 13
9 Хореография 9 25 34
«Научные междисциплинарные исследования»
Продолжение таблицы 2
10 Ансамбль 11 25 36
11 Итоговое занятие - 2 2
Итого: 30 114 144
Реализацию программы по обучению танцевальному спорту в рамках проекта «Танец в школу» целесообразно осуществлять в рамках дополнительного образования, что повысит показатель внеурочной занятости учащихся.
Использование разработанной программы «Танец в школу» учитывает не только физическое развитие и совершенствование учеников, но и формирование активности, инициативности, конкурентоспособности, способность к самооценке, способность творчески мыслить, ставить и достигать цели. Цель программы - формирование физической и духовной культуры обучающихся, культуры их здорового образа жизни.
Задачи программы:
- укрепление здоровья и повышение уровня физической подготовленности учащихся общеобразовательных организаций;
- подготовка спортивного резерва для детско-юношеских и молодежных спортивных сборных команд;
- отбор наиболее способных занимающихся для зачисления на специализированные отделения детско-юношеских спортивных школ и центров спортивной подготовки;
- увеличение массовости детско-юношеского танцевального спорта.
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку,
должен соответствовать требованиям, определенным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Для реализации программы по обучению танцевальному спорту в рамках проекта «Танец в школу» была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Подготовка педагогов
XVМеждународная научно-практическая конференция дополнительного образования (спортивно-развивающего направления), тренеров по массовому танцевальному спорту». Цель программы -формирование профессиональной компетентности специалистов, осуществляющих организацию и подготовку граждан, занимающихся танцевальным спортом в школьном спортивном клубе, на основе овладения системой знаний и умений, компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в качестве тренера-преподавателя. Категория слушателей: педагоги дополнительного образования общеобразовательных учреждений по направлениям обучения хореография, музыка; педагоги физической культуры с базовой хореографической подготовкой; тренеры-преподаватели, педагоги дополнительного образования в области физической культуры и спорта, учителя общеобразовательных школ, инструкторы по спорту. Область применения полученных профессиональных компетенций: профессиональная деятельность. Форма обучения: очная, срок обучения: 72 часа.
Модульная система обучения - основная и приоритетная технология в разработанных программах. Суть модульного образования - упрощение процесса обучения, обмена информацией, ускорение процесса ее восприятия за счет новой, не языковой, а функциональной среды обучения. Скорость и качество обучения начинающих танцоров и тренеров, обладающих разными способностями и уровнями владения техникой, можно существенно повысить. Гибкость такого процесса, по нашему убеждению, может быть достигнута при отсутствии жестких временных рамок освоения содержания, элементы которого должны быть достаточно строго структурированы. Возможности для этого открывает использование модульной технологии обучения двигательным действиям [11].
Программа повышения квалификации педагогов, по виду спорта «танцевальный спорт» состоит из трех самостоятельных образовательных блоков:
1 блок - Нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации программы по танцевальному спорту. Данный блок включает в себя освоение
«Научные междисциплинарные исследования» основных положений стратегии развития и нормативных документов
Российской Федерации, а также методические рекомендации по физической
культуре в образовательных учреждениях.
2 блок - Содержание программы отдельных дисциплин. Модуль содержит изучение основ классического танца, диско танцев, базовые элементы занятий танцевальным спортом, изучение основных элементов европейской и латиноамериканской программы, особенности работы с ансамблем.
3 блок - Особенности проведения соревнований по танцевальному спорту, описание правил поведения спортсменов, тренеров, родителей на соревнованиях в избранном виде спорта.
Реализация программы переподготовки дает возможность образовательным учреждениям выбора действий: 1) переподготовка штатных сотрудников, 2) перспективы трудоустройства педагога в штат, осовевшего курс переподготовки.
Анализ практики работы в школе наглядно демонстрирует отсутствие целостной системы формирования здорового образа жизни и обнаруживает востребованность организации спортивного клуба в целях формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве школы. Спортивная клубная деятельность в рамках внеурочных часов будет способствовать активному включению субъектов образовательного пространства школы в реализацию потребности ведения здорового образа жизни, приобретению социального опыта по формированию ответственного отношения к ценностям физической культуры и спорта, созданию оздоровительно-воспитательной и референтной среды, обеспечивающей личность школьника адекватными его способностям и интересам возможностями реализовать себя в избранном виде спорта.
Проблему создания спортивных школьных клубов необходимо рассматривать комплексно, решать на основе программного и проектного управления, межведомственного и межуровневого взаимодействия, в
XVМеждународная научно-практическая конференция соответствии с приоритетами и целями социально-экономического развития
Российской Федерации.
Библиографический список:
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]: Официальный портал президента РФ. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 10.04.2021).
2. Антонюк С.Д. Реализация инновационной программы «самбо в школу» в рамках учебного предмета «физическая культура» в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. -2016. - С. 50-57.
3. Волков В.М., Кузнецов П.П. Физиологическое обоснование физического воспитания и спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1969. 186 с.
4. Литвиненко С.Н. Физическая культура для всех: социально-педагогические технологии. М.: Теория и практика физической культуры, 2005. 356 с.
5. Ефимова С. В. Роль школьного спортивного клуба в формировании здоровьесберегающих факторов развития ребёнка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/ 08/16/ rol-shkolnogo-sportivnogo-kluba-v-formirovanii/ (дата обращения: 15.04.2021).
6. Столяров В. И. Новые формы клубной спортивной работы с детьми и молодежью [Текст] / В. И. Столяров, Н. В. Кудрявцева, А. А. Перевозников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1998. №2 2. С. 13-16.
7. Региональный проект «Спорт - норма жизни» (региональный паспорт федерального проекта «Спорт - норма жизни» национального проекта «Демография») [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minsport. gov.ru/2018/Federalnii-proekt-Sport-norma-jizni.pdf (дата обращения: 18.04.2021).
«Научные междисциплинарные исследования»
8. Федоров, В.Г. Стратегия реализации универсальных учебных действий
в системе физкультурного образования школьников // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2016 год, посвященной 180-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта и 120-летию Университета. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 21-23.
9. Бальсевич, В.К. Региональные особенности поведения и здоровья детей школьного возраста Российской Федерации / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева. -Труды международного симпозиума «Здоровье и поведение школьников», 27-29 мая 2004 года. - СПб.: НИИФК, 2004. - С. 21-28.
10. Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В., Филиппова Д. С. (2016) Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 1. С. 168190. doi: 10.17323/1814-9545-2016-1-168-190.
11. Чудиновских А.В., Чернякова Ю.С. Модульное обучение основам баскетбола на уроках физической культуры: Учебно-методич. пособие. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2003 102 с.