Научная статья на тему 'К вопросу о патриотическом воспитании молодежи '

К вопросу о патриотическом воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание / молодежь / образование / педагогический работник / авторитет педагога / patriotic education / youth / education / pedagogical worker / teacher's authority

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамиль Эмилевич Маликов

В статье рассмотрены проблемные аспекты, с которыми сталкиваются педагогические работники в ходе осуществления патриотической воспитательной работы с молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамиль Эмилевич Маликов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of patriotic education of young people

This article considers the problematic aspects that teachers face during the implementation of patriotic educational work with young people.

Текст научной работы на тему «К вопросу о патриотическом воспитании молодежи »

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 187—189. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):187—189.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 37.013.32 NIION: 2007-0062-2/22-110

doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-187-189 MOSURED: 77/27-004-2022-02-310

К вопросу о патриотическом воспитании молодежи

Шамиль Эмилевич Маликов

Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия, bagautdinov93@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены проблемные аспекты, с которыми сталкиваются педагогические работники в ходе осуществления патриотической воспитательной работы с молодежью.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, молодежь, образование, педагогический работник, авторитет педагога

Для цитирования: Маликов Ш.Э. К вопросу о патриотическом воспитании молодежи // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 187-189. doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-187-189.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

On the issue of patriotic education of young people

Shamil E. Malikov

Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russia, bagautdinov93@yandex.ru

Abstract. This article considers the problematic aspects that teachers face during the implementation of patriotic educational work with young people.

Keywords: patriotic education, youth, education, pedagogical worker, teacher's authority

For citation: Malikov Sh.E. On the issue of patriotic education of young people // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):187-189. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-187-189.

Вопросу о воспитании подросткового поколения и молодежи государство сегодня уделяет большое внимание, в первую очередь, через инструментарии реализации программ образовательной деятельности.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно. При освоении основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего обра-

© Маликов Ш.Э., 2022

зования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.

11 апреля 2022 г. глава Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление Правительства РФ о внесении изменений в государственную программу «Развитие образования». Документ позволит оказать поддержку в обеспечении всех школ страны государственной символикой. Обеспечение государственных и муниципальных общеобразовательных организаций государственными символами Российской Федерации будет предусмотрено в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».

Педагогические науки

25 апреля 2022 г. гимн прозвучал в образовательных организациях Воронежской, Московской, Калужской, Волгоградской областей, в Оренбургской кадетской школе-интернате, в школах Новосибирска, Владивостока, Кузбасса и Краснодарского края, а также ряда других регионов страны. С 1 сентября нового учебного года эта традиция будет внедрена во всех школах Российской Федерации.

Действительно, отсутствие системного и целенаправленного подхода органов государственной власти, институтов общества, семьи в формировании высокого патриотического сознания, чувства верности и любви к своей Отчизне приводит к дестабилизации общественного сознания и пренебрежению интересами государственной безопасности в угоду личным, потребительским интересам. Культивирование и обеспечение в обществе единства и согласия на пути взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей является основой стабильности и безопасности в обществе [1].

Однако формальное исполнение решений органов государственной власти, традиций и обычаев сами по себе не могут привести к качественному патриотическому воспитанию молодого поколения.

Основа обеспечения качественного воспитания зависит от авторитета педагогического работника. Лишь истинный авторитет педагога способен показать реальное отношение обучающихся к своему наставнику. Именно он способен побуждать учащихся участвовать вместе с педагогом и под его руководством в улучшении жизни. Педагогу необходимо знать, чем интересуются его ученики, а для этого необходимо лишь немного внимания к их жизни вне образовательного учреждения [2]. При этом наличие формальных требований к порядку проведения занятия, чрезмерная регламентация приводят к снижению качества образования.

Подход многих образовательных учреждений к качеству образования связывается с необходимостью тотального контроля за подготовкой и проведением занятий педагогическими работниками, что не позволяет качественно налаживать психологическую связь с обучающимся. Инструкции о порядке проведения занятия определяют практически поминутную структуру занятия, требуя от педагогического работника выполнять систему поминутного разделения занятия на этапы. Вместо концентрации на доведении темы занятия и стремления к эффективному обучению педагогический работник начинает отслеживать равномерность рассмотрения воп-

росов по времени (независимо от сложности темы и освоения обучающимися) и строго следовать плану проведения занятия. Такой подход полностью отвергает возможность построения истинного авторитета педагогического работника в целях реализации патриотически воспитательной функции.

Вторым важным аспектом в подрыве воспитательной функции педагогического работника является освещение средствами массовой информации негативных сторон осуществления педагогической работы, не замечая положительных аспектов.

Третьим немаловажным фактором воспитания является семья. Ведь именно родители в малолетнем возрасте являются основным двигателем авторитета и получения представления о социуме. Родители же не только не осуществляют воспитание, перекладывая данные функции на образовательные организации, но порой сами говорят ребенку, что не нужно слушать педагога, осуждают его действия, подрывая основы воспитательного процесса и в отдельных случаях даже вступая в конфликт с педагогом при оценивании знаний обучающегося ниже ожиданий самих родителей обучающегося.

Таким образом, кроме внеурочных мероприятий, в целях эффективного патриотического воспитания необходимо отказаться от формальных требований к оцениванию деятельности педагогического работника и оценивать по качеству выработки необходимых компетенций у обучающихся.

Целесообразно на законодательном уровне сформулировать систему ценностей, которая эффективным образом должна регулировать социально-экономические, политические, религиозные и национальные отношения в российском обществе [1]. Следует предусмотреть ответственность средств массовой информации, а также информационных ресурсов за освещение информации, вредящей воспитанию подрастающего поколения.

Список источников

1. Мурсалимов А.Т. Борьба с терроризмом, как механизм защиты прав и свобод человека // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2017. С. 139.

2. Станкевич A.B. и др. Авторитет педагога и его влияние в становлении личности обучающихся // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 640—642. URL: https://moluch.ru/archive/ 149/42228/ (дата обращения: 12.05.2022).

188

Образование. Наука. Научные кадры 2022 / № 2

References

1. Mursalimov A.T. The fight against terrorism as a mechanism for protecting human rights and freedoms / / Current directions of scientific research of the XXI century: theory and practice. 2017. p. 139.

2. Stankevich A.V. et al. The authority of the teacher and his influence in the formation of the personality of students // Young scientist. 2017. № 15 (149). Pp. 640—642. URL: https://moluch.ru/ archive/149/42228 / (accessed 12.05.2022).

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности.

Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 351 с.

Психология

служебной деятельности

18ВЫ 978-5-238-03162-0

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД. Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.

Информация об авторе

Ш.Э. Маликов — преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России.

Information about the author Sh.E. Malikov — Teacher of the Department of Professional Training, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Статья поступила в редакцию 12.05.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 10.06.2022.

The article was submitted 12.05.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 10.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.