Научная статья на тему 'Профессиональное самообразование и саморазвитие личности преподавателя '

Профессиональное самообразование и саморазвитие личности преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самообразовательная деятельность / саморазвитие личности / андрагогический подход / константа образования / мотивация / целеполагание / образовательный процесс / информационно-образовательная среда / self-educational activity / self-development of personality / andragogical approach / constant of education / motivation / goal-setting / educational process / information and educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлана Александровна Пугачева, Наталья Владимировна Хисматулина, Татьяна Вячеславовна Малкова

В статье рассмотрены особенности профессионального саморазвития и самообразования преподавателя в высшей образовательной организации высшего образования. Сделан акцент на том, что саморазвитие личности обеспечивает самообразование. Самообразование рассмотрено с позиции андрагогического подхода. В статье представлены основные идеи профессионального самосовершенствования известных педагогов. Раскрываются актуальные аспекты самообразования и источники саморазвития личности преподавателя в процессе педагогического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светлана Александровна Пугачева, Наталья Владимировна Хисматулина, Татьяна Вячеславовна Малкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional self-education and self-development of the teacher’s personality

The article considers the features of professional self-development and self-education of a teacher in a higher educational organization of higher education. The emphasis is placed on the fact that self-development of the individual provides self-education. Self-education is considered from the standpoint of andragogical approach. The article presents the main ideas of professional self-improvement of famous teachers. The actual aspects of self education and sources of self-development of the teacher's personality in the process of pedagogical interaction are revealed.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самообразование и саморазвитие личности преподавателя »

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 249 — 251. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):249 — 251.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

УДК 372.881 NIION: 2007-0062-2/22-126

doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-249-251 MOSURED: 77/27-004-2022-02-326

Профессиональное самообразование и саморазвитие личности преподавателя

Светлана Александровна Пугачева1, Наталья Владимировна Хисматулина2, Татьяна Вячеславовна Малкова3

1 2 3 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия

1 pugacheva.7575@mail.ru

2 khisnatalya@yandex.ru

3 tatyanamalkova@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрены особенности профессионального саморазвития и самообразования преподавателя в высшей образовательной организации высшего образования. Сделан акцент на том, что саморазвитие личности обеспечивает самообразование. Самообразование рассмотрено с позиции андрагогического подхода. В статье представлены основные идеи профессионального самосовершенствования известных педагогов. Раскрываются актуальные аспекты самообразования и источники саморазвития личности преподавателя в процессе педагогического взаимодействия.

Ключевые слова: самообразовательная деятельность, саморазвитие личности, андрагогический подход, константа образования, мотивация, целеполагание, образовательный процесс, информационно-образовательная среда Для цитирования: Пугачева С.А., Хисматулина Н.В., Малкова Т.В. Профессиональное самообразование и саморазвитие личности преподавателя // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 249 — 251. doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-249-251.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

Professional self-education and self-development of the teacher's personality

Svetlana A. Pugacheva1, Natalya V. Khismatulina2, Tatyana V. Malkova3

1 2' 3 Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint Petersburg, Russia

1 pugacheva.7575@mail.ru

2 khisnatalya@yandex.ru

3 tatyanamalkova@gmail.com

Abstract. The article considers the features of professional self-development and self-education of a teacher in a higher educational organization of higher education. The emphasis is placed on the fact that self-development of the individual provides self-education. Self-education is considered from the standpoint of andragogical approach. The article presents the main ideas of professional self-improvement of famous teachers. The actual aspects of self-education and sources of self-development of the teacher's personality in the process of pedagogical interaction are revealed.

Keywords: self-educational activity, self-development of personality, andragogical approach, constant of education, motivation, goal-setting, educational process, information and educational environment

For citation: Pugacheva S.A., Khismatulina N.V., Malkova T.V. Professional self-education and self-development of the teacher's personality // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):249 — 251. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-249-251.

© Пугачева С.А., Хисматулина Н.В., Малкова Т.В., 2022

Педагогические науки

Модернизация образования XXI в. при-стремительном росте информации и социальных изменений создает новые ценностные установки и акцентирует внимание на активно развивающейся личности, нацеленной на построение и осуществление индивидуального образовательного маршрута в условиях осознания необходимости непрерывного образования, концепция которого была представлена еще П. Ленграндом на Форуме ЮНЕСКО в 1965 г., поддержана и уже в 1972 г. обозначена Э. Фо-ром в докладе «Учиться, чтобы жить» в качестве основного принципа реализации образовательного процесса и разработки реформ в сфере образования. Отметим, что идея отсутствия конечности знаний, признания константы образования в течение всей жизни, осознания собственной ответственности за самореализацию в деятельности на благо общества еще в большей степени касается самих представителей педагогического звена как проводников человека в научении учиться. Особую роль саморазвитие и самообразование педагога приобретают на высшей ступени образовательной системы, где опора на андрагогический подход в профессиональной деятельности требует от самого преподавателя быть партнером своей целевой аудитории, направлять ее в постоянно меняющейся информационно-образовательной среде, что обуславливает необходимость самому педагогу обновлять и обогащать профессиональный потенциал, стремиться к самопознанию, саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни.

Под самообразованием преподавателя мы понимаем целенаправленную творческую, познавательную деятельность, направленную на овладение опытом, знаниями, профессиональными умениями и навыками для осуществления образовательного процесса. С момента образования педагогической науки ученые пытались решить задачу профессионального образования педагога и его роль саморазвития в образовательном процессе. В трудах известных педагогов представлены основные идеи профессионального самосовершенствования. Чешский мыслитель и педагог Ян Амос Коменский в своем труде «Всеобщее воспитание» освещает концепцию непрерывного образования, акцентируя внимание читателя на образовании и самообразовании: «Великолепно было бы соблюсти и осуществить также, чтобы каждый, кто родился человеком и научен пользоваться разумом, сам для себя стал школой, книгой и учителем; чтобы каждый в беседах с другими был школой, книгой и наставником также и для своего ближнего и, наконец,

чтобы нигде не было недостатка в народных школах (collegiatae scholae), общедоступных книгах (publici libri) и учителях» [3, с. 46].

Многие философы и педагоги выражали идеи о постоянной работе над собой и саморазвитии, которые остаются актуальными и в наши дни. Признанный основатель педагогики как академической дисциплины И.Ф. Гербарт считал, что познание простых идей, определяющих обязательство человека перед собой и перед другими людьми является методом достижения поставленных целей. «Педагогика — это наука, необходимая для воспитателя лично» [3, с. 289]. Великий немецкий педагог А. Дистервег особое внимание уделял личности и профессиональным качествам народных учителей. В своем руководстве к образованию немецких учителей он призывал: «Никогда не останавливайся! <...> лишь до тех пор являешься способным начать образование других, пока продолжаешь работать над собственным образованием. Образование никогда и нигде не является чем-то законченным и завершенным. Оно находится в становлении и изменении, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, роста». Идеи А. Дистер-вега продолжает в своих работах английский философ и социолог Г. Спенсер. В своем трактате «Воспитание: умственное, нравственное и физическое» автор делает акцент на том что, «образование должно быть обращено в процесс самообразования и, следовательно, в процесс приятного обучения» [3, с. 355].

Выдающуюся роль в профессионально-личностном развитии педагога внесли российские ученые К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский и многие другие. Так, например, Н.И. Пирогов особую ценность придавал научной деятельности преподавателя и полагал, что наука развивает не только умственные способности человека, но и является важным фактором воспитания.

К.Д. Ушинский, являясь родоначальником научной педагогики в России, в своих трудах обращал внимание на личность педагога и систему его самоподготовки. По мнению К.Д. Ушин-ского, самым важным компонентом педагогического процесса является преподаватель, а главным качеством его — дар убеждения. «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением» [2, с. 22]. Убеждения педагога никогда не заменят ни контроль, ни учебно-методические рекомендации, ни указания. Без дара убеждения преподаватель трансформируется в простого исполнителя. К.Д. Ушинский наря-

250

Образование. Наука. Научные кадры 2022 / № 2

ду со знанием преподаваемого предмета особое внимание придавал педагогической и методической подготовке педагога. Он акцентировал внимание на развитие в преподавателе способности к постоянному самообразованию, расширению научных знаний и педагогическую эрудицию. По мнению великого русского педагога, преподаватель обучает результативно, пока самообразовывается сам.

Итак, основа педагогической деятельности — это, прежде всего, развитие собственного профессионального самосознания. Человеческая история, философские размышления на протяжении веков, движение научной мысли в педагогическом профессиональном пространстве, очевидно, признают непреложную закономерность: только личность может сформировать другую личность — творческую, мыслящую, рефлексирующую, осознающую личную ответственность за собственные результаты.

Список источников

1. Сагитова P.P. Формирование самообразовательной компетенции студентов высшей шко-

лы в процессе изучения гуманитарных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2011.

2. Ушинский К.Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн.1: Проблемы педагогики / сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. М.: Дрофа, 2005.

3. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. Т. 2. Новое время / под ред. А.И. Писку-нова. М.: ТЦ Сфера, 2006.

References

1. Sagitova R.R. Formation of self-educational competence of students of higher education in the process of studying humanitarian disciplines: author. dis. ... cand. ped. Sciences. Kazan, 2011.

2. Ushinsky K.D. Selected works: in 4 books. Book 1: Problems of Pedagogy / comp., entry. st., note. and comment. E.D. Dneprov. M.: Bustard, 2005.

3. Reader on the history of pedagogy: in 3 volumes. T. 2. New time / ed. A.I. Piskunov. M.: TC Sphere, 2006.

Информация об авторах

С.А. Пугачева — старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского университета МВД России;

Н.В. Хисматулина — старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского университета МВД России;

Т.В. Малкова — доцент кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского университета МВД России.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors S.A. Pugacheva — Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages of Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia;

N.V. Khismatulina — Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages of Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia;

T.V. Malkova — Assistant Professor of the Department of Foreign Languages of Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 12.05.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 10.06.2022.

The article was submitted 1 2.05.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 10.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.