Научная статья на тему 'Профессионализм педагога-воспитателя в условиях современного российского общества'

Профессионализм педагога-воспитателя в условиях современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / САМОСОЗИДАНИЕ / ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / САМОПОЗНАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PEDAGOGY / EDUCATION / SELF-CREATION / HOLISTIC DEVELOPMENT OF PERSONALITY / PEDAGOGICAL ETHICS / INTELLECTUALS / SELF-KNOWLEDGE / SELF-EDUCATION / SELF-PERCEPTION / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хатагова Светлана Викторовна, Нарыкова Наталья Алексеевна

В статье раскрывается понятие личности преподавателя, характеризуется его деловая квалификация, а также упоминается о преподавательской работе и морали как системе правил поведения, норм, принципов. Рассматривается и характер людей, которые демонстрируют чувства, нравственные взгляды, опыт и убеждения педагога в условиях современной России. Предлагается термин образование как феномен, способствующий самоутверждению личности. Главная цель образования целостное и всестороннее развитие человека, развитие его самобытности и индивидуальности. Исходя из этой цели, при подготовке специалиста-преподавателя стоят задачи: сотворить себя найти свою нравственную позицию; развитие самовоспитания и самообразования; необходимость осознать смысл жизни; развитие творческого потенциала преподавателя, духовного мира, профессиональной компетентности; совершенствование личностных качеств. Используя педагогические исследования можно сделать вывод, что на сегодняшний день проблема воспитания интеллигентного человека в гуманитарной среде очень актуальна. В статье рассмотрены четыре области планомерного саморазвития и самопроявления человеческой личности: самопознание (отношение к себе), самообразование (отношение к познанию), самовоспитание (отношение к людям и окружающему миру), самореализация (отношение к делу своей жизни как призванию и творчеству). В связи с этой важнейшей задачей считается, что преодолеть негативное отношение молодых людей к образованию, можно только через развитие и воспитание духовности в системе общественных отношений. И именно поэтому на педагога возлагается ответственность за воспитание подрастающего поколения. Педагогическая профессиональная работа и мораль как комплекс принципов, правил, норм регулирует поведение; определяет характер людей; отражает нравственные взгляды, убеждения и чувства; развивает духовные ценности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionalism of the teacher-educator in the conditions of modern Russian society

The article reveals the concept of the teacher's personality, his professional qualities, and also is spoken about professional pedagogical activity and morality as a set of principles, norms, rules of behavior and character of people, reflecting the moral views, feelings, beliefs and experience of the teacher in modern Russia. The term education is proposed as a phenomenon that contributes to the self-affirmation of the individual. Proceeding from an overall objective of education complete personal development, formation of her identity, originality, are revealed by the main objectives of training of the specialist teacher: activization of processes of self-education, self-creation of the personality; Forming the need to realize the meaning of life, to choose your moral position to create yourself; development of creative potential of the individual, professional competence, spiritual world; improvement of personal qualities. Pedagogical research makes it possible to conclude that the problem of educating a person intelligent in the humanitarian environment of pedagogical education has become particularly relevant. The article identifies four spheres of consistent self-expression and self-development of the human person: self-knowledge (attitude towards yourself), self-education (attitude towards knowledge), self-perception (attitude towards people and the world around them), self-realization (attitude towards the cause of his life as calling and creativity) motivational. In this regard, we consider it the most important pedagogical task to overcome the negative attitude of young people to education through spiritual production in the system of social relations, where the teacher has a special role. Professional pedagogical activity and morality as a set of principles, norms, rules regulates the behavior and character of people, reflects moral views, feelings, beliefs, forms the moral experience of people.

Текст научной работы на тему «Профессионализм педагога-воспитателя в условиях современного российского общества»

Профессионализм педагога-воспитателя в условиях современного российского общества

Хатагова Светлана Виктoрoвна,

кандидат педагогических наук, кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, khatagova.swetlana@yandex.ru

Нарыкова Наталья Алексеевна,

кандидат филологических наук, кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, narnata@rambler.ru

В статье раскрывается понятие личности преподавателя, характеризуется его деловая квалификация, а также упоминается о преподавательской работе и морали как системе правил поведения, норм, принципов. Рассматривается и характер людей, которые демонстрируют чувства, нравственные взгляды, опыт и убеждения педагога в условиях современной России. Предлагается термин образование как феномен, способствующий самоутверждению личности. Главная цель образования - целостное и всестороннее развитие человека, развитие его самобытности и индивидуальности. Исходя из этой цели, при подготовке специалиста-преподавателя стоят задачи: сотворить себя - найти свою нравственную позицию; развитие самовоспитания и самообразования; необходимость осознать смысл жизни; развитие творческого потенциала преподавателя, духовного мира, профессиональной компетентности; совершенствование личностных качеств. Используя педагогические исследования можно сделать вывод, что на сегодняшний день проблема воспитания интеллигентного человека в гуманитарной среде очень актуальна. В статье рассмотрены четыре области планомерного саморазвития и самопроявления человеческой личности: самопознание (отношение к себе), самообразование (отношение к познанию), самовоспитание (отношение к людям и окружающему миру), самореализация (отношение к делу своей жизни как призванию и творчеству). В связи с этой важнейшей задачей считается, что преодолеть негативное отношение молодых людей к образованию, можно только через развитие и воспитание духовности в системе общественных отношений. И именно поэтому на педагога возлагается ответственность за воспитание подрастающего поколения. Педагогическая профессиональная работа и мораль как комплекс принципов, правил, норм регулирует поведение; определяет характер людей; отражает нравственные взгляды, убеждения и чувства; развивает духовные ценности. Ключевые слова: педагогика, воспитание, самосозидание, целостное развитие личности, педагогическая этика, интеллигенция, самопознание, самообразование, самовоспитание, самореализация

Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От усилий педагога зависит будущее человеческой цивилизации. Педагог обеспечивает связь между маленькой личностью и наукой. Педагог должен ценить в ученике ту уникальную индивидуальность, которая характерна именно этому ученику, создать такие условия для ученика, при которых будет обеспечена свобода самовыражения, понимать, что ученик имеет право на собственное мнение об окружающем нас мире, обладает своими чувствами и имеет свой опыт. Педагог должен сочетать в себе два противоположных качества: строгость и мягкость. И только в правильном их сочетании состоит мудрость педагога.

Современный преподаватель это, прежде всего профессионал. Он должен знать не только свой предмет, но разбираться в дисциплинах, которые связанны с его предметом, и кроме того - иметь представление и о других науках. Учитель должен успешно передать свои знания ученикам, и на своих уроках развивать в учениках милосердие, доброту, порядочность честность, любовь к Родине.

Известны слова: «Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования — это крах нации». Иначе говоря, на образовании лежит огромная ответственность за будущее нации. На сегодняшний день учитель- профессионал- это большее, чем специалист с дипломом о высшем образовании. Отличительные особенности учителя - профессионала, прежде всего, высокие моральные принципы, гуманность, владение технологией учительского дела, интеллектуальная культура. Процессы, происходящие в образовании и социальной сфере, требуют от современного учителя, нравственной устойчивости и духовного богатства. Только обладая такими качествами, как гражданственность, профессиональный долг, педагогический такт, самодисциплина, терпимость, ответственность человек может быть педагогом. В обществе очень важен педагогический фактор. Ведь к нравственному обществу можно прийти только через воспитание нравственной личности. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Воспитание всегда взаимно и обоюдно, оно возникает в итоге педагогического процесса. Педагог отличается от ученика своим опытом, определенными знаниями и умением. Это нужно для того, чтобы участвовать в жизни своих воспитанников, кропотливо и естественно рекомендовать им классические образцы взаимоотношения людей. Нельзя думать, что выпускник педагогического вуза может стать педагогом. Только во время кропотливого труда по самосозиданию и саморазвитию приобретаются

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о с

СП ^

о

сч

все ценности, и профессиональные в том числе. Образование - это явление, которое помогает самоутвердиться. Образованность и образование не могут помочь решить многие жизненно важные задачи, поставленные перед человеком. Степень решения этих задач зависит от интеллигентности человека и его обращенности к людям.

Для педагога важна аргументация В.С. Степина, который доказывает, что интеллигент «...порождает новые идеи, идеалы, образцы и ценности.он порождает в своем творчестве возможные будущие программы человеческой деятельности, общения и поведения людей». В нашем обществе педагогика занимает особое место. Прежде всего, учитель должен быть примером высоких идеалов. Он обязан оказывать влияние на своих учеников и формировать их мировоззрение. Без гуманизма и высокой духовности, человек не может быть педагогом. Но с другой стороны, в настоящее время в обществе наблюдается кризис личности. Об этом явлении, как о социокультурной реалии, заявляли еще европейские психологи, философы и культурологи в конце XIX в. Это говорит и Ницше во фразе о смерти Бога. Человеку не с чем сверять свои дела и помыслы, когда он остается без духовной опоры. Это все определило необходимость уделять больше внимания этическому воспитанию подрастающего поколения и, прежде всего, повышение нравственной направленности педагогического процесса. Один из героев Ф.М. Достоевского сказал: «Если Бога нет, то все дозволено». История показывает, куда может привести этот путь. Недостаток нравственных устоев создает вседозволенность, и тогда оценка людских дел становится понятием относительным.

Главная цель образования - целостное и всестороннее развитие человека, развитие его самобытности и индивидуальности. Исходя из этой цели, при подготовке специалиста-преподавателя стоят задачи: сотворить себя - найти свою нравственную позицию; развитие самовоспитания и самообразования; необходимость осознать смысл жизни; развитие творческого потенциала преподавателя, духовного мира, профессиональной компетентности; совершенствование личностных качеств. В связи с расширением сферы педагогического воздействия в обществе, актуализацией социальных институтов государства, ростом интеллектуального потенциала общества к педагогу предъявляются требования, отражающие общечеловеческие моральные ценности. Учитель должен быть: авторитетом («Если это потеряно, слова учителя становятся незначительными» Н.А. Добролюбов); носителем высоких нравственных идеалов, человеком, чья жизнь подчинена служению справедливости, добру и гуманизму («Учителями должны быть лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью» Я.А. Ко-менский); гуманистом, любить детей и свое дело («Чтобы стать настоящим воспитателем, надо отдать им свое сердце» В.А. Сухомлинский); постоянно совершенствовать себя («Учитель учит до тех пор, пока учится сам» К.Д. Ушинский).

Преподаватель - профессионал создает в коллективе моральную атмосферу. Учитель определяет классический тип отношений в педагогической работе. Но эти отношения не всегда устраивают его. Много сил приходится тратить, для того, чтобы сложились идеальные отношения в коллективе. Еще надо сделать так, чтобы у каждого человека были свои нравственные принципы, представление о чести, о смысле жизни, благородстве, труде, достоинстве. Они должны стать внутренним убеждением. Важна вера педагога в то, что он делает, чему он учит. От моральной личности - к моральному обществу. Этический фактор выступает как созидающая сила. И в духовной области, в области социальных взаимодей-

ствий - главная роль принадлежит учителю. Работа педагогов, их мораль как общность норм, принципов, правил корректирует характер и поведение учеников, отражает чувства, нравственные взгляды, убеждения, развивает нравственное сознание людей.

Научно-технический прогресс расширяет сферу педагогического воздействия на личность. В развитие этических убеждений главную роль играют массмедиа, религиозные и другие общественные организации. Это важный фактор, который помогает становлению нравственных устоев ученика и преподаватель в своей работе должен учитывать его. В мире рыночных отношений роль учителя возрастает. Общество постоянно выдвигает новые социальные задачи. Решение этих задач неразрывно связано с духовным обликом делового человека, способного создавать этические ценности в обществе. Педагогические отношения - это вся гамма взаимоотношений между людьми, они касаются не только учебного процесса, но и политики, и экономики. Изучая роль учителя в обществе, важно публичное признание его труда.

Педагогическая этика вместе с такими науками как психология и социология, призвана исследовать систему и структуру мотивации деятельности педагога, определять роль и место нравственных мотивов в поведении педагога. Решение этой проблемы едино с ростом качества и эффективности педагогической деятельности. Хорошую результативность в воспитании учеников дает комплекс морального и материального стимулирования деятельности педагогов. Общество считает, что учитель ответственен за целый народ перед совестью, историей и истиной. Педагог не может потерять чувство собственного достоинства, допустить унижения себя, опустится до низменного поведения. В ином случае он не сможет выполнять воспитательную миссию.

Сейчас чрезвычайно остро идет дискуссия о миссии и статусе интеллигенции. «...Поиск истины для Исследователя, провозглашение правды для Пророка, настоятельность понимания Другого для Интеллигента (intellegens означает «понимающий») (В.Н. Сагатовский). В 1866 г. писателем П.Д. Боборыкиным был придуман термин «интеллигенция». Прямое отношение к этому слову имело высшее образование. О зависимости образованности и интеллигентности рассуждал Д.С. Лихачев; о культурно-исторической роли интеллигенции М. Мамардашвили; о взаимоотношениях интеллигенции и власти В.С. Степин; о возможностях интеллигенции Э. Морен; о статусе интеллигентов как «властителей дум» С. Великовский; о связи интеллигенции и патриотизма В. Распутин; об ответственном употреблении слова «интеллигентный» В. Шукшин; о среде формирования современного интеллигента Л.А. Вербицкая, В.Т. Лисовский, В.А. Садовничий. По мнению И.С. Якиманской, в наше время психология будет заниматься формированию и изучению интеллигентности в людях. Изучая последние педагогические исследования, можно сказать, что вопрос воспитания интеллигентного человека в обстановке гуманитарной среды очень актуален.

Гуманитарная сущность просвещения позволяет считать современного учителя-профессионала, человеком хорошо образованным и культурным, Педагог - гуманист и интеллигент. Вокруг интеллигентности всегда возникало много споров. Возникает вопрос: сможет ли учитель-профессионал воспитать интеллигентность в своих учениках? Развитие педагогических способностей у преподавателя способствует самостоятельному формированию личности и самореализации в профессии. Только через насыщение процесса обучения личностным содержанием возникает способность учителя к самообразованию, самореализации и самовоспитанию. Возрастание

личной ответственности учителя за социальное исполнение своего призвания - источник к его духовному самосовершенствованию, воспитанию интеллигентности. Можно сказать, что только понятие «интеллигентный человек» отметит то качественное развитие педагога, которое произойдет в результате его профессионально-личностного становления. Имеет право общество что-то требовать от педагога в условиях рыночной экономики, в «эпоху перемен»? Является ли интеллигентность критерием учителя, дающим ему право воспитывать и учить других? Как отметил Н. Бердяев, интеллигентный человек - это умный человек с добрым сердцем, он открыт к общению. Очень важно преподавателю сохранять язык, на котором удобно говорить и мыслить с учениками.

К.С. Юнг в своей статье «О становлении личности» пишет: «В отношении молодых людей, которые избрали педагогику своим жизненным призванием, предполагается, что сами они воспитаны, являются «личностью», т.е. определенной, способной к сопротивлению и наделенной силой душевной целостности». В этом и кроется отчуждение корысти, зависти, лени, мелочности и тщеславия. В современном мире интеллигентному человеку нужен не только ум, но и мудрость. Мудрость поможет педагогу искать ответы на вопросы быта и бытия, отыскать между материальным и духовным золотую середину, быть ответственным за свои мысли и идеи. По мнению Д.С. Лихачева - быть терпимым в интеллектуальной области общения, указывает на необходимость внутренней работы по созданию духовных сил: «Многие думают, что приобретенная интеллигентность затем остается на всю жизнь. Заблуждение! Огонек интеллигентности надо поддерживать. Читать, и читать с выбором: чтение главный, хотя и не единственный, воспитатель интеллигентности и главное ее «топливо». В нашей стране понятие «интеллигентность» связано с судьбой отечества. В. Шукшин считал, что в интеллигентном человеке не только «неспокойная совесть, ум, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «что есть правда?», гордость, но главное - сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное». В наши дни почти невозможно отыскать человека, который на протяжении всей своей жизни может считать себя интеллигентом. Но «подвижники нужны как солнце», «они возбуждают, утешают и облагораживают» (А.П. Чехов). Но надо понимать, что общество не может существовать без интеллигентов.. Если философ ,поли-тик, педагог, психолог, писатель услышат друг друга и достигнут понимания между собой, то сохранят звание интеллигента как уважаемого, знающего и порядочного человека. И в учебных заведениях интеллигентные педагоги смогут воспитать интеллигентных людей. Интеллигентные молодые люди смогут с уверенностью смотреть в будущее.

В педагогической литературе уделяется много внимания качественной оценке работы учителя. От личности преподавателя зависят и стиль, и эффективность работы. Невозможно состояться преподавателю без таких качеств, как педагогический такт, эрудиция, порядочность. Также содействуют успешной деятельности педагога уверенность, чувство юмора, доброжелательность, внешняя привлекательность. Снижают эффективность работы учителя такие отрицательные качества, как высокомерие, пристрастность в поведении, неуравновешенность, рассеянность и др. Непозволительны в педагогической деятельности отрицательные черты характера: беспринципность, нравственная нечистоплотность, наличие вредных, социально опасных привычек и другие качества, свидетельствующие о профессиональной непригодности преподавателя. Разработать и получить оптимальный вариант диагностической программы для квалификации учителя весьма проблематично.

При опрашивании курсантов Ставропольского филиала Краснодарского университета мВд России выяснилось, что их волнуют нравственно-психологические проблемы, которые непосредственно относятся к индивидуальным качествам преподавателя. 96 % анкетируемых курсантов отметили, что им хотелось бы, чтобы педагоги были требовательные, справедливые, доброжелательные и уверенные в собственных силах. И совсем нет места среди педагогов самовлюбленных, развязных, склонных к деспотизму, высокомерных, пристрастных, беспринципных, безответственных специалистов. В условиях рыночной экономики говорить о духовных качествах педагога неприемлемо - так считают 4% курсантов. Профессиональные и нравственно-психологические качества преподавателя для большинства курсантов значатся ценностью. Индивидуальность педагога характеризуется его профессиональной и общей культурой, интеллектуальным уровнем, его знаниями и способностями, характером его убеждений и нормой поведения.

Для профессии учителя очень важна культура речи. В устной речи преподаватели должны придерживаться правильности произношения и словоупотребления, а также нормативной грамотности. Разговорная речь требует однозначности постановки вопросов, точности, умения слушать учащихся, понимать их вопросы и отвечать именно на них, а не на собственные мысли. Письменная речь предполагает стройное, продуманное, логическое расположение материала на классной доске или бумаге, безошибочность и четкость выводов и формулировок. Профессиональная культура педагога предусматривает факт системного образования, включающего в себя знания педагогического синтеза и анализа, рост таких качеств сознания, как самостоятельность, критичность, творческое воображение, широта кругозора.

Одно из самых важных качеств в работе педагога -стиль преподавания. Эффективен рассуждающе-методический стиль, где четкое и предварительное планирование урока совмещается с логически последовательными рассуждениями. Т.И. Гончарова и И.Ф. Гончаров постарались определить качества идеального преподавателя. Они выделили следующее:

Светлый ум. Не только гибкий и глубокий, но и оптимистичный. Преподаватель светлого ума замечает недостатки и противоречия воспитанника, но они не закрывают от него скрытые возможности последнего.

Высокий ум. Преподаватель высокого ума привстает над обычностью и обретает идейно этические ценности в своей созидательной работе.

Умудренность жизненным опытом. Преподаватель объединяет накопленный материал, находит новые мысли и передает их ученикам в сжатом виде. Эти мысли становятся духовной энергией воспитанников, помогают найти им достойное место в жизни.

Своеобразный, самобытный, неповторимый, оригинальный ум. Преподаватель с таким умом не зависит от чьей либо точки зрения, не скован, не принимает во внимание чужих убеждений. Он верен своему призванию.

Осознание профессионально - личностного роста педагога можно представить в следующем виде. Мы определили четыре области последовательного саморазвития и самопроявления личности: самообразование (отношение к познанию), самопознание (отношение к себе),

самовоспитание (отношение к окружающему миру и людям), самореализация (отношение к делу своей жизни как призванию и творчеству). В свою очередь во всех этих процессах преобладает свой результат и свой мотив. Преподавателю по заказу стать умным не дано. Одаренность, самобытность внутреннего мира, незаурядность, -это исходные, первичные качества для формирования

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

таланта преподавателя. На первый взгляд преподаватель - мученик своей профессии: он работает, пока может, не позволяя себе передышку. Но отвечая на вопрос, каким бы словом он охарактеризовал свою деятельность, он отвечает: «Счастье». Отличительные черты преподавателя это и образованность, и знания, и эрудиция, и трудолюбие, и интеллигентность. Но Мастером можно назвать только того, кто открыт для окружающих, для детей, для общества. Гражданственность преподавателя все собирает в себе: и мастерство, и ум, и знания. Именно мироощущение - могучий источник воспитательной силы личности педагога, его каждодневного жизне-творчества, энтузиазма в передаче грядущему поколению духовных ценностей, накопленных человечеством.

Литература

1. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М., 1999

2. Гончарова Т.И., Гончаров И.Ф. Когда учитель - властелин дум. М. 1991

3. Галицких Е. Интеллигентность - основа становления будущего педагога//Высшее образование в России. №3. 2001

4. Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога. Минск. 1999

5. Лихачев Д. Заметки и наблюдения. Л., 1989

6. Сагатовский В.Н. Философия развивающей гармонии. СПб, 1999

7. Бондаревская Е.В. Смысл и стратегия личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. 2004. - № 1. - С. 18 - 26.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Лич-ность//М.: Политическая литература, 1975. - С. 268 - 304.

9. Хатагова С.В. Духовно-нравственный потенциал жизнетворчества классиков русской литературы XIX века как средство воспитания курсантов военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2007.

Professionalism of the teacher-educator in the conditions of modern Russian society

Khatagova S.V., Narykova N.A.

Stavropol Branch of the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

The article reveals the concept of the teacher's personality, his professional qualities, and also is spoken about professional pedagogical activity and morality as a set of principles, norms, rules of behavior and character of people, reflecting the moral views, feelings, beliefs and experience of the teacher in modern Russia. The term education is proposed as a phenomenon that contributes to the self-affirmation of the individual. Proceeding from an overall objective of education - complete personal development, formation of her identity, originality, are revealed by the main objectives of training of the specialist teacher: activization of processes of self-education, self-creation of the personality; Forming the need to realize the meaning of life, to choose your moral position - to create yourself; development of creative potential of the individual, professional competence, spiritual world; improvement of personal qualities. Pedagogical research makes it possible to conclude that the problem of educating a person intelligent in the humanitarian environment of pedagogical education has become particularly relevant. The article identifies four spheres of consistent self-expression and self-development of the human person: self-knowledge (attitude towards yourself), self-education (attitude towards knowledge), self-perception (attitude towards people and the world around them), self-realization (attitude towards the cause of his life as calling and creativity) motivational. In this regard, we consider it the most important pedagogical task to overcome the negative attitude of young people to education through spiritual production in the system of social relations, where the teacher has a special role. Professional pedagogical activity and morality as a set of principles, norms, rules regulates the behavior and character of people, reflects moral views, feelings, beliefs, forms the moral experience of people.

Keywords: pedagogy, education, self-creation, holistic development of personality, pedagogical ethics, intellectuals, self-knowledge, self-education, self-perception, self-realization

References

1. Pidkasistyj P. I., Fridman L. M., Garunov M. G. Psycho-didactic

guide the teacher of the high school. 1999

2. Goncharova T. I., Goncharov I. F. When the teacher is the Lord of

thoughts. M. 1991

3. Galitskikh E. Intelligence-the basis of formation of the future teacher/ / Higher education in Russia. No. 3. 2001

4. Naumchik V. N., Savchenko E. A. Ethics of the teacher. Minsk.

1999

5. Likhachev D. Notes and observations. L., 1989

6. Sagatovsky V. N. Philosophy of developing harmony. St. Petersburg, 1999

7. Bondarevskaya E. V. the Meaning and strategy of personality-

oriented education. Pedagogy. 2004. - No. 1. - Pp. 18-26.

8. Leontiev A. N. Activity. Consciousness. Personality / / Moscow:

Political literature, 1975. - 268 S. - 304.

9. Khatagova S. V. Spiritual and moral potential of life-making of

classics of Russian literature of the XIX century as a means of education of cadets of military University: dis. ... Cand. PED. sciences'. Stavropol, 2007.

о

E

en ^

о

(4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.