Научная статья на тему 'Персональная стратегия человека: профессиональное саморазвитие и самоорганизация '

Персональная стратегия человека: профессиональное саморазвитие и самоорганизация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
саморазвитие / самоорганизация / компетентность / организационный контекст / self-development / self-organization / competence / organizational context

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валентина Михайловна Маслова

В статье представлен подход к формированию персональной стратегии человека в рамках профессионального саморазвития, базирующийся на механизме саморегулирования поведения личности. Рассмотрены основные этапы саморазвития личности с раскрытием их содержания, а также порядок формирования системы самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валентина Михайловна Маслова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal strategy of a person: professional self-development and self-organization

The article presents an approach to the formation of a person's personal strategy within the framework of professional self-development, based on the mechanism of self-regulation of personality behavior. The main stages of personal self-development with the disclosure of their content, as well as the order of formation of the system of self-organization are considered.

Текст научной работы на тему «Персональная стратегия человека: профессиональное саморазвитие и самоорганизация »

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 183—186. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):183—186.

МЕНЕДЖМЕНТ

Научная статья

УДК 378.14 NIION: 2007-0062-2/22-109

doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-183-186. MOSURED: 77/27-004-2022-02-309

Персональная стратегия человека: профессиональное саморазвитие и самоорганизация

Валентина Михайловна Маслова

Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, acdcn@yandex.ru

Аннотация. В статье представлен подход к формированию персональной стратегии человека в рамках профессионального саморазвития, базирующийся на механизме саморегулирования поведения личности. Рассмотрены основные этапы саморазвития личности с раскрытием их содержания, а также порядок формирования системы самоорганизации.

Ключевые слова: саморазвитие, самоорганизация, компетентность, организационный контекст Для цитирования: Маслова В.М. Персональная стратегия человека: профессиональное саморазвитие и самоорганизация // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 183—186. doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-183-186.

MANAGEMENT

Original article

Personal strategy of a person: professional self-development and self-organization

Valentina M. Maslova

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, acdcn@yandex.ru

Abstract. The article presents an approach to the formation of a person's personal strategy within the framework of professional self-development, based on the mechanism of self-regulation of personality behavior. The main stages of personal self-development with the disclosure of their content, as well as the order of formation of the system of self-organization are considered.

Keywords: self-development, self-organization, competence, organizational context

For citation: Maslova V.M. Personal strategy of a person: Professional self-development and Self-organization // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):183—186. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-183-186.

Я современных условиях профессиональные навыки работников могут быть недоста-— —точными для выполнения трудовых функций. Конкурентная рыночная среда постоянно диктует новые требования, а успех бизнеса организации во многом зависит от подходов к организации обучения и развития персонала, в том числе к профессиональному саморазвитию личности. Профессиональным обучением и развитием своего персонала занимаются многие организации. Современный бизнес задает необходимость в обучении и развитии работников на не-

© Маслова В.М., 2022

прерывной основе, что способствует его развитию. Однако не каждый работодатель готов вкладывать средства в программы обучения и развития своего персонала, так как это недешево, занимает немало рабочего времени и требует ресурсов. Поэтому часто работники занимаются самообразованием и саморазвитием, чтобы уверенно занимать должность и строить свою карьерную стратегию.

Саморазвитие — это процесс постановки целей и задач, приобретения новых навыков управлять своими действиями, находить верную мотивацию, а также собственной оценки. Таким образом, саморазвитие — это постоянное самосо-

вершенствование и самоорганизация личности. Главная задача саморазвития — успешно стартовать и двигаться по намеченной личной стратегии, а не получать стресс от неожиданных перемен. Этот процесс является главным для достижения жизненного успеха.

Теория потребностей американского психолога А. Маслоу заявляет, что главная цель саморазвития — это самореализация. Маслоу

Самоорганизация подразумевает состояние человека, при котором он осуществляет ту или иную деятельность без явного регулирующего вмешательства извне. Таким образом, самоорганизация включает в себя простые, конкретные действия и знания, которые помогут организовать жизнь более успешной и спокойной. Главные принципы самоорганизации: креативность, самоотдача, открытость, постоянное развитие.

В соответствии с теорией самоопределения (self-determination theory, SDT) механизм мотивации работника, приводящий к самоорганизации, включает три составляющих: компетентность, рабочий контекст и опыт [4]. Рассмотрим эти компоненты.

Компетентность — знания, навыки, жизненные ценности, цели и установки, на основе которых работник выбирает линию рабочего поведения. Компетентность можно определить как

утверждает также, что человеку необходимо достичь внутренней гармонии, реализовать потенциал, применять свою природу, ценность для мира. Личность, достигая физических потребностей, может реализоваться, получить признание, дойдя до вершины самосовершенствования.

Рассмотрим основные этапы саморазвития личности (табл. 1).

совокупность внутренних ресурсов человека, которые отражают успешность в настоящее время, а также могут быть использованы для его дальнейшего развития.

Организационный контекст — совокупность социальных и рабочих отношений в условиях конкретной организационной среды. В данном контексте важно влияние руководителей, которые должны активно поддерживать творческий подход, демонстрировать готовность экспериментировать и рисковать, способствуя тем самым раскрытию и развитию возможностей своих подчиненных.

Опыт — знания, приобретенные в процессе жизни, работы, профессиональной деятельности. Позитивный опыт приводит к повышению самооценки сотрудников, следствием чего становятся высокая креативность, готовность делиться знаниями, доверие, искренность, убежденность в сво-

Таблица 1. Основные этапы саморазвития личности

Этап Проявление

1. Осознанные изменения Анализ всех сфер жизни и их оценка (например, ответы на вопросы: К чему я стремлюсь? Почему я так поступаю? Почему одолевает апатия? и др.)

2. Принятие своих недостатков Осознание недостатков и трансформация их в сильные стороны личности. Недостатки, которые личность не желает принимать, станут причиной поражений, стагнации

3. Поиск вектора развития Проанализировать факторы, которые тормозят развитию и начать самосовершенствоваться в этом направлении (например, неудовлетворенность работой, финансовая нестабильность, отсутствие карьерного роста и др.)

4. Постановка цели и задач Понимание того, к каким горизонтам двигаться и зачем. Представить, как будет выглядеть трансформированный личный мир

5. Методы саморазвития Выбор нескольких методов развития (например, посещение курсов, тренингов; осваивание новых практик; сайты по саморазвитию и др.)

6. Установление графика Саморазвитие не терпит простоя (например, один день — достижение и др.). Управление собственным временем в соответствии с планом

ей компетентности, открытость новому, приверженность организации. Вместе с тем в некоторых ситуациях возможен обратный эффект, когда опыт приводит к снижению самооценки и сотрудники испытывают серьезную неуверенность в себе,

Самоорганизация проявляется, если компетентность работника достаточна для того, чтобы достичь желаемого уровня личного благополучия, а также получить поддержку со стороны руководства и коллектива. Работник приобретает положительный опыт применения новой поведенческой модели, которая закрепляется в его сознании и распространяется на всю его последующую деятельность. При этом самоорганизация работника означает, что в данный момент времени достигнуто состояние устойчивости системы внутренних элементов мотивации (компетентность, контекст и опыт).

Важнейшей особенностью самоорганизации является активизация внутреннего потенциала человека, подготавливающая переход от внешнего регулирования поведения к саморегулированию или автономии. При внешнем регулировании люди действуют с целью получения желаемого результата, избегая неблагоприятных последствий, поэтому они находятся под напряжением и действуют только тогда, когда это способствует достижению определенных целей. Автономия наблюдается, «когда сотрудники, принимающие ценности, отношения или свод правил организации, действуют так, что внешнее регулирование поведения превращается во внутренние правила и, следовательно, больше не требует наличия внешних воздействий» [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что саморазвитие личности — это необходимый и творческий процесс, который кардинально ме-

демонстрируя нежелание рисковать, недоверие, нежелание слушать, недовольство.

Формирование системы самоорганизации определяется следующими основными этапами (табл. 2).

няет человека, трансформирует мир и избавляет его от рутины. Необходимость саморазвития должна сопровождаться у человека определенной мотивацией, включающей мотивы, побуждающие к выбору направления саморазвития. Непрерывный личностный рост — это путь, позволяющий стать успешным не только в трудовой сфере, но и в личной жизни. Прикладывая усилия для достижения цели, нужно получать удовольствие от процесса саморазвития.

Работникам не следует ждать от руководства компании вложение инвестиций в собственное развитие, так как грамотно сформированная стратегия саморазвития принесет пользу не только личности, но в конечном итоге — компании.

Следует понимать, что все зависит от желания, возможности и времени, которое работник готов уделить самому себе для того, чтобы достичь профессиональных высот и личного развития. А какие он для этого будет использовать способы, это уже вторично. Главное — результат!

Список источников

1. Иванова ИЛ., Кохова И.В., Маслова В.М. и др. Развитие человеческого капитала в VUCA-мире: монография. М.: Кнорус, 2021.

2. Ляхивненко Л. Саморазвитие личности // URL: https://gilber.one/samorazvitie-lichnosti. html#Samorazvitie_i_samosoversenstvovanie_licnosti

3. Маслова В.М. Карьерная траектория личности в современных условиях / / Бизнес и общество. 2021. № 4.

Таблица 2. Основные этапы системы самоорганизации

Этап Содержание

Определение цели Вопросы, которые помогут сформулировать цель: ■ над чем в первую очередь работать; ■ каким должен быть итог

Анализ ситуации Детальная проработка исходной ситуации

Планирование Создание пошаговых действий

Совершение действий Реализация плановых действий

Самоконтроль и самодисциплина Контроль за сроками и качеством действий

4. Deci EL., Ryan, RM, Gagner M, Leone, DRR., Usu-nov, J., & Kornazheva, B.P. Need satisfaction, motivation, and well-being in the work organizations of a former Eastern Bloc country / / Personality and Social Psychology Bulletin. 2001. 27, 930—942.

5. Gagne M., Deci E.L. Self-determination theory and work motivation / / Journal of Organizational Behavior. 2005. 26, 331—362.

References

1. Ivanova I A., Kokhova I.V., Maslova V.M. and others. The development of human capital in the VUCA world: a monograph. M.: Knorus, 2021.

2. Lyakhivnenko A. Personal self-development // URL: https: //gilber.one/samorazvitie-lichnosti.html# Samorazvitie_i_samosoversenstvovanie_licnosti

3. Maslova V.M. Career trajectory of personality in modern conditions // Business and society. 2021. No. 4.

4. Deci E.L., Ryan, R.M., Gagne' M., Leone, D.R., Usunov, J., & Kornazheva, B.P. Need satisfaction, motivation, and well-being in the work organizations of a former Eastern Bloc country // Personality and Social Psychology Bulletin. 2001. 27, 930-942.

5. Gagne M, Deci E.L. Self-determination theory and work motivation // Journal of Organizational Behavior. 2005. 26, 331-362.

Информация об авторе

В.М. Маслова — доцент Департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук.

Information about the author

V.M. Maslova — Associate Professor of the Department of Psychology and Human Capital Development of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 16.05.2022; принята к публикации 10.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 16.05.2022; accepted for publication 10.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.