Научная статья на тему 'Взаимодействие полиции и СМИ как средство формирования общественного сознания'

Взаимодействие полиции и СМИ как средство формирования общественного сознания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деятельность полиции / средства массовой информации / доверие граждан / общественное мнение / зарубежные страны / police activity / mass media / trust of citizens / public opinion / foreign countries

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наталья Владимировна Быхтина

В статье рассматривается проблема взаимодействия полиции и средств массовой информации. Подчеркивается решающая роль СМИ в формировании отношения граждан к полиции. Приводятся данные ежегодных опросов общественного мнения граждан полицейскими и средствами массовой коммуникации в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Наталья Владимировна Быхтина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between the police and mass media as a means of building public consciousness

The article deals with the problem of interaction between the police and mass media. The decisive role of the media in shaping the attitude of citizens towards the police is emphasized. The data of annual reviews and polls of public opinion of citizens by police and mass media in foreign countries are given.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие полиции и СМИ как средство формирования общественного сознания»

Педагогические науки

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 214—215. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):214—215.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

УДК 37 NIION: 2007-0062-2/22-118

doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-214-215 MOSURED: 77/27-004-2022-02-318

Взаимодействие полиции и СМИ как средство формирования общественного сознания

Наталья Владимировна Быхтина

Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия, bykhtina@mail.ru

Aннотация. В статье рассматривается проблема взаимодействия полиции и средств массовой информации. Подчеркивается решающая роль СМИ в формировании отношения граждан к полиции. Приводятся данные ежегодных опросов общественного мнения граждан полицейскими и средствами массовой коммуникации в зарубежных странах.

Ключевые слова: деятельность полиции, средства массовой информации, доверие граждан, общественное мнение, зарубежные страны

Для цитирования: Быхтина Н.В. Взаимодействие полиции и СМИ как средство формирования общественного сознания // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 214—215. doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-214-215.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

Interaction between the police and mass media as a means of building public consciousness

Natalya V. Bykhtina

Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod, Russia, bykhtina@mail.ru

Abstract. The article deals with the problem of interaction between the police and mass media. The decisive role of the media in shaping the attitude of citizens towards the police is emphasized. The data of annual reviews and polls of public opinion of citizens by police and mass media in foreign countries are given.

Keywords: police activity, mass media, trust of citizens, public opinion, foreign countries

For citation: Bykhtina N.V. Interaction between the police and mass media as a means of building public consciousness // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):21 4 — 215. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-214-215.

Эффективность правоохранительных органов 1в России и за рубежом во многом зависит от тональности освещения их работы средствами массовой информации. Важна проблема влияния СМИ на формирование мнения граждан ввиду того, что, сосредоточившись на отдельно рассматриваемых проблемах или конкретном преступлении, полученная информация из данных источников может влиять на общественное мнение как негативно, так и внося определенный вклад в раскрытие преступлений или разрешение общественных споров.

Ряд отечественных и зарубежных исследователей [1—3] отмечают наличие первоначально высокого читательского интереса именно к негативной информации о деятельности полиции, что в

© Быхтина Н.В., 2022

отдельных случаях может привести к усилению давления на правоохранительные органы с целью ужесточения предусмотренных законом наказаний и правил процедуры уголовного преследования. Выполнение полицией своих обязанностей, определенных в законе, в значительной степени зависит от сотрудничества общественности с полицией. Из всех учреждений уголовного правосудия, занимающихся преступлениями, наиболее заметной является полиция, которую граждане рассматривают как гарантию своей безопасности.

Доверие граждан, как в России, так и за рубежом, для полицейских крайне важно. Это мнение способно повлиять на репутацию сотрудников полиции. Сообщения, связанные с деятельностью полиции и полицейскими процедурами, представленные СМИ, как подчеркивает [3], иг-

214

Образование. Наука. Научные кадры 2022 / № 2

Методология и технология профессионального обучения

рают решающую роль в формировании отношения граждан к полиции.

Средства массовой информации являются важным элементом западного общества, поскольку они представляют собой средства общественного контроля над институтами и лицами, обладающими властью (например, государственными учреждениями и должностными лицами, полицейскими организациями и политиками). СМИ направляют общественное внимание на различные вопросы, раскрывают людям определенные проблемы, которые в дальнейшем формируют их мнение. Например, с целью определения качества и выявления слабых мест в работе полиции руководство Британской транспортной полиции регулярно проводит опрос населения Соединенного Королевства об эффективности деятельности подразделений [4].

Одновременно связь между СМИ, полицией и общественным мнением может работать в обратном направлении, поскольку во многих случаях информация трактуется в соответствии с общественным мнением. Это также характерно для информации о преступности и деятельности полиции.

По результатам проводимых ежегодных опросов общественного мнения в Великобритании для граждан данного государства главной угрозой их личной безопасности на транспорте является терроризм. На втором месте упоминаются антиобщественное поведение и насильственные преступления [4].

Средства массовой информации все больше становятся наиболее популярным средством коммуникации в западных обществах ввиду возможности представления информации значительной аудитории, а следовательно, способны изменять социальную реальность. Сведения из СМИ не просто автоматически проникают глубоко в сознание граждан, а формируют общественное мнение, от которого в значительной степени зависит оценка эффективности работы полиции в целом. К примеру, по результатам ежегодного опроса пассажиров железнодорожного сектора в Великобритании 44,2% респондентов удовлетворены работой транспортной полиции, 83,1% опрошенных отметили, что присутствие полиции во время их передвижения по стране на общественном транспорте вселяет в них уверенность и спокойствие. Общий результат опроса обще-

ственного мнения таков: 63,4% опрошенных выразили среднюю степень доверия к сотрудникам Британской транспортной полиции [4].

Средства массовой информации также используются для информирования граждан о различных угрозах их безопасности и освещения запросов полиции о предоставлении информации от общественности (например, о помощи в розыске беглеца с помощью фоторобота или фотографии, представленной в СМИ). СМИ разъясняют отношения между полицией и общественностью, указывая, что общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции.

Таким образом, при рассмотрении вопросов взаимоотношения полиции и средств массовой коммуникации нами сделан вывод, что тональность и объективность освещенного ими информационного содержания напрямую оказывает влияние на доверие граждан к полиции, репутацию сотрудников, одновременно — на отношение общественности к полицейской деятельности.

Список источников

1. Гайдай М.К., Грозин С.Ю. Роль СМИ в оценке деятельности полиции / / Юристъ-Правоведъ. 2020. №№ 3 (94). С. 195—198.

2. Burkhart, Ford N. Media, Emergency Warnings, and Citizen Response. Boulder, Colorado: Westview Press, 1991.

3. Salak John. The Los Angeles Riots: America's Cities in Crisis. Brookfield, Conn.: Millbrook Press, 1993.

4. Официальный сайт Британской транспортной полиции [Электронный ресурс] / / URL: http:// www.btp.police.uk (дата обращения: 15.09.2021).

References

1. Gaidai M.K., Grozin S.Yu. The role of the media in assessing the activities of the police // Lawyer-Law. 2020. No. 3 (94). Pp. 195—198.

2. Burkhart, Ford N. Media, Emergency Warnings, and Citizen Response. Boulder, Colorado: Westview Press. 1991.

3. Salak John. The Los Angeles Riots: America's Cities in Crisis. Brookfield, Conn.: Millbrook Press, 1993.

4. British Transport Police official website [Electronic Resource] // URL: http://www.btp. police.uk (accessed date: 15.09.2021).

Информация об авторе

Н.В. Быхтина — доцент кафедры иностранных языков Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the author

N.V. Bykhtina — Assistant Professor of the Department of Foreign Languages of the Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after I.D. Putilin, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 16.05.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 10.06.2022. The article was submitted 16.05.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 10.06.2022.

2022 / № 2 Education. Science. Scientific personnel

215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.