Научная статья на тему 'Особенности профессиональной подготовки сотрудников полиции к несению службы с огнестрельным оружием'

Особенности профессиональной подготовки сотрудников полиции к несению службы с огнестрельным оружием Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
огнестрельное оружие / сотрудник полиции / правомерность / firearms / police officer / legality

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Владимировна Кузнецова, Татьяна Борисовна Васильева

В статье рассмотрена проблема обучения сотрудников полиции при реализации программ профессиональной подготовки полицейских в аспекте последующего несения ими службы с огнестрельным оружием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of professional training of police officers for service with firearms

The article considers the problem of training police officers in the implementation of professional training programs for police officers in the aspect of their subsequent service with firearms.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной подготовки сотрудников полиции к несению службы с огнестрельным оружием»

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 233-235. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):233-235.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

УДК 377.018.48 NIION: 2007-0062-2/22-122

doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-233-235 MOSURED: 77/27-004-2022-02-322

Особенности профессиональной подготовки

сотрудников полиции к несению службы с огнестрельным оружием

Елена Владимировна Кузнецова1, Татьяна Борисовна Васильева2

1 Волгодонской филиал Ростовского юридического института МВД России, Волгодонск, Россия, elenakuznetzova@mail.ru

2 Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Россия, vasilevatatyana1511@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрена проблема обучения сотрудников полиции при реализации программ профессиональной подготовки полицейских в аспекте последующего несения ими службы с огнестрельным оружием. Ключевые слова: огнестрельное оружие, сотрудник полиции, правомерность

Для цитирования: Кузнецова Е.В., Васильева Т.Б. Особенности профессиональной подготовки сотрудников полиции к несению службы с огнестрельным оружием // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 233-235. doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-233-235.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

Features of professional training of police officers for service with firearms

Elena V. Kuznetsova1, Tatiana B. Vasilyeva2

1 Volgodonsk branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgodonsk, Russia, elenakuznetzova@mail.ru

2 Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnoyarsk, Russia, vasilevatatyana1511 @gmail.com

Abstract. The article considers the problem of training police officers in the implementation of professional training programs for police officers in the aspect of their subsequent service with firearms. Keywords: firearms, police officer, legality

For citation: Kuznetsova E.V., Vasilyeva T.B. Features of professional training of police officers for service with firearms // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):233 — 235. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-233-235.

В условиях противодействия преступности в настоящее время требования к качеству подготовки сотрудников органов внутренних дел растут.

Учитывая недостаточное количество выпускников высших образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации для замещения должностей, прием на службу осуществляется за счет граждан, не имеющих специального образования.

© Кузнецова Е.В., Васильева Т.Б., 2022

Уровень образования лиц, вновь принимаемых на службу в органы внутренних дел, весьма разнообразный. В их число входят граждане, имеющие высшее юридическое образование, среднее юридическое образование, высшее и среднее неюридическое образование, а также среднее (полное) общее образование. Несмотря на порой достаточно высокий уровень образования, сотрудник не может быть допущен к самостоятельному несению службы, не пройдя профессиональную подготовку.

Педагогические науки

Подготовка полицейских в настоящее время производится на базе образовательных организаций, реализующих основные программы профессиональной подготовки сотрудников полиции. Перечень программ в настоящее время довольно разнообразен. Сотрудник, прибывающий для получения профессионального образования, зачисляется в учебную группу в порядке, определенном требованиями к реализуемым программам в соответствии с должностью, которую он замещает.

Проводя анализ содержания программ профессиональной подготовки, можно прийти к выводу о наличии в каждой из них таких дисциплин, как «Физическая подготовка» и «Огневая подготовка». Указанные дисциплины имеют свою специфику как содержания, так и методик преподавания. Знания, умения и навыки, приобретаемые слушателями, имеют особую ценность.

Например, актуальность знаний, получаемых обучающимися на занятиях по «Огневой подготовке», переоценить невозможно. Вооруженный сотрудник полиции является гарантом обеспечения правопорядка на территории обслуживания. В руках вооруженного сотрудника полиции уже не фигурально, а фактически находится не просто огнестрельное оружие, а жизнь и здоровье людей, а также его личная безопасность.

От уровня уверенности в законности и правильности применения огнестрельного оружия напрямую зависит правовая оценка действий сотрудника полиции, применяющего огнестрельное оружие.

Довольно часто вооруженные сотрудники полиции в силу своей неуверенности в законности действий избегают фактов применения огнестрельного оружия, в частности, при задержании лиц, застигнутых при совершении тяжких или особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, их собственности. Опасения, как правило, вызваны недостаточной компетентностью сотрудников полиции, низким уровнем знаний Федерального закона «О полиции» [1] в части оснований применения огнестрельного оружия, а также зачастую слабыми навыками квалификации преступных деяний, пресекаемых ими.

В связи с этим возникает вопрос о величине последствий неприменения оружия в случае возникновения необходимости такого действия при оставлении на свободе лица, совершившего преступление, а также результате последствий при неверной квалификации содеянного с ошибочным отнесением содеянного к категории тяжко-

го либо особо тяжкого преступления в соответствии со ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации [2] и размере вреда от неправомерного применения оружия.

И в том и в другом случае ценой должностной ошибки является нарушение интересов какой-либо из сторон возникшего правоотношения. Так, неприменение огнестрельного оружия в качестве одного из последствий может иметь причинение еще большего вреда задерживаемым лицом при продолжении последним своих преступных действий. Другим результатом может стать бегство от сотрудников полиции с места преступления лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, с последующим его сокрытием от органов расследования и суда, а также предоставление последнему возможности уничтожения орудий преступления, его следов, имущества, добытого преступным путем. Такие обстоятельства значительно затрудняют установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и доступ потерпевшей стороны к правосудию.

Не меньшие негативные последствия влечет собой неправомерное применение оружия в случае ошибочной квалификации деяния. Первично в указанном случае имеет место причинение разного размера вреда задерживаемому лицу. Вторичным является привлечение к одному из видов юридической ответственности, в зависимости от характера и степени причиненного вреда, незаконно и необоснованно применившего огнестрельное оружие сотрудника полиции.

Во избежание возникновения у сотрудников полиции, прошедших обучение по образовательным программам профессиональной подготовки, неуверенности при несении службы с огнестрельным оружием необходимо комплексно подходить к изучению и освоению учебного материала, касающегося правомерности применения последнего.

Целями дисциплины «Огневая подготовка» являются обучение слушателей умелому владению оружием, выполнению огневых задач в различных условиях, обеспечению выполнения служебных обязанностей, связанных с хранением, применением и использованием огнестрельного оружия и боеприпасов. Однако выработки прочных навыков в обращении с оружием и его применении в различных ситуациях и условиях служебной деятельности, знаний материальной части огнестрельного оружия и боеприпасов, их тактико-технических характеристик, мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами; формирования у сотрудников необходимых

234

Образование. Наука. Научные кадры 2022 / № 2

умений и навыков ведения огня в различной обстановке, умелых и эффективных действий с оружием и боеприпасами во время стрельбы и гранатометания отнюдь не достаточно для решения задач перед сотрудниками полиции.

Учитывая, что у значительного числа слушателей вызывает затруднение оценка правомерности применения огнестрельного оружия в различных ситуациях с незначительным изменением условий в рамках учебных занятий, вероятность принятия ими законного решения в экстремальных условиях существенно снижается. Таким образом, технически подготовленный к несению службы с огнестрельным оружием сотрудник полиции не всегда становится готовым к этому практически.

Огнестрельное оружие сотрудниками полиции используется для самообороны и обеспечивает возможность выполнения ими должностных обязанностей, в числе основных из которых — защита граждан от преступных посягательств. Поэтому данное направление в обучении слушателей является приоритетным.

В связи с этим при реализации программ профессиональной подготовки сотрудников полиции должен быть обеспечен комплексный подход к обучению слушателей как приемам и навыкам стрельбы из видов оружия, стоящего на вооружении в органах внутренних дел России, так и теории правомерности его применения согласно каждому из случаев, предусмотренных ст. 23 Федерального закона «О полиции», в не-

посредственной связи с иными его нормами, а также нормами некоторых отраслей права (уголовного, уголовно-процессуального, административного и т.п.), знание которых необходимо для определения правомерности действий полицейских, сопровождающихся применением огнестрельного оружия.

Таким образом, полагаем целесообразным изменение программ профессиональной подготовки полицейских путем дополнения тематики дисциплины «Огневая подготовка» блоком комплексного анализа правомерности применения огнестрельного оружия при реализации норм ст. 23 Федерального закона «О полиции» с изучением актуальных норм отдельных отраслей права.

Список источников

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» (ред. от 21 декабря

2021 г.) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 декабря 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 25 марта

2022 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

References

1. Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 "On the Police" (ed. of 12/21/2021) // Collection of legislation of the Russian Federation. 2011. No. 7. Art. 900.

2. Criminal Code of the Russian Federation of 13.12.1996 No. 63-FZ (ed. of 25.03.2022) // Collection of legislation of the Russian Federation. 1996. No. 25. Art. 2954.

Информация об авторах

Е.В. Кузнецова — старший преподаватель кафедры огневой и физической подготовки, подполковник полиции; Т.Б. Васильева — преподаватель кафедры огневой подготовки, майор полиции.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

E.V. Kuznetsova — Senior Lecturer of the Department of Fire and Physical Training, Lieutenant Colonel of the Police;

T.B. Vasilyeva — Teacher of the Department of Fire Training, Police Major.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 11.05.2022; одобрена после рецензирования 31.05.2022; принята к публикации 10.06.2022.

The article was submitted 11.05.2022; approved after reviewing 31.05.2022; accepted for publication 10.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.