Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / огневая подготовка / сотрудник полиции / огнестрельное оружие / training / fire training / police officer / firearms

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азамат Юрьевич Черкесов

Статья посвящена вопросам подготовки и реализации педагогических условий совершенствования огневой подготовки сотрудников полиции, которая в значительной мере заключается в умении грамотно и своевременно применить оружие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азамат Юрьевич Черкесов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR IMPROVING FIRE TRAINING OF POLICE OFFICERS

The article focuses on the training and implementation of pedagogical conditions for improving the fire training of police officers, which to a large extent consists in the ability to use weapons competently and in a timely manner.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ»

УДК 378.1 ББК 74.04

DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-227-229

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Азамат Юрьевич ЧЕРКЕСОВ,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам подготовки и реализации педагогических условий совершенствования огневой подготовки сотрудников полиции, которая в значительной мере заключается в умении грамотно и своевременно применить оружие.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; огневая подготовка; сотрудник полиции; огнестрельное оружие.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR IMPROVING FIRE TRAINING

OF POLICE OFFICERS

Azamat Yuryevich CHERKESOV,

Senior Lecturer of the Department of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Abstract. The article focuses on the training and implementation of pedagogical conditions for improving the fire training of police officers, which to a large extent consists in the ability to use weapons competently and in a timely manner.

Keywords: training; fire training; police officer; firearms.

Введение. Современные условия несения службы сотрудников полиции предъявляют высокие требования к их компетенциям в области применения огнестрельного оружия. Данное положение продиктовано тем, что возникновение ситуации неправомерного и (или) неграмотного обращения вооруженного сотрудника с оружием может привести к негативным последствиям для довольно большого круга лиц. В частности, неточное применение огнестрельного оружия может привести к неоправданно тяжелым травмам вплоть до летального исхода; в случае неправомерного применения огнестрельного оружия может наступить уголовная ответственность сотрудника полиции. Вместе с тем

сотрудникам полиции следует помнить о том, что все факты применения огнестрельного оружия получают большой общественный резонанс, что формирует отношение граждан к системе МВД в целом.

Постановка проблемы. В свете изложенного отметим необходимость совершенствования профессиональной подготовки сотрудников полиции в аспекте, связанном с применением огнестрельного оружия.

Педагогический анализ проблемы показывает, что обучение сотрудников полиции огневой подготовке представляет собой сложный и многоаспектный процесс, который развивается в ключе повышения роли специальных дисциплин,

целостного характера обучения, а также расширения спектра методических приемов обучения на основе использования передовых технологий обучения [1].

Изучение и анализ научных работ показывает, что совершенствование профессиональной подготовки сотрудников полиции в части их подготовки к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, всегда актуально.

Обоснование. Изменения, постоянно происходящие в обществе, и процесс глобализации обусловливают рост преступности, осложнение криминальной обстановки в стране, в результате чего практика применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции становится едва ли не повседневным делом.

Стрельба для сотрудника полиции представляет собой своеобразное единоборство между слабостями, недостатками и огромным желанием добиться высокого результата при выполнении поставленных задач. И подготовка профессионала состоит прежде всего в формировании умений и навыков грамотного и своевременного применения оружия.

Огневая подготовка, выступая составной частью боевой подготовки сотрудников полиции, представлена в образовательных организациях МВД России в виде специализированной системы обучения, в процессе которой усваиваются теоретические знания, а также практические умения и навыки уверенного владения огнестрельным оружием при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач.

Ключевым компонентом подготовленности сотрудников полиции выступает индивидуально-тактическая подготовленность сотрудника полиции, под которой следует понимать умение действовать против вооруженного правонарушителя с учетом сложившейся экстремальной ситуации, возможностей правонарушителя и личной подготовленности сотрудника [5].

В реальных ситуациях огневого контакта сотрудники полиции при применении огнестрельного оружия должны соблюдать меры безопасности, используя индивидуально-тактическую подготовленность, уметь воздействовать на себя, брать себя в руки, контролировать внимание и сосредоточиваться на главном, отключая внимание от всего постороннего. Таким образом, занятиям по огневой подготовке принадлежит особая роль в процессе профессиональной подготов-

ки сотрудников полиции. На эффективность обучения оказывают влияние:

■ специализация организации, методики и содержания всей подготовки с учетом требований к огневой подготовке;

■ структурирование содержания обучения не только по приемам самозащиты, но и по действиям и ситуациям;

■ использование имитации реальных ситуаций и мер безопасности;

■ специализированное содержание подготовки, дифференцирование ее по циклам и согласование по времени изучения;

■ использование специальных тренажеров, учебных комплексов, полигонов и иных инновационных технических средств обучения;

■ использование комплекса педагогических критериев оценки эффективности учебно-тренировочного процесса;

■ применение комплекса объективных методов изучения и оценки реальной готовности сотрудников полиции к применению оружия [2; 4].

Следует помнить, что приоритетным направлением системы профессиональной подготовки сотрудников полиции выступает максимальное приближение содержания обучения к специфике оперативно-служебных и служебно-боевых задач.

Нормативно-правовая база, регламентирующая организацию и содержание огневой подготовки, рекомендует проводить обучение и тренировку в условиях, приближенных к реальным условиям оперативной обстановки.

На основании имеющихся данных результативности стрельбы можно обобщить факторы, затрудняющие эффективную стрельбу, когда статистика применения оружия показывает, что в 60% случаев стрельба велась с прицеливанием, в 40% — без прицеливания. Таким образом, на основании результатов ситуаций и результативности применения оружия сотрудниками полиции можно актуализировать требования к огневой подготовленности: ограничением времени на стрельбу, что предполагает быстрое прицеливание или производство выстрела без прицеливания; ведением огня преимущественно на коротких дистанциях (до 10 м); повышенной ответственностью за результат стрельбы (необходимо следить за тем, чтобы при ведении огня не пострадали другие люди) [1; 3; 4].

228

Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 1

Заключение. Таким образом, огневая подготовка, выступая важнейшей составной частью профессиональной подготовки сотрудников полиции, направлена на усвоение нормативных документов, регламентирующих применение огнестрельного оружия, а также освоение определенных тактико-технических действий, которые используются в возникших экстремальных ситуациях. Вместе с тем совершенствование процесса огневой подготовки сотрудников полиции предполагает построение процесса обучения на основе современных технических средств обучения с учетом новых видов техники и вооружения, используемых в практике работы правоохранительных органов. Важным условием повышения качества огневой подготовки являются разработка и внедрение методики, предусматривающей применение современных обучающих, корректирующих и контролирующих технических средств [2; 5]. При решении дидактических задач разного типа на каждом из этапов огневой подготовки целесообразно использовать специфические технические средства, моделирующие конкретные знания и умения. Применение современных электронных средств обучения в процессе огневой подготовки, самостоятельные действия сотрудников полиции с тренажерами и компьютерной техникой повышают роль преподавателя, целенаправленно формирующего нравственно-правовые, моральные и гражданские качества личности полицейских [1; 2].

Список литературы

1. Абгарян И.К. Современная практика применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции / / Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. материалов Все-рос. круглого стола. 2016. С. 6—9.

2. Абидов P.P., Гедгафова А.М. Пути реализации современных педагогических технологий у слушателей, обучающихся по основным образовательным программам профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. С. 40.

3. Таков А.З. Психолого-педагогические аспекты совершенствования огневой подготовки слушателей образовательных организаций МВД России // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 1-1. С. 169—175.

4. Черкесов А.Ю. Использование современных информационных технологий на занятиях по огневой подготовке слушателей образовательных организаций МВД России / / Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 4. С. 349—351.

5. Черкесов А.Ю. Огневая подготовка слушателей образовательных организаций МВД России на основе реализации современных подходов к обучению // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 3. С. 234—235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.