Научная статья на тему 'Огневая подготовка слушателей образовательных организаций МВД России на основе реализации современных подходов к обучению'

Огневая подготовка слушателей образовательных организаций МВД России на основе реализации современных подходов к обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
слушатели / образовательные организации МВД России / огневая подготовка / профессиональная компетентность / students / educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / fire training / professional competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азамат Юрьевич Черкесов

Статья посвящена вопросам эффективной подготовки слушателей образовательных организаций МВД России посредством применения современных подходов — компетентностного, системного и комплексного — к обучению дисциплине «Огневая подготовка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азамат Юрьевич Черкесов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fire Training of Students of Educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the Basis of the Implementation of Modern Approaches to Training

The article is devoted to the issues of effective training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia through the application of modern approaches — the competent, systematic and complex — to training discipline “Fire Training".

Текст научной работы на тему «Огневая подготовка слушателей образовательных организаций МВД России на основе реализации современных подходов к обучению»

УДК 378.6 ББК 74.4

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10188

Огневая подготовка слушателей образовательных организаций МВД России на основе реализации современных подходов к обучению

Fire Training of Students of Educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the Basis of the Implementation of Modern Approaches to Training

Азамат Юрьевич ЧЕРКЕСОВ,

преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам эффективной подготовки слушателей образовательных организаций МВД России посредством применения современных подходов — компетентностного, системного и комплексного — к обучению дисциплине «Огневая подготовка».

Ключевые слова: слушатели; образовательные организации МВД России; огневая подготовка; профессиональная компетентность.

П остановка проблемы. Современный этап развития общества и государства предоп ределил объективную необходимость переоценки сформировавшихся до сегодняшнего дня представлений о формах, целях и методах как профессионального образования в целом, так и системы подготовки слушателей, обучающихся в образовательных организациях МВД России, в контексте решения задач, связанных с применением огнестрельного оружия [1].

Цель. Профессиональную подготовку слушателей осуществляют на занятиях по огневой подготовке, которая выступает одним из ведущих направлений в их обучении.

Как известно, умение стрелять является одним из важнейших профессиональных качеств сотрудника ОВД. Это связано с ежегодно увеличивающимся количеством огневых контактов сотрудников с правонарушителями, в результате которых происходит гибель правоохранителей [3; 4]. И здесь сочувствие вызывает тот факт, что владение указанным навыком в долж-ной мере может продемонстрировать не каждый сотрудник. Так, с учетом сказанного обусловливается и клю-

Abstract. The article is devoted to the issues of effective training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia through the application of modern approaches — the competent, systematic and complex — to training discipline "Fire Training".

Keywords: students; educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia; fire training; professional competence.

чевая задача преподавателя (руководителя занятия, тренера), которая состоит в индивидуальной педагогической работе по обучению стрельбе каждого слушателя посредством определения индивидуального набора оптимальных методов и средств обучения. Вместе с тем на плечи преподавателей (руководителей занятий, тренеров) по огневой подготовке ложится ответственность по разработке и внедрению в профессиональную подготовку слушателей инновационных педагогических методик обучения стрельбе [2].

Обоснование. Занятия по огневой подготовке большей частью проводятся в форме практического обучения, на которых слушателям предлагается выполнять различные упражнения по стрельбе из ручного стрелкового оружия и совершенствовать навыки обращения с оружием с соблюдением мер безопасности. Преподавателям (руководителям занятий, тренерам) по огневой подготовке целесообразно организовать практическое обучение таким образом, чтобы слушатели работали с оружием и стрелковыми тренажерами как можно большую часть учебно-тренировочного времени. Эффективное обучение при

234

Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 3

этом обеспечивается посредством постоянного контроля со стороны преподавателя (руководителя занятия, тренера) действий обучающихся с оружием при помощи современных педагогических образовательных технологий [1; 5].

Анализ повседневной практической деятельности сотрудников ОВД свидетельствует о необходимости формирования и совершенствования профессиональной компетентности в рамках применения огнестрельного оружия. В связи с этим организация учебного процесса строится в соответствии с целями образовательного процесса, направленными на достижение высокого уровня познавательной активности слушателей, их интеллектуального развития, развития профессионального, духовного и творческого потенциала, а также эффективного формирования профессиональной компетентности в процессе обучения огневой подготовке.

Достижению положительных результатов в решении указанных проблем способствует использование в процессе освоения дисциплины «Огневая подготовка» возможностей специальных дисциплин, таких как «Тактико-специальная подготовка» и «Физическая подготовка».

Как известно, качества умелого стрелка могут быть как врожденными, так и приобретенными в результате тяжелого труда, обучения и тренировок. Процесс обучения навыкам стрельбы структурно включает в себя тактическую, физическую и психологическую подготовку слушателей. Все эти составляющие выступают в тесной взаимосвязи между собой и не могут нарабатываться по отдельности [1; 4; 5].

Так, техническая подготовка направлена на формирование умений и навыков быстро приспосабливаться к различным условиям служебной деятельности, умелого и грамотного просчитыва-ния действий и намерений противника. В рамках физической подготовки отрабатываются профессионально значимые физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. И, наконец, результатом психологической подготовки выступает готовность к осуществлению адекватных действий в стрессовых ситуациях [3; 4].

Раскрывая педагогические условия реализации образовательного процесса, отметим подходы, направленные на формирование и совершенствование профессиональной компетентности слушателей: компетентностный, системный и комплексный.

Сущностно компетнтностный подход к изучению огневой подготовки состоит в ориентации на теоретическое обучение, самоопределение и самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальных качеств личности, составляющих основу профессиональной компетентности обучающихся.

Содержательно компетентностный подход основан на соответствии содержания обучения потребностям профессиональной деятельности и проектировании учебно-тренировочного процесса к условиям, максимально приближенным к реальным.

Системный подход к изучению огневой подготовки состоит в последовательном обучении, в ходе которого формируются в начале элементарные, простые умения и навыки, а затем переходят к более сложным и многогранным навыкам.

Комплексный подход к изучению огневой подготовки заключается в организации и проведении учебно-тренировочных занятий с учетом совокупности обстоятельств. Например, действия по преследованию вооруженных преступников прорабатываются с учетом физической подготовки, тактико-специальной подготовки, личной безопасности, непосредственно огневой подготовки и психологической подготовки [3; 5].

Выводы. Таким образом, при осуществлении учебно-тренировочного процесса по огневой подготовке слушателей образовательных организаций МВД России следует применять современные подходы к обучению, которые сформируют у них профессиональную компетентность.

Список литературы

1. Ворожцов А.М., Блудова И.Н. Оптимизация педагогических подходов к преподаванию огневой подготовки в процессе профессионального обучения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4 (75). С. 72—77.

2. Ворожцов А.М., Никифоров П.В. Использование современных педагогических технологий на занятиях по огневой подготовке // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2019. № 1 (36). С. 196—198.

3. Дмитриев А.В., Иванов В.П., Пачко М.И. Современные тенденции в преподавании огневой подготовки курсантам и слушателям образовательных организаций МВД России // Деятельность правоохранительных органов в системе противодействия современным угрозам: сб. науч. тр. вузовского семинара. М.: Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, 2017. С. 50—56.

4. Кутыгин ЮА. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в области применения оружия // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Меж-дунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). СПб.: Свое издательство, 2017. С. 67—69.

5. Торопов ВА., Кокоулин Е.М. Обоснование эффективности методических приемов совершенствования огневой подготовленности сотрудников органов внутренних дел к действиям в реальных условиях // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 4 (76). С. 199—201.

2020 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры

235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.