Научная статья на тему 'Факторы, определяющие необходимость повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России'

Факторы, определяющие необходимость повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / КУРСАНТЫ ВУЗОВ МВД РОССИИ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / КАЧЕСТВО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Алексей Владимирович, Домрачева Екатерина Юрьевна

В статье рассматриваются факторы, определяющие необходимость повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России. К ним относятся: недостаточный уровень подготовленности выпускников вузов в стрельбе из штатного оружия; слабый учет индивидуальных особенностей формирования навыков стрельбы у курсантов; недостаточно эффективное использование индивидуального подхода к обучению курсантов в процессе огневой подготовки. Менее значимыми факторами являются: отсутствие эффективного плана формирования навыков стрельбы при решении сложных профессиональных задач в экстремальных условиях деятельности; необходимость повышения личной ответственности каждого преподавателя за качественную огневую подготовку курсантов в вузе; объективная необходимость внедрения новых технологий обучения курсантов в процессе огневой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведев Алексей Владимирович, Домрачева Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors determining need in improvement of quality of teaching cadets in fire preparation in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

In article the factors determining need in improvement of quality of teaching the cadets in fire preparation in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are considered. Among them: the insufficient level of readiness of university graduates for firing from the regular weapon; the weak accounting of the specific features of formation of skills of firing at cadets; the insufficiently effective use of the individual approach to training of cadets in the course of fire preparation. Less significant factors are the following: the lack of the effective plan for formation of skills of firing at solution of the difficult professional tasks in extreme conditions of activity; the need in increase in personal responsibility of each teacher for high-quality fire training of cadets in higher education institution; the objective need in introduction of the new technologies of training of cadets in the course of fire preparation.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие необходимость повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России»

УДК 796.011.3

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С КУРСАНТАМИ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В

ВУЗАХ МВД РОССИИ

Алексей Владимирович Медведев, кандидат психологических наук, доцент, Екатерина Юрьевна Домрачева, соискатель, преподаватель, Белгородский юридический институт имени И.Д. Путилина, Белгород

Аннотация

В статье рассматриваются факторы, определяющие необходимость повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России. К ним относятся: недостаточный уровень подготовленности выпускников вузов в стрельбе из штатного оружия; слабый учет индивидуальных особенностей формирования навыков стрельбы у курсантов; недостаточно эффективное использование индивидуального подхода к обучению курсантов в процессе огневой подготовки. Менее значимыми факторами являются: отсутствие эффективного плана формирования навыков стрельбы при решении сложных профессиональных задач в экстремальных условиях деятельности; необходимость повышения личной ответственности каждого преподавателя за качественную огневую подготовку курсантов в вузе; объективная необходимость внедрения новых технологий обучения курсантов в процессе огневой подготовки.

Ключевые слова: факторы; курсанты вузов МВД России; огневая подготовка; качество проведения занятий.

FACTORS DETERMINING NEED IN IMPROVEMENT OF QUALITY OF

TEACHING CADETS IN FIRE PREPARATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Alexey Vladimirovich Medvedev, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Ekaterina Yurevna Domracheva, the competitor, teacher, Belgorod Legal Institute of I.D. Putilin, Belgorod

Annotation

In article the factors determining need in improvement of quality of teaching the cadets in fire preparation in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are considered. Among them: the insufficient level of readiness of university graduates for firing from the regular weapon; the weak accounting of the specific features of formation of skills of firing at cadets; the insufficiently effective use of the individual approach to training of cadets in the course of fire preparation. Less significant factors are the following: the lack of the effective plan for formation of skills of firing at solution of the difficult professional tasks in extreme conditions of activity; the need in increase in personal responsibility of each teacher for high-quality fire training of cadets in higher education institution; the objective need in introduction of the new technologies of training of cadets in the course of fire preparation.

Keywords: factors, cadets of higher education institutions, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, fire preparation, quality of training.

В современных условиях роль и значение МВД России в обеспечении общественного порядка и безопасности нашего государства значительно возрастают. [2]. Соответственно, возрастают и требования к уровню владения штатным оружием выпускниками вузов МВД России. Важным направлением совершенствования процесса обучения в вузах МВД России является выявление факторов, определяющих необходимость повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке. В процессе занятий по огневой подготовке курсанты овладевает юридическими знаниями о применении оружия. Юридическая грамотность является определяющей в системе подготовки специалиста [1]. У курсантов формируются необходимые умения и навыки обращения с оружием и меткой стрельбы [2].

Содержание огневой подготовки, в вузах МВД России строится с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности. Слабый учет индивидуальных особенностей формирования навыков стрельбы у курсантов в разных условиях обстановки оказывает негативное влияние на качество обучения. Необходимо менять структуру обучения, используя индивидуальный подход к отбору средств обучения и новые педагогические технологии.

Обучение в вузах МВД России - основной путь подготовки курсантов к эффективной профессиональной деятельности в борьбе с преступностью. В ходе обучения усваивается опыт такой деятельности. Эффективность обучения во многом определяется умением преподавателей организовать учебный процесс по огневой подготовке в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности курсантов. В таких условиях определяющее значение имеют: планирование и целевые установки, организация занятий, подготовка преподавателей, оружия и курсантов. Тем не менее, известно, что успех занятий по огневой подготовке зависит от методики их проведения, нормирования нагрузки на занятиях и др. [2,3]. Поэтому овладение педагогами по огневой подготовке методами обучения, является одним из важнейших направлений повышения качества подготовки выпускников, вузов МВД России.

Методы обучения меткой стрельбе представляют собой совокупность приемов, с помощью которых осуществляется формирование соответствующих умений и навыков владения штатным оружием [2]. При этом главное внимание должно уделяться формированию твердых навыков меткой стрельбы у курсантов [2].

Практика показывает, что выбор метода в ходе огневой подготовки определяется целями обучения курсантов, подготовленностью педагогов, характером условий, в процессе которых осуществляется отработка учебного материала. Поэтому очень важно знать факторы, определяющие необходимость повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России.

Таким образом, грамотное и логическое построение системы обучения курсантов в вузах МВД России определяется знанием факторов, определяющих необходимость повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке. Основываясь на результатах анализа опроса преподавателей и тренеров по огневой подготовке, нами была определена ранговая структура факторов, определяющих необходимость повышения качества проведения занятий с курсантами в вузах МВД России (таблица 1).

Таблица 1 - Ранговая структура факторов, определяющих необходимость повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России (п=89)___

Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)

1 Недостаточный уровень подготовленности выпускников вузов в стрельбе из штатного оружия 27,7

2 Слабый учет индивидуальных особенностей формирования навыков стрельбы у курсантов 22,3

3 Недостаточно эффективное использование индивидуального подхода к обучению курсантов в процессе огневой подготовки 17,6

4 Отсутствие эффективного плана формирования навыков стрельбы при решении сложных профессиональных задач в экстремальных условиях деятельности 12,4

5 Необходимость повышения личной ответственности каждого преподавателя за качественную огневую подготовку курсантов в вузе 11,8

6 Объективная необходимость внедрения новых технологий обучения курсантов в процессе огневой подготовки 8,2

Исследования показали, что к этим факторам относятся: недостаточный уровень подготовленности выпускников вузов в стрельбе из штатного оружия; слабый учет индивидуальных особенностей формирования навыков стрельбы у курсантов; недостаточно

эффективное использование индивидуального подхода к обучению курсантов в процессе огневой подготовки. Менее значимыми факторами являются: отсутствие эффективного плана формирования навыков стрельбы при решении сложных профессиональных задач в экстремальных условиях деятельности; необходимость повышения личной ответственности каждого преподавателя за качественную огневую подготовку курсантов в вузе; объективная необходимость внедрения новых технологий обучения курсантов в процессе огневой подготовки.

Респонденты отметили, что недостаточный уровень подготовленности выпускников вузов в стрельбе из штатного оружия является важнейшим фактором, определяющим необходимость повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке. Практика показывает, что не все выпускники вузов МВД России четко владеют штатным оружием и умеют метко стрелять. Особенно заметны огрехи в их подготовке при применении оружия в экстремальных условиях деятельности.

Педагоги и тренеры отметили также слабый учет индивидуальных особенностей формирования навыков стрельбы у курсантов. Действительно, навыки меткой стрельбы у курсантов формируются не одинаково. Одни курсанты быстрее овладевают навыками меткой стрельбы, другие - медленнее. Поэтому учет индивидуальных особенностей формирования навыков стрельбы у курсантов может в значительной степени повысить качество проведения занятий с курсантами по огневой подготовке.

Респонденты отмечают, что недостаточно эффективное использование индивидуального подхода к обучению курсантов в процессе огневой подготовки также является важнейшим фактором, определяющим необходимость повышения качества проведения занятий с курсантами в вузах МВД России. Использование индивидуального подхода к обучению курсантов в процессе огневой подготовки предполагает применение индивидуальных заданий в ходе занятий с курсантами.

Значимым фактором, определяющим необходимость повышения качества проведения занятий с курсантами в вузах МВД России, респонденты считают отсутствие эффективного плана формирования навыков стрельбы при решении сложных профессиональных задач в экстремальных условиях деятельности. Это требует разработки ситуационных заданий, связанных с применением оружия в той или иной ситуации. Это, по их мнению, также повысит качество проведения занятий с курсантами по огневой подготовке.

В настоящее время возникла необходимость повышения личной ответственности каждого преподавателя за качественную огневую подготовку курсантов в вузе. Это связано с внедрением эффективного контракта в вузах МВД России. Внедрение эффективного контракта в вузах МВД России в значительной степени повышает требования к педагогам по огневой подготовке, а это в свою очередь, позитивно влияет на качество обучения курсантов.

И, наконец, объективная необходимость внедрения новых технологий обучения курсантов в процессе огневой подготовки, по мнению респондентов, также является одним из основных факторов, определяющих необходимость повышения качества проведения занятий с курсантами в вузах МВД России.

Таким образом, на основе проведенного исследования были намечены следующие пути улучшения качества проведения занятий по огневой подготовке в вузах МВД России:

- повышение уровня профессиональной компетентности преподавательского состава в вопросах качественного отбора средств тренировки курсантов и овладения новыми технологиями обучения;

- совершенствование разных элементов планирования, организации и проведения занятий по огневой подготовке в вузах МВД России, с учетом особенностей применения оружия в разных условиях обстановки;

- определение объективных критериев оценки качества обучения на основе индивидуального подхода к отбору средств, для тренировки курсантов в стрельбе.

ВЫВОД

Результаты исследования свидетельствуют, что в процессе своей профессиональной деятельности выпускники вузов МВД России вынуждены применять штатное оружие. Вместе с тем, применение штатного оружия в разных условиях имеет свои особенности. Это требует дифференцированного подхода к отбору средств обучения и индивидуального подхода к тренировке курсантов. Учет выявленных факторов позволит в значительной степени улучшить качество решения этих задач и проведения занятий по огневой подготовке с курсантами в вузах МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-35.

2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки/ А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 6 (112). - С. 75-79.

3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки / А.Э. Болотин, А.В. Борисов, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 11-14.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Bityutskaya O.V. (2013), "Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN EMERCOM of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 31-35.

2. Bolotin, A.E. and Zyukin, A.V., Napalkov, Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of Interior Ministry Troops of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.

3. Bolotin, A.E. and Borisov, A.V., Skripachev S. A. (2014), "Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of air defense with application of rationing of a training load", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 11-14.

Контактная информация: medvedevAV555@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.07.2018

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ МОНИТОРИНГ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» У СТУДЕНТОВ

ФАКУЛЬТЕТА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Анна Александровна Милютина, кандидат педагогических наук, Наталья Витальевна Лукиных, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ФГБОУВО «ЮУрГГПУ»), Челябинск

Аннотация

Данная статья посвящена актуальной сегодня проблеме мониторинга планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании по предмету «Русский язык». В работе представлено обоснование актуальности мониторинга, как вида контроля младших школьников, особенности его содержания, а также документы, регламентирующие данную работу. Кроме этого, включены методические рекомендации для работы со студентами факультета подготовки учителей начальных классов по освоению содержания мониторинга планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании по предмету «Русский язык». Они

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.