Научная статья на тему 'Использование современных информационных технологий на занятиях по огневой подготовке слушателей образовательных организаций МВД России'

Использование современных информационных технологий на занятиях по огневой подготовке слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
слушатели / образовательные организации МВД России / огневая подготовка / информационные технологии / технические средства / students / educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / fire training / information technology / technical means

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азамат Юрьевич Черкесов

Статья посвящена вопросам эффективного применения в образовательном процессе слушателей образовательных организаций МВД России современных информационных технологий и технических средств обучения на занятиях по огневой подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азамат Юрьевич Черкесов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Information Technologies in Training Sessions on Fire Training of Students of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article is devoted to the issues of effective use in the educational process of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia of modern information technologies and technical means of training in classes on fire training.

Текст научной работы на тему «Использование современных информационных технологий на занятиях по огневой подготовке слушателей образовательных организаций МВД России»

УДК 378.6 ББК 74.4

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10277

Использование современных информационных технологий на занятиях по огневой подготовке слушателей образовательных организаций МВД России

Use of Information Technologies in Training Sessions on Fire Training of Students of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Азамат Юрьевич ЧЕРКЕСОВ,

преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам эффективного применения в образовательном процессе слушателей образовательных организаций МВД России современных информационных технологий и технических средств обучения на занятиях по огневой подготовке.

Ключевые слова: слушатели; образовательные организации МВД России; огневая подготовка; информационные технологии; технические средства.

Постановка проблемы. Современный этап трансформации общества и государства предопределил объективную необходимость внедрения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности, которые обусловили осуществимость обработки больших объемов информации [1; 6]. Так, возможности современных информационных технологий вызвали значительный интерес для профессионального образования, повышая его ресурсность и выводя его на качественно новый уровень. Сказанное в полной мере относится и к ведомственным образовательным организациям МВД России.

Цель. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе направлено прежде всего на формирование у слушателей познавательной потребности и уменьшение нагрузки на преподавателя за счет передачи его функции современным техническим средствам.

В складывающихся сегодня условиях образовательные организации МВД России опережающими темпами осуществляют повсеместный

Abstract. The article is devoted to the issues of effective use in the educational process of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia of modern information technologies and technical means of training in classes on fire training.

Keywords: students; educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia; fire training; information technology; technical means.

переход на использование информационных технологий и технических средств, предопределяющий значительное повышение качества образования слушателей [3; 5]. Однако в данном случае не следует забывать, что переход вузов на информатизацию должен носить системный, а не хаотичный характер и базироваться на единой концепции. Вместе с тем внедрение современных информационных технологий и технических средств требует разработки соответствующего методического обеспечения, практической и теоретической подготовки ППС к их использованию и применению в образовательном процессе [2; 4; 6].

Обоснование. Эффективное использование современных информационных технологий обусловливается наличием материального и кадрового потенциала в образовательных организациях МВД России. Как мы указывали выше, новые возможности в образовательном процессе появляются благодаря тому, что достижения современных информационных систем позволяют обрабатывать большие объемы информации, ис-

пользуя в полной мере мультимедийные приложения, столь важные в обучении. Подобные приложения обеспечивают также доступ слушателей к обучающим ресурсам образовательной организации, позволяют копировать их и изучать самостоятельно [1; 2; 5].

Современные информационные технологии получили широкое распространение и в преподавании дисциплины «Огневая подготовка». Достижению результативности обучения также способствует использование современных электронных учебников, обучающих программ и тренажеров, посредством которых у слушателей стимулируется творческая мотивация к продуктивному решению задач обучения. В то же время продуктивному решению задач творческого характера способствует использование аудиовизуальных средств при изучении дисциплины «Огневая подготовка», что обусловливается требованиями к уровню и качеству служебно-бое-вой подготовки слушателей образовательных организаций МВД России. В условиях ограниченной трудоемкости дисциплины эффективность обучения достигается посредством применения информационных технологий, которые позволяют:

■ расходовать меньше времени на поиск информации;

■ копировать полученную информацию на съемный носитель и пользоваться ею неограниченное количество раз;

■ установить обратную связь преподавателя со слушателями и т.д.

Наличие в образовательных организациях электронных библиотек позволяет слушателям иметь неограниченный доступ к информационным ресурсам (в частности, теоретическому учебному материалу) по огневой подготовке. В то же время применение электронных образовательных ресурсов способствует повышению информативности занятий [1; 4; 5].

При формировании электронного образовательного ресурса по дисциплине «Огневая подготовка» считаем целесообразным придерживаться следующих блоков:

■ предмет, задачи, содержание и направленность огневой подготовки;

■ нормативно-правовая база применения огнестрельного оружия;

■ сведения из внутренней и внешней баллистики;

■ меры безопасности при обращении с оружием;

■ организация и методика проведения огневой подготовки в подразделениях ОВД;

■ учет, хранение и сбережение оружия и боеприпасов в ОВД;

■ исторический аспект и перспективы развития стрелкового оружия;

■ обучение стрельбе из боевого оружия;

■ применение тренажеров для обучения стрельбе из боевого оружия;

■ материальная часть оружия.

По мере накопления учебного материала приведенные блоки можно пополнять, что позволит поддерживать их в актуальном состоянии [3; 4].

Использование информационных технологий в обучении слушателей повышает их активность и самостоятельность в процессе овладения специальными знаниями с учетом их индивидуальных возможностей [3; 5]. Однако следует помнить, что специфика дисциплины «Огневая подготовка» подразумевает использование современных технических средств (например, компьютерных тренажеров стрельбы) лишь в качестве вспомогательного инструмента, необходимого для выполнения следующих целей:

■ получение первоначальных навыков правильного прицеливания и отработки плавного спуска курка;

■ формирование мышечной памяти у стрелка на правильное выполнение выстрела;

■ отработки навыков интуитивной стрельбы (например, не целясь);

■ отработки навыков стрельбы с оружием.

К более эффективным техническим средствам

можно отнести боевой лазерный тир, использование которого сочетает в себе преимущества реальной стрельбы и современных информационных технологий [1; 2].

Выводы. Таким образом, применение современных информационных технологий и технических средств по дисциплине «Огневая подготовка» в процессе обучения слушателей образовательных организаций МВД России определяется соответствием данных технологий содержанию задач обучения и грамотным сочетанием традиционного и инновационного подходов в образовательном процессе. В совокупности с заинтересованностью слушателей методическое мастерство преподавателей способствует совершенствованию образовательного процесса в системе МВД России.

Список литературы

1. Бурханов Ч.М., Урпин А.Б. Использование современных информационных технологий и технических средств при изучении дисциплины «Огневая подготовка» в вузах МВД России //

350

Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 4

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1 (61). С. 135—139.

2. Васильева Т.Б. Использование электронных стрелковых тренажеров в методике преподавания огневой подготовки в образовательных организациях МВД России // Научный компонент. 2019. № 3 (3). С. 157—162.

3. Гончарова ЭА. Методики обучения огневой подготовке сотрудников ОВД на современном этапе // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 7 (23). С. 614—617.

4. Светличный Е.Г. Эффективность использования интерактивных методов обучения для совершенствования навыков владения стрелко-

вым оружием // Педагогика и современность. 2015. № 2 (16). С. 36—43.

5. Сюзев И.Ю. Инновации в обучении и проблемы их внедрения в учебный процесс по огневой подготовке // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: Материалы 20-ой все-рос. науч.-метод. конф. 2015. С. 163—167.

6. Торопов ВА., Кокоулин Е.М. Обоснование эффективности методических приемов совершенствования огневой подготовленности сотрудников органов внутренних дел к действиям в реальных условиях / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 4 (76). С. 199—201.

Московская академия ШИЙ Следственного комитета Российской Федерации

Международное право

Схемы и определения

Ю.А. Цветков

Цветков Ю.А. Международное право. Схемы и определения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / Ю.А. Цветков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 167 с.

ISBN 978-5-238-03325-9

В учебном пособии в схематическом виде представлены все основные разделы учебной дисциплины « Международное (публичное) право», даны определения основных институтов и понятий.

Для студентов юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.