Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ'

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / огневая подготовка / знания / умения / навыки / competence / fire preparation / knowledge / abilities / skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асланбек Заурбиевич Таков

Цель данного исследования — рассмотрение проблем использования компетенций в рамках реализации компетентностного подхода со слушателями образовательных организаций МВД России на занятиях по огневой подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асланбек Заурбиевич Таков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF USING COMPETENCES IN TRAINING OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN CLASSES ON FIRE TRAINING

The purpose of this study was to consider the problems of using competence in the framework of implementing a competent approach with students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in classes on fire training.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ»

УДК 378 ББК 74.4

DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-212-214

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБУЧЕНИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОВКЕ

Асланбек Заурбиевич ТАКОВ,

преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Аннотация. Цель данного исследования — рассмотрение проблем использования компетенций в рамках реализации компетентностного подхода со слушателями образовательных организаций МВД России на занятиях по огневой подготовке.

Ключевые слова: компетенция; огневая подготовка; знания; умения; навыки.

PROBLEMS OF USING COMPETENCES IN TRAINING OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN CLASSES ON FIRE TRAINING

Aslanbek Zaurbekovich TAKOV,

Teacher of the Fire Training Department, North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Abstract. The purpose of this study was to consider the problems of using competence in the framework of implementing a competent approach with students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in classes on fire training.

Keywords: competence; fire preparation; knowledge; abilities; skills.

Постановка проблемы. На сегодняшний день выразителем современного процесса обучения выступают формирование глубоких знаний, умений и навыков на различных этапах освоения учебной программы, а также постоянное самообразование и самообучение.

Современные реалии, обусловившие происходящие трансформации в образовательной системе МВД России, предопределили необходимость объективной переоценки сформировавших-

ся до сегодняшнего дня представлений о формах, целях и методах профессиональной подготовки слушателей, обучающихся по основным образовательным программам. Этим определяется важность реализации современных педагогических технологий в образовательном процессе слушателей, обучающихся по основным образовательным программам профессиональной подготовки, особенно в части решения задач, связанных с реализацией дисциплины «Огневая

подготовка», в контексте обучения навыкам применения огнестрельного оружия [1; 2].

Обоснование. Произошла смена Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) первого поколения, где в процессе обучения главным концептом выступали знаниевые составляющие, стандартами второго и третьего поколений, где знаниевая составляющая дополнилась деятельностной составляющей, и в результате наиболее полно стали реализовываться условия формирования ключевых компетенций, составляющих тот или иной профиль подготовки кадров для системы МВД России. Вместе с тем интеграция знаниевого компонента с деятель-ностным способствовала созданию новой модели обучения под названием «компетентностный подход», на основе которого и строится современная педагогическая образовательная система ведомственного образования [2; 4].

При определении сущности компетентност-ного подхода в процессе подготовки слушателей следует учитывать его ориентацию на теоретическое обучение, самоопределение и самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальных качеств личности, составляющих основу профессионализма [4].

Содержание компетентностного подхода при подготовке слушателей состоит в достижении соответствия между содержанием обучения и потребностями профессиональной деятельности. И здесь за основу обучения берется проектирование учебно-тренировочного процесса в условиях, максимально приближенных к реальным.

Задачи компетентностного подхода состоят в эффективной реализации возможностей данного подхода на основе позитивного опыта ведущих университетов при изучении дисциплины «Огневая подготовка».

Рассмотрим реализацию компетентностного подхода в образовательном процессе на примере дисциплины «Огневая подготовка», которая в образовательных организациях МВД России проводится в рамках служебной и боевой подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Предметное изучение дисциплины «Огневая подготовка» направлено на формирование у слушателей знаний, умений и навыков компетентного обращения с любым видом огнестрельного оружия и боеприпасами. Целями огневой подготовки слушателей выступают овладение ими устойчивыми навыками и опытом обращения с огнестрельным оружием, ведение меткого огня

в любой сложившейся обстановке, а также обеспечение выполнения служебных обязанностей, связанных с ношением, хранением, применением и использованием огнестрельного оружия [3; 5]. Вместе с тем для эффективного обучения навыкам применения и использования огнестрельного оружия у слушателей в рамках профессиональной подготовки на тренировочных занятиях формируются и совершенствуются соответствующие двигательные умения.

Общеизвестно, что отработанный навык хорошей стрельбы является одним из важнейших профессиональных качеств любого служителя правопорядка. Данное обстоятельство предопределяется участившимися огневыми контактами сотрудников полиции с правонарушителями, в результате которых происходит гибель правоохранителей по причине недостаточного уровня владения сотрудниками полиции навыками применения и использования огнестрельного оружия [3; 4]. В связи с этим преподаватели по огневой подготовке реализуют свои педагогические цели и задачи в процессе обучения стрельбе посредством определения индивидуального набора оптимальных методов и средств обучения для каждого слушателя при обязательном соблюдении мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием. Поэтому применяемые инновационные педагогические методики обучения должны подвергаться тщательному анализу на предмет обеспечения указанных мер [2; 4].

Раскрывая роль компетентностного подхода, необходимо отметить, что он позволяет обучающимся достичь следующих результатов:

■ активизируется самостоятельная деятельность;

■ развиваются мыслительные и познавательные способности;

■ расширяется кругозор;

■ повышаются индивидуальные творческие способности;

■ формируется профессиональное и социальное самоопределение;

■ развиваются навыки самостоятельного пополнения знаний и анализа изучаемых проблем, поиска путей их решения;

■ стимулируется совместная деятельность;

■ формируется рационально организованный режим труда и отдыха, устраняющий перегрузки и сохраняющий здоровье [4].

С учетом того, что служебная деятельность слушателей, обучающихся в образовательных организациях МВД России, происходит в усло-

2021 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры

213

виях, требующих от них совершенствования профессиональной компетентности в процессе применения огнестрельного оружия, организацию учебно-тренировочной деятельности следует строить сообразно целям образовательного процесса. Так, основу образовательного процесса, связанного с обучением навыкам применения огнестрельного оружия, на занятиях по огневой подготовке составляют стремление к высокому уровню познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие профессиональных, духовных и творческих возможностей, а также достижение продуктивной профессиональной компетентности при решении практических задач. Вместе с тем результативность обучения огневой подготовки во многом зависит от уровня освоения специальных дисциплин, таких как «Тактико-специальная подготовка» и «Физическая подготовка» [3; 4].

Однако в поле внимания следует также держать то обстоятельство, что компетентность может утрачиваться личностью в жизненном процессе. Поэтому во время обучения слушателей необходимо научить заниматься самообразованием и самосовершенствованием, а также самостоятельно контролировать уровень своей компетентности. В изменяющихся условиях профессиональной деятельности слушатели должны уметь быстро адаптироваться и самоорганизовываться.

Заключение. Все изложенное позволяет нам определить компетентность в качестве теорети-

ческих и практических способностей и потенциальных возможностей, готовности к решению разного рода профессиональных задач, а компетенция в указанном ключе представляет собой модель поведения личности, успешно реализующей приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности.

Список литературы

1. Сатыбаев А.Т., Володина Т.Н., Абжапаро-ва УА Пути реализации компетентностного подхода в вузах // Альманах мировой науки. 2017. № 3-2(18). С. 95—99.

2. Гоголева И.В., Семенова Г.Е., Николаев Е.В. Некоторые пути реализации компетентностного подхода / / Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. С. 84.

3. Таков А.З., Урусова МИ. Пути реализации компетентностного подхода при подготовке слушателей, обучающихся по основным образовательным программам первоначальной подготовки. [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. URL: http: / /www.science-education.ru/ru/article/ view?id=30352 (дата обращения: 24.01.2021).

4. Шпак ВА., Миленина И.П., Милова-нов А.И., Потанин С.П. Оценка компетенций выпускников военных вузов: монография. СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.