Научная статья на тему 'Направления совершенствования системы специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел'

Направления совершенствования системы специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвин Д.В., Ахметов Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования системы специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел»

УДК 796.07

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Д.В. Литвин, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры организации огневой и физической подготовки,

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Москва, Р.С. Ахметов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки,

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350005, Россия, Краснодар, ул. Ярославская, д. 128, e-mail: akhmetova01@mail.ru.

В статье на основе системной аналитической работы анализируются основные теоретико-прикладные предпосылки совершенствования процесса специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Осуществлено структурно-логическое изучение системы подготовки высококвалифицированных кадров в части ее архитектоники, а также углубленный анализ дефиниций, отражающих сущностные характеристики данного процесса, к основным из которых относятся: профессиональное обучение, профессиональная служебная и физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Значительное внимание, которое в статье уделено идеям комплексного подхода в связи с подготовленностью сотрудников органов внутренних дел, правомерно и обусловлено высоким уровнем эффективности в экстремальных служебных обстоятельствах, которые требуют применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Рассматриваются вопросы выбора оптимального состава форм и методов формирования профессиональных компетенций в совокупности их теоретической и практической составляющих. На основе проведенной аналитической работы формулируется принципиальный вывод о необходимости интеграции результатов теоретических и прикладных исследований из различных областей научного знания, имеющих непосредственное от-

ношение к фундаментальным компонентам процесса профессиональной подготовки сотрудников внутренних дел. В статье также отмечаются недостатки, имеющиеся в защищенных диссертационных исследованиях по данной проблематике, в том числе обоснование подходов к профессиональной подготовке с преимущественным использованием «знаниевой» системы преподавания правового компонента. Схематично изложены подходы к формированию способностей применения в практической деятельности результатов профессиональной подготовки. На основе приведенных в статье данных предложены основные направления совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: специальная профессиональная подготовка; сотрудники органов внутренних дел; обучение, воспитание; образование; физическая сила; специальные средства; огнестрельное оружие.

В соответствии с п. 4 ст. 18 главы 5 Федерального закона РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее - ФЗ «О полиции») сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Задавая целевую направленность специальной подготовки, законодатель указывает, что содержа-

ние программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется Министерством внутренних дел. Положения приказа МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» определяют профессиональную подготовку в широком смысле как систему подготовки кадров для ОВД, включающую профессиональное обучение (профессиональную подготовку в узком понимании), профессиональную служебную и физическую подготовку (постоянную поддерживающую подготовку) и иные формы (обучение по образовательным программам основного общего и среднего образования и т. д.).

Структурно-логический анализ системы подготовки кадров для органов внутренних дел показывает, что такая схема подготовки сотрудников к профессиональной деятельности является обоснованной. Под профессиональным обучением понимается приобретение сотрудниками, впервые принимаемыми на службу, основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [1, с. 28-29]. Профессиональная служебная и физическая подготовка сопровождается совершенствованием профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [8, с. 85-86]. Вместе с тем очевидно, что содержание огневой и физической подготовки в рамках профессиональной подготовки подавляющего большинства территориальных органов МВД России, призванной совершенствовать специальные знания, умения, навыки и компетенции, дублирует содержание профессионального обучения. И на этапе профессионального обучения, и на этапе профессиональной служебной и физической подготовки используются одни и те же физические и стрелковые упражнения, поскольку организация подготовки на указанных этапах кадровой системы регламентируется одними и теми же ведомственными нормативными актами. Фактически, в рамках профессиональной служебной и физической подготовки осуществляется поддержание, а не совершенствование специальных знаний, умений, навыков и компетенций.

В целях уточнения содержания понятий, которыми оперируют ведомственные нормативные акты, уместно указать, что с педагогических позиций и этап приобретения навыков, и этап совершенствования являются частью процесса обучения. Обучение - одна из главных педагогических категорий, являющаяся, в свете Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», подчиненной вместе с категорией «воспитание» такой категории, как «образование». При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может огра-

ничиться только изложением знаний - он развивает и воспитывает, т. е. осуществляет целостную педагогическую деятельность [5, с. 245-251]. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» трактует обучение как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, по приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

С позиций теории физической культуры физическое воспитание представляет собой процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующих направленное развитие базирующихся на них способностей [4, с. 150-154]. Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.

С данных теоретических позиций под обучением (в узком смысле) понимается раздел формирования умений и навыков, обучения двигательным действиям, где наряду с общедидактическими положениями есть характерные особенности. Они определяются прежде всего тем, что специфическим предметом обучения здесь являются двигательные действия и обучение строится в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков.

Необходимо отметить, что ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит термина «профессиональная подготовка». В предшествующей версии Закона РФ «Об образовании» определялось, что профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Преимущественная направленность процесса обучения на скорость, с одной стороны, и практическую прикладность - с другой, являются особенными характеристиками рассматриваемого понятия. Такое понимание профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям, сопровождающимся «вторжением в конституционную сферу прав граждан, вплоть до лишения человека жизни», закладывает отрицательный эмоциональный вектор в восприятие всей профессиональной деятельности полиции в целом. [2, с. 4].

Инновации компетентностного подхода, которые давно стали уже нормой в деятельности образовательных организаций, повлекли смещение акцента обучения на итоговый результат - на способность и готовность сотрудника правомерно и эффективно действовать в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Вместе с тем следует отметить, что существенно содержание профессионального обучения по программам профессиональной подготовки сотрудников

полиции, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, не изменялось.

Состояние профессиональной подготовленности предопределяют классические вопросы содержания и формы процесса образования и обучения.

В структуру готовности полицейского действовать в ситуациях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия входит профессиональная направленность личности (мотивационно-ценностное отношение) и профессиональная подготовленность (уровень развития специальных знаний, умений, навыков) [3, с. 45-47]. Достигается искомая готовность путем формирования специальных навыков и психических свойств, лежащих в основе способности действовать в экстремальных ситуациях применения силы и оружия.

Анализ практики показывает, что реализация мер силового пресечения преступлений требует от сотрудника в едином поведенческом акте правовой регламентации и грамотной практической реализации своих действий, без подразделения их на проявления правовой, огневой или тактико-специальной выучки. Поиск форм и методов формирования профессиональных компетенций предусматривает: во-первых, необходимость устранения дихотомии «теоретическое - практическое», так как компетенция в итоге должна включать практическую (применение физической силы, специальных средств, действия с оружием) и теоретическую (правовую) составляющие; во-вторых, наличие в дидактических единицах органичного единства знаний, умений и навыков огневой, физической, тактико-специальной подготовки.

Отсюда возникает проблема интеграции различных дисциплин и отраслей, в которых осуществляются научные исследования и разработки. В юридической, педагогической, психологической, физиологической и других отраслях и областях наук сформированы свои предметы исследований и сферы интересов, дидактический аппарат и методический инструментарий. Но даже в рамках одной отрасли предметы дисциплин настолько обособлены, что имеют недостаточно точек соприкосновения при формировании искомой компетенции.

Таким образом, целостный характер практической правоприменительной деятельности ставит нас перед необходимостью научного поиска, теоретического осмысления и обоснования междисциплинарной и межотраслевой интеграции знаний и навыков в процессе образования и обучения с учетом психолого-педагогических теорий, концепции компетентностного подхода, теории педагогической интеграции. И это является, на наш взгляд, перспективным направлением научных исследований в области обеспечения кадрами полиции.

К сожалению, приходится констатировать, что слабое использование междисциплинарного и межотраслевого взаимодействия в рассматриваемой области приводит к тому, что задачи формирования навыков

правомерного применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, зафиксированные в соответствующих нормативных документах, недостаточно реализуются в практике обучения. В этой связи задача формирования у сотрудников необходимых умений и навыков правомерного применения оружия является в современных условиях фактически декларативной. Содержание стрелковой (огневой) подготовки и подготовки сотрудника к правомерным и эффективным действиям с огнестрельным оружием в ситуациях его применения объективно различаются. Стрельба в отрыве от ФЗ «О полиции» - это стрелковая подготовка, это инструмент применения огнестрельного оружия, элемент основания фундаментального здания профессиональной компетентности сотрудника, но не более этого. Это важный элемент, имеющий очень большую цену для жизни, здоровья как граждан, так и самого сотрудника, для его карьеры. Но как невозможно «немного неправомерно» действовать при применении оружия, так и невозможно «чуть-чуть» наделить стрелковую подготовку элементами задач на правомерность. Подобные задачи - это совершенно иной уровень организации профессиональной подготовки и методического обеспечения занятий, проводимых с огнестрельным оружием.

Изучение тематики диссертационных исследований, осуществляемых в рамках ведомства, показывает преобладание традиционных, «проверенных» тем, которые с большой долей вероятности предполагают успешную защиту в определенном совете. Причем часто проблемы исследований остаются в рамках начальной или базовой подготовки, соответствующей программе обучения. Например, методика обучения технике какого-либо вида стрельбы, отдельным ее элементам, технике выполнения боевых приемов борьбы и т. д. Схожая ситуация наблюдается и в научно-исследовательских работах, выполненных по планам научной деятельности образовательных организаций МВД России.

Пристального внимания требует процесс формирования правового компонента рассматриваемых профессиональных компетенций, на примере которого можно раскрыть противоречия модернизации формы и содержания отечественного образования на современном этапе.

Научные исследования в правовом компоненте профессиональных компетенций относятся к области юриспруденции и имеют опосредованное отношение к поиску форм и методов обучения применению сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Методика преподавания правовых основ применения мер непосредственного принуждения основывается на традиционной схеме формирования триады ЗУН (знания - умения - навыки), реализуется в лекционно-семинарской форме (рис.). В классической психологии и, соответственно, педагогике большое значение уделяется усвоению материала. При этом процесс прочного усвоения знаний является

центральной частью обучения. Таким образом, перевод ЗУН в плоскость практического опыта и способности применять их в практической деятельности в некотором смысле затрудняется академизмом и лекци-онно-семинарской формой преподавания.

Подвергая критике проверенную «знаниевую» систему преподавания правового компонента, ради объективности следует привести мнение А.М. Столяренко о ходе реформы отечественного образования: «позаимствовав бездумно понятие «компетентность», наше образование начало сползать в болото прагматизма и эгоизма, начало сводиться к обучению, а это лишь часть подлинного образования...» [6, с. 147]. Само появление компетентностного направления в образовании является реакцией на запрос работодателя. Навыки, бесспорно, ближе к практике, прикладность такого обучения неизмеримо выше. Значительные отличия имеют также форма проведения подобных тренингов и характер взаимодействия между педагогом и учеником, где последний действительно является обучающимся, а не обучаемым (рис.).

Схематичное изображение компетентностного и классического ЗУНовского подхода не ставит целью их противопоставление. Вместе с тем наглядна прикладная значимость рассматриваемого раздела профессиональной подготовки и, соответственно, актуальна направленность результата подготовки сотрудника на гарантированный успех в овладении способности применять знания, умения и навыки в практической деятельности. Нельзя сформировать способность сотрудника действовать в условиях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия без применения в процессе обучения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, т. е. в решении соответствующих задач должны принимать непосредственное участие специалисты огневой, физической, тактико-специальной подготовки. Для того чтобы получить заданный результат, необходи-

мо сделать шаг в направлении комплексных учебных задач, перевести из «вербально-условно-деятельност-ной» формы обучения в «вербально-практико-ориен-тировано-деятельностную».

Ожидаемый результат специального профессионального обучения является системообразующим фактором и определяет специфику системы в целом. Независимо от получаемого уровня образования сотрудник полиции должен овладеть способностью применять административное принуждение, сопровождающееся нарушением конституционных прав человека. Не случайно в настоящее время по указанию Департамента государственной службы и кадров в учебные планы образовательных организаций МВД (высшее образование) встраивается курс профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе среднего общего образования) по должности служащего «Полицейский». Поэтому инновации в виде компетентностного подхода в действительности всегда были нормой в данной области профессиональной подготовки.

Таким образом, основными направлениями совершенствования системы специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел являются:

- приведение в соответствие проектировочно-це-левого компонента различных ступеней педагогической системы профессиональной подготовки их фактическому содержанию;

- разработка концептуальных организационно-педагогических основ формирования компетенций с гарантированным результатом - овладением сотрудниками органов внутренних дел способностью правомерно и эффективно действовать в условиях, связанных с применением мер непосредственного принуждения при выполнении служебных задач.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Витютнев Е.Е. Классификация боевых приемов раздела специальной физической подготовки сотрудников ОВД и ведущие физические качества, обуславливающие их выполнение в профессиональных ситуациях / Е. Е. Витютнев, К. Ю. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. -№ 3. - С. 28-32.

2. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: системно-правовой анализ: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2005. - С. 4.

3. Литвин Д.В. Формирование у сотрудников полиции специальных навыков, необходимых для несения службы в экстремальных ситуациях: учебно-методическое пособие: доп. МВД РФ / Д. В. Литвин [и др.]; Департамент гос. службы и кадров МВД РФ. - Москва: ДГСК МВД России, 2016. - 80 с.

4. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 318 с.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика: учеб. пос. / под ред. В.А. Сластенина. - М., 2007. - 576 с.

6. Столяренко А.М. Педагогическая системология. Теория, методика, исследования, практика: учебно-методическое пособие. - М, 2015. - С. 147.

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

8. Чернышенко Ю.К. Соотношение сущностных характеристик феноменов общей физической и профессионально-прикладной физической подготовки / Ю.К. Чернышенко, А.Б. Медников, Е.Е. Витютнев, К.Ю. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - № 4. - С. 84-87.

IMPROVEMENT DIRECTIONS OF THE SYSTEM OF SPECIAL PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

D. Litvin, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Organization of Weapons and Physical Training Department,

Federal State Education Institution of Higher Education «Academy of Management of Ministry of Internal Affairs of Russia», Moscow,

R. Akhmetov, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Tactical and Special Training Department,

Federal State Education Institution of Higher Education «Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia», Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350005, Russia, Krasnodar, Yaroslavskaya str. 128, e-mail: akhmetova01@mail.ru.

The main theoretical and applied prerequisites for the improvement process of special professional training of employees of internal affairs bodies on the basis of systematic analytical work are analyzed in the article. Structural and logical study of the training system of highly-qualified personnel in its architectonics was conducted, as well as a fundamental analysis of the definitions determing the essential characteristics of this process, where the main ones are: professional education, professional service and physical training, professionally applied physical preparation.

The considerable attention is paid to the ideas of an integrated approach in connection with the preparedness of employees of internal affairs bodies to act lawfully and with high efficiency in extreme employment-related situations which require the use of physical strength, special means and firearms. The choice of the optimal composition of forms and methods of formation of professional competences in summation of their theoretical and practical components are considered. The fundamental conclu-

sion about the need to integrate the results of theoretical and applied researches from various fields of scientific knowledge, which are directly related to the fundamental components of the process of professional training of employees of internal affairs bodies was formulated on the basis of the conducted analytical work. The article also notes the points of weakness in the defended dissertation researches on this issue, including reasonable approaches to professional training with preferential use of «knowledge» teaching system of the law component. Approaches to the students' formation of application capabilities of the professional training results in practice are outlined. The main directions for the improvement of the professional training system of employees of internal affairs bodies based on the data were proposed in the article.

Keywords: special professional training, employees of internal affairs bodies, education, upbringing, training, physical strength, special means, fire weapon.

References:

1. Vitiutnev E. E., Chernyshenko K. lu. The classification of fighting receptions of the section of special physical training of staff of Department of Internal Affairs and the leading physical qualities causing their performance in professional situations. Fizicheskaia kul'tura, sport -nauka ipraktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2013, no 3, pp. 28-32. (in Russian).

2. Kaplunov A.I. The administrative coercion applied by law-enforcement bodies system and legal analysis. Extended abstract of Doctor's thesis. Moscow, 2005, 4 p. (in Russian).

3. Litvin D.V. Formirovanie u sotrudnikov politsii spetsial'nykh navykov, neobkhodimykh dlia neseniia sluzhby v ekstremal'nykh [Formation at police officers of the special skills necessary for service in extreme situations]. Moscow, DGSK MVD Rossii, 2016, 80 p. (in Russian).

4. Matveev L.P. Osnovy obshchei teorii sporta i sistemy pod-gotovki sportsmenov [Bases of the general theory of sport and system of training of athletes]. Kiev: Olimpiiskaia literatura, 1999, 318 p.

5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiianov E.N. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow, 2007, 576 p. (in Russian).

6. Stoliarenko A.M. Pedagogicheskaia sistemologiia. Teo-riia, metodika, issledovaniia, praktika [Pedagogical siste-mologiya. Theory, technique, researches, practice]. Moscow, 2015, 147 p. (in Russian).

7. The federal law of December 29, 2012 no. 273-FZ «About education in the Russian Federation». (in Russian).

8. Chernyshenko lu. K., Mednikov A. B., Vitiutnev E. E. Ratio of intrinsic characteristics of phenomena of the general physical and professional and application-oriented physical training. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2013, no 4, pp. 84-87. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.