Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УСЛОВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОРУЖИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УСЛОВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОРУЖИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
огневая подготовка / умения / навыки / самостоятельная работа обучающихся / практикум по огневой подготовке / практические занятия / мотивация обучения / упражнения / тренинг / fire training / abilities / skills / independent work of students / fire training workshop / practical exercises / training motivation / exercises / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Степанович Жевлакович, Юлия Юрьевна Мышенкова

Излагается концепция методической модели формирования у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России умений и навыков решения профессионально-служебных задач в ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Степанович Жевлакович, Юлия Юрьевна Мышенкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF SKILLS AND HABITS OF PROFESSIONAL AND SERVICE ACTIVITIES OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN CONDITIONS ASSOCIATED WITH THE USE OF WEAPONS

Represented the concept of a methodological model of the formation of the skills and abilities of solving professional and official tasks in situations involving the use of firearms among cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УСЛОВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОРУЖИЯ»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10334 © С.С. Жевлакович, Ю.Ю. Мышенкова, 2020

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УСЛОВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОРУЖИЯ

Сергей Степанович Жевлакович,

профессор кафедры педагогики, кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Юлия Юрьевна Мышенкова, адъюнкт

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Излагается концепция методической модели формирования у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России умений и навыков решения профессионально-служебных задач в ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия.

Ключевые слова: огневая подготовка, умения, навыки, самостоятельная работа обучающихся, практикум по огневой подготовке, практические занятия, мотивация обучения, упражнения, тренинг.

FEATURES OF THE FORMATION OF SKILLS AND HABITS OF PROFESSIONAL AND SERVICE ACTIVITIES OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN CONDITIONS ASSOCIATED WITH THE USE OF WEAPONS

Sergey S. Zhevlakovich,

Professor of Department of Pedagogics, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Yuliya Yu. Myshenkova, Adjunct

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Represented the concept of a methodological model of the formation of the skills and abilities of solving professional and official tasks in situations involving the use of firearms among cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: fire training, abilities, skills, independent work of students, fire training workshop, practical exercises, training motivation, exercises, training.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Жевлакович С.С., Мышенкова Ю.Ю. Особенности формирования умений и навыков профессионально-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел в условиях, связанных с применением оружия. Вестник экономической безопасности. 2020;(5):260-9.

Проблема повышения уровня профессиональной подготовки выпускников образовательных организаций МВД России и действующих сотрудников в части огневой подготовки сохраняет свою актуальность на протяжении многих лет. Статистика динамики количества раненых и погибших сотрудников органов внутренних дел во время мероприятий, связанных с охраной общественного порядка, при задержании правонарушителей, а также при неумелом (небрежном) обращении с оружием при выполнении служебных обязанностей свидетельствует об этом. Подтверждают остроту этой проблемы

и результаты проверок уровня профессиональной подготовки сотрудников территориальных органов, проводимых ДГСК МВД России [1, с. 244-249].

Подготовка сотрудников органов внутренних дел к профессионально-служебной деятельности в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, должна характеризоваться:

- целостностью - единством теоретической и практической подготовки;

- системностью, комплексностью - реализацией всех компонентов полноценной огневой подготовки;

- систематичностью - регулярными практическими занятиями, направленными на формирование и совершенствование умений и навыков применения оружия, а также на поддержание их на требуем уровне.

Мониторинг, контроль и оценка состояния, уровня этой подготовки должны проводиться регулярно, на протяжении всего процесса обучения и дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел.

Подготовка сотрудников органов внутренних дел к профессионально-служебной деятельности в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, осуществляется в рамках огневой подготовки. Поэтому дисциплина Огневая подготовка включена во все основные образовательные программы (далее - ООП) всех организаций МВД России, осуществляющих образовательную деятельность. При ее реализации основной задачей выступает деятельностная подготовка, направленная на формирование практических умений и навыков.

Определимся с содержанием данных понятий. Формирование профессиональных умений - формирование способности самостоятельно осуществлять отдельные действия, составляющие, из которых складывается практическая профессионально-служебная деятельность, приемы, способы интеллектуальной и практической деятельности. Формирование навыков - формирование способности самостоятельно осуществлять профессионально-служебную деятельность, применять интегрированные профессиональные знания и умения в целях комплексного решения задач профессионально-служебной деятельности в меняющихся условиях высокой степени неопределенности [2].

Достижение оптимального уровня подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, а также дальнейшее совершенствование уровня их профессиональной подготовки невозможно без соблюдения следующих условий:

1. Качественное освоение обучающимися теоретических основ огневой подготовки. Теоретический раздел огневой подготовки предусматривает изучение правовых основ применения оружия, основ баллистики, материальной части и тактико-технических характеристик оружия и боеприпасов, мер безопасности при обращении с оружием и боепри-

пасами, правил хранения, ношения оружия и поддержания его в боевой готовности, а также правил ухода за боеприпасами к нему, правил личной безопасности вооруженного сотрудника, вопросов профилактики несчастных случаев, причиной которых стало неумелое обращением с оружием, порядка и условий проведения стрельб, порядка выполнения упражнений стрельб.

2. Приобретение обучающимися устойчивых, прочных умений и навыков по практическому разделу огневой подготовки, который предусматривает:

- практические тренировки:

• по выполнению нормативов по огневой подготовке,

• по отработке техники производства выстрела;

- выполнение упражнений практических стрельб;

- решение тактических задач, связанных с применением оружия при осуществлении самостоятельной профессионально-служебной деятельности в условиях высокой степени неопределенности.

Очевидно, что формирование устойчивых умений и навыков, необходимых для правомерного и эффективного применения оружия при осуществлении профессионально-служебной деятельности, требует значительной по объему и продолжительности тренинговой подготовки, тщательной отработки всех необходимых практических действий.

Однако объем времени, отводимого учебными планами ведомственных вузов на аудиторные занятия по Огневой подготовке, не позволяет проводить в достаточном объеме практические занятия, предусматривающие выполнение обучающимися комплексов тренировочных упражнений. Эти упражнения необходимы для формирования, прежде всего, устойчивых умений.

Перечень умений, подлежащих освоению в процессе изучения дисциплины Огневая подготовка, устанавливается при определении планируемых образовательной организацией (кафедрой) результатов обучения по данной дисциплине. Этот перечень фиксируется в соответствующей рабочей учебной программе и должен быть соотнесен с соответствующими индикаторами достижения компетенций (компетенции или части компетенции). Эти индикаторы должны быть установлены в основной образовательной программе (далее - ООП) образо-

вательной организации с учетом примерной основной образовательной программы (далее - ПООП) по специальности (направлению подготовки).

Формирование умений - последовательный, поэтапный процесс достижения такого уровня овладения необходимыми действиями, приемами, способами, который предполагает способность обучающегося:

а) применять их в экстремальных ситуациях, связанных с риском для жизни и здоровья, в условиях высокой степени неопределенности, с существенными ограничениями по времени;

б) действовать не по шаблону, самостоятельно оценивать ситуацию, принимать решение, определять порядок действий, который оптимально1 соответствует конкретной ситуации и обеспечивает наибольшую эффективность2 выполнения задач профессионально-служебной деятельности.

Необходимо учитывать, что общая продолжительность изучения дисциплины Огневая подготовка в образовательных организациях МВД России составляет четыре года - для бакалавриата и пять лет - для специалитета, то есть - на протяжении всего процесса обучения, с первого до последнего курса. Безусловно, четырехлетняя и, тем более, пятилетняя продолжительность обучения по дисциплине Огневая подготовка избыточна. Предложение о концентрации изучения дисциплины Огневая подготовка на старших курсах, апробированное в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя, не было поддержано ДГСК МВД России. Обязанность всех лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, проходить профессиональное обучение на основе унифицированных программ профессиональной подготовки было распространено и на курсантов вузов МВД России. Профессиональная подготовка курсантов, включая огневую подготовку, должна осуществляться в пределах первого курса. Для поддержания способности курсантов осуществлять профессионально-служебную деятельность в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, занятия по огневой подготовке продолжаются на последующих курсах до окончания обучения в вузе.

1 Оптимальность определяется достигнутыми результатами в сопоставлении с использованными силами, ресурсами и средствами достижения.

2 Эффективность определяется достигнутыми результатами в сопоставлении с поставленными целями.

Учитывая продолжительность изучения дисциплины и ограниченный объем учебного времени, отводимого образовательной программой на контактные часы, обучение по огневой подготовке осуществляется со значительными интервалами между отдельными занятиями. Даже с дополнительными занятиями соответствующего факультатива на огневую подготовку можно выделить в лучшем случае не более одного занятия в неделю. Нередко этот интервал составляет больше недели. Выделение на огневую подготовку большего объема времени аудиторных занятий (основных и факультативных) ведет к существенной перегрузке обучающихся (четвертые и даже пятые пары занятий) и создает неблагоприятные условия для освоения ООП в целом.

В этих условиях невозможно обеспечить оптимальную интенсивность аудиторных тренировочных занятий, позволяющую последовательно и эффективно наращивать уровень освоения обучающимися необходимых умений. Вследствие этого умения выполнять отдельные действия, способы, приемы, сформированные на конкретном занятии, в период до следующего занятия в значительной степени утрачиваются, что существенно снижает результаты обучения, затрудняет наращивание уровня овладения этими умениями.

Кроме того, формирование умений в рамках аудиторных занятий затрудняется рядом других факторов, в том числе:

- ограниченное количество боеприпасов, выделяемых на каждое занятие для проведения тренировочных стрельб, выполнения учебных упражнений;

- значительная численность учебных групп (взводов) - 25-30 человек, невозможность проводить практические занятия в подгруппах из-за ограниченной пропускной способности стрелковых тиров.

В совокупности эти факторы не позволяют каждому обучающемуся выполнять, как правило, более одного упражнения за занятие. При этом выполняется оно чаще всего один раз. Очевидно, что такая интенсивность тренировок недостаточна для эффективного, динамичного формирования устойчивых умений. Это обстоятельство в значительной степени объясняет не очень высокий уровень овладения умениями значительной частью выпускников при существенной продолжительности обучения.

С учетом этих обстоятельств особую значимость приобретает организация системной внеаудитор-

ной самостоятельной работы обучающихся в качестве дополнительного образовательного ресурса:

- для всех обучающихся - с целью восполнения недостаточного количества контактных занятий и компенсации значительных временных интервалов между аудиторными занятиями;

- для обучающихся, показывающих нестабильные результаты, имеющих многочисленные пропуски занятий - с целью преодоления персональных проблем с освоением дисциплины, выравнивания уровня овладения необходимыми умениями, приведения его в соответствие с предъявляемыми требованиями.

Эффективность этой работы будет зависеть от нескольких факторов, в том числе:

- от качества организации самостоятельной работы обучающихся педагогическим составом кафедры огневой подготовки, от эффективности управления этой работой;

- от действенного методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся, способного компенсировать отсутствие контактного контроля, управления тренировками со стороны преподавателя;

- от соответствующей мотивации обучающихся - осознания ими жизненной важности, потребности в овладении способностью эффективно и правомерно осуществлять профессионально-служебную деятельность в условиях, связанных с применения огнестрельного оружия.

Организация самостоятельной работы обучающихся предполагает, прежде всего, предварительную подготовку обучающихся, проведение соответствующих инструктивных занятий, в ходе которых необходимо:

- сформировать у обучающихся представление о системе самостоятельной работы по огневой подготовке, о содержании, формах, организационно-методических условиях самостоятельной работы, о содержании и возможностях имеющегося на кафедре огневой подготовки учебно-методического комплекса (далее - УМК) по дисцилине Огневая подготовка, в том числе о ресурсах для обеспечения самостоятельной работы обучающихся, о порядке дистанционной работы с УМК;

- ознакомить обучающихся с имеющимися на кафедре огневой подготовки рабочими местами для проведения самостоятельной работы в часы самоподготовки, с возможными вариантами оборудова-

ния рабочего места для проведения самостоятельной работы по месту проживания;

- объяснить порядок работы с пособием, предназначенным для организационно-методического обеспечения самостоятельной реализации обучающимися системы тренировочных занятий во внеаудиторное время. Разработка кафедрой огневой подготовки подобного пособия - важнейшее условие качественной организации самостоятельной работы обучающихся.

Начальный этап отработки умения предполагает формирование у обучающихся представления о порядке и технике правильного выполнения действия (приема, способа). Реализация этого этапа начинается в рамках аудиторных занятий. Закрепление полученных на занятии представлений должно обеспечиваться в рамках внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в период до следующего аудиторного занятия. На следующем занятии проводится контроль и оценка результатов этой работы -уровня и качества усвоения обучающимися знаний о порядке и технике оптимального выполнения действия (приема, способа). При необходимости проводится корректировка усвоенного знания.

В последующем предполагается формирование у обучающихся способности практически выполнять конкретное действие (прием, способ) в соответствии с усвоенными знаниями о порядке, технике выполнения - сначала в типичных ситуациях, а затем в нестандартных условиях. Организацию этой работы целесообразно осуществлять в том же порядке:

а) первичный тренинг - в рамках аудиторного занятия,

б) закрепление и развитие способности практически выполнять конкретное действие (прием, способ) - в рамках внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся,

в) контроль и оценка результатов этой работы, корректировка выявленных недостатков, ведение персонального мониторинга результатов (уровня) освоения умения каждым обучающимся - на последующем аудиторном занятии.

При необходимости и возможности (с точки зрения наличия достаточного объема учебного времени) этот модуль повторяется.

Таким образом осуществляется поэтапное достижение необходимого уровня овладения умением -

способности применять действие (прием, способ) в условиях высокой степени неопределенности.

В целях повышения мотивации и заинтересованности обучающихся не имитировать, а ответственно подходить к регулярной, системной самостоятельной работе, без чего невозможны полноценные самостоятельные индивидуальные тренировочные занятия, следует использовать следующие приемы:

а) разбор реальных ситуаций, которые связаны с непрофессиональными, неквалифицированными действиями сотрудников органов внутренних дел в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, что привело к ранениям и даже гибели сотрудников и иных лиц, анализ соответствующих статистических данных;

б) обоснование важности формирования культуры обращения с оружием в целом [3, с. 29-36];

в) анализ личного опыта преподавателя огневой подготовки, достигшего высоких результатов в стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия, его индивидуальной системы самостоятельных тренировочных занятий, его личная оценка значимости факторов, влияющих на технику производства выстрела (например, холостого тренажа1 и др.) - живой пример способствует формированию у обучающихся убежденности в необходимости, важности и результативности регулярной, системной самостоятельной работы;

г) использование различных форм внеаудиторных дополнительных занятий для работы с обучающимися, показывающими наилучшие результаты по огневой подготовке - группа спортивного совершенствования по стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия, спортивные секции, научный кружок, участие в спортивной и научно-исследовательской деятельности кафедры огневой подготовки и т.п.;

д) систематический мониторинг, контроль динамики уровня освоения отдельных умений (действий, способов, приемов) в процессе самостоятельных тренировок;

е) периодическая оценка результатов самостоятельной тренировочной работы обучающихся. При определении оценки в качестве критериев следует

1 Холостой тренаж - производство выстрела без использования боевых патронов.

использовать нормативы, установленные для выполнения действия, которое подлежит оцениванию;

ж) соревнования между обучающимися в уровне владения умением (действием, приемом, способом) в форме имитации дуэли и т.д.

С помощью этих приемов должно осуществляться формирование личностного, ценностно-мотивационного компонента компетенции, отнесенной к сфере ответственности дисциплины Огневая подготовка.

Основным компонентом методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по огневой подготовке должно стать соответствующее практическое пособие, выполняющее роль самоучителя.

Структура пособия должна включать несколько частей:

I часть. Теоретические основы самостоятельной работы обучающихся по огневой подготовке, в том числе: обоснование необходимости и важности самостоятельной работы по огневой подготовке, описание системы самостоятельной работы, цели, задачи, принципы, формы организации и организационно-методические условия самостоятельной работы;

II часть. Практикум по формированию умений, который включает:

1. Комплекс заданий для самостоятельной отработки обучающимися отдельных умений (действий, приемов, способов) на основе выполнения системы соответствующих упражнений. Задания и упражнения должны быть систематизированы по сложности и структурированы с учетом последовательности отработки конкретного перечня умений (действий, приемов, способов), связанных с применением огнестрельного оружия в процессе решения задач профессионально-служебной деятельности, в том числе:

- осмотр оружия и боеприпасов к нему,

- порядок хранения и ношения оружия,

- извлечение оружия в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия,

- техника производства выстрела: изготовка (принятие положения для стрельбы, хват, приклад), прицеливание, обработка спуска, регуляция эмоционального состояния, дыхание, ориентация во времени,

- смена магазина из различных положений для стрельбы,

- устранение задержек при стрельбе,

- разряжение оружия,

- выполнение неполной разборки и сборки после нее пистолета Макарова и автомата Калашникова,

- самоанализ результатов стрельбы, умение выявлять ошибки и вносить своевременные коррективы,

- психофизические качества, влияющие на правильность производства точного выстрела и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Каждое задание необходимо сопровождать подробными методическими указаниями об алгоритмизированном порядке, технике выполнения конкретного умения (действия, приема, способа). Порядок, техника выполнения умения (действия, приема, способа) должны описываться по элементам и с объяснением, почему каждый элемент надо выполнять только в определенной последовательности и с соблюдением определенных требований.

Кроме того, в методические указания важно включить:

- описание возможных ошибок при выполнении каждого умения (действия, приема, способа) и объяснение, почему неприемлемы такие варианты его выполнения;

- допустимые варианты выполнения данного умения (действия, приема, способа) в зависимости от различных условий.

Это позволяет формировать умение (действие, прием, способ) на основе не механического, бездумного повторения, копирования, а осмысленного понимания оптимального порядка, техники выполнения умения (действия, приема, способа).

Важное условие, обеспечивающее правильное усвоение и закрепление обучающимися конкретного умения (действия, приема, способа) - наглядная демонстрация, показ оптимального варианта выполнения данного умения (действия, приема, способа). С учетом этого условия методические указания важно дополнить иллюстрациями, видеоприложением - комплектом видеосюжетов, наглядно дополняющих методические указания, в том числе демонстрирующих образец выполнения умения (действия, приема, способа) по элементам и в целом.

3. Другой важный элемент структуры практикума - план тренировочных занятий по освоению техники выполнения каждого умения (действия, приема, способа), который включает комплекс упраж-

нений для последовательной, поэтапной отработки каждого умения (действия, приема, способа), в том числе:

а) упражнения, предназначенные для воспроизведения порядка выполнения конкретного умения (действия, приема, способа) по элементам;

б) упражнения, предназначенные для воспроизведения порядка выполнения данного умения (действия, приема, способа) в целом;

в) упражнения, предназначенные для воспроизведения порядка выполнения данного умения (действия, приема, способа) в разных условиях, в том числе:

- на скорость,

- с ограничением по времени,

- в движении, с места, из различных положений,

- в различных климатических и погодных условиях,

- при разной освещенности и т.д.

Например: комплекс упражнений, предназначенных для отработки техники извлечение оружия в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия; комплекс упражнений, предназначенных для отработки техники смены магазина из различных положений для стрельбы; комплекс упражнений, предназначенных для отработки техники производства выстрела; комплекс упражнений, предназначенных для формирования психофизических качеств, влияющих на правильность производства точного выстрела и т.д.

Упражнения должны дифференцироваться по уровню сложности, чтобы обеспечивать последовательную, поэтапную отработку умений, а также учитывать индивидуальные способности обучающихся.

4. Следующий элемент структуры практикума - описание порядка, техники самоконтроля при выполнении упражнений, критерии достижения оптимального уровня освоения данного умения (действия, приема, способа) - нормативы.

Преподавательскому составу кафедры огневой подготовки важно осуществлять диагностику, периодический, поэтапный контроль и оценку результатов самостоятельной работы обучающихся Для проверки уровня овладения обучающимися умениями (действиями, приемами, способами), наряду с учебным оружием и другими средствами, целесо-

образно использовать имитаторы оружия, например: компьютерный стрелковый тренажер СКАТТ, оптико-электронный стрелковый тренажер «Поли-гон-1.01», электронные лазерные стрелковые тренажеры (ЭЛСТ), аналитические стрелковые тренажеры, лазерные и электронные тиры «Рубин» (при наличии) и др.

Успешное освоение обучающимися прочных знаний и умений по огневой подготовке создает основу для формирования соответствующих навыков профессионально-служебной деятельности - способности самостоятельно осуществлять профессионально-служебную деятельность в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, на основе комплексного применения полученных знаний и умений.

Характерные признаки сформированности навыков:

а) высокий уровень с амо стоятельно сти в решении профессиональных задач;

б) способность осуществлять оптимальный выбор действий, способов и приемов профессионально-служебной деятельности (умений), используемых для решения задач профессионально-служебной деятельности, в целях достижения наилучшего в данных условиях результата при меньших затратах времени, ресурсов и сил;

в) способность эффективно решать задачи профессионально-служебной деятельности в условиях высокой степени неопределенности, обеспечивая соответствие полученных результатов поставленным целям.

Перечень навыков, подлежащих освоению в процессе изучения дисциплины Огневая подготовка, устанавливается при определении планируемых образовательной организацией (кафедрой) результатов обучения по данной дисциплине. Этот перечень фиксируется в соответствующей рабочей учебной программе и должен быть соотнесен с установленными в ООП образовательной организации соответствующими индикаторами достижения компетенций (компетенции или части компетенции).

Формирование у обучающихся в ведомственных вузах не только умений, но и навыков огневой подготовки требует соответствующей тренинговой подготовки. Подобные тренинговые занятия основаны на выполнении обучающимися комплекса упражнений.

Содержание упражнений должно обеспечивать поэтапное, последовательное формирование у обучающихся способности самостоятельно решать задачи профессионально-служебной деятельности в условиях высокой степени неопределенности - от простого к сложному, от поэлементного к комплексному. В результате выполнения этих упражнений обучающиеся должны освоить типовую модель системного решения проблемных задач, в том числе способность:

- самостоятельно оценивать нестандартную ситуацию;

- оперативно принимать решение и определять порядок его реализации;

- контролировать и корректировать процесс реализации намеченных действий;

- анализировать и оценивать полученные результаты, причины отклонения от ожидаемых результатов, использовать полученный опыт с целью выработки оптимальных и эффективных решений для аналогичных ситуаций в последующей деятельности.

Каждый элемент данной модели должен отрабатываться на первоначальном этапе тренинговой подготовки в качестве самостоятельного умения. На последующем этапе должны реализовываться упражнения, предназначенные для формирования навыков решения различных типов задач профессионально-служебной деятельности на основе интегрированного использования полученных знаний и умений.

Важно понимать, что итог формирования навыков должен оцениваться не на уровне промежуточных результатов обучения по дисциплине, а на уровне индикаторов достижения компетенций. Так, обучение по огневой подготовке не должно ограничиваться формированием умений выполнять отдельные упражнения по огневой подготовке. Это не самоцель при подготовке сотрудников правоохранительных органов. Эти умения должны быть сформированы на предшествующем этапе обучения. На завершающем этапе обучения по дисциплине Огневая подготовка должна решаться задача формирования навыков, установленных в ООП образовательной организации в качестве индикаторов достижения компетенций, с учетом соответствующей ПООП. В качестве такого индикатора в ПООП установлен уровень сформированности у выпускников способности самостоятельно, тактически грамотно, эффективно и правомерно решать задачи професси-

онально-служебной деятельности в условиях высокой степени неопределенности, связанных с применением огнестрельного оружия.

При этом необходимо учитывать особенности профессионально-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел:

- многообразие ситуаций, связанных с применением огнестрельного оружия;

- экстремальный характер условий, в которых возникает необходимость применения огнестрельного оружия;

- жесткие ограничения по времени для эффективного применения огнестрельного оружия - реа-лизовывать основные компоненты модели системного решения возникающих проблемных задач сотрудник должен в течение нескольких секунд;

- правовые ограничения для применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел.

С учетом этих факторов сформировать у выпускников необходимые навыки самостоятельного, тактически грамотного, эффективного и правомерного решения задач профессионально-служебной деятельности в условиях высокой степени неопределенности, связанных с применением огнестрельного оружия, можно только на основе интенсивных и продолжительных тренировок. Поэтому на осуществление завершающего этапа обучения по огневой подготовке, на формирование указанных навыков необходимо отводить достаточный объем учебного времени. К сожалению, действующие программы по Огневой подготовке не предусматривают реализацию данной концепции. Если в процессе обучения и используются элементы тактической подготовки, практической стрельбы, то, как правило, фрагментарно. Но фрагментарные занятия не эффективны, не могут обеспечить полноценное решение такой сложной задачи.

Представляется, что формированию навыков практической стрельбы, тактических навыков профессионально-служебной деятельности в различных ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия, должен быть посвящен отдельный раздел программы, завершающий процесс обучения по дисциплине Огневая подготовка. Учебные занятия этого раздела должны обеспечивать, по преимуществу, деятельностную подготовку - отра-

ботку упражнений, предназначенных для формирования данных навыков.

Начальный этап выработки у обучающихся навыков практической стрельбы предполагает формирование у них представления о порядке правомерного и эффективного применения табельного оружия в различных ситуациях профессионально-служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Для полноценного организационно-методического обеспечения аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся на этом этапе целесообразна разработка еще одной части рассмотренного выше практического пособия по огневой подготовке.

III часть. Практикум по формированию навыков - сборник упражнений по решению ситуационных задач.

Задачи (задания) целесообразно сгруппировать:

а) по различным аспектам формирования навыков, например:

- тактика правомерных действий сотрудника в различных условиях и ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия - оценка ситуации и принятие решения в соответствии с правовыми основами применения оружия;

- тактика обеспечения личной безопасности вооруженного сотрудника;

- тактика обеспечения безопасности граждан и т.д.

б) по уровню сложности, чтобы обеспечивать последовательную, поэтапную отработку различных аспектов формирования навыков, а также учитывать индивидуальные способности обучающихся.

Этот комплекс упражнений должен обеспечивать:

а) формирование у обучающихся представления о порядке правомерного и эффективного применения огнестрельного оружия в различных ситуациях и условиях профессионально-служебной деятельности;

б) развитие тактического мышления, способности адекватно и оперативно оценивать ситуацию, принимать осмысленное решение с учетом оценки всех факторов и условий, в том числе:

- упражнения, предназначенные для формирования и закрепления у обучающихся алгоритма оценки ситуации и оперативного принятия реше-

ния о правомерном и эффективном применении огнестрельного оружия в типичных ситуациях с учетом нормативных правовых требований и ограничений;

- упражнения, предназначенные для формирования и закрепления у обучающихся способности самостоятельно принимать оперативные решение о порядке правомерного и эффективного применения огнестрельного оружия в различных нестандартных ситуациях, в сложных, экстремальных условиях на основе всесторонней оценки всех факторов.

При разработке фабул задач необходимо опираться на статистические данные о применении сотрудниками органов внутренних дел огнестрельного оружия, использовать информацию о реальных фактах применения оружия сотрудниками различных функциональных подразделений органов внутренних дел.

Третья часть пособия должна начинаться с входного контроля в форме тестовых заданий, предназначенных для самоконтроля обучающимися уровня владения знаниями, необходимыми для формирования навыков, в том числе: правовыми основами применения оружия, соответствующими гарантиями и ограничениями. Оптимально использовать для проведения самоконтроля соответствующую контрольно-обучающую компьютерную программу.

Фабулы заданий для упражнений, составляющих основу самостоятельной работы обучающихся по формированию тактических навыков, целесообразно дополнять наглядными материалами - схемами, иллюстрациями, видеосюжетами.

При подготовке к конкретному аудиторному занятию обучающиеся должны в соответствии с заданием самостоятельно решить определенное количество задач, упражнений из данного практикума. На занятии целесообразно проводить разбор вариантов решений проблемных задач, предложенных обучающимися, с целью коллективной выработки оптимального решения. Особенно важно проводить глубокий анализ ошибочных решений. Это позволяет добиваться не только прочного запоминания, но и более осмысленного понимания обучающимися обоснования правильного варианта (вариантов) порядка действий в различных условиях, связанных с применением огнестрельного оружия.

На этом этапе обучающиеся должны усвоить порядок осуществления профессионально-служебной деятельности в различных ситуациях и условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, пройти тренировки по оперативному принятию решения в подобных ситуациях с ограничением по времени.

Таким образом создается основа для формирования навыков в виде еще двух необходимых компонентов соответствующей компетенции (наряду с личностным, мотивационным компонентом):

а) когнитивный, знаниевый - знаю и понимаю, что нужно делать и как нужно делать в соответствии с правовыми и тактическими основами;

б) операционно-технологический - умею:

- оперативно оценивать ситуацию и выбирать оптимальный и эффективный порядок действий;

- в соответствии с нормативом извлекать оружие в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия;

- применять оружие с соблюдением техники производства выстрела;

- в соответствии с нормативом сменять магазин, устранять задержки при стрельбе и т.д.

На последующих занятиях обучающиеся приступают к тренировкам в правомерном и эффективном применении оружия на основе интеграции полученных знаний и умений. Практические занятия проводятся в виде имитации различных условий и ситуаций профессионально-служебной деятельности, связанной с применением огнестрельного оружия. Цель данных занятий - формирование следующего компонента соответствующей компетенции -деятельностного (навыков самостоятельного, тактически грамотного, эффективного и правомерного решения задач профессионально-служебной деятельности в условиях высокой степени неопределенности, связанных с применением огнестрельного оружия). Занятия проводятся в тире, на стрельбище, на тактическом полигоне первоначально с использованием электронных тренажеров, тиров (при наличии) и других имитаторов оружия, на завершающем этапе - с использованием табельного оружия.

При проведении промежуточной аттестации по огневой подготовке типовая процедура итогового экзамена предусматривает две части:

1. Теоретическая часть - проводится, как правило, в форме тестирования с целью проверки знаний (меры безопасности при обращении с оружием, материальная часть оружия и его тактико-технические характеристики, действия сотрудников по подаваемым командам и т.д.);

2. Практическая часть - проводится в виде выполнения одного из нормативов и одного из упражнений стрельб.

Такая модель промежуточной аттестации ориентирована на контроль и оценку знаний и умений, то есть промежуточных результатов обучения по дисциплине Огневая подготовка. При таком подходе вне контроля и оценки остаются конечные результаты обучения, которые должны планироваться образовательной организацией в соответствии с ФГОС ВО и с учетом соответствующей ПООП, а именно:

- уровень сформированности профессиональных навыков - способность выпускников самостоятельно применять интегрированные профессиональные знания и умения в целях комплексного решения задач профессионально-служебной деятельности в меняющихся условиях высокой степени неопределенности, связанных с применением оружия;

- уровень сформированности компетенций (компетенции, части компетенции).

Дисциплина Огневая подготовка ответственна за формирование части компетенции из группы «Правоохранительные компетенции»: «Способен осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять и использовать табельное оружие ... обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач».

Очевидно, что используемая в настоящее время модель промежуточной аттестации не обеспечивает диагностику, контроль и оценку уровня сформиро-ванности у обучающихся навыков профессионально-служебной деятельности в ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия и достижения соответствующей части указанной компетенции. Поэтому при обучении огневой подготовке формирование навыков практической стрельбы, тактических навыков решения задач профессионально-служебной деятельности с применением оружия, как правило, не осуществляется или осуществляется фраг-

ментарно. И в этой части подготовка выпускников оказывается незавершенной. Как следствие - непрофессиональные действия с оружием, что приводит к ранениям и даже гибели сотрудников и иных лиц, а чаще - отказ от применения оружия из-за опасения негативных последствий для сотрудника.

Рассмотренная в данной статье методическая модель реализации дисциплины Огневая подготовка, по нашему убеждению, позволяет успешно решить эту проблему.

Особенности организации образовательного процесса в связи с эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации в 2020 году, переход на дистанционную форму обучения создали проблемы с реализацией в ведомственных образовательных организациях практической части курса огневой подготовки. При всех издержках, связанных с невозможностью проводить контактные занятия, в том числе практические стрельбы в тире или на стрельбище, наличие эффективной системы организации самостоятельной работы обучающахся позволяет образовательной организации, осуществлять учебный процесс не только в части теоретических разделов программы, но и в отношении формирования практических умений и навыков.

Литература

1. Жевлакович С.С. Ведомственная многоуровневая система непрерывного профессионального образования, обучения сотрудников органов внутренних дел: структура, место в подготовке кадров для органов внутренних дел, проблемы модернизации: монография. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. С. 244-249.

2. Жевлакович С.С. Системное моделирование образовательного процесса в условиях реализации компетентностного подхода к осуществлению профессионального образования: учебное пособие / С.С. Жевлакович. М. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. 49 с.

3. Полянский В.П., Говорова А.А., Мышенкова Ю.Ю., Буданцева К.А. Регуляция эмоционального состояния при стрельбе из боевого оружия. В сборнике: Совершенствование системы профессиональной подготовки сотрудников ОВД в современных условиях Материалы круглого стола. 2017. С. 29-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.