ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет"
(г. Москва)
УДК 351.74:351.753.3
Semenov V.V., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Barnaul Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia)
Medvedev I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia)
Andrianov A.S., senior teacher, Barnaul Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
PROSPECTS AND THE DIRECTION OF CHANGES IN THE INSTRUCTION ON THE ORGANIZATION OF FIRE TRAINING IN OVD THE RUSSIAN FEDERATION AND CONDITIONS OF USE OF FIREARMS BY POLICE OFFICERS. The paper mentions an ongoing reform of the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the content and structure of vocational training, which is the basis of the rights and duties of each police officer, as well as the content of the competencies acquired in the course of official duties. Organizational and staff reforming of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation leads to changes in the vocational education system, which serve as the basis for changing the regulatory legal framework of the discipline "Fire training" and the structure of the educational discipline, which leads to changes in statistics related to quantitative and qualitative indicators of the use of firearms in practical divisions. The authors discuss the role of distance learning technologies in the implementation of the goals and objectives of firepower training.
Key words: state of fire training, handling of weapons, use of firearms, stages of training in fire training, state of professional training, regulatory framework for fire training, distance educational technologies.
В.В. Семенов, канд. техн. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул
И.В. Медведев, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул
А.С. Андрианов, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ НАСТАВЛЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОВД РФ И УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ
В настоящее время продолжается реформирование системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, содержания и структуры профессиональной подготовки, являющейся основой знаний прав и обязанностей каждого сотрудника полиции, а также содержания компетенций, приобретаемых им в процессе исполнения служебных обязанностей. Организационно-штатное реформирование Министерства внутренних дел Российской Федерации привело к изменениям системы профессионального образования и послужило основой изменения нормативной правовой базы дисциплины «Огневая подготовка» и структуры образовательной дисциплины, что стало причиной изменения статистики, связанной с количественными и качественными показателями применения огнестрельного оружия в практических подразделениях; роли дистанционных образовательных технологий в реализации целей и задач огневой подготовки.
Ключевые слова: состояние огневой подготовки; обращение с оружием; применение огнестрельного оружия; этапы огневой подготовки, состояние профессиональной подготовки, нормативная правовая база огневой подготовки, дистанционные образовательные технологии.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает структуру системы образования (глава 2, ст. 10), в соответствие с которой осуществляется и профессиональное образование в системе МВД России. Содержание профильного профессионального образования системы МВД России отражает внутриведомственный нормативный правовой документ: приказ МВД России от 05.05.2018 № 275 «Об утверждении порядка подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», в котором определяются основные образовательные этапы и их содержание, требования к уровню профессионального образования в МВД России и критерии его оценки. Постоянные изменения последнего документа вызваны необходимостью приводить в соответствие как с изменениями в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», так и изменениями в содержании и требований к уровню и качеству профильного профессионального образования, обусловленных внутриведомственными правовыми документами. Так, приказ МВД России «Об утверждении порядка подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» менялся на протяжении последних 8 лет ежегодно.
Наставление по организации огневой подготовки в ОВД Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 23.11.2017 № 880, определяет
структуру организации и проведения занятий по огневой подготовке, содержание теоретического раздела, нормативы и упражнения стрельб, является одним из основных внутриведомственных нормативных правовых документов, регламентирующих огневую подготовку в МВД России. Требования к уровню и качественным показателям профессиональной подготовки в ОВД на всех образовательных этапах определяются упомянутым выше приказом МВД России «Об утверждении порядка подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», поэтому для образовательной дисциплины «Огневая подготовка» оба документа являют собой одно целое. Критерии оценки огневой подготовленности сотрудников ОВД претерпели существенные изменения: порог оценки «удовлетворительно» при выполнении контрольных упражнений стрельб с 75% снижен до 50% (действительность стрельбы), количество контрольных упражнений стрельб для пистолета уменьшено с 6 до 4, а для сотрудников из числа постоянного состава образовательных организаций МВД России (новая должностная категория) количество контрольных упражнений составляет ещё меньше - 3.
В контрольных упражнениях стрельб для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России также можно констатировать исчезновение сложнокоординационных упражнений, предполагающих последовательное пере-
движение между рубежами, стрельбу со сменой магазина, из-за укрытия, из различных положений, все контрольные упражнения стрельб выполняются с места. Основываясь на данных выводах, можно говорить об общей тенденции снижения требований к уровню огневой подготовленности для всех категорий обучающихся на образовательных этапах МВД России. Положительным в приказе МВД России от 05.05.2018 № 275 стало выделение основного критерия из всех принятых в оценке огневой подготовленности сотрудников ОВД - выполнение практического упражнения стрельб - в отличие от предыдущего главного критерия - знания теоретического раздела огневой подготовки. (Наставление по организации огневой подготовки в ОВД РФ, утвержденное приказом МВД России от 13.11.2012 № 1030дсп), что, несомненно, является положительным фактором, возвращающим приоритет в общей оценке практическим умениям и навыкам (как это было в Наставлении по огневой подготовке в ОВД РФ, утвержденном приказом МВД России от 11.09.2000 № 955).
Однако умение выполнять нормативы с оружием перестало быть обязательным критерием в оценке качества сформированных владений огнестрельным оружием сотрудников ОВД, что само по себе является отрицательным фактом, тем более, что в условиях реализации профессиональной служебной и физической подготовки в практических подразделениях умение выполнять нормативы с оружием является действенным средством, способствующим поддержанию сформированного навыка владения оружием. Какие причины лежат в основе данных изменений, способствующих снижению огневой подготовленности, с какими обстоятельствами связаны принимаемые меры и к каким результатам они могут привести профессиональную подготовку сотрудников Министерства органов внутренних дел в ближайшее время и в долгосрочной перспективе?
Изменение организационно-штатного расписания, выразившееся в переходе внутренних войск, подразделений специального назначения, подразделений лицензионно-разрешительной работы, вневедомственной охраны из подчинения МВД России в войска Национальной гвардии Российской Федерации, послужило основанием для внесения изменений в нормативную правовую базу, регламентирующую организацию огневой подготовки в подразделениях МВД России. Так, в Наставлении по организации огневой подготовки упразднен курс стрельб для подразделений специального назначения. Таким образом, из подчинения МВД России выведены наиболее боеспособные подразделения, которые готовы решать задачи силового пресечения действий преступников или сопровождения оперативных мероприятий, а вместе с ними исчезли и данные задачи. Объективной стороной принимаемых в процессе реформирования МВД организационных решений является статистика, отражающая количество раненых и погибших сотрудников МВД России при исполнении служебных обязанностей.
Анализируя эти данные, полученные из открытых информационных ресурсов, таких как Интернет, различных печатных изданий, информацию по результатам заседаний коллегий МВД России, можно говорить о значительной и устойчивой тенденции к снижению подобных случаев на протяжении последних нескольких лет. Так, при исполнении служебных обязанностей в 2013 г. погибло более 150 сотрудников, в 2015 г - 108 сотрудников, в 2016 г. - 93 сотрудника, в 2017 г. - 28 сотрудников, в 2018 г. - 37. Однако недостаточно говорить о количественном показателе как о главном и единственном, важно выяснить качество причин и условий, позволивших этим случаям произойти. Конечно, помимо организационно-штатных причин изменений в МВД России (изменение качественного состава обязанностей, требующих от сотрудников МВД России применения огнестрельного оружия) свой позитивный вклад в снижение количества гибнущих сотрудников внесла и новая нормативная база, регламентирующая все аспекты обучения огневой подготовки к применению огнестрельного оружия сотрудниками ОВД [1].
Вместе с тем снижение требований к огневой подготовленности явно не способствует напрямую снижению количества сотрудников, гибнущих от рук преступников, скорее, наоборот. В долгосрочной перспективе такая тенденция приведет к снижению эффективности применения огнестрельного оружия, как следствие - увеличение гибнущих при исполнении служебных обязанностей сотрудников. В настоящий момент фактом является систематическое снижение абсолютного количества ежегодно гибнущих сотрудников ОВД, детерминированное изменением решаемых подразделениями МВД задач, перераспределением полномочий и частичным их делегированием вновь созданной структуре Росгвардии, а вместе с этим - снижением вероятности применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции.
Это при том, что и до вышеперечисленных изменений наблюдались негативные процессы, связанные с неготовностью сотрудников к применению огнестрельного оружия по различным причинам: незнание правовой стороны применения огнестрельного оружия; неуверенность в последствиях применения; психологическая неготовность к процедуре применения средств принуждения; существующее устоявшееся мнение в органах внутренних дел о незащищенности сотрудника ОВД, применившего огнестрельное оружие и попавшего в ситуацию необходимости самостоятельной судебной защиты. Закрепление этих положений с указанным вопросом в нормативной базе огневой подготовки приведет в долгосрочной перспективе к снижению мотивации со стороны обуча-
ющихся, главным аргументом для оправдания неустойчивых навыков владения будет невысокая частота применения огнестрельного оружия на практике некоторыми должностными категориями (дознаватели, следователи), а также существенное снижение случаев ранений и гибели сотрудников органов внутренних дел [2].
Очень актуальный аспект вопроса, связанный с возможностью проведения практических занятий по огневой подготовке в контактной форме, поднимает ситуация, возникшая с пандемией коронавируса СШИ>19, которая явилась причиной перевода образовательного процесса на дистанционную (бесконтактную) форму в образовательных организациях МВД России. Таким образом, с марта по июль 2020 г., то есть почти весь второй семестр 2019 - 2020 учебного года, образовательный процесс в Барнаульском юридическом институте МВД России проводился именно в такой форме. Анализ опыта организации и проведения образовательного процесса по огневой подготовке у курсантов и слушателей ФПСПиС и ФПП позволяет сделать определенные выводы о применимости дистанционных образовательных технологий для решения задач профессиональной подготовки, опирающейся не только на теоретические знания, но и позволяющей эти знания трансформировать в образующиеся умения и навыки в процессе исполнения служебных задач в практической деятельности.
Так, несомненным достоинством использования СДОТ в образовательном процессе огневой подготовке стала разработка и переработка учебно-методического сопровождения дисциплин кафедры, используемого при бесконтактной форме проведения занятий в системе Moodle, упорядочение этого сопровождения, структурирование контента в соответствие с тематикой учебной дисциплины для обучающихся на различных факультетах института. Разработаны и переработаны тематические тестовые задания по огневой подготовке, а также тестовые задания для проведения промежуточной аттестации обучающихся на различных факультетах института. В то же время теоретические знания по дисциплине - только первый этап к приобретению тех профессиональных компетенций, которые позволяют применять правомерно, эффективно и безопасно средства принуждения, обеспечивающие пресечение противоправных или преступных деяний [3].
В дисциплине «Огневая подготовка» таким средством пресечения является применение огнестрельного оружия лично или в составе подразделения. Структура учебной дисциплины состоит из трех последовательно связанных между совой этапов подготовки: первоначальная, базовая и тактико-техническая. Не овладев первым этапом, невозможно перейти к следующим: такова логика любой дисциплины, где требуется формирование практических умений и навыков у обучающегося. По этой причине дистанционные образовательные технологии позволяют создать основу теоретических знаний, соответствующих первому этапу обучения по огневой подготовке, для всех последующих требуется материально-техническая база, позволяющая приступить к формированию двигательной модели, необходимой при применении огнестрельного оружия, что возможно только в процессе контактной формы занятий.
По сути, это тренировочный процесс, в ходе которого решаются образовательные задачи, соответствующие конкретному этапу обучения огневой подготовки: ведь уже на первоначальном этапе предполагаются практические занятия, связанные с формированием основы указанной модели, которая в дальнейшем усложняется и трансформируется так, чтобы выпускник ведомственной образовательной организации соответствовал предъявляемым требованиям в части профессиональной пригодности к действиям, связанным с применением огнестрельного оружия в практической деятельности. Особенно недостаточная практическая направленность занятий по огневой подготовке, проводимых в дистанционной форме, сказывается на обучающихся факультета профессиональной подготовки, где и так сжатые сроки обучения и вообще остро стоит вопрос о инновационных образовательных технологиях, которые были бы способны обеспечить потребности образовательного процесса, проводимого в контактной классической форме.
Пройдет некоторое время, и выпускники ФПП профильных вузов МВД России будут демонстрировать приобретенные профессиональные компетенции на практических занятиях в рамках профессиональной служебной и физической подготовки в подразделениях территориальных органов. В случае получения ими неудовлетворительных оценок эта информация быстро дойдет до образовательных организаций, что будет подтверждением высказанных предположений по использованию в образовательном процессе одной лишь бесконтактной форме проведения практических занятий. На фоне вышеуказанных проблем образовательного процесса по огневой подготовке его перевод на бесконтактную форму может привести, как следствие, к неспособности выпускников профильных образовательных организаций к применению не только огнестрельного оружия, но и других средств принуждения, находящихся в распоряжении сотрудника полиции [4].
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что происходящие изменения в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел не должны приводить к упрощению образовательного процесса, тех целей и задач, которые позволяют сотруднику полиции эффективно и правомерно применять вверенные ему средства принуждения, решать задачи по предупреждению и пресечению противоправных и преступных деяний.
Библиографический список
1. Семёнов В.В., Медведев М.В. К вопросу использования имитационных средств обучения на занятиях по огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул: БЮИ МВД России, 2019: 149 - 150.
2. Андрианов А.С., Медведев М.В., Семёнов В.В. Подготовка полицейских к применению огнестрельного оружия в условиях силового противодействия правонарушителей. Проблемы современного педагогического образования. 2018; Выпуск 58, Ч. 2: 160 - 164.
3. Семёнов В.В., Моисеенко А.А., Никифоров П.В. Сравнительный анализ Наставлений по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: материалы конференции. Орел, 2018: 87 - 92.
4. Семёнов В.В., Медведев М.В., Андрианов А.С. Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции, как крайней меры государственного принуждения. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул: БЮИ МВД России, 2018: 285 - 287.
References
1. Semenov V.V., Medvedev M.V. K voprosu ispol'zovaniya imitacionnyh sredstv obucheniya na zanyatiyah po ognevoj podgotovke sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: BYuI MVD Rossii, 2019: 149 - 150.
2. Andrianov A.S., Medvedev M.V., Semenov V.V. Podgotovka policejskih k primeneniyu ognestrel'nogo oruzhiya v usloviyah silovogo protivodejstviya pravonarushitelej. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; Vypusk 58, Ch. 2: 160 - 164.
3. Semenov V.V., Moiseenko A.A., Nikiforov P.V. Sravnitel'nyj analiz Nastavlenij po organizacii ognevoj podgotovki v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Sovershenstvovanie ognevoj i taktiko-special'noj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: materialy konferencii. Orel, 2018: 87 - 92.
4. Semenov V.V., Medvedev M.V., Andrianov A.S. Primenenie ognestrel'nogo oruzhiya sotrudnikami policii, kak krajnej mery gosudarstvennogo prinuzhdeniya. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: BYuI MVD Rossii, 2018: 285 - 287.
Статья поступила в редакцию 20.10.20
УДК 37.015.31
Arskieva Z.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
HUMANISTIC ORIENTATION AS ONE OF THE COMPONENTS OF PEDAGOGICAL OPTIMISM. In the paper the researcher considers theoretical aspects that contribute to pedagogical optimism. In the course of empirical research, the author considers one of the components inherent in pedagogical optimism as a humanistic orientation in the work of a teacher. The results of the study confirm that this component of the humanistic orientation can be developed among future teachers as one of the structural components of pedagogical optimism. In the course of the study the researcher analyzes the development of a humanistic orientation in future teachers of bachelors majoring in pedagogy. The paper shows how to organize a control and experimental group, where the experimental group underwent the development of a humanistic orientation, based on the model that was developed in this research. The results for the experimental group confirms the effectiveness of this model.
Key words: humanity, pedagogical optimism, social and spiritual changes.
З.А. Арскиева, канд. пед. наук, ст. преп., Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПТИМИЗМА
В данной работе автор рассматривает теоретические аспекты, способствующие педагогическому оптимизму. Далее в ходе эмпирических исследований изучается один из компонентов, присущих педагогическому оптимизму, - гуманистическая направленность в деятельности педагога. Полученные результаты подтверждают, что его можно развить у будущих педагогов как один из структурных компонентов педагогического оптимизма. Проанализировано развитие гуманистической направленности у бакалавров - будущих педагогов, на основании чего автором были организованы контрольная и экспериментальная группы, где экспериментальная группа подверглась процессу развития гуманистической направленности на основе разработанной нами модели. Итоговые результаты работы в экспериментальной группе свидетельствуют об эффективности применения данной модели.
Ключевые слова: гуманность, педагогический оптимизм, социальные и духовные изменения.
Современное российское общество претерпевает социальные и духовные изменения, затронувшие всю систему образования. Однако приходится наблюдать в системе обучения и воспитания направленность принудительного характера, побуждающую к процессу освоения необходимых навыков и способов овладения нужным материалом. Систематические замечания и высказывания недовольства со стороны педагогов и родителей влекут за собой целый шлейф негативных последствий: часто подвергаясь критике, дети с ранних лет приучаются находить в себе только негативные черты и не видят свои сильные стороны, возможные успехи, теряя в них веру. По мнению М. Зелигмана, этим мы, взрослые, противостоим детскому оптимизму [1].
Учитывая все вышеизложенное, мы остановились на мысли, что педагогический аспект исследования оптимизма является актуальным.
В рамках данной проблемы мы провели ряд эмпирических исследований, рассматривая теоретическую основу, а также и ее практическую составляющую. Исследование проводилось в изучении ряд аспектов, которые, на наш взгляд, составляют основу педагогического оптимизма: коммуникативность, чувство юмора и гуманность [2].
Основой теоретического исследования педагогического оптимизма для нас послужила деятельность советских и зарубежный педагогов, психологов и философов: А.С. Макаренко, К. Роджерс, М. Зелигман, А.С. Белкин, В Леви.
Педагогический оптимизм Макаренко А.С. рассматривал как форму общественного мнения, способного создать имидж и репутацию человека. Мнение Макаренко А.С. и К. Роджерса имеют сходство именно в том, что человек, занятый повседневными заботами и разрешением своих насущных проблем, теряется в этой рутине, и вряд ли можно узреть в нем что-то хорошее [3]. Поэтому «хорошее в человеке приходится всегда проектировать, создавая благоприятные педагогические условия». Зелигман в своих утверждениях противостоит мнению
К. Роджерса, без сомнения утверждая о врожденном происхождении оптимизма. Доказательной основой для него является обоснование, что личность, противоборствуя жизненным невзгодам, преодолевая при этом все трудности на пути, проявляет и воспитывает в себе дух оптимизма [4]. Современные педагоги Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкина ставят перед собой задачи относительно того, как можно добиться, чтобы не принуждать ребенка к обучению, а развивать желание приобретать знания самому, но при этом создавая ему соответствующие условия [5].
О методах воспитания потребности учиться путем самоподкрепления мы можем найти у М. Зелигмана и В. Ромека, где данный метод широко рассматривался в рамках когнитивной поведенческой психотерапии, но не получил должного распространения в педагогической практике [6].
Опираясь на позитивную психологию и гуманистическую психологию, теоретические основы академического оптимизма находятся под влиянием социально-когнитивного исследования и самоэффективности. Концепция оптимизма означает, что положительные убеждения имеют большую ценность, чем отрицательные. Позитивная психология основана на мнении, что качество нашей жизни зависит как от того, что мы делаем, так и от того, как мы переживаем то, что делаем. Теория позитивной психологии относится к психологическому состоянию как к психическому состоянию человека. Позитивное состояние определяется как состояние, связанное с активными позициями и мотивацией, а негативное - с отсутствием таковых. Важно наличие у преподавателя знаний, навыков и стремлений в отношении роста студентов. В этом случае они более сосредоточены и мотивированы на достижении высоких результатов в обучении студента.
Оптимизм является важной составляющей в деятельности педагога, которая способствует эффективности, ощущению возможного. Оптимизм влечет за собой размышления о будущем, это положительная эмоция, положительная