УДК 623.51
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ANALYSIS OF LEVEL OF FIRE TRAINING IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Черменев Денис Александрович,
доцент кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук
Толстихин Александр Николаевич,
доцент кафедры специальной подготовки Восточно-Сибирского института МВД России (г. Иркутск)
Ключевые слова:
огневая подготовка, организация занятий, служебная подготовка, органы внутренних дел.
В статье представлен анализ организации огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, определены основные профессиональные качества сотрудников, выделены критерии знаний, умений и навыков при обращении с табельным оружием.
Keywords:
fire training, organization of practical instructions, service training, internal affairs bodies.
The article presents the analysis of the organization of fire training officers of Russia, identifies the main professionally important qualities of police officers include identified criteria knowledge and skills in handling a service weapon.
Высокие требования к профессионально важным качествам сотрудников ОВД, их навыкам и умению владеть оружием обусловлены сложностью задач, решаемых ими в условиях изменяющейся криминогенной и политической обстановки в стране, возрастающими физическими, моральными и психологическими нагрузками. В связи с этим особое значение приобретает качественная огневая подготовка сотрудников полиции.
В настоящее время огневая подготовка в подразделениях организуется на основании приказа МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 «Об утверждении наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской федерации» (далее - Наставление).
По данным ДГСК МВД России в 2017 г. состояние организации профессиональной служебной и физической подготовки ОВД характеризуется показателями обеспеченности собственной учебно-материальной базой территориальных органов МВД России на районном уровне, которая составляет:
1) учебные классы - 89,2%;
2) тиры - 33,6%;
3) спортивные залы - 17%;
4) сотрудники (специалисты) профессиональной подготовки - 28%.
В ходе инспектирования в 2017 г. из 15 проверенных территориальных органов МВД России на региональном уровне по профессиональной служебной и физической подготовке 14 оценены «неудовлетворительно». В ходе проверок установлено, что из 28 575 сотрудников территориальных органов МВД России неудовлетворительные оценки по огневой подготовке получили 10 989 человек.
Так как сотрудники ОВД в полной мере не обладают необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, у них определяется низкий уровень профессиональной подготовленности, что негативно сказывается на выполнении служебных обязанностей. Сотрудниками допускаются грубые ошибки при обращении с табельным оружием. Не соблюдение мер личной безопасности в сочетании с отсутствием специалистов и современной учебно-материальной базы по профессиональной служебной и физической подготовке, приводит к серьезным чрезвычайным происшествиям, в том числе потерям среди личного состава.
Только в результате неумелого (неосторожного) обращения с оружием вне огневого и физического контакта с правонарушителями в 2017 г. погиб один, получили огнестрельные ранения 10 сотрудников.
Огневая подготовка - один из основных разделов в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. Она направлена на обучение личного состава применению оружия на поражение различных целей и включает в себя изучение материальной части оружия; баллистики, правил и приемов стрельбы; навыки ведения меткого огня из табельного оружия.
Важными факторами огневой подготовки являются:
- состояние материально-технической базы;
- оснащение практических занятий необходимым оружием и боеприпасами, инвентарем и оборудованием;
- наличие современной научно-обоснованной методики преподавания данной дисциплины.
Одной из причин неудовлетворительного обучения сотрудников в системе профессиональной служебной и физической подготовки является отсутствие современных средств обучения личного состава, а также целенаправленной работы по расширению и укреплению учебной материально-технической базы в территориальных органах МВД России. Это негативно влияет на организацию, содержание и методику обучения в системе профессиональной, служебной и физической подготовки.
Многие территориальные органы МВД России на различных уровнях вообще не имеют штатных инспекторов (инструкторов) по огневой и физической подготовке. Нередко их обязанности по организации обучения по месту службы возлагаются на сотрудников различных должностных категорий, не имеющих соответствующей квалификации и подготовки.
Специалисты, проводящие исследования в области боевой подготовки сотрудников ОВД, отмечают, что существующая система организации и управления специальной, боевой и физической подготовкой в органах внутренних дел, ее организаторско-штатное обеспечение не в полной мере отвечают современным требованиям, предъявляемым к сотрудникам ОВД [1, с. 44-45].
Одним из основных факторов профессиональной подготовленности инструкторов является личный высокий уровень огневой подготовленности. От уровня методической подготовленности специалиста, организующего огневую подготовку в подразделении ОВД, зависит качество проведения занятий, на которых он должен вести работу по формированию у сотрудников знаний, умений и навыков по умелому обращению с табельным оружием.
Экстремальными условиями, в которых приходится работать сотрудникам полиции, продиктованы повышенные требования к боевой подготовке. Острая нехватка специалистов, владеющих в комплексе оружием, тактикой и педагогическими навыками, отсутствие необходимой материальной базы приводят к тому, что учебные задачи носят упрощенный характер. В результате сложившихся факторов моделируются ситуации служебной деятельности, не всегда отражающие характер реальных действий при вооруженном столкновении с преступниками.
В большинстве случаев занятия по огневой подготовке в подразделениях ОВД проводятся без должного контроля со стороны руководства, осуществляется путем выполнения одного из стрелковых упражнений в соответствии
с Наставлением по огневой подготовке. Однако проводимые упражнения не всегда отражают специфику выполнения реальных оперативно-служебных задач сотрудниками ОВД, что косвенно является одной из причин слабой огневой подготовленности сотрудников полиции.
В последние годы огневая подготовка как обязательный вид профессиональной подготовки сотрудников полиции претерпевает изменения под влиянием роста экстремальности в деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Сотрудникам по-прежнему оказывают сопротивление, число преступлений, связанных с посягательством на жизнь сотрудников органов внутренних дел, не уменьшается [3].
В этих условиях необходимо повышать уровень профессионализма сотрудников ОВД. При выполнении обязанностей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью сотрудникам полиции приходится осуществлять пресечение преступлений, административных правонарушений и задерживать лиц, их совершивших.
При задержании правонарушителей сотрудникам приходится применять и использовать физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
Каждый год в аналитических материалах инспекторских проверок ДГСК МВД России отмечается, что при исполнении служебных обязанностей сотрудники погибают и получают ранения, утрачивают табельное оружие.
Чтобы качественно повысить уровень работы сотрудников полиции, необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки в рамках служебной подготовки.
Практика деятельности сотрудников органов внутренних дел показывает, что качественное выполнение оперативно-служебных задач по пресечению преступных действий зависит в первую очередь от психологических качеств, высокой физической подготовленности сотрудников, умения сотрудников в совершенстве владеть табельным оружием и уверенно применять и использовать его в сложной и меняющейся оперативной обстановке.
Зачастую сотрудники полиции недостаточно квалифицированно и эффективно применяют приемы рукопашного боя и табельное оружие при задержании преступников. Данные факты приводят к невыполнению поставленной задачи и к реальной угрозе жизни сотрудников полиции. Но особенно важно то, что неумелое применение оружия подвергает опасности жизнь и здоровье граждан, которые могут находиться в местах проведения оперативных мероприятий.
В своих нормативных документах Министерство внутренних дел РФ неоднократно выражало серьезную обеспокоенность неудовлетворительным уровнем огневой подготовки личного состава.
Анализ статистических данных о количестве пострадавших сотрудников полиции позволяет выделить условия и обстоятельства, при которых произошла гибель или ранение сотрудника при исполнении служебных обязанностей. Самые значимые из них: слабый уровень огневой и физической подготовки; недостаточная организация и проведение мероприятий по задержанию преступников; слабое знание нормативных актов, регламентирующих применение оружия.
В то же время готовность личного состава к несению службы с оружием и его правильному применению в современных условиях должна быть обеспечена системой, предусматривающей высокую профессиональную подготовку и воспитание необходимых морально-волевых качеств сотрудников.
Приказом МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 регламентировано, что профессиональная, служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудников в целях совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Формирование профессионально значимых физических качеств и двигательных навыков осуществляется специфическими средствами профессионально-прикладной физической подготовки. Под профессионально-прикладной физической подготовкой понимается специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями профессии сотрудника ОВД.
Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел направлена на формирование служебно-прикладных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), технической и тактической готовности к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
В теории профессионально-прикладной физической подготовки процесс, направленный на формирование рациональных приемов решения задач, возникающих в процессе физической деятельности, и развитие специальных способностей, определяющих эффективность решения этих задач, называется технико-тактической подготовкой.
Профессиональная подготовка в органах внутренних дел в соответствии с приказом МВД России от 8 октября 2002 г. № 965 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел» организуется в виде специального первоначального обучения, обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования МВД России, повышения квалификации и переподготовки, обучения в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая подготовка).
В соответствиии с Наставлением основными задачами являются:
- организация огневой подготовки в подразделениях органов внутренних дел;
- формирование у сотрудников устойчивых навыков обращения с огнестрельным оружием, состоящим на вооружении органов внутренних дел;
- обеспечение готовности сотрудников к действиям с оружием в различных ситуациях служебной деятельности и правомерному пресечению противоправных действий с его помощью.
Основными средствами технико-тактической огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел являются стрелковые упражнения, в которых отрабатываются различные ситуации, возникающие при обращении с табельным оружием. Обучение технико-тактическим действиям начинается в большинстве случаев с изучения приемов, то есть завершающих технических действий.
Одной из основных задач огневой подготовки сотрудников ОВД является обеспечение готовности к действиям с оружием в различных ситуациях служебной деятельности, то есть формирование навыков эффективного применения оружия непосредственно в процессе выполнения оперативно-служебных задач служебной деятельности.
Во время занятий, на которых отрабатываются действия с оружием по условиям, приближенным к реальным, сотрудник должен адаптироваться к изменяющимся условиям и ситуациям, что лежит в основе психологической подготовки.
По мнению специалистов боевой подготовки, специальная «полицейская стрельба» отличается от обычных систем стрельбы главным образом тем, что производится с очень короткой дистанции по движущимся на стрелка или убегающим от него мишеням.
В систему обучения «полицейской стрельбы» должны входить упражнения в скоростной стрельбе (навскидку) по одной или нескольким мишеням, расположенным на различных дистанциях, упражнения в стрельбе в условиях ограниченной видимости и тактические упражнения.
Следует обучать сотрудников стрельбе в ограниченное время, из различных положений, на коротких расстояниях, в условиях ограниченной видимости и на фоне физических и психологических нагрузок.
Такие подготовительные упражнения помогают лучше и быстрее осваивать технику и тактику стрельбы, позволяют развивать специальные физические и психические качества. Эти упражнения условно можно разделить на формирующие и развивающие.
Формирующие упражнения помогают освоению техники выполнения выстрела. Развивающие упражнения совершенствуют физические, моральные и специальные психические качества сотрудника.
Учебные упражнения стрельб предназначены для обучения сотрудников ведению огня в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке при выполнении служебно-боевых задач в любое время года и суток.
Кроме того, исходя из объективных закономерностей обучения сотрудников полиции, в учебно-педагогическом процессе необходимо учитывать некоторые специфические принципы обучения: принцип научности и принцип «учить тому, что необходимо в условиях оперативно-служебной деятельности» [7].
Систематические тренировки, совершенствующие прикладные умения и навыки, являются основными при формировании и совершенствовании профессионально важных качеств.
Путем упражнения в процессе тренировки происходит развитие и совершенствование морально-волевых, профессиональных, физических, психических качеств.
Проблемно-ситуационные упражнения, суть которых состоит в моделировании ситуаций применения или использования оружия, включают смену изготовок для стрельбы, различные передвижения, стрельбу в ограниченное время, на фоне сбивающих факторов (например, световые, шумовые, после физической нагрузки) [2].
Этот метод используется при обучении наиболее технически сложным двигательным действиям по переносу направления огня при вооружении пистолетом и перемещениям с линии встречного огня, заканчивающихся точным выстрелом.
Остальные приемы не требуют расчленения в процессе разучивания на более мелкие движения, так как простота выполнения позволяет успешно разучивать их в целом.
Рассматривая в этом аспекте процесс обучения огневой подготовке, необходимо отметить, что основным условием эффективной профессиональной деятельности является высокая подготовленность сотрудников к решению сложных задач по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в сложной оперативной обстановке.
Перед МВД России ставятся сложные задачи, предполагающие достижение высокого уровня боевой готовности, поэтому внимание руководителей структурных подразделений должно быть обращено на качественное обучение личного состава, повышение методического уровня и качественного проведения занятий, внедрение новых форм и методов обучения в огневой подготовке [6].
Проанализировав научно-методическую литературу и нормативные документы, регламентирующие огневую подготовку сотрудников ОВД, можно сделать следующие выводы.
Специалист по огневой подготовке должен знать ее цель и задачи, требования к огневой подготовленности разных категорий сотрудников, роль огневой подготовки в служебно-боевой деятельности личного состава подразделений ОВД, уметь обучать приемам стрельбы из табельного оружия, правильной технике выполнения упражнений стрельб из табельного оружия и нормативов по огневой подготовке. Кроме того, уметь организовывать занятия по огневой подготовке и качественно проводить их, владеть навыками проверки и оценки как индивидуальной огневой подготовленности сотрудников, так и подразделения в целом.
Библиографический список
1. Астафьев, Н.В. Перспективы и проблемы обучения в Сибирском юридическом институте МВД России внештатных инструкторов по физической и огневой подготовке для подразделений ГУВД по Красноярскому краю / Н.В. Астафьев, В.А. Глубокий // Красноярский край: управление и современные кадровые технологии : сборник тезисов краевой научно-практической конференции - Красноярск : Законодательное Собрание Красноярского края, 2003.
2. Инстинктивная стрельба: зарубежный опыт огневой подготовки полицейских // Экспресс-информация. - М. : МВД России, 1992. - 10 с.
3. Калинников, А.С. Методика обучения курсантов образовательных учреждений МВД России стрельбе из пистолета на коротких дистанциях : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. / А.С. Калинников - М., 2003. - 22 с.
4. Ковальчук, А.Н. Практика применения и использования оружия сотрудниками ОВД (на примере подразделений ГУВД Красноярского края) : аналитический обзор / А.Н. Ковальчук. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2005. - 71 с.
5. Корх, А.Я. Стрелковый спорт и методика преподавания / А.Я. Корх. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 255 с.
6. Попова, Н.Ф. Организационные и правовые основы деятельности органов внутренних дел в области обороны : монография / Н.Ф. Попова // М. : ВНИИ МВД России, 1998. - 168 с.
7. Торопов, В.А. Огневая подготовка в органах внутренних дел / В.А. Торопов, Д.Н. Меньшиков. - СПб., 1998. - 288 с.