Научная статья на тему 'О содержании и развитии огневой подготовки сотрудников полиции'

О содержании и развитии огневой подготовки сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
736
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные компетенции / применение оружия / огневая подготовка / практическая стрельба / тактические упражнения / professional competencies / use of weapon / firearms training / practical marksmanship / tactical drills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корягин Сергей Владимирович, Выштикалюк Владимир Федорович

В статье проанализированы изменения в содержании учебного процесса огневой подготовки с учетом современных требований к профессиональным компетенциям сотрудника полиции. Дан анализ взаимосвязи современных требований, предъявляемых к огневой подготовке и к результатам соревновательной и профессиональной деятельности курсантов образовательных организаций системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корягин Сергей Владимирович, Выштикалюк Владимир Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the content and development of police officers’ firearms training

The article assesses the changes in the content of the firearms training with modern requirements to police officers’ professional competencies taken into account. The authors investigate interaction between the modern requirements to firearms training and to competition and professional results achieved by cadets of the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О содержании и развитии огневой подготовки сотрудников полиции»

федры, направленная на формирование у курсантов и слушателей качественно новых интегративных знаний, умений и навыков, в полной мере соотносится с кадровой политикой МВД России, ориентированной на обеспечение качества кадрового состава за счет комплектования ОВД высококвалифицированными специалистами, преимущественно выпускниками ведомственных образовательных организаций, соответствующими государственным требованиям и общественным ожиданиям, способными и готовыми защищать права и свободы граждан, противодействовать преступности

1 Frevel B., Veklenko V. Zur Einfuhrung: Wissenschaftliche Polizeiausbildung in Deutschlang und Russland - Anforderungen an die Didaktik und Methodik. In: Bernhard Frevel/Vasily Veklenko (Hrsg.) : Methodik und Didaktik der wissenschaftlichen Polizeiausbildung. Dokumentation des deutsch-russischen Seminars an der Omsker Akademie. Frankfurt, 2011. S. 10 .

2 Макуев Р. Х. Верховенство права и правоохранительная деятельность милиции. Орел, 1996. С. 13-14.

3 О профилизации образовательных учреждений : приказ МВД России от 29 августа 2012 г. № 820.

4 Ибрагимов И. Г. Методологические и прикладные проблемы развития дидактики профессиональной школы // Педагогика . 2014. № 8 . С 8 .

5 Использование кабинета психологической регуляции в практической деятельности психологов органов внутренних дел : метод . пособие / Е . А . Скиданов [и др . ]. Омск, 2005. 48 с .

6 Психолого-педагогическое проектирование комплексных занятий по огневой подготовке с курсантами образовательных учреждений МВД России : учеб . -метод, пособие. М. , 2008.112 с .

7 Проведение комплексных занятий по огневой подготовке с курсантами образовательных учреждений МВД России : учеб . -метод . мат-лы . Омск, 2004. 36 с .

8 Лупырь В. Г., Литвин Д. Г. Педагогические основы огневой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России и сотрудников органов внутренних дел : учеб. -метод, пособие . Омск, 2009. 84 с. ; Лупырь В. Г., Литвин Д. В., Филиппов О. Ю. Подготовка сотрудников полиции к действиям с табельным оружием при задержании лиц, совершивших преступления : учеб . -метод, пособие. Омск, 2015. 124 с.

9 Осипов О. О. Технико-тактическая подготовка сотрудников правоохранительных органов в стрельбе из пистолета : учеб. -метод, пособие. Омск, 2003. 88 с. ; Основы методики проведения занятий по огневой подготовке : учеб -метод пособие / И . В . Пенькова [и др . ]. Омск, 2014. 56 с . ; Пивоваров Д. В., Пень-кова И. В., Осипов О. О. Схема заполнения дневника самоанализа по огневой подготовке для курсантов на первоначальном этапе обучения // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : мат-лы 20-й всерос . науч . -метод, конф. Иркутск, 2015 . С. 250-253.

УДК 623

I О СОДЕРЖАНИИ И РАЗВИТИИ ОГНЕВОЙ I ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

С. В. Корягин, В. Ф. Выштикалюк

В статье проанализированы изменения в содержании учебного процесса огневой подготовки с учетом современных требований к профессиональным компетенциям сотрудника полиции. Дан анализ взаимосвязи современных требований, предъявляемых к огневой подготовке и к результатам соревновательной и профессиональной деятельности курсантов образовательных организаций системы МВД России.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, применение оружия, огневая подготовка, практическая стрельба, тактические упражнения.

Современные подходы к формированию у курсантов качественно новых интегративных знаний, умений и навыков в полной мере соотносятся с кадровой политикой МВД России, ориентированной на повышение профессионализма сотрудников ОВД, имеющих высокий уровень знаний, навыков и правовую культуру 1 В данном случае приоритетом является максимальное приближение содержания обучения к специфике задач, выполняемых сотрудниками правоохранительных органов Следовательно, содержание обучения должно в полной мере соответствовать тем реалиям, с которыми сталкивается специалист Собственно, ради их решения и проводится его профессиональная подготовка

Сотрудник ОВД должен уметь в критической ситуации (как правило, в состоянии сильного психологического переживания), в условиях ограниченного времени без согласования с кем-либо принять правомерное и адекватное решение 2

Основные задачи профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД к применению огнестрельного оружия:

— перевод системы профессионально-психологических знаний в комплекс действий, в условиях, максимально приближенных к реальным;

— создание профессиональной концепции и психологической установки применять огнестрельное оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий на стадии возникновения юридических оснований и условий к применению оружия 3

Цель данной статьи — анализ развития содержания образовательного процесса по огневой подготовке курсантов образовательных организаций системы МВД России.

Задачи и содержание профессионально-прикладной подготовки сотрудника могут быть определены, если известны объективные требования конкретной профессии к человеку Следовательно, начальным моментом в содержании огневой подготовки должны быть особенности применения табельного оружия сотрудниками ОВД

Статистика фактов применения оружия сотрудниками органов внутренних дел дает возможность описать обобщенную модель ситуации следующими условиями:

Таблица 1. Сравнительная характеристика курсов стрельб и наставлений по огневой подготовке

МВД СССР, МВД России (пистолет)

Показатели КС-47 КС-49 КС-75 КС-88 КС-92 КС-98 НОП-2000 НОП-2012

1. Количество упражнений 7 4 6 6 12 13 12 13

2 . Расстояние до цели в упражнениях с места от 25 до 70 м от 15 до 25 м от 25 до 50 м 25 м от 5 до 25 м от 5 до 25 м от 2 до 25 м 5, 7, 10, 15 м

3 . Расстояние до цели в упражнениях с перемещениями 50, 40, 30, 20 м — 50-25 м 30 м 30, 20, 10 м 25 м 30, 20, 10 м 25 м 35, 25, 15 м; 25, 20, 15, 10 м 20, 15, 10 м 20,15 м 20, 15, 10 м

4. Положения для стрельбы и изготовки стоя с одной руки стоя с одной руки стоя с одной руки стоя с одной руки стоя с одной руки стоя с одной и двух рук стоя с одной и двух рук стоя с двух рук

5 . Упражнения в неограниченное время 2 упр • 28,5%* 2 упр • 25%* 2 упр • 33,3%* 1 упр • 16,7%* 1 упр • 8,3%* 2 упр • 15,4%* 1 упр • 8,3%* —

6 . Упражнения в ограниченное время 5 упр . 71,5%* 3 упр . 75,0%* 4 упр . 66,7%* 5 упр . 83,3%* 11 упр . 91,7%* 11 упр . 84,6%* 11 упр . 91,7%* 13 упр . 100%*

7 . Упражнения в условиях ограниченной видимости — — 4 упр . 66,7%* 3 упр . 50,0%* 9 упр . 75,0%* 5 упр . 38,5%* 3 упр . 25%* 1 упр . 6,7%*

8 . Упражнения на очки 2 УПР • 28,5%* 3 упр . 75,0%* 1 УПР • 16,7%* 2 УПР • 33,3%* 2 УПР • 16,7%* 2 УПР • 15,4%* 1 УПР • 8,3%* —

9 . Упражнения на попадания 5 упр . 71,5%* 1 УПР • 25,0%* 5 упр . 83,3%* 4 упр . 67,7%* 10 упр . 83,3%* 11 упр . 84,6%* 11 упр . 91,7%* 13 упр . 100%*

10 . Упражнения со стрельбой из-за укрытия — — — — 1 УПР • 8,3%* 2 УПР • 15,4%* 1 УПР • 8,3%* 2 упр . 13,3%*

11. Упражнения со сменой магазина — — — — 1 УПР • 8,3%* 1 УПР • 7,7%* 2 УПР • 16,7%* 2 упр . 13,3%*

12 . Упражнения с дистанции < 10 м — — — — 2 УПР • 16,7%* 2 УПР • 15,4%* 4 упр . 33,3%* 2 упр . 13,3%*

13. Упражнения с поворотом на 180° — — — — 1 УПР • 8,3%* 1 УПР • 7,7%* 2 упр 16,7%* 1 упр . 6,7%*

14 Упражнения со специальными поясными мишенями — — 2 УПР • 33,3%* — — 2 упР • 15,4%* 8 упр . 66,7%* 11 упр . 86,7%*

Примечание. * обозначает процентное отношение количества усложненных упражнений к общему количеству упражнений .

— дистанция открытия и ведения — от 5 до 10 метров;

— количество выстрелов — от 3 до 5;

— время огневого контакта — от 3 до 5 секунд;

— положение для стрельбы — стоя (после перемещения);

— освещенность — ограниченная видимость;

— психофизическое состояние — утомление после физической нагрузки в условиях сильного психологического напряжения 4 .

Попытки приблизить образовательный процесс огневой подготовки к условиям практики применения оружия отражены в содержании стрелковых упражнений курсов стрельб и наставлений по огневой подготовке для сотрудников органов внутренних дел. Стрелковые упражнения — двигательные действия, направленные не только на реализацию задач огневой подготовки сотрудников ОВД, но и на формирование техники меткого выстрела, развитие необходимых физических качеств и свойств личности 5 .

При анализе тенденций к изменению требований к уровню огневой подготовленности сотрудников ОВД нами было изучено содержание всех существующих

курсов стрельб для сотрудников ОВД, начиная с 1947 г. по настоящее время. Полученные результаты представлены в табл 1

Сравнительный анализ выявил:

— значительное количественное увеличение упражнений в курсах стрельб 1992-2012 гг. В курсе стрельб 1949 г. — 4 упражнения, в курсе стрельб 2012 г. — 13;

— сокращение расстояния до целей: 5-7 метров;

— с 1947 г. до 1992 г. предусматривалось выполнение упражнений стрельб из пистолета в положении стоя с руки;

— с 1998 г. положение для стрельбы стоя с двух рук становится основным (как более устойчивое, эффективное и динамичное);

— уменьшение времени на выполнение упражнений. В курсах стрельб с 1947 г. по 1975 г. более трети стрелковых упражнений выполнялось в неограниченное время, в курсе стрельб 2012 г. все упражнения выполняются в ограниченное время;

— с 1998 г добавлены специальные поясные мишени и зоны поражения

Таблица 2 . Динамика изменений программы соревнований по стрельбе из боевого оружия с 2008 г. по 2015 г.

Год Классические упражнения Практические упражнения

Медленная стрельба Скоростная стрельба

2008 ПМ-3 ПМ-2 ПМ-4 — Проверка документов Кто преступник Стая Нападение на дежурную часть

+ + + л/п л/п л/п л/п

2009 ПМ-3 ПМ-2 ПМ-4 — Нападение на дежурную часть Следственный эксперимент Освобождение заложников Засада

+ + + + + + +

2010 ПМ-3 ПМ-2 ПМ-4 Матч-42 Нападение на дежурную часть В подъезде Вызов Командировка

л/п л/п + + + + + +

2011 ПМ-3 ПМ-2 ПМ-4 Матч-42 1 2 3 4

л/п л/п + + + + + +

2012 ПМ-3 ПМ-2 ПМ-4 Матч-42 Эмпора Крутой вираж УАЗик Бешеный пес

л/п л/п + + + + + +

2013 ПМ-3 ПМ-2 ПМ-4 Матч-42 Чистка Переправа Метро

- - + + + + + -

2014 ПМ-3 ПМ-2 ПМ-4 Матч-42 Дело «труба» Карусель Сиеста

- - + + + + + -

2015 ПМ-3 ПМ-2 ПМ-4 ПБ-11 Крепость Карусель Ночной дозор

- - + + + + + -

Примечание. л/п — личное первенство, «+» — включен в программу соревнований, «-» — исключен из программы соревнований.

Можно сделать вывод, что основные параметры упражнений курсов стрельб не соответствуют характеру и условиям правоприменительной практики.

Основные стереотипы обучения в огневой подготовке сотрудников ОВД устранены в наставлениях по огневой подготовке 2000 и 2012 гг. Наиболее значимые и почти революционные изменения в системе подготовки сотрудников полиции нашли отражение в Наставлении по огневой подготовке 2012 г. Из наставления были исключены упражнения без ограничения времени Ранее базовая спортивная изготовка (стоя с руки) не встречается ни в одном из современных упражнений. Появилась изготовка с двух рук как более динамичная и универсальная Исключены упражнения на количество выбитых очков, в качестве целей фигурируют зоны поражения поясных фигур . Значительно сократились расстояния до целей, предельно упростились критерии оценки выполнения упражнений При необходимости руководитель стрельб мог вносить изменения и усложнять порядок выполнения упражнения (бронежилет, противогаз, ситуационная задача)

Обобщая полученные результаты, отметим, что в содержании образовательного процесса по огневой подготовке произошли ключевые изменения: уменьшились расстояния до цели, сократилось время выполнения упражнений, уменьшились зоны поражения специальных мишеней

По нашему мнению, данные изменения вызваны усиливающимся влиянием Международной конфедерации практической стрельбы на систему огневой под-

готовки полиции Открытые соревнования, семинары и брифинги, проводимые в различных регионах нашей страны с 1999 г , изменили все представления о возможностях индивидуального стрелкового оружия, а также взгляды на огневую подготовку в целом Практическая стрельба прошла апробирование в качестве основы огневой подготовки в ряде подразделений силовых ведомств России. Упражнения, заимствованные из практической стрельбы, с 2008 г были включены в программу соревнований по стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия среди образовательных организаций системы МВД России

Последовательность изменений программ чемпионатов среди образовательных организаций системы МВД России по стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия представлена в табл 2

Отметим постепенное вытеснение упражнений ПМ-2 и ПМ-3 (стрельба в неограниченное время) из программы соревнований. С 2010 г. данные упражнения проводились только в личном первенстве, а с 2013 г. они были исключены из программы соревнований Вместо них в 2010 г. в программе соревнований было апробировано упражнение Матч-42 (в настоящее время ПБ-11). Выполнение данного упражнения предъявляет высокие требования к технической и тактической подготовке стрелка, характеризуется различными положениями для стрельбы, ведением огня из-за укрытия с использованием опоры как с левой, так и с правой руки, многократной сменой магазинов и высоким темпом ведения огня

Таблица 3 . Показатели результатов выполнения упражнений ПМ-3, ПМ-4, Матч-42 (ПБ-11) за период с 2008 г. по 2015 г.

Год Результат ПМ-3 (очки) Изменения результата Результат ПМ-4 (очки) Изменения результата Результат Матч-42 (ПБ-11) (очки) Изменения результата

2008 251 0 148 0 402 0

2009 254 +3 151 +3 404 +2

2010 261 +7 151 0 407 +3

2011 257 -4 153 +2 409 +2

2012 268 +11 152 -1 412 +3

2013 — — 151 -1 411 -1

2014 — — 152 + 1 413 +2

2015 — — 153 + 1 413 0

Одновременно с классическими упражнениями медленной и скоростной стрельбы с 2008 г. в программе соревнований были представлены четыре упражнения, моделирующие различные ситуации оперативно-служебной деятельности, связанные с применением оружия сотрудником полиции: «нападение на пост ГИБДД», «освобождение заложников», «в подъезде». Ознакомление с условиями выполнения упражнения проводилось на коротком брифинге перед стартом. В ходе соревнований определялся победитель по количеству и качеству пораженных мишеней и по времени, затраченному на выполнение упражнения, а также по отсутствию пораженных штрафных мишеней, приводящих к потере времени или дисквалификации стрелка. В ходе выполнения упражнений стрелок должен активно перемещаться в различных направлениях (в том числе и назад), ведя огонь по подвижным и неподвижным целям, отслеживать количество боеприпасов для своевременной смены магазина и принимать другие тактические решения при выполнении упражнений Сложность данных решений, новизна и динамичность упражнений оказывали мощное психофизиологическое воздействие на участников соревнований, послужили мощным стимулом развития огневой подготовки в данном направлении

У авторов, отвечающих за подготовку сборных команд по стрельбе из боевого оружия, неоднократно возникали сомнения в целесообразности таких радикальных изменений, вносимых в учебно-тренировочный и соревновательный процесс курсантов Высокий темп стрельбы, решение тактико-технических задач, значительная психофизиологическая напряженность при выполнении данных упражнений, по нашему мнению, могли привести стрелка к потере качества обработки ударно-спускового механизма и, как следствие, к низкой результативности стрельбы. При сравнительном анализе результативности выполнения упражнений ПМ-3 и ПМ-4, Матч-42 (ПБ-11) (табл . 3) ведущими стрелками чемпионата образовательных организаций МВД России по стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия (за период с 2008 г по 2015 г. ) отмечается одновременный рост показателей в традиционных упражнениях стрельб и в упражнении Матч-42 (ПБ-11). Повышение результативности тактических упражнений (уменьшение времени и расхода патронов при выполнении) связано с нарастающим объемом соревновательной и тренировочной деятельности в данном направлении

Можно констатировать ряд преимуществ внедрения данных упражнений:

— рост результатов соревновательной деятельности ведущих стрелков говорит о необходимости широкого внедрения упражнений практической стрельбы в соревновательную и учебно-тренировочную деятельность сборных команд образовательных организаций системы МВД России;

— упражнения, заимствованные из практической стрельбы, не только не противоречат канонам стрелковой подготовки, но и способствуют значительному росту ее результатов (при условии высокого уровня базовой стрелковой подготовки);

— в упражнениях моделируются ситуации практического применения оружия сотрудником полиции в различных условиях служебной деятельности;

— внедрение упражнений, моделирующих ситуации практического применения оружия, потребуют обустройства безопасных тактических полигонов с комплектами мишенного оборудования, макетов укрытий и помещений, что создаст условия и предпосылки для роста числа занимающихся практической стрельбой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— успех стрелка в практических упражнениях зависит от соответствующего снаряжения и экипировки, создающих преимущество при выполнении технико-тактических действий

В учебно-тренировочном процессе стрелка прослеживается замена длительных статических нагрузок, позаимствованных из практики пулевой стрельбы, на динамичные скоростные упражнения

1 Психолого-педагогическое проектирование комплексных занятий по огневой подготовке с курсантами образовательных учреждений МВД России : учеб . -метод . пособие / Е. А . Белоусова [и др . ]. М. , 2008. С. 10.

2 Целевая программа ведомства «Реформирование системы работы с кадрами и профессионального образования МВД России на период до 2011 года» . М. , 2008. С. 4.

3 Новиков В. С. Совершенствование подготовки сотрудников ОВД к применению табельного оружия // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000. № 1(13). С. 30 .

4 Литвин Д. В., Корягин С. В. Педагогическая сущность умения применять и использовать огнестрельное оружие сотрудниками милиции // Актуальные проблемы подготовки сотрудников правоохранительных органов к применению и использованию огнестрельного оружия : мат-лы междунар науч . -практ. конф. Омск, 2009. С. 16.

5 Огневая подготовка : учебник / Лупырь В . Г. [и др . ]. Омск, 2014. С. 198 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.