Научная статья на тему 'Становление и инновационное развитие кафедры огневой подготовки Омской академии МВД России'

Становление и инновационное развитие кафедры огневой подготовки Омской академии МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессорско-преподавательский состав / кафедра огневой подготовки / инновационные технологии / компетенции / teaching staff / Firearms’ department / innovative technologies / competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лупырь Валерий Григорьевич, Осипов Олег Олегович

С позиции становления кафедры огневой подготовки Омской академии МВД России отражены тенденции научно-исследовательских подходов к дальнейшему развитию инновационной педагогической системы дисциплин профессионально-служебной подготовки курсантов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лупырь Валерий Григорьевич, Осипов Олег Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishment and innovative development of Firearms’ department of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

From the point of establishing Firearms’ department of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation the authors show the tendencies of scientific research approaches to further development of innovative pedagogical system of professional subjects studied by cadets of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Становление и инновационное развитие кафедры огневой подготовки Омской академии МВД России»

теория и методика профессионального образования

УДК 623 (09)

СТАНОВЛЕНИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАФЕДРЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ОМСКОЙ АКАДЕМИИ МВД РОССИИ

В. Г. Лупырь, О. О. Осипов

С позиции становления кафедры огневой подготовки Омской академии МВД России отражены тенденции научно-исследовательских подходов к дальнейшему развитию инновационной педагогической системы дисциплин профессионально-служебной подготовки курсантов МВД России.

Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав, кафедра огневой подготовки, инновационные технологии, компетенции.

В истории кафедры огневой подготовки Омской академии МВД России 2015 г. стал важной вехой . Исполнилось 20 лет со дня основания кафедры как самостоятельного структурного подразделения вуза. Это немного в масштабе функционирования образовательной организации системы МВД России . Если за точку отсчета брать 5 марта 1920 г. — время создания командных курсов, то увидим, что формирование умений и навыков владения огнестрельным оружием всегда было неотъемлемым элементом милицейской (полицейской) службы и профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел

Кафедрой пройден большой путь становления и развития В современных условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации, когда руководством страны ставятся сложные задачи перед органами внутренних дел, профессорско-преподавательский состав кафедры продолжает свою активную деятельность

Задачи, обозначенные обществом и государством перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, по повышению профессиональных качеств сотрудников, являются первоочередными в системе приоритетных научно-методических направлений деятельности кафедры

В настоящее время в России идет формирование новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство Этот процесс сопровождается развитием педагогической теории и образовательной практики Осуществляется по-

иск различных вариантов содержания образования, использования возможностей современной дидактики в повышении эффективности педагогических структур, ведется научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий

Много десятилетий как в России, так и за рубежом профессия полицейского считалась основанной на опыте, что требовало от сотрудника непосредственных действий по обеспечению безопасности в обществе, розыску преступников, поддержанию порядка в местах скопления людей, а также по претворению в жизнь решений государства, в случаях крайней необходимости — с применением силы . С последней трети XX в . растет осознание того, что полиции нужно основываться на науке, что в подготовке сотрудников важен не столько военный аспект, сколько развитие способности действовать, опираясь на знания 1

Современное состояние и перспективы развития органов внутренних дел вызывают активную общественную дискуссию Министерство внутренних дел России кардинально реформируется. Новая модель органов правопорядка, возросшие требования к уровню квалификации сотрудника полиции обусловили и модернизацию системы профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел В отличие от гражданских вузов, переходящих в соответствии с Болон-ским соглашением на двухуровневую систему образования, образовательные организации МВД России продолжают готовить кадры с квалификацией «специалист». Вновь появляющиеся учебные программы разрабатываются на основе стандартов нового поколения, а усиление практической направленности обучения ориентировано на формирование у выпускников ведомственных вузов необходимых компетенций Реализация в учебном процессе обозначенных задач требует серьезной научной проработки

Рубеж третьего тысячелетия требует от профессорско-преподавательского состава кафедры научного поиска и экспериментальных разработок современных интенсивных технологий по формированию у курсантов и слушателей профессиональных компетенций правомерного и эффективного применения огнестрельного оружия. Поскольку определяющая роль верховенства права в закреплении и установлении благоприятных

(и необходимых) для человека отношений, а также усиление норм права в обеспечении оперативного реагирования на социальный запрос являются закономерностями общества, стоящего у истоков формирования правового государства 2, то это не только наш специальный научный интерес, но и элемент социальной ответственности перед выпускниками за гарантированное качество подготовки для выполнения профессиональных задач По нашему мнению, между словосочетаниями «качество подготовки» и «состояние правопорядка» должен стоять знак равенства. Отстраниться от современной действительности, изучать и рассматривать огневую подготовку изолированно, в отрыве от практической реализации вузом функций учебно-научного центра по профилю подготовки «Деятельность подразделений уголовного розыска» 3 — некорректное понимание педагогической действительности, нерешенность и даже непризнание комплекса проблем, связанных с педагогическим проектированием междисциплинарного подхода к процессу формирования у курсантов и слушателей профессиональных компетенций правомерного и эффективного применения огнестрельного оружия. Компетенция, в отличие от предметных знаний и умений, имеет интегративную природу, она несводима к механической сумме знаний и способов действий, полученных в ходе изучения предметов 4. Следовательно, за формирование тех или иных компетенций не могут отвечать только отдельные учебные дисциплины. Формирование компетенций — результат использования инновационных технологий, методов, организационных форм, усиливающих интегра-тивные тенденции в образовательном процессе

Таким образом, объектами исследований и практического интереса коллектива кафедры становятся педагогические инновационные процессы, которые явились предпосылками новаторского подхода к учебному процессу не только огневой, но и всей профессионально-служебной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России .

Новаторство и традиции — две стороны развития культуры, образования и всего общества В настоящее время в педагогических коллективах образовательных организаций МВД России существуют сторонники классических традиций, т е «предметного» преподавания, и представители инноваций . Профессорско-преподавательский состав кафедры огневой подготовки можно отнести к представителям инноваций, находящимся в постоянном творческом поиске, изучающим современные педагогические технологии, использующим различные формы проведения занятий (комплексность, междисци-плинарность, проблемность). Руководством ДГСК МВД России подлинно инновационными признаны научно-исследовательские работы, проведенные коллективом кафедры:

1) «9-мм пистолет-пулемет ПП-93 для сотрудников органов внутренних дел». Этот труд занял третье место на конкурсе научно-исследовательских работ среди научных, научно-педагогических работников, докторантов и адъюнктов образовательных организаций МВД России Соисполнитель проведения данного иссле-

дования — коллектив кафедры огневой подготовки Московского университета МВД России им. В . Я. Кикотя под руководством А . И . Щипина. Приказом МВД России от 20 ноября 2006 г. № 1575 л/с авторский коллектив награжден почетной грамотой Министерства внутренних дел Российской Федерации;

2) «Психолого-педагогическое проектирование комплексных занятий по огневой подготовке с курсантами образовательных организаций МВД России» — первое место по итогам конкурса ДГСК МВД России на лучшую научно-исследовательскую работу по проблемам совершенствования работы с кадрами в МВД России Приказом МВД России от 24 января 2008 г. № 61 л/с авторский коллектив награжден почетными грамотами Министерства внутренних дел Российской Федерации;

3) решением Председателя Совета МВД России по грантам коллектив кафедры признан победителем конкурсного отбора по присуждению грантов для государственной поддержки проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных организаций системы МВД России в 2011 г. В рамках гранта разработан проект инновационной образовательной программы «Использование технического и имитационного оборудования в процессе тактико-технической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к эффективному и правомерному применению табельного оружия». Материалы инновационной образовательной программы получили высокую оценку коллег, что подтверждается актами внедрения от шести образовательных организаций МВД России;

4) за научно-исследовательскую работу «Тактико-техническая подготовка курсантов вузов МВД России к применению табельного оружия с использованием технического и имитационного оборудования» приказом МВД России от 27 декабря 2013 г. № 1655 л/с авторскому коллективу министром внутренних дел Российской Федерации генерал-полковником полиции В Колокольце-вым объявлена благодарность;

5) учебник «Огневая подготовка» для образовательных организаций системы МВД России под редакцией В . Л. Кубышко (распоряжение ДГСК МВД России от 18 февраля 2014 г. №21/13/3829), головной исполнитель — профессорско-преподавательский состав кафедры огневой подготовки Омской академии МВД России;

6) глава «Огневая подготовка» учебника «Профессиональное обучение (профессиональная подготовка) сотрудников органов внутренних дел по должности "полицейский"» под редакцией В. Л. Кубышко (распоряжение ДГСК МВД России от 2 июня 2014 г. № 21/12/5484);

7) учебное наглядное пособие «Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) Структурно-логические схемы» Разработка данного пособия выполнялась по распоряжению ДГСК МВД России от 17 сентября 2015 г. № 21/13/9893.

Отметим, что профессорско-преподавательский состав реализует свою социально-инновационную функцию

в содружестве со многими кафедрами, а также с отделением психологического обеспечения учебного процесса

Как показывает практика обучения, психологические аспекты педагогического проектирования с каждым годом становятся актуальнее Какие психологические факторы в наибольшей степени влияют на продуктивность учебного процесса? Исследованию степени влияния причин на комплексный характер формирования профессиональных компетенций была посвящена работа по психолого-педагогическому проектированию комплексных занятий по огневой подготовке. Данная работа выполнялась по заказу ДГСК МВД России от 18 августа 2005 г. № 21/14/5416 и была включена в План научного обеспечения деятельности ОВД и ВВ МВД России на 2006 г В результате исследования была разработана и экспериментально апробирована технология формирования знаний, умений и навыков тактико-технического и правового характера при решении нестандартных задач, связанных с применением табельного оружия (на основе моделирования проблемных ситуаций) Предложена примерная программа тренинга, направленная на выработку у курсантов и слушателей 5 готовности к успешному преодолению интеллектуальных и эмоционально-волевых трудностей учебной и служебной деятельности Изданному учебно-методическому пособию 6 присвоен гриф МВД России .

Первая разработка профессионально-педагогических аспектов комплексной методики формирования профессионально важных знаний, умений и навыков в рамках учебной дисциплины «Огневая подготовка» осуществлялась коллективом кафедры в 2004 г Проведен системный анализ и предложен ряд педагогических технологий в структуру комплексных занятий по учебной дисциплине «Огневая подготовка» с курсантами МВД России, изданы учебно-методические материалы 7.

Уже в то время профессорско-преподавательским составом кафедры было определено направление, отражающее инновационный подход к учебному процессу профессионально-служебной подготовки курсантов: «Обучение специальным навыкам стрельбы из пистолета Макарова с использованием тактического взаимодействия (в паре)» . Была заложена основа инновационных подходов к процессу формирования у курсантов профессиональных компетенций Это обстоятельство послужило основанием для получения заявки от ДГСК МВД России по научному обоснованию профессионально-педагогических основ комплексной методики формирования профессионально важных знаний, умений и навыков в процессе огневой подготовки Совместно с кафедрой административного права и административной деятельности ОВД Омской академии МВД России была разработана педагогическая технология подготовки сотрудников полиции к действиям с табельным оружием в процессе оперативно-служебной деятельности Изданным учебно-методическим пособиям 8 присвоен гриф МВД России

Одна из предпосылок научных исследований по экспериментальному обоснованию и внедрению в учебный процесс инновационных подходов формирования у курсантов и слушателей профессиональных компе-

тенций, основу которых составляет междисциплинарная интеграция специальных дисциплин и дисциплин профессионально-служебной подготовки с использованием ситуационного подхода, — наличие в стрелковых галереях технического оборудования (подъемные мишенные установки, качающаяся платформа, имитатор ведения встречного огня, панорамное мишенное поле), что позволяет применять различные методики исследований Переход на компетентностную модель образования приводит к переосмыслению традиционных средств и методов обучения технике меткого выстрела Профессорско-преподавательским составом кафедры в научных работах отражен широкий спектр актуальных вопросов огневой подготовки 9.

Реализация научно-исследовательских идей многообразна и сводится к осознанию все возрастающей комплексности . Прогрессивные методы профессорско-преподавательского состава кафедры огневой подготовки, основанные на инновационном подходе к предстоящей профессионально-служебной деятельности, учитывают современные требования общества к подготовке высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел

Актуальность проводимых научно-исследовательских работ подтверждается заявкой ДГСК МВД России от 14 сентября 2015 г. № 21/13/9726 на проведение научно-исследовательской работы «Разработка комплексных критериев оценки качества подготовки курсантов (слушателей) на основе компетентностного подхода» Данное исследование будет осуществляться совместно с кафедрой физической подготовки

На основе сказанного можно сделать вывод: значение дисциплины «Огневая подготовка» в подготовке высококвалифицированных специалистов невозможно представить вне области профильных учебных дисциплин Как организовать учебный процесс, содержание которого построено с учетом формирования многофункциональной компетентности, чтобы оно обеспечивало становление личности, адекватной требованиям жизни в XXI в .? Применение инновационных образовательных технологий при единстве теоретических (юридических) и практических (профессионально-служебных) дисциплин будет способствовать интеграции огневой подготовки в профиль вуза согласно реалиям практической деятельности органов внутренних дел

В качестве самостоятельного структурного подразделения Омской академии МВД России кафедра огневой подготовки полностью оправдала себя в реализации учебного процесса с организационно-административной стороны Теоретические и практические разработки по внедрению инновационных педагогических технологий в учебный процесс не только вызывают интерес среди ведомственной научно-педагогической общественности, но и получают высокие оценки со стороны экспертов профессиональной служебной и физической подготовки, внедряются в практическую деятельность подразделений полиции Технические решения, представленные в учебном комплексе огневой подготовки, не утратили своей актуальности и в настоящее время Инновационная деятельность коллектива ка-

Корягин С. В., ВыштикалюкВ. Ф. О содержании и развитии огневой подготовки сотрудников полиции

федры, направленная на формирование у курсантов и слушателей качественно новых интегративных знаний, умений и навыков, в полной мере соотносится с кадровой политикой МВД России, ориентированной на обеспечение качества кадрового состава за счет комплектования ОВД высококвалифицированными специалистами, преимущественно выпускниками ведомственных образовательных организаций, соответствующими государственным требованиям и общественным ожиданиям, способными и готовыми защищать права и свободы граждан, противодействовать преступности

1 Frevel B., Veklenko V. Zur Einfuhrung: Wissenschaftliche Polizeiausbildung in Deutschlang und Russland - Anforderungen an die Didaktik und Methodik. In: Bernhard Frevel/Vasily Veklenko (Hrsg.) : Methodik und Didaktik der wissenschaftlichen Polizeiausbildung. Dokumentation des deutsch-russischen Seminars an der Omsker Akademie. Frankfurt, 2011. S. 10 .

2 Макуев Р. Х. Верховенство права и правоохранительная деятельность милиции. Орел, 1996. С. 13-14.

3 О профилизации образовательных учреждений : приказ МВД России от 29 августа 2012 г. № 820.

4 Ибрагимов И. Г. Методологические и прикладные проблемы развития дидактики профессиональной школы // Педагогика . 2014. № 8 . С 8 .

5 Использование кабинета психологической регуляции в практической деятельности психологов органов внутренних дел : метод . пособие / Е . А . Скиданов [и др . ]. Омск, 2005. 48 с .

6 Психолого-педагогическое проектирование комплексных занятий по огневой подготовке с курсантами образовательных учреждений МВД России : учеб . -метод, пособие. М. , 2008 112 с

7 Проведение комплексных занятий по огневой подготовке с курсантами образовательных учреждений МВД России : учеб . -метод . мат-лы . Омск, 2004. 36 с .

8 Лупырь В. Г., Литвин Д. Г. Педагогические основы огневой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России и сотрудников органов внутренних дел : учеб. -метод, пособие . Омск, 2009. 84 с. ; Лупырь В. Г., Литвин Д. В., Филиппов О. Ю. Подготовка сотрудников полиции к действиям с табельным оружием при задержании лиц, совершивших преступления : учеб . -метод, пособие. Омск, 2015. 124 с.

9 Осипов О. О. Технико-тактическая подготовка сотрудников правоохранительных органов в стрельбе из пистолета : учеб. -метод, пособие. Омск, 2003. 88 с. ; Основы методики проведения занятий по огневой подготовке : учеб -метод пособие / И . В . Пенькова [и др . ]. Омск, 2014. 56 с . ; Пивоваров Д. В., Пень-кова И. В., Осипов О. О. Схема заполнения дневника самоанализа по огневой подготовке для курсантов на первоначальном этапе обучения // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : мат-лы 20-й всерос . науч . -метод, конф. Иркутск, 2015 . С. 250-253.

УДК 623

I О СОДЕРЖАНИИ И РАЗВИТИИ ОГНЕВОЙ I ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

С. В. Корягин, В. Ф. Выштикалюк

В статье проанализированы изменения в содержании учебного процесса огневой подготовки с учетом современных требований к профессиональным компетенциям сотрудника полиции. Дан анализ взаимосвязи современных требований, предъявляемых к огневой подготовке и к результатам соревновательной и профессиональной деятельности курсантов образовательных организаций системы МВД России.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, применение оружия, огневая подготовка, практическая стрельба, тактические упражнения.

Современные подходы к формированию у курсантов качественно новых интегративных знаний, умений и навыков в полной мере соотносятся с кадровой политикой МВД России, ориентированной на повышение профессионализма сотрудников ОВД, имеющих высокий уровень знаний, навыков и правовую культуру 1 В данном случае приоритетом является максимальное приближение содержания обучения к специфике задач, выполняемых сотрудниками правоохранительных органов Следовательно, содержание обучения должно в полной мере соответствовать тем реалиям, с которыми сталкивается специалист Собственно, ради их решения и проводится его профессиональная подготовка

Сотрудник ОВД должен уметь в критической ситуации (как правило, в состоянии сильного психологического переживания), в условиях ограниченного времени без согласования с кем-либо принять правомерное и адекватное решение 2

Основные задачи профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД к применению огнестрельного оружия:

— перевод системы профессионально-психологических знаний в комплекс действий, в условиях, максимально приближенных к реальным;

— создание профессиональной концепции и психологической установки применять огнестрельное оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий на стадии возникновения юридических оснований и условий к применению оружия 3

Цель данной статьи — анализ развития содержания образовательного процесса по огневой подготовке курсантов образовательных организаций системы МВД России.

Задачи и содержание профессионально-прикладной подготовки сотрудника могут быть определены, если известны объективные требования конкретной профессии к человеку Следовательно, начальным моментом в содержании огневой подготовки должны быть особенности применения табельного оружия сотрудниками ОВД

Статистика фактов применения оружия сотрудниками органов внутренних дел дает возможность описать обобщенную модель ситуации следующими условиями:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.