теория и методика профессионального образования
УДК 623 (09)
СТАНОВЛЕНИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАФЕДРЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ОМСКОЙ АКАДЕМИИ МВД РОССИИ
В. Г. Лупырь, О. О. Осипов
С позиции становления кафедры огневой подготовки Омской академии МВД России отражены тенденции научно-исследовательских подходов к дальнейшему развитию инновационной педагогической системы дисциплин профессионально-служебной подготовки курсантов МВД России.
Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав, кафедра огневой подготовки, инновационные технологии, компетенции.
В истории кафедры огневой подготовки Омской академии МВД России 2015 г. стал важной вехой . Исполнилось 20 лет со дня основания кафедры как самостоятельного структурного подразделения вуза. Это немного в масштабе функционирования образовательной организации системы МВД России . Если за точку отсчета брать 5 марта 1920 г. — время создания командных курсов, то увидим, что формирование умений и навыков владения огнестрельным оружием всегда было неотъемлемым элементом милицейской (полицейской) службы и профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел
Кафедрой пройден большой путь становления и развития В современных условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации, когда руководством страны ставятся сложные задачи перед органами внутренних дел, профессорско-преподавательский состав кафедры продолжает свою активную деятельность
Задачи, обозначенные обществом и государством перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, по повышению профессиональных качеств сотрудников, являются первоочередными в системе приоритетных научно-методических направлений деятельности кафедры
В настоящее время в России идет формирование новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство Этот процесс сопровождается развитием педагогической теории и образовательной практики Осуществляется по-
иск различных вариантов содержания образования, использования возможностей современной дидактики в повышении эффективности педагогических структур, ведется научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий
Много десятилетий как в России, так и за рубежом профессия полицейского считалась основанной на опыте, что требовало от сотрудника непосредственных действий по обеспечению безопасности в обществе, розыску преступников, поддержанию порядка в местах скопления людей, а также по претворению в жизнь решений государства, в случаях крайней необходимости — с применением силы . С последней трети XX в . растет осознание того, что полиции нужно основываться на науке, что в подготовке сотрудников важен не столько военный аспект, сколько развитие способности действовать, опираясь на знания 1
Современное состояние и перспективы развития органов внутренних дел вызывают активную общественную дискуссию Министерство внутренних дел России кардинально реформируется. Новая модель органов правопорядка, возросшие требования к уровню квалификации сотрудника полиции обусловили и модернизацию системы профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел В отличие от гражданских вузов, переходящих в соответствии с Болон-ским соглашением на двухуровневую систему образования, образовательные организации МВД России продолжают готовить кадры с квалификацией «специалист». Вновь появляющиеся учебные программы разрабатываются на основе стандартов нового поколения, а усиление практической направленности обучения ориентировано на формирование у выпускников ведомственных вузов необходимых компетенций Реализация в учебном процессе обозначенных задач требует серьезной научной проработки
Рубеж третьего тысячелетия требует от профессорско-преподавательского состава кафедры научного поиска и экспериментальных разработок современных интенсивных технологий по формированию у курсантов и слушателей профессиональных компетенций правомерного и эффективного применения огнестрельного оружия. Поскольку определяющая роль верховенства права в закреплении и установлении благоприятных
(и необходимых) для человека отношений, а также усиление норм права в обеспечении оперативного реагирования на социальный запрос являются закономерностями общества, стоящего у истоков формирования правового государства 2, то это не только наш специальный научный интерес, но и элемент социальной ответственности перед выпускниками за гарантированное качество подготовки для выполнения профессиональных задач По нашему мнению, между словосочетаниями «качество подготовки» и «состояние правопорядка» должен стоять знак равенства. Отстраниться от современной действительности, изучать и рассматривать огневую подготовку изолированно, в отрыве от практической реализации вузом функций учебно-научного центра по профилю подготовки «Деятельность подразделений уголовного розыска» 3 — некорректное понимание педагогической действительности, нерешенность и даже непризнание комплекса проблем, связанных с педагогическим проектированием междисциплинарного подхода к процессу формирования у курсантов и слушателей профессиональных компетенций правомерного и эффективного применения огнестрельного оружия. Компетенция, в отличие от предметных знаний и умений, имеет интегративную природу, она несводима к механической сумме знаний и способов действий, полученных в ходе изучения предметов 4. Следовательно, за формирование тех или иных компетенций не могут отвечать только отдельные учебные дисциплины. Формирование компетенций — результат использования инновационных технологий, методов, организационных форм, усиливающих интегра-тивные тенденции в образовательном процессе
Таким образом, объектами исследований и практического интереса коллектива кафедры становятся педагогические инновационные процессы, которые явились предпосылками новаторского подхода к учебному процессу не только огневой, но и всей профессионально-служебной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России .
Новаторство и традиции — две стороны развития культуры, образования и всего общества В настоящее время в педагогических коллективах образовательных организаций МВД России существуют сторонники классических традиций, т е «предметного» преподавания, и представители инноваций . Профессорско-преподавательский состав кафедры огневой подготовки можно отнести к представителям инноваций, находящимся в постоянном творческом поиске, изучающим современные педагогические технологии, использующим различные формы проведения занятий (комплексность, междисци-плинарность, проблемность). Руководством ДГСК МВД России подлинно инновационными признаны научно-исследовательские работы, проведенные коллективом кафедры:
1) «9-мм пистолет-пулемет ПП-93 для сотрудников органов внутренних дел». Этот труд занял третье место на конкурсе научно-исследовательских работ среди научных, научно-педагогических работников, докторантов и адъюнктов образовательных организаций МВД России Соисполнитель проведения данного иссле-
дования — коллектив кафедры огневой подготовки Московского университета МВД России им. В . Я. Кикотя под руководством А . И . Щипина. Приказом МВД России от 20 ноября 2006 г. № 1575 л/с авторский коллектив награжден почетной грамотой Министерства внутренних дел Российской Федерации;
2) «Психолого-педагогическое проектирование комплексных занятий по огневой подготовке с курсантами образовательных организаций МВД России» — первое место по итогам конкурса ДГСК МВД России на лучшую научно-исследовательскую работу по проблемам совершенствования работы с кадрами в МВД России Приказом МВД России от 24 января 2008 г. № 61 л/с авторский коллектив награжден почетными грамотами Министерства внутренних дел Российской Федерации;
3) решением Председателя Совета МВД России по грантам коллектив кафедры признан победителем конкурсного отбора по присуждению грантов для государственной поддержки проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных организаций системы МВД России в 2011 г. В рамках гранта разработан проект инновационной образовательной программы «Использование технического и имитационного оборудования в процессе тактико-технической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к эффективному и правомерному применению табельного оружия». Материалы инновационной образовательной программы получили высокую оценку коллег, что подтверждается актами внедрения от шести образовательных организаций МВД России;
4) за научно-исследовательскую работу «Тактико-техническая подготовка курсантов вузов МВД России к применению табельного оружия с использованием технического и имитационного оборудования» приказом МВД России от 27 декабря 2013 г. № 1655 л/с авторскому коллективу министром внутренних дел Российской Федерации генерал-полковником полиции В Колокольце-вым объявлена благодарность;
5) учебник «Огневая подготовка» для образовательных организаций системы МВД России под редакцией В . Л. Кубышко (распоряжение ДГСК МВД России от 18 февраля 2014 г. №21/13/3829), головной исполнитель — профессорско-преподавательский состав кафедры огневой подготовки Омской академии МВД России;
6) глава «Огневая подготовка» учебника «Профессиональное обучение (профессиональная подготовка) сотрудников органов внутренних дел по должности "полицейский"» под редакцией В. Л. Кубышко (распоряжение ДГСК МВД России от 2 июня 2014 г. № 21/12/5484);
7) учебное наглядное пособие «Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) Структурно-логические схемы» Разработка данного пособия выполнялась по распоряжению ДГСК МВД России от 17 сентября 2015 г. № 21/13/9893.
Отметим, что профессорско-преподавательский состав реализует свою социально-инновационную функцию
в содружестве со многими кафедрами, а также с отделением психологического обеспечения учебного процесса
Как показывает практика обучения, психологические аспекты педагогического проектирования с каждым годом становятся актуальнее Какие психологические факторы в наибольшей степени влияют на продуктивность учебного процесса? Исследованию степени влияния причин на комплексный характер формирования профессиональных компетенций была посвящена работа по психолого-педагогическому проектированию комплексных занятий по огневой подготовке. Данная работа выполнялась по заказу ДГСК МВД России от 18 августа 2005 г. № 21/14/5416 и была включена в План научного обеспечения деятельности ОВД и ВВ МВД России на 2006 г В результате исследования была разработана и экспериментально апробирована технология формирования знаний, умений и навыков тактико-технического и правового характера при решении нестандартных задач, связанных с применением табельного оружия (на основе моделирования проблемных ситуаций) Предложена примерная программа тренинга, направленная на выработку у курсантов и слушателей 5 готовности к успешному преодолению интеллектуальных и эмоционально-волевых трудностей учебной и служебной деятельности Изданному учебно-методическому пособию 6 присвоен гриф МВД России .
Первая разработка профессионально-педагогических аспектов комплексной методики формирования профессионально важных знаний, умений и навыков в рамках учебной дисциплины «Огневая подготовка» осуществлялась коллективом кафедры в 2004 г Проведен системный анализ и предложен ряд педагогических технологий в структуру комплексных занятий по учебной дисциплине «Огневая подготовка» с курсантами МВД России, изданы учебно-методические материалы 7.
Уже в то время профессорско-преподавательским составом кафедры было определено направление, отражающее инновационный подход к учебному процессу профессионально-служебной подготовки курсантов: «Обучение специальным навыкам стрельбы из пистолета Макарова с использованием тактического взаимодействия (в паре)» . Была заложена основа инновационных подходов к процессу формирования у курсантов профессиональных компетенций Это обстоятельство послужило основанием для получения заявки от ДГСК МВД России по научному обоснованию профессионально-педагогических основ комплексной методики формирования профессионально важных знаний, умений и навыков в процессе огневой подготовки Совместно с кафедрой административного права и административной деятельности ОВД Омской академии МВД России была разработана педагогическая технология подготовки сотрудников полиции к действиям с табельным оружием в процессе оперативно-служебной деятельности Изданным учебно-методическим пособиям 8 присвоен гриф МВД России
Одна из предпосылок научных исследований по экспериментальному обоснованию и внедрению в учебный процесс инновационных подходов формирования у курсантов и слушателей профессиональных компе-
тенций, основу которых составляет междисциплинарная интеграция специальных дисциплин и дисциплин профессионально-служебной подготовки с использованием ситуационного подхода, — наличие в стрелковых галереях технического оборудования (подъемные мишенные установки, качающаяся платформа, имитатор ведения встречного огня, панорамное мишенное поле), что позволяет применять различные методики исследований Переход на компетентностную модель образования приводит к переосмыслению традиционных средств и методов обучения технике меткого выстрела Профессорско-преподавательским составом кафедры в научных работах отражен широкий спектр актуальных вопросов огневой подготовки 9.
Реализация научно-исследовательских идей многообразна и сводится к осознанию все возрастающей комплексности . Прогрессивные методы профессорско-преподавательского состава кафедры огневой подготовки, основанные на инновационном подходе к предстоящей профессионально-служебной деятельности, учитывают современные требования общества к подготовке высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел
Актуальность проводимых научно-исследовательских работ подтверждается заявкой ДГСК МВД России от 14 сентября 2015 г. № 21/13/9726 на проведение научно-исследовательской работы «Разработка комплексных критериев оценки качества подготовки курсантов (слушателей) на основе компетентностного подхода» Данное исследование будет осуществляться совместно с кафедрой физической подготовки
На основе сказанного можно сделать вывод: значение дисциплины «Огневая подготовка» в подготовке высококвалифицированных специалистов невозможно представить вне области профильных учебных дисциплин Как организовать учебный процесс, содержание которого построено с учетом формирования многофункциональной компетентности, чтобы оно обеспечивало становление личности, адекватной требованиям жизни в XXI в .? Применение инновационных образовательных технологий при единстве теоретических (юридических) и практических (профессионально-служебных) дисциплин будет способствовать интеграции огневой подготовки в профиль вуза согласно реалиям практической деятельности органов внутренних дел
В качестве самостоятельного структурного подразделения Омской академии МВД России кафедра огневой подготовки полностью оправдала себя в реализации учебного процесса с организационно-административной стороны Теоретические и практические разработки по внедрению инновационных педагогических технологий в учебный процесс не только вызывают интерес среди ведомственной научно-педагогической общественности, но и получают высокие оценки со стороны экспертов профессиональной служебной и физической подготовки, внедряются в практическую деятельность подразделений полиции Технические решения, представленные в учебном комплексе огневой подготовки, не утратили своей актуальности и в настоящее время Инновационная деятельность коллектива ка-
Корягин С. В., ВыштикалюкВ. Ф. О содержании и развитии огневой подготовки сотрудников полиции
федры, направленная на формирование у курсантов и слушателей качественно новых интегративных знаний, умений и навыков, в полной мере соотносится с кадровой политикой МВД России, ориентированной на обеспечение качества кадрового состава за счет комплектования ОВД высококвалифицированными специалистами, преимущественно выпускниками ведомственных образовательных организаций, соответствующими государственным требованиям и общественным ожиданиям, способными и готовыми защищать права и свободы граждан, противодействовать преступности
1 Frevel B., Veklenko V. Zur Einfuhrung: Wissenschaftliche Polizeiausbildung in Deutschlang und Russland - Anforderungen an die Didaktik und Methodik. In: Bernhard Frevel/Vasily Veklenko (Hrsg.) : Methodik und Didaktik der wissenschaftlichen Polizeiausbildung. Dokumentation des deutsch-russischen Seminars an der Omsker Akademie. Frankfurt, 2011. S. 10 .
2 Макуев Р. Х. Верховенство права и правоохранительная деятельность милиции. Орел, 1996. С. 13-14.
3 О профилизации образовательных учреждений : приказ МВД России от 29 августа 2012 г. № 820.
4 Ибрагимов И. Г. Методологические и прикладные проблемы развития дидактики профессиональной школы // Педагогика . 2014. № 8 . С 8 .
5 Использование кабинета психологической регуляции в практической деятельности психологов органов внутренних дел : метод . пособие / Е . А . Скиданов [и др . ]. Омск, 2005. 48 с .
6 Психолого-педагогическое проектирование комплексных занятий по огневой подготовке с курсантами образовательных учреждений МВД России : учеб . -метод, пособие. М. , 2008 112 с
7 Проведение комплексных занятий по огневой подготовке с курсантами образовательных учреждений МВД России : учеб . -метод . мат-лы . Омск, 2004. 36 с .
8 Лупырь В. Г., Литвин Д. Г. Педагогические основы огневой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России и сотрудников органов внутренних дел : учеб. -метод, пособие . Омск, 2009. 84 с. ; Лупырь В. Г., Литвин Д. В., Филиппов О. Ю. Подготовка сотрудников полиции к действиям с табельным оружием при задержании лиц, совершивших преступления : учеб . -метод, пособие. Омск, 2015. 124 с.
9 Осипов О. О. Технико-тактическая подготовка сотрудников правоохранительных органов в стрельбе из пистолета : учеб. -метод, пособие. Омск, 2003. 88 с. ; Основы методики проведения занятий по огневой подготовке : учеб -метод пособие / И . В . Пенькова [и др . ]. Омск, 2014. 56 с . ; Пивоваров Д. В., Пень-кова И. В., Осипов О. О. Схема заполнения дневника самоанализа по огневой подготовке для курсантов на первоначальном этапе обучения // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : мат-лы 20-й всерос . науч . -метод, конф. Иркутск, 2015 . С. 250-253.
УДК 623
I О СОДЕРЖАНИИ И РАЗВИТИИ ОГНЕВОЙ I ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
С. В. Корягин, В. Ф. Выштикалюк
В статье проанализированы изменения в содержании учебного процесса огневой подготовки с учетом современных требований к профессиональным компетенциям сотрудника полиции. Дан анализ взаимосвязи современных требований, предъявляемых к огневой подготовке и к результатам соревновательной и профессиональной деятельности курсантов образовательных организаций системы МВД России.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, применение оружия, огневая подготовка, практическая стрельба, тактические упражнения.
Современные подходы к формированию у курсантов качественно новых интегративных знаний, умений и навыков в полной мере соотносятся с кадровой политикой МВД России, ориентированной на повышение профессионализма сотрудников ОВД, имеющих высокий уровень знаний, навыков и правовую культуру 1 В данном случае приоритетом является максимальное приближение содержания обучения к специфике задач, выполняемых сотрудниками правоохранительных органов Следовательно, содержание обучения должно в полной мере соответствовать тем реалиям, с которыми сталкивается специалист Собственно, ради их решения и проводится его профессиональная подготовка
Сотрудник ОВД должен уметь в критической ситуации (как правило, в состоянии сильного психологического переживания), в условиях ограниченного времени без согласования с кем-либо принять правомерное и адекватное решение 2
Основные задачи профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД к применению огнестрельного оружия:
— перевод системы профессионально-психологических знаний в комплекс действий, в условиях, максимально приближенных к реальным;
— создание профессиональной концепции и психологической установки применять огнестрельное оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий на стадии возникновения юридических оснований и условий к применению оружия 3
Цель данной статьи — анализ развития содержания образовательного процесса по огневой подготовке курсантов образовательных организаций системы МВД России.
Задачи и содержание профессионально-прикладной подготовки сотрудника могут быть определены, если известны объективные требования конкретной профессии к человеку Следовательно, начальным моментом в содержании огневой подготовки должны быть особенности применения табельного оружия сотрудниками ОВД
Статистика фактов применения оружия сотрудниками органов внутренних дел дает возможность описать обобщенную модель ситуации следующими условиями: