Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ, НЕСУЩИХ СЛУЖБУ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ, НЕСУЩИХ СЛУЖБУ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
образовательная программа / слушатель / сотрудник органов внутренних дел / профессиональная подготовка / образовательный процесс / educational program / listener / employee of internal Affairs bodies / professional training / educational process

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Викторовна Гончарова

В статье автор рассматривает особенности обучения сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел по программам профессиональной подготовки по должности «полицейский», полноту их содержания в аспекте подготовки к несению службы с огнестрельным оружием, а также возможности реализации прав и особенности их применения. Анализируются целесообразность и полнота знаний, приобретаемых слушателями образовательных организаций системы МВД РФ при реализации прав вооруженного сотрудника полиции. Статья ориентирована как на сотрудников правоохранительных органов, так и на студентов юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Светлана Викторовна Гончарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF A POLICE OFFICER IN MODERN CONDITIONS

In this article, the author examines the features of training of employees who are first accepted for service in the internal affairs bodies under the professional training programs for the position of police officer, the completeness of their content in the aspect of training for service with firearms, as well as the possibility of exercising their rights and their features of its use. This work is devoted to the analysis of the expediency and completeness of the knowledge acquired by students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the exercise of the rights of an armed police officer. The article is aimed at both law enforcement officers and law students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ, НЕСУЩИХ СЛУЖБУ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ»

УДК 377.018.48 ББК 74.40

DOI 10.24411/2073-3305-2021-3-240-242

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ, НЕСУЩИХ СЛУЖБУ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ

Светлана Викторовна ГОНЧАРОВА,

старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России

E-mail: goncharovasv2012@yandex.ru

Аннотация. В статье автор рассматривает особенности обучения сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел по программам профессиональной подготовки по должности «полицейский», полноту их содержания в аспекте подготовки к несению службы с огнестрельным оружием, а также возможности реализации прав и особенности их применения. Анализируются целесообразность и полнота знаний, приобретаемых слушателями образовательных организаций системы МВД РФ при реализации прав вооруженного сотрудника полиции. Статья ориентирована как на сотрудников правоохранительных органов, так и на студентов юридических вузов.

Ключевые слова: образовательная программа; слушатель; сотрудник органов внутренних дел; профессиональная подготовка; образовательный процесс.

PROFESSIONAL TRAINING OF A POLICE OFFICER IN MODERN CONDITIONS

Svetlana Viktorovna GONCHAROVA,

Senior Lecturer of the Department of General Legal Disciplines of the Volgodonsk branch of the Rostov Law Institute of Internal Affairs of Russia

E-mail: goncharovasv2012@yandex.ru

Abstract. In this article, the author examines the features of training of employees who are first accepted for service in the internal affairs bodies under the professional training programs for the position of police officer, the completeness of their content in the aspect of training for service with firearms, as well as the possibility of exercising their rights and their features of its use. This work is devoted to the analysis of the expediency and completeness of the knowledge acquired by students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the exercise of the rights of an armed police officer. The article is aimed at both law enforcement officers and law students.

Key words: educational program; listener; employee of internal Affairs bodies; professional training; educational process.

Одной из основных задач профессионального обучения сотрудников полиции в образовательных организациях, находящихся в ведомстве Министерства внутренних дел Российской Федерации, является их подготовка к самостоятельному несению службы.

По окончании профессионального обучения сотрудникам полиции, прибывающим в территориальные органы внутренних дел, в соответствии с законодательством Российской Федера-

ции оформляется разрешение на выдачу табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств, в том числе и на постоянное хранение и ношение. На вооруженного сотрудника полиции ложится большая ответственность за законность их применения. Данным обстоятельством обусловлена актуальность рассматриваемой тематики.

Глава 5 Федерального закон от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» [1] определяет ос-

нования применения полицейскими огнестрельного оружия. Их исчерпывающий перечень содержит ст. 23 ФЗ «О полиции», в которой четко прописаны нормы регулирования данного вопроса.

Обучение уверенному и умелому владению оружием сотрудников полиции не свидетельствует о наличии у них теоретических знаний по основаниям применения и использования огнестрельного оружия. Зачастую именно отсутствие таких знаний влечет за собой факты его незаконного применения либо, наоборот, неприменения в необходимых случаях защиты себя или других граждан от сопряженных с опасным для жизни и здоровья посягательств. Особенно опасны такие ошибки, которые ведут к причинению вреда жизни и здоровью граждан.

Проведенный анализ примерных основных программ профессионального обучения лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на должность служащего «полицейский» и имеющих разные уровни образования, показал, что они не включают в себя изучение гл. 5 ФЗ «О полиции», за исключением дисциплины «Административная деятельность полиции», тематический план которой предусматривает изучение применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также запреты и ограничения при их применении. Для освоения данного материала программа предусматривает 4 часа аудиторной работы. При этом занятий лекционного типа для изучения указанного материала, согласно тематическому плану, не предусмотрено. Как результат, такая особенность образовательной программы приводит к недостаточному пониманию норм ФЗ «О полиции» в части применения огнестрельного оружия. Так, на практике в данный период времени слушатели заучивают положения гл. 5 ФЗ «О полиции»; не ведутся проработка и толкование указанных норм законодательства с выработкой навыка оценивания ситуаций, в которых изначально необходимо наличие знаний других правовых норм.

Факт недостаточных знаний слушателями, проходящими профессиональное обучение, норм одного из основополагающих нормативных правовых актов в сфере деятельности МВД РФ, такого как ФЗ «О полиции», наиболее часто вскрывается во время преподавания дисциплины «Основы уголовного права». В ходе изучения темы «Понятие преступления» вопросов классификации преступлений считаем необходимым акцентирование преподавателем внимания обучающих-

ся на усвоении ст. 15 Уголовного кодекса РФ [2], нормы которой устанавливают признаки, подразделяющие весь массив преступлений, включенных в Особенную часть УК РФ, на четыре категории тяжести.

На наш взгляд, существует острая необходимость выработки навыка определения категории преступления у сотрудников полиции. Это обусловлено текстом ст. 23 ФЗ «О полиции». В числе оснований, дающих право на применение огнестрельного оружия, наличествует факт для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться. По указанному основанию сотрудниками полиции оружие применяется наиболее часто из общего числа таких фактов. Для применения огнестрельного оружия по данному основанию необходимо обладать соответствующими знаниями в области уголовного права, что даюет возможность принятия решения о правомерности применения оружия в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции». В объем таковых входят знания и навыки отнесения каждого конкретного преступления к определенной категории тяжести, а также умение быстро и верно квалифицировать деяние, при совершении которого застигнуто лицо.

Большинство обучающихся по программам профессиональной подготовки слушателей не придают должной важности умению правильного определения квалификации содеянного. Причина такой уверенности состоит в ошибочной убежденности ненадобности обладания такими познаниями в обязательном порядке.

В ходе наработки навыка по определению наличия либо отсутствия состава преступления в каждом конкретном деянии в ходе задержания лица при совершении преступления и отнесении его к определенной категории тяжести следует обращать внимание на вид преступления, пресечение совершения которого возможно в момент его совершения либо непосредственно после такового.

Необходимо также обратить внимание на обоснованность применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции при реализации права, закрепленного п. 1 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции». В целях правильного понимания таких оснований сотруднику полиции необходимо наличие знаний о видах вреда, причиненного здоровью человека, относящихся к категории опасного, а также критериях определения степеней вреда, причиненного здоровью человека. Данная тема-

2021 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры

241

тика полностью отсутствует в каждой из программ обучения слушателей, что лишает их фактической возможности в дальнейшем правильно руководствоваться правом на применение огнестрельного оружия.

В рамках примерных основных программ профессионального обучения вопрос о классификации степеней вреда, причиненного здоровью человека, затрагивается при изучении преступлений против личности в рамках дисциплины «Основы уголовного права», но не содержит изучение критериев его определения.

Зачастую именно незнание рассмотренных тематик приводит сотрудников полиции к неуверенности в принятии того или иного решения, связанного с применением оружия. Страх ответственности в случае неправомерности его применения блокирует умственную деятельность полицейских в экстремальных условиях. При этом лишь фундаментальное владение необходимыми знаниями даст возможность быстрого осмысления обстановки, принятия взвешенного решения и выполнения дозволенных законом действий.

В целях недопущения неправомерных действий и бездействий при выполнении служебных обязанностей вооруженных сотрудников полиции считаем необходимым изучение данной тематики в связи с актуальностью данных знаний и умений, а также с применением их в дальнейшей самостоятельной практической деятельности сотрудников полиции, сопряженной с ношением и возможным применением огнестрельного оружия.

Список литературы

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (ред. от 5 апреля 2021 г.) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 декабря 1996 г. № бЗ-ФЗ (ред. от 5 апреля 2021 г., с изм. от 8 апреля 2021 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Издательство «ЮНИТИ-ДАНА» представляет

Булыга Р.П. Аудит бизнеса. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. 343 с.

Учебник формирует комплексное представление о современном состоянии, трендах и перспективах развития аудита как вида профессиональной деятельности. Даны характеристика аудиторских стандартов, классификация и описание услуг, оказываемых аудиторскими фирмами. Рассмотрены модели регулирования аудиторской деятельности и системы контроля качества аудита в экономически развитых странах в посткризисный период. Анализируются Основные направления развития аудиторской деятельности в РФ, а также развитие международной интеграции регулирования и контроля качества аудита. Предложена научно обоснованная концепция реформирования и новая парадигма аудита XXI в., на базе которой формулируется определение аудита бизнеса, а также инновационные направления деятельности аудиторов. Даны методические рекомендации по проведению аудита интеллектуального капитала, аудита эффективности бизнес-процессов, организации стратегического аудита и его отдельных направлений: инвестиционного и маркетингового аудита. Основной материал учебника дополнен приложениями, содержащими информацию методического, аналитического и справочного характера.

Для магистров, аспирантов, слушателей программ дополнительного профессионального образования, специализирующихся в области бухгалтерского учета и аудита, преподавателей, руководящего персонала аудиторских фирм и саморегулируемых организаций аудиторов. Представляет интерес для представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, в круг обязанностей которых входят вопросы регулирования аудиторской деятельности.

АУДИТ БИЗНЕСА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.