Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ОГРАНИЧЕННОГО ПОРАЖЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ОГРАНИЧЕННОГО ПОРАЖЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
668
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ ОГРАНИЧЕННОГО ПОРАЖЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОЛИЦИЯ / ПРАВОМЕРНОЕ НАСИЛИЕ / ПРИМЕНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ / FIREARMS / NON-LETHAL FIREARMS / PERSONAL SECURITY / POLICE / LAWFUL VIOLENCE / USE OF FIREARMS BY POLICE OFFICERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пырчев Сергей Вячеславович, Афанасьев Вячеслав Сергеевич

В статье рассмотрены некоторые аспекты применения сотрудником полиции огнестрельного оружия, приведены некоторые результаты изучения практики применения огнестрельного оружия на территории Российской Федерации, проведенные на основе изучения доступной выборки материалов служебных проверок по фактам применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, проанализированы правовые аспекты и особенности применения огнестрельного оружия ограниченного поражения в целях обеспечения должного уровня личной безопасности сотрудника полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF THE USE OF FIREARMS OF LIMITED DAMAGE BY EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIESOF THE RUSSIAN FEDERATION

The article addresses some aspects of the use of firearms by a police officer, Some results of the study of the use of firearms in the Russian Federation, conducted on the basis of a study of an accessible sample of official inspection materials on the facts of the use of firearms by employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation, The legal aspects and specificities of the use of firearms of limited damage were analysed in order to ensure the proper level of personal safety of the police officer.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ОГРАНИЧЕННОГО ПОРАЖЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

К вопросу применения огнестрельного оружия

ограниченного поражения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации

С.В. ПЫРЧЕВ,

доцент кафедры организации огневой и физической подготовки, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России) E-mail: psv-rm@yandex.ru

В.С. АФАНАСЬЕВ,

начальник отдела профессиональной подготовки Управления по работе с личным составом (УМВД России по Костромской области) E-mail: vafanasev44@mvd.ru

To the issue of the use of firearms of limited damage by employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation

S.V. PYRCHEV,

assistant professor of fire and physical training, Candidate of Legal Sciences (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

V.S. AFANASYEV,

Head of Training Department Personnel Administration (Ministry of Internal Affairs of Russia in the Kostroma region)

УДК 343

Аннотация: В статье рассмотрены некоторые аспекты применения сотрудником полиции огнестрельного оружия, приведены некоторые результаты изучения практики применения огнестрельного оружия на территории Российской Федерации, проведенные на основе изучения доступной выборки материалов служебных проверок по фактам применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, проанализированы правовые аспекты и особенности применения огнестрельного оружия ограниченного поражения в целях обеспечения должного уровня личной безопасности сотрудника полиции.

Abstract: The article addresses some aspects of the use of firearms by a police officer, Some results of the study of the use of firearms in the Russian Federation, conducted on the basis of a study of an accessible sample of official inspection materials on the facts of the use of firearms by employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation, The legal aspects and specificities of the use of firearms of limited damage were analysed in order to ensure the proper level of personal safety of the police officer.

Ключевые слова и словосочетания: огнестрельное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, обеспечение личной безопасности, полиция, правомерное насилие, применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции.

Keywords and phrases: firearms; non-lethal firearms; personal security; police; lawful violence; use of firearms by police officers.

Новеллой отечественного законодательства стало предоставление права сотрудникам полиции применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения на основании части 4 статьи 23 Федерального закона «О полиции» (далее — ФЗ «О полиции»)1 .

В отличие от огнестрельного оружия огнестрельное оружие ограниченного поражения, а также боеприпасы к нему не предназначены для причинения смерти человеку (рис . 1) .

Оружие устройства и предметы, конструктивно предназначенные для

поражения живои или инои цели, подачи сигналов

Огнестрельное оружие

оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда

Огнестрельное

оружие ограниченного поражения

короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии

порохового или иного заряда, и не предназначенные для причинения смерти человеку (дульная энергия при выстреле из

гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж, а из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения - 91 Дж)

Патрон травматического действия

устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного гладкоствольного оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение травматического действия и не предназначенное для причинения смерти человеку

Рисунок 1. Виды оружия, в соответствии с федеральным законом «Об оружии» (далее — ФЗ «Об оружии»)2

Законодателем введены максимальные пределы дульной энергии огнестрельного оружия ограниченного поражения: для короткоствольного оружия она составляет 91 джоуль, для огнестрельного длинноствольного оружия — 150 джоулей (ч . 1 ст . 3 ФЗ «Об оружии») . Данное ограничение введено с 1 июля 2011 г . 3

1 О полиции [Электронный ресурс]: федер . закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .

2 Об оружии [Электронный ресурс]: федер . закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ . Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» .

3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 398-ФЗ . Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» .

Для сравнения, дульная энергия пистолета Макарова при использовании патрона 9х18 ППО составляет 330-343 джоуля .

Спектр оснований использования по назначению огнестрельного оружия ограниченного поражения несколько шире случаев применения огнестрельного оружия . Так, сотруднику полиции дано право применять огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, когда имеются основания, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 23 ФЗ «О полиции», а также по некоторым основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 21 «Применение специальных средств» ФЗ «О полиции» (рис . 2) .

Рисунок 2 . Основания для применения оружия ограниченного поражения на основании пунктов 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 ФЗ «О полиции»

Вместе с тем практика применения легитимного насилия сотрудниками полиции Российской Федерации свидетельствует о достаточно низкой доле официального применения оружия ограниченного поражения . На основании проведенного исследования практики применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел в период с 2014 по 2018 годы (проанализирована доступная выборка материалов служебных проверок по фактам применения огнестрельного оружия, в рамках проведения научного исследования) . Изучены и проанализированы материалы служебных проверок: в 2014 году — 8 фактов применения огнестрельного оружия, в 2015 г . — 15, 2016 г . — 20, 2017 г. - 65, 2018 г. - 47 .

В результате анализа установлено, что наиболее часто огнестрельное оружие применяют сотрудники дорожно-патрульной службы (49 % случаев применения огнестрельного оружия) . На втором месте по количеству фактов применения огнестрельного оружия стоит патрульно-постовая служба (15 % случаев применения огнестрельного оружия), участковые уполномоченные полиции (15 % случаев применения огнестрельного оружия), уголовный розыск (14 % случаев применения огнестрельного оружия), также задокументированы факты применения огнестрельного оружия сотрудниками отряда специального назначения «Гром» управлений по контролю за оборотом наркотиков МВД России, кинологической службы МВД России, дежурной части, специального отряда быстрого реагирования МВД России

Рисунок 3. Анализ доли служб и подразделений, применявших огнестрельное оружие, в общем массиве проанализированных материалов служебных проверок

По результатам изучения не выявлено ни одного задокументированного факта применения огнестрельного оружия ограниченного поражения .

В большинстве случаев оружие применялось на улицах (62 %), а также на автодорогах (26%) .

Рисунок 4. Место применения оружия

Основания применения огнестрельного оружия в соответствии с ФЗ «О полиции» распределились следующим образом . Наиболее часто огнестрельное оружие сотрудниками полиции применялось на основании пункта 4 части 3 статьи 23 ФЗ «О полиции» — для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении (32%) . Второе по количеству основание —

пункт 1 части 3 статьи 23 ФЗ «О полиции» — для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан (28%), на третьем месте — пункт 2 части 3 статьи 23 ФЗ «О полиции» — для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции (16%) .

Рисунок 5. Соотношение фактов применения оружия в соответствии с основаниями

В результате проведенного опроса сотруд- жия ограниченного поражения, как правило,

ников органов внутренних дел установлено, изготовленного на базе пистолета Макарова,

что многие из них являются обладателями например: ПМ-Т, ИЖ 79-9Т, МР-80-13Т (ри-

разрешений на хранение огнестрельного ору- сунок 6 . ) .

Рисунок 6. Огнестрельное оружие ограниченного поражения ПМ-Т

Сотрудники приобретают огнестрельное оружие ограниченного поражения в целях обеспечения личной безопасности, что обусловлено рядом причин . Особенности оперативно-служебной деятельности сотрудников оперативных подразделений4, участковых уполномоченных, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних свидетельствуют о повышенной опасности их личной безопасности . Получение табельного огнестрельного оружия в дежурной части представляет собой достаточно сложную и трудоемкую процедуру5 .

Согласно анализу фактов применения огнестрельного оружия наибольшая доля (32 %) осуществлялась для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении . Как показывает практика оперативно-служебной деятельности (что подтверждается опросами сотрудников органов внутренних дел), наличие огнестрельного оружия, в большинстве случаев, является серьезным сдерживающим фактором

4 О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .

5 Об утверждении Инструкции о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 17 ноября 1999 г. № 938 . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс»

для лиц, задерживаемых по различным причинам (за исключением профессиональных преступников, лиц, склонных к применению насилия в отношении представителей органов государственной власти) . Производство предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении подчеркивает серьезность намерений сотрудника полиции и в большинстве случаев заставляет злоумышленника подчиниться законным требованиям

Вместе с тем положения статьи 23 ФЗ «О полиции» не разрешают использование личного огнестрельного оружия ограниченного поражения . Часть 4 указанной статьи дает право сотруднику полиции применять лишь служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения Таким образом, сотрудник полиции, применяющий личное огнестрельное оружие ограниченного поражения, может воспользоваться лишь предоставляемыми Уголовным кодексом РФ институтами необходимой обороны, причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, и крайней необходимостью (глава 8 УК РФ). Также частью 3 статьи 18 ФЗ «О полиции» сотруднику полиции предоставлено право в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия использовать

любые подручные средства, применять иное, не состоящее на вооружении полиции оружие . Таким образом, сотрудник полиции при наличии у него табельного огнестрельного оружия формально не имеет право применять иное оружие

Существенные аспекты институтов необходимой обороны, причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, и крайней необходимости освещены в соответствующих постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации6 . Пленум Верховного Суда Российской Федерации наделен полномочиями по рассмотрению материалов, анализу и обобщению судебной практики, а также имеет право давать судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации7 .

Приведем особенности рассмотрения судами условия правомерности причинения вреда в состоянии необходимой обороны и при задержании лица, совершившего преступление . Согласно п . 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г . № 19 на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, которые в связи с исполнением своих служебных обязанностей могут принимать участие в пресечении общественно опасных посягательств или в задержании лица, совершившего преступление, распространяются положения ст . 37 и 38 УК РФ, предусматривающие условия правомерности причинения вреда в состоянии необходимой обороны и при задержании лица, совершившего преступление8 . Не влечет уголовную ответственность умышленное причинение посягавшему лицу средней тяжести или легкого вреда здоровью, либо нанесение побоев, а также причинение любого вреда по неосторожности, если это явилось следствием действий оборонявшегося лица при отражении общественно

6 О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. № 19 . Доступ из справ. -правовой системы «Гарант» .

7 О Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ . Доступ из справ . -правовой системы «Кон-сультантПлюс»

8 О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 . Доступ из справ, -правовой системы «Гарант»

опасного посягательства При необходимой обороне или задержании лица, совершившего преступление, недопустимо причинение вреда третьим лицам В случае, когда при защите от общественно опасного посягательства или при задержании лица, совершившего преступление, причиняется вред охраняемым уголовным законом интересам третьих лиц, содеянное в зависимости от конкретных обстоятельств может оцениваться как правомерное причинение вреда при наличии оснований, предусмотренных ст . 39, 41 или 42 УК РФ, как невиновное причинение вреда либо как умышленное или неосторожное преступление Пленум Верховного Суда РФ в п 28 вышеуказанного Постановления также обращает внимание на то, что сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие и иные лица, которым законодательством разрешено применение оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы для исполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей, не подлежат уголовной ответственности за причиненный вред, если они действовали в соответствии с требованиями законов, уставов, положений и иных нормативных правовых актов, предусматривающих основания и порядок применения оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы Не может признаваться преступлением причинение вреда таким лицом, применившим оружие, специальные средства, боевую и специальную технику или физическую силу с нарушением установленного действующим законодательством порядка их применения, если исходя из конкретной обстановки промедление в применении указанных предметов создавало непосредственную опасность для жизни людей или могло повлечь за собой иные тяжкие последствия (экологическую катастрофу, совершение диверсии и т . п.) .

Таким образом, сотрудник полиции в процессе применения личного огнестрельного оружия ограниченного поражения вынужден постоянно руководствоваться не ФЗ «О полиции», а более сложными правовыми механизмами

Согласно анализу открытых источников информации на вооружении полиции в качестве огнестрельного оружия ограниченного поражения в настоящее время состоит бесствольный пистолет ПБ-4СП [1, 2] (рис 7)

Рисунок 7. Пистолет самообороны бесствольный ПБ-4СП [2]

Следует отметить, что в данном образце огнестрельного оружия ограниченного поражения используется электрическая схема инициирования, что негативно сказывается на надежности данного вида вооружения

Опрос сотрудников полиции показал, что многие из них не знают о существовании, во-первых, правовых оснований применения огнестрельного оружия ограниченного поражения, во-вторых, наличия в территориальных органах табельных образцов такого оружия

На основании изложенного представляется возможным сделать некоторые выводы:

1 . Сотруднику полиции даны широкие права по применению легитимного насилия, в том числе по применению огнестрельного оружия как летального, так и нелетального действия;

для более эффективного исполнения своих обязанностей необходима организация обучения в рамках системы профессиональной служебной и физической подготовки

2 . Ввиду использования в штатном огнестрельного оружия ограниченного поражения электрической схемы инициирования данный вид оружия должен быть постоянно дублирован табельным огнестрельным оружием

3 . Предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в ФЗ «О полиции» в части разрешения сотрудникам органов внутренних дел применять в оперативно-служебной деятельности личное огнестрельное оружие ограниченного поражения . Данное предложение носит дискуссионный характер и будет рассмотрено в дальнейших исследованиях

Список литературы:

1 . Бойко А. Для полицейских закупили четыре тысячи травматических пистолетов . URL: https://www .kp .ru/daüy/25858/2826308/ (дата обращения: 10 .11 .2020) .

2 . ПБ-4СП, пистолет // Информационное агентство «Оружие России» . URL: https://www . arms-expo . ru/armament/samples/1765/83018/ (дата обращения: 12.11.2020) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.