Научная статья на тему 'Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции в соответствии с законодательством'

Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции в соответствии с законодательством Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5206
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ГРАЖДАНЕ / CITIZENS / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / LEGAL INTERESTS / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / МАТЕРИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY MEASURES / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / ОРУЖИЕ / ПОСТОЯННОЕ НОШЕНИЕ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ / СОТРУДНИКИ / СЛУЖЕБНОЕ / ТАБЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / CARRY-FIREARMS-ALL-THE-TIME / POLICE OFFICERS / DUTY WEAPON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косиковский А.Р., Зарыпов В.З.

В статье раскрываются особенности применения в соответствии с законодательством Российской Федерации огнестрельного оружия сотрудниками полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Косиковский А.Р., Зарыпов В.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Firearms by Police Officers Pursue to Legislation

The paper addresses features of the use of firearms by police officers pursue to the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции в соответствии с законодательством»

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (25)

А.Р. КОСИКОВСКИИ,

преподаватель кафедры профессиональной служебной и физической подготовки,

кандидат педагогических наук

В.З. ЗАРЫПОВ,

старший преподаватель кафедры профессиональной служебной и физической подготовки

(Академия управления МВД России)

Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции в соответствии с законодательством

В статье раскрываются особенности применения в соответствии с законодательством Российской Федерации огнестрельного оружия сотрудниками полиции.

Безопасность, государство, граждане, законные интересы, личность, материальная часть, меры безопасности, органы внутренних дел, оружие, постоянное ношение, полицейский, сотрудники, служебное, табельное оружие.

Процесс реформирования структуры Министерства внутренних дел Российской Федерации коснулся прежде всего сферы нормативного правового регулирования деятельности сотрудников полиции. Согласно действующему законодательству претерпели изменения права и обязанности сотрудников органов внутренних дел при несении службы, в частности, были значительно расширены права сотрудника полиции в применении оружия.

В соответствии с п. 3 части 3 ст. 23 ФЗ РФ «О полиции» [1], сотрудник полиции имеет право применять оружие для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным ст. 15 рассматриваемого закона.

Государственная дума РФ 22 декабря 2010 г. приняла во втором и третьем чтениях поправки, ужесточающие оборот гражданского оружия; также данными поправками в ФЗ РФ «Об оружии» [2] была введена новая категория - «огнестрельное оружие ограниченного поражения», под которыми подразумеваются произведенные в России револьверы, пистолеты и бесствольные устройства, предназначенные для стрельбы патронами травматического действия. Таким образом, оружие как категория включает в себя устройства, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предусматривающие в качестве последствия применения причинение смерти человеку.

При этом, согласно рассматриваемому закону, возможность выстрела из такого оружия патронами, используемыми для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, исключается.

В ч. 4 ст. 23 ФЗ РФ «О полиции» разъяснено, что сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения в случаях, предусмотренных ч. 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных п. 3, 4, 7 и 8 ч. 1 ст. 21 данного закона.

Сотрудники органов внутренних дел имеют право на хранение, ношение, применение огнестрельного оружия в целях обеспечения выполнения возлагаемых на органы внутренних дел задач, а также для охраны личной безопасности.

Реализацию прав сотрудника полиции на хранение, ношение, применение огнестрельного оружия законодатель в ФЗ РФ «О полиции» связывает с обязательным прохождением как специальной подготовки, так и периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением, в частности, огнестрельного оружия. Такая специальная подготовка осуществляется в системе профессиональной подготовки в первую очередь в рамках первоначальной подготовки, а именно — при обучении по месту службы и курсовом обучении в учебных заведениях МВД России и учебных центрах МВД, ГУ(У) МВД, УТ МВД. В период обучения запрещается выдавать работникам табельное оружие, привлекать их к проведению оперативно-служебных мероприятий, выполнение которых связано с риском для жизни и здоровья и может привести к допущению неправомерных действий вследствие недостаточной подготовленности.

По окончании курсового обучения (после успешной сдачи зачетов и экзаменов), на время стажировки в занимаемой должности по месту службы стажерам по должности разрешено выдавать табельное оружие.

За подготовленными сотрудниками органов внутренних дел, в соответствии с Инструкцией по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутрен-

.1 155Ы 2072-9391

■ : Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (25)

них дел РФ [4], на время службы в конкретном подразделении закрепляется положенное по табелю вооружение и боеприпасы с правом на их ношение и хранение в служебное время. Указанное право подтверждается удостоверением с записью о разрешении на хранение и ношение огнестрельного оружия, выдаваемым сотруднику полиции вместе с карточкой-заместителем, где указаны сведения о закрепленном оружии. С этого момента сотрудник полиции имеет право применять табельное огнестрельное оружие в рамках полномочий, предоставленных ему ст. 23 ФЗ РФ «О полиции».

В соответствии с ч. 5 ст. 25 ФЗ РФ рассматриваемого закона сотрудники полиции имеют право на хранение и ношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Следовательно, любой аттестованный сотрудник вправе носить при себе табельное огнестрельное оружие не только на службе, но и во внеслужебное время, если считает, что это необходимо. Реализация данного права определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок постоянного хранения и оружия, и боеприпасов определяется Инструкцией по организации снабжения, хранения, учета выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел РФ [6], в соответствии с которой на постоянное хранение и ношение может выдаваться табельное боевое ручное стрелковое оружие (пистолеты, револьверы) и специальные средства, состоящие на вооружении в органах внутренних дел РФ.

В исключительных случаях, при осложнении оперативной обстановки, по решению на-чпьника органа внутренних дел на постоянное хранение и ношение сотрудникам могут быть выданы автоматы или пистолеты-пулеметы [8]. Иные типы табельного боевого ручного стрелкового оружия, состоящие на вооружении органов внутренних дел, могут быть выданы только на время выполнения оперативно-служебных задач.

Табельное боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и специальные средства на постоянное хранение и ношение могут получить только сотрудники (на время службы в органах внутренних дел), прошедшие специальное профессиональное обучение, переподготовку либо окончившие образовательное учреждение МВД России, после прохождения следующих процедур.

1) Сдача зачетов, а именно: — по знанию материальной части, тактико-технических характеристик табельного боевого ручного стрелкового оружия, специальных средств, а также мер безопасности при обращении с ними;

— по знанию положений законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих порядок применения и использования табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов, специальных средств и указанной Инструкции;

- по огневой подготовке (выполнение упражнений курса стрельб из табельного боевого ручного стрелкового оружия для рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, предусмотренных программой обучения).

2) Проверка условий хранения табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств по месту жительства и службы.

Основанием для решения вопроса о выдаче табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств на постоянное хранение и ношение является рапорт сотрудника. Принятие зачетов у сотрудников производится комиссией, назначаемой начальником органа внутренних дел. Далее непосредственный начальник ходатайствует по существу изложенного вопроса либо отказывает сотруднику в выдаче табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств на постоянное хранение и ношение, руководствуясь результатами проверки условий сохранности оружия, боеприпасов и специальных средств по его месту жительства и службы. При принятии решения учитывается также поведение сотрудника в семье и в быту.

Отметим, что согласно вышеуказанной Инструкции отказ в выдаче оружия и других специальных средств на постоянное хранение и ношение оформляется соответствующей резолюцией на его рапорте, с указанием причины отказа. Из этого положения следует, что сотрудник может быть лишен рассматриваемого права не только потому, что он не сдал зачет или условия, необходимые для хранения огнестрельного оружия и специальных средств, отсутствуют, но и по иным причинам, которыми руководствуется при решении непосредственный начальник или начальник органа внутренних дел.

Пользуясь этой неопределенностью, некоторые руководители органов внутренних дел отказывают подчиненным им сотрудникам в праве на постоянное и даже временное (для несения службы по охране общественного порядка) ношение оружия, ссылаясь на возможность его утраты или применения не по назначению, а также — отсутствие в этом необходимости с учетом характера основных служебных обязанностей. Вместе с тем любое чрезвычайное происшествие, случившееся с участием лиц, проходящих службу в полиции, имеющих табельное оружие, толкуются данной категорией

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (25)

руководителей как аргумент в пользу применения дальнейших ограничений. Между тем такие опасения в основном эфемерны. Вряд ли следует доказывать, что в результате сотрудники полиции вне службы остаются незащищенными, и эта проблема весьма остро переживается ими.

Рассмотрим некоторые пункты ФЗ РФ «О полиции», регламентирующие рассматриваемую нами сферу деятельности органов внутренних дел.

Сотрудник, получивший разрешение начальника органов внутренних дел на постоянное ношение и хранение табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств, оформленное соответствующим приказом, несет личную ответственность за их сохранность и обязан постоянно поддерживать их в исправном состоянии. Для хранения вышеуказанных средств по месту жительства у сотрудника должен быть в наличии надежно закрепленный металлический ящик (сейф), исключающий доступ к нему других лиц.

При ношении табельное боевое ручное стрелковое оружие должно быть закреплено пистолетным (револьверным) шнуром, что исключает возможность его утраты. Ношение оружия, боеприпасов и специальных средств без использования специального снаряжения (кобур, пистолетного (револьверного) шнура, автоматного ремня и др.) запрещено. Также в рассматриваемом законе обозначено, что когда возникает необходимость ношения оружия, боеприпасов и специальных средств, сотрудник полиции, одетый в гражданскую одежду, должен делать это скрытно от окружающих. Вместе с тем считается недопустимым обнажать табельное боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и специальные средства для демонстрации окружающим (за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ), а также передавать их другим лицам либо оставлять без присмотра.

При выезде сотрудника в служебную командировку с оружием и пр. в его командировочном удостоверении делается отметка с указанием модели табельного пистолета, его серии и номера, количества патронов и наличия других специальных средств, что удостоверяется печатью органа (подразделения) внутренних дел.

При отсутствии возможности надежной сохранности табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств по месту пребывания командированные сотрудники сдают его в дежурную часть ближайшего органа (подразделения) внутренних дел.

В случае неправомерного применения или использования оружия и специальных средств, невыполнения требований Инструкции, временного отстранения от занимаемой должности, грубого нарушения служебной дисциплины,

увольнения из органов внутренних дел РФ, наличия медицинского заключения с противопоказанием к владению оружием, а также гибели или смерти сотрудника табельное оружие, боеприпасы и специальные средства подлежат сдаче по указанию лица, разрешившего их выдачу.

Правила ношения сотрудниками полиции табельного огнестрельного оружия при несении патрульно-постовой службы и выполнении оперативно-служебных задач регламентируется также Уставом патрульно-постовой службы полиции [5].

За нарушение вышеприведенных правил хранения, в зависимости от последствий, на сотрудника налагается дисциплинарная или уголовная ответственность. В частности, за небрежное хранение табельного оружия в случае, если создавшиеся условия поатекли возможность для его использования другим лицом и это привело к тяжким последствиям, согласно ч. 2 ст. 293 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность [3|: любой сотрудник полиции в силу примечания к ст. 285 УК РФ является должностным лицом [7], а надлежащее хранение табельного боевого ручного стрелкового оружия входит в круг его служебных обязанностей.

В случае утраты, хищения, порчи или выхода из строя табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудник обязан незамедлительно доложить об этом в дежурную часть органа (подразделения) внутренних дел и непосредственному начальнику, который организует служебную проверку по факту утраты, в ходе чего устанавливается степень вины сотрудника и далее принимается решение о привлечении его к дисциплинарной и (или) материальной ответственности, параллельно предпринимаются меры по розыску табельного оружия, боеприпасов и специальных средств.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 ФЗ РФ «О полиции» сотрудник полиции на территории России, независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени, обязан:

- оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

- в случае обращения гражданина с заявлением о преступлении, происшествии, об административном правонарушении либо в случае выявления таковых — принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению противоправного деяния, а также - охране места его совершения, задержанию подозреваемых лиц и сообщить об этом в подразделение полиции.

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (25)

Для выполнения указанных обязанностей ФЗ РФ <'0 полиции» предоставляет сотруднику возможность воспользоваться любыми правами. предусмотренными данным нормативным актом, включая право применения огнестрельного оружия. Следовательно, сотрудник российской полиции, какую бы должность он ни занимал. какие бы служебные обязанности ни выполнял, в пределах Российской Федерации, в случае своего вмешательства по собственной инициативе или по просьбе граждан, вправе прибегнуть, в соответствии с законом, к имеющемуся у него табельному оружию всегда и везде—в служебное или внеслужебное время, на территории обслуживания органа внутренних

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (вред. ФЗ-88 от 25 июня 2012 г.)// Рос. газ. 2011. Юфевр. Гл. 5.

2. Об оружии: Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (с изм. на 19 июля 2011 г.)//Рос. газ. 2011. 8апр.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации.

4. Об утверждении Инструкции по организации снабжения, хранения, учета выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 12 января 2009 г. № 13.

5. Об утверждении Устава патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности (с изм. на 11 марта 2012 г.): приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80.

дел или вне ее, находится ли он в форменной одежде или нет.

В отличие от граждан, которые, не желая воспользоваться их законным правом на необходимую оборону, могут в угрожающих ситуациях спастись бегством, сотрудник полиции не вправе уклоняться от активных действий по пресечению общественно опасных посягательств, включающих, если это необходимо, и применение огнестрельного оружия. В противном случае он несет дисциплинарную ответственность; если же его бездействие причинило существенный вред правам и свободам граждан, государственным и общественным интересам - то и уголовное наказание. предусмотренное ст. 285 УК РФ [3].

6. Об утверждении Инструкции о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение: приказ МВД России от 17 ноября 1999 г. № 938.

7. Динека В. И. Должностные преступления по уголовному праву России / под ред. Н.И. Ветрова. Ставрополь. 2009.

8. KatLiyHoe А.И., Мшюков С.Ф. Применение и использование огнестрельного оружия по законодательству Российской Федерации: науч.-практ. пособ. СПб., 2008.

E-mail: a_kosikovsky@mail.ru; vadimzvz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.