Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная программа / слушатель / сотрудник органов внутренних дел / профессиональная подготовка / образовательный процесс / educational program / listener / employee of internal Affairs bodies / professional training / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлана Викторовна Гончарова

В статье автор рассматривает цель и порядок прохождения профессионального обучения сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел по программам профессиональной подготовки по должности «полицейский». Данная работа посвящена анализу целесообразности и полноты знаний, приобретаемых слушателями образовательных организаций системы МВД РФ при реализации указанных программ. Статья ориентирована как на сотрудников правоохранительных органов, так и на студентов юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светлана Викторовна Гончарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF A POLICE OFFICER IN MODERN CONDITIONS

In this article, the author examines the purpose and procedure for professional training of employees who are first accepted for service in the internal Affairs bodies under professional training programs for the position of “police officer". This work is devoted to the analysis of the expediency and completeness of knowledge acquired by students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation in the implementation of these programs. The article is aimed at both law enforcement officers and law students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 377.018.48 ББК 74.40

DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-151-153

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Светлана Викторовна ГОНЧАРОВА,

старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России

E-mail: goncharovasv2012@yandex.ru

Аннотация. В статье автор рассматривает цель и порядок прохождения профессионального обучения сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел по программам профессиональной подготовки по должности «полицейский». Данная работа посвящена анализу целесообразности и полноты знаний, приобретаемых слушателями образовательных организаций системы МВД РФ при реализации указанных программ. Статья ориентирована как на сотрудников правоохранительных органов, так и на студентов юридических вузов.

Ключевые слова: образовательная программа; слушатель; сотрудник органов внутренних дел; профессиональная подготовка; образовательный процесс.

PROFESSIONAL TRAINING OF A POLICE OFFICER IN MODERN CONDITIONS

Svetlana Viktorovna GONCHAROVA,

Senior Lecturer of the Department of General Legal Disciplines,

Volgodonsk Branch of the Rostov Juridical Institute of MIA of Russia

E-mail: goncharovasv2012@yandex.ru

Abstract. In this article, the author examines the purpose and procedure for professional training of employees who are first accepted for service in the internal Affairs bodies under professional training programs for the position of "police officer". This work is devoted to the analysis of the expediency and completeness of knowledge acquired by students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation in the implementation of these programs. The article is aimed at both law enforcement officers and law students.

Keywords: educational program; listener; employee of internal Affairs bodies; professional training; educational process.

Россия является правовым государством, среди признаков которого — верховенство права во всех сферах жизни общества, равенство всех перед законом, обеспечение прав и свобод каждого своего гражданина.

В условиях соблюдения принципа разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную к числу органов, относящихся к последней, относится Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России).

Сотрудники, проходящие службу в МВД России, как и сотрудники других правоохранительных органов, призваны соблюдать законность и правопорядок в обществе. Для надлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудникам полиции требуются соответствующие знания и умения. Определенное число сотрудников полиции имеет образование, полученное в высших учебных заведениях МВД России. Значительная часть сотрудников, вновь принятых в органы внутренних дел, имеют различный уровень об-

разования, полученного в иных образовательных организациях, не входящих в систему МВД России. В связи с этим профессиональное обучение данной категории сотрудников, после успешного прохождения ими стажировки, производится по образовательным программам профессиональной подготовки по должности служащего «полицейский».

Сложившаяся в настоящее время ситуация с дефицитом кадров для замещения должностей в органах внутренних дел свидетельствует о том, что лиц, не получивших образование в образовательных организациях, находящихся в ведении системы МВД РФ, но изъявляющих желание о службе в органах внутренних дел, значительно превышает число лиц, окончивших образовательные учреждения системы МВД РФ и имеющих все необходимые знания и навыки для самостоятельного несения службы.

Требование о профессиональном обучении также регламентировано приказом МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»1.

Образовательные организации системы МВД России реализуют образовательные программы профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности служащего «полицейский», в зависимости от имеющегося образования и замещаемой должности.

На основе примерных основных программ, профессионального обучения, направляемых в образовательные организации, последними самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательные программы.

Разработка образовательных программ имеет ключевое значение в приобретении лицом, принятым на службу в органы внутренних дел, соответствующих профессиональных навыков, умений и знаний, необходимых для выполнения им служебных обязанностей. При этом уровень образования обучающегося по указанным образовательным программам остается без изменения.

Существенное различие структуры образовательных программ состоит в наличии либо отсутствии в образовательной программе общепрофессионального цикла, который включает в себя перечень учебных дисциплин, дающих основы знаний о государстве, праве, его отраслях в объеме, необходимом для выполнения обязанностей полицейского. Данное отличие образовательных программ обусловлено наличием либо отсутстви-

ем знаний по указанным дисциплинам у сотрудников, имеющих профессиональное юридическое образование, наличие которого подтверждается соответствующими дипломами.

Изучение дисциплин общеправового цикла имеет большое практическое значение. Профессиональная деятельность полицейского не может быть полноценной без знаний базовых основ отраслей права. Учитывая, что любой из сотрудников полиции как в служебное, так и во внерабочее время обязан пресекать совершение административных правонарушений и преступлений, а также документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения2, отсутствие соответствующих для выполнения таких служебных задач знаний и навыков, как следствие, влечет за собой ненадлежащее выполнение сотрудником полиции служебных обязанностей.

Недостаточная компетенция сотрудника полиции может повлечь также иные негативные последствия, которые могут выражаться в причинении различного рода вреда лицам, как потерпевшим от преступных посягательств, так и совершающим данные посягательства. Так, например, п. 2 ст. 8 УПК РФ гласит: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда»3. Незнание указанного принципа уголовного судопроизводства может повлечь нарушение не только норм уголовно-процессуального права, но и нарушение конституционного права человека и гражданина, закрепленного ст. 49 Конституции РФ4.

Получение теоретических знаний, бесспорно, является фундаментом освоения той или иной дисциплины. Тем не менее полученные на занятиях лекционного типа знания требуют усвоения и закрепления их. Необходимо также развить навык правильного применения полученных знаний в практической деятельности, а также умения получения, проверки, анализа и оценки юридически значимой информации. Данные цели достигаются на практических занятиях и занятиях семинарского типа. В связи с этим при разработке и утверждении образовательных программ образовательной организации учебный план включает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, уроки, семинарские и практические занятия.

Кроме перечисленных аудиторных занятий большое значение имеет самостоятельная работа обучаемых. Целью самостоятельной работы слушателей образовательных организаций, на-

152

Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 1

ходящихся в ведении системы МВД России, является приобретение навыков работы с нормативными правовыми документами, умения самостоятельной добычи информации, необходимой для уяснения того или иного вопроса.

Главную значимость в распределении часов учебной нагрузки, определенной на освоение каждой учебной дисциплины, представляют ее отличительные особенности. В зависимости от специфики учебной дисциплины варьируется и распределение между аудиторной и самостоятельной работой.

По некоторым учебным дисциплинам, таким как «Основы теории государства и права», «Основы конституционного права», график последовательности их прохождения строится таким образом, что количество занятий лекционного типа значительно превышает количество практических занятий, что обусловлено наименьшей потребностью в закреплении на практике теоретического материала.

Ряд учебных дисциплин, к примеру «Основы уголовного права», «Основы уголовного процесса», «Основы административного права», «Основы криминалистики», при построении графиков последовательности их прохождения требует значительно большего временного объема для проведения практических занятий. По данным учебным дисциплинам необходимым условием для качественного усвоения учебного материала является последовательная смена занятий лекционного типа практическими занятиями, результаты которых закрепляются самостоятельной работой по изучаемым темам.

Учебный план каждой образовательной программы образовательных организаций системы

МВД России содержит в перечне осваиваемых учебных дисциплин «Огневую подготовку», «Физическую подготовку», «Тактико- специальную подготовку». Графики прохождения данных учебных дисциплин обоснованно состоят из незначительного количества занятий лекционного типа и подавляющего большинства практических занятий, что обусловлено их спецификой, требующей получения практических навыков обращения со специальными средствами, огнестрельным оружием, состоящими на вооружении органов внутренних дел, а также формирования способностей умелого и соразмерного применения физической силы и боевых приемов борьбы.

1 Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 14 января 2020 г.) (зарег. в Минюсте России 27 июня 2018 г. № 51459).

2 Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 6 февраля 2020 г.) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 3 июля 2019 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (Ч. 1). Ст. 4921 // СПС «КонсультантПлюс».

4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.