Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91). С. 28-33. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 1 (91). P. 28-33.
Научная статья УДК 349.3
ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРАВА НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1 2 Мира Кульчимбаевна Кукеева , Аскар Кульчимбаевич Кукеев
1 2
' Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова, Шымкент, Казахстан
1 mira0945@mail.ru
2
askar_kukeyev@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается сущность и содержание механизма обеспечения института социальной защиты как эффективного инструмента удовлетворения интереса физических лиц на получение конкретных видов социальной защиты с целью предупреждения, преодоления или смягчения неблагоприятных последствий социальных рисков, адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Юридический механизм права на социальную защиту осуществляется через реализацию своих полномочий органами государственной власти и местного самоуправления путем определения приоритетов социальной политики, выполнения своих конституционных обязанностей по инициированию, разработке и проведению социальной политики в трудовой сфере и сфере занятости населения, социальной защиты, здравоохранения, образования, науки, обеспечение мер по развитию социального государства путем воплощения в жизнь социальной политики, реализации концепций, стратегий, программ в социальной сфере. Необходимость разработки научно обоснованной концепции юридического механизма обеспечения права на социальную защиту обусловлена поставленными перед казахстанской юридической наукой права социального обеспечения современными вызовами, связанными с трансформацией отраслевых общественных отношений, расширением сферы применения частноправовых основ при принятии комплекса мер, направленных на предупреждение, преодоление или смягчение неблагоприятных последствий социальных рисков, адаптацию лица или семьи к новым условиям ее жизнедеятельности, признанием нормотворческими субъектами значительного количества событий юридическими фактами, являющимися основаниями для возникновения исследуемого права, и разнообразием их проявлений, процессами интеграции и т. д. От того, насколько четко определен механизм обеспечения права на социальную защиту в законодательстве, насколько эффективной является правоприменительная практика в соответствующей сфере, зависит уровень социальной защищенности населения в государстве.
Ключевые слова: социальная защита, социальная поддержка, право социального обеспечения, защита прав граждан в сфере социального обеспечения, юрисдикционная и неюрисдикцион-ная формы защиты.
Для цитирования: Кукеева М. К., Кукеев А. К. Юридический механизм права на социальную защиту в Республике Казахстан // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91). C. 28-33.
Original article
LEGAL MECHANISM OF THE RIGHT TO SOCIAL PROTECTION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
© Кукеева М. К., Кукеев А. К., 2022
1 2 Mira K. Kukeeva , Askar K. Kukeev
1 2
' M. Auezov South Kazakhstan University, Shymkent, Kazakhstan
1 mira0945@mail.ru
2
askar_kukeyev@mail.ru
Abstract. This article examines the institution of social protection as an effective satisfaction of the interest of individuals to receive specific types of social protection in order to prevent, overcome or mitigate the adverse effects of social risks, adapt to new living conditions. The legal mechanism of the right to social protection is carried out through the exercise of their powers by state authorities and local self-government by determining the priorities of social policy, fulfilling their constitutional obligations to initiate, develop and conduct social policy in the labor and employment sphere, social protection, health, education, science, ensuring measures for the development of the social state by implementing in the life of social policy, the implementation of concepts, strategies, programs in the social sphere. The need to develop a scientifically based concept of a legal mechanism for ensuring the right to social protection is due to the modern challenges posed to the Kazakh legal science of social security law related to the transformation of sectoral public relations, the expansion of the scope of application of private law foundations when taking a set of measures aimed at preventing, overcoming or mitigating the adverse consequences of social risks, adaptation of a person or family to new conditions her vital activity, the recognition by the rule-making subjects of a significant number of events as legal facts that are the grounds for the emergence of the law under study, and the variety of their manifestations, integration processes, etc. The level of social protection of the population in the state depends on how clearly the mechanism for ensuring the right to social protection is defined in the legislation, how effective is law enforcement practice in the relevant area.
Keywords: social protection, social support, social security law, protection of citizens' rights in the field of social security, jurisdictional and non-jurisdictional forms of protection.
For citation. Kukeeva M. K., Kukeev A. K. Legal mechanism of the right to social protection in the Republic of Kazakhstan. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 1 (91). Pp. 28-33. (In Russ.)
Право на социальную защиту является закрепленным нормативно-правовыми актами (международными и национальными) мерой возможного поведения человека, направленной на удовлетворение интереса по получению комплекса материальных благ и/или нематериальных мер по предупреждению, преодолению или смягчению неблагоприятных последствий социальных рисков, адаптации к новым условиям жизнедеятельности путем реализации обязанностей социально обязанными субъектами всех форм собственности и хозяйствования.
Характерные черты права на социальную защиту как субъективного права человека: 1) признание его мерой возможного поведения; 2) механизм обеспечения этого права урегулирован международно-правовыми актами, актами национального законодательства, договорными актами; 3) направлено на удовлетворение интереса лица; 4) обеспечение этого права возможно исключительно путем исполнения обязанностей социально обязанными субъектами всех форм собственности и хозяйствования; 5) этим правом наделен каждый человек, который на законных основаниях находится на территории государства; 6) возможность реализации права связана с категорией социального риска; 7) реализация этого права финансируется за счет источников, не запрещенных законом; 8) право на социальную защиту реализуется в разных организационно-правовых формах; 9) комплексный характер; 10) государственная гарантированность права [1, с. 32].
Среди признаков юридического механизма обеспечения права на социальную защиту следует назвать:
- комплексный характер, проявляющийся во взаимозависимости и взаимосогласованности, системности его частей;
- обеспечение права на социальную защиту осуществляется с помощью разнообразных мероприятий и средств: материально-технических, организационно-управленческих, идеологических (социально-политических), а также специально-юридических лиц, имеющих ключевое значение;
- направленность на обеспечение качества и эффективности нормативно-правовых актов, определяющих структуру права и социальной защиты и непосредственно закрепляющих механизмы его реализации, охраны и защиты, а также удовлетворение интереса человека по получению конкретных видов социальной защиты для предупреждения, преодоления и/или смягчения неблагоприятных последствий социальных рисков, адаптации к новым условиям жизнедеятельности;
- обеспечение права на социальную защиту происходит путем применения вышеназванных мер и средств самим управомоченным лицом, органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и подчинения, институтами гражданского общества, судами и другими субъектами, которые могут быть вовлечены в соответствующий процесс в момент утверждения, реализации, охраны или защиты права на социальную защиту.
Осуществление права на социальную защиту происходит в установленных законодательством пределах. Границы осуществления права на социальную защиту и ограничение права на социальную защиту являются составными пределами изучаемого права.
Пределы права на социальную защиту являются его положительной характеристикой, определенной абсолютными возможностями, которые человек может осуществлять с целью удовлетворения своих интересов. В свою очередь, ограничение права на социальную защиту характеризует механизм его осуществления с отрицательной стороны - определяет действия, которые не могут быть совершены в той или иной ситуации в целях обеспечения баланса между интересами конкретной личности и интересами государства и общества. Ограничение права на социальную защиту нормативно установленными обоснованными притеснениями как раз и определяет пределы осуществления изучаемого права.
Характерной чертой злоупотребления правом на социальную защиту выступает, во-первых, то, что оно, являясь вариантом использования предоставленного субъективного права, хотя формально («внешне») и соответствует правовой норме, однако осуществляется с противоправной целью, что приводит к нарушению прав третьих лиц, публичных интересов. В результате злоупотребления правом на социальную защиту искажается назначение конкретных видов социальной защиты, ориентированных на предупреждение, преодоление и/или смягчение неблагоприятных последствий социальных рисков, адаптации человека к новым условиям жизнедеятельности. Во-вторых, квалификация акта поведения как злоупотребления правом неразрывно связана с констатацией факта выхода управомоченного лица за пределы осуществления соответствующего субъективного права.
В современных условиях ограниченными в возможности эффективной реализации права на социальную защиту являются трансгендерные лица, которым из-за значительной стигматизации часто отказывают в предоставлении медицинской помощи, связанной с изменением (коррекцией) половой принадлежности, оказывают некачественные медицинские услуги.
С учетом значения органов местного самоуправления в системе социальной защиты населения в РК, расширения их полномочий в изучаемой сфере общественных отношений и безосновательности ожидания высоких показателей эффективности государственного надзора и контроля в данной сфере, осуществляемого преимущественно государственны-
ми органами и учреждениями, не имеющими статуса специализированных субъектов, целесообразно урегулировать порядок проведения государственного контроля в сфере социальной защиты в пределах области, района, города, городского района, сельского округа, поселка и села, не входящего в состав сельского округа.
В законодательстве в сфере социальной защиты населения в качестве мер ответственности обязанного субъекта должны быть закреплены не только компенсация неполученного блага (вида социальной защиты), но и взыскание процентов размера (стоимости) того или иного вида социальной защиты, компенсация морального вреда.
В случае нарушения права на получение «нематериальных» видов социальной защиты (социального обслуживания, социальных льгот, обеспечения лекарственными препаратами и т. д.) граждане также должны обеспечиваться правом на получение соответствующей компенсации, исходя из рыночной стоимости соответствующих услуг, товаров и т. п. или по фактическим затратам (например, в случае непредоставления лицу определенного статуса, наличие которого обусловливает право на социальные льготы, и вынужденной оплаты соответствующих благ в полном объеме).
Целесообразность введения предложенных юридических мер ответственности социально обязанных субъектов объясняется тем, что с учетом уровня инфляции, значительных сроков выполнения решений о взыскании в пользу физических лиц соответствующих денежных выплат, в случае восстановления права на социальную защиту после его нарушения соответствующие денежные суммы в любом случае не смогут обеспечить ту же самую динамику покупательской способности, которая имела бы место, когда соответствующая пенсия, государственная социальная помощь и т. д. должны были быть выплачены (особенно это относится, например, к периоду пандемии).
Кроме того, в то время, в течение которого право на социальную защиту человека в виде денежных выплат нарушено, социально обязанные субъекты (органы местного самоуправления, фонды социального страхования, работодатели и т. п.) пользуются чужим имуществом (деньгами), следовательно, возложение на них долга компенсировать человеку его потери вполне обоснованно.
Средствами защиты рассматриваемого в статье права являются юрисдикционные действия органов, уполномоченного лица или его законного, уполномоченного, договорного представителя с целью обеспечения прекращения, устранения нарушений права, его признания или возобновления, удовлетворения интереса к получению конкретного вида социальной защиты в определенном нормативно-правовыми актами порядке и возмещение ущерба, вызванного нарушением субъективного права лица на социальную защиту.
Способы защиты вышеупомянутого права отличаются в зависимости от формы защиты соответствующего права, что обусловлено отличиями правового статуса субъекта: соответствующий способ защиты применяет специально уполномоченный орган или лицо, право которого нарушено, лично или через представителя.
В целом можно констатировать соответствие нормативно-правовых актов Республики Казахстан в определенной степени международным стандартам права на социальную защиту. В отдельных случаях национальная практика социальной защиты даже превышает международные стандарты [2]. В то же время ряд положений международно-правовых актов, которые закрепляют стандарты права на социальную защиту, не нашли своего отражения в актах национального законодательства Республики Казахстан, в связи с чем целесообразно внести изменения и дополнения в ряд нормативно-правовых актов Республики Казахстан с целью обеспечения эффективной имплемента-ции международных стандартов права на социальную защиту в национальной юридической практике:
1. Ст. 28 Конституции Республики Казахстан изложить в следующей редакции:
«Пункт 1 ст. 28. Каждый имеет право на социальную защиту, включающую право на
обеспечение его в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от него обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом, и право на предупреждение наступления социальных рисков.
Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, как бюджетных, так и других источников социального обеспечения; созданием сети государственных, коммунальных, частных учреждений по уходу за нетрудоспособными.
Пенсии, другие виды социальных выплат и пособий, являющихся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом»;
«Пункт 2 ст. 28. Каждый имеет право на достойный жизненный уровень для себя и своей семьи, что включает достойное питание, одежду, жилье, образование, медицинскую помощь и неуклонное улучшение условий жизни».
2. Дополнить Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 № 235-V ст. 425-1 следующего содержания:
«Статья 425-1. Уклонение от обязательных профилактических прививок. Уклонение от проведения обязательных профилактических прививок в сроки, установленные национальным календарем прививок, при отсутствии соответствующих медицинских противопоказаний - влечет наложение штрафа от трех до пяти месячных расчетных показателей.
Уклонение родителей или других законных представителей лиц, не достигших 18 лет или признанных судом недееспособными, ограниченно дееспособными, от согласования проведения обязательных профилактических прививок согласно утвержденному календарю прививок лицам до 18 лет, лицам, признанным судом недееспособными, ограниченно дееспособными, при отсутствии соответствующих медицинских противопоказаний - влечет наложение штрафа от пяти до пятнадцати месячных расчетных показателей.
Уклонение от проведения обязательных профилактических прививок в случае угрозы возникновения особо опасной инфекционной болезни или массового распространения опасной инфекционной болезни на соответствующих территориях и объектах при отсутствии соответствующих медицинских противопоказаний - влечет наложение штрафа в размере ста месячных расчетных показателей.
Уклонение работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых может привести к заражению этих работников и (или) распространению ими инфекционных болезней, от прохождения обязательных профилактических прививок в порядке, определенном законом, - влечет наложение штрафа в размере трехсот месячных расчетных показателей».
Список источников
1. Хамзин А. Ш. Международно-правовые основы обеспечения социально-трудовых прав человека в Республике Казахстан: монография. Астана, 2009. 290 с.
2. Абдыкаликова Г. Н., Курманов А. М. Социальная защита населения в условиях демографических изменений в Республике Казахстан: монография. Астана, 2010. 395 с.
References
1. Khamzin A. Sh. Mezhdunarodno-pravovye osnovy obespecheniia sotsial'no-trudovykh prav cheloveka v Respublike Kazakhstan [International legal framework for ensuring social and labor human rights in the Republic of Kazakhstan]. Astana, 2009, 290 p. (In Russ.).
2. Abdykalikova G. N., Kurmanov A. M. Sotsial'naia zashchita naseleniia v usloviiakh demo-graficheskikh izmenenii v Respublike Kazakhstan [Social protection of the population in the context of demographic changes in the Republic of Kazakhstan]. Astana, 2010, 395 p. (In Russ.).
Информация об авторах М. К. Кукеева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Всеобщая история, библиотековедение и музейное дело»,
Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова; А. К. Кукеев - старший преподаватель кафедры «Государственно-правовые дисциплины», Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова.
Information about the authors M. K. Kukeeva - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of General History, Library Science and Museum Business, M. Auezov South Kazakhstan University A. K. Kukeev - Senior Lecturer at the Department of State and Legal Disciplines, M. Auezov South Kazakhstan University.
Статья поступила в редакцию 04.05.2022; одобрена после рецензирования 16.05.2022; принята к публикации 16.05.2022.
The article was submitted 04.05.2022; approved after reviewing 16.05.2022; accepted for publication 16.05.2022.