Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кукеев Аскар Кульчимбаевич

В данной статье рассматривается система принципов конституционного права человека и гражданина на высшее образование. Отмечается, что в соответствии с требованиями и предписаниями Конституции Республики Казахстан разработан и принят ряд нормативно-правовых актов, положениями которых в широком объеме закреплено право человека и гражданина на высшее образование и определены механизмы реализации, обеспечения и защиты этого права со стороны государства и общества. Наряду с этим упомянутый перечень расширяется рядом международно-правовых документов, которые стали частью национального законодательства государства. Обоснована необходимость расширения приведенного перечня гарантий путем введения в их состав организационных условий, поскольку именно ими обеспечивается организационная составляющая деятельности государства и его органов, должностных лиц, а также представителей гражданского общества в процессе формирования условий для реализации лицом права на образование (высшее образование). Предложено рассматривать гарантии исследуемого права как систему, закрепленную действующим законодательством Республики Казахстан, включающую сложный комплекс средств политического, социального, экономического и культурного направления и являющуюся основой для формирования государственного механизма обеспечения конституционного права на высшее образование. Проанализированы доктринальные позиции в научной классификации гарантий, которыми обеспечивается практическая реализация прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кукеев Аскар Кульчимбаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL LEGAL PRINCIPLES OF THE RIGHT TO HIGHER EDUCATION

This article examines the system of principles of the constitutional rights of a person and a citizen to higher education. It is noted that in accordance with the requirements and prescriptions of the Constitution of the Republic of Kazakhstan, a number of normative legal acts have been developed and adopted, the provisions of which broadly secure the right of a person and citizen to higher education and define mechanisms for the implementation, provision and protection of this right by the state and society. Along with this, the aforementioned list is expanded by a number of international legal documents that have become part of the national legislation of the state. The necessity of expanding the above list of guarantees by introducing organizational conditions into their composition is substantiated, since it is they who provide the organizational component of the activities of the state and its bodies, officials, as well as representatives of civil society in the process of creating conditions for a person to exercise the right to education (higher education). It is proposed to consider the guarantees of the studied law as a system enshrined in the current legislation of the Republic of Kazakhstan, including a complex complex of political, social, economic and cultural means and is the basis for the formation of a state mechanism for ensuring the constitutional right to higher education. Analyzed the doctrinal positions in the scientific classification of guarantees, which ensure the practical implementation of human and civil rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Кукеев А. К. Конституционно-правовые принципы права на высшее образование. Вестник Прикамского социального института. 2021. № 1 (88). C. 15-21.

Kukeyev A. K. Constitutional legal principles of the right to higher education. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 1 (88). Pp. 15-21. (In Russ.)

УДК 342.7.116

А. К. Кукеев

Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова, Шымкент, Казахстан

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Кукеев Аскар Кульчимбаевич — старший преподаватель кафедры «Теория государства и права».

E-mail: askar_kukeyev@mail.ru

В данной статье рассматривается система принципов конституционного права человека и гражданина на высшее образование. Отмечается, что в соответствии с требованиями и предписаниями Конституции Республики Казахстан разработан и принят ряд нормативно-правовых актов, положениями которых в широком объеме закреплено право человека и гражданина на высшее образование и определены механизмы реализации, обеспечения и защиты этого права со стороны государства и общества. Наряду с этим упомянутый перечень расширяется рядом международно-правовых документов, которые стали частью национального законодательства государства. Обоснована необходимость расширения приведенного перечня гарантий путем введения в их состав организационных условий, поскольку именно ими обеспечивается организационная составляющая деятельности государства и его органов, должностных лиц, а также представителей гражданского общества в процессе формирования условий для реализации лицом права на образование (высшее образование).

Предложено рассматривать гарантии исследуемого права как систему, закрепленную действующим законодательством Республики Казахстан, включающую сложный комплекс средств политического, социального, экономического и культурного направления и являющуюся основой для формирования государственного механизма обеспечения конституционного права на высшее образование. Проанализированы доктринальные позиции в научной классификации гарантий, которыми обеспечивается практическая реализация прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: высшее образование, конституционно-правовая основа, правовые акты в сфере высшего образования, система образования, принципы реализации права на высшее образование, система управления высшим образованием.

A. K. Kukeyev

M. Auezov South Kazakhstan University, Shymkent, Kazakhstan

CONSTITUTIONAL LEGAL PRINCIPLES OF THE RIGHT TO HIGHER EDUCATION

Kukeyev Askar K. — Senior Lecturer at the Department of Theory of State and Law.

This article examines the system of principles of the constitutional rights of a person and a citizen to higher education. It is noted that in accordance with the requirements and prescriptions of the Constitution of the Republic of Kazakhstan, a number of normative legal acts have been developed and adopted, the provisions of which broadly secure the right of a person and citizen to higher education and define mechanisms

for the implementation, provision and protection of this right by the state and society. Along with this, the aforementioned list is expanded by a number of international legal documents that have become part of the national legislation of the state. The necessity of expanding the above list of guarantees by introducing organizational conditions into their composition is substantiated, since it is they who provide the organizational component of the activities of the state and its bodies, officials, as well as representatives of civil society in the process of creating conditions for a person to exercise the right to education (higher education).

It is proposed to consider the guarantees of the studied law as a system enshrined in the current legislation of the Republic of Kazakhstan, including a complex complex of political, social, economic and cultural means and is the basis for the formation of a state mechanism for ensuring the constitutional right to higher education. Analyzed the doctrinal positions in the scientific classification of guarantees, which ensure the practical implementation of human and civil rights and freedoms.

Keywords: higher education, constitutional and legal framework, legal acts in the field of higher education, education system, principles of the right to higher education, higher education management system.

Современная Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы1 основывается на принципах, зафиксированных в нормах Конституции Республики Казахстан (далее — Конституция, Основной закон), Законе Республики Казахстан «Об образовании» , а также в международных актах, ратифицированных Казахстаном, в частности во Всеобщей декларации прав человека (1948)4, Международном пакте о гражданских и политических правах (1966)5 и др. Эти принципы являются определяющими для формирования государственной политики в сфере образования и основополагающими в процессе развития высшего образования, его законодательного регулирования. С помощью конституционно-правовых принципов формируются требования к деятельности всех ветвей государственной власти по обеспечению, охране и защите права на высшее образование.

С целью дальнейшего изучения научных подходов к определению понятия принципов конституционного права обратимся к трактовке, содержащейся в толковых юридических словарях. Согласно им принципы конституционного права (с фр. princeps, от лат. prinsipium — начало, основа) — это руководящие принципы, идеи, идеалы, которые определяют сущность, содержание, направленность и формы конституционно-правового регулирования [4, с. 205].

В современных условиях развития государства принципы конституционного права призваны определять сущность, содержание, направленность и формы конституционно-правового регулирования всех сфер общественной жизни. Однако наибольшая их ценность обусловлена участием в механизме определения правового статуса человека и гражданина, где принципы являются теми основными идеями, которые превращают совокупность прав и свобод личности в систему.

1 Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Казахстан от 27 дек. 2019 г. № 988 // ИПС «ЭД1ЛЕТ». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988 (дата обращения: 24.04.2021).

2 Конституция Республики Казахстан [Электронный ресурс] (принята 30 августа 1995 года на республиканском референдуме) // ИПС «ЭД1ЛЕТ». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_ (дата обращения: 26.04.2021).

3 Об образовании [Электронный ресурс]: закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. № 319-III // ИПС «ЭД1ЛЕТ». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_ (дата обращения: 25.04.2021).

4 Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 дек. 1948 г. // ИПС «ЭД1ЛЕТ». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/O4800000001. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z070000319 (дата обращения: 25.04.2021).

5 О ратификации Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах [Электронный ресурс]: закон Республики Казахстан от 11 февр. 2009 г. № 130-IV // ИПС «ЭД1ЛЕТ». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z090000130_. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_ (дата обращения: 25.04.2021).

В науке конституционного права принято выделять такие конституционно-правовые принципы института прав и свобод человека и гражданина, как: закрепление в национальном законодательстве прав и свобод, установленных нормами международного права; принцип неотчуждаемости и незыблемости основных прав, естественных прав и свобод человека и принадлежность ему их от рождения (ст. 12 Конституции), принцип равенства прав и свобод лиц (ст. 13 Конституции), принцип единства прав и обязанностей человека и гражданина (ст. 12 Конституции), принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина.

В свою очередь, право на высшее образование реализуется в рамках системы конституционных принципов, которые представляют собой основные правовые идеи, упорядочивают общественные отношения в сфере образования. Указанные принципы влияют на содержание и юридическую определенность правовых норм, содержащихся в образовательном законодательстве, и определяют и направляют деятельность уполномоченного круга должностных лиц и всех участников образовательного процесса. При таком подходе, по мнению А. Жумагуловой, конституционные принципы рассматриваются как правовые гарантии права на образование, высшее образование [1, с. 45].

Учитывая особенности конституционно-правового регулирования отдельных общественных отношений, некоторые ученые-юристы предлагают следующую классификацию принципов, определяющих содержание, значение, направленность и реализацию конституционного права на образование: общеправовые принципы, общие принципы правового статуса личности и специальные принципы права на образование. Сторонники приведенного подхода считают, что в таком случае принципы права на образование должны пониматься и толковаться в соответствии с общими принципами правового статуса личности, которые, в свою очередь, должны соотноситься с общеправовыми принципами [5].

Предписания Основного закона содержат ряд конституционных норм, определений, гарантий, принципов, связанных между собой сложными правовыми взаимосвязями, которые в совокупности формируют единую систему. Однако конституционные принципы имеют общее значение, являются исходными в механизме нормативно-правового регулирования общественных отношений в сфере образования. В частности, к общим принципам, которыми закрепляются основы реализации права на образование в Республике Казахстан, следует отнести: принцип равенства всех перед законом, в том числе в приобретении, соблюдении и защите прав, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам (ст. 12 Конституции); охрана достоинства человека, запрет жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ст. 17 Конституции); гарантии свободы передвижения, свободного выбора места жительства (ст. 21 Конституции); свобода мысли и слова, свободное выражение своих взглядов и убеждений, право свободно собирать, использовать и распространять информацию (ст. 20 Конституции).

Отдельной группой принципов, которые юридически формируют систему образования, являются конституционные положения, в которых закреплены социальные, культурные, экономические права: право на образование (ст. 30 Конституции); право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности (ст. 26 Конституции); гарантии свободы литературного, художественного, научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности, авторских прав, моральных и материальных интересов, возникающих в связи с различными видами интеллектуальной деятельности; содействия развитию науки (ст. 26 Конституции); право на свободный выбор рода деятельности, реализация программ профес-

сионально-технического обучения, подготовка и переподготовка кадров в соответствии с общественными потребностями (ст. 30 Конституции).

Однако из приведенного перечня общих (конституционных) принципов следует выделить нормы ст. 30 Конституции Республики Казахстан: по своей правовой природе они составляют основу конституционного статуса личности, а также являются определяющими для формирования современной системы образования и ее составляющих, в частности высшего образования.

Принципы образовательного права законодательно определены в базовом Законе Республики Казахстан «Об образовании» (далее — Закон «Об образовании», Закон). В положениях Закона «Об образовании» установлено, что принципами образовательной деятельности являются: обеспечение качества образования и качества образовательной деятельности; обеспечение равного доступа к образованию без дискриминации по любым признакам; научный характер образования; интеграция с рынком труда; свобода в выборе видов, форм и темпа получения образования, образовательной программы, учебного заведения, других субъектов образовательной деятельности; академическая добродетель; содействие обучению на протяжении жизни; интеграция в международное образовательное пространство; доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, предоставляемых государством; равенство возможностей для всех и т. д. (ст. 8 Закона).

Подчеркнем, что приведенный перечень зафиксированных в нормативно-правовом акте принципов образовательного права не является исчерпывающим, поскольку в положениях ст. 6 Закона определены основные принципы государственной политики в исследуемой сфере.

Предлагаем следующую классификацию специальных принципов высшего образования:

— общая доступность высшего образования;

— доступность высшего образования на основе способностей каждого и бесплатность высшего образования;

— качество высшего образования;

— академическая мобильность;

— преемственность процесса получения высшего образования [5].

Рассмотрим их более подробно.

Общая доступность высшего образования. Принцип закреплен ч. 2 ст. 30 Конституции Республики Казахстан. Однако считаем, что правопонимание указанного принципа в контексте доступности высшего образования несколько отличается от его трактовки на других образовательных уровнях. Провозглашая этот принцип, законодатель обращает внимание на тот факт, что общая доступность вовсе не исключает конкурсной состязательности в случае поступления в учреждения высшего образования. По мнению А. Смолина, толковать общую доступность исследуемого права следует не в буквальном, индивидуальном (абсолютная доступность для каждого), а в социальном смысле (доступность независимо от социального положения). Ученый размышляет о том, что, поскольку право на высшее образование — это конституционное право, соответственно, и правоспособность граждан в этой части имеет универсальный характер [3, с. 36].

Так, современные социально-экономические и политические проблемы, угрозы и риски социальной безопасности отрицательно сказываются на всех сферах жизнедеятельности общества. При таких условиях существенно расширился круг лиц, которые испытывают ряд социально-экономических трудностей и не могут эффективно реализовывать свои конституционные права, в том числе право на высшее образование. К таким категориям следует отнести: лиц с ограниченными возможностями; представителей этнических меньшинств; ветеранов и участников боевых действий; лиц из малообеспеченных слоев населения и т. п.

В общем, в юридической литературе проблему неравенства доступа к высшему образованию определяют как правовое неравенство — неравенство прав, которые закреплены на законодательном уровне; социально-экономическое неравенство, которое понимается как неравенство доступа к достижениям образования, обусловленное социально-экономическими характеристиками различных групп людей [6].

Иными словами, доступность высшего образования — это мера равенства всех участников образовательного процесса как во время обучения, так и после его завершения. Ключевой характеристикой в понимании доступности высшего образования является равенство всех индивидов на всех стадиях и циклах его получения.

Анализ нормативно-правового закрепления принципа доступности высшего образования и имеющихся теоретических разработок по этой тематике дает основания сделать вывод, что доступность высшего образования связана с двумя условиями — общим равенством и доступностью высшего образования на основе способностей каждого. Учитывая имеющиеся объективные факторы, связанные с уникальностью и сложностью процесса получения высшего образования, этот уровень образования не может и не должен быть общедоступным. В первую очередь это связано со способностью каждого отдельного лица приобретать знания и навыки, соответствующие этому высокому уровню образования.

В соответствии со ст. 26.1. Всеобщей декларации прав человека доступ к высшему образованию должен определяться способностями, возможностями, усилиями, упорством, настойчивостью тех, кто хочет получить такое образование. В нормах международного акта отмечается, что быстрое и повсеместное повышение запроса на высшее образование требует, чтобы в надлежащих случаях в пределах любой политики предпочтение отдавалось подходу, основанному на способностях каждого.

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что речь идет об одинаковой доступности высшего образования на основе способностей каждого, уровень которых определяется при конкурсных испытаниях, проводимых для всех желающих на равных условиях.

По этому поводу следует привести соответствующее положение Конституции Республики Казахстан, которым определяется, что «граждане имеют право бесплатно получить высшее образование в государственных учебных заведениях на конкурсной основе» (ч. 2 ст. 30 Конституции)1. Кроме того, ч. 1 ст. 44 Закона «Об образовании» установлено, что прием на обучение в учреждения высшего образования осуществляется на конкурсной основе в соответствии с условиями приема на обучение для получения высшего образования, утвержденными центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки. Условия конкурса должны обеспечивать соблюдение прав человека в сфере образования.

Право человека и гражданина на получение высшего образования в Республике Казахстан реализуется не только в пределах, определенных ч. 2 ст. 30 Конституции относительно возможности получения высшего образования на бесплатной основе в государственных учреждениях высшего образования. Действующее национальное законодательство, регулирующее правоотношения в сфере образования, формирует правовые механизмы, которые создают условия для обеспечения эффективной реализации лицом своего права на высшее образование, в том числе путем функционирования в государстве системы частных высших учебных заведений и т. п.

Именно такой подход дает основания сделать вывод, что праву на высшее образование свойственна дуальная природа, поскольку оно наделено признаками как положительного, так и отрицательного права.

1 Конституция Республики Казахстан.

Процесс построения современной конкурентоспособной системы высшего образования в Казахстане напрямую связан с качеством высшего образования, которое рассматривается как составляющая национальной безопасности.

Качество высшего образования, с одной стороны, является специальным характерным признаком высшего образования, а с другой — интегральным продуктом развития науки и культуры, который соответствует актуальным общественным запросам [7, с. 502].

Рассматривая качество как специальный принцип высшего образования, мы в первую очередь исходим из устоявшихся подходов к определению этой категории. В частности, в рамках проекта UNESCO-CEPES «Стратегические показатели высшего образования в XXI веке» изложен ряд общих подходов к трактовке качества высшего образования: качество высшего образования как превосходство (высокий уровень сложности программ, процедур тестирования студентов); качество как соответствие поставленным целям (соответствие стандартам); качество как удовлетворение потребителя (оправдание ожиданий потребителей образовательных услуг); качество как синоним улучшения (процесс, направленный на постоянное совершенствование) [2, с. 270].

Попутно отметим, что на национальном уровне принцип качественного обеспечения высшего образования стал приоритетной задачей в деятельности государства. Во-первых, такой подход отражен в положениях нормативно-правовых актов, принятых в последние годы, в частности в законе «Об образовании», Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы. Во-вторых, решение проблем качества высшего образования положено в основу программных документов, разрабатываемых на государственном уровне. В-третьих, наблюдается высокая заинтересованность представителей гражданского общества и субъектов образовательного процесса высшей школы вопросами обеспечения качества образования как особой составляющей на пути получения полного высшего образования. В-четвертых, в последние годы значительно активизировалось сотрудничество между западными странами по вопросам обеспечения качества образования и образовательного процесса в целом. Сближение национальных систем высшего образования происходит путем привлечения иностранных специалистов по отдельным дисциплинам к процессу оценки качества образования, включение иностранных специалистов или экспертов в органы управления вузами, активное использование имеющихся международных стандартов качества высшего образования и т. д.

Современные процессы глобализации в значительной степени наблюдаются в сфере высшего образования и заставляют национальные системы образования заниматься поиском путей, которые бы обеспечили максимально эффективное использование научно-образовательных достижений на международном уровне, а также способствовали международному взаимодействию и обмену опытом в этой плоскости.

Одним из таких путей стало активное участие национальных систем образования в формировании единого мирового образовательного пространства. Такое сближение стало возможным при универсализации образовательно-научных платформ, что способствует росту мобильности соискателей высшего образования. Кроме того, академическая мобильность является необходимым условием формирования самого общего пространства [8].

В Казахстане введен законодательный механизм реализации принципа академической мобильности. Однако следует констатировать, что сегодня академическая мобильность в государстве развивается медленными темпами в связи с пандемией COVID-19. Обучение и стажировка в зарубежных странах за счет высших учебных заведений или государства составляет не менее 40 % от официального количества студентов, желающих быть вовлеченными в этот процесс. Большинство обменов студентами происходит за счет заключения двусторонних соглашений между казахстанскими и европейскими вузами.

Не менее сложная ситуация — с международной академической мобильностью кадров. Наибольшие сложности связаны с отсутствием со стороны государства финансирования стажировки преподавателей; не разрабатываются совместные с ведущими европейскими образовательными учреждениями программы подготовки специалистов; случаи заключения двусторонних договоров между университетами по стажировке кадров пока являются эпизодическими.

Отдельным пунктом стал принцип преемственности получения высшего образования. Специалисты обращают внимание, что в комплексе национальная система образования переживает ряд трудностей, связанных с процессом реализации принципа преемственности на всех уровнях и этапах реализации права на образование. Однако на уровне высшего образования отмечают меньшую проблемность в этом вопросе.

Такое положение связано с тем, что процесс получения высшего образования основывается на единой программе обучения для каждой специальности, и это, в свою очередь, положительно отражается на соблюдении принципа преемственности. Что касается второй составляющей этого принципа, то ситуация выглядит не оптимистично, так как невозможно на практике осуществить разработку преемственных учебных программ общеобразовательных учреждений и учреждений высшего образования.

По этому поводу ученые отмечают, что дисциплинарное поле образования не следует разбивать на дисциплины, дающие знания, умения, развивающие навыки, компетентности, и те, которые воспитывают культуру, духовность, нравственность и т. п. Все эти составляющие целесообразно рассматривать как «практические универсалии» образовательного процесса, который длится всю жизнь. На наш взгляд, следует согласиться с мнением исследователей, которые убеждены, что при условии соблюдения такого подхода можно получить положительный опыт реализации принципа преемственности не только между различными ступенями образования, но и между вузами и рынком труда.

Библиографический список

1. Жумагулова А. Правовое и институциональное обеспечение качества высшего образования: монография. Алматы, 2019. 295 с.

2. Мороз В. М., Мороз С. А. Концептуализация содержания качества образования [Электронный ресурс] // Образование. Наука. Карьера: сб. науч. ст. Междунар. науч.-метод. конф.: в 2 т. Курск, 24 янв. 2018 г. Курск, 2018. Т. 1. С. 268-271. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/323538184.pdf (дата обращения: 24.04.2021).

3. Смолин О. Н. Приоритеты образования // Высшее образование в России. 2002. № 5. С.34-45.

4. Сухарев А. Я. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 2012. 703 с.

5. Третьяк Н. В. Специальные принципы права на образование [Электронный ресурс] // Право и государство: теория и практика. 2011. URL: http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1464731 (дата обращения: 24.04.2021).

6. Фурсова В. В., Ха Х. В. Доступность высшего образования [Электронный ресурс]. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/197386530.pdf. (дата обращения: 24.04.2021).

7. Энциклопедия образования / Акад. пед. наук. Украины; гл. ред. В. Г. Кремень. М., 2008. 1040 с.

8. The European Higher Education Area. Join Declaration of the Ministers of Education. Bologna. 1999. 19 June. URL: https://www.eurashe.eu/Hbrary/modernising-phe/Bologna_1999_Bologna-Declaration.pdf (дата обращения: 24.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.