10.2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РК: ЕЕ МЕСТО И РОЛЬ В МЕХАНИЗМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Аблаева Эльвира Бекболатовна, канд. юрид. наук, докторант. Место учебы: Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: [email protected]
Аннотация: Настоящая работа посвящена определению роли и места судебной власти в механизме разделения государственной власти в Республике Казахстан на три самостоятельные и независимые ветви. Выявлены характерные для судебной власти особенности, а также рассмотрены единые и общие для всех судов РК, принципы осуществления правосудия по уголовным, гражданским и делам об административных правонарушениях. Изучены вопросы обеспечения реализации гарантированных Конституцией и конституционными законами РК прав и свобод граждан на защиту и обжалование в судах РК. Автором выявлены проблемы, связанные с ограничением права обжалования судебных актов в порядке кассационного производства. Обосновывается необходимость полного обеспечения и надлежащей защиты права на судебную защиту, создания специальных гарантий в судопроизводстве по всем делам и спорам, вытекающим из гражданских, административных и уголовных правонарушений.
Ключевые слова: судебная власть; право на защиту в суде; свобода обжалования судебных актов; конституционные права и свободы граждан; принципы правосудия.
JUDICIAL POWER IN THE MECHANISM OF SEPARATION OF POWERS
Ablayeva Elvira Bekbolatovna, PhD at law, competitor to Dr's degree. Place of study: Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of RF. Email: [email protected]
Annotation: This work is devoted to definition of the role and place of the judiciary in the mechanism of separation of state power of Kazakhstan on three separate and independent branches. The identified characteristic of the judicial power characteristics and is considered a General and unified for all courts of Kazakhstan, the principles of justice. Studied the implementation of guaranteed by the Constitution and the constitutional laws of rights and freedoms of citizens in the protection and appeal in the courts of Kazakhstan. The author reveals the problems associated with the restriction of the right to appeal judgments by way of cassation proceedings. The necessity of ensuring full and adequate protection of the right to judicial protection, the establishment of special guarantees in judicial proceedings in all matters and disputes arising from civil, administrative and criminal offenses. Keywords: judicial branch; the right to protection in court; freedom appeals of judicial decisions; constitutional rights and freedoms of citizens; principles of justice.
Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы [1]. Данная учредительная норма, как верно, определяет сущность и признаки государства, средства и способы функционирования
всей его политической системы управления, приемы и формы осуществления им отношений, как внутри страны, так и на международной арене. Утверждение высшей ценностью государства человека, признание его прав и свобод абсолютными и неотчуждаемыми, предоставление их каждому от рождения и обеспечение их реализации конституционными гарантиями отражает приоритетное место человека в государстве и характеризует социальную сторону современного государства.
Пунктом 1 ст. 34 Конституция РК, устанавливает, что каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство РК, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц [1]. Это является одним из основополагающих идей демократического общества и правового государства. Столкновение интересов различных субъектов права порождает в социуме правовые конфликты и создает барьеры в различных отраслях жизнедеятельности. В этой сфере возрастает роль независимой судебной власти, занимающей позицию главного атрибута в механизме сдержек и противовесов. Обеспечение верховенства закона и соблюдения в обществе правопорядка возложено на суд, который выступает арбитром при разрешении правовых конфликтов и преодолении барьеров, связанных с осуществлением прав, свобод и законных интересов.
Конституционный принцип разделения властей является также одним из основных признаков демократического, светского, правового и социального государства и выражает его формально-юридическую сторону. Согласно п. 4 Конституции РК, государственная власть в РК едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с ее разделением на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов [1].
Озвученная конституционная норма отражает единую одноуровневую структуру государственных органов и характер взаимодействия всех уровней государственной власти. Каждая из трех ветвей власти самостоятельна, независима и выполняет приоритетные задачи, присущие им функции в пределах только их конституционных полномочий посредством аппарата государства и в особых формах. Государственная власть в РК единая и целостная, в то же время имеет иерархическую систему и четкую структуру с разделением ее между государственными органами по осуществлению правотворческой деятельности, по реализации деятельности по исполнению нормативных правовых и иных актов, а также по обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Наличие конституционного принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, с распределением ее между органами государственного аппарата функциями по правотворческой, правоисполнительной и правозащитной деятельности, основанной на соблюдении системы сдержек и противовесов, показывает достижение высоких результатов РК в вопросах либерализации политической жизни и определенного уровня модернизации политической системы.
Признание за Казахстаном статуса правового государства, на верный взгляд Б. Имашева, «предполагает обеспечение верховенства закона и безукоснительный режим законности, соблюдаемый всеми субъектами права. В этой ситуации очень многое зависит от качества работы судебных и правоохранительных органов,
их способности обеспечить конституционные гарантии прав и свобод граждан в новых условиях. Особое место в правовой системе отводится судам, которые, обладая реальной независимостью и другими властными атрибутами, призваны выполнить конституционную миссию одной из ветвей государственной власти» [2].
На начальных этапах судебно-правовой реформы в целях претворения в жизнь конституционного положения о разделении властей, гармоничного взаимодействия между собой законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти с исключением режима ограничения власти, а также с недопущением узурпации власти и установления диктатуры, 25 декабря 2000 года был принят конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Статья 1 указанного конституционного закона констатирует о том, что судебная власть в РК принадлежит только судам, которые в своей деятельности по защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечению исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики независимы и подчиняются только Конституции и законам РК. Не допускается какое-либо вмешательство в деятельность суда при отправлении правосудия по гражданскому или уголовному делу, запрещается передача исключительных полномочий суда другим органам, должностным или иным лицам, присвоение ими полномочий судьи или функций судебной власти, а также рассмотрение ими обращений, заявлений и жалоб, подлежащих разрешению судьями в порядке судопроизводства [3].
В систему судов Рк Конституция РК включает Верховный Суд РК, местные и другие суды РК, учреждаемые законами. К местным судам конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» относит областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы республики, городские суды городов республиканского значения), а также районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд). В РК соответствующими указами Президента РК созданы и действуют специализированные межрайонные экономические, административные, уголовные, финансовые, а также военные суды по уголовным делам и суды по делам несовершеннолетних, обладающие статусом областного или районного суда.
Итак, в контексте конституционного принципа разделения государственной власти, можно выделить несколько особенностей, характерных именно для рассматриваемой нами ветви - судебной власти.
Преимущественный характер судебной власти.
Независимость судебной власти.
Самостоятельность судебной власти.
Единство и общность в процессуальных функциях и в формах осуществления судебной власти.
Взаимосвязанность и взаимосогласованность руководящих начал и идей отправления правосудия.
Обязательный характер судебной власти и его полнота.
Принудительный характер судебной власти.
Доступность правосудия.
Единый статус судей, а также гарантии их независимости и неприкосновенности.
Механизм отбора и порядок вступления в должность судей.
Преимущественный характер судебной власти исходит из ее принадлежности, то есть осуществление правосудия только судом в лице его постоянных су-
дей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 631 УПК РК.
Преимущественный характер судебной власти состоит в установлении запрета в издании законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам, должностным или иным лицам, в присвоении кем-либо из перечисленный выше полномочий судьи или функций судебной власти.
Преимущественный характер судебной власти исключает возможность пересмотра дел другими органами, должностными или иными лицами, за исключением вышестоящих судов в установленном законом порядке, сроках и в формах.
Независимость судебной власти определяется тем, что судьи при отправлении правосудия независимы от органов законодательной или исполнительной власти, не подотчетны по конкретным делам и подчиняются только Конституции РК, конституционному закону «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и иным законодательным актам, регулирующим порядок деятельности судов и статус судей в РК. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность по ст. 407 УК РК. Назначение президентом РК в должности судей местных и других судов, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда РК на бессрочной основе признано одним из мер, обеспечивающих независимость судебной власти.
Независимость судебной ветви власти, несомненно, тесно связана с ее самостоятельностью. В этой связи, в юридической науке последних лет одним из дискуссионных остаются вопросы отождествления независимости судебной власти с ее самостоятельностью и разграничения между ними. Признак самостоятельности судебной власти по сегодняшний день раскрывается через ее признак независимости. Смешение содержательных аспектов принципов независимости и самостоятельности судебной власти, а также подмена одного понятия другим, на взгляд Бурдиной Е.И., обусловлена их близостью, взаимодополняющим характером, обоюдным их отражением сути судебной власти. Вместе с тем, как полагает автор, лишь при совокупном действии их независимости и самостоятельности достигаются присущие судебной власти свойства [4, с.65].
Конституция РК, в отличие от Конституции РФ, признак самостоятельности судебной власти не выделяет в качестве его отдельного аспекта. Признак независимости судей РФ вытекает из конституционного положения о самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, закрепленного ст. 10 Конституцией РФ [5]. Однако, по верному мнению Ергошина Г.Т., категория «самостоятельность» применяется в Конституции РФ к органам судебной власти, а не к судебной власти [6] (ст. 10).
Не вдаваясь в полемику данного вопроса, отметим, что самостоятельность судебной власти вытекает из ее исключительной компетенции - «осуществления правосудия только судом» и осуществлением высшим судом самостоятельной функции по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности как самого Верховного Суда РК, так и местных и других судов с территориальными подразделениями
(администраторами судов) в областях, столице и городах республиканского значения.
Единство и общность в процессуальных функциях и в формах осуществления судебной власти характери-зируются тем, что суды рассматривают и разрешают отнесенные к ним по подведомственности и подсудности дела по существу, в строгом соответствии с действующим законом и применением всеми судами РК их норм посредст-
вом гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.
Основные функции судебной власти, вытекающие из соответствующих нормативных правовых актов — это защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров РК, а также рассмотрение и разрешение дел и споров, возникающих на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров РК, по существу. В числе других функций судебной власти можно отметить функцию судебного надзора вышестоящего суда за деятельностью местных и других судов и разъяснения нормативного характера касательно судебной практики, а также функции судебного контроля за обязательным и своевременным исполнением исполнительных документов, выдаваемых на основании судебных решений, определений, предписаний и постановлений по гражданским и административным делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий.
Функции судебной власти, в которых проявляются его социальная сущность и основное назначение реализуются, как правило, в процессуальных формах судопроизводства с применением судами как норм материального, так и процессуального права.
Взаимосвязанность и взаимосогласованность руководящих начал и идей отправления правосудия вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права, характерных для производства по делам об административных и уголовных правонарушениях, по гражданским делам, а также из установленных Конституцией, конституционным законом «О судебной системе и статусе судей РК», Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексом для всех судов и судей единых принципов правосудия.
Пунктом 3 ст. 77 Конституция РК устанавливает общие и единые принципы правосудия, вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного права, которыми должны руководствоваться суды при осуществлении судебной власти.
1) лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда;
2) никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение;
3) никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;
4) в суде каждый имеет право быть выслушанным;
5) законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон;
6) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
7) никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди;
8) любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;
9) не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;
10) применение уголовного закона по аналогии не допускается [1].
Перечисленные принципы правосудия в основном имеют прямое отношение к международному принципу «praesumptio тпосепйае», вобравшего в себя положения о презумпции невиновности и к международному принципу установления объективной истины по уголовному делу, суть которого заключается в восстановлении нарушенной уголовным правонарушением социальной справедливости.
Как видно в основном законе страны указаны лишь конституционные нормы-принципы, характерные для производства по делам об уголовных правонарушениях. Общие и единые для судов и судей принципы правосудия не наблюдаются, они изложены в соответствующих главах УПК РК и ГПК РК, а также кодекса РК об Административных правонарушениях.
Обобщая кодифицированные акты, определяющие порядок судопроизводства в РК по уголовным и гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях можно выделить следующие нормы-принципы осуществления правосудия.
Законность;
Осуществление правосудия только судом;
Судебная защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
Уважение чести и неприкосновенность достоинства личности;
Неприкосновенность частной жизни;
Неприкосновенность собственности и жилища;
Независимость судей;
Равенство всех перед законом и судом;
Язык судопроизводства;
Состязательность и равноправие сторон;
Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела;
Оценка доказательств по внутреннему убеждению;
Обеспечение прав на квалифицированную юридическую помощь;
Гласность судебного разбирательства;
Обеспечение безопасности в судебном заседании;
Обязательность судебных актов;
Свобода обжалования судебных актов, процессуальных действий и решений.
Следующая характерная особенность для судебной ветви власти - это ее обязательный характер и полнота, установленные конституционным положением, содержащимся в пункте 3 ст. 76 Конституции РК. Вступившие в законную силу приговор суда, решения суда или иного судебного акта, а также законные требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения на всей территории Казахстана всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами [1].
Полнота судебной власти означает исполнение судебных решений, определений, предписаний и постановлений по гражданским и административным делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий в полном объеме, а также в причитающихся размерах.
Принудительный характер судебной власти тесно связан с обязательным характером судебной власти, и означает, что неисполнение вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а также законных требований судей при осуществлении ими полномочий обеспечивается силой государства с использованием метода административно-правового воздействия или уголовно-правового принуждения. Существующий порядок исполнения судебных актов направлен на добровольное исполнение судебных актов должником до возбуждения исполнительного производства в порядке и в сроках, указанных законодательством РК об исполнительном производстве. После вступления судебных актов в законную силу они становятся обязательными и могут быть предъявлены к принудительному исполнению.
Верховный суд РК пунктом 7 нормативного постановления от 14 мая 1998 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан» разъясняет, что в случаях уклонения граждан, должностных лиц государственных органов и организаций от добровольного исполнения, вступившего в законную силу судебного акта, эти лица несут административную ответственность, предусмотренную статьей 669 Кодекса РК об административных правонарушениях [7]. В случае неисполнения вступившего в законную силу судебного акта, а равно воспрепятствования его исполнению, граждане, представители власти и служащие подлежат привлечению к уголовной ответственности по статье 430 УК РК.
Доступный характер правосудия предоставляет каждому человеку конституционное право на судебную защиту своих прав и свобод, и распространяется на все дела и споры, вытекающие из административных, уголовных, гражданских, семейных, трудовых, жилищных, финансовых, хозяйственных, земельных и других правоотношений. Никто, согласно нормам Конституции РК, не может быть лишен права на рассмотрение его дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом.
Соблюдение всех требований закона предполагает выполнение задач уголовного процесса, гражданского процессуального законодательства и законодательства об административных правонарушениях в соответствии с целями стоящих перед ними, а также соблюдение принципов гражданского, уголовного и судопроизводства по делам об административных правонарушениях.
Особая роль и место в системе защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц принадлежит конституционному положению, гарантирующих судебную защиту от любых незаконных решений и неправомерных действий государственных органов, организаций, должностных и иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы. Так, пункт 2 ст. 1 конституционного закона «О судебной системе и статусе судей РК» [3], гарантирует каждому судебную защиту от любых неправомерных решений и действий государственных органов, организаций, должностных и иных лиц,
ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией и законами РК. Тем самым конституционная норма предоставляет каждому возможность по правилам подведомственности и подсудности обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Необходимость полного обеспечения и надлежащей защиты права на судебную защиту, требует создания специальных гарантий в судопроизводстве по всем делам и спорам, вытекающим из гражданских, административных и уголовных правонарушений.
Помимо установленных Конституцией РК способов защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, система законодательства РК предоставляет и другие способы судебной защиты. Основные положения, вытекающие из института судебной защиты прав, свобод и законных интересов, как «свобода обжалования в суде» содержатся в соответствующих статьях ГПК РК и УПК РК, признанные нормами-принципами. Так, ст. 22 ГПК РК гласит, что судебные акты могут быть обжалованы в порядке, установленном ГПК РК, лицами, участвующими в деле, а также лицами, в отношении прав и обязанностей которых судом вынесены судебные акты [11]. Ст. 31 УПК РК устанавливает, что действия и решения суда и органа уголовного преследования могут быть обжалованы в порядке, установленном УПК РК. Международный принцип «Right for legal defence», означающий, что «всякое нарушенное право подлежит судебной защите» вытекает из Всеобщей декларации прав человека, принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. Ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, предоставляет каждому человеку право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом [8]. Общепринято считать, что одним из условий признания национальной системы правосудия той или иной страны, являющейся участником Всеобщей декларации прав человека исключительно правовой и подлинно демократической, необходимо законодательное закрепление принципов судебной защиты прав и свобод обжалования судебных актов.
В процессе дальнейшего утверждения в стране принципов правового государства важно, с одной стороны, добиваться максимально возможной гарантиро-ванности осуществления конституционных прав и свобод человека и гражданина, а с другой, безусловного и исчерпывающего выполнения конституционных обязанностей всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами и организациями [9].
Необходимо отметить, что рассматриваемые нами конституционные нормы-принципы должны отражать дальнейшее развитие казахстанского судопроизводства по всем делам и спорам, и основные направления развития национального права в сфере укрепления правосудия.
Одним из основных направлений развития национального права, как отмечено в Концепции правовой политики, утвержденной на период 2010-2010 годы, связанных с обеспечением прав и свобод человека и гражданина важным является создание условий, гарантирующих равенство прав и свобод независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жи-
тельства или иных любых обстоятельств, как этого требует наша Конституция. Пункт 1 статьи 14 Конституции РК устанавливает положение о равенстве всех перед законом и судом. Конституционный Совет РК в своем постановлении «Об официальном толковании пункта 2 статьи 13, пункта 1 статьи 14, пункта 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан» разъясняет: «равенство перед законом означает, что именно в законах определяются конкретные условия и обстоятельства, позволяющие реализовать права и свободы человека и гражданина» [10].
Гражданско-процессуальное право, как отмечено в Концепции правовой политики, утвержденной на период 2010-2010 годы, призвано обеспечивать доступность правосудия, максимальную реализацию прав участников гражданского судопроизводства, своевременную защиту и восстановление нарушенных прав и свобод личности, интересов общества и государства [9].
В данном контексте, рассматривая конституционное право на судебную защиту и свободу обжалования в суде, хотелось бы остановиться на некоторых особенностях касательно условий и обстоятельств, позволяющих обеспечить реализацию данных прав и свобод в РК при обжаловании судебных актов по гражданским делам в порядке кассационного производства.
Итак, в условиях реализации N институциональной реформы обеспечения верховенства закона, провозглашенной в Государственном документе Президента РК Н. Назарбаева, 31 октября 2015 года был принят новый ГПК РК. Согласно положениям Главы 52 ГПК РК, право апелляционного обжалования на не вступившие в законную силу решения суда, принадлежит сторонам, другим лицам, участвующим в деле, а также лицам, не привлеченным к участию в деле, но в отношении прав и обязанностей которых суд принял решение.
В соответствии с ч. 1 ст. 435 ГПК РК, право кассационного обжалования, вступивших в законную силу судебных актов, в случае соблюдения апелляционного порядка их обжалования, принадлежит сторонам, лицам, участвующим в деле, другим лицам, интересы которых затрагиваются судебными актами, и их представителями.
При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 ст. 434 ГПК РК, не подлежат пересмотру в кассационном порядке судебные акты по делам связанным с имущественными интересами физических лиц при сумме иска менее двух тысяч месячных расчетных показателей и юридических лиц при сумме иска менее тридцати тысяч месячных расчетных показателей.
Таким образом, в результате принятия нового ГПК РК, кассационный порядок пересмотра Верховным Судом РК, вступивших в законную силу судебных актов подвергнут изменению, установлен так называемый «имущественный ценз» в отношении оспариваемых имущественных интересов физических и юридических лиц, который на наш взгляд, ограничивает свободу обжалования судебных актов. В данном вопросе позиция рабочей группы, принимавшей участие в разработке нового ГПК РК не совсем ясна, и отсутствуют какие-либо обстоятельства и условия, вызванные необходимостью определения такого порядка кассационного обжалования. Изменение порядка рассмотрения дел кассационных жалоб и протестов в судебном заседании, на взгляд судьи Верховного суда РК Жармухамбетовой С.А., направлены на повышение эффективности деятельности суда кассационной ин-
станции и новшества, заложенные в проекте процессуального закона, позволят существенно упростить и ускорить гражданское судопроизводство. Судья, апеллируя данными статистики, полагает, что в суде города Астаны обжалуется каждый 15-й судебный акт, вступивший в законную силу (в 2014 году вынесено 30 464 решения, из них в кассационной инстанции было обжаловано 2 037, 230 кассационных жалоб и протестов возвращены по тем или иным основаниям). После рассмотрения дела в апелляционной инстанции, судебный акт вступает в законную силу, выписывается исполнительный лист, если это связано с взысканием определенной суммы. При рассмотрении дела в кассационной инстанции, при корректировке постановления апелляционной коллегии возникает вопрос поворота исполненного решения суда, что влечет определенные проблемы. Кассационная жалоба может быть подана только после рассмотрения дела в апелляционном порядке. В настоящее время нередки случаи, когда участники процесса, обходя апелляционную инстанцию, сразу обращаются с кассационной жалобой, в проекте нового ГПК это исключено. В случае если стороны не согласны с вынесенным судом первой инстанции решением, оно еще до вступления в законную силу должно быть подвергнуто ревизии судом апелляционной инстанции [11].
Введение ограничения по суммам иска Председатель Верховного Суда РК оправдывает устоявшейся мировой практикой. По мнению Кайрат Мами, «госпошлина при обращении в Верховный суд с ходатайством по гражданским делам установлена для того, чтобы избежать нынешней практики умышленного затягивания судебных процессов стороной, не имеющей юридических аргументов своей правоты» [12].
Полагаем, что воздействие определенным образом на добросовестное поведение участников гражданского процесса не должно коренным образом затрагивать порядок кассационного обжалования в части реализации гражданами своего конституционного права защиты и свободы обжалования в суде.
Анализ норм законодательства РК по вопросам судебной системы и статуса суда устанавливает широкий комплекс мер правового, процессуального, социального, организационного характера, обеспечивающих гарантии независимости деятельности судей по осуществлению правосудия по уголовным, гражданским и иным делам. Законодательными актами РК определен статус судьи как носителя судебной власти в судебной системе, статус судьи как государственного служащего РК в системе управления, правовой статус судьи как члена судейского сообщества в судейских объединениях и его органах, правовой статус судьи как гражданина с особым статусом, обладающим привилегиями и иммунитетом в обществе.
Статус судей закреплен Главой 2 конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» [3]. Судьи обладают привелегиями и иммунитетом от наложения на них мер административного взыскания, а также применения к ним наказания или иных мер уголовно-правового воздействия.
Существуют также особенности производства по делам лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования и пределы применения этих особенностей, в том числе и в отношении судей. Статья 550 УПК РК частью третьей утверждает, что судья не может быть задержан, подвергнут содержанию под стражей, домашнему аресту, приводу, привлечен к уголовной ответственности без согласия
Президента РК, основанного на заключении Высшего Судебного Совета РК, либо в случае, предусмотренном подпунктом 3) статьи 55 Конституции РК, - без согласия Сената Парламента РК на лишение неприкосновенности, кроме случаев задержания на месте преступления либо совершения тяжких или особо тяжких преступлений.
Одним из гарантий независимости судебной власти является финансирование судов, материальное содержание и социальное обеспечение судей, предоставление им за счет государства жилья, соответствующих их статусу, с запретом на его ухудшение, а также в размерах, достаточных для осуществления судьями справедливого, объективного
и беспристрастного правосудия, с запретом на его уменьшение. Решение данных вопросов имеет особое значение для высокого авторитета судебной власти и высшего статуса судей.
В силу последний изменений, внесенных в законодательные акты по вопросам совершенствования судебной системы, одним из социальных гарантий выступает пожизненное содержание судей. Судьям РК, которые имеют стаж судейской работы не менее 15 лет, по достижению пенсионного возраста выплачивается необлагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 50 процентов от должностного оклада по последней занимаемой должности, кроме случаев приостановления или прекращения отставки.
Выплата единовременной денежной компенсации для погребения умерших или погибших судей и пенсионеров, вышедших на пенсию с должности судьи, является также одним из социальных гарантий судей и проявлением в отношении них заботы со стороны государства. Порядок, сроки и формы выплаты единовременной денежной компенсации определены соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства РК от 16 февраля 2009 года № 156.
Гарантией личной неприкосновенности судей является нахождение судей, членов их семей и имущества под защитой государства, а также в случаях необходимости принятие органами внутренних дел своевременных, исчерпывающих и обеспечительных мер по безопасности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.
Вред, причиненный судье и его имуществу в связи с профессиональной деятельностью, возмещается за счет средств республиканского бюджета.
Механизм отбора и порядок вступления в должность судей.
Подпункт 20) ст. 44, пункт 4 ст. 82 Конституции РК, ст. 4 Закона РК «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» устанавливают порядок образования и полномочия образуемого Президентом РК -Высшего Судебного Совета РК, а также процедуры отбора и условия вступления в должность судей.
Граждане, изъявившие желание стать судьей, как правило, проходят несколько процедур, при этом необходимо, чтобы их личность соответствовала всем требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи:
Процедура соответствия требованиям к кандидатам в судьи.
В соответствии с пунктом 3 ст. 79 Конституции РК, судьями могут быть граждане РК, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее двух лет и сдавшие квалификационный экзамен. Дополнительные требования, предъявляемые к судьям районных и
областных судов, а также судей Верховного суда РК устанавливаются конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей РК». При этом необходимо иметь в виду, что в силу последних изменений по вопросам Высшего Судебного Совета, судебной системы и статуса судей, требования, предъявляемые к личности и профессиональной деятельности судей районных и областных судов, а также судей Верховного суда РК, были ужесточены.
Так к кандидатам в судьи районного суда предъявлены новые требования, как обладание высокими морально-нравственными качествами и наличие не менее 5 лет стажа работы в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора, адвоката либо не менее 10 лет стажа работы по юридической профессии.
К гражданам, претендующим на должность судей областных судов РК и судей Верховного Суда РК, помимо общих требований к кандидатам в судьи, также предъявлены требования в виде получения письменного поручительства от двух судей вышестоящего суда и одного судьи в отставке.
Судьей областного суда может быть гражданин имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, из них стаж работы судьей не менее 5 лет.
Судьей Верховного Суда может быть гражданин имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 20 лет, из них не менее 10 лет стажа работы судьей, в том числе 5 лет стажа работы судьей областного суда.
Процедура на предмет соответствия условиям поступления на государственную службу. Кандидаты в судьи проходят специальную проверку, проводимой органами национальной безопасности в целях выявления наличия либо отсутствия обстоятельств, препятствующих нахождению на государственной службе, как судимость.
Процедура сдачи квалификационного экзамена для кандидатов в судьи. Лица, претендующие на должность судьи, сдают квалификационный экзамен, состоящих из трех этапов:
1) компьютерное тестирование на знание законодательства РК и способность его применения на практике;
2) проверка знаний претендента и способность их применения на практике по экзаменационным билетам, моделирующим конкретные ситуации из судебной практики;
3) психологическое тестирование.
С принятием нового Закона РК «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» от 4 декабря 2015 года, впервые была введена обязательная процедура - полиграфологическое исследование. Лица, успешно сдавшие квалификационный экзамен, в целях получения дополнительной информации и проверки достоверности, сообщаемых ими сведений проходят полиграфологическое исследование - процедуру опроса, которая заключается в регистрации с помощью специальных медицинских датчиков отдельных физиологических реакций человека, возникающих при психофизиологическом освидетельствовании.
Процедура прохождения стажировки. Кандидаты, претендующие на должность судьи, проходят в срок до 1 года оплачиваемую стажировку в местных судах на территории области, городов Астаны и Алматы с отрывом от основного места работы, на постоянной основе и по месту жительства.
Процедура прохождения конкурсного отбора кандидатов на вакантные должности судей. Стажер-кандидат успешно прошедший годичную стажировку и получивший положительное заключение пленарного заседания об итогах стажировки, вправе принять участие в объявленном Высшим судебным советом РК конкурсе на должность судьи. По результатам конкурсного рассмотрения документов лиц, подавших для участия в конкурсе, Высший Судебный Совет РК в установленном законом порядке осуществляет отбор кандидатур на занятие вакантных должностей председателей и судей районных судов, судей областных судов и судей Верховного Суда РК. Одним из основных критериев отбора кандидатов на вакантные должности судей РК являются безупречная репутация и положительная характеристика личности, а также направление специализации и т.п.
Процедура назначения и вступления в должность судьи. Высший Судебный Совет РК при отсутствии оснований, препятствующих назначению на должность председателя или судьи районного суда, судьи областного суда и судьи Верховного Суда РК выдает положительную рекомендацию в отношении кандидата, набравшего по итогам конкурсного отбора не менее двух третей голосов членов Совета, принимавших участие в его заседании. Рекомендации Высшего Судебного Совета РК являются основанием для назначения Указом Президента РК на должность судей местных и других судов, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда РК, а также основанием для избрания Сенатом Парламента РК судей Верховного Суда РК.
Лицо, впервые назначенное на должность председателя, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, председателя и судьи районного суда, а также лицо избранное в должность председателя и судьи Верховного суда РК в торжественной обстановке приносит присягу. Избранным и назначенным в должности судьям РК в порядке, определенными Правилами выдачи удостоверений судьям РК, выдается официальный документ - удостоверение, подтверждающее занимаемую ими должность.
В заключении, мы остановим свое внимание на конституционном праве на судебную защиту и свободу обжалования в суде, которые в свою очередь, влияют на доступный характер правосудия. Закрепляя в пункте 2 статьи 13 Конституции РК конституционное право каждого на судебную защиту своих прав, в ст. 22 ГПК РК принцип свободы обжалования судебных актов, государство предполагает возможность каждого физического и юридического лица, чьи права и свободы нарушены обратиться в суд за их защитой и восстановлением. Конституция Рк не определяет порядок и механизм реализации этих конституционных прав и свобод, не раскрывает условия и обстоятельства, при наличии которых реализуются основные права и свободы, а также законные интересы человека и гражданина. Компетенции и полномочия различных уровней судов и их инстанций определяется кругом дел, отнесенных законодательными актами к их рассмотрению и разрешению. В отношении решений судов первой инстанции, вынесенных местными и приравненными к ним судами, ГПК РК устанавливает определенный порядок и условия их пересмотра в интересах законности и обоснованности решений судов первой инстанции в полном объеме, устранения существенных нарушений норм материального и процессуального
права, а также недопущения судебных ошибок. При этом процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел во всех инстанциях судебной системы РК должен быть единым и обязательным в отношении всех и не создавать каких-либо привилегий для одной категории лиц, а также не ущемлять конституционные права на судебную защиту прав и свободы обжалования судебных актов другой категории лиц. Не случайно, пунктом 3 ст. 39, Конституция РК устанавливает правило, в соответствии с которым ни в каких случаях не допускается ограничение прав и свобод, предусмотренных статьей 13 Конституции РК.
Основной целью заложенной в основе оптимизации судебных инстанций путем перехода от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная) является упрощение доступа граждан к правосудию. В частности, об упрощении доступа граждан к правосудию было указано в Программе Президента РК от 20 мая 2015 года «План нации - 100 конкретных шагов» [13].
Напротив, введенный новым ГПК РК порядок кассационного производства, устанавливает имущественный ценз в отношении судебных актов по делам, связанным с имущественными интересами физических лиц и юридических лиц, тем самым ограничивая их конституционное право на судебную защиту и свободу обжалования в суде и, ставит под сомнение доступный характер правосудия по гражданским делам.
Таким образом, признание судебных актов по делам, связанным с имущественными интересами физических лиц при сумме иска менее двух тысяч месячных расчетных показателей и юридических лиц при сумме иска менее тридцати тысяч месячных расчетных показателей, не подлежащими пересмотру Верховным Судом РК в кассационном порядке, противоречит требованиям пункта 2 статей 13 и 14 Конституции РК, а также ст. 8 Всеобщей декларации прав человека.
Список литературы:
1. Конституция РК [Электронный ресурс]: «Казахстанская правда» от 8 сентября 1995 г.; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., №4, ст. 217 (с изм. и доп., внесенными Законами РК от 07.10.98 г. № 284-I; от 21.05.07 г. № 254-III; от 02.02.11 г. № 403-IV). Доступ из ИПС нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ K950001000_
2. «Казахстанской правовой системе предстоит функционировать в совершенно новых условиях» [Электронный ресурс]: Имашев Б. Доступ из Специализированного ежемесячного журнала «ЮРИСТ». Июнь, №6, 2012 г. URL: http://journal.zakon.kz/4501272-kazakhstanskojj-pravovojj-sisteme.html
3. «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» [Электронный ресурс]: Конституционный закон РК от 25 декабря 2000 года № 132 (с изм. и доп., внесенными Конституционными законами РК от 11.12.06 г. № 199-III, от 17.11.08 г. № 80-IV, от 29.12.10 г. № 370-IV, от 16.02.12 г. № 559-IV, от 04.07.14 г. № 232-V, от 07.11.14 г. № 245-V, от 31.07.15 г. № 340-V, от 31.07.15 г. № 341-V, от 04.12.15 г. № 437-V). Доступ из ИПС нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z000000132_
4. Развитие философско-правовых представлений о независимости судей и самостоятельности судов как
фактор образования органов судейского сообщества [Электронный ресурс]: Бурдина Е.В. Журнал Социально-политическая мысль. 3, 2013. С. 64-68
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Доступ из «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7reqdoc base=LAW;n=2875#0
6. Судья в отставке: статус, права, обязанности [Электронный ресурс]: Ермошин Г. Т. Журнал «Право. Журнал Высшей школы экономики» [2012] № 4. С. 8797.
7. «О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан» [Электронный ресурс]: Нормативное постановление Верховного суда РК от 14 мая 1998 года № 1. Доступ из ИПС нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P98000001S_
8. «Всеобщая декларация прав человека» [Электронный ресурс]: Резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. Доступ из ИПС нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/04800000001
9. «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858. Доступ из ИПС нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/ rus/docs/U090000858_
10. «Об официальном толковании пункта 2 статьи 13, пункта 1 статьи 14, пункта 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан» [Электронный ресурс]: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 марта 1999 года № 7/2. Доступ из ИПС нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/S990000007_#z0
11. С. Жармухамбетова [Электронный ресурс]: Новшества проекта ГПК РК позволят упростить и ускорить судопроизводство. Доступ из Международного информационного агентства Kazinform. URL: http://www.inform. kz/ru/novshestva-proekta-gpk-rk-pozvolyat-uprostit-i-uskorit-sudoproizvodstvo-sud-ya-s-zharmuhambetova_a2749884
12. «Реформы во благо страны и народа» [Электронный ресурс]: Кайрат Мами, Председатель Верховного Суда Республики Казахстан // «Казахстанская правда», 1 июля 2015 года. Доступ из официального интернет-ресурса Верховного Суда РК. URL: http://sud.gov.kz/rus/content/kayrat-mami-predsedatel-verhovnogo-suda-respubliki-kazahstan-reformy-vo-blago-strany-i
13. План нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» [Электронный ресурс]: Программа Президента РК от 20 мая 2015 года. Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000100
Отзыв
на научную статью Аблаевой Эльвиры Бекболатовны по теме «Судебная власть в РК: ее место и роль в механизме разделения властей»
Научная статья докторанта Аблаевой Э.Б., осуществляющей под моим научным руководством подготовку докторской диссертации по специальности «12.00.11 I Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность», посвящена теме «Судебная власть в механизме разделения властей».
В работе автор рассматривает судебную власть в контексте казахстанского конституционного принципа «разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов». Определяя место и роль судебной власти в механизме разделения государственной власти, выявляются характерные для судебной власти особенности, раскрываются признаки, присущие для судебной власти Казахстана.
Особое внимание в работе уделено общепризнанным нормам и принципам международного права, субъектом которых является не только Республика Казахстан, но и Российская Федерация, и, как правило, имеют приоритет перед национальным законодательством.
В настоящее время, казахстанская система правосудия в своем развитии и совершенствовании опережает страны постсоветского пространства. В рейтинге Всемирного банка «Doing Business - 2016» Республика Казахстан поднялась с 53 места на 41, при этом улучшив свои показатели на целых 12 позиций. По индикатору «Обеспечение исполнения контрактов» судебная система РК продвинулась на 5 позиций с 14 места на 9 место в мире. Согласно рейтингу Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума, за 2015-2016 годы Республика Казахстан по индикатору «Судебная независимость» занял 72 место, в прошлом году 86 место.
Всемирные показатели и судебная практика Верховного суда РК как вышестоящей судебной инстанции, свидетельствует об эффективной государственной политики, проводимой во главе с Н.А. Назарбаевым в сфере развития судебной системы и совершенствования деятельности правоохранительных органов. Тем не менее, наличествуют определенные сложности и ограничения при реализации гражданами и юридическими лицами своих конституционных прав на судебную защиту и свобод обжалования судебных актов, на которых акцентирует свое внимание докторант.
Научная новизна, актуальность и уникальность работы не вызывает сомнений, и представляет большой интерес для широкого круга исследователей.
Научный консультант - д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ, директор ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ И.Н. Барциц
Статья проверена системой «Антиплагиат», оценка оригинальности: 74,3%