REFERENCES
1. Panasjuk O.S. Probely vprave i sposoby ihpreodolenija i ustranenija: avtoref. diss.... kand. jurid. nauk: 12.00.01 /Panasjuk Oleg Sergeevich; [Mesto zashhity: Stavrop. gos. un-t]. - Stavropol', 2012. - 21 s.
2. Vlasenko N.A. Krizis prava: problemy ipodhody k resheniju //Zhurnal Rossijskogo prava. - 2013. - № 8. - S. 43-54.
3. Chechot D.M. Neiskovyeproizvodstva. - M.: Juridicheskaja literatura, 1973. -166 s.
4. Zajceva E.S., Kozlovskij P.V. Ponjatie «mnimye probely v prave» i rol' mnimyh probelov v mehanizme pravovogo regulirovanija //Sovremennoe pravo. - 2015. - №7. - S. 33-37.
УДК 342.7(574)
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА «АСТАНА»
Укин Сымбат Кенжебекович
Доцент кафедры теории государства и права Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова, кандидат юридических наук, доцент, г. Костанай, Республика Казахстан; е-таИ: justitia8@mail.ru
Батырбекова Диана Сериковна
Докторант Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова, магистр юридических наук, г. Костанай, Республика Казахстан; е-тай: diana.batyrbekova.92@mail.ru
Ключевые слова: Международный финансовый центр «Астана»; действующее право Республики Казахстан; принципы, нормы и прецеденты права Англии и Уэльса; правовое положение; иностранцы и лица без гражданства.
Аннотация. В данной статье авторами освещаются вопросы правового положения иностранцев и лиц без гражданства на территории Международного финансового центра «Астана» (далее - МФЦА). Авторы полагают, что Конституция Республики Казахстан закрепляет исчерпывающий объем прав и свобод человека и гражданина. Об этом свидетельствует конституционная формулировка «В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией» (п.1 ст.12). Кроме того, на это указывает правовая позиция Конституционного Совета Республики Казахстан, который официально толкуя пункт 1 статьи 12 Конституции, разъяснил, что перечень прав и свобод человека гарантируется государством в пределах, установленных нормами Конституции Республики и соответствующих ей иных нормативных правовых актов.
В то же время авторы отмечают, что принятый еще в 2015 году Конституционный закон Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана» и внесенные в последующем соответствующие изменения и дополнения в Конституцию Казахстана о создании в пределах города Нур-Султан особого правового режима в финансовой сфере обусловили новые взгляды на правовое положение человека на территории МФЦА, в том числе иностранцев и лиц без гражданства.
Кроме того, авторы в статье отмечают, что правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в МФЦА может регулироваться не только действующим правом Республики Казахстан, но и принципами, нормами и прецедентами права Англии и Уэльса. При этом в статье обращается внимание на отличие британского понимания прав и свобод человека от понимания прав и свобод человека в казахстанском праве.
«АСТАНА» ХАЛЬЩАРАЛЬЩ КАРЖЫ ОРТАЛЫГЫНЫЦ АУМАГЫНДА ШЕТЕЛД1КТЕР МЕН АЗАМАТТЫГЫ ЖОК АДАМДАРДЫЦ К^КЫЩТЫК ЖАГДАЙЫ ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1НЩ КЕЙБ1Р МЭСЕЛЕЛЕР1
Сымбат Кенжебек^лы Укин
А. Байтурсынов атындагы Костанай мемлекетт1к
университетi мемлекет жэне цуцыц теориясы кафедрасыныц доцентг,
зац зылымдарыныц кандидаты, Костанай ц.,
Казацстан Республикасы; е-mail: justitia8@mail.ru
Диана Сержцызы Батырбекова
А.Байтурсынов атындагы Костанай мемлекетткуниверситетiнiц докторанты, зац зылымдарыныц магистрi, Костанай ц., Казацстан Республикасы; е-mail: diana.batyrbekova.92@mail.ru
Ty^h свздер: «Астана» халыцаралыц царжы орталыгы; Казацстан Республикасыныц цолданыстагы цуцыгы; Англия мен Уэльс цуцыгыныц принциптерi, нормалары мен преце-денттерi; цуцыцтыц жагдайы; шетелджтер мен азаматтыгы жоц тулгалар.
Аннотация. Бул мацалада авторлар «Астана» халыцаралыц царжы орталыгы (будан эрi - АХКО) аумагында шетелджтер мен азаматтыгы жоц адамдардыц цуцыцтыц жагдайы мэселелерт баяндайды. Авторлар Казацстан Республикасыныц Конституциясы адам мен азаматтыц цуцыцтары мен бостандыцтарыныц толыц келемт бекiтедi деп санайды. Бул туралы «Казацстан Республикасында Конституциям сэйкес адам цуцыцтары мен бо-стандыцтары танылады жэне оларга кетлдт бер1лед1» деген конституциялыц тужырым куэландырады (12-баптыц 1-тармагы). Сонымен цатар, буган Конституцияныц 12-бабыныц 1-тармагынресми тYсiндiре отырып, адамныц цуцыцтары мен бостандыцтарыныц тiзбесi-не Республика Конституциясыныц жэне оган сэйкес келетт езге де нормативтт цуцыцтыц актшердщ нормаларымен белгшенген шектерде мемлекет кетлдт беретшн тYсiндiрген Казацстан Республикасы Конституциялыц Кецестщ цуцыцтыц устанымы керсетiледi.
Сонымен цатар, авторлар 2015 жылы цабылданган «Астана» халыцаралыц царжы орталыгы туралы» Казацстан Республикасыныц конституциялыц зацы жэне кешннен Казацстан Конституциясына Нур-Султан цаласыныц шегiнде царжы саласында ерекше цуцыцтыц режим цуру туралы енгiзiлген тиiстi езгер^тер мен толыцтырулар АХКО аумагындагы адамныц, оныц штде шетелдiктер мен азаматтыгы жоц адамдардыц цуцыцтыц жагдайына жаца кезцарасты бiлдiргенiн атап еттi.
Сонымен цатар, авторлар мацаласында АХКО-дагы шетелдттер мен азаматтыгы жоц адамдардыц цуцыцтыц жагдайы Казацстан Республикасыныц цолданыстагы цуцыгымен гана емес, сонымен цатар Англия мен Уэльс цуцыгыныц принциптерiмен, нормаларымен жэне прецеденттерiмен де реттелуi мYмкiн екетн атап еттi. Бул ретте мацалада адамныц цуцыцтары мен бостандыцтарын Британдыц тYсiнудiц цазацстандыц цуцыцтагы адамныц цуцыцтары мен бостандыцтарын тYсiнуден айырмашылыцтарына назар аударылады.
SOME OF THE SPECIFIC FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF FOREIGNERS AND PERSONS WITHOUT CITIZENSHIP ON THE TERRITORY OF THE INTERNATIONAL FINANCIAL CENTER «ASTANA»
Ukin Symbat Kengebekovich
Associate Professor of the Department of Theory of State and Law, A. Baytursynov Kostanay State University, Cand.Sc. Law, Kostanay city, Republic of Kazakhstan; e-mail: justitia8@mail.ru
Batyrbekova Diana Serikovna
PhD student at A. Baytursynov Kostanay State University, M.Sc. Law, Kostanay city, Republic of Kazakhstan; e-mail: diana.batyrbekova.92@mail.ru
Keywords: International Financial Center «Astana»; the current law of the Republic of Kazakhstan; principles, norms and precedents of the law of England and Wales; legal status;
foreigners and stateless persons.
Abstract. In this article, the authors highlight issues of the legal status offoreigners and stateless persons on the territory of the International Financial Center «Astana» (hereinafter - the AIFC). The authors believe that the Constitution of the Republic of Kazakhstan enshrines the exhaustive scope of human and civil rights andfreedoms. This is evidenced by the constitutional wording «In the Republic of Kazakhstan, human rights and freedoms are recognized and guaranteed in accordance with the Constitution» (paragraph 1 of article 12). In addition, this is indicated by the legal position of the Constitutional Council of the Republic of Kazakhstan, which officially interprets paragraph 1 of Article 12 of the Constitution, clarified that the list of human rights and freedoms is guaranteed by the state within the limits established by the norms of the Constitution of the Republic and other regulatory legal acts corresponding to it.
At the same time, the authors note that the Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan «On the International Financial Center «Astana», adopted in 2015 and subsequently made corresponding changes and additions to the Constitution of Kazakhstan on the establishment of a special legal regime in the city of Nur-Sultan caused new views on the legal status of a person on the territory of the AIFC, including foreigners and stateless persons.
In addition, the authors in the article note that the legal status of foreigners and stateless persons in the AIFC can be regulated not only by the law of the Republic of Kazakhstan, but also by the principles, norms and precedents of the law of England and Wales. At the same time, the article draws attention to the difference of the British understanding of human rights andfreedoms from the understanding of human rights and freedoms in Kazakhstan law.
Функционирующий с 5 июля 2018 года на территории Республики Казахстан Международный финансовый центр «Астана» (далее - МФЦА) обусловил необходимость дальнейшего юридического анализа не только взаимодействия действующего (позитивного) права Республики Казахстан и принципов, норм и прецедентов права Англии и Уэльса, но и особенностей правового положения иностранцев и лиц без гражданства на территории МФЦА.
Правовое положение или правовой статус1 личности может быть охарактеризован как совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также юридических гарантий их реализации, закрепляемых государством в нормативных правовых актах [1, с. 223].
Конституция Республики Казахстан 1995 года2 закрепляет базовые принципы правового положения человека на территории Казахстана. Пункт 1 статьи 12 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Здесь следует обратить внимание на то, что Конституция Казахстана 1995 года
закрепляет позитивистский подход к правам и свободам человека. Это проявляется в том, что Конституция Казахстана устанавливает права и свободы человека только в тех объемах, которые закреплены в нормах Конституции, и не предусматривает их расширения путем отсылок к принципам и нормам международного права по вопросам прав и свобод человека.
Это вытекает из правовой позиции Конституционного Совета Республики Казахстан, который официально толкуя пункт 1 статьи 12 Конституции, разъяснил, что перечень прав и свобод человека гарантируется государством в пределах, установленных нормами Конституции Республики и соответствующих ей иных нормативных правовых актов3.
Поэтому конституционная формулировка «признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией», на наш взгляд, предполагает, что конституционные права и свободы человека в Республике Казахстан исчерпываются тем объемом, который закреплен именно в нормах Конституции Республики Казахстан 1995 года.
При этом Конституция, например, Россий-
1В литературе иногда в одном и том же значении употребляются категории «правовое положение» и «правовой статус». В данном вопросе авторы придерживается позиции, что дефиниция «правовое положение» имеет динамическое состояние, то есть характеризуется своего рода подвижностью в той или иной социальной среде, тогда как категория «правовой статус» в своем содержании подчеркивает статическое состояние, характерными признаками которого является стабильность статуса субъекта в правовых отношениях. Однако в контексте данной статьи авторы рассматривают термины «правовое положение» и «правовой статус» как тождественные (равнозначные).
2 Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23 марта 2019 года) [Электрон. ресурс] - URL: http:// http://adilet. zan.kz/rus/docs/K950001000_
3 Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 28 октября 1996 года № 6/2 //Источник: http://ksrk.gov.kz/solutions/ob-oficialnom-tolkovanii-punkta-1-stati-4-i-punkta-2-stati-12-konstitucii-respubliki
ской Федерации 1993 года4 в части 1 статьи 17 провозглашает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (Конституцией Российской Федерации - прим. авторов), а часть 1 статьи 55 этой же Конституции устанавливает, что перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В данном случае в Конституции Российской Федерации можно усмотреть естественно-правовой подход к правам и свободам человека. Поэтому в литературе справедливо отмечается, что права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональ-ны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты [2, с.540].
При этом следует отметить, что Республика Казахстан в 2005 году и последующие годы ратифицировала международные пакты о правах человека5, в которых содержатся и те права и свободы, которые не предусмотрены в Конституции Республики Казахстан 1995 года. Например, пункт 1 статьи 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляет право на труд, тогда как Конституция Республики Казахстан предусматривает только право на свободу труда (п.1 ст.24).
Вопрос о правах и свободах человека и гражданина в Республике Казахстан, в том числе вопросы правового положения иностранцев и лиц без гражданства требуют дальнейшего исследования и юридического анализа в контексте глобализации и экономической интеграции, а также заимствования новых правовых институтов в правовую систему Казахстана. Поэтому принятый 7 декабря 2015 года Конституционный закон Республики Казахстан «О международном финансовом центре «Астана», а также изменения и дополнения,
внесенные 10 марта 2017 года в Конституцию Республики Казахстан, предусматривающие создание в пределах города Нур-Султана особого правового режима в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом (п.3-1 ст.2), обусловливает новый взгляд на правовое положение человека на территории МФЦА, в том числе иностранцев и лиц без гражданства.
Здесь мы отметим, что в данной статье речь пойдет о тех иностранцах и лицах без гражданства, которые не являются судьями суда Центра МФЦА, обладающие иностранным гражданством [3, с.87-93].
Пункт 4 статьи 12 Конституции Республики Казахстан определяет, что иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами.
Здесь следует указать на то обстоятельство, что из перечисленных в пункте 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан норм действующего права пункт 4 статьи 12 Конституции указывает три источника действующего права, которые могут иным образом регулировать права, свободы и обязанности иностранцев и лиц без гражданства: Конституция, законы и международные договоры.
Нам представляется, что кроме Конституции, законов и международных договоров в той или иной степени на правовое положение иностранцев и лиц без гражданства на территории Казахстана также могут влиять нормы нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного суда Республики как составные части действующего права Республики Казахстан.
Как известно, пункт 3-1 статьи 2 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что в пределах города Нур-Султан может быть установлен особый правовой режим в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом.
Мы уже отмечали, что особый правовой режим в финансовой сфере в пределах города Нур-Султан, установленный Конституционным законом от 7 декабря 2015 года «О
4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N11-ФКЗ с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //[Электрон. ресурс] - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
5 См. Законы Республики Казахстан от 21 ноября 2005 года «О ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах»; от 28 ноября 2005 года «О ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах», а также Закон Республики Казахстан от 26 июня 2008 года «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» //Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2005 г., № 19-20, ст. 79; «Казахстанская правда» от 3 декабря 2005 года № 333-334 и «Казахстанская правда» от 28 июня 2008 года, № 143-144 (25590-25591) соответственно
Международном финансовом центре «Астана»6, помимо особого налогового режима предусматривает особый режим валютного регулирования, визовый режим иностранцев и лиц без гражданства, а также особое судоустройство и судопроизводство [4, с.57-65]. При этом, как известно, судебное рассмотрение споров в МФЦА осуществляется только судом Центра, который не входит в судебную систему Республики Казахстан.
Поэтому данный конституционный постулат, установленный в пункте 3-1 статьи 2 Конституции, предполагает, что особый правовой режим в финансовой сфере может предусматривать также и особый визовый режим иностранцев и лиц без гражданства как часть правового режима в пределах города Нур-Султан в соответствии с конституционным законом.
Кроме того, в особом правовом режиме в финансовой сфере в пределах города Нур-Сул-тан помимо действующего права Республики Казахстан как составной части романо-гер-манской (континентальной) правовой семьи, как известно, действуют принципы, нормы и прецеденты права Англии и Уэльса. Соответственно, можно сделать вывод, что правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в МФЦА может регулироваться не только действующим правом Республики Казахстан, но и принципами, нормами и прецедентами права Англии и Уэльса.
При этом в литературе отмечается, что в британской конституции отсутствует изложение основных прав человека в том смысле, который вкладывают в это понятие в странах с писаной конституцией. Институт прав и свобод может быть изменен в том же порядке, что и любая часть конституции [5, с.409].
Британское понимание прав человека имеет две основные характеристики: 1) юридические права индивидуума - это остаток (residue) его свобод после того, как они были формализованы законом и правоприменительной практикой; 2) главным в институте прав человека является не формальное закрепление их обширного перечня в законе, а эффективные судебные и внесудебные средства их защиты [5, с.409].
В Республике Казахстан, как было отмечено выше, права и свободы человека и гражданина - это прежде всего те права и свободы, которые закреплены в нормах позитивного (действующего) права, и в первую очередь в нормах Конституции. Что же касается право-
применительной практики, в том числе и судебной практики по вопросам защиты прав и свобод человека, то определяющим здесь является претворение в жизнь тех принципов, которые формально закреплены в нормах действующего права Республики Казахстан.
Так, пункт 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан устанавливает принципы правосудия, которые являются общими и едиными для всех судов и судей Республики. «Напротив, - как отмечали известные компаративисты Рене Давид и Камилла Жоффре-Спи-нози, - в Англии то, что англичане называют конституцией, представляет собой комплекс норм законодательного, а еще чаще судебного происхождения, гарантирующих основные свободы граждан и призванных ограничить произвол власти [6, с.260]. При этом закон привносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой. В нем следует искать не принципы права, а лишь решения, которые уточняют или подкрепляют принципы, выработанные судебной практикой» [6, с.260].
Однако следует иметь в виду, что в Республике Казахстан в соответствии со статьей 4 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»7 принципы правосудия, установленные Конституцией Республики Казахстан, настоящим Конституционным законом, процессуальными и иными законами не распространяются на суд Международного финансового центра «Астана» (далее - суд Центра).
Тем самым, суд Центра в своей правоприменительной деятельности не руководствуется принципами правосудия, установленные в нормах действующего права Республики Казахстан, которые имеют обязательную силу для судов судебной системы Республики Казахстан.
Это объясняется тем, что, во-первых, как известно, суд Центра не входит в судебную систему Республики Казахстан, и, во-вторых, суд Центра в своей деятельности руководствуется постановлением Совета «О суде Международного финансового центра «Астана», которое должно быть основано на процессуальных принципах и нормах Англии и Уэльса и (или) стандартах ведущих мировых финансовых центров (п.5 ст.13 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана»).
6 Конституционный закон Республики Казахстан от 7 декабря 2015 года «О Международном финансовом центре «Астана» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22 декабря 2017 года) [Электрон. ресурс] - URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000438
7 Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21 февраля 2019 года) [Электрон. ресурс] - URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z000000132
Тем самым, если исходить из данной нормы, то суд Центра в своей деятельности не руководствуется действующим правом Республики Казахстан. Однако действующее право Центра в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана» основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из:
1) настоящего Конституционного закона;
2) не противоречащих настоящему Конституционному закону актов Центра, которые могут быть основаны на принципах, нормах и прецедентах права Англии и Уэльса и (или) стандартах ведущих мировых финансовых центров, принимаемых органами Центра в пределах предоставленных настоящим Конституционным законом полномочий;
3) действующего права Республики Казахстан, которое применяется в части, не урегулированной настоящим Конституционным законом и актами Центра.
Поэтому, как было отмечено выше, правовое положение иностранцев и лиц без гражданства на территории МФЦА может регулироваться не только принципами, нормами и прецедентами права Англии и Уэльса, но и действующим правом Республики Казахстан.
При этом здесь могут возникнуть те или иные коллизии, обусловленные различием между английским общим правом и действующим правом Республики Казахстан, которая пока еще, как было отмечено выше, остается составной частью романо-германской (континентальной) правовой семьи. В этой связи Рене Давид и Камилла Жоффре-Спинози обращали внимание на то, что «Юрист континентальной Европы видит в праве принципы социального порядка. Он оценивает право в свете этих принципов; он говорит о принципах политической свободы, социальных правах, святости собственности и договоров, а практикам оставляет заботу о проведении этих принципов в жизнь» [6, с.242].
Далее авторы отмечают, что «Английский же юрист - своего рода наследник практиков, - как правило, с недоверием относится к тому, что считает пустыми словами: что стоит какое-либо правовое положение или принцип, если на практике не существует способов для его осуществления? Все внимание английских юристов веками было обращено на судебную процедуру и очень медленно переносится на нормы материального права» [6, с.242].
Как известно, судьями суда Международного финансового центра «Астана» являются английские судьи, которые были назначены
распоряжением Президента Республики Казахстан еще в декабре 2017 года8. Соответственно, образ мышления английских судей иной, в том числе в вопросах прав и свобод человека, нежели у казахстанских судей.
Если говорить о действующем праве Республики Казахстан, то Конституционный закон «О Международном финансовом центре «Астана» более-менее подробно регулирует вопросы правового положения иностранцев и лиц без гражданства на территории МФЦА, в том числе вопросы визового режима иностранцев и лиц без гражданства и привлечения иностранной рабочей силы (ст.ст. 7 и 8 и др.).
Однако, хотя МФЦА и является территорией в пределах города Нур-Султан с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере, тем не менее, задачами Центра являются содействие в привлечении инвестиций в экономику Республики Казахстан путем создания привлекательной среды для инвестирования в сфере финансовых услуг, развитие рынка ценных бумаг Республики Казахстан, обеспечение его интеграции с международными рынками капитала, развитие в Республике Казахстан рынка страховых, банковских услуг, исламского финансирования, финансовых технологий, электронной коммерции и инновационных проектов и т.п. (п.2 ст.2 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана»).
Кроме того, мы отмечали, что если исходить из духа и буквы Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана», то акты Центра предполагают их действие не только на территории города Нур-Султан с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере, но и на всей территории Республики Казахстан [7, с.41-49].
Более того, мы также указывали, что не только акты Центра, но и решения суда Центра могут действовать на всей территории Республики Казахстан, а не только на территории МФЦА [7, с.41-49]. Об этом, косвенно, например, свидетельствуют пункты 7 и 8 статьи 13 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана», устанавливающие, что решения апелляционного суда Центра являются окончательными, не подлежат обжалованию и обязательны для всех физических и юридических лиц, а также то, что исполнение решений суда Центра в Республике Казахстан осуществляется в том же
8 Источник: http://mfa.kz/ru/london/content-view/chairman-and-judges-to-astana-international-financial-centre-court-take-oath
порядке и на тех же условиях, что и исполнение решений судов Республики Казахстан соответственно.
Поэтому, если говорить о действующем праве Республики Казахстан, которое в той или иной степени, в том или ином объеме наряду с английским общим правом может применяться на территории МФЦА, то представляется необходимым обеспечение согласованности между собой законодательных актов Республики Казахстан, действующих как на территории МФЦА, так и на всей остальной территории Казахстана, в том числе по вопросам правового положения иностранцев и лиц без гражданства.
В этой связи представляется, что законодательные акты Республики Казахстан, в том числе определяющие правовое положение иностранцев и лиц без гражданства за пределами территории МФЦА на всей остальной территории Республики Казахстан, должны учитывать положения Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана», если такие законодательные акты обладают меньшей юридической силой, чем данный Конституционный закон.
При этом в пункте 4 статьи 4 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана» содержится спорное на наш взгляд положение о том, что если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Конституционном законе, то применяются правила международного договора.
Нам представляется, что международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, хотя и имеют приоритет перед законами, кодексами, консолидированными законами, но не могут иметь приоритета перед конституционными законами Республики Казахстан, но данный вопрос не является предметом юридического анализа настоящей статьи [8, с.23-25]; [9. с.36-41].
Если анализировать Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 года «О правовом положении иностранцев»9, то в этом Законе отсутствует оговорка об особенностях правового статуса иностранцев и лиц без гражданства на территории МФЦА. Поэтому представляется необходимым в статье 1 Закона Республики Казахстан от 19 июня 1995 года «О правовом положении иностранцев» прописать норму о том, что правовое положение иностранцев и лиц без гражданства на территории Международного финансового центра
«Астана» устанавливается Конституционным законом Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана».
Кроме того, если исходить из того, что подпункт 3) статьи 4 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана» допускает применение действующего права Республики Казахстан на территории МФЦА в части, не урегулированной настоящим Конституционным законом и актами Центра, то можно допустить, что Закон «О правовом положении иностранцев» также будет применяться на территории МФЦА в части, не урегулированной Конституционным законом «О Международном финансовом центре «Астана» и актами Центра.
В случае противоречия между положениями Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана» и Закона «О правовом положении иностранцев» безусловно, будут применяться положения Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана», поскольку, как известно, конституционные законы обладают большей юридической силой, нежели законы.
При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 6 статьи 6 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана» иностранцы, являющиеся работниками участника или органа Центра, до 1 января 2066 года освобождаются от уплаты индивидуального подоходного налога по доходам от деятельности в Центре по трудовому договору, заключенному с участником Центра, оказывающим услуги, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, или органом Центра.
Соответственно, можно сделать вывод о том, что указанные иностранцы, также как и иные налогоплательщики, которые освобождены от обязанности уплаты до 1 января 2066 года индивидуального подоходного налога по доходам от деятельности в Центре по трудовому договору на основании Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана», в отличие от иных субъектов-налогоплательщиков не будут подлежать административной и (или) уголовной ответственности в случае не выполнения налоговых обязательств до указанного срока.
Тем не менее, здесь возникает вопрос следующего порядка: могут ли иностранцы и лица без гражданства, например, осуществляющие трудовую деятельность на территории МФЦА, выдворены за пределы Республики Казахстан по основаниям, указанным в статье 28 Закона Республики Казахстан «О правовом
9 Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 года «О правовом положении иностранцев» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16 апреля 2018 года) [Электрон. ресурс] - URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ U950002337
положении иностранцев»? Здесь отметим, что в соответствии с этой же статьей данного Закона решение о выдворении принимается судом. В данном случае имеется в виду суд судебной системы Республики Казахстан. Поскольку пункт 9 статьи 13 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана» устанавливает, что исполнение решений судов Республики Казахстан на территории Центра осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, то можно допустить, что решение о выдворении иностранцев и лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан, находящихся на территории МФЦА, также будет приниматься судом судебной системы Республики Казахстан.
Что же касается суда Центра, то он, как известно, не осуществляет уголовное и административное судопроизводство (п.4 ст.13 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана»). Тем самым, суд Центра не может принимать решение о выдворении иностранцев и лиц без гражданства за пределы территории МФЦА.
Кроме того, если анализировать Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года «О миграции населения»10, то в статье 2 данного Закона следует прописать норму в следующих двух вариантах:
1. Настоящий Закон не распространяет свое действие на территории Международного финансового центра «Астана»;
2. Настоящий Закон на территории Международного финансового центра «Астана» применяется в части, не урегулированной Конституционным законом Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана» и не противоречащий ему.
Нам представляется более предпочтительным второй вариант, поскольку особый правовой режим в финансовой сфере хоть и действует в пределах города Нур-Султан в соответствии с конституционным законом, тем не менее, пределы города Нур-Султан также являются территорией Республики Казахстан.
И еще один момент. Конституция Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года «О гражданстве Республики Казахстан»11 предусматривают лишение гражданства Республики Казахстан по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение
иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан.
В соответствии с частью 1 статьи 50-1 Уголовного кодекса Республики Казахстан12 (далее - УК РК) лишение гражданства Республики Казахстан состоит в принудительном прекращении государством устойчивой политико-правовой связи с осужденным, выражающей совокупность их взаимных прав и обязанностей. Лишение гражданства Республики Казахстан не назначается лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет (ч.2 ст.50-1 УК РК).
Лишение гражданства Республики Казахстан в соответствии с подпунктом 3-1 части 3 статьи 40 УК РК является дополнительным наказанием. Каковым будет правовое положение лица, отбывшего основное наказание в виде лишения свободы, ранее состоявшего в гражданстве Республики Казахстан и лишенное судом гражданства Республики Казахстан, после выхода его на свободу? На наш взгляд, такое лицо будет обладать статусом лица без гражданства.
Надо полагать, что на территории Республики Казахстан все лица без гражданства, так же, как и граждане Республики Казахстан, обладают единым правовым статусом. Исключение могут составлять лица без гражданства, осуществляющие деятельность на территории МФЦА, которые обладают иным правовым положением, чем лица без гражданства на всей остальной территории Республики Казахстан. Здесь возникает следующий вопрос: поскольку в Конституционном законе Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана» упоминаются не только иностранцы, но и лица без гражданства, осуществляющие деятельность в МФЦА, то будут ли обладать правом лица без гражданства, ранее состоявшие в гражданстве Республики Казахстан и лишенные такого гражданства казахстанским судом, осуществлять деятельность на территории МФЦА? На наш взгляд, нет.
В заключение отметим, что вопросы не только правового положения иностранцев и лиц без гражданства на территории МФЦА, но и вопросы сосуществования и взаимодействия английского общего права и правовой системы Республики Казахстан на территории МФЦА, безусловно, требуют дальнейших исследований и юридического анализа.
10Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года «О миграции населения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26 декабря 2018 года) [Электрон. ресурс] - URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000477
11 Закон Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года «О гражданстве Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16 апреля 2018 года) [Электрон. ресурс] - URL: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/Z910004800_
12 Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19 апреля 2019 года) [Электрон. ресурс] - URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226
ЛИТЕРАТУРА
1. Шайкенов Н.А. Основы правового статуса личности как конституционно-правовой институт. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник /Сост. д.ю.н., профессор А.Т. Ащеу-лов. - Алматы: КазГЮА, 2001. - 656 с.
2. Перевалов В.Д. Права и свободы человека и гражданина. Теория государства и права: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 616 с.
3. ПовопросуоправовомстатусесудейсудаЦентраМФЦАболееподробносм.:БатырбековаД.С., Укин С.К., Титова Е.В. Некоторые вопросы правового статуса судей Международного финансового центра «Астана» //Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2019. - Т. 19, № 1. -DOI: 10.14529/law190113.
4. По данному вопросу более подробно см.: Батырбекова Д.С., Укин С.К. Некоторые вопросы налогового режима в Международном финансовом центре «Астана» // «Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева. Серия «Право» - Астана, № 1(126), 2019. С. 57-65
5. Толстопятенко Г.П. Основы конституционного права Великобритании и Северной Ирландии. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общ. ред. члена-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, доктора юридических наук, проф. Ю.И. Лейбо и доктора юридических наук, проф. Л.М. Энтина. - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 832 с.
6. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А. Туманова. — М.: Междунар. отношения, 1999. — 400 с.
7. Укин С.К., Батырбекова Д.С. Действие актов Центра Международного финансового центра «Астана» и особенности их исполнения во времени, пространстве и по кругу лиц // «Вестник Института законодательства Республики Казахстан», № 4 (53), 2018. С. 41-49
8. По данному вопросу более подробно см.: Укин С.К. Соотношение по юридической силе конституционных законов Республики Казахстан и международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан //Вестник права Республики Казахстан «Зацгер» - Алматы - 2017. - № 4 (189) апрель - С. 23-25.
9. А также см.: Укин С.К., Цой Г.М. Некоторые проблемные вопросы разрешения коллизий между законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан // Международный научный журнал «Fbrnbrn» Костанайской академии МВД РК им. Шракбека Кабыл-баева, № 2 (53) 2017, июнь. С. 36-41
REFERENCES
1. Shajkenov N.A. Osnovy pravovogo statusa lichnosti kak konstitucionno-pravovoj institut. Konstitucionnoe pravo Respubliki Kazahstan: Uchebnik / Sost. d.ju.n., professor A.T. Ashheulov. - Almaty: KazGJuA, 2001. - 656 s.
2. Perevalov V.D. Prava i svobody cheloveka i grazhdanina. Teorija gosudarstva i prava: Uchebnik dlja vuzov /Pod red. prof. V.M. Korel 'skogo iprof. V.D. Perevalova. - 2-e izd., izm. i dop. - M.: Izdatel 'stvo NORMA, 2001. - 616 s.
3. Po voprosu o pravovom statuse sudej suda Centra MFCA bolee podrobno sm.: Batyrbekova D.S., Ukin S.K., Titova E.V. Nekotorye voprosypravovogo statusa sudej Mezhdunarodnogofinansovogo centra «Astana» // Vestnik JuUrGU. Serija «Pravo». - 2019. - T. 19, № 1. - DOI: 10.14529/law190113.
4. Po dannomu voprosu bolee podrobno sm.: Batyrbekova D.S., Ukin S.K. Nekotorye voprosy nalogovogo rezhima v Mezhdunarodnomfinansovom centre «Astana»//«VestnikEvrazijskogo nacional'nogo universiteta imeni L.N.Gumileva. Serija «Pravo» - Astana, № 1(126), 2019.
5. Tolstopjatenko G.P. Osnovy konstitucionnogo prava Velikobritanii i Severnoj Irlandii. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh stran. Uchebnik dlja vuzov. Pod obshh. red. chlena-korr. RAN, prof. M.V. Baglaja, doktora juridicheskih nauk, prof. Ju.I. Lejbo i doktora juridicheskih nauk, prof. L.M. Jentina.
- M. : Izdatel 'stvo NORMA, 2000. - 832 s.
6. David R., Zhoffre-Spinozi K. Osnovnye pravovye sistemy sovremennosti / Per. s fr. V.A. Tumanova.
— M.: Mezhdunar. otnoshenija, 1999. — 400 s.
7. Ukin S.K., Batyrbekova D.S. Dejstvie aktov Centra Mezhdunarodnogo finansovogo centra «Astana» i osobennosti ih ispolnenija vo vremeni, prostranstve i po krugu lic // «Vestnik Instituta zakonodatel'stva Respubliki Kazahstan», № 4 (53), 2018.
8. Po dannomu voprosu bolee podrobno sm.: Ukin S.K. Sootnoshenie po juridicheskoj sile konstitucionnyh zakonov Respubliki Kazahstan i mezhdunarodnyh dogovorov, ratificirovannyh Respublikoj Kazahstan // Vestnik prava Respubliki Kazahstan «Zaцger» - Almaty - 2017. - № 4 (189) aprel' - S. 23-25.
9. A takzhe sm.: Ukin S.K., Coj G.M. Nekotorye problemnye voprosy razreshenija kollizij mezhdu zakonami i mezhdunarodnymi dogovorami, ratificirovannymi Respublikoj Kazahstan // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «Fylym» Kostanajskoj akademii MVD RK im. Shrakbeka Kabylbaeva, № 2 (53) 2017, ijun'. S. 36-41.