УДК 342.4(574+410)
ДЕЙСТВИЕ АКТОВ ЦЕНТРА МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА «АСТАНА» И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ*
Укин Сымбат Кенжебекович
Доцент кафедры теории государства и права Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова, кандидат юридических наук, доцент; г. Костанай, Республика Казахстан; е-таИ: [email protected]
Батырбекова Диана Сериковна
Докторант Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова, магистр юридических наук,; г. Костанай, Республика Казахстан; е-таИ: [email protected]
Ключевые слова: правовая система; действующее право Республики Казахстан; принципы, нормы и прецеденты права Англии и Уэльса; правовой акт; юридическая природа правового акта; акты Центра; суд Центра; толкование; юрисдикция; судебная система Республики Казахстан.
Аннотация. В данной статье авторами освещаются вопросы взаимодействия действующего права Республики Казахстан и принципов, норм и прецедентов права Англии и Уэльса в пределах города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере. Тем не менее, авторы, проведя юридический анализ Конституционного закона Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана», иных законов Республики Казахстан, полагают, что сфера распространения особого правового режима в финансовой сфере может не ограничиваться пределами города Астаны.
Однако авторы исходят из положений Конституции Республики Казахстан, которая устанавливает, что особый правовой режим в финансовой сфере действует только в пределах города Астаны. Тем не менее, авторы отмечают, что при функционировании особого правового режима в финансовой сфере в пределах города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, будут возникать трудности при взаимодействии двух совершенно разных правовых систем: действующего права Республики Казахстан и принципов, норм и прецедентов права Англии и Уэльса. В частности, могут ли граждане Республики Казахстан обращаться в суд Центра по разрешению экономических, гражданских дел, подсудных судам судебной системы Республики Казахстан, и если да, то не приведет ли это к проблеме «двойной юрисдикции»? На наш взгляд, возникновение такой ситуации в будущем не исключено.
Поэтому вопросы правового анализа действия актов Центра Международного финансового центра «Астана» и особенности их исполнения во времени, пространстве и по кругу лиц требуют дальнейших исследований.
«АСТАНА» ХАЛЬЩАРАЛЬЩ ЦАРЖЫ ОРТАЛЫГЫ АКТ1ЛЕР1НЩ ЦОЛДАНЫСЫ ЖЭНЕ ОЛАРДЫ УАЦЫТТА, КЕЩСТ1КТЕ ЖЭНЕ Т¥ЛГАЛАР ШЕЦБЕР1 БОЙЫНША ОРЫНДАУ ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1 *
Сымбат Кенжебек^лы Укин
А. Байтурсынов атындагы Костанай мемлекеттгк университетI мемлекет жэне цуцыц теориясы кафедрасыныц доцентг, зац зылымдарыныц кандидаты; Костанай ц., Казацстан Республикасы; е-mail: [email protected]
Диана Сершцызы Батырбекова
А. Байтурсынов атындагы Костанай мемлекеттгк университеттщ докторанты, зац зылымдарыныц магистр¡, Костанай ц., Казацстан Республикасы; е-mail: [email protected]
ТYйiн свздер: К уцыцтыц ЖYйе; Казацстан Республикасыныц цолданыстагы цуцыгы; Англия мен Уэльс зац принциптерг, нормалары жэне Yлгiлi ¡стерт; цуцыцтыц
акт; цуцыцтыц акттщ цуцыцтыц сипаты; Орталыцтыц акттерг; Орталыцтыц соты; тYсiндiру; юрисдикция; Казацстан Республикасыныц соттыц ЖYйесi.
Аннотация. Бул мацалада авторлар Казацстан Республикасыныц Президентi белги леген жэне царжы саласында ерекше цуцыцтыцрежим «Астана» халыцаралыц царжы орталыгы орталыгы актыерШц цолданылуы жэне олардыц уацыт, кещстт жэне тулгалар шецберi бойынша орындалу ерекшелiктерi цолданылатын Астана цаласы-ныц белгш шекараларында Казацстан Республикасындагы цолданылып журген цуцыгы жэне Англия жэне Уэльс цуцыц nринциnтерiнiц, нормаларыныц жэне Yлгiлi iстерiнiц взара ю-цимыл мэселелерт айцындайды. Дегенмен, авторлар «Астана» Халыцаралыц царжы орталыгы» Казацстан Республикасыныц Конституциялыц зацы, Казацстан Республикасыныц взге де зацдарыныц цуцыцтыц талдауын втшзт, царжы саласындагы ерекше цуцыцтыцрежимтщ таралу ортасы Астана цаласы шецарасымен шектелмеуi мYмкiн деп санайды.
Алайда, авторлар царжы саласында ерекше цуцыцтыц режим Астана цаласы ше-гтде гана цолданылады деген Казацстан Республикасы Конституциясыныц ережелерт негiзге алады.
Дегенмен, авторлары, жумыс iстеуi ерекше цуцыцтыц режимт царжы саласындагы шегтде, Астана цаласы, дэл белгшенген шекаралары бар Казацстан Республикасыныц Президентi айцындайтын болады туындайтын циындыцтар кезтде взара iс-цимыл мYлдем ек тYрлi цуцыцтыц ЖYйелердiц: Казацстан Республикасыныц цолда-ныстагы цуцыгыныц мен Англия жэне Уэльс цуцыгыныц цагидаттары, нормалары мен прецеденттерi. Атап айтцанда, «цос юрисдикция» мэселесте болуы мYмкiн Казацстан Республикасыныц азаматтары сотца Орталыгыныц руцсаты бойынша экономикалыц, азаматтыц соттарына жататын iстердi сот ЖYйесiн Казацстан Республикасыныц болса экелмейдi ме? Б1здщ ойымызша, пайда болуы, мундай жагдай келешекте де га-жап емес.
Сондыцтан цуцыцтыц талдау эрекет актшерт Орталыгыныц Халыцаралыц царжы орталыгы, «Астана» ерекшелiктерi мен оларды орындаудыц уацыт, кещстж жагынан жэне тулгалар шецберi бойынша талап одан эрi зерттеу.
ACTION OF ACTS OF THE CENTER OF THE INTERNATIONAL FINANCIAL CENTER «ASTANA» AND FEATURES OF THEIR EXECUTION IN TIME, SPACE AND IN A CIRCLE OF SCOPE *
Ukin Symbat Kengebekovich
Cand.Sc. Law, Associate Professor of the Department of Theory of State and Law, A. Baytursynov Kostanay State University; Kostanay, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Batyrbekova Diana Serikovna
M.Sc. Law, PhD student at A. Baytursynov Kostanay State University; Kostanay, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: legal system; current law of the Republic of Kazakhstan; principles, norms and precedents of law of England and Wales; legal act; the legal nature of the legal act; acts of the Center; court of the Center; interpretation; jurisdiction; judicial system of the Republic of Kazakhstan.
Abstract. In given article, the authors highlight issues of interaction of the existing law of the Republic of Kazakhstan and the principles, norms and precedents of law in England and Wales within the city of Astana with precisely defined and determined by the President of the Republic of Kazakhstan borders, which has a special legal regime in the financial sphere. Nevertheless, the authors, having conducted a legal analysis of the Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan «On the International Financial Center «Astana», other laws of the Republic of Kazakhstan, believe that the scope of the special legal regime in the financial sphere may not be limited to the city of Astana.
However, the authors proceed from the provisions of the Constitution of the Republic of Kazakhstan, which establish that a special legal regime in the financial sphere operates only within the city of Astana.
Nevertheless, the authors note that when a special legal regime in the financial sphere is functioning within the city of Astana with precisely defined borders determined by the President of
I:::::::::::::::::::::::::::::::::::: Конституционное U административное право
the Republic of Kazakhstan, difficulties will arise in the interaction of two completely different legal systems: the current law of the Republic of Kazakhstan and the principles, norms and precedents of law in England and Wales. In particular, can citizens of the Republic of Kazakhstan apply to the court of the Center for the resolution of economic, civil cases that are subject to jurisdiction of the courts of the judicial system of the Republic of Kazakhstan, and if so, will this not lead to the problem of «double jurisdiction»? In our opinion, the emergence of such a situation in the future is not ruled out.
Therefore, the issues of legal analysis of the acts of the Center of the International Financial Center «Astana» and the peculiarities of their execution in time, space and in a circle of persons require further research.
Как известно, статья 2 Конституции Республики Казахстан 1995 года1 Законом Республики Казахстан от 10 марта 2017 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»2 дополнена пунктом 3-1, устанавливающий, что в пределах города Астаны может быть установлен особый правовой режим в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом.
Конституционный закон от 7 декабря 2015 года «О Международном финансовом центре «Астана»3, принятый ранее указанной нормы Конституции Республики Казахстан, в подпункте 1) статьи 1 уточняет, что Международный финансовый центр «Астана» (далее - Центр) - территория в пределах города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере.
Хотя Международный финансовый центр «Астана» - это территория в пределах города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере, тем не менее, задачами Центра являются содействие в привлечении инвестиций в экономику Республики Казахстан путем создания привлекательной среды для инвестирования в сфере финансовых услуг, развитие рынка ценных бумаг Республики Казахстан, обеспечение его интеграции с международными рынками капитала, развитие в Республике Казахстан рынка страховых, банковских услуг, исламского финансирования, финансовых технологий, электронной коммерции и инновационных проектов и т.п. (п.2 ст.2 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана»).
Иначе говоря, если исходить из перечис-
ленных задач Центра, то сфера деятельности Центра не ограничивается территорией в пределах города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, и, на наш взгляд, охватывает всю территорию Республики Казахстан.
Что же касается актов Центра, то в соответствии с подпунктом 4) статьи 1 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана» акт Центра - письменный официальный документ, принятый органом Центра, регулирующий отношения, возникающие между участниками Центра и (или) органами Центра, и (или) их работниками. Здесь отсутствует указание о том, что акт Центра действует только в пределах территории города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере.
При этом акты Центра в соответствии с подпунктом 2) статьи 4 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана» являются составной частью действующего права Центра. А действующее право Центра основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана»; не противоречащих Конституционному закону «О Международном финансовом центре «Астана» актов Центра, которые могут быть основаны на принципах, нормах и прецедентах права Англии и Уэльса и (или) стандартах ведущих мировых финансовых центров, принимаемых органами Центра в пределах предоставленных Конституционным законом «О Международном финансовом центре «Астана» полномочий; действующего права Республики Казахстан, которое применяется в части, не урегулированной Конституционным законом «О Меж-
1 Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года // [Электронный ресурс] См. Информационно-правовую систему нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет» http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_
2 Закон Республики Казахстан от 10 марта 2017 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» // [Электронный ресурс] См. Информационно-правовую систему нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет» http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1700000051
3 Конституционный закон Республики Казахстан от 7 декабря 2015 года «О Международном финансовом центре «Астана» // [Электронный ресурс] См. Информационно-правовую систему нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эд1лет» http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000438
дународном финансовом центре «Астана» и актами Центра (п.1 ст.4 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана»).
Тем самым, на территории в пределах города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере, действительно существует «правовой анклав», где функционируют две различные правовые системы: действующее право Республики Казахстан и принципы, нормы и прецеденты права Англии и Уэльса.
Какова юридическая природа актов Центра? Как правовая категория термин «акт» (от лат. actus - действие; actum - документ) означает, во-первых, поступок, действие, и во-вторых, акт - это официальный документ [1, с.16]. Поэтому в правовой сфере категория «акт», на наш взгляд, имеет, по крайней мере, троякое значение и означает следующее:
1) действия субъектов права (правовых отношений), влекущие определенные правовые последствия в виде тех юридических актов, которые относятся к правомерным действиям;
2) официальный юридический документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела в отношении конкретных лиц или конкретного лица в форме акта применения права (правоприменительного акта);
3) содержащий правовые нормы официальный юридический документ в форме нормативного правового акта.
Хотя в юридической литературе до сих пор нет единства мнений в отношении содержания понятия «правовой акт», по нашему мнению в двух последних случаях термин «акт» объединяется понятием «правовой акт». Такой же точки зрения придерживается казахстанский законодатель. В частности, Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах»4 дефиницию «правовой акт» определил как письменный официальный документ установленной формы, содержащий нормы права или индивидуальные властные правовые предписания, принятый на республиканском референдуме либо уполномоченными органами.
Из данного определения следует, что категория «правовой акт» в свое содержание включает правовой акт индивидуального применения (правоприменительный акт), не содержащий нормы права, и нормативный пра-
вовой акт, содержащий нормы права.
Являются ли акты Центра одновременно и актами индивидуального применения (правоприменительными актами) и нормативными правовыми актами? На наш взгляд, да, поскольку акты Центра могут быть как актами индивидуального применения (правоприменительными актами), так и нормативными правовыми актами.
Формы (виды) актов Центра
Предметом регулирования актов Центра являются, как было отмечено выше, отношения, возникающие между участниками Центра и (или) органами Центра, и (или) их работниками.
В свою очередь, органами Центра являются Совет по управлению Центром; Управляющий Центром; администрация Центра; Комитет Центра по регулированию финансовых услуг; суд Центра и Международный арбитражный центр (п.1 ст.9 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана»). Все органы Центра в пределах своих полномочий принимают акты Центра в той или иной установленной форме.
Так, Совет по управлению Центром принимает акты Центра в виде постановлений по вопросам, отнесенным Конституционным законом «О Международном финансовом центре «Астана» к его компетенции, в пределах, предусмотренных пунктом 3 статьи 4 настоящего Конституционного закона (п/п.3) п.3 ст.10 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана»).
Что же касается суда Центра, состоящий из суда первой инстанции и апелляционного суда, то Конституционный закон «О Международном финансовом центре «Астана» конкретно не устанавливает форму актов суда Центра, указывая лишь обобщенную их форму путем формулировки «решения суда Центра». Соответственно, мы полагаем, что акты суда Центра выступают в форме решений суда Центра.
При этом отметим, что в соответствии с подпунктом 10) статьи 13 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана» суд Центра обладает исключительной компетенцией по толкованию норм актов Центра.
Возникает вопрос: в какой форме должны выноситься акты суда Центра по толкованию норм актов Центра? Вряд ли в форме решений суда Центра. Мы полагаем, что акты суда Центра по толкованию норм актов Центра должны выноситься в форме постановлений суда Центра. Именно постановления являются наибо-
4 Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» //[Электронный ресурс] См. Информационно-правовую систему нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет» http://adilet. zan.kz/rus/docs/Z1600000480 \
лее распространенной формой актов органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов, судов общей юрисдикции) в тех или иных странах по официальному толкованию норм конституции и иных конституционно-правовых актов. Не исключение и Республика Казахстан, где официальное толкование норм Конституции Конституционным Советом выносится в форме нормативных постановлений, а Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебной практики также в форме нормативных постановлений.
Кроме того, возникает следующий вопрос: суд первой инстанции суда Центра или суд апелляционной инстанции суда Центра обладает компетенцией по толкованию норм актов Центра, или такими полномочиями обладают обе инстанции? Данный вопрос, на наш взгляд, требует законодательного уточнения.
Действие актов Центра во времени
Статья 21 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана» устанавливает, что акты Центра, предусмотренные статьей 3, пунктом 2 статьи 4, пунктом 3 статьи 5, статьей 6, пунктом 4 статьи 7, статьей 8, пунктом 3 статьи 9, пунктом 3 статьи 11, пунктом 5 статьи 13 и пунктом 2 статьи 14 настоящего Конституционного закона, должны быть разработаны и приняты органами Центра в течение двух лет со дня введения в действие настоящего Конституционного закона.
При этом Конституционный закон «О Международном финансовом центре «Астана» вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением пункта 5 статьи 7, который вводится в действие с 1 января 2017 года.
Следует отметить, что Конституционный закон «О Международном финансовом центре «Астана» принят и введен в действие еще до принятия 10 марта 2017 года нормы пункта 3-1 статьи 2 Конституции Республики Казахстан, которая предусматривает принятие конституционного закона по вопросам особого правового режима в финансовой сфере в пределах города Астаны.
Тем самым, можно сказать, что акты Центра на сегодняшний день уже введены в действие. Пока об эффективности их действия, на наш взгляд, говорить рано. При этом вряд ли принципы правосудия, которые относятся к судам судебной системы Республики Казахстан, установленные в пункте 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан по вопросам обратной силы законов (п/п.5 ст.77), относятся к суду Центра, поскольку, как известно, суд Центра не входит в судебную систему Респу-
блики Казахстан.
Действие актов Центра в пространстве
Возникает вопрос: имеют ли акты Центра юридическую силу только на территории города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере?
При этом отметим, что в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» нормативные правовые акты Республики Казахстан, принятые Президентом Республики Казахстан, Парламентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан, центральными исполнительными и иными центральными государственными органами, распространяют свои действия на всю территорию Республики Казахстан, если в самих нормативных правовых актах или актах об их введении в действие не установлено иное.
Если исходить из нормы пункта 3-1 статьи 2 Конституции Республики Казахстан, то Конституционный закон «О Международном финансовом центре «Астана», устанавливающий особый правовой режим в финансовой сфере, должен действовать в пределах города Астаны.
Однако, если исходить из духа и буквы Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана», то акты Центра, на наш взгляд, предполагают их действие не только на территории города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере, но и на всей территории Республики Казахстан. На это указывает, например, пункт 8 статьи 13 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана», устанавливающий, что исполнение решений суда Центра в Республике Казахстан осуществляется в том же порядке и на тех же условиях, что и исполнение решений судов Республики Казахстан. Решения суда Центра, как известно, являются одной из форм (видов) актов Центра.
Здесь важно отметить, что речь в названной норме идет об исполнении решений суда Центра в Республике Казахстан, без указания территории города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере. Тем самым, исполнение решений суда Центра в соответствии с вышеназванным Конституционным законом в пространстве может не ограничиваться территорией города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой
режим в финансовой сфере, и на наш взгляд, может охватывать всю территорию Республики Казахстан.
Кроме того, отметим, что решения суда Центра могут быть основаны на принципах, нормах и прецедентах права Англии и Уэльса, так как действующее право Центра включает в свое содержание не только действующее право Республики Казахстан, но и принципы, нормы и прецеденты права Англии и Уэльса.
Означает ли это, что принципы, нормы и прецеденты права Англии и Уэльса могут применяться не только на территории города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере, но и на всей территории Республики Казахстан? На наш взгляд, такую ситуацию допускает Конституционный закон «О Международном финансовом центре «Астана». Что же касается Конституции Республики Казахстан, то она устанавливает особый правовой режим в финансовой сфере в пределах города Астаны (п.3-1 ст.2).
Тем самым, формулировкой «в пределах города Астаны» Конституция Республики Казахстан не предусматривает действие актов Центра, в том числе и исполнение решений суда Центра на всей территории Республики Казахстан, а предусматривает в пределах города Астаны. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Конституции Республики Казахстан Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.
Однако, как было отмечено выше, Конституция Республики Казахстан допускает в пределах города Астаны функционирование особого правового режима в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом (п.3-1 ст.2). Означает ли это, что если Конституция Республики Казахстан допускает в пределах города Астаны особый правовой режим в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом, то в таком правовом режиме высшая юридическая сила и прямое действие Конституции Казахстана имеет свои особенности с учетом особого правового режима в финансовой сфере? Данный вопрос, хотя и является предметом толкования Конституционного Совета Республики Казахстан, тем не менее, на наш взгляд, Конституция Казахстана должна иметь высшую юридическую силу и прямое действие также и на территории города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере.
Поэтому акты Центра, включая акты суда Центра, а также принципы, нормы и прецеденты права Англии и Уэльса, на наш взгляд, исходя из положений Конституции Казахстана должны применяться только на территории города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере.
Действие актов Центра по кругу лиц
В соответствии с подпунктом 5) статьи 1 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана» участники Центра - это юридические лица, зарегистрированные в соответствии с действующим правом Центра, а также иные юридические лица, аккредитованные Центром, а согласно подпункта 6) этой же статьи работник участника или органа Центра - это физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с участником или органом Центра, в обязанности которого входит реализация основных задач и целей участника или органа Центра.
При этом, на наш взгляд, под физическими лицами следует понимать граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства. Регулируются ли трудовые отношения физических лиц с участником или органом Центра на основе трудового законодательства Республики Казахстан? Если исходить из подпункта 3 статьи 4 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана», то действующее право Республики Казахстан является составной частью действующего права Центра и применяется в части, не урегулированной Конституционным законом «О Международном финансовом центре «Астана» и актами Центра. Трудовое законодательство, если оно соответствует Конституции Республики Казахстан, является составной частью действующего права Республики Казахстан, которое состоит из норм тех правовых актов, которые перечислены в пункте 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан.
Тем самым, на физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с участником или органом Центра, в обязанности которого входит реализация основных задач и целей участника или органа Центра, в той или иной степени может распространяться трудовое законодательство Республики Казахстан как одна из составных частей действующего права Центра. В то же время, на наш взгляд, при возникновении трудовых споров между работниками участника или органа Центра такой спор может разрешаться в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
При этом отметим, что в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Трудового кодекса Ре-
спублики Казахстан5 от 23 ноября 2015 года законы Республики Казахстан не должны снижать уровень прав, свобод и гарантий, установленных настоящим Кодексом (Трудовым Кодексом Республики Казахстан - прим. авторов). Однако данное указание нормы Трудового кодекса вряд ли применимо к Конституционному закону Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана» и другим вышестоящим по правовому уровню нормативным правовым актам, поскольку данный Конституционный закон обладает большей юридической силой, нежели Трудовой кодекс Республики Казахстан.
Кроме того, действие актов Центра может распространяться на членов семьи работника участника или органа Центра - на супруга (супругу) работника участника или органа Центра и на их детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста. При этом отметим, что работники участника или органа Центра, а также члены их семей могут быть как гражданами Республики Казахстан, так и иностранцами и лицами без гражданства.
Возникает следующий вопрос: могут ли граждане Республики Казахстан обращаться в суд Центра по разрешению экономических, гражданских дел, подсудных судам судебной системы Республики Казахстан, и если да, то не приведет ли это к проблеме «двойной юрисдикции»? На наш взгляд, возникновение такой ситуации в будущем не исключено. Причем такая практика уже возникала в других судах международного финансового центра.
Так, граждане Эмирата отдают все более предпочтение Суду МФЦД6, нежели местным судам. Думается, что данный факт не вызовет удивление, если принять во внимание, что 90% мелких споров, рассмотренных Судами МФЦД были урегулированы меньше чем за три недели. Таким образом, в Эмирате Дубай появилась проблема «двойной юрисдикции»: с одной стороны гражданские и коммерческие дела на территории Эмирата Дубай формально подсудны местным судам, деятельность которых построена на постулатах романо-германской системы права, с другой стороны, граждане все больше передают свои споры в Суды МФЦД, которые принимают решения преимущественно на основе английского общего права [2, с.8-12].
Что же касается юридических лиц, то
понятие «юридическое лицо» в том смысле, в которое в него вкладывают европейские и казахстанские юристы, в английском праве отсутствует. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 1084 Особенной части Гражданского кодекса Республики Казахстан7 (далее ГК РК) право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом, определяется на основании настоящего Кодекса, иных законодательных актов, международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан и признаваемых международных обычаев.
Однако данная норма относится к деятельности судов судебной системы Республики Казахстан, а суд Центра, как известно, не входит в судебную систему Республики Казахстан.
Тем не менее, суд Центра, на наш взгляд, может руководствоваться пунктом 1 статьи 1085 ГК РК как составной части действующего права Республики Казахстан, устанавливающий, что квалификация юридических понятий (правовая квалификация) судом основывается на их толковании в соответствии с правом страны суда, если иное не предусмотрено законодательными актами (п.1 ст.1085 ГК РК).
Если юридические понятия не известны праву страны суда или известны под другим названием или с другим содержанием и не могут быть определены путем толкования по праву страны суда, то при квалификации юридических понятий (правовой квалификации) может также применяться право иностранного государства (п.2 ст. 1085 ГК РК).
Тем не менее, М.К. Сулейменов в этой связи справедливо полагает, что следует очень осторожно подходить к проблеме им-плементации норм английского права в сфере регулирования деятельности юридических лиц [3, с.4].
При этом отметим, что само судебное производство в суде Центра в соответствии с Конституционным законом «О Международном финансовом центре «Астана» осуществляется на английском языке, и соответственно, решения также выносятся на английском языке. В соответствии с данным Конституционным законом в случае необходимости обеспечивается перевод на казахский и русский
5 Кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-VЗРК. //[Электронный ресурс] См. Информационно-правовую систему нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эд1лет» http://adilet.zan.kz/ rus/docs/K1500000414
6 МФЦД - Международный финансовый центр Дубая (прим. авторов)
7 Гражданский кодекс Республики Казахстан (ГК РК) от 1 июля 1999 года № 409-1 (Особенная часть) //[Электронный ресурс] См. Информационно-правовую систему «Параграф»/https://online.zakon.kz/ Document/?doc id=l0l3880
языки. Полагаем, что исполнение решений суда Центра в соответствии с законодательством Республики Казахстан потребует такого перевода. Однако с этим могут возникнуть большие сложности, так как понятия, свойственные английскому общему праву, будут не понятны для юристов романо-германской системы права, и наоборот. А как известно, правовая система Казахстана пока еще остается в семье романо-германского права. Поэтому в этой связи Р. Давид справедливо отмечал, что «не соответствуя ни одному из знакомых понятий, термины английского права непереводимы на другие языки, как термины фауны и флоры разных климатов. Когда любой ценой хотят перевести эти термины, их смысл, как правило, теряется» [4, с.227].
Особенности исполнения актов Центра в Республике Казахстан
Конституционный закон «О Международном финансовом центре «Астана» определяет довольно широкий круг вопросов, подлежащих рассмотрению в суде Центра. Тем не менее, в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана суд Центра не осуществляет уголовное и административное судопроизводство. В связи с чем, в случае совершения уголовного или административного правонарушения на территории Международного финансового центра «Астана» будет применяться действующее право Республики Казахстан, а не право Англии и Уэльса.
При этом отметим, что в соответствии с пунктом 9 статьи 13 Конституционного закона «О международном финансовом центре «Астана»: исполнение решений судов Республики Казахстан на территории Центра осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, т.е. на основе действующего права Республики Казахстан.
Вместе с тем исполнение решений судов Республики Казахстан, а также деятельность судебных исполнителей регулируется Законом Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»8.
В соответствии со статьей 2 данного Закона задачами исполнительного производства являются обязательное и своевременное принятие мер, направленных на принудительное исполнение исполнительных документов, вы-
даваемых на основании судебных решений, определений, предписаний и постановлений по гражданским и административным делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений иных органов в соответствии с настоящим Законом (Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» - прим. авторов).
Таким образом, исполнительные документы выдаются на основании судебных приказов, решений, определений, постановлений. Все они представляют собой судебные акты, которые в соответствии с частью 1 статьи 21 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан9 (далее - ГПК РК) выносятся судом первой, апелляционной и кассационной инстанций. Это суды, входящие в судебную систему Республики Казахстан.
Так как Суд Международного финансового центра «Астана» не входит в судебную систему Республики Казахстан, полагаем, что возбуждение исполнительного производства на основании решения суда Центра является весьма спорным вопросом. Ведь, исходя из смысла норм ГПК РК, Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан от 11 июля 2003 года № 5 «О судебном решении»10 речь идет только о судебных актах, вынесенных судами Республики Казахстан.
В связи с чем, полагаем, что необходимо внести соответствующие изменения в ГПК РК и Закон Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», выделив отдельные положения, посвященные особенностям исполнения судебных актов суда МФЦА.
При этом важно понимать, что английские судебные решения и решения судов рома-но-германской правовой системы существенно отличаются друг от друга.
Судебная практика Англии не только применяет, но и создает номы права. Английское судебное решение, строго говоря, сводится к простому изложению принятого по спору решения: X должен уплатить такую-то сумму Y, договор заключенный между X и Y, расторгнут, наследство X следует передать такому то. Английские суды не мотивируют свои решения (возможно, это считалось бы униже-
8 Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года № 261-IV«Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» //[Электронный ресурс] См. Информационно-правовую систему нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет» /http://adilet.zan.kz/rus/docs/P03000005S_
9Гражданско-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-У//[Электронный ресурс] См. Информационно-правовую систему «Параграф»/http://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=1013921
10 Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 11 июля 2003 года № 5 «О судебном решении» //[Электронный ресурс] См. Информационно-правовую систему нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет» /http://adilet.zan.kz/rus/docs/P03000005S_
нием их достоинства); они приказывают и не должны обосновывать своих приказов. Однако в действительности английские судьи - во всяком случае, в Высоких судах - достаточно пространно излагают мотивы своих решений и делают это в свободной, рассуждающей манере, далекой от краткости и строгости изложения мотивов решения во французском суде. При этом судья нередко формулирует общие положения, выходящие за рамки данного дела [4, с.257-258].
Решения, выносимые судами Республики Казахстан, напротив, выносятся с соблюдением норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к правоотношению. То есть, при вынесении решения судья основывается на материальных нормах (нормах законодательных актов). Это и обеспечивает законность вынесенного решения. При этом, решение должно строго соответствовать структуре и состоять из: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей, содержание которых должно отвечать требо-
ваниям, предусмотренным частями третьей, четвертой, пятой и шестой статьи 226 ГПК РК. Вместе с тем, согласно пункта 6 нормативного постановления Верховного суда «О судебном решении»: включение в резолютивную часть решения выводов суда по той части исковых требований, которые по существу не рассматривались, недопустимо. Выводы суда по этим требованиям должны быть изложены в отдельном от решения судебном акте в форме определения (об оставлении заявления без рассмотрения, о прекращении производства по делу)11.
Таким образом, решение суда Республики Казахстан и решение суда Международного финансового центра «Астана» будут различаться и структурно и содержательно.
В заключение отметим, что вопросы действия актов Центра Международного финансового центра «Астана» и особенности их исполнения во времени, пространстве и по кругу лиц будут предметом дальнейших исследований и юридического анализа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2005. - 720 с.
2. Темирбеков Ж.Р. «Некоторые аспекты правового статуса судов Международного финансового центр Дубая» // Концепция руководства по применению принципов и норм права Англии и Уэльса Судом Международного финансового центра «Астана», Астана, 2016. С.8-12 //[Электронныйресурс] См. http://www.thenational.ae/business/economy/difc-courts-dealing-with-more-cases-81-rise-in-claim-and-counterclaim-value (доступ 22.11.2015г.).
3. Сулейменов М.К. Английское право и правовая система Казахстана // [Электронный ресурс] ИС Параграф WWWhttp://online.zakon.kz
4. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности /Пер. с фр.
B.А. Туманова. — М.: Междунар. отношения, 1999. — 400 с.
REFERENCES
1. Barikhin A.B. Large legal encyclopedic dictionary. - Moscow: The Book World, 2005. 720 p.
C. 16
2. Temirbekov J.R. «Some Aspects of the Legal Status of the Courts of the International Financial Center of Dubai» // Concept of the Guide to Application of the Principles and Norms of Law of England and Wales by the Court of the International Financial Center «Astana», Astana, 2016. P.8-12 // [Electronic resource] See http://www.thenational.ae/business/economy/difc-courts-dealing-with-more-cases-81-rise-in-claim-and-counterclaim-value (access 11/22/2015).
3. Suleimenov M.K. English law and the legal system of Kazakhstan // [Electronic resource] IS Paragraph WWW http://online.zakon.kz
4. DavidR., Geoffrey-Spinozi K. The main legal systems of our time / Trans. with fr. V.A. Tumanov. - Moscow: Intern. relations, 1999. - 400 p.
11 Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 11 июля 2003 года № 5 «О судебном решении» //[Электронный ресурс] См. Информационно-правовую систему нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эд1лет» /http://adilet.zan.kz/rus/docs/P03000005S_