УДК 342.9
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО СПОРА, ВОЗНИКАЮЩЕГО ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ИНЫХ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Нургазинов Багдат Кабылкадырович
Начальник Отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства Республики Казахстан, кандидат юридических наук, Республика Казахстан, г. Астана; e-mail: [email protected]
Примашев Нурзада Маханбетович
Главный научный сотрудник Отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства Республики Казахстан, кандидат юридических наук, Республика Казахстан, г. Астана; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: Административный процедурно-процессуальный кодекс; административный акт; административный спор; административные и иные публично-правовые споры; публично-правовые отношения.
Аннотация. В «Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан указано, что при дальнейшем развитии административного права необходимо отходить от односторонне-властных принципов при взаимоотношениях государства с гражданами и негосударственными организациями. Права и свободы человека представителями государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных организаций или лиц, осуществляющих публичные функции при исполнении ими должностных обязанностей не могут быть ограничены, а их нарушение влечет предусмотренную законодательством ответственность.
На практике в сфере государственного управления при осуществлении полномочий государственных органов и должностных лиц применяются властные полномочия, которые могут привести к ограничению прав и свобод человека и гражданина, к возникновению спорных правоотношений с гражданами или организациями, т.е. физическими или юридическими лицами. На сегодняшний день такие споры рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.
В Казахстане требования гражданского процессуального законодательства не в полной мере удовлетворяют граждан, которые обращаются в суды для решения публичных либо административных споров.
Для разрешения подобных споров, возникающих в результате административных и иных публично-правовых отношений в обществе и в государстве назрела необходимость создания специальных судебных и эффективных внесудебных механизмов по их разрешению наподобие опыта некоторых постсоветских стран, где «суды заставили государственные органы работать по закону. Уважать права людей, и там уже меньше нарушаются права человека. Изменили поведение чиновников»1.
При возникновении между административным органом, осуществляющим административную процедуру — заявителем и заинтересованным лицом административного или иного публично-правового спора, административный акт является одним из основополагающих документов. Поэтому раскрытие понятия административного акта имеет ключевое значение при возникновении административных и иных публично-правовых отношений.
В связи с этим в статье предлагаются авторские определения административного спора и административного акта, которых следовало бы включить в проект Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан. По мнению авторов это позволит более точно конкретизировать данные понятия в административном судопроизводстве Республики Казахстан.
1 Асанов Ж.К. Рассматривать споры с госорганами должны административные суды //https://www.zakon. kz/4900717-rassmatrivat-spory-s-gosorganami.html. (Дата обращения: 05.09.2018)
ЭКШШ1Л1К ЖЭНЕ ЭЗГЕ ДЕ ЖАРИЯ-К¥КЬЩТЬЩ КАТЫНАСТАРДАН ТУЫНДАЙТЫН ЭК1МШ1Л1К ДАУ НЫСАНАСЫНЬЩ ПРОБЛЕМАСЫН КОЮ ЖАЙЫНДА
БаFдат Кабылцадыр^лы Н¥PFазинов
Казацстан Республикасы Зацнама тститутыныц конституциялыц, эюмштк зацнама жэне мемлекеттк басцару бвлiмiнiц бастыгы, зац зылымдарыныц кандидаты, Казацстан Республикасы, Астана цаласы,е-таП: [email protected]
Н^рзада Маханбет^лы Примашев
Казацстан Республикасы Зацнама институтыныц Конституциялыц, эюмштк зацнама жэне мемлекеттк басцару белМтщ бас зылыми цызметкерi, зац зылымдарыныц кандидаты, Казацстан Республикасы, Астана цаласы, e-mail: [email protected]
TYuin свздер: Казацстан Республикасыныц Эшмшшк рэЫмдж-процестж Кодека эшмшшк акт; эшмшшк дау; эшмшшк жэне взге де жария-цуцыцтыц даулар; жари-я-цуцыцтыц царым-цатынастар.
Аннотация. Казацстан Республикасы Президенттщ жарлыгымен бешттген «Казацстан Республикасыныц 2010 жылдан 2020 жылга дейт кезецге арналган цуцыцтыц саясат тужырымдамасында» эшмшшк цуцыцты одан эрi дамытуда мемлекеттщ азаматтармен жэне мемлекеттж емес уйымдармен царым-цатынастарында бiр-жацты-билжтж цагидаттарынан бас тарту цажет деп кврсетшген.
Жария функцияларды взтдж цызметтж мтдеттерт орындау кезтде ЖYзеге асыратын мемлекеттж органдардыц вкiлдерi, жергiлiктi взiн-взi басцару органда-ры, сондай-ац взге де уйымдар немесе тулгалар адамныц цуцыцтары мен бостан-дыцтарын шектемеуi керек, ал оларды бузу зацмен квзделген жауаптылыцца экелт соцтырады.
Тэжiрибеде мемлекеттж басцару саласында мемлекеттж органдар мен лауазымды тулгалардыц вшлеттжтерт жузеге асыру кезтде адам жэне азаматтыц цуцыцтары мен бостандыцтарын шектеуге, азаматтармен немесе уйымдармен, ягни жеке жэне зацды тулгалармен даулы цуцыцтыц цатынастардыц туындауына экелуi мумшн билж-тж вшлеттжтер цолданылады. Казiргi куш мундай даулар азаматтыц сот шн жургi-зу тэртiбМен царастырылады.
Казацстанда азаматтыц процестж зацнама жария немесе эшмшыж дауларды шешу Yшiн соттарга ЖYгiнетiн азаматтарды цажеттi децгейде цанагаттандыр-майды.
Мундай эшмшшк не взге жария-цуцыцтыц цатынастардан туындайтын дауларды шешу yшiн цогам мен мемлекетте оларды «соттар мемлекеттж органдарды зац бойынша жумыс wтеуге мэжбур еттi. Адамдардыц цуцыцтарын цурметтеуге, жэне онда адам цуцыцтары кем бузылады. Шенеунжтердщ тэртттерт взгерткен» бiрца-тар посткецестж елдердщ тэжiрибесi негiзiнде шешетт арнайы соттыц жэне тиiмдi соттан тыс тетiктердi цуру цажеттш туындады.
Эшмшшк рэсiмдi жузеге асыратын эшмшшк орган — втШш берушi мен мyдделi тулганыц арасындагы туындайтын эшмшшк немесе взге де жария-цуцыцтыц дау кезтде эшмшшк акт негiзгi цужаттардыц бiрi болып табылады. Сондыцтан эшмшшк жэне взге де жария-цуцыцтыц цатынастар туындаган кезде эшмшшк акт угымын ашу мацызды мэцге ие болады.
Осыган байланысты мацалада Казацстан Республикасыныц ЭшмшшкрэЫмдж-про-цестж кодекстщ жобасына енгiзiлуi мумшн эшмшшк дау мен эшмшшк акт угымда-рыныц авторлыц аныцтамалары усынылып отыр. Авторлардыц пiкiрi бойынша бул Казацстан Республикасында эшмшшк сот wm ЖYргiзуде осы угымдардыц тустшн дэлiрек нацтылауга мумшндж береди
THE STATEMENT OF THE PROBLEM OF THE SUBJECT OF AN ADMINISTRATIVE DISPUTES ARISING FROM ADMINISTRATIVE AND OTHER PUBLIC LEGAL RELATIONS
Bagdat K. Nurgazinov
Head of Department of constitutional, administrative legislation and public administration of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, candidate of legal Sciences; Republic of Kazakhstan, Astana, e-mail:[email protected]
Nurzada M. Primashev
Chief researcher of Department of constitutional, administrative legislation and public administration of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, candidat ofjuridical sciencescandidate of legal Sciences; Republic of Kazakhstan, Astana, e-mail:[email protected]
Keywords: Administrative procedural-judicial code; administrative act; administrative dispute; administrative and other public-law disputes; public legal relations.
Abstract. As part of the implementation of the Decree of the Head of State «On the Concept of Legal Policy for the period from 2010 to 2020» it is stated that with the further development of administrative law, it is necessary to move away from unilateral principles in the relations of the state with citizens and non-governmental organizations. Human rights and freedoms of man by the representatives of public organs, organs of local self-government, and also another organizations or persons, carrying out public functions at execution by them position requirements can not limit, and their violation draws the responsibility envisaged by a legislation.
In practice in the field of state administration during realization of plenary powers of public organs and public servants imperious plenary powers that can result in limitation of human rights and freedoms and citizen are used, to the origin of debatable legal relationships with citizens or organizations, i.e. by physical or legal persons. To date such disputes is examined in order of the civil rule-making.
To resolve administrative disputes arising as a result of administrative and other public-law relations, it is necessary to create effective extrajudicial and judicial mechanisms to resolve them.
If there is an administrative or other public legal dispute between the administrative authority that conducts the administrative procedure - the applicant and the interested person, the administrative act is one of the fundamental documents. Therefore, the disclosure of the concept of an administrative act is of key importance in the emergence of administrative and other public-legal relations.
In this regard, the article proposes author's definitions of an administrative dispute and administrative act, which should be included in the draft Administrative Procedural Code of the Republic of Kazakhstan. In the opinion of the authors, this will allow more precise concretization of these concepts in the administrative legal proceedings of the Republic of Kazakhstan.
Второй этап административной реформы направлен на реализацию пятого направления Стратегии «Казахстан - 2050»: формирование государственного управления нового типа. В рамках данного направления ставится задача формирования нового государственного аппарата, способного адекватно реагировать, в том числе на обращения граждан и иных образований по защите их прав и законных интересов. Среди необходимых для этого правовых инструментариев ярко выделяется административное право, позволяющее эффективно регулировать взаимоотношения граждан и негосударственных образований с государственным аппаратом.
Известно, что в административно-правовых отношениях преобладают государство и его структурные образования, в силу его природы, силы и традиции. В ходе административных реформ Республике Казахстан предстоит пересмотреть эту практику и по-новому
построить публичные отношения. Благодаря новым подходам и позициям административного права в отношениях гражданина и негосударственных образований с государственным аппаратом можно изменить их властные и подвластные соотношения и придать им гибкий и равноправный характер. Поэтому представляется логически правильным выбор административной юстиции и судопроизводства в качестве основных объектов и инструментов административной реформы.
Любой практический шаг, тем более в сфере государственного строительства и управления, требует его подкрепления теоретическими разработками. Такая объективная необходимость предполагает изучения отдельных теоретических понятийных аспектов административно-правовых отношений, от которых исходят цели и задачи данной статьи.
Развитие административной юстиции в Казахстане обусловило необходимость созда-
ния Указом Президента Республики Казахстан от 9 сентября 2004 года специализированных межрайонных административных судов, к подсудности которых отнесены дела, вытекающие из административных полномочий органов государственной власти. Принятые государством меры, позволили усилить механизмы защиты прав и свобод граждан в сфере публично-правовых отношений.
По мнению известных ученых-админи-стративистов, учреждение административных судов имело важное значение в обеспечении, с одной стороны, прав граждан, их законных интересов и свобод от допускаемого в некоторых случаях произвола чиновников, а с другой - способствует созданию стабильности, законности и обоснованности решений и действий государственных и иных органов и их должностных лиц. В этом аспекте основное назначение административных судов заключается в осуществление контроля за таким обеспечением. К примеру, видный российский административист-ученый Ю.Н. Стари-лов считает что, наличие или отсутствие особого административного судопроизводства - это показатель соответствия национальной судебной системы международным государственно-правовым стандартам, в частности, стандартам обеспечения прав и свобод граждан, доступности системы эффективного и справедливого правосудия для всех субъектов права, формирования соответствующей структуры органов судебной власти [1, с. 124-125].
Процесс институционализации административных судов является естественно-логическим шагом деэтатизации отдельных направлении развития самой отрасли административного права. В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 в подразделе 2.2. указано, что при дальнейшем развитии административного права следует, по возможности, отходить от сложившихся традиционных подходов в отношениях между государством, гражданами и негосударственными организациями, основанных на односторонне-властных принципах. От принципов «власти и подчинения» в полном объеме отказаться невозможно, однако следует расширять сферу применения партнерско-содействующих, функционально-клиентских, сугубо охранительных прин-ципов2.
Нарушение гарантированных пунктом 1
статьи 12 Конституции Республики Казахстан прав и свобод человека со стороны представителей государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных организаций или лиц, осуществляющих публичные функции при исполнении ими должностных обязанностей недопустимо и влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан, Данная конституционная гарантия последовательно и логично дополняется требованием пункта 2 статьи 13 Конституции, согласно которого каждый человек имеет право на судебную защиту своих прав и свобод3.
В современных условиях даже в передовых демократических государствах осуществление прав и свобод частных лиц в сфере публичного управления в силу разного рода субъективных и объективных причин могут сталкиваться с неправомерными и необоснованными использованиями даже с злоупотреблениями властных полномочий, административным произволом, приводящим к их ущемлению. Все это не может не порождать конфликтных отношений между физическими лицами и административными органами, получающих юридическое выражение в форме административно-правовых споров. Объективное существование этих споров вызывает необходимость создания эффективных судебных и внесудебных механизмов их разрешения [2, с. 7].
В связи с созданием и развитием системы административных судов представляется, что должна получить свой достойный статус такая самостоятельная отрасль юридической науки и судоустройственного права, как административный процесс, составной частью которого является административное судопроизводство (административная юстиция) [3, с.189].
Необходимо прояснить, что в теории права в определении предмета административной юстиции еще нет однозначной позиции в силу сложившихся различных научных взглядов.
Известный российский администрати-вист, профессор Тихомиров Ю.А. определяет административно-правовой спор как установленную законом процедуру рассмотрения уполномоченными органами притязаний субъектов права по поводу их интересов, актов и действий публичного (общественного) характера [4, с. 8].
С точки зрения профессора Зеленцова А.Б., административно-правовой спор - это
2 Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. Утв. Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года //Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан //http://adilet.zan.kz. (Дата обращения 27.08.2018)
3 Конституция Республики Казахстан //http:adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000. (Дата обращения 27.08.2018)
спор, возникающий из административно-правовых отношений, которые складываются в связи с осуществлением властных полномочий органами публичной администрации. Соответственно эти споры отличаются от гражданско-правовых по субъектному составу (наличие органа власти в качестве одного из обязательных участников), по сфере возникновения (публично-правовая в отличие от частноправовой), по характеру реализуемых органом публичной власти принадлежащих ему прав (административные споры - в связи с реализацией им публичных прерогатив, гражданско-правовые могут возникнуть по поводу осуществления этим органом имущественных прав) [2, с. 7].
Заслуживает внимания позиция Зеленина С.Р., согласно которой административно-правовой спор - это прежде всего спор о субъективном публичном праве, то есть о праве, которое считается принадлежащим определенному лицу в его правоотношениях с административными органами как публичной властью и о публичных полномочиях этих органов в их отношениях с частными лицами. Коль скоро административная деятельность подчинена закону и реализуется на основе и во исполнение его, понятием «административно-правовой спор» объемлется, наряду со спором о субъективном праве административном, так называемый спор об объективной законности, то есть «о нарушении законов, установленных в интересах публичных» [5, с.14].
Лупарев Е.Б. определяет административно-правовой спор как «административно-правовое отношение комплексного материально-правового характера, выражающееся в наличии противоречий сторон, вызванных конфликтом интересов в сфере государственного управления или несовпадением взглядов на законность и обоснованность организационных действий органов и лиц, наделенных государственно-властными управленческими полномочиями» [6, с. 13].
Полагаем возможным согласиться и поддержать позицию профессора Д.Н. Бахраха, по мнению которого в административном судопроизводстве разрешается спор о праве, рассматриваемый как конфликт между гражданином (или иным субъектом), с одной стороны, и властным публично-правовым органом - с другой [7, с. 16-17].
Проведенный анализ различных научных подходов позволил нам сделать вывод, что административный процесс, как отрасль государственной деятельности, связана с рассмотрением административных и иных публично-правовых споров. Следует признать, что вышеуказанные подходы исследованы российскими учеными, поэтому можно констатировать, что до настоящего времени в Ка-
захстане глубокого теоретического анализа и проработки юридической природы, содержания и формы понятия «административного спора» не проводилось. Но, ради справедливости следует отметить, что казахстанскими учеными и практиками отдельные аспекты темы настоящей статьи все-таки рассматривались. К примеру, А.А. Айкимбаева рассматривает институт обращения, как «политико-правовое отношение, возникающее между индивидом и государством по поводу реализации и защиты прав граждан» [8, с. 6]. Ж.У Тлембаева утверждает, что «одним из возможных путей совершенствования системы рассмотрения административных и иных публично-правовых споров является внедрение технологии и процедуры медиации» [9]. Профессор Р.А. Подопригора считает, что «и гражданин, и государство заинтересованы в надлежащем государственном управлении, основанном на законности и справедливости, в снижении конфликтов в публично-правовой сфере, в эффективном механизме защиты прав и свобод граждан» [10]. Проблемами публично-правовых отношений также занимается С.С. Шишимбаева, которая среди неотложных задач отрасли административной права, предлагает рассмотреть «вопрос процессуального обособления и легитимации порядка разрешения конфликтов публично-правового характера» [11, с.139]. Среди казахстанских авторов, занимающихся проблемами административно-правовых отношений, выделяется А.Б. Габбасов, который также является одним из разработчиков проектов законодательных актов Республики Казахстан, регулирующих административно-правовые отношения [12].
В действующем законодательстве все еще отсутствует общепризнанное или легальное определение понятия административного спора.
Вместе с тем, административные споры могут возникнуть в любой сфере социально-культурного и административно-политического управления, где сторонами могут быть государственный орган, орган местного самоуправления, а также иная организация или лицо, которые в соответствии с законом наделены полномочиями и осуществляют публичные функции.
Одним из условий отнесения тех или иных разногласий между государственным органом, органом местного самоуправления, иной организации или лица, которые в соответствии с законом наделены полномочиями и осуществляют публичные функции наличие правовых (юридических) норм, которыми они урегулированы и наличие публично-правовых отношений. В связи с этим совершенствование правовых (юридических) условий для решения административных споров, возникаю-
щих в результате административных и иных публично-правовых отношений является одним из важных требований для их разрешения.
Как уже отмечено, в Казахстане административная юстиция до сих пор не становилась темой серьезных научных исследований, что, кстати, сказывается и на законотворческом процессе в этой сфере, характеризующемся отсутствием надлежащей экспертной оценки, фундаментальной проработки проблем, невниманием к правовым принципам [13, с. 46].
Также, при разрешении административных споров необходимо учитывать, что судья в ходе административного судопроизводства должен осуществлять правосудие на основе активной роли суда рассматривающего публично-правовые споры. Также важным моментом является то, что административный судья наделен правом осуществления судебного контроля решений (административных актов), принимаемых административными органами.
Не менее спорным моментом административной юстиции также является понятие административного акта. По мнению известного казахстанского ученого-администрати-виста М.И. Жумагулова административный акт - юридический акт, издаваемый в рамках публично-правовых отношений конкретного лица или группы лиц по поводу установления, изменения или прекращения конкретных правоотношений. В теории административного права административные акты условно классифицируются на следующие категории актов:
- индивидуальные административные акты;
- административно-правовые акты как таковые;
- судебные акты [14, с. 30].
Таким образом, следует признать что, рассмотренные в статье понятия «административно-правовой спор» и «административный акт» требуют дополнительных исследовании, прежде чем быть закрепленными в административном праве: как в материальном, так и в процессуальном.
Исходя из изложенного, полагаем целесообразным и предлагаем дополнить часть первую статьи 5 проекта Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан4 новым подпунктом
3-3) и изложить его в следующей редакции «Административный спор - спор об объективном и (или) субъективном административном праве между государственными органами, органами местного самоуправления и иными организациями, осуществляющими публичные функции и заявителями и (или) заинтересованными лицами, возникающие при применении норм законодательства об административных процедурах и административного судопроизводства в результате административных и иных публично-правовых отношений».
Проведенное исследование и вышеизложенное позволяет нам также предложить следующую редакцию части первой данной же статьи проекта: «административный акт - принятый в письменной или электронной форме правовой акт государственного управления административного органа, который в соответствии с законом наделен полномочиями по осуществлению деятельности (публичных функций), направленных на обеспечение интересов государства и общества, принятый в публично-правовых отношениях имеющий внешнее воздействие и влекущий правовые последствия для решения конкретного случая и устанавливающий, изменяющий или прекращающий права и обязанности участников административной процедуры».
Таким образом, проведенный анализ научной юридической литературы и практики Республики Казахстан по институционализа-ции административной юстиции и административного судопроизводства показывает, что необходимо определиться с основным элементом - предметом данной отрасли права. Наличие ряда научных предположений, касающихся предмета административно-правового спора и понятии административного акта, также указывает на широкое правовое поле дискуссий и выбора оптимального варианта их законодательного закрепления. В этой связи использование при составлении проекта Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан точных и апробированнных в ходе правоприменительной практики, как отечественной, так и зарубежной, понятий, институтов, юридических конструкций и иных правовых структур, позволит на долгий период обеспечить стабильность законодательства и правовой системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. - М.: Норма, 2001. 304 с.
4 Проект Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан // http://www. adilet.gov. kz/ru/taxonomy/term/3196.
Конституцияльщ жэне эктшШк цщьщ\\;;;;;;;;;;;;;;;;; ;ееееее; ;;;;;;;;;
2. Зеленцов А.Б. Административно-правовой спор: вопросы теории: Монография. - М.: РУДН, 2005. 732 с.
3. Сулейменова Г.Ж. Административные суды в судебной системе Республики Казахстан: проблемы организации и правового регулирования // Вестник Карагандинского университета. 2006. № 3 (43). С. 189-193.
4. Тихомиров Ю.А. Публично-правовые споры // Право и экономика, 1998. № 6. С. 8-13.
5. Зеленин С.Р. Состязательность: принцип и модели //Российский судья. 2001. № 3. С. 14-16.
6.ЛупаревЕ.Б.Административно-правовыеспоры:дис.... д-раюрид.наук.-Воронеж,2003.467с.
7. Бахрах Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского права. 2000. № 9. С. 6-17.
8. Айкимбаева А.А. Правовые основы рассмотрения обращений граждан Республики Казахстан. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Алматы, 2005. 25 с.
9. Тлембаева Ж.У. Внесудебное урегулирование правовых споров, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений в Республике Казахстан: состояние и перспективы развития //http:www.zakon.kz (Дата обращения: 27.08.2018)
10. Подопригора Р. Изменения в административном законодательстве Казахстана позволят гражданину эффективнее решать конфликты с государством // http:caa-network.org (Дата обращения: 27.09.2018)
11. Шишимбаева С.С. К вопросу об административной юстиции (теоретико-правовые аспекты) / Административная юстиция: зарубежный опыт и перспективы реформирования в Республике Казахстан: Материалы ll-й международной школы (научно-практического семинара) административного права. - Астана, 2012. С. 132-139.
12. Габбасов А.Б. Оспаривание административного акта в досудебном порядке / Ежегодник публичного права - 2014: «Административное право: сравнительно-правовые подходы». -М.: Ин-фотропик Медиа, 2014. С. 399-407.
13. Подопригора Р.А. Административная юстиция в Казахстане: история, состояние, перспективы // Право и государство. 2014. № 4 (65). С. 46-56.
14. ЖумагуловМ.И. Административный акт: юридические свойства (вопросы теории и практики в профилактике коррупционных явлений) /Ежегодник публичного права. 2016: Административный акт. - М.: Инфотропик Медиа, 2016. С. 29-36.
REFERENCES
1. Starilov Ju.N. Administrativnaja justicija.Teorija, istorija, perspektivy. -M.: Norma, 2001. 304 s.
2. Zelentsov A.B. Administrativno-pravovoy spor: voprosy teorii: Monografija. -M.: RUDN, 2005. 732 s.
3. Sulejmenova G.Zh. Administrativnye sudy v sudebnoj sisteme Respubliki Kazahstan: problemy organizacii i pravovogo regulirovanija // VestnikKaragandinskogo universiteta. 2006. № 3 (43). S. 189-193.
4. Tikhomirov Ju.A. Publichno-pravovye spory //Pravo i ekonomika. 1998. № 6. S. 8-13.
5. Zelenin S.R. Sostjazatel'nost': princip i modeli //Rossijskij sudja. 2001. № 3. S. 13-16.
6. Luparev E.B. Administrativno-pravovie spori: diss. ... d-ra jurid. nauk. - Voronej. 2003. 467 s.
7. Bahrah D.N. Juridicheskij process i administrativnoe sudoproizvodstvo // Zhurnal rossijskogo prava. 2000. № 9. S. 6-17.
8. Аikimbaeva А.А. Pravovye osnovi rassmotrenia obrashsenii grazhdan Respubliki Kazakhstan. Аvtoref diss. ... cand. jurid. nauk. - Аlmaty, 2005. 25 s.
9. Tlembaeva Zh.U. Vnesudebnoe uregulirovanije pravovykh sporov voznikayushsikh iz administrativnyh i inykh publichno-pravovykh otnoshenii v Respublike Kazahstan: sostoyanie i perspektivy //http:www.zakon.kz (Data obrashenia: 27.08.2018)
10. Podoprigora R.A. Izmenenia v alministrativnom zakonodatelstve Kazkhstanapozvoliatgrajdaninu effetivnee reshat konflikty s gosudarstvom //http:caa-network.org (Data obrashenia: 27.08.2018)
11. Shishimbaeva S.S. K voprosu ob administrativnom jistitsii (teoretiko-pravovie aspekty) / Administrativnaya justisia zarubejnyi opyt i perspektivy reformirovania v Respublike Kazahstan: Маterialy II-i меjdunarodnoi shkoly (nauchno-prakticheskogo seminara) alministrativnogo prava. -Аsтаnа, 2012. S. 132-139.
12. Gаbbаsоv А.В. Osparivanie administrativnogo akta v dosudebnom poriadke / Ejegodnik publichnogo prava - 2014: Administrativny akt. -М.: InfotrofikMedia, 2016. S. 399-407.
13. Podoprigora R.A. Administrativnaja justicija v Kazahstane: istorija, sostojanie, perspektivy // Pravo i gosudarstvo. 2014. № 4 (65). S. 46-56.
14. Zhumagulov M.I. Administrativnyj akt: juridicheskie svoistva (voprosy teorii i praktiki v profilaktike korrupstionnykh javlenij) /Ezhegodnikpublichnogo prava. 2016: Administrativnyi akt. - M.: InfotropikMedia, 2015. S. 29-36.