по ее долгам» (часть третья п. 2 ст. 94 ГК РК).
Думается, что данная норма является частным случаем, подпадающим под общее правило, предусмотренное пунктом 3 ст. 44 ГК РК.
в) «Участники дочерней организации вправе требовать возмещения основной организацией убытков, причиненных по ее вине дочерней организации, если иное не установлено законодательным актами» (п. 3 ст. 94 ГК РК).
Эта норма направлена на защиту интересов недоминирующих участников дочерней организации.
Считаем, что такое положение в значительной мере дискредитирует идею ограниченной ответственности участников ТОО. Как ни странно, но участники, имеющие незначительные доли в уставном капитале ТОО, оказываются в более выгодном положении, чем доминирующий участник. Такие участники, практически, ничем не рискуют, ибо вся имущественная ответственность перед товариществом возлагается на преобладающего участника, и у них всегда есть возможность потребовать от основной организации возмещения причиненных убытков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Климкин С.И. Новое в принудительном выкупе у участника доли в уставном капитале ТОО // https://pravo.zakon.kz/4930385-novoe-v-prinuditelnom-vykupe-u.html).
REFERENCES
1. Klimkin S.I. Novoe v prinuditel'nom vykupe u uchastnika doli v ustavnom kapitale TOO // https:// pravo.zakon.kz/4930385-novoe-v-prinuditelnom-vykupe-u.html).
УДК: 342.72
О РЕЗУЛЬТАТАХ АНАЛИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Хасенов Муслим Ханатович
Adjunct assistantprofessor АО «Университет КАЗГЮУ им. М.С. Нарикбаева», ведущий научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан; Ph.D, г. Нур-Султан; Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: гендерное равенство; государственные гарантии; права мужчин и женщин; правовой анализ; коллизии; пробелы; дискриминация; домогательства.
Аннотация. В настоящей статье приводятся результаты анализа законодательства Республики Казахстан о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. На основе исследования стратегических документов и международных обязательств Республики Казахстан автор пришел к выводу, что закон в полной мере соответствует стратегическим целям государства, международным обязательствам и целям устойчивого развития ООН.
Приведена конституционно-правовая основа и установлено соответствие гендерного законодательства Конституции Республики Казахстан.
Автором проанализирован Закон РК «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» на предмет наличия коллизий между нормами Закона и нормами иных законов, наличия в Законе коррупциогенных факторов и пробелов. В частности, выявлены коллизии между нормами Закона и Трудовым кодексом РК, Законом РК «О государственной службе Республики Казахстан». Установлен ряд пробелов Закона, которые предложено восполнить путем разработки соответствующих законодательных норм. Например, выявлено отсутствие компетенции уполномоченного органа; гарантии равенства возможностей и прав женщин и мужчин в экономической сфере, предпринимательстве, а также науке
и спорте; недостаточный уровень гарантий равных прав и равных возможностей в трудовых отношениях, а также отсутствие средств правовой защиты от домогательств.
В результате выявленных коллизий и недостатков отдельных норм Закона автором разработаны предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан, совершенствованию судебных и административных процедур в рассматриваемой сфере.
ЕРЛЕР МЕН ЭЙЕЛДЕРДЩ ТЕЦ Ц¥ЦЬЩТАРЫНЬЩ ЖЭНЕ ТЕЦ МYМКШДIКТЕРШЩ МЕМЛЕКЕТТ1К КЕП1ЛД1КТЕР1 ТУРАЛЫ ЦАЗАЦСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЬЩ ЗАЦНАМАСЫНА ТАЛДАУ НЭТИЖЕС1 ТУРАЛЫ
Муслим Ханат^лы Хасенов
«М.С. Нарикбаев атындагы КАЗГЮУ Университетi» АК-ныц
adjunct assistantprofessor, Казахстан Республикасы Зацнама
жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц жетекшi гылыми цызметкерi, Ph.D,
Нур-Султан цаласы; Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected]
Tyûîh свздер: гендерлж тецдж; мемлекеттж кетлджтер; ерлер мен эйелдердщ цуцыцта-ры; цуцыцтыц талдау; цайшылыцтар; кемшшк; кемстушшк; алымсацтыц.
Аннотация. Аталган мацалада ерлер мен эйелдердщ тец цуцыцтарыныц жэне тец мум-ктджтершц мемлекеттж кепiлдiктерi туралы Казацстан Республикасыныц зацнамасына талдау нэтижелерi келтiрiлген. Стратегиялыц цужаттар мен халыцаралыц мтдеттеме-лердщ зерттеу нэтижестде автор жылжымайтын мулжке цуцыцтарды мемлекеттж тiр-кеу саласында цогамдыц цатынастарды реттеу Казацстан Республикасыныц стратегиялыц мтдеттерi, халыцаралыц мiндеттемелерi мен Б¥¥турацты даму мацсаттары цажеттшк-терт юке асырылуына багытталганына квз жеткiздi.
Конституциялыц-цуцыцтыц негiз келтiрiлген жэне гендерлж зацнаманыц Казацстан Республикасыныц Конституциясына сэйкестг белгтенген.
Автор «Ерлер мен эйелдердщ тец цуцыцтарыныц жэне тец мумктджтертщ мемлекеттж кепiлдiктерi туралы» Казацстан Республикасыныц Зацы жэне езге де зацдардыц нормала-ры арасында цайшылыцтар орын алуына, сыбайлас жемцорлыцца цумарлыц тудыратын фак-торлар мен зацныц кемшiлiктерi болуына талдау жасаган. Атап айтцанда, Зац мен КР Ецбек кодекЫ, «Казацстан Республикасыныц мемлекеттж цызметi туралы» КР Зацыныц нормала-ры арасында цайшылыцтар аныцталган. Мысалы, уэкiлеттi орган цузыреттщ жоцтыгы; экономикалыц салада, кэ^пкерлжте, сондай-ац гылым мен спортта эйелдер мен ерлердщ мум-кiндiктерi мен цуцыцтарыныц тецдт кепiлдiктерi; ецбек цатынастарындагы тец цуцыцтар мен тец мумктджтер кетлдтнщ жеткшкЫз децгеш, сондай-ац алымсацтыцтан цуцыцтыц цоргау цуралдарыныц болмауы аныцталган.
Аныцталган цайшылыцтар мен Зацныц белгШ бiр нормаларыныц кемшiлiктерi талдау нэтижестде автор Казацстан Республикасыныц зацнамасына езгертулер жэне толыцтыру-лар ецгiзу, сот жэне этмшшкрэсiмдердi жетiлдiру туралы усыныстар эзiрледi.
ON THE RESULTS OF THE ANALYSIS OF LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ON STATE GUARANTEES OF EQUAL RIGHTS AND EQUAL OPPORTUNITIES OF MEN AND WOMEN
Khassenov Muslim Khanatovich
Adjunct assistant professor of M.S. Narikbayev KAZGUU University, leading researcher of the Legal monitoring center in the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, Ph.D, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: gender equality; state guarantees; rights of men and women; legal analysis; contradictions; gaps; discrimination; harassment.
Abstract. This article presents the results of an analysis of the legislation of the Republic of Kazakhstan on state guarantees of equal rights and equal opportunities of men and women. Based on
a study of strategic documents and international obligations, the author came to the conclusion that regulation ofpublic relations in the field of state guarantees of equal rights and equal opportunities of men and women is aimed at the implementation of the strategic objectives of the Republic of Kazakhstan, international obligations of Kazakhstan and the UN sustainable development goals.
The constitutional law basis is provided and the compliance of gender legislation with the Constitution of the Republic of Kazakhstan is identified.
The author analyzed the Law of the Republic of Kazakhstan "On state guarantees of equal rights and equal opportunities of men and women" in order to identify contradictions between the norms of the Law and the norms of other laws, corruption-related factors in the Law and gaps of the Law. In particular, collisions were revealed between the norms of the Law and the RK Labour Code, the RK Law "On state service of the Republic of Kazakhstan". The number of gaps has been identified which are proposed to fill by development of relevant legislative norms. For example, there were revealed the lack of competence of the authorized body; guarantees of equal opportunities and rights of women and men in the economic sphere, entrepreneurship, as well as science and sports; insufficient level of guarantees of equal rights and equal opportunities in labor relations, as well as the lack of legal remedies against harassment.
As a result of the identified contradictions and shortcomings of certain norms of the Law, the author has developed proposals for amending and supplementing the RK legislation, improvement of judicial and administrative procedures in this area.
Введение
В Казахстане общественные отношения в области обеспечения государственных гарантий равных прав и равных возможностей мужчин и женщин регулируются Законом Республики Казахстан от 8 декабря 2009 года № 223-ГУ «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» (далее - Закон). Данный Закон устанавливает основные принципы и нормы, касающиеся создания условий для гендерного равенства во всех сферах государственной и общественной жизни1.
В своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Елбасы отмечает о недопустимости в стране дискриминации по половому признаку и необходимости на практике обеспечить гендерное равноправие и равные возможности женщинам наряду с мужчинами. Необходимо вернуть безусловное уважение к женщине - матери, супруге, дочери. Следует активно вовлекать женщин в государственное и общественное управление, особенно на местном уровне в регионах. Создавать благоприятные условия
для открытия и ведения бизнеса женщинами2.
В рамках Реформы 6 «Модернизация общественного сознания» Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года3 поставлена задача «Сохранение семейных ценностей и недопущение гендерной дискриминации». Определено, что гендерная политика Казахстана будет ориентирована на достижение паритетных прав, выгод, обязанностей и возможностей мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества, а также на преодоление всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку.
В Казахстане действовали и реализованы Концепция гендерной политики до 2006 года и Стратегия гендерного равенства на 20062016 годы4. С 2016 года действует Концепция семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года5.
Концепцией предусматривается укрепление института гендерного равенства путем государственного регулирования и внедрения оценки гендерного воздействия в систему государственного и бюджетного планирования, а также при разработке нормативных правовых актов. Запланировано определить
1 Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2009 года № 223-IV «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» //Ведомости Парламента РК, 2009 г., № 24 (2553), ст. 123/
2 Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 г. «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Официальный сайт Президента Республики Казахстан [Электронный ресурс]: http://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/ participation_in_events/ poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahs•tana-s•trategiya-kazahs•tan-2050-novyi-politiches•kii-. Дата обращения: 10 мая 2019 года.
3 Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан» // САПП Республики Казахстан, 2018 г., № 5-6-7, ст. 20.
4 Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 года N1677 «Обутверждении Стратегии гендер-ного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы». САПП Республики Казахстан, 2005 Г., N 41, ст. 569.
5 Указ Президента Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 384 «Обутверждении Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года» //Информационно-правовая система «Эд1лет» [Электронный ресурс] http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1600000384.
уполномоченный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере гендерной политики, и усовершенствовать институциональную основу Национальной комиссии по делам женщин и семейно-де-мографической политике.
Кроме того, в сентябре 2015 года Казахстан присоединился к целям устойчивого развития ООН, в которых 12 из 17 целей являются гендерно-чувствительными6.
Таким образом, можно констатировать, что задача обеспечения государственных гарантий равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в полной мере соответствует стратегическим целям государства и целям устойчивого развития ООН. Вместе с тем, как показал анализ, в настоящее время имеют место некоторые коллизии между нормами Закона и другими законодательными актами, а также ряд пробелов в правовом регулировании указанных общественных отношений.
Необходимо отметить, что в науке вопросы гендерного равенства находят широкое освещение. Множество диссертаций, монографий, тематических сборников и периодических изданий, посвященных гендерным исследованиям, позволяют говорить о них в категориях «классического» [1, с.4].
В 2012 году специалисты Всемирного Банка подготовили Доклад о мировом развитии «Гендерное равенство и развитие», в котором были выделены четыре приоритетные области перспективной гендерной политики: сокращение гендерных разрывов в человеческом капитале, преодоление гендерных разрывов в доступе к экономическим возможностям, минимизация неравенства в весе голосов и способностей к действиям, ограничение воспроизводства гендерного неравенства в последующих поколениях [2, с.6].
Как справедливо отмечается в науке, перед государством стоит сложная проблема: с одной стороны, обеспечить гендерную идентичность мужчин и женщин, создать условия для их развития, а с другой - обеспечить отсутствие дискриминации по признаку пола, предоставить действительно равные возможности для реализации прав и свобод как мужчинам, так и женщинам [3].
В этой связи целью настоящей статьи является исследование законодательной основы обеспечения гендерного равенства в Казахстане и выработка конкретных предложений по его совершенствованию.
1. Правовой анализ Закона РК «О госу-
дарственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин»
Прежде всего, необходимо установить соответствие Закона Конституции РК и международным обязательствам РК.
Статья 14 Конституции Республики Казахстан провозглашает равенство всех перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам7.
Принцип равенства (недискриминации) является одним из фундаментальных принципов развития правового государства, являющийся результатом борьбы прогрессивной части международного сообщества за всеобщее равноправие [4, с.129].
В настоящее время в действующей редакции Закон не содержит норм, противоречащих нормам Конституции Республики Казахстан.
К международным обязательствам Республики Казахстан в рассматриваемой сфере относятся:
1) Международный пакт о гражданских и политических правах, ратифицированный Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 91;
2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный Законом Республики Казахстан от 21 ноября 2005 года № 87;
3) Конвенция Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Закон Республики Казахстан от 29 июня 1998 года № 248 «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»);
4) Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, совершенный в Нью-Йорке 6 сентября 2000 года, ратифицированный Законом Республики Казахстан от 4 июля 2001 года № 220;
5) Конвенция о политических правах женщин, ратифицированная Законом Республики Казахстан от 30 декабря 1999 года № 18-11;
6) Конвенция Международной организации труда № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, ратифицированная Законом Республики Казахстан от 14 декабря 2000 года № 115-11;
6 Указ Президента Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 384 «Об утверждении Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года» //Информационно-правовая система «Эдыет» [Электронныйресурс] http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1600000384.
7 Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года // Информационно-правовая система «Эдыет» [Электронный ресурс] http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000 .
7) Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.), ратифицированная Законом Республики Казахстан от 20 июля 1999 года № 444-I.
Анализуказанныхмеждународныхдогово-ров не выявил наличие противоречий в Законе.
При правовом анализе Закона выявлено несоответствие отдельных норм Закона Трудовому кодексу РК и Закону РК «О государственной службе Республики Казахстан».
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона, работодатель не вправе требовать представления документов, не предусмотренных трудовым законодательством Республики Казахстан.
Вместе с тем, согласно пункту 6 статьи 32 Трудового кодекса РК8, работодатель не вправе требовать документы, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Как видно из данной нормы, требования о предъявлении документов для трудоустройства могут содержаться в любых нормативных правовых актах.
Так, например, на основани пункта 1 статьи 17 Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих», акимы района, города областного значения, поселка, села, сельского округа, а также руководители организаций, в которых работают военнообязанные и призывники, в пределах своей компетенции обязаны предоставлять в соответствующие местные органы военного управления районов (городов областного значения) документы, подтверждающие количественный и качественный состав военнообязанных, призывников и допризывников9.
Согласно Правилам воинского учета военнообязанных и призывников, для осуществления воинского учета юридическими лицами приказом первого руководителя назначаются лица, ответственные за ведение воинского учета, на которых возлагаются, в том числе, проверка при приеме на работу (учебу) наличия у военнообязанных военных билетов или временных удостоверений, а у призывников - удостоверений о приписке. В случае необходимости изъятия указанных документов, гражданам выдается расписка10. Как следует из данной нормы, требование о предъявлении документов воинского учета у военнообязанных лиц, содержится не в трудовом законода-
тельстве, а законодательстве о воинской службе и статусе военнослужащих.
Таким образом, рассматриваемый Закон необоснованно сужает круг нормативных правовых актов, которые могут содержать требования по предъявлению документов для трудоустройства.
В этой связи предлагается изложить пункт 2 статьи 10 Закона в следующей редакции: «Работодатель не вправе требовать представления документов, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан.».
Следующая коллизия заключается в противоречии пункта 3 статьи 10 Закона статье 22 и 152 Трудового кодекса РК.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона, в генеральные, отраслевые (тарифные), региональные соглашения и коллективные договора могут быть включены положения, обеспечивающие:
1) равные права и равные возможности мужчин и женщин на рынке труда;
2) равные права и равные возможности мужчин и женщин по заработной плате;
3) меры, направленные на улучшение положения лиц с семейными обязанностями;
4) равные условия при комплектовании кадров в организации и ее структурных подразделениях.
Вместе с тем, согласно статье 152 Трудового кодекса РК, на республиканском уровне заключается генеральное соглашение между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями профессиональных союзов. На отраслевом уровне заключаются отраслевые соглашения между уполномоченными государственными органами соответствующей сферы деятельности, полномочными представителями работодателей и отраслевыми профессиональными союзами.
Как видно, в Республике Казахстан может действовать только одно Генеральное соглашение. Кроме того, трудовое законодательство РК не содержит понятия тарифного соглашения.
Дополнительно, согласно пп.15) п.1 статьи 22 Трудового кодекса РК, каждый работник имеет право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации. Однако рассматриваемый Закон сужает данную гарантию до понятия «заработной платы», кото-
8 Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-VЗРК//Ведомости Парламента РК 2015 г., № 22-1К ст. 151/
9 Закон Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года № 561-IVЗРК «О воинской службе и статусе военнослужащих» //Ведомости Парламента РК 2012 г., № 5, ст. 40.
10 Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 24 января 2017 года № 28 «Об утверждении Правил воинского учета военнообязанных и призывников» //Информационно-правовая система «Эдшет» [Электронный ресурс] http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700014881.
рая значительно уже понятия «оплаты труда». Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением работодателем обязательной выплаты работнику вознаграждения за его труд в соответствии с Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также соглашениями, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя. Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. В этой связи, рекомендуется понятия «заработной платы» заменить на более широкое (и соответственно, правильное, с учетом нормы Трудового кодекса РК) понятие «оплаты труда».
Учитывая вышеизложенное, предлагается изложить пункт 3 статьи 10 Закона в следующей редакции:
«3. В генеральное, отраслевые, региональные соглашения и коллективные договора могут быть включены положения, обеспечивающие:
1) равные права и равные возможности мужчин и женщин на рынке труда;
2) равные права и равные возможности мужчин и женщин по оплате труда;
3) меры, направленные на улучшение положения лиц с семейными обязанностями;
4) равные условия при комплектовании кадров в организации и ее структурных подразделениях.».
В ходе анализа выявлено несоответствие пункту 1 статьи 9 Закона пункту 1 статьи 16 Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан»11.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона, руководители государственных органов обязаны обеспечить равный доступ мужчин и женщин к государственной службе в соответствии с их опытом, способностями и профессиональной подготовкой.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан», на государственную службу принимаются граждане Республики Казахстан, соответствующие квалификационным требованиям, способные по своим личным и профессиональным качествам, состоянию здоровья, уровню образования выполнять возложенные на них должностные обязанности и не достигшие установленного законом Республики Казахстан пенсионного возраста.
Очевидны различия в критериях допуска к государственной службе. Закон РК «О государственной службе Республики Казахстан» определяет исчерпывающий перечень критериев, включающий соответствие квалификационным требованиям, личные и профессиональные качества, состояние здоровья, уровень образования и возраст. Рассматриваемый Закон определяет в качестве критериев опыт, способности и профессиональную подготовку.
Учитывая различную смысловую нагрузку вышеуказанных понятий, предлагается привести нормы Закона с Законом РК «О государственной службе Республики Казахстан», заменив описание критериев допуска к государственной службе в пункте 1 статьи 9 Закона на отсылку к законодательству РК о государственной службе:
«1. Руководители государственных органов обязаны обеспечить равный доступ мужчин и женщин к государственной службе в соответствии с требованиями, установленными законодательством о государственной службе.».
Другой коллизией является противоречие статье 4 Закона РК «О государственной службе», согласно которой одним из основных принципов государственной службы является единство системы государственной службы независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. По определению ст.1 указанного Закона, государственная служба Республики Казахстан - деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти. Например, Конституционный Совет РК, являясь государственным органом, обеспечивающим верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории Республики, при осуществлении своих полномочий самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции Республики и не может исходить из политических и иных мотивов12.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона, государство обеспечивает соблюдение равнопартнерских отношений мужчин и женщин в законодательной, исполнительной и судебной ветвях государственной власти, органах местного самоуправления.
Таким образом, Конституционный Совет
11 Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-VЗРК «О государственной службе Республики Казахстан» //Ведомости Парламента РК 2015 г., № 22-У, ст. 153.
12 Конституционный закон Республики Казахстан от 29 декабря 1995 г. N2737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан» //Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., N 24, ст. 173.
РК, являясь государственным органом, не относится ни к одной из ветвей государственной власти.
В этой связи предлагается пункт 2 статьи 9 Закона изложить в следующей редакции:
«2. Государство обеспечивает соблюдение равнопартнерских отношений мужчин и женщин в государственных органах, органах местного самоуправления.».
2. Наличие пробелов в законодательном обеспечении гарантий равных прав и равных возможностей мужчин и женщин
Исследование законодательном обеспечении гарантий равных прав и равных возможностей мужчин и женщин позволило выявить ряд пробелов, которые препятствуют эффективному функционированию данного института.
Во-первых, в Законе отсутствует компетенция уполномоченного органа в сфере обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, осуществляющего координацию мер государственной политики по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.
Вместе с тем, в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года поставлена задача определить уполномоченный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере гендер-ной политики. В этом связи предлагается дополнить Закон новой статьей 7-1 следующего содержания:
«Статья 7-1. Компетенция уполномоченного органа в сфере обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин
Уполномоченный орган:
1) координирует реализацию государственной политики по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;
2) взаимодействует с государственными органами и общественными объединениями по вопросам гендерного равенства;
3) рассматривает обращения граждан по вопросам дискриминации, сексуальных домогательств, ведет учет и принимает меры по пресечению случае сексуальных домогательств в организациях республики;
4) осуществляет сотрудничество с международными организациями по вопросам предотвращения дискриминации и сексуальных домогательств;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан».
Во-вторых, в Законе отсутствуют гарантии равенства возможностей и прав женщин и мужчин в экономической сфере, предприни-
мательстве, а также науке и спорте.
В этой связи предлагается изложить статью 12 в новой редакции:
«Статья 12. Гарантии государства по обеспечению гендерного равенства в области охраны здоровья, образования, науки, культуры и спорта
Государство гарантирует:
1) дальнейшее совершенствование законодательства Республики Казахстан и принятие мер по сохранению репродуктивного здоровья мужчин и женщин, снижению смертности и сокращению разрыва между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин;
2) обеспечение равных условий для доступа мужчин и женщин ко всем видам переподготовки и повышения квалификации;
3) недопущение преимуществ при приеме на учебу, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
4) недопущение рекламы, содержащей текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении пола;
5) гендерное образование в соответствии с реализуемой государственной политикой по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;
6) обеспечение гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин в науке;
7) обеспечение равного доступа мужчин и женщин к участию в спорте.».
Кроме того, предлагается дополнить Закон новой статьей следующего содержания:
Статья 12-1. Гарантии государства по обеспечению гендерного равенства в экономической сфере
«Государство гарантирует:
1) дальнейшее совершенствование законодательства Республики Казахстан и принятие мер по обеспечению равного доступа мужчин и женщин ко всем видам ресурсов, необходимых для предпринимательской деятельности;
2) доступность государственных услуг и государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в гендер-ном аспекте;
3) создание условий для развития конкуренции в экономической сфере на равных началах для мужчин и женщин, недопущение недобросовестной конкуренции на гендерной основе;
4) равные возможности и права для мужчин и женщин на получение займов и иных финансовых услуг.».
В-третьих, имеет место недостаточный уровень гарантий равных прав и равных возможностей в трудовых отношениях.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона, мужчинам и женщинам гарантируются равные права и равные возможности в сфере трудовых отношений, в том числе:
1) при заключении трудового договора;
2) равный доступ к вакантным рабочим местам;
3) в вопросах повышения квалификации, переподготовки и продвижения по службе.
Вместе с тем, равные права и равные возможности мужчинам и женщинам должны гарантироваться не только при заключении трудового договора, но и изменении и прекращении трудового договора, а также обеспечении условий труда, включая рабочее время, время отдыха и оплату труда.
Как отмечается в научной литературе, гендерное неравенство на рынке труда - одна из наиболее острых «женских» проблем. В основе такого положения дел лежит явление гендерной дискриминации. Исследователями подчеркивается комплексный характер дискриминации женщин на рынке труда: при приеме на работу или увольнении, при ограничении доступа к определенным профессиям и должностям, в вопросах продвижения по службе и карьерного роста, при оплате труда за выполнение одинаковой работы, не связанной с различиями в эффективности труда [2, с.49].
В этой связи предлагается дополнить пункт 1 статьи 10 Закона, изложив в следующей редакции:
«1. Мужчинам и женщинам гарантируются равные права и равные возможности в сфере трудовых отношений, в том числе:
1) при заключении, изменении и прекращении трудового договора;
2) равный доступ к вакантным рабочим местам;
3) в вопросах повышения квалификации, переподготовки, продвижения по службе и равного подхода к оценке качества работы;
4) в обеспечении условий труда.».
В-четвертых, в отраслевом законе отсутствуют отсылки на средства судебной защиты от ограничений или ущемления равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона, нормативные правовые акты, направленные на ограничение или ущемление равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, могут быть оспорены в суде в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.
Вместе с тем, ограничивать или ущемлять равные права и равные возможности мужчин и женщин могут не только нормативные правовые акты, но и решения, действия (бездействие) государственного органа, орга-
на местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего, которые также могут быть оспорены в суде в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан (глава 29 Гражданского процессуального кодекса РК).
Отсутствие отсылки в отраслевом законе на средства судебной защиты от вышеуказанных решений, действий (бездействия) является пробелом правового регулирования соответствующих общественных отношений и подлежит восполнению.
В этой связи предлагается изложить пункт 1 статьи 4 Закона в следующей редакции: «Нормативные правовые акты, решения, действия (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего, направленные на ограничение или ущемление равных прав и возможностей мужчин и женщин, могут быть оспорены в суде в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан».
В-пятых, в Казахстане отсутствуют средства правовой защиты от домогательств.
Ни один работник, будь то женщина или мужчина, не должен подвергаться агрессии или давлению при любых условиях найма, эмоциональному оскорблению в любой форме, преследованию или издевательствам на работе. Жертвы преследования и давления должны быть защищены от репрессивных мер или дисциплинарного взыскания адекватными превентивными мерами и возмещением вреда.
Как отмечается экспертами МОТ, домогательства и давление на рабочем месте (известные так же, как запугивание, или моббинг — психологический террор) могут принимать различные формы агрессивного поведения, которое характеризуется повторяющимися враждебными нападками физического или психологического свойства на одного или нескольких работников, как правило, непредсказуемыми, иррациональными и беспричинны-ми.Сексуальныедомогательствапредставляют собой особую форму преследования [5, с.59].
Сексуальные домогательства считаются нарушением прав человека, формой дискриминации и угрозой безопасности и здоровью. Они унижают достоинство и неприкосновенность личности работников и ставят под вопрос цельность личности и здоровье человека. Они также подрывают его право на равные возможности и обращение.
21 июня 2019 года на 108 сессии Международной конференции труда была принята
Конвенция об искоренении насилия и домогательств в сфере труда, дополненная Рекомендацией (Конвенция №190), первый международный договор, призванный положить конец насилию и домогательствам в сфере труда.
В тексте Конвенции даны определения терминам «насилие» и «домогательства», предложены меры по предотвращению и противодействию этим неприемлемым видам поведения и практикам. Термин «насилие и домогательства» в сфере труда обозначает ряд неприемлемых форм поведения и практики или угрозы таковых - будь то единичный или повторный случай, - целью, результатом или возможным следствием которых является причинение физического, психологического, сексуального или экономического вреда, включая гендерное насилие и домогательства [6].
Конвенция основывается на принципе инклюзивности и охватывает всех участников сферы труда. Для того чтобы каждый имел право на труд свободный от насилия и домогательств, и никто не должен был делать выбор между работой и безопасностью.
Защита от домогательств приведена во многих странах в соответствие с конституцией, законом о равных возможностях или трудовым законодательством, уголовным кодексом и/или специальным законодательством.
В мире растет понимание, что домогательства и давление на рабочем месте — это не просто проблема одного человека; корни этой проблемы видятся в более широком социальном, экономическом, организационном и культурном контексте, включающем всепроникающее неравенство в отношениях между полами. Как показывают исследования, последствия преследования ложатся тяжелым бременем на работника, предприятие и общество. Поэтому агрессии следует противопоставить адекватные меры [5, с.60].
В Казахстане домогательства не являются уголовно или административно наказуемыми деяниями, их запрет и механизм правовой защиты не установлен в специальных законодательных актах.
В законодательстве Республики Казахстан отсутствует:
- понятие домогательства;
- уполномоченный орган в сфере обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин, в компетенцию которого бы входили вопросы: 1) координация вопросов реализации гендерной политики; 2) рассмотрение жалоб на случаи домогательств;
- обязанности работодателя по предотвращению случаев домогательств, а равно обеспечения эффективного способа подачи жалобы и их рассмотрения.
Учитывая международные стандарты и действующее законодательство Республики
Казахстан, предлагается при законодательном закреплении понятия домогательств и защиты от них, рассмотреть следующие рекомендации:
1) в Законе РК «О равных правах и возможностях мужчин и женщин» закрепить понятие домогательств и меры по защите физических лиц от домогательств, с введением механизма подачи жалоб и уполномоченного органа по их рассмотрению (в т.ч. оказывать помощь жертвам, собирать данные и публиковать соответствующие доклады).
2) в Трудовом кодексе РК предусмотреть обязанности работодателя по принятию немедленных мер по пресечению случаев домогательств, а также обеспечению конфиденциальности и объективности при рассмотрении соответствующих жалоб на случаи домогательств (дополнение п.2 ст.23 ТК РК), а также корреспондирующие права работника (дополнение п.1 ст.22 ТК РК):
«Работодатель обязан:
- принимать меры по предотвращению случаев домогательств на рабочих местах, о которых ему стало известно;
- обеспечить эффективный способ подачи жалоб работников на домогательства, а также конфиденциальное и объективное расследование таких жалоб.».
«Работник имеет право на:
- обеспечение защиты от домогательств на рабочем месте, обеспечение конфиденциальности при подаче и рассмотрении жалобы на случаи домогательств.»;
3) дополнить состав административного правонарушения «Допущение дискриминации в сфере труда» (ст. 90 КоАП РК) составом, включающим Бездействие работодателя, выраженное в форме непринятия мер или оставления без рассмотрения обращения работника о случаях сексуальных домогательств, а также воспрепятствование работнику, направившему компетентным органам жалобу о случаях дискриминации;
4) законодательно прописать судебные и административные процедуры для обеспечения соблюдения запрета сексуальных домогательств, в том числе конфиденциальные процедуры подачи жалоб, определить уполномоченный орган по рассмотрению жалоб на сексуальные домогательства;
5) законодательно обеспечить эффективную пропорциональную компенсацию и / или возмещение ущерба, причиненного в результате сексуальных домогательств (например, иски о возмещении морального вреда, восстановление на работе, признание актов работодателя незаконными и т.д.);
6) практика применения соответствующих норм потребует внедрения оперативных механизмов реагирования на случаи сексуаль-
ных домогательств (создание горячей линии, системы подачи онлайн-жалоб и т.д.).
Заключение
Результаты исследования законодательной основы гендерного равенства в Казахстане, включающего правовой анализ и выявление пробелов правового регулирования, показали необходимость в дальнейшем со-
вершенствовании законодательства РК государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.
Рекомендации, приведенные в настоящей статье, позволят обеспечить реализацию стратегических целей государства и внести заметный вклад в достижение целей устойчивого развития ООН.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постклассические гендерные исследования: Коллективная монография/отв. редактор Н. X. Орлова. - СПб. : 2011. - 204 с.
2. Гендерные проблемы в России по национальным публикациям 2004-2012 г.г. Под ред. Калаби-хиной И.Е. М., 2012. - 127 с.
3. Права женщин и мужчин в России: реализация принципа равенства. Монография / Под ред. Г.Н. Комковой. М.: Проспект, 2018. - 216 с.
4. Бычкова С.Ф. Комментарий к статье 14 Конституции Республики Казахстан //В кн.: Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий. - Астана: Фонд Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы; Конституционный Совет Республики Казахстан; Министерство юстиции Республики Казахстан, 2018. - С. 129-132.
5. Азбука прав трудящихся женщин и гендерного равенства. Справочное пособие. Женева: Международное бюро труда, 2008. - 226 с.
6. Положить конец насилию и домогательствам в сфере труда. Доклад на Международной конференции труда, 108-я сессия, 2019 г. Женева: Международное бюро труда, 2019. - 29 с.
REFERENCES
1. Postklassicheskie gendernye issledovanija: Kollektivnaja monografija/otv. redaktor N. H. Orlova. -SPb.: 2011. - 204 s.
2. Gendernye problemy v Rossii po nacional'nym publikacijam 2004-2012 g.g. Pod red. Kalabihinoj I.E. M, 2012. -127 s.
3. Prava zhenshhin i muzhchin v Rossii: realizacija principa ravenstva. Monografija / Pod red. G.N. Komkovoj. M. : Prospekt, 2018. - 216 s.
4. Bychkova S.F. Kommentarij k stat'e 14 Konstitucii Respubliki Kazahstan // V kn.: Konstitucija Respubliki Kazahstan. Nauchno-prakticheskij kommentarij. - Astana: Fond Pervogo Prezidenta Respubliki Kazahstan - Elbasy; Konstitucionnyj Sovet Respubliki Kazahstan; Ministerstvo justicii Respubliki Kazahstan, 2018. - S. 129-132.
5. Azbuka prav trudjashhihsja zhenshhin i gendernogo ravenstva. Spravochnoe posobie. Zheneva: Mezhdunarodnoe bjuro truda, 2008. - 226 s.
6. Polozhit'konec nasiliju i domogatel'stvam v sfere truda. Doklad na Mezhdunarodnoj konferencii truda, 108-ja sessija, 2019 g. Zheneva: Mezhdunarodnoe bjuro truda, 2019. - 29 s.