УДК 364.013
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11804
О МЕХАНИЗМАХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
КАЗАХСТАН
Кожахметова Айжан Алькеновна
аспирант
Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики
Кыргызская Республика, г. Бишкек
Аннотация: В статье проведен анализ механизмов социальной защиты населения в Казахстане. Определяя сущность социальной защиты, автор отмечает, что усилия по обеспечению социальной справедливости, достижение соответствующего уровня развития экономики не должны предназначаться к роли перераспределения, а должны быть направлены на предупреждение негативных симптомов рыночного хозяйства. Понятие социальная защита сводится к комплексу всех разновидностей, применяемых обществом, в целях защиты от угрозы болезни, старчества и материального обеспечение при отсутствии или снижения заработка.
Характеристика различных форм и структуры социальной защиты в статье сопровождается анализом особенностей становления и развития данного института в условиях Казахстана. Отмечаются особенности казахской социальной модели с выделением его этапов развития и разработки и принятия национальной Концепции социальной защиты населения и Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года.
Ключевые слова: социальная защита, социальная помощь, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, социальное государство, социальная политика, социальные институты.
ON THE MECHANISMS OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION IN THE
REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Kozhakhmetova Aizhan A.
Postgraduate Student
Academy of Public Administration under the President of the Kyrgyz Republic, Kyrgyz
Republic, Bishkek
Abstract: The article analyzes the mechanisms of social protection of the population in Kazakhstan. Defining the essence of social protection, the author notes that efforts to ensure social justice, the achievement of an appropriate level of economic development should not be assigned to the role of redistribution, but should be aimed at preventing the negative symptoms of a market economy. The concept of social protection is reduced to the complex of all varieties used by society, in order to protect against the threat of disease, old age and material security in the absence or reduction of earnings.
The characteristic of various forms and structures of social protection in the article is accompanied by an analysis of the characteristics of the formation and development of this institution in the context of Kazakhstan. The features of the Kazakh social model are highlighted, with allocation of its development stages and the development and adoption of a national Social
Protection Concept and a Concept for the further modernization of the pension system of the Republic of Kazakhstan until 2030.
Keywords: social protection, social assistance, social security, pensions, social state, social policy, social institutions.
Природа переходной экономики породила напряженный процесс стратификации общества, что привело к стремительной дифференциации заработка населения, к усугублению противоположных полюсов, исчезновению среднего слоя общества, к росту числа маргинальных групп, при сохранении стабильности количества зажиточных и роста их доходов за счет усиления бедности, вследствие чего возникают социально-экономические катаклизмы в обществе.
Меры, реализовываемые правительством страны по социальной поддержке населения должны быть обоснованы и направлены на предотвращение возникновение новых социальных проблем. В этом плане Правительство Казахстана в течение многих лет поднимало минимальный размер оплаты труда и пенсии в соответствии с повышением стоимости минимальной потребительской корзины.
В период исторического развития сложились различные виды социальной защиты населения, которые отличаются друг от друга тем, на защиту каких слоев они направлены, со стороны кого осуществляются и применением конкретных мер социальной защиты.
Меры социальной защиты граждан от определенных неблагоприятных экономических катаклизмов в условиях рынка (снижение уровня занятости населения, диспропорции роста цен и уровня заработка населения и другие) направленные на поднятие жизненного уровня населения, осуществляется со стороны государства, при содействии профессиональных союзов и иных общественных структур. Данные меры социальной защиты зачастую носят экономический характер.
Защита населения в социальном плане, по сути, представляет собой обеспечение социальной справедливости, достижение соответствующего уровня развития экономики. Соответственно такие усилия не должны предназначаться к роли перераспределения, а должны быть направлены на предупреждение негативных симптомов рыночного хозяйства. Понятие социальная защита сводится к комплексу всех разновидностей, применяемых обществом, в целях защиты от угрозы болезни, старчества и материального обеспечение при отсутствии или снижения заработка.
В этой связи социальная защита граждан представляет собой сочетание экономических, социальных и правовых средств, а также круг учреждений, предоставляющих населению одинаковые условия для сохранения надлежащего жизненного уровня, вместе с тем, предоставление помощи отдельным категориям граждан.
Выделяются различные формы социальной защиты, среди которых можно отметить активную форму, направленную на трудоустройство граждан, переобучение кадров, поддержание деловой активности; и пассивную форму, проявляющееся в предоставлении выплат по пособиям и дотации.
Структура социальной защиты состоит из четырех уровней:
- первый, это основные гарантии, предоставляющие лицам, при потери здоровья, и при достижении возраста;
- второй уровень: второстепенные гарантии (факультативные), направлены на улучшение здоровье или содержания;
- третий уровень: обычные прибавления (установленные налоговым законодательством), предусматривающие возможность повысить гарантии от различного рода риска;
- четвертый уровень: обеспечение персональной защиты, за счет заработка.
В большей мере социально незащищенным категориям населения выступают
19
нетрудоспособные граждане (дети, незанятая часть молодежи, престарелые и инвалиды), многодетные семьи, малоимущие семьи, нетрудоустроенные. В переходный период, когда происходят экономические преобразования, система социальной защиты населения необходимо достичь такого уровня предотвращения симптомов всех негативных последствий в обществе, в числе которых рост размежевания в материальном состоянии граждан, увеличение безработных, развитие инфляции и прочее. Вместе с тем, вопросы социальной защиты не может выражать прямых потребностей собственников и предпринимателей.
В Советский период, когда существовала административно-командная система и государственная собственность, господствовало как монополия, благополучие населения большей мере стояла в зависимости от политики распределения государством материальных благ. Такая политика проводилось путем регулирования заработной платы, с закреплением ее предельной суммы, реализацией курса на поддержание цен, тарифов, реализацией перераспределительных процедур для поддержания убыточных организаций за счет прибыльных. Благосостояние граждан в меньшей мере зависело от их инициатив и индивидуальных усилий трудовой деятельности. Экономика, основанная на рыночных механизмах, исключает социальное удобство системы государственной централизации, которая отстаивает каждую трудовую позицию и фиксированную сумму средств существования вне зависимости от результатов трудовой деятельности гражданина. Социально ориентированное правовое государство формируется при наличии сложившихся на соответствующем уровне современных рыночных механизмов, которые могут влиять на степень совершенства системы социального обеспечения и защиты населения.
Власти должны создавать условия для соответствующего материального благосостояния граждан, формирование и развитие свободной личности, охрана семьи и социальной справедливости. В этих целях следует выработать научно-теоретические основы социального обеспечения и социальной защиты; формирование надлежащей правовой основы с анализом потребностей настоящего и прогнозированием будущего; наладить качественную кадровую подготовку для формирования персонала системы социального обеспечения, защиты и обслуживания; способствовать формированию у социально незащищенных категорий граждан совершенного правосознания и правовой культуры.
Как правило, структура социальной защиты населения состоит из следующих звеньев:
- социальное обеспечение - законодательно установленное и налаженное предоставление систематической материальной помощи [1];
- социальная помощь - материальная поддержка граждан, которые при наступлении определенных обстоятельств, временно подверглись воздействию неблагоприятных последствий [2];
- социальные гарантии - установленные в законодательном порядке и предоставляемые для граждан социальные блага и услуги [3];
- социальное страхование - налаженный механизм материального возмещения при временной нетрудоспособности, достижения пенсионного возраста, а также порядок системной охраны от конкретных видов риска. выделяется государственное и негосударственное, добровольное и обязательное социальное страхование [4].
Казахская социальная модель в своем развитии прошла три основных этапа. Начальный этап охватывал 1991 - 1998 года, отличительной чертой которого выступало избыточность социально-экономических гарантий носящих декларированный характер, сохранившийся как наследие советской эпохи, и не имеющей устойчивую бюджетную основу в новых экономических условиях.
В указанный период началась реформа в системе здравоохранения, которая была
20
направлена на оптимизацию инфраструктуры медицинской отрасли. В результате чего сектор фармацевтики и стоматологии был приватизирован.
В пенсионной системе так же произошли изменения, связанные с введением накопительного принципа. Сущность данного принципа состоит в том, что размер будущей пенсии каждого гражданина формируется из сбережений, накопленных в период трудовой деятельности, а государство в свою очередь гарантирует каждому гарантированную часть пенсии, которая является базовой.
Второй этап развитие социального сектора охватывал 1999 - 2008 года совершенствовались социально-экономические гарантии, определение ответственности субъектов социальных отношений. Происходит формирование двухуровневой системы бюджетного финансирования сектора здравоохранения. Медицинская помощь начали предоставлять бесплатно на основе гарантированного объема, а также стартовала программа лекарственного обеспечения на бесплатной и льготной основе для отдельных групп населения.
В 2001 году впервые в Республике Казахстан разработана и принята Концепция социальной защиты населения, которая предусматривала внедрение модели и гармонирует принципам рыночного хозяйства с созданием многоуровневой системы социального обеспечения населения.
С 2009 года по сей день качественные перемены социального сектора перешли на третий этап своего развития, характеризующийся улучшением качества и доступности социальных услуг государства, формированием надлежащих социально-экономических условий в связи со стабилизацией бюджетного финансирования, вводятся основы адресной социальной помощи и расширяются активные формы трудоустройства.
Как отмечается в Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года: «уровень пенсионного обеспечения участников солидарной пенсионной системы устойчиво повышается. Так, за последние 16 лет (1999 - 2015 годы) минимальный размер пенсии повысился почти в 8 раз (с 3 000 до 23 692 тенге), средний размер пенсий в 9,4 раза (с 4 179 до 39 379 тенге), максимальный размер пенсий в 8,4 раза (с 7 256 до 60 947 тенге)» [5].
Намеченные в Концепции социального развития Республики Казахстана до 2030 планы на социальную модернизацию подразумевают, что модель социальной защиты базируется на три основных аспектах.
Первый аспект, это направленность на защиту заработка граждан относящихся к наиболее уязвимым социальным группам, которое создаст им возможность сохранить гарантированный жизненный уровень и пользоваться возможностью для повышения своего материального благосостояния.
Второй аспект - планируется стимулировать социальную активность лица путем составления социального контракта, заключаемый государством и гражданином, для регулирования их взаимных обязательств. Данное предусматривает, что помощь гражданину социального плана, в том числе и защита его заработка, строго будет зависеть от его стремления перебороть тяжелые жизненные ситуации, включая недостаточность профессиональных практических навыков и пагубный уклад жизни.
Третий аспект - социальные услуги будут предоставляться комплексно, интегрировано, что позволит тесное взаимодействие и координацию действий органов государственной власти, уполномоченных оказывать социальные услуги по принципу «одного окна».
Для повышения уровня социальной защиты пенсионеров, совершенствуется система пенсионного обеспечения, разрабатываются меры направленные на гарантирование финансовой стабильности накопительной системы пенсионного обеспечения в целом и дальнейшее развитие ее организационной основы.
Реализация политики пенсионного обеспечения осуществляется в соответствии
с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, которая утверждена Указом Президента Республики Казахстан № 841от 18 июня 2014 года [6]. Даная Концепция направлена на обеспечение соразмерности выплат пенсионного обеспечения, стабильности финансирования пенсионной системы и согласованности усилий государства, работодателя и работника по распределению ответственности пенсионного обеспечения. В этих целях предусматривается совершенствование системы пенсионного обеспечения на трех уровнях: базовом, обязательном и добровольном.
Базовый уровень пенсионного обеспечения получило дальнейшее развитие путем совершенствования механизма назначения базовой части пенсий. К примеру, если ранее базовая часть пенсии назначался гражданам по достижению пенсионного возраста в равной сумме, то в настоящее она назначается исходя из стажа участия как в солидарной, так и накопительной системах. Обязательный уровень пенсионного обеспечения так же совершенствуется введением дополнительного компонента - условно-накопительный, который формируется посредством уплаты работодателями взносов в размере 5 % от дохода сотрудника. Такие взносы поступают в счет Единого накопительного пенсионного фонда. Выплата пенсий из условно-накопительного компонента осуществляется с достижением пенсионного возраста, а также при наличии стажа участия в данной системе не менее 5 лет. Добровольный уровень обеспечения пенсионной системы, формируется путем уплаты на добровольной основе пенсионных взносов работниками и (или) работодателями.
Следовательно, каждому кто имеет отношение к пенсионной системе, необходимо ответственно подходить к вопросу уровня своего заработка, ибо источником выплат по пенсионному обеспечению станут накопления, внесенные им на индивидуальный пенсионный счет. Каждый гражданин обладает возможностью повысить свои накопления посредством добровольных пенсионных взносов, что впоследствии обеспечивает более высокий размер пенсионного обеспечения.
Список литературы:
1. Атабекова Н.К. Социальные права человека в международно-правовом измерении // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-5. С. 916-921.
2. Стрябкова Е.А., Шаталов М.А. Разработка инструментария формирования стратегии устойчивого развития региона: прогностический подход // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 2. № 2. С. 22-30.
3. Ильин А.Б., Бобков В.В. ГТО в системе физического воспитания студентов специальных медицинских групп // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-1. С. 90-97.
4. Гыязов А.Т., Курганова А.И. Развитие системы профессиональной мобильности в условиях непрерывного образования // В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты Материалы V Международной научно-практической конференции. 2016. С. 67-72.
5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2014 года № 396. «Об утверждении Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года и Плана социальной модернизации на период до 2016 года». [Электронный ресурс]: URL: www: tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/hozyaystvennaya_de yatelnost/id-P 1400000396/.
6. Указ Президента Республики Казахстан № 841от 18 июня 2014 года «О Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030
22