ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
(«ПРАВОВАЯ ИНЖЕНЕРИЯ»),
ПРИКЛАДНАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ:
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ПРИРОДА, СООТНОШЕНИЕ С ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКОЙ, СТАТУС В СИСТЕМЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ (В 4 ВЫП.)
ВЫПУСК ЧЕТВЕРТЫЙ: О МОДЕЛЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В.И. ЧЕРВОНЮК,
доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права
Московского университета МВД России E-mail: [email protected]
Аннотация. Утверждается новый подход к пониманию юридических технологий, их соотношению с юридической техникой, обоснованы уровни (эшелоны) общетеоретического знания, доказывается, что юридические технологии составляют предмет особого структурного понятийного ряда — прикладной юриспруденции. Представлено понимание моделей преподавания правовых технологий (формирования технолого-правовой культуры) в юридическом вузе.
Ключевые слова: правовые технологии, юридическая техника, догма права, технико-юридическая дисциплина, прикладная юриспруденция, уровни (эшелоны) юридического знания, модели преподавания правовых технологий, легиспруденция, лексология.
LEGAL TECHNOLOGIES («LAW ENGINEERING»): METHODOLOGICAL VALUE, NATURE, RELATIONSHIP
WITH LEGAL TECHNICS, THE STATUS IN JURISPRUDENCE SYSTEM (IN FOUR RELEASES)
V.I. CHERVONUK,,
the doctor ofjurisprudence, the professor, the professor of chair of the constitutional and municipal law of Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. Article presented in four releases, affirms new approach to understanding of legal technologies and their relationship with legal technics, substantiates levels (echelons) of general-theoretical knowledge, proves that juridical technology are the subject of a special structural conceptual series,wich is called by the author applied jurisprudence. The understanding of models of teaching of juridical technologies (formation of tehnologically- legal culture) in juridical High School is presented in article too.
Keywords: law technologies, juridical technics, dogma of the right, technical-legal discipline, applied jurisprudence, levels (echelons) of legal knowledge, models of teaching of law technologies.
Идея технологизации в праве имеет истинный смысл, если она будет внедрена в юридическую практику, что само по себе предполагает первоначально ее внедрение в учебное производство юридических вузов. Важен вопрос о возможных моделях обучения будущих юристов технологическому знанию.
Преподаваемые в юридических вузах «традиционные» спецкурсы («Нормотворчество», «Правотворческая техника», «Юридическая техника» и др.) не адаптированы к внедрению технолого-юридических знаний. Потребность модернизации учебного производства, поиска новых подходов, дидактических и методических вариантов включения в процесс обучения нового знания, обусловлено потребностями времени. Решение этой задачи осуществляется по наитию, по инициативе отдельных энтузиастов, не приобретая планомерного характера.
Изучение проблемы позволяет сделать вывод о нескольких возможных моделях, или подходах, которые могут быть реализованы в практике технолого-юридического обучения.
Во-первых, это интегративныйподход. Преподавание интегративного, или единого курса правовой технологии представляет собой такую модель учебного процесса, при котором преподавание правовых технологий в буквальном смысле встроено в структуру преподаваемых в юридическом вузе традиционных («классических») юридических дисциплин. Иными словами, суть подхода заключается в том, что обучение правовым технологиям осуществляется не в специально выделенном курсе или курсах, а интегрировано в разные вузовские дисциплины. Так, в курсе теории права и государства ряд проблем общетеоретической направленности, связанных с обучением правым технологиям, могут быть рассмотрены в разных темах — «Правотворчество», «Юридическая техника», «Правоприменение», «Правовое воспитание», «Юридические конфликты» и др. В разделе (главе) «Методология правоведения» проблему целесообразно структурно обособить1. В криминалистике эта проблема может быть выделена в самостоятельный раздел, часть. Очевидно, что применительно к отраслевым юридическим дисциплинам относящаяся к правовым технологиям тематика должна получить статус самостоятельной структурной части курса.
В составе учебных дисциплин наряду с общей и особенной частями следовало бы выделять специ-
альную часть, предмет которой был бы ориентирован на применение технологий в конкретной сфере юридической практики — в административно-правовой деятельности, процессуальной, в сфере защиты прав граждан (трудовых, семейных, жилищных и др.). Возможны и неординарные формы изучения этой специальной части, которые могут отличаться от преподавания общей и особенной частей.
Во-вторых, мультидисциплинарный подход. Этот подход связан с обучением правовым технологиям посредством специально учреждаемых учебных курсов, например спецкурсы в рамках теории государства и права, предназначенные для студентов старших курсов («Технологии законодательной деятельности», «Технологии систематизации законодательства», «Технологии мониторинга законодательства» «Технологии применения права», «Технологии правового обучения и правового воспитания», «Технологии формирования правомерного поведения и блокирования деви-антных форм поведения» и др.). В определенной мере этому требованию отвечает преподаваемый на юридических факультетах курс «Юридическая конфликтология», а в некоторых вузах — «Компьютерное право».
В педагогической практике юридических вузов, хотя и медленно, но внедряется деятельностный подход к преподаванию юридических дисциплин. Так, наряду с административным правом ведется преподавание административной деятельности; в отдельных вузах преподавание миграционного права дополняется преподаванием курса «Миграционная деятельность». Однако, справедливости ради, надо отметить, что в том виде, как эти дисциплины преподаются, они плохо адаптированы к целям технологического обучения.
Очевидно, что отдельные отраслевые юридические дисциплины (прежде всего гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное, арбитражно-процессуальное право) по своему назначению «изначально» предрасположены к технико-юридическому обучению. Преподавание этих дисциплин проблему технико-юридического обучения не затрагивает или ограничивается использованием некоторых интерактивных форм такого обучения. Попыткой восполнить пробел в технологическом обу-
1 См., например: Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник. М., 2006. С. 48—54.
чении юристов можно считать учреждение специально ориентированных кафедр, где проблема решается на иной научно-методической основе. Это, например, кафедры предварительного расследования, функционирующие в отдельных юридических вузах наряду с кафедрами уголовного процесса.
Создание специально предназначенных для формирования технико-юридической культуры курсов могло бы иметь разную направленность: «привязанную» к конкретной учебной дисциплине и имеющую междисциплинарный характер. Примером могли бы стать курсы «Правовые инфотехнологии», «Технологии защиты прав граждан», «Технологии разрешения юридических конфликтов».
По примеру зарубежных, а также некоторых российских вузов целесообразно дополнить учебную программу юридических вузов прикладными дисциплинами для приобретения студентами навыков юридической работы, такими как составление юридических документов, ораторское искусство, навыки проведения юридических исследований и анализа. Овладение этими и другими дисциплинами прикладной направленности могло бы происходить в том числе в рамках системы так называемого дополнительного обучения. Целесообразно предоставить студентам (курсантам, слушателям) большую свободу в выборе учебных предметов для изучения, кроме, безусловно, базовых дисциплин. Важно, чтобы реализация подобных предложений не являлась уделом отдельных энтузиастов, равно как и отдельных вузов.
В-третьих, еще один, может быть, один из самых действенных путей приобретения технологического знания — создание мегакурсов по отдельным крупным проблемам практической юриспруденции, в которых органично сочетались бы философско-юридическое учение, правовая теория, догма права и правовая технология.
Одним из примеров мегакурсов можно считать появление в последней четверти ХХ в. в ряде стран континентальной Европы, как реакция науки на социальные вызовы современного общества, легиспру-денции — интердисциплинарной отрасли знания, объединившей как юридические, так и множество академических дисциплин, занимающихся разными аспектами законодательной деятельности. Этот подход не ограничивается академическими рефлексиями и исследованиями к изучению законодательной дея-
тельности, но и учитывает потребности общественной (и юридической) практики. Легиспруденция одновременно является и научной теорией, и методом практического освоения социально-правовой действительности. Наибольшее распространение легис-пруденция получила в странах континентальной Европы, особенно в Германии и немецкоязычных странах.
Как часть теоретического знания и инструмент законотворчества легиспруденция имеет своим назначением углубление теоретического понимания законотворчества и совершенствование технико-юридической и социальной составляющей законодательства. Своим содержанием легиспруденция объединяет элементы науки, искусства и мастерства; объектом ее внимания является как содержание законодательства, так и его форма. Соответственно ле-гиспруденцию составляют:
• законодательная методология (иначе ее обозначают материальной легистикой);
• техника законодательства (формальная леги-стика в узком смысле);
• подготовка законопроектов;
• информирование о состоянии законодательства;
• законодательная процедура;
• менеджмент законодательных проектов;
• социология законодательства;
• теория законодательства.
Предлагалось в содержание легиспруденции включить учение о законодательных технологиях, теорию согласования интересов в законотворчестве, методологию и методику артикулирования и агрегации правообразующих интересов2.
Таким образом, все то, что так или иначе относится к сфере законотворческой и законодательной деятельности, охватывается содержанием легиспру-денции. Легиспруденция выходит за рамки собственно предмета научной (учебной) дисциплины «Юридическая техника», являясь составной частью всей прикладной юриспруденции. Учитывая отношение к новвоведениям, некоторую лексическую сложность для восприятия предложенного названия правосознанием применительно к российской действительности, можно было бы подумать об ином названии («лексология», «лексография» и т.п.). Од-
2 Там же. С. 51—53.
нако, важнее внедрить в практику этот замысел, теоретически разработать методологию и методику внедрения3.
По мнению некоторых исследователей, существует необходимость включения в программы юридических вузов и факультетов изучения нормографии — науки о правовой природе правотворческой деятельности и юридической технике, курса прикладного, вспомогательного характера для общей теории права и государства с целью подготовки высококвалифицированных нормодателей. Отмечается, что общая теория должна стать не системой абстрактных понятий, а инструментарием, методом освоения юридической действительности, в связи с чем повысится ценность практических решений, которые опираются на научные знания теоретических матриц, определенных абстрактных построений, современных правил и методик подготовки нормативных документов, соответствующих потребностям правовой жизни4.
Своего рода синтетической отраслью правового знания, получившей развитие в зарубежных странах,
является юрислингвистика — научная дисциплина, представляющая собой симбиоз юриспруденции и лингвистики. Учитывая, что действие права не уподобляется кибернетической схеме «команда — действие», поскольку вне идейно-мотивационного влияния права его специальное юридическое действие оказывается невозможным, преподавание этой дисциплины в юридическом вузе представляется важным5.
Наконец, в-четвертых, обучение технологическому знанию возможно при условии сочетания интегрированного преподавания правовых технологий с использованием для этой цели возможностей муль-тидисциплинарного подхода, а равно преподавания мегакурсов.
Модели технико-юридического обучения, равно как и решение задачи такого обучения, не могут быть поставлены в зависимость от усмотрения вуза. Обращенные к Минобрнауки России предложения Ассоциации юристов России, видимо, были бы как нельзя кстати6.
3 Ничего похожего не следует из тех публикаций, в которых предпринимается попытка профессионально обсуждать проблему (Галузо В.Н. систематизация законодательства в России. Историко-правовое исследование: моногр. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. С. 90, 91).
4 Нормография: теория и методология нормотворчества: учеб.-метод. пособие / под ред. Ю.Г. Арзамасова. М., 2007. С. 7.
5 Гойман (Червонюк) В.И. Действие права (Методологический анализ). М., 1992.
6 Материалы Всероссийской конференции Ассоциации юристов России, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации на тему «О первоочередных мерах повышения качества высшего юридического образования» (Москва, 26 мая 2009 г.). URL: www.alrf34.ru/news/item/53.
Административное право России
учебник 5-е издание
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ
Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, И.Ш. Ки-лясханова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. — 759 с. — (Серия «Dura lex, sed lex»).
В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.