Научная статья на тему 'Юридические особенности проведения муниципального земельного контроля'

Юридические особенности проведения муниципального земельного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1000
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ / ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИНСПЕКТОР / CONTROL / LOCAL GOVERNMENT / QUESTIONS OF LOCAL VALUE / SUBJECTS OF CONDUCTING MUNICIPAL UNIONS / THE GROUND AREA / THE MUNICIPAL INSPECTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хачиев Георгий Георгиевич

В публикации исследуются вопросы проведения органами местного самоуправления муниципального земельного контроля. Раскрываются правовые особенности мероприятий, посвященных производственному контролю, а также деятельности муниципальных инспекторов в данной сфере. Предлагается авторское решение проблем, связанных с деятельностью муниципальных органов власти в сфере охраны земельных участков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Features of Carrying out Municipal Ground Control

In the publication questions of carrying out are investigated by local governments of municipal ground control. Legal features of the actions devoted to industrial inspection, and also activity of municipal inspectors in the given sphere reveal. The author's decision of the problems connected with activity of municipal authorities in sphere of protection of the ground areas Is offered.

Текст научной работы на тему «Юридические особенности проведения муниципального земельного контроля»

судить вопросы, связанные с дорожно-транспортной отраслью, в т. ч. и обеспечением безопасности дорожного движения. Обсуждение указанных вопросов в блоге позволяет создать дополнительный канал обратной связи с пассажирами, владельцами автотранспортных средств, открывает возможность для обсуждения актуальных тем с участием максимального количества людей с активной социальной позицией.

Как уже подчеркивалось, одной из первоочередных задач должна стать концентрация ресурсов именно на снижение рисков возникновения ДТП, совершаемых по причине «человеческого фактора», путем повышения правового сознания участников дорожного движения и формирования у них стереотипов безопасного поведения на дорогах. При этом недостаточно ограничиваться лишь рамками основной деятельности контрольно-надзорных органов. Необходимо дополнительное направление целевых средств на проведение широкомасштабных профилактических акций: «Внимание, дети!», «Внимание, пешеход!», «Зебра» и т.п., размещение информационных материалов в средствах массовой информации, размещение тематической наружной рекламы в общественных местах, создание информационно-пропагандистской продукции и видеороликов, направленных на укрепление дисциплины участников дорожного движения.

Таким образом, к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения на региональном уровне необходимо подходить комплексно и системно. Для обеспечения безопасности в указанной сфере должна быть создана эффективная нормативно-правовая база в этой области, выстроена государственная система, которая обеспечит реализацию принятых законов и подзаконных актов.

1 См.: Информация о показателях состояния безопасности дорожного движения: Количество дорожно-транспортных происшествий за январь-октябрь 2011 года в Российской Федерации // Официальный сайт ГИБДД МВД России. URL: http://www.gibdd.ru/section/stat/ (дата обращения: 13.01.2012).

2 См.: Распоряжение Правительства Саратовской области от 29 июля 2009 г. № 174-Пр «О Концепции развития транспортного комплекса Саратовской области на 2009-2025 годы» // Собр. законодательства Саратовской области. 2009. № 12. С. 4262-4290.

3 См.: Закон Саратовской области от 7 марта 2006 г. № 22-ЗСО «Об организации обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории Саратовской области» (с изм. и доп.) // Саратовская областная газета (официальное приложение). 2006. 17 марта; 2009. 8 мая.

4 См.: Саратовская областная газета (официальное приложение). 2006. 17 марта; 2007. 13 февр.

5 См.: Собр. законодательства Саратовской области. 2008. № 1. С. 474-475.

6 См.: Собр. законодательства Саратовской области. 2009. № 17. С. 4216-4234.

Г.Г. Хачиев

ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

В статье исследуются вопросы проведения органами местного самоуправления муниципального земельного контроля. Раскрываются правовые особенности мероприятий, посвященных производственному контролю, а также деятельности муниципальных инспекторов в данной сфере. Предлагается авторское решение проблем, связанных с деятельностью муниципальных органов власти в сфере охраны земельных участков.

Ключевые слова: контроль, местное самоуправление, вопросы местного значения, предметы ведения муниципальных образований, земельный участок, муниципальный инспектор.

© Хачиев Георгий Георгиевич, 2012

Аспирант кафедры административного и уголовного права (Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте 80 Российской Федерации).

G.G. Hatchiev

LEGAL FEATURES OF CARRYING OUT MUNICIPAL GROUND CONTROL

In the publication questions of carrying out are investigated by local governments of municipal ground control. Legal features of the actions devoted to industrial inspection, and also activity of municipal inspectors in the given sphere reveal. The author's decision of the problems connected with activity of municipal authorities in sphere of protection of the ground areas Is offered.

Key words: control, local government, questions of local value, subjects of conducting municipal unions, the ground area, the municipal inspector.

Согласно п. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Основы организации управления муниципальными образованиями предусмотрены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1.

Действующее земельное законодательство предполагает следующие виды контроля за использованием и охраной земли: государственный земельный контроль; муниципальный земельный контроль; общественный земельный контроль; производственный земельный контроль.

Государственный земельный контроль осуществляется специально уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок его осуществления предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О го- с сударственном земельном контроле» (в ред. от 11 апреля 2011 г.)2. К

Общественный земельный контроль осуществляется органами территориаль- р ного общественного самоуправления, другими общественными организациями В (объединениями), гражданами. |

Производственный земельный контроль проводится собственником земельного ° участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участ- р ка в процессе хозяйственной деятельности на земельном участке. Лицо, исполь- е

зующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации про- °

|

изводственного земельного контроля в специально уполномоченный орган госу- р дарственного земельного контроля. 1

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на терри- К

о

тории муниципального образования осуществляется органами местного самоу- К правления или уполномоченными ими органами. Как отмечают некоторые авто- е ры, муниципальный земельный контроль в соответствии с ЗК РФ осуществляет- и ся только за использованием земель. Полномочия по осуществлению контроля № за охраной земель органам местного самоуправления не предоставлены3. Полно- ю мочия по осуществлению контроля за охраной земель органам местного самоуправления не предоставлены4. Необходимо заметить, что некоторые авторы кри- 2 тически относятся к указанному ограничению полномочий органов местного самоуправления по осуществлению земельного контроля. Так, Н.В. Кичигин отмечает, что данный вид контроля должен осуществляться не только за использованием земель на территории муниципального образования, как это предусмотрено ЗК РФ, но и за их охраной5. С этим мнением необходимо согласиться, поскольку использование земель зачастую неотделимо от осуществления охраны 81

земель. Данный вид контроля осуществляется в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Контроль за использованием земель предусмотрен как Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14-16), так и ЗК РФ 2001 г. (ст. 72).

Порядок осуществления муниципального земельного контроля должен устанавливаться соответствующим актом органа местного самоуправления. Например, Решение Саратовской городской Думы от 24 июня 2010 г. № 52-618 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования "Город Саратов"»6. Решением Совета городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан от 25 декабря 2006 г. № 17-8 (в ред. от 20 августа 2008 г.) было утверждено Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «городской округ город Ку-мертау Республики Башкортостан»7.

Сложность в данном случае заключается в том, что муниципальные земельные инспекторы фактически лишены реальных рычагов воздействия на нарушителей земельного законодательства.

На федеральном уровне определенные указания по порядку осуществления муниципального земельного контроля содержатся в письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20 июля 2005 г. № ММ/0644 «О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля»8. Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости были подготовлены Методические рекомендации по порядку взаимодей-12 ствия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и управ-^ ления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту РФ. (88) Согласно указанным методическим рекомендациям муниципальные инспек-

» торы на территории муниципального образования осуществляют контроль за: I а) соблюдением требований по использованию земель;

| б) соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участ-

! ков или использование их без оформленных в установленном порядке правоуста-1 навливающих документов;

I в) соблюдением порядка переуступки права пользования землей;

£ г) предоставлением достоверных сведений о состоянии земель;

>§ д) своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состоя-

§ ние, пригодное для использования по целевому назначению, или их рекультива-| ции после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая | общераспространенные полезные ископаемые), строительных, лесозаготовитель-| ных, изыскательских и иных работ, ведущихся с нарушением почвенного слоя, в 5 т. ч. работ, осуществляемых для внутрихозяйственных и собственных надобностей; | е) использованием земельных участков по целевому назначению;

^ ж) своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по

| улучшению земель и охране почв от водной эрозии, заболачивания, подтопления, ^ переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;

з) выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами 82 производства и употребления;

и) исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений, вынесенных государственными инспекторами;

к) наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков; л) выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.

Для реализации указанных полномочий муниципальные инспекторы наделяются следующими правами:

а) осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

б) составлять по результатам проверок акты проверок соблюдения земельного законодательства с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков.

Плановые проверки в отношении каждого земельного участка проводятся не чаще одного раза в два года.

Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях: для проверки исполнения предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, вынесенных государственными инспекторами;

в случае обнаружения муниципальными инспекторами достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства. ш По результатам каждой проведенной проверки составляется акт проверки со- н блюдения земельного законодательства. С

Таким образом, муниципальный инспектор уполномочен лишь на осуществление Т проверок, но не вправе привлекать нарушителей земельного законодательства к ад- С

к

министративной ответственности. На основании материалов проверок соблюдения г

земельного законодательства государственным инспектором выносятся решения Д

о виновности или невиновности лиц в совершении административного правонару- С

шения и решается вопрос о привлечении их к административной ответственности. н

Следует заметить, что Приказом Минюста России от 27 декабря 2007 г. № 254 °

был утвержден административный регламент исполнения Федеральным агент- |

ством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государ- е

ственному земельному контролю9. Согласно этому документу акты и материа- о

лы, содержащие сведения о наличии состава правонарушения, составленные по к

а

результатам проверок органами муниципального земельного контроля, служат М основанием для возбуждения административного производства и привлечения I виновных лиц к административной ответственности. №

Государственные инспекторы выносят и предписания об устранении наруше- » ний земельного законодательства. Контроль за исполнением указанных предписа- ^ ний возлагается на муниципальных инспекторов. Орган муниципального земель- 2 ного контроля осуществляет проверки исполнения предписаний, вынесенных на основании материалов проверок, проведенных муниципальными инспекторами.

В течение 15 дней с момента истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного предписанием, органом муниципального земельного контроля проводится повторная (внеплановая) проверка устранения нарушения земельного законодательства. По ее результатам муниципальным ин- 23

спектором составляется соответствующий акт. В случае неустранения нарушения земельного законодательства вместе с актом составляется Уведомление о необходимости прибыть в Управление для составления протокола об административном правонарушении. Уведомление вручается под роспись землепользователю или его законному представителю.

Полученные в ходе проверки исполнения предписания акт и материалы проверки с сопроводительной запиской в 5-дневный срок направляются соответствующему государственному инспектору, вынесшему данное предписание, для рассмотрения и принятия решения.

Органы муниципального земельного контроля ведут учет проверок соблюдения земельного законодательства. Все составляемые в ходе проведения проверки документы и иная необходимая информация записываются в типовую Книгу проверок соблюдения земельного законодательства.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день, несмотря на принятые положения по организации муниципального контроля муниципальными образованиями, работа в этом направлении пока проводится очень слабо или вообще не проводится. Об этом, например, говорилось в докладе начальника отдела государственного земельного контроля П.А. Васильева на Координационном совете Правительства Самарской области на Координационном совете Правительства Самарской области по вопросу состояния дел по принятию органами местного самоуправления Положения об осуществлении муниципального земельного контроля10.

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что муниципальный земельный контроль играет важную роль в развитии и совершенствовании муниципальных отношений.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 47, ст. 4919; 2007. № 27, ст. 3282.

3 См.: Бобылев А.О. Некоторые проблемы регулирования земельных отношений органами местного самоуправления // Спорт: экономика, право, управление. 2008. № 1.

4 См.: Там же.

5 См.: Царапкина Ю.Е., Хасанов Д.Г. Земельное законодательство и практика его применения на современном этапе // Журнал российского права. 2005. № 3.

6 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».

9 См.: Российская газета. 2008. 12 янв.

10 URL: http://www.r63.kadastr.ru/news/official_department/89372/ (дата обращения: 15.03.2012).

А.Ю. Закурдаева

ПОНЯТИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ КАК ОБЪЕКТА

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

Статья посвящена анализу роли организации оказания первой помощи как составной части системы управленческо-правовых мероприятий по охране здоровья граждан. Предлагается собственное научно обоснованное нормативное определение понятия «первая помощь».

Ключевые слова: организация оказания первой помощи, охрана здоровья граждан, организация здравоохранения, мероприятия по оказанию первой помощи, угроза жизни и здоровью, управленческо-правовые мероприятия.

© Закурдаева Алина Юрьевна, 2012

Аспирант кафедры административного и уголовного права (Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте 84 Российской Федерации); e-mail: a.zakurdaeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.