УДК 349.414
ПЕРСПЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА
Евгений Ильич Аврунев
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, заведующий кафедрой кадастра и территориального планирования, тел. (383)344-31-73, e-mail: kadastr204@yandex.ru
Иван Викторович Пархоменко
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Бердский отдел, 633010, Россия, г. Бердск, ул. Островского, 53/1, начальник отдела, тел. (383)412-10-97, e-mail: iv_uy@ngs.ru
В статье рассматриваются проблемы, возникающие в сфере охраны земель в Российской Федерации. В результате информационно-аналитического обзора изменений нормативно-правовой базы предложена перспективная информационная модель, в которой отражены межведомственные взаимодействия между структурными государственными подразделениями, реализующими эту важнейшую функцию государственного кадастра недвижимости. В статье показаны существенные недостатки по организации государственного земельного надзора и предложены пути для их устранения. Эти недостатки заключаются в сложном межведомственном информационном взаимодействии и устраняются в результате внедрения предложенной модели, в которой предусмотрена передача функций государственного земельного надзора Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Ключевые слова: земельное, право, охрана земель, государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, общественный земельный контроль, надзорные органы, информационная модель государственного земельного надзора.
PERSPECTIVE INFORMATION MODEL OF THE STATE LAND SUPERVISION
Evgeny I. Avrunev
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotny St., Ph. D., Head of Department Cadastre and Territorial Planning, tel. (383)344-31-73, e-mail: kadastr204@yandex.ru
Ivan V. Parkhomenko
Department of the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography in the Novosibirsk region, Berdsk division, 633010, Russia, Berdsk, 53/1 Ostrovsky St., Division Head, tel. (383)412-10-97, e-mail: iv_uy@ngs.ru
In article authors considers the problems arising in the sphere of protection of lands in the Russian Federation. As a result of the information state-of-the-art review legislation base, perspective information model in which interdepartmental interactions between the structural state divisions realizing this major function of the State real estate Cadastre is suggested. Essential shortcomings on the organization of the state land supervision are shown in article and ways for their elimination are offered. These shortcomings are complex interdepartmental information interaction and eliminated as a result of implementing the proposed model, which provides transfer the state land supervision functions to Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography.
Key words: land law, land protection, state land supervision, the municipal land control, public land control, supervisors, information model of the state land supervision.
В последнее время наблюдается стремительное развитие земельного права в Российской Федерации и институтов, связанных с ним. Земля и другие природные ресурсы составляют основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Ухудшение состояния земель зачастую необратимо, а большинство природных ресурсов либо невоспроизводимо, либо их воспроизводство занимает продолжительный период времени. Поэтому одной из важнейших функций государства является регулирование земельных отношений и отношений в сфере природопользования.
В Российской Федерации, в соответствии в Конституцией РФ [1], земля и другие природные ресурсы, на которые распространяются властные полномочия государства, используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В развитие данной конституционной нормы в Земельном кодексе Российской Федерации [2] содержатся условия использования земель, которое должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Таким образом, в интересах общества государство устанавливает обязательные для исполнения всеми пользователями земли экологические требования, определяет охранные зоны, устанавливает публичные сервитуты, контролирует землепользователей.
Одним из наиболее важных аспектов рационального землепользования, предотвращения деградации земель в Российской Федерации является государственный земельный надзор в сфере земельных отношений и природопользования. Государственный надзор в указанной сфере является одним из важнейших институтов земельного права.
По замыслу законодателя, контроль и надзор, как способы реализации функций местного самоуправления и государственной власти, должны обеспечивать правомерное поведение в подведомственной сфере. Вместе с тем, на законодательном уровне в Российской Федерации отсутствует различия между понятиями «контроль» и «надзор», в контрольно-надзорной деятельности задействовано множество структур, в том числе и государственных органов. В частности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в сфере земельных отношений полномочиями по осуществлению контрольно-надзорной деятельности обладают: Прокуратура Российской Федерации, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Министерство природных ресурсов России, Департамент санэпиднадзора Минздрава России, Госстрой России, органы местного самоуправления, общественные организации [3].
С учетом ограничений на контрольно-надзорную деятельность, введенных законодателем с целью защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [4], такое множество контролирующих органов и организаций без детальной регламентации не способно эффективно согласовать и скоординировать свою деятельность. Поэтому вместо системного подхода и сплошного охвата своей деятельностью всей подведомственной территории, на практике реализуется случайно-точечный подход. Планы проверок составляются с помощью случайной выборки субъектов, в отношении которых будут осуществлены плановые контрольно-надзорные мероприятия. Неудивительно, что эффективность такого подхода крайне низкая [5]. Один из новых институтов земельного права - административное обследование объектов земельных отношений [6] призван улучшить ситуацию с составлением ежегодных планов проверок. Превентивная проверка без получения разрешений и согласований, не требующая взаимодействия с правообладателем и доступа на обследуемые объекты земельных отношений, предполагает при составлении плана «отбраковку» тех земельных участков, которые не имеют явных признаков нарушений земельного законодательства. При этом, в случае утверждения заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации, следующее обследование может быть проведено не ранее чем через 2 года, а включение в ежегодный план проверок такого объекта земельных отношений становится возможным не ранее чем через 3 года. Инспекторскому составу нужно быть очень внимательным, поскольку данные сроки исчисляются с момента утверждения заключения, а план проверок составляется на календарный год.
Результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений либо заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации. При этом должны учитываться все ограничения, в том числе связанные с защитой персональных данных. Следует отметить, что такой подход имеет ряд существенных минусов. Во-первых административное обследование объектов земельных отношений осуществляется должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации, а, как уже говорилось, органов, осуществляющих земельный надзор, много. Соответственно много и официальных сайтов, на которых публикуются результаты административного обследования. Вероятность того, что правообладатель земельного участка либо потенциальный правоприобретатель будет проверять все официальные сайты в поисках информации о выявленных нарушениях, невелика. Профилактический эффект таких действий близок к нулю. В большинстве случаев, нарушитель земельного законодательства Российской Федерации
не будет знать о том, что компетентные органы обратили внимание на допущенные им нарушения, пока не получит извещение о проведении плановой проверки. Следовательно, государство упускает возможность воздействовать на предполагаемого нарушителя немедленно после выявления признаков нарушения земельного законодательства.
Представляется более рациональным не публиковать результаты административного обследования на множестве сайтов, а вносить в Единый государственный реестр недвижимости [7] (далее - ЕГРН) в качестве ограничений (обре-менений), в том числе предусмотрев в формах выписок из ЕГРН соответствующую графу. Такая государственная регистрация позволит законопослушному правообладателю получить информацию о предполагаемом нарушении им земельного законодательства и предпринять необходимые шаги для их устранения либо представить в орган, осуществивший административное обследование, доказательства несоответствия выводов, содержащихся в акте административного обследования действительности. Кроме того, потенциальный право-приобретатель смог бы в регулярном порядке, получив выписку из ЕГРП, узнать о предполагаемом нарушении земельного законодательства.
На текущий момент такая практика существует в отношении заявленных в судебном порядке прав требования. Исковые заявления вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и эта информация отображается в выписках из ЕГРП в специальной графе «заявленные в судебном порядке права требования» [8]. При наличии такого искового заявления указываются слова «права оспариваются в судебном порядке». При отсутствии в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, подтверждающих наличие заявленных в судебном порядке прав требования, указываются слова «данные отсутствуют».
Аналогично необходимо предусмотреть графу «административное обследование» и вносить фразу «имеются признаки нарушения земельного законодательства» при утверждении акта административного обследования объектов земельных отношений и поступлении его на государственную регистрацию, в противном случае, при утверждении заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства и поступлении его на государственную регистрацию «нарушения земельного законодательства отсутствуют». В случае, если административное обследование не проводилось, в данную графу следует вносить фразу «данные отсутствуют».
Записи ЕГРН об административном обследовании должны носить информативный характер и не препятствовать государственной регистрации сделок с таким объектом или переходу права на такой объект.
Кроме того, необходимо предусмотреть государственную регистрацию предписаний, выдаваемых правообладателям земельного участка по результатам проведенных проверок соблюдения требований земельного законодательства. Наличие неисполненного предписания должно препятствовать распоряжению земельным участком до его исполнения и оплаты штрафных санкций. Информа-
цию о наличии предписания и характере нарушений следует вносить в кадастровые сведения по земельному участку в ЕГРН. Такая информация должна отображаться в выписке из ЕГРН в отдельной графе и включаться в сведения публичной кадастровой карты. В этом случае потенциальный правоприобретатель сможет оценить все риски и возможные негативные последствия.
Для наилучшей координации деятельности органов государственного земельного надзора целесообразно составление всех планов проверок сосредоточить в едином центре.
Согласно п. 53 раздела III плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 гг. [9], планируется в июне 2016 г. представить доклад в Правительство Российской Федерации с предложениями по оптимизации структуры и сокращению численности контрольных и надзорных органов, их объединению по сферам деятельности, уточнению и исключению дублирования функций.
В отношении государственного земельного надзора напрашивается решение по сосредоточению всех полномочий в одной федеральной службе. Наиболее рационально создавать такую службу на базе одной из трех имеющихся. Например, передать все полномочия по осуществлению государственного земельного надзора в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), на которую на текущий момент возложены полномочия по мониторингу земель [10], а Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) - упразднить. В структуре Росреестра предусмотреть отдел планирования контрольно-надзорной деятельности на подведомственной территории. Очень важно изменить принципы взаимодействия структурных подразделений Росреестра и органов местного самоуправления в части составления ежегодных планов осуществления контрольно-надзорной деятельности. От принципа составления плана ежегодных проверок каждым подразделением Росреестра и подразделением органа местного самоуправления и согласованием этого плана уполномоченными лицами и соответствующим органом прокуратуры следует перейти к централизованному составлению планов проверок отделом планирования контрольно-надзорной деятельности, согласованию с областной прокуратурой и направлению на исполнение как в структурные подразделения Росреестра, так и в органы местного самоуправления. Кроме того, необходимо законодательно закрепить обязательность исполнения плановых проверочных мероприятий и ответственность за их неисполнение.
Технология планирования должна опираться на использование информационных технологий. Ключевым должно стать разработка единой пространственной информационной модели, в которой объединятся вся информация из базовых государственных информационных ресурсов. Теоретическая основа создания и использования пространственных информационных моделей существует и очень подробно описана в научной литературе [11-14].
На первом этапе возможно использование существующих геоинформационных систем, позволяющих соотносить данные об объектах земельных отношений и картографический материал. На текущий момент данными возможностями обладает учетная система, используемая для ведения государственного кадастра, - АИС «ГКН». Можно так же воспользоваться другими информационными системами, позволяющими накладывать кадастровое деление на высококачественные аэрофотоснимки либо космические снимки. Основной целью такого визуального анализа является обнаружение признаков нарушения земельного законодательства. Таким образом, можно уменьшить, а в перспективе исключить заведомо нерезультативные проверки и освободить законопослушных граждан от необходимости тратить время на общение с административными органами.
В перспективе должна быть выстроена двухступенчатая система. Первично выявляются территории с наибольшим показателем удельной кадастровой стоимости. В соответствии с установленным нормативом на одного инспектора составляется план административных обследований объектов земельных отношений. При этом каждому государственному инспектору в такой план должны попадать смежные земельные участки в пределах одного кадастрового квартала. План должен составляться на системной основе и максимизировать покрытие территорий.
Результаты проведенных административных обследований должны направляться в отдел планирования контрольно-надзорной деятельности и на внесение в ЕГРН. На основании полученных в течение календарного года актов административного обследования объектов земельных отношений, вторым этапом составляются планы проверок для государственных и муниципальных инспекторов. При этом, при составлении планов проверок следует учитывать, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеются специальные ограничения, предусмотренные Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении надзорных мероприятий [4]. Результаты проведенных проверок также должны направляться в отдел планирования контрольно-надзорной деятельности и на внесение в ЕГРН.
Предлагается под ГЗН понимать деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми субъектами земельных правоотношений требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок этих субъектов, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению административного обследования объ-
ектов земельных отношений, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении субъектов земельных правоотношений своей деятельности.
При этом предлагается сохранить понимание под предметом проверок [15, 16] при осуществлении ГЗН соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность [2], под объектами ГЗН - действия всех субъектов земельного права - физических и юридических лиц, связанные с осуществлением прав собственности, владения, пользования, аренды земельных участков, мероприятий по обеспечению их рационального использования и охраны, а также действия должностных лиц, выполняющих функции по приватизации и предоставлению земель, оформлению и регистрации прав на земельные участки и другие управленческие функции.
Полномочия органа ГЗН распространяются на все земли в пределах территории Российской Федерации, независимо от форм собственности, правового режима и целевого назначения. Решения государственных инспекторов обязательны для исполнения. Вместе с тем, за землепользователями сохраняется право оспорить решение, затрагивающее их права и интересы в судебном порядке.
Лица, препятствующие осуществлению государственного земельного надзора, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим этот контроль должностным лицам, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность [17].
Муниципальный земельный контроль осуществляется за использованием всех земель, расположенных в границах муниципального образования органами местного самоуправления. Согласно ст. 72 ЗК РФ и ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления [18], в Российской Федерации местные органы самоуправления наделены общими полномочиями по контролю за использованием земель на территории муниципальных образований, что включает соответственно их право контролировать использование не только муниципальных земель, но и земель, принадлежащих государству, физическим и юридическим лицам. Они также уполномочены осуществлять общий контроль за соблюдением законодательства РФ о градостроительстве. Кроме того, в целях выполнения государственного надзора предусматривается взаимодействие государственных органов с местными органами самоуправления, в том числе в области мониторинга, экспертизы некоторых проектов.
Муниципальный земельный контроль, помимо контроля за использованием земель на территории муниципального образования, в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами должен обеспечивать выполнение требований землеустроительной, градостроительной и иной проектно-
технической документации, правил землепользования и застройки территорий городов и других поселений.
Централизованное планирование контрольно-надзорной деятельности в регионе позволит многократно повысить эффективность выявления и пресечения нарушений земельного законодательства.
Государственный учет в ЕГРН выявленных признаков нарушений, оформленных актами административного обследования объектов земельных отношений, позволит оперативно и своевременно информировать не только правообладателей, но и неограниченный круг лиц о возможном нарушении земельного законодательства, соответственно способствовать профилактике правонарушений в сфере земельных отношений.
Регистрация ограничений (обременений) прав правообладателя на основании предписаний об устранении нарушений, выданных государственными или муниципальными земельными инспекторами, будет способствовать возврату нарушителей к правомерному поведению и увеличит собираемость штрафов за нарушения земельного законодательства.
С 01.01.2015 г. законодатель существенно пересмотрел понятие общественного земельного контроля [19]. Из статьи 72 ЗК РФ данное понятие было исключено, и была введена статья 72.1 ЗК РФ «Общественный земельный контроль». При этом под общественным земельным контролем понимается деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных ЗК РФ и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений.
Реализация общественного контроля зависит от различных ограничений, связанных с защитой прав собственности, коммерческой и государственной тайны, процессуальных требований земельного законодательства. Основным и наиболее действенным способом общественного контроля остается право граждан обращаться с заявлениями и жалобами по вопросам соблюдения земельного законодательства в административные и судебные инстанции.
Таким образом, общую информационную модель государственного земельного надзора [3] можно представить в виде блок-схемы, изображенной на рис. 1, а предлагаемую информационную модель государственного земельного надзора - на рис. 2.
На рис. 1, 2: ФИР - Федеральный информационный ресурс;
ТИР - территориальный информационный ресурс;
Портал - портал Росреестра www.rosreestr.ru;
ЕГРП - Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
ГКН - государственный кадастр недвижимости;
Росприроднадзор (ГЗН) - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (Государственный земельный надзор, ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации);
Росреестр (ГЗН) - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы (государственный земельный надзор, ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации);
Россельхознадзор (ГЗН) - Федеральная служба по ветеринарному и фито-санитарному надзору и ее территориальные органы (государственный земельный надзор, ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации);
Прокуратура (ОН) - органы прокуратуры (общий надзор);
ОМС (МЗК) - органы местного самоуправления (муниципальный земельный контроль, ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации);
ГИС - геоинформационная система, позволяющая соотнести данные ЕГРН и аэрофотоснимки или космоснимки на ограниченной территории;
ЕГРН - Единый государственный реестр недвижимости;
ОЗК - граждане, общественные объединения, иные негосударственные некоммерческие организации (общественный земельный контроль, ст. 72.1 Земельного кодекса Российской Федерации);
- Система межведомственного электронного взаимодействия.
ПРОКУРАТУРА (ОН)
ФИР
»
ТИР
ЕГРП X ГКН
г-----------^
РОПРИРОДНАДЗОР (ГЗН) ь I РОСРЕЕСТР [ (ГЗН) РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР (ГЗН)
ОМС (МЗК)
Пользователи земельных участков
Рис. 1
ПРОКУРАТУРА (ОН)
РОСРЕЕСТР (ГЗН)
I
ОМС (МЗК)
Пользователи земельных участков
Рис. 2
В заключение хотелось бы отметить, что предлагаемая информационная модель, очевидно, существенно проще общей информационной модели государственного земельного надзора, действующей на текущий момент. Она позволит во многом нивелировать негативные тенденции в сфере земельных отношений и, при сохранении рядового инспекторского состава, сократить общее число государственных гражданских служащих, задействованных в контрольно-надзорных органах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - № 7. - 21.01.2009.
2. Земельный Кодекс Российской Федерации // Российская газета. - № 211-212. 30.10.2001.
3. Пархоменко И. В. Информационная модель государственного земельного надзора // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2015. - № 5/С. - С. 90-96.
4. О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федеральный закон № 294-ФЗ от 18.07.2011 // Российская газета. - № 266. - 30.12.2008.
5. Пархоменко И. В. Проблемы государственного земельного надзора в Российской Федерации // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 2. - С. 11-17.
6. Об утверждении Правил проведения административного обследования объекта земельных отношений [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации № 251 от 18.03.2015. - Режим доступа: http://government.ru/docs/17316/
7. О государственной регистрации недвижимости : федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ // Российская газета. - № 156. -17.07.2015.
8. Об утверждении форм документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним : приказ Минэкономразвития России от 22.03.2013 № 147 // Российская газета. - № 113. -29.05.2013.
9. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 01.04.2016 № 559-р. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201604040008.
10. Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс] : приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 - режим доступа http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201502160046.
11. Карпик А. П. Структурно-функциональная модель геодезической пространственной информационной системы // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2004. - № 6. -С.140-148.
12. Карпик А. П. Информационное обеспечение геодезической пространственной информационной системы // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2013. - № 4/С. - С. 70-73.
13. Жаров А. В., Москвин В. Н., Татаренко В. И. Мониторинг и охрана земель населенных пунктов в системе управления устойчивым развитием крупных городов : монография. - LAP LAMBERT Academic Publishing: Saarbrucken, 2013 - 140 с.
14. Территориальные основы государственного управления : монография: В 2-х томах / Г. Г. Шалмина, В. И. Татаренко, Е. В. Катункина, В. Н. Москвин, А. В. Загарин, В. В. Тарасе-вич, О. В. Симагина, Н. П. Шалмин; Под ред. Г. Г. Шалминой. - Новосибирск : СГГА, 2003. - 750 с.
15. Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре : постановление Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 // Собрание законодательства РФ. - № 2. - 12.01.2015. -ст. 514.
16. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора [Электронный ресурс] : приказ Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201511250008.
17. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации // Российская газета. - № 256. - 31.12.2001.
18. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Российская газета. - № 202. -08.10.2003.
19. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 21.07.2014 № 234-ФЗ // Российская газета. - № 163. - 23.07.2014.
Получено 20.04.2016
© Е. И. Аврунев, И. В. Пархоменко, 2016