ПОВЕДЕНИЕ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ Головкин Р.Б.
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Сорокин М.В.
4.2. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ СОДЕРЖАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Головкин Роман Борисович, д-р юрид. наук, профессор. Должность: заместитель начальника.
Место работы: Владимирский юридический институт ФСИН России.
E-mail: [email protected] Сорокин Михаил Владимирович. Должность: преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права.
Место работы: Владимирский юридический институт ФСИН России.
E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена особенностям регулирования сексуального поведения заключенных и осужденных на основе правового и иного регулирования.
Ключевые слова: регулирование, право, «воровские законы», естественно-биологические нормы, секс, любовь.
LEGAL ASPECTS OF ADJUSTING OF SEXUAL BEHAVIOR OF PERSONS CONTAINED IN ESTABLISHMENTS OF THE CRIMINALLY-EXECUTIVE SYSTEM
Golovkin Roman Borisovich, Dr of law, professor. Position: deputy head.
Place of employment: Vladimir Institute of Federal Penal Service of Russia.
E-mail: [email protected]
Sorokin Mikhail Vladimirovich. Position: lecturer at criminal executive law chair.
Place of employment: Vladimir Institute of the Federal Penal Service of Russia.
E-mail: [email protected]
Annotation: The article is sanctified to the features of adjusting of sexual behavior celled and convict on the basis of legal and another adjusting.
Keywords: adjusting, right, «thievish laws», naturally-biological norms, sex, love.
Взаимосвязи между людьми многоплановы и многогранны, охватывают различные сферы жизнедеятельности общества и самого человека. Важное место среди этих отношений занимают взаимосвязи, которые человек, как правило, не афиширует, старается оградить от общества, а иногда и от семьи, поэтому данные отношения можно обозначить как интимные, сокровенные. Круг интимных отношений в настоящем исследовании ограничим одной разновидностью этих отношений -сексом. Практически нет, наверное, такого развитого общества и нет такого человека, который не знаком с сексом хотя бы в малой мере. Более того, без секса не может сформироваться полноценный человек - участник общественных отношений. Сексуальные отношения могут быть в различной степени развиты, но их не может не быть, в противном случае не было бы человека. Как атеист знает что-то о боге, верующий - об атеизме, так и каждый человек имеет представления о сексе, даже если им не занимался.
Интимные отношения в виде секса протекают в сфере частной жизни, хотя могут выйти за ее пределы1. Иными словами, содержание данных отношений можно рассматривать как элемент системы частной жизни, относимый к ее внутреннему пространству1 2. Чтобы адекватно определить особенности правового и иного социального регулирования (в данном случае регулирования с помощью «воровских» традиций) межличностных взаимосвязей в виде секса, следует уточнить объем этого понятия. Дело в том, что, не смотря на очевидность и доступность для изучения3, однозначной трактовки понятия еще не выработано, так как представители различных наук фокусируют свои исследовательские усилия на различных аспектах данной проблемы. Сегодня в объеме понятия «секс» отражаются и монополовые гомосексуальные отношения и действия направленные на оргаистическое самоудовлетворение и дистанционное получение оргазма по телефону, компьютеру или с использованием других средств телекоммуникации. В связи с данными обстоятельствами в настоящем исследовании будем рассматривать секс как совокупность внутренних и внешних писихофизиологических реакций индивида и связанных с ними деяний, чаще всего направленных на получение экстатического удовлетворения (оргазма).
Секс - это сложноорганизованное явление, проникающие во все стороны жизни общества и подвергаемое социальному, в т.ч. правовому регулированию. Для установления специфики секса в пенитенциарных учреждениях его правового и иного социального регулирования авторами было проведено социологическое исследование.
Исследование проводилось среди слушателей факультета профессиональной переподготовки и повышения квалификации (далее: ФППиПк) Владимирского юридического института ФСИН России (далее: ВЮИ ФСИН России) и слушателей факультета заочного обучения (далее: ФЗО) ВЮИ ФСИн России в форме анонимного анкетирования. Цель опроса - установить особенности функционирования сексуальной жизни в условиях государственной изоляции от общества и специфику ее регулирования с помощью норм права и «воровских» традиций и иных регуляторов поведения.
В целом, анализ проведенного социологического исследования, личные наблюдения и беседы с осужденными пенитенциарного учреждения ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области («Владимирский централ») одного из авторов, а так же исследование действующего законодательства позволили выделить особенности регулирования сексуальных отношений в пенитенциарных учреждениях.
В соответствии с действующим Российским уголовноисполнительным законодательством с целью поддержания социально-полезных связей, а на практике, в большинстве случаев, для сексуальных взаимоотношений с лицами другого пола, осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, предоставляются длительные свидания. В зависимости от вида исправительного учреждения и от условий содержания количество длительных свиданий различается.
Рассматривая вопросы секса в пенитенциарных учреждениях, уголовно-исполнительной системы России, нельзя не упомянуть и о различных половых извращениях, гомосексуализме, онанизме, как о явлениях, которые являются неотъемлемой частью криминальной субкультуры в пенитенциарных учреждениях.
1 Например, совершенное изнасилование наносит вред не только частной жизни, но и существующим общественным отношениям, охраняемым законом.
2 См. подробнее: Головкин Р.Б. Морально-правовое регулирование частной жизни в современной России. - Владимир, 2004.
3 Общеизвестно, что история исследования данных явлений насчитывает не одно тысячелетие.
93
1 '2014
Пробелы в российском законодательстве
Под половыми извращениями в медицине обычно подразумевают отклонение от нормального способа осуществления полового влечения, когда либо имеет место одностороннее или извращенное выявление одного из компонентов либо сексуальное влечение направлено на необычный объект4.
Однако, необходимо отметить, что слово «извращения» с точки зрения современной медицины употреблять не совсем корректно, так как в соответствии с принятой Всемирной организацией здравоохранения классификацией заболеваний (МКБ - 10) они носят названия сексуальные девиации5.
Распространенность гомосексуализма в мире, по различным данным, составляет от 3 до 5 процентов среди лиц мужского пола. Естественно, в исправительных учреждениях и следственных изоляторах этот процент гораздо выше6. Гомосексуализм в пенитенциарном учреждении не имеет ничего общего с таким же сексуальным поведением на свободе (т.е. сексуальным влечением к лицам своего пола), это явление имеет только внешнее сходство с данным видом сексуальных отношений распространенном в гражданском обществе. Для большинства лиц содержащихся под стражей или отбывающих наказание в местах лишения свободы это заместительное поведение на период нахождения в исправительном учреждении. Кроме того, можно констатировать, что данное поведение служит не только актом сексуальной разрядки, но и выступает атрибутом взаимоотношений принятых в криминальной субкультуре.
В связи с тем, что склонение человека к занятию гомосексуализмом в пассивной форме в пенитенциарном учреждении носит насильственный характер, то по нашему мнению данный вид интимных отношений между лицами одного пола является сексуальной девиацией. Необходимо отметить, что для мест лишения свободы и содержания под стражей характерной чертой является насильственно приобретенный гомосексуализм. Причем исходя из устоев (понятий) криминального мира занятия гомосексуализмом в активной форме не вызывает осуждений со стороны, лиц поддерживающих «воровские» традиции. Рассматриваемые нами традиции преступного мира берут свое начало с «царской» тюрьмы. В этом аспекте интересны воспоминания арестанта, напечатанные в журнале «Тюремный вестник»: «Вдруг внимание мое привлек какой-то шорох. Я стал всматриваться в темноту и увидел тихо крадущегося между коек человека. Арестант остановился, не доходя до меня койки на три, где лежал мальчик лет 15 - 16 с русыми кудрявыми волосами с чистеньким личиком и голубыми глазами. «Ты спишь?» - спросил у него шепотом подошедший арестант. «Нет», - послышался в ответ шепот мальчика. Я закрыл глаза, чтобы не видеть этой гадости. Но новый шорох заставил меня открыть глаза. На смену первому шел другой, а на смену другому - третий. И так долго ходили»7.
Для раскрытия распространенности гомосексуализма в пенитенциарной системе необходимо рассмотреть, кто становится объектом сексуальных притязаний в данных учреждениях.
Во-первых, это лица, как правило, имеющие слабое физиологическое развитие. В связи с тем, что данная категория не может оказать сопротивление более развитым в физическом плане лицам.
Во-вторых, лица, не выплатившие долг за проигранную игру в карты, а также не выполнившие данного обещания, не сдержавшие слова или нарушившие клятву (т.н. «фуфлыжники»).
4 Большая медицинская энциклопедия // www.medwiki.org.ua
5 См. подробнее: ICD-10. Version 2007. World Health Organisation; German Institute of Medical Documentation and Information (2007).
6 Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры. - М.: «Права человека», 2001. С. 75.
7 Тюремный вестник // май 1909. № 4. С. 579.
В-третьих, подозреваемые, обвиняемые или осужденные, которые сотрудничают с представителями администрации пенитенциарного учреждения, особенно те из них, кто является негласным аппаратом оперативных подразделений.
В-четвертых, лица, занимающиеся воровством имущества у других подозреваемых, обвиняемых или осужденных, содержащихся в исправительном учреждении (т.н. «крысятничество»).
В-пятых, лица, подозреваемые в совершении или осужденные за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, особенно за преступления против несовершеннолетних и малолетних.
В-шестых, лица, относящиеся к категории бывших сотрудников правоохранительных органов, судейского сообщества, а также военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, в случае если администрация совмещает данную категорию с лицами, поддерживающими традиции воровского мира.
В-седьмых, лица допустившие совершение поступка несовместимого с устоями криминальной идеологии, но не подвергнутые насильственному половому акту. Например, лицо, самостоятельно производившее уборку санузла в камерном помещении; взявшее личные вещи продукты питания или одежду у гомосексуалиста; занявшее за столом или в помещении место, закрепленное за пассивными гомосексуалистами и т.д. (т.н. «за-фаршмаченные»).
В-восьмых, лица, которые игнорируют соблюдение правил личной гигиены. Например, отказывающиеся от помывки в бане, не проходящие санитарной обработки, не следящие за своим внешним видом, не стирающие свою одежду и т.д. Обычно это люди страдающие какими-либо психическими заболеваниями, алкоголизмом, до заключения под стражу являвшиеся лицами без определенного места жительства (т.н. «чушки»).
В-девятых, пассивные гомосексуалисты, лица, ставшие жертвами сексуального насилия, а также подвергнутые специальному ритуалу унижения. В данной группе особое место занимают «рабочие петухи», которые по личной инициативе вступают в гомосексуальные связи (т.н. «обиженные», «шерстяные», «непутевые»).
В-десятых, пассивные гомосексуалисты, пришедшие со свободы или ставшие таковыми в исправительном учреждении, играющие женскую роль в отношениях с другими осужденными. Это достаточно молодые люди, которые тщательно следят за своим внешним видом, имитируют манеры противоположного пола, не участвуют в хозяйственных работах. Им даются женские имена, ставятся характерные татуировки (например, точка над верхней губой, на веке). «Голубые фавориты» активно вмешиваются в жизнь других осужденных, плетут интриги, имеют доступ к деньгам, наркотическим средствам, спиртному (т.н. «кобылы», «дырки», «ляльки»)8.
Другой формой реализации сексуальных потребностей лиц, содержащихся в местах лишения свободы и содержания под стражей, выступает онанизм (англ. onanism; по имени библейского персонажа Онана) -сексуальное самоудовлетворение путем механического раздражения эрогенных зон (гениталий) или путем психологического возбуждения (синонимы: ипсация, мастурбация, рукоблудие)9. Нахождение в закрытом однополом социуме в течении продолжительного периода времени влечет за собой необходимость в удовлетворении сексуальных потребностей организма. В связи с этим, онанизм, является самым распространенным спо-
8 Барабанов Н.П., Нестеров П.Н., Савардунова В.Н. Характеристика криминальной субкультуры осужденных (криминологический и психологический аспекты) // учеб.пособие. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. С. 52-53.
9 Большой психологический словарь // www.vocabulary.ru
94
ПОВЕДЕНИЕ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ Головкин Р.Б.
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Сорокин М.В.
собом достижения сексуального удовлетворения. Данное явление не противоречит основам криминальной субъкультуры и не вызывает отрицательной реакции и осуждения у сторонников «воровского кодекса».
Таким образом, существенную роль в регулировании секса при отбытии уголовного наказания и меры пресечения в виде содержания под стражей играют не только объективные, но и субъективные факторы. Субъективным фактором в данном случае является психологический механизм сексуального взаимодействия на основе половой аттракции и вынужденного ограничения общения с противоположным полом. Межличностная заместительная аттракция, и психофизиологический механизм самоудовлетворения - сложный социальный и психический феномен.
При исследовании психонормативного характера секса, применительно к правовому, «воровскому» и биологическому регулированию учитывался и тот момент, что следует разграничивать субъектный состав этих отношений. Сюда входят: разнополые субъекты «гетеросексуальный состав», однополые субъекты «гомосексуальный состав» и односторонние пресевдоотношения с виртуальным субъектом «моносексуальный состав», в т.ч. самодостаточный (самоудовлетворение направленное на самого себя) «автосексуальый состав», основная специфика этих составов обусловлена, помимо субъективных обстоятельств, еще во многом, и объективными природными и искусственными (физическая изоляция) факторами. Учет данных обстоятельств позволил конкретно изучать регулятивные свойства сексуальных явлений. При этом учитывалось, что право прямо не направлено на регулирование секса, оно его, как в случае с дружбой, как бы не замечает10. Тем не менее, нельзя сказать однозначно, что секс правом не регулируется. Здесь можно применить принцип цивильного права -«разрешено все, что не запрещено». Прямому регулированию сексуальные отношения, как изложено выше, подвергается с помощью социальных «воровских» традиций, морали и несоциальных биологических норм.
С учетом материалов проведенного исследования хотелось отметить следующие обстоятельства.
Во-первых, секс в пенитенциарных учреждениях - это мощный фактор регулирования поведения осужденных.
Во-вторых, в силу лишения свободы ограничивается свобода половых отношений, в связи с данным обстоятельством в пенитенциарных учреждениях развиты заместительные формы удовлетворения потребностей, что в результате долгого пребывания в условиях государственной изоляции приводит к психической перестройке личности осужденного и после освобождения бывшим осужденным, требуется длительная социальная реабилитация. В противном случае, они будут распространителями сексуальных девиаций в обществе.
В-третьих, для уравновешивания действия «воровских» традиций и естественно-биологических норм, необходима более детальная правовая регламентация секса в пенитенциарных учреждениях (виде его охраны и увеличения свиданий с близкими, а так же введение свиданий с другими лицами). Думается, что данная мера позволит улучшить ситуацию со стабилизацией поведения осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы.
В-четвертых, целесообразно пересмотреть отношение к сексу в пенитенциарных учреждениях, суд, назначая наказание в виде лишения свободы, не запрещает осужденному осуществлять удовлетворение его естественных потребностей в виде еды, сна и т.д. То же можно сказать и о сексе как о естественной потребности
человека, можно сказать, даже как о естественном праве.
Список литературы:
Головкин Р.Б. Морально-правовое регулирование частной жизни в современной России. - Владимир, 2004.
Большая медицинская энциклопедия // www.medwiki.org.ua
ICD-10. Version 2007. World Health Organisation; German Institute of Medical Documentation and Information (2007).
Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры. -М.: «Права человека», 2001.
Тюремный вестник // май 1909. № 4. .
Барабанов Н.П., Нестеров П.Н., Савардунова В.Н. Характеристика криминальной субкультуры осужденных (криминологический и психологический аспекты) // учеб.пособие. -Рязань: Академия ФСИН России, 2013.
Большой психологический словарь // www.vocabulary.ru
Головкин Р.Б. Правовое и моральное регулирование частной жизни: свойства, стороны, охрана и защита. - Владимир, 2005.
Головкин Р.Б. Правовое регулирование: легенды и действительность // Социально-политические науки. - 2012. -№2.
Головкин Р.Б., Емелин П.В. Правовая природа юридической редукции // Пробелы в российском законодательстве.
- 2013. - №3.
Головкин Р.Б., Сорокина О.Е. Свобода и информация о частной жизни // Пробелы в российском законодательстве.
- 2012. - №1.
Literature list:
Golovkin R.B. Moral-legal regulation of privacy in modern Russia. -Vladimir, 2004.
Large medical encyclopedia // www.medwiki.org.ua
ICD-10. Version 2007. World Health Organisation; German Institute of Medical Documentation and Information (2007).
Alexandrov Y.K. Essays criminal subculture. - M.: «Human rights», 2001.
The prison journal // may 1909. No. 4.
Drum N.P., Nesterov P.N., Savardunova V.N. Characteristic criminal subculture of convicts (criminological and psychological aspects) // training allowance. - Ryazan: Academy of the Federal Penal Correction Service, 2013.
Great psychological dictionary // www.vocabulary.ru
Golovkin R.B. Legal and moral regulation of privacy: properties, protection and enforcement. - Vladimir, 2005.
10 См. подробнее: Головкин Р.Б. Правовое и моральное регулирование частной жизни: свойства, стороны, охрана и защита. - Владимир, 2005.
95