право в жизни государства и личноСти
УДК 342.7
В. М. Боер, П. П. Глущенко
Юридическая сущность института правозащитной деятельности
V. M. Boer, P. P. Glushchenko. The legal essence of the human rights
activities Institute
Статья посвящена показу роли и места принципов механизма правозащитной деятельности — правовой основы и содержания государственно-правовой защиты конституционных прав и свобод граждан. В ней акцентировано внимание на взаимосвязи взаимодействия общеправовых межотраслевых, отраслевых и специальных принципов российского права, показаны пути и направления повышения их эффективности.
Ключевые слова: законодательство, правовое государство, органы государственной власти, правозащитная деятельность, правонарушение, правоотношение, юридическая ответственность, государственно-правовая защита, правовая культура, правовая политика, правовая жизнь.
Контактные данные: 196135, Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, д. 14; (812) 708-59-06; [email protected].
The article is devoted to the role and place demonstration of the mechanism of human rights activities principles as the legal framework and content of the state-legal protection of constitutional rights and freedoms of citizens. It focuses on the relationship of law intersectoral, sectoral, and special principles interaction of the Russian law and it shows the ways and directions of their efficiency increasing.
Keywords: legislation, legal state, public authorities, advocacy, offence, relationship, legal responsibility, state-legal protection, legal culture, legal policy and legal life.
Contact details: Lensoveta Str. 14, St. Petersburg, Russian Federation, 196135; (812) 708-59-06; [email protected].
Виктор Матвеевич Боер — проректор по учебной и воспитательной работе, декан юридического факультета, заведующий кафедрой «Информационное право и правоведение» Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Глущенко Петр Петрович — руководитель магистерской программы «Правозащитная деятельность» Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, почетный адвокат России, почетный работник высшего профессионального образования РФ.
© В. М. Боер, П. П. Глущенко, 2013.
Под принципами права традиционно понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие единство и основные тенденции развития правовых норм, регулирующих соответствующую сферу общественных отношений. Общая теория права признает наличие трех уровней правовых принципов: а) общеправовых, б) межотраслевых и в) отраслевых. Общеправовые в подавляющем большинстве преломляются в отраслевых и реализуются через конкретные нормы определенной отрасли. В эту категорию принципов следует отнести: принцип равноправия граждан; принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека; принцип социального государства; принцип правового государства; принцип гуманизма и справедливости. Все они закреплены Конституцией Российской Федерации.
Общеправовой принцип равноправия граждан означает, что социальными и правовыми гарантиями вправе пользоваться граждане вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод граждан как общеправовой реализуется в сфере государственно-правовой защиты посредством возникновения прав, свобод и интересов человека на основе закона, отсутствия зависимости их объема и реализации от усмотрения каких-либо органов или должностных лиц, а также через возложение на государство обязанности развивать, защищать и совершенствовать систему социально-правовых гарантий населения.
К межотраслевым принципам права следует отнести универсальность, всесторонность, доступность. Универсальность — это своеобразное преломление общеправового принципа равноправия и справедливости. Принцип всесторонности относительно социально-правовых гарантий означает, что необходимые гарантии предоставляются во всех случаях, когда возникает соответствующая, признаваемая обществом потребность. Реализация принципа доступности очень многогранна. Так, для приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях достаточно иметь соответствующий полу возраст и трудовой стаж.
К отраслевым принципам относятся: принцип социального обеспечения за счет государственных и общественных фондов, принцип гарантированного соответствия размеров обеспечения сложившемуся уровню потребностей и возможностей государства.
Институт государственно-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан имеет свою правовую базу, основу, т. е. свои специфические принципы. К их числу, с нашей точки зрения, следует отнести:
• принцип законности обращения к защите прав, свобод и законных интересов граждан;
• принцип государственного признания правомерности и актуальности института государственно-правовой защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
• принцип добровольности использования механизма государственно-правовой защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
• принцип разумности и объективности оценки значимости, эффективности института государственно-правовой защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
• принцип ответственности за отступление от порядка и правил осуществления правовой защиты прав, свобод и интересов граждан;
• принцип гласности использования права обращения граждан к государственноправовой защите;
• принцип презумпции правомерности граждан требовать предоставления им полагающихся прав, свобод и интересов.
Ведущим принципом государственно-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан, конечно, является принцип законности. Во-первых, потому, что он является базовым вообще для права и не только национального, внутригосударственного. Во-вторых, данный принцип является показателем истинности законов, их соответствия так называемым международным стандартам. В-третьих, без его соблюдения все остальные принципы фактически не исполняемы, не реализуемы. Принцип законности государственно-правовой защиты означает, что любые действия, направленные на реализацию прав, свобод и интересов граждан, восстановление либо их защиту в случае нарушения, обязаны быть согласованы с действующим законодательством; национальным и международным. Принцип законности означает, что реализация, восстановление и защита прав, свобод и интересов должны осуществляться согласно порядку и правилам, установленным законами и подзаконными актами. Принцип законности требует единообразного понимания и применения способов, средств и методов государственно-правовой защиты на всей территории России, без каких-либо изъятий. Принцип законности такой защиты не признает никаких видов и форм целесообразности, ибо она является антиподом законности, позволяющая скрыть, обосновать любое беззаконие, неуважение к праву, свободе, интересу граждан. К сожалению, под ее прикрытием были допущены злодеяния в бытность Советского Союза, уничтожен сам Советский Союз.
Принцип законности государственно-правовой защиты означает доступность каждому гражданину возможности восстановления и защиты его нарушенных прав и интересов посредством обращения в соответствующие компетентные органы: административные, правоохранительные, национальные и международные правозащитные инстанции. Принцип законности государственно-правовой защиты требует от лиц, к ней прибегающих, взаимного уважения прав, свобод и интересов той стороны, по отношению к которой она применяется. Принцип законности государственно-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан, как об этом уже упоминалось, является конституционным, государственным и одновременно международным мерилом состоятельности государства, его способности блюсти свои международные обязательства в части соблюдения международных стандартов прав и свобод граждан.
Следующим важным принципом государственно-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан является принцип государственного признания ее правомерности и обязательности. Данный принцип закреплен конституционно. Статья 2 Конституции России гласит, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»; ст. 18 Конституции утверждает: что «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечения правосудием». Статья 45 Конституции России уточняет: «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Часть вторая указанной статьи гласит: «2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» [1]. Таким образом, принцип государственного признания правомерности и обязательности государственно-правовой защиты является обоснованным.
Принцип добровольности обращения к государственно-правовой защите, использованию ее механизма для реализации, восстановления или защиты прав, свобод и интересов граждан имеет также очень важное значение в системе право-
защитной деятельности [2]. Сущность, назначение этого принципа настолько очевидны, что вряд ли требуется его развернутое комментирование, интерпретация. Тем не менее, обратим особое внимание на то, что гражданин самостоятельно решает, как ему поступить в той или иной ситуации: самообороняться или надеяться на государство, общество, общественные объединения; какой метод, способ, средство применить в случае обращения к индивидуальной самообороне; довольствоваться только национальным механизмом социально-правовой защиты или обратиться к международному; обратиться к самообороне лично или доверить своему представителю, родственнику, адвокату, общественному защитнику.
Наиболее спорным и в то же время сложным является принцип разумности и объективности оценки значимости, эффективности правовой защиты. В силу чего данный принцип так неоднозначно воспринимается и оценивается? Во-первых, потому, что граждане по своему внутреннему убеждению оценивают его значимость, эффективность, игнорируя многие факторы (слабое знание закона, несвоевременность обращения к ней, неверный выбор средства, способа, метода, нежелание считаться с требованиями законопредписаний и т. д. и т. п.). Во-вторых, отсутствием четких критериев оценки эффективности, кроме как положительно либо отрицательно завершившаяся операция по реализации, восстановлению или защите прав, свобод и интересов (без учета того, сколько сил, времени, средств, здоровья было на эту пиррову победу затрачено). Принцип разумности и объективности оценки значимости, эффективности государственно-правовой защиты требует наличия должного уровня правовой культуры ее участников (с одной стороны, потерпевший, с другой — нарушитель прав, свобод и интересов).
Принцип ответственности за отступление от порядка и правил осуществления государственно-правовой защиты означает, что, невзирая на принцип добровольности, гражданин, обратившийся к ней, но допустивший отступление от принципа законности, обязан отвечать по закону, ибо нельзя создать личное благополучие посредством лишения его других. Права, свободы и интересы небезграничны и должны быть взаимоуважаемы, взаимособлюдаемы. Виды ответственности зависят от вида и степени нарушений порядка и правил обращения и пользования механизмом государственно-правовой защиты. Оснований для применения этого принципа много, каждое из них имеет свои особенности, свою упорядоченность возникновения и использования [3]. Соблюдение настоящего принципа имеет особое значение, ибо он способен корректировать поведение участников — сторон социально-правовых отношений: воздействовать друг на друга, с одной стороны, и помогать исключению, предупреждению более тяжких последствий отступления от порядка и правил применения ее механизма — с другой.
Принцип гласности использования, обращения к государственно-правовой защите настолько понятен, доступен для восприятия, что вряд ли требует дополнительных пояснений. В какой-то части данный принцип созвучен с принципами законности и государственного признания правомерности и обязательности государственно-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан и означает запрет какой-либо закрытости, затруднения обращения к ней, получения информации о ее содержании, результатах. Исключением являются лишь сведения, способные нанести ущерб государственным интересам или если они не подлежат разглашению в силу требований нравственности.
Принцип презумпции правомерности требований граждан предоставления им их прав, свобод и интересов означает: гражданин прав, настаивая на том, что его права, свободы и интересы не представляется возможным реализовать, восстановить и защитить, надеясь только на обязанность сделать это государства, общества. Этот принцип также означает, что обязанность опровергать несостоятельность
требований граждан, отсутствие у них права на соответствующие права и свободы возложена на тех, кто подозревается в их ущемлении (кроме дел так называемого частного обвинения) [4].
Содержание рассмотренных принципов государственно-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан позволяет сделать следующие выводы:
• применение всех семи обоснованных нами принципов делает их устойчивой юридической базой, на основе которой уже разработан механизм правовой защиты прав, свобод и интересов граждан;
• каждый принцип в отдельности служит активизации деятельности граждан в части приобретения навыков самообороны, однако только усвоение всех вместе способно надежно его защитить;
• значимость принципов далеко не однозначна, но каждый из них служит не только дополнением, но и продолжением другого, что делает их взаимозависимыми и взаимодополняемыми;
• предложенные принципы обоснованны и закреплены не только конституционно, но и находятся в полном соответствии с международно-правовыми актами, определяющими международные стандарты прав и свобод граждан;
• механизм государственно-правовой защиты, покоящийся на предложенных принципах, доступен каждому гражданину и обязан быть взят на вооружение всеми, кто уважает себя, кому небезразлично отношение к его личным правам, свободам и интересам со стороны юридических и физических лиц [5].
Исследование сущности и возможностей принципов государственно-правовой защиты дает возможность сделать следующие предложения относительно повышения эффективности, качества механизма личной правозащитной деятельности:
1. На основе требований принципа законности обращения граждан к правовой защите необходимо значительно усилить правоохранительную сторону деятельности юридических и должностных лиц, общественных объединений.
2. Принцип государственного признания правомерности и актуальности государственно-правовой защиты обязывает государственные органы власти: законодательную, исполнительную и судебную кардинально изменить отношение к обеспечению исполнения законов прежде всего представителями государственной власти. Указанный принцип налагает особую ответственность на законодательную власть (Федеральное Собрание России, законодательные органы субъектов Российской Федерации, местного самоуправления), которая ответственна за качество законодательной базы правозащитного характера.
3. Принцип разумности и объективности оценки значимости, эффективности государственно-правовой защиты обязывает ее участников, с одной стороны постоянно повышать их уровень правовой культуры, с другой — предписывает государству, обществу обеспечить свободный доступ к действующему законодательству, юридической литературе, образцам документов. Статья 48 Конституции России гласит: «1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». Более того, в случаях, предусмотренных законом, она обязана оказываться бесплатно.
4. Принцип ответственности за отступление от порядка и правил осуществления правовой защиты обязывает правоохранительные органы (милицию, прокуратуру, суды) особое значение уделить пунктуальному исполнению
органами, организациями, должностными лицами и гражданами действующих российских законов, международного правозащитного законодательства и прежде всего закона России «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» [2].
5. Принцип гласности использования права обращения граждан к государственноправовой помощи и защите налагает обязанность на государство и его органы, организации по обеспечению полной информации о месте, времени, видах правовой помощи с тем, чтобы всякий в ней нуждающийся мог бы ею воспользоваться [6].
Сделанные выводы и предложения, по мнению авторов, будут способствовать приближению нашего российского общества к правовому, социальному, светскому, демократическому государству, признание ценностей которого, к сожалению, в основном пока имеет место лишь в Конституции Российской Федерации и в отдельных федеральных законах.
литература
1. Конституция РФ. М., 2013.
2. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Федеральный закон РФ от 14.12.1995 г. № 197-ФЗ // Справочная система «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=LAW;n=84613 (дата обращения 19.08.2013).
3. Права человека в инновационном развитии региона: материалы круглого стола, посвященные Международному дню прав человека. Белгород, 2012.
4. Глущенко П. П. Конституционное право России: учеб. пособие. 2-е изд. СПб.: Питер, 2012.
5. Конституция Российской Федерации — правовая основа механизма правозащитной деятельности: теории и практика, история и современность / под общ. ред. П. П. Глущенко. СПб., 2013.
6. Механизм организации и осуществления государственно-правовой защиты прав, свобод и законных интересов граждан в РФ / под общ. ред. П. П. Глущенко. СПб., 2013.
УДК 343.2
О. В. Гревцов
Сущность и особенности методологии уголовной политики
O. V. Grevtsov. The essence and specifics of criminal policy methodology
В статье на основе обобщения общефилософ- On the basis of philosophical generalization
ских проблем научного познания, дискусси- problems of scientific cognition, discussion
онных вопросов, связанных с определением of issues whidh are related with the defini-
понятия, предмета и статуса методологии, tion of the concept, subject and status of the
ее сущности и структуры, сформулировано methodology, its nature and structure is for-
Олег Вальтерович Гревцов — директор Юридического института Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат юридических наук, доцент.
© О. В. Гревцов, 2013.