Научная статья на тему 'Конституционные основы оказания юридической помощи и правовые механизмы её реализации'

Конституционные основы оказания юридической помощи и правовые механизмы её реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ / CONSTITUTION OF RUSSIA / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН / ОСОБЕННОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ / CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS AND THEIR PARTICULAR IMPLEMENTATION AND PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глущенко Петр Петрович, Цмай Василий Васильевич

Статья посвящена всестороннему исследованию вопроса о реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL BASIS LEGAL ASSISTANCE AND LEGALMECHANISMS OF ITS IMPLEMENTATION

The article is devoted to a comprehensive study of the constitutional right to qualified legal assistance

Текст научной работы на тему «Конституционные основы оказания юридической помощи и правовые механизмы её реализации»

УДК 349

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ

ПОМОЩИ И ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ

Глущенко П.П.

Цмай В.В.

Статья посвящена всестороннему исследованию вопроса о реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи

The article is devoted to a comprehensive study of the constitutional right to qualified legal assistance

Ключевые слова: Конституция России; конституционные права и свободы граждан, особенности их реализации и защиты

Keywords: Constitution of Russia; constitutional rights and freedoms of citizens and their particular implementation and protection

Дословное толкование содержания статьи 48 Конституции Российской Федерации даёт повод для исследования вопроса о тождественности уровня оказания квалифицированной юридической помощи и юридической помощи, оказываемой бесплатно. Текст статьи содержит императивную норму: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». Однако далее законодатель формулирует норму, представляющую собой, по сути, аутентичное толкование вышеназванной. Из неё следует, что квалифицированную юридическую помощь надлежит оказывать не каждому, а только лицам, указанным в законе. Помощь определена как юридическая (без упоминания слова квалифицированная), которая осуществляется при этом бесплатно. Можно предположить, что если каждому полагается право на получение квалифицированной юридической помощи, то его реализация (права) в силу второй составной части ст. 48 возможна только за деньги, а бесплатно - лишь указанным категориям лиц и оказывается не квалифицированная, а юридическая помощь.

Ни один из опубликованных комментариев Конституции Российской Федерации при толковании содержания ст. 48 основного закона государства не предлагает и не раскрывает понятие о круге лиц-получателей юридической помощи, возмездности её предоставления.

Возникает резонный вопрос о надлежащем характере бесплатной, хотя и неквалифицированной юридической помощи. Представляется, что именно указанным в законе лицам (ст. 26 Федерального закона от 31.05.2002

№ 63-ФЗ)1 следует оказать гарантированную, причём квалифицированную юридическую помощь без всяких изъятий. Подтверждением данного подхода к толкованию конституционной нормы об оказании бесплатной юридической помощи является перечень категорий граждан, указанных в законодательстве: несовершеннолетние иные лица, имеющие физические и психические недостатки; граждане, не владеющие языком, на котором осуществляется судопроизводство; граждане, которым грозит мера пожизненного заключения; граждане, если один из участников имеет защитника; граждане, если в судебном производстве принимает участие государственный либо общественный обвинитель. На наш взгляд, этот перечень следует дополнить категориями граждан, не имеющих финансовой возможности оплатить услуги лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, а также включить в него военнослужащих срочной службы, вынужденных переселенцев и беженцев.

В противном случае исполнение части первой статьи 48 Конституции Российской Федерации в свете реализации права на квалифицированную юридическую помощь и бесплатную юридическую помощь отдано на откуп органам власти (государственной и муниципальной), а также лицам, имеющим юридические знания. По сложившейся практике применения данной конституционной нормы органы власти не видят в качестве своей первоочередной задачи «вооружение» населения юридическими знаниями. Вместе с тем общеизвестно, что лица, обладающие документами, подтверждающими наличие юридического образования, не всегда в действительности имеют должный уровень правовых знаний и с особым рвением готовы оказывать юридическую помощь бесплатно. Решение данной проблемы возможно исключительно путем внесения изменений в содержание текста части первой ст. 48 Конституции Российской Федерации.

По нашему убеждению, в правовом, демократическом, социальном государстве часть первая ст. 48 Конституции РФ должна быть исполнена в следующей редакции: «1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, она оказывается бесплатно». Предлагаемая редакция устранит разночтения, применение которых существенно сказывается на имидже государства, стремлении активно участвовать в поддержании законности и правопорядка.

Часть вторая ст. 48 Конституции РФ гласит: «2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». Содержание части второй вполне обоснованно не вызывает

1 Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

вопросов, понятно, что и без упоминания определений квалифицированной и бесплатной каждому гражданину полагается юридическая помощь адвоката (защитника). Исходя из содержания названной части ст. 48 основного закона государства, можно утверждать, что оказание юридической помощи каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления возложено на адвоката (защитника). При этом следует внести уточнение: адвокат и защитник - это одно и то же лицо или разные лица. Ответ на данный вопрос содержится в ст. 25 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Ф3, согласно которой адвокат может быть защитником, представителем, защитником доверителя в конституционном, гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Отличие состоит в том, что адвокат работает на основании ордера, а защитник, представитель доверителя - по соглашению, заключаемому между ним и доверителем.

Обычно юридическая помощь осуществляется адвокатом на основании договора (соглашения) возмездного оказания услуг. Существенными условиями этого соглашения являются: указание адвоката, согласившегося исполнять поручения в качестве поверенного, его принадлежность к адвокатскому корпусу, адвокатской палате; предмет поручения (объем деятельности); условия выплаты вознаграждения доверителем; порядок и размер компенсации расходов, связанных с исполнением поручения; размер и характер ответственности адвоката; оплата адвокату, участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве, по назначению органа дознания, предварительного следствия, прокурора или суда, осуществляется за счет федерального бюджета; оплата адвокату за указанную юридическую помощь бесплатно осуществляется распоряжением Правительства Российской Федерации; дополнительное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств адвокатской палаты адвокату, бесплатно участвующему в уголовном процессе в качестве защитника по назначению правоохранительных органов, ежегодно устанавливается собранием (конференцией адвокатов).

Оказание юридической помощи гражданам бесплатно регламентировано ст. 26 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ. Смысл нормы состоит в том, что граждане, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, устанавливаемого ежегодно, вправе получить юридическую помощь бесплатно. К числу этих граждан относятся: а) истцы -по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; б) ветераны Великой Отечественной войны - по вопросам, несвязанным с предпринимательской деятельностью; в) граждане РФ -при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; г) граждане РФ, пострадавшие от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией; д) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и нарушения закона.

В своей деятельности адвокат, оказывающий любой вид юридической помощи, обязан руководствоваться принципами адвокатской деятельности: законности, независимости, самоуправляемости, добровольности, гуманизма и нравственных начал профессии. Правовой статус адвоката включает в себя права и обязанности, регламентированные соответственно статьями 6-7 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Ф3, а также предусматривает принятие присяги (ст. 13) и возможность наступления ответственности (ст. 16-17).

На особом месте в правовом статусе адвоката - соблюдение этических начал, включающих мораль, право, добро, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь, гуманизм и, конечно, соблюдение тайны (ст. 8). Данные требования, составляющие содержание этики, должны быть соблюдены лицами, имеющими юридическое образование, получившими удостоверение адвоката, при исполнении полномочий адвоката, защитника, представителя доверителя, как предписано присягой (ст. 13 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Ф3): «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката».

Исследование авторами содержания правового статуса адвоката убеждает в том, что адвокатская и правозащитная деятельность главным своим предназначением имеет обеспечение реализации и защиты конституционных прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц. Адвокат является наиболее подготовленным и значимым субъектом правозащитных правоотношений. Более того, принципы деятельности адвоката, осуществление адвокатской деятельности во многом сходятся с принципами правозащитной деятельности2, а именно: а) законности, б) добровольности, в) разумности и объективности, г) ответственности, д) гуманности, е) гласности. По уровню подготовки адвокат - единственный субъект правозащитной деятельности, который владеет навыками использования механизма правозащитной деятельности, включающего: а) правовые методы, б) правовые средства, в) правовые способы. Каждая из частей механизма правозащитной деятельности имеет свои особенности, требующие обязательного учета.

Каковы особенности использования правовых методов, средств и с какими проблемами приходится при этом сталкиваться? Отвечая на данный вопрос, рассмотрим понятие правовых методов и средств, их пользу для граждан, общества, государства. По-прежнему ни в науке, ни в практике (российской и международной) нет единого мнения о классификации правовых методов. В связи с чем, с одной стороны, существуют широкие возможности для дальнейшего совершенствования, подбора наиболее эффективных, постоянно

2 Боер В.М., Глущенко П.П., Сербии М.В. Правозащитная деятельность: современная теория и практика защиты прав, свобод и законных интересов граждан. УМП. М.: Юрист, 2014. С. 53-59.

работающих методов. Однако, с другой стороны, открывается и возможность под предлогом поиска новых, отрицания действующих методов проявлять элементы самоуправства, злоупотребления служебными полномочиями.

Авторский коллектив в составе А.П. Алехина, А.А. Кармолицкого и Ю.М. Козлова считает, что в число правовых методов следует включать убеждение и принуждение3. Авторы не придерживаются мнения о том, что в методы в свою очередь необходимо подразделять на административные и экономические, где административные одновременно подразделяются на предупредительные, пресекательные и принудительно-применительные4.

Коллектив авторов под общим руководством В.П. Сальникова5 классифицирует методы на такие, как убеждение, принуждение, предупреждение, обеспечение и взыскание. Сторонником подобной классификации, но без учета методов взыскания, выступает А.В. Воронков6. Еще один авторский коллектив (С.А. Григорян, Н.В. Бровко, Ю.А. Соколова7) считает, что в состав методов следует включать убеждение, принуждение, наблюдение, контроль.

Коллектив авторов учебного пособия «Административное право» основными методами признает убеждение, обжалование и принуждение, считая, что иные являются лишь производными, вспомогательными от них8. Авторы исследования согласны с мнением указанного коллектива. Обоснования, касающиеся того, что предупреждение, обеспечение, взыскание и особенно наблюдение сложно согласуются с механизмом правозащитной деятельности, вряд ли подлежат сомнению. Вместе с тем любой специалист имеет право на свою позицию, свой подход к тому или иному явлению.

Рассмотрим правовые методы в сфере обеспечения реализации и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. Метод убеждения, по нашему мнению, применим всеми субъектами института правозащитной деятельности: государством, юридическими лицами, общественными объединениями и физическими лицами (гражданами и должностными лицами). Представляется, что использовать его допустимо на любом этапе взаимоотношений, от обращения в соответствующую инстанцию за государственно-правовой помощью и защитой до ее получения, напоминая чиновникам о Конституции РФ, иных нормативных правовых актах, требующих признавать, соблюдать и защищать права, свободы и законные

3 Административное право Российской Федерации / Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Учебник. М.: Зерцало, Текс, 1996. С. 254; Административное право / Под общ. ред. Глущенко П.П. 2-е изд. СПб.: Питер, 2011. С. 137-160.

4 Административное право Российской Федерации / Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Учебник. М.: Зерцало, Текс, 1996. С. 254. С. 264.

5 Административное право (общая часть). СПб., 2000. С. 137-138.

6 Проблемы теории административного права: сравнительно-правовое исследование. СПб.: Изд-во СПбГУ 2002. С. 142-144.

7 Административное право / Григорян С.А., Бровко Н.В., Соколова Ю.А. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2002. С. 120-121.

8 Административное право / Под общ. ред. Глущенко П.П. СПб.: Питер, 2011. С. 137-160.

интересы. При этом остается только надеяться на то, что чиновников удастся убедить не нарушать права, свободы, законные интересы либо своевременно выполнять законные требования граждан об их предоставлении, восстановлении или защите.

Данный метод имеет положительный итог. Подтверждением тому являются результаты проведенного исследования, судебная практика, если она принимается во внимание общественными объединениями, вышестоящими органами и должностными лицами, а также должным образом подготовленными адвокатами. Юридические и физические лица способны убедить строптивого либо допустившего неуважение к закону работника, начальника в необходимости положительно разрешить создавшуюся ситуацию, не доводя ее до этапа применения метода принуждения. Итак, гражданам не особенно приходится рассчитывать на положительный исход от применения метода убеждения, в связи с чем желательно овладеть методикой использования метода принуждения.

Использование метода принуждения имеет свои особенности, то есть его применяет не гражданин, а соответствующие вышестоящие инстанции, должностные лица и правоохранительные органы. Применять данный метод могут и законодательные органы, но опосредованно, по ходатайству, обращению, депутатскому запросу в компетентные органы, наделенные полномочиями по использованию различных видов принуждения, предусмотренных нормами права (административного, трудового, гражданского, уголовного).

Метод принуждения, применяемый в сфере обеспечения реализации и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов, есть часть функциональных полномочий, в первую очередь, правоохранительных органов. Вместе с тем его использование отвечает соответствующим правилам, установленным действующим законодательством. В их числе - наличие основания для принуждения, установление причин совершенного правонарушения, определение степени и вида вины правонарушителя допустившего нарушение прав, свобод и законных интересов граждан; классификация видов принуждения; полномочия органов, должностного лица по применению того или иного вида принуждения.

Указанные особенности обращения к методу принуждения, вопрос о его применении породили особенности воздействия этого метода на взаимоотношения между обратившимся к нему и юридическими (должностными) лицами, обязанными должным образом разобраться с поступившим сообщением о допущенных нарушениях конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. Эти особенности заключаются в поведении принявших сообщение. Компетентные органы государственной власти, местного самоуправления или должностные лица обязаны в установленные законом сроки уведомить заявителя сначала о получении заявления, затем о его результатах. Максимальный срок ответа на поступившее заявление, сообщение равен

30 дням. Превышение срока влечет иной вид, форму и результат действий со стороны определенных правоохранительных органов, иных органов государственной власти.

Завершая исследование о сущности и содержании метода принуждения, важно напомнить о том, что основная нагрузка по его применению, использованию ложится на органы государственной власти, уполномоченные осуществлять правоохранительную, правозащитную деятельность. Поэтому нарушения в процессе его применения совершаются именно ими. Ввиду этого обстоятельства можно сделать следующие выводы: а) граждане, направляющие жалобы, заявления о нарушении их прав, свобод и законных интересов, должны помнить о подведомственности дел органам, должностным лицам, к которым их направляют; б) правоохранительные органы, в том числе должностные лица, - четко, неукоснительно исполнять свои обязанности, особенно по признанию, соблюдению и защите прав, свобод и законных интересов граждан; в) вышестоящие органы государственной власти и должностные лица - предупреждать негативные явления во взаимоотношениях с гражданами при обращении к методу принуждения, обязаны чаще контролировать и надзирать за правоохранительными органами, находящимися в их подчинении.

Следующая составная часть механизма правозащитной деятельности - правовые средства, в частности, возбуждение административных (служебных) расследований, обращение к различным видам юридической ответственности и возбуждение уголовных дел. Проанализируем порядок, возможности, основания, условия и особенности использования каждого из названных видов средств в ходе реализации, восстановления и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. В процессе исследования невольно возникает несколько вопросов:

а) кто и каким образом их использует?

б) какие основания и условия должны этому предшествовать?

в) в какие органы, инстанции и каким образом следует обращаться в том случае, если допускаются какие-либо сбои, нарушения, отступления в процессе их использования?

Правом возбуждения административного (служебного) расследования наделены все субъекты государственно-правовых отношений, то есть физические и юридические лица. При этом одни вправе требовать, добиваться проведения расследования, другие - его назначают и контролируют, третьи -осуществляют, проводят, четвертые - надзирают за законностью возбуждения, проведения и принятия мер по его результатам. В жизни любого коллектива (большого, малого) нередко возникают различные конфликты. Для установления их причин и последствий назначается административное (служебное) расследование. Своевременно и с соблюдением требований, предъявляемых к этому правовому средству, проведенное расследование позволяет выявить не только причинителя морального вреда и (или) материального

ущерба, но и определить причины, условия, поводы, способствовавшие или использованные для нарушения законных прав, свобод и законных интересов членов коллектива; восстановить порядок; удовлетворить моральные и материальные требования; принять надлежащие меры для искоренения, предупреждения причин и условий, приведших к нарушениям прав, свобод и законных интересов граждан.

Практика обращения к административному расследованию9 свидетельствует о том, что оно способно решать многие вопросы и задачи: обеспечить законность, правопорядок, нормальные взаимоотношения в любом коллективе; восстановить, защитить нарушенные права, свободы, законные интересы; вскрыть причины, условия, поводы, повлекшие, способствовавшие, облегчившие совершение деяний (действий, бездействий), нарушивших чьи-либо права, свободы и законные интересы; принять надлежащие меры, чтобы не допускать в дальнейшем нарушений прав, свобод и законных интересов членов коллектива.

Административное расследование как эффективное средство разрешения вышеперечисленных вопросов назначается в тех случаях, когда допущен факт нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. При этом не известно, кто и с какой целью допустил нарушение, либо известен нарушитель, но не установлены причины, цели его действия или бездействия. Прибегают к административному расследованию и согласно предписаниям вышестоящих органов и должностных лиц, то есть государственных и негосударственных общественных объединений, которые управляют коллективами и наделены определенными полномочиями, в том числе по назначению административного (служебного) расследования.

С учетом того, что практика деятельности различных органов, организаций и должностных лиц свидетельствует о допускаемых отступлениях от порядка и правил назначения, осуществления административного расследования, к нему предъявляются следующие требования: а) обеспечение законности возбуждения, проведения и принятия решений, б) всесторонность расследования; в) объективность оценок собранных доказательств. Любое отступление от названных требований недопустимо и влечет применение соответствующих степени виновности за их нарушение мер государственного принуждения.

За время осуществления прокурорских проверок, входящих в полномочия прокуратур соответствующих структур (прокурорского надзора), контрольных проверок деятельности нижестоящих структур и должностных лиц проверяются книги учета проведенных административных расследований, что позволяет выявить нарушения и принять соответствующие совершенному правонарушению правомерные меры воздействия.

9 Глущенко П.П. Методика проведения административного расследования. СПб.: СПбАУЭ, 2007. С. 45.

Государство и право 141

Следующим эффективным средством, порождающим различные точки зрения специалистов, практиков является обращение к методике применения к виновным в нарушении конституционных прав, свобод, законных интересов граждан различных видов юридической ответственности. Существует административная, дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, уголовная и конституционно-правовая ответственность. В настоящее время большинство споров вызывает именно методика применения конституционно-правовой ответственности за нарушение конституционных прав, свобод и законных интересов.

Первой причиной огромного числа мнений, связанных с применением в правоохранительной деятельности мер государственного принуждения за допускаемые «вольности» в признании, соблюдении и защите конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, как свидетельствует организационно-правовая и судебная практика, является отсутствие единства в понимании и применении роли и места важнейшего требования принципа законности - неотвратимости наступления юридической ответственности для любого правонарушителя, любых видов правонарушений. В связи с этим не все исследователи уверены в том, что юридическая ответственность может и должна признаваться надежным и эффективным средством защиты конституционных прав, свобод, законных интересов граждан.

В каждом случае названные выше виды юридической ответственности за нарушение конституционных прав, свобод и законных интересов граждан могут применяться только при обнаружении в противоправном деянии (действии, бездействии) юридического либо должностного лица в указанной сфере всех четырех признаков: субъекта, объекта, субъективной и объективной сторон, то есть предусмотренного действующим законодательством законного основания. Каждый вид юридической ответственности за нарушение прав, свобод, законных интересов человека и гражданина для юридических и должностных лиц применяется с учетом их правомочий; условий и тяжести нарушения конституционных прав, свобод, законных интересов граждан; формы и вида вины правонарушителя; наличия либо отсутствия повторяемости, многократности нарушений.

Результаты исследований действующего законодательства, организационно-управленческой деятельности, существующей и функционирующей в системе государственной гражданской службы, в том числе правоохранительной, а также судебная практика свидетельствуют о том, что различные виды юридической ответственности применяются в определенных видах правоотношений и за нарушение конституционных прав, свобод, законных интересов, затрагиваемых в процессе участия в них.

Нарушение политических, трудовых, жилищных прав и законных интересов граждан влечет административную10 (за нарушение любых вышеназванных видов юридических прав), дисциплинарную (в сфере трудовых11 и государственно-правовых отношений12), гражданско-правовую (обычно в сфере имущественных и предпринимательских отношений), уголовную (за преступления против личности (ст.ст. 105-125 УК РФ), против свободы, чести и достоинства (ст.ст. 126-130 УК РФ), против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст.ст. 131-135 УК РФ), против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст.ст.136-157 УК РФ), против прав и интересов экономического характера (ст.ст.158-200 УК РФ) ответственность.

Наиболее сложна и чаще всего оспариваема многими учеными, практиками конституционно-правовая ответственность, которая, во-первых, не предусмотрена в отношении физических лиц. Она применяется к юридическим и должностным лицам за нарушения конституционных прав, свобод и законных интересов. Во-вторых, каких-либо форм, видов конституционно-правовой ответственности ни одним законом до сих пор не закреплено, и она выступает опосредованно, через административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную. В-третьих, данный вид ответственности имеет место в случае, если не удалось добиться сатисфакции иными видами юридической ответственности. Это положение легко оспариваемо, так как оно не согласуется со ст. 18 Конституции РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Однако, опираясь лишь на названную статью Конституции РФ, решить вопросы невозможно не только в правоохранительных органах, но и в иных государственных инстанциях, которые обоснованно запросят ссылки на конкретные статьи соответствующих кодексов, законов.

Небольшой анализ содержания такого правового средства правозащитной деятельности, как применение мер и видов юридической ответственности, позволяет утверждать, что если бы оно использовалось в каждом случае нарушения прав и свобод граждан, если бы граждане научились должным образом уважать себя и стремились каждое покушение на свои права и свободы не оставлять без внимания, то должностные лица различных органов системы государственной службы России и, в частности, правоохранительной, стали бы более ответственными и исполнительными.

10 Главы 5-8, 10, 12, 14, 16-21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

11 Трудовой Кодекс РФ. Ст.ст. 54, 86, 234-237, 415-417; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ст.ст. 2.4, 2.6, 5.27-5.34, 5.42.

12 Федеральный Закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Третье средство реализации и защиты конституционных прав, свобод, законных интересов граждан - возбуждение уголовных дел. Применяется в тех случаях, когда не результативны иные меры государственного воздействия в отношении нарушителей прав, свобод и законных интересов граждан. Основанием возбуждения предварительного расследования является совершение противоправных деяний (действий, бездействия), вследствие которых нарушаются конституционные права, свободы и законные интересы граждан, что влечет уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом Российской Федерации.

Граждане - субъекты таможенных правоотношений, чьи права, свободы и законные интересы нарушены, обращаются в орган дознания или в прокуратуру с письменным либо устным заявлением, в котором указывают основание обращения в названные органы, виновных лиц, вид и степень тяжести совершенного нарушения и требуемые меры реагирования со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Особый порядок установлен по делам частного обвинения о преступлениях, предусмотренных ст. 128.1 «Клевета», ст. 116 «Побои» Уголовного кодекса РФ. В случае их совершения, граждане обращаются не в органы дознания и предварительного расследования, а в суд, при этом не с заявлением, а с жалобой о возбуждении уголовного дела. Еще одним существенным отличием является обязанность лиц - участников судебного разбирательства самостоятельно, без адвокатской помощи свидетельствовать, обвинять и защищаться. Перед тем, как решиться на указанные действия, важно оценить свои возможности, и не только интеллектуальные, поскольку любое обращение в суд, за исключением случаев рассмотрения трудовых споров, осуществляется на платной основе (подготовка жалоб, исковых заявлений, государственная помощь, услуги юриста, судебные издержки, проведение экспертиз, иное).

Анализ законодательства, регламентирующего порядок, основания, условия и особенности использования для реализации и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан правовых методов и средств, а также практики их применения, позволяют сделать следующие выводы и предложения.

Обращаться к правовым методам и средствам необходимо только на первом этапе (более раннем) нарушения прав, свобод, законных интересов и при наличии определенных правовых знаний в сфере законодательства, нормы которого нарушены. Принимая решение об обращении к методам и средствам, желательно предварительно получить консультацию у специалиста. Рассчитывать на положительный результат применения правовых методов и средств можно только в том случае, когда собраны доказательства (желательно письменные) о совершенном правонарушении, результатом которого явилось нарушение конституционных прав, свобод, законных интересов. Большое значение имеют живые свидетельские показания. Перед обращением Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (56) 2015

в соответствующий орган, к должностному лицу в целях экономии времени необходимо выяснить, находится ли в его компетенции разрешение возникшего вопроса. Приняв окончательное решение об обращении к тому или иному методу либо средству, следует запастись терпением и выдержкой, так как процесс разрешения отдельных вопросов может продолжаться не один десяток месяцев. Получив ответ, решение, заключение, определение либо отказ в рассмотрении, возбуждении административного расследования, дознания, предварительного следствия, важно помнить о том, что в запасе у обратившегося остается только 7 или 10 суток для обжалования.

Целесообразно сразу заявить о своем несогласии и желанием оспорить полученный документ, обратившись лично, или направить по почте свои возражения и доказательства. Эффективное и своевременное разрешение ситуаций, сопряженных с нарушением конституционных прав, свобод и законных интересов, во многом зависит от деятельности соответствующих общественных объединений. Поэтому крайне актуально создание гражданского общества, способного влиять на решения органов государственной власти, местного самоуправления и должным образом защищать граждан. Надлежащее обеспечение реализации, защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, на наш взгляд, будет возможно лишь после завершения объединения правоохранительных органов в единую государственную правоохранительную службу Российской Федерации. Активность общественности в оказании помощи правоохранительным органам находится в прямой зависимости от их желания, стремления и умения быстро и качественно разрешать любые ситуации, возникающие в сфере реализации и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.

Авторы исследования, руководствуясь результатами сравнительно-правового анализа нормативной и источниковедческой баз национального и международного уровня, уверены в том, что обращение к механизму правозащитной деятельности, обеспечение его результативности, эффективности зависят от многих факторов, оснований, видов, форм, последствий покушения на права, свободы и законные интересы; содержания и степени нарушения законных интересов граждан; характеристики нарушителей (государства, юридического лица, общественного объединения, физического лица); субъекта, рассматривающего дело о нарушении прав, свобод и законных интересов гражданина (граждан).

В сложившейся ситуации, учитывая действие соответствующих факторов, под влиянием которых могут быть нарушены права, свободы или законные интересы гражданина, следует, по убеждению авторов, избрать один из наиболее обоснованных и эффективных правовых способов. Национальной и международной юридической практике известны такие правовые способы механизма правозащитной деятельности, как

административно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, конституционно-правовой и международно-правовой.

Административно-правовой способ защиты, исходя из правовой практики, используется в случае, если имеют место препятствование реализации и особенно защиты, законных прав, свобод, интересов (получению зарплаты, вознаграждения, повышению в должности, предоставлению отгула, бесплатной переквалификации, возможности ознакомления со сведениями в материалах, содержащихся в личном деле) либо их умышленное или неосторожное нарушение.

Потерпевший в любом случае вправе самостоятельно определить для себя, каким путем ему решать возникшую проблему: обращаться сначала к административно-правовому, а затем, в зависимости от результатов, к гражданско-правовому, уголовно-правовому, конституционно-правовому, а, возможно, и к международно-правовому способу. Административно-правовой способ восстановления и защиты нарушенных прав, свобод, интересов граждан и юридических лиц является самым простым и доступным. Он не требует специальных юридических знаний и материальных затрат. Однако многие должностные лица игнорируют обращения к ним граждан с жалобами, заявлениями и предложениями, их рассмотрение задерживается либо носит поверхностный характер или передается на откуп третьестепенным лицам, не имеющим прав на надлежащее принятие решения. Подобные ситуации возникают несмотря на предписания ст. 33 Конституции РФ, Федерального закона от 14.12.1995 № 197-ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Приняв решение об обращении к административно-правовому способу защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданину, по нашему мнению, необходимо определить, охранялось ли нарушенное право административным законом. Для этого следует изучить содержание нескольких статей Кодекса РФ об административных правонарушениях. В частности, посмотреть текст статьи 1.2, затем статьи 2.1, позволяющей выяснить, относится ли противоправное деяние к административному правонарушению. Далее целесообразно установить, кем является правонарушитель, так как административная ответственность согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях применяется и к физическим (ст.ст. 2.5-2.6), и к юридическим (ст. 2.10), и к должностным (ст. 2.4) лицам. Важно установить органы или должностные лица, которые вправе и обязаны разрешить возникшую проблему. В связи с чем рекомендуем изучить главу 23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Процедура обращения в вышестоящие инстанции и к должностным лицам не отличается от обычного обращения, за исключением обязательности Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (56) 2015

представления вместе с новой жалобой копии текста предыдущей, ответом на которую не удовлетворен обратившийся либо ответ не последовал. В прокуратуру, налоговую инспекцию гражданин вправе обращаться с жалобой либо заявлением, помня о том, что обращение в данной ситуации требует учета подведомственности.

Злоупотребление властью, превышение полномочий, ненадлежащее исполнение функций, халатное отношение к исполнению служебных обязанностей - основания для обращения в прокуратуру с устным либо письменным заявлением. Неправомерные действия, повлекшие причинение материального, экономического вреда (например, в случае невыплаты заработной платы работникам на фоне поступления в кабинеты руководства организации дорогостоящей мебели, оборудования, импортного транспорта), являются поводом для сообщения о них при обращении не только в прокуратуру, но и налоговую инспекцию.

Гражданско-правовые способы механизма правозащитной деятельности используются, как правило, в случае нарушения имущественных либо личных неимущественных прав, интересов граждан, особенно в случае причинения им материального либо морального ущерба. Виды и формы нарушения имущественных прав и интересов, причинения морального и материального ущерба, о чем свидетельствуют судебная и адвокатская практика, разнообразны. Однако порядок применения гражданско-правовых способов защиты от этого не изменяется. Восстановление или защита нарушенных прав, интересов граждан и юридических лиц осуществляется на основе подачи в федеральный суд искового заявления, представляющего собой документ, содержащий следующие реквизиты: наименование федерального суда соответствующего района (города), области, а в отдельных случаях Верховного либо Конституционного Суда России; обращающийся в суд (истец) сообщает в исковом заявлении фамилию, имя, отчество, юридический адрес прописки, либо регистрации (индекс, город, улицу, дом, корпус, квартиру) ответчика, которым признается юридическое либо физическое лицо, причинившее вред истцу. Исковое заявление завершается соответствующими требованиями (обязать, потребовать, возместить), сопровождается приложениями при их наличии, подписью заявителя и датой изготовления. Оно должно быть исполнено в количестве, достаточном для обеспечения суда, ответчика (ов), третьих лиц (если они участвуют в деле) экземплярами заявления.

Гражданско-правовые способы защиты прав, свобод и законных интересов требуют знания содержания статей 2, 8-9, 12, 15-16, 24-28, 37, 48-65, 151-152, 1069-1070, 1073-1080, 1083-1092, 1095-1108 Гражданского кодекса Российской Федерации; статей 12-15, 17 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ).

Согласно действующей судебной практике реализация права на компенсацию причиненного морального вреда требует наличия оснований

причинения вреда: жизни или здоровью гражданина; гражданину вследствие его незаконного осуждения, привлечения к уголовной ответственности, применения незаконной меры пресечения, наложения ареста или осуждения к исправительным работам; вследствие распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Причинение гражданину вреда посредством совершения незаконных действий либо бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностными лицами этих органов в любом виде, в том числе изданием противоправного акта, возлагает обязанность возместить его за счет фонда России либо фонда субъекта Российской Федерации. Аналогично решается вопрос о возмещении материального вреда, причиненного гражданину в результате отсутствия основания для осуждения; необоснованного привлечения гражданина к уголовной ответственности; незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде; незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья виновные обязаны возместить потерпевшему ущерб в форме утраченного заработка (дохода), если речь идет о работнике. Кроме того, виновным следует возместить дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья (на лечение, приобретение лекарств, дополнительное питание, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, иные).

Судебная практика, результаты прокурорских проверок, множество возбужденных дел являются подтверждением того, что в настоящее время особое место в жизни большинства россиян занимает проблема возмещения ущерба, причиненного им частными структурами, банками, в которые были вложены сбережения либо с которыми были заключены имущественные договоры, соглашения. Их неисполнение повлекло значительные потери, граждане остались без жилья, движимого и иного имущества. Правомерен в связи с этим вопрос о возможности взыскания вложенного, возвращения утраченного. Эта возможность существует при условии применения ст.ст. 393-406 Гражданского кодекса Российской Федерации, путем обращения в суд, прокуратуру, налоговую инспекцию и даже Европейский Суд по правам человека.

Следующим правовым способом механизма правозащитной деятельности справедливо признается уголовно-правовой, обращение к которому требует ознакомления с такими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, как ст. 2 (охраняемые уголовным законом права, свободы и интересы), ст. 8 (основание наступления уголовной ответственности), ст. 14 (понятие уголовного преступления), ст. 20 (возраст, с которого наступает уголовная ответственность), ст. 37-42 (обстоятельства, исключающие наступление

уголовной ответственности), ст. 75-78 (основания и порядок освобождения от уголовной ответственности), ст. 79-83 (порядок и условия освобождения от уголовного наказания), ст. 84 (амнистия), ст. 85 (помилование), ст. 86 (судимость) и ст. 95 (порядок, сроки погашения судимости). К уголовно-правовому способу механизма правозащитной деятельности следует обращаться в случае совершения уголовного преступления (кражи, обмана, разбоя, грабежа, телесных повреждений, похищения человека, торговли несовершеннолетними, клеветы, оскорбления, истязания, иного), повлекшего причинение ущерба правам, свободам, интересам граждан.

Рассмотрение обстоятельств совершения указанных ранее в статье преступлений по делам так называемого частного обвинения обязывают граждан обращаться с жалобой непосредственно в суд. Судья, которому передают в производство такую жалобу, выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Если имеют место возможности для примирения, судья вправе обратиться к ст.ст. 271, 274, 296 УПК РФ.

Конституционно-правовой способ защиты прав, свобод и законных интересов граждан признается самостоятельным правовым способом механизма правозащитной деятельности и также может быть использован, но исключительно на основе содержания ст.ст. 2, 6-7, 15, 17, 19, 22, 32-33, 45-46, 125 Конституции Российской Федерации. Обращение к нему возможно и применяется, если все предыдущие обращения в органы и суды не увенчались успехом. Порядок и особенности использования возможностей конституционно-правового способа регламентированы частью 4 статьи 125 Конституции РФ. Для обращения необходимо написать жалобу, в приложении к ней представить копии жалоб, с которыми ранее обращался гражданин в различные органы государственной власти, в том числе судебные.

Особое значение в настоящее время приобрёл международно-правовой способ защиты прав, свобод и интересов граждан. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Международная и российская судебная практика свидетельствуют о том, что международно-правовой способ защиты требует учета предписаний Международного пакта о гражданских и политических правах; Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенции против пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Конвенции о правах ребенка, многочисленных Конвенции МОТ, ВОЗ, других международных организаций, стороной которых является Российская Федерация.

В свете реализации положений ч. 3 ст. 46 Конституции РФ наибольший интерес представляет (помимо европейских процедур) основополагающий международно-правовой документ - Международный пакт о гражданских и политических правах. Вследствие присоединения Российской Федерации к Факультативному протоколу этого пакта, определяющему механизм защиты индивидуальных прав, российские граждане также получили возможность использовать механизм рассмотрения индивидуальных сообщений (жалоб). В соответствии с Факультативным протоколом Комитет ООН по правам человека уполномочен рассматривать индивидуальные сообщения граждан о нарушении их прав, получивших закрепление в названном Пакте.

Вместе с тем следует помнить, что обращение в Комитет ООН по правам человека13 обязывает учитывать обоснованность приемлемости сообщений. Один из критериев, закреплённых в Конституции России (ч. 3 ст. 46), - исчерпанность имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. Согласно ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах «лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, могут представить на рассмотрение Комитета письменное сообщение». Аналогичным можно признать содержание ч. 2 ст. 5 Факультативного протокола.

Другим критерием приемлемости рассмотрения сообщений, согласно практики деятельности Европейского суда по правам человека, является наличие доказательств о том, что обращающиеся есть жертвы нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Ст. 3 Факультативного протокола к пакту наделяет Комитет правом признать неприемлемым любое сообщение, которое, по его мнению, считается злоупотреблением правом на такую жалобу или несовместимо с положениями Пакта. Комитет может признать неприемлемым любое сообщение, являющееся анонимным (ст. 3 Факультативного протокола к Пакту), как один из критериев неприемлемости. Использование вышеуказанных критериев в практике функционирования механизма Пакта о гражданских и политических правах - объективная необходимость, обусловленная не только тем, что правоконстатация - сложнейший процесс, но и важностью правозащитной работы.

Итак, правозащитная деятельность как таковая - необходимый институт правового государства, а совершенствование механизма её осуществления -эффективное средство эффективное средство функционирования данного института. Совершенствование зависит от множества условий, в том числе экономических, политических, идеологических, организационных, а также

13 Рисдал Р. Проблемы защиты прав человека в объединенной Европе // Защита прав человека в современном мире. М., 1993. С. 120-123; Мейер Я. Европейская Конвенция прав человека // Права человека в истории человечества в современном мире. М., 1993. С. 138-149; Туманов В.А. Материалы о рассмотрении дел в Европейском суде // Государство и право. 1993. С. 54-57.

от уровня правовой культуры субъектов и участников правозащитной деятельности, содержания и направленности законов и подзаконных актов, регламентирующих порядок и особенности реализации, восстановления и защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 31.05.2002 № 6Э-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Боер В.М., Глущенко П.П., Сербин М.В. Правозащитная деятельность: современная теория и практика защиты прав, свобод и законных интересов граждан. УМП. М.: Юрист, 2014. С. 53-59.

3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. М.: Зерцало, Текс, 1996. С. 254.

4. Административное право. / Под общ. ред. П.П. Глущенко 2-е изд. СПб.: Питер, 2011. С. 137-160.

5. Административное право (общая часть). СПб., 2000. С. 137-138.

6. Проблемы теории административного права: сравнительно-правовое исследование. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 142-144.

7. Григорян С.А., Бровко Н.В., Соколова Ю.А. Административное право. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2002. С. 120-121.

8. Глущенко П.П. Методика проведения административного расследования. СПб.: СПбАУЭ, 2007. С. 45.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

10. Трудовой Кодекс РФ. Ст. 54.

11. Федеральный Закон от 27.02.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

12. Рисдал Р. Проблемы защиты прав человека в объединенной Европе // Защита прав человека в современном мире. М., 1993. С. 120-123.

13. Мейер Я. Европейская Конвенция прав человека // Права человека в истории человечества в современном мире. М., 1993. С. 138-149.

14. Туманов В.А. Материалы о рассмотрении дел в Европейском суде // Государство и право. 1993. С. 54-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.