55. Демин А. В. Административные договоры: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996.
56. Шергин А. П. Административная юрисдикция. М., 1979.
57. Фиалковская И. Д. Административная юрисдикция в области обеспечения прав человека: проблемы теории и правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997.
58. Старилов Ю. Н. Практикум по российскому административному праву. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999.
УДК 342.73
А. М. Барышев, Е. Е. Романенко
Государственно-правовая защита субъектов административно-правовых отношений
A. M. Baryshev, E. E. Romanenko. State and legal protection of administrative and legal relationships’ subjects
В статье представлен всесторонний сравнительно-правовой анализ законодательной и источниковедческой баз, имеющий прямое отношение к лицам, участвующим в производстве по делам об административных правонарушениях, т. е. к одному из видов административно-правовых отношений. В ней показано содержание прав, законных интересов и обязанностей граждан, органов государственной власти, уполномоченных разрешать вопросы, возникающие в процессе производства по делам об административных правонарушениях. По своему содержанию данная статья может быть использована в учебной, научно-исследовательской и практической деятельности.
Ключевые слова: административное право, административный процесс, административное правонарушение, субъекты административно-правовых отношений, производство по делам об административных правонарушениях, государственно-правовая защита, участники административного процесса, правовой статус, социально-правовая защита, должностное лицо, государ-
The article provides a comprehensive comparative and legal analysis of legal and source studies’ bases which are directly related to the persons participating in the proceedings on administrative violations, i.e. to one of the types of administrative violation. It shows content of rights, legitimate interest and obligations of citizens, government bodies, which are authorised to solve the issues arising in the course of proceedings on administrative violations. Based on its contents this article can be used for teaching, study and research and practical activities.
Keywords: administrative law, administrative proceedings, administrative violation, subjects of administrative legal relationships, proceedings on administrative violations, state legal protection, participants of an administrative process, legal status, social and legal protection, official functionary, civil officer, court, public prosecution, investigation.
Александр Михайлович Барышев, Елена Евгеньевна Романенко — аспиранты кафедры государственного и международного права Санкт-Петербургского университета управления и экономики.
© А. М. Барышев, Е. Е. Романенко, 2011.
ственный служащий, суд, прокуратура, дознание.
Контактные данные: 190103, Санкт-Пе- Contact information: 190103, Saint-Peters-
тербург, Лермонтовский пр., д. 44; (812) burg, Lermontovskiy pr., 44; (812) 332-02332-02-73; [email protected]. 73; [email protected].
Конституция Российской Федерации в ст. 7 провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, согласно ст. 2 «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Такие положения не несут в себе четкой обязательной правовой нагрузки и имеют отношение к правотворческому процессу весьма своеобразное. Поэтому следует остановиться на некоторых научных подходах, имеющих отношение к определению и понятию государственно-правовой защиты.
По мнению П. П. Глущенко, под государственно-правовой защитой понимается установленный законом порядок правоотношений, обеспечивающий восстановление социальной справедливости и нарушенных социальных прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, можно согласиться с автором и с его основными принципами [1; 2], которые он обосновал. Однако в юридической литературе имеются и иные теоретические понятия государственно-правовой защиты.
А. В. Коровников, анализируя систему правовых норм, обосновывает необходимость создания такой системы государственно-правовой помощи и защиты, которая охватывала бы всех субъектов права [3, с. 163]. Первое определение государственно-правовой защиты направлено на создание общественных отношений, обеспечивающих восстановление нарушенных прав. Второе определение нацелено на создание системы государственно-правовой помощи и защиты граждан, имеющих разный правовой статус. Следовательно, можно высказать свой собственный взгляд на сущность и содержание государственно-правовой защиты. Государственно-правовая защита прав, свобод и законных интересов государственных гражданских служащих — это система закрепленных законами и подзаконными актами гарантий, способов, методов и средств воздействия на общественные отношения в целях обеспечения указанной категории граждан России. Анализ указанных определений нам следует провести исходя из определения сущности и назначения социального государства. В этом смысле также имеются разные подходы к определению, содержанию и назначению социального государства.
По мнению О. Г. Румянцева, социальное государство — это конституционные гарантии экономических, социально-культурных прав человека и гражданина и соответствующие обязанности государства [4]. Как считает специалист по социальным проблемам В. Роик, в основе социального государства лежат принципы, составляющие основу понятия «социальное государство». Оно определяется в ряде международных документов, признанных мировым сообществом и Россией. К международным документам можно отнести конвенции и рекомендации Международной организации труда, декларации и программы действий, принятые на Копенгагенской социальной конференции в 1995 г. и др. [5, с. 9]. Таким образом, международные и национальные нормы российского законодательства определили правовую основу для научного исследования не только социального государства, но и социальной защиты.
К сущности и содержанию социальной защиты стали обращаться, по мнению А. В. Стремоухова, только в 1960-80-е гг. [6, с. 3]. Отдельные отечественные правоведы считают, что проблемы государственно-правовой за-
щиты в России начали исследоваться с 1991 г. с принятием первых законов, в которых упоминается понятие «социальная и правовая защита» [7, с. 7-15]. Иными словами, нормотворческая деятельность в этой сфере не прекращается до настоящего времени [8, с. 21-27; 9; 10]. Именно нормотворческая деятельность органов законодательной власти является гарантией государственно-правовой помощи государственным гражданским служащим Российской Федерации.
Гарантии обеспечения государственно-правовой защиты и помощи указанной выше категории граждан Российской Федерации следует рассматривать с точки зрения сформулированного в юридической литературе общего понятия юридических гарантий. А. В. Зиновьев под юридическими гарантиями понимает условия и средства, реально обеспечивающие человеку и гражданину возможность пользоваться основными правами и свободами, а должностному лицу неукоснительно исполнять возложенные на него обязанности [11, с. 22], а П. Е. Недбайло считает, что юридические гарантии — это предусмотренные законом средства, непосредственно обеспечивающие правомерность поведения субъектов общественных отношений [12, с. 44]. Ю. И. Мигачев связывает юридические гарантии с применением правовых норм [13, с. 78].
По мнению Л. А. Николаевой, под гарантиями законности следует понимать правовые средства и методы, которые создают необходимые условия для реального осуществления права его субъектами, непосредственно обеспечивают реализацию и охрану законного исполнения, и применения правовых норм. С. С. Алексеев предлагает различать общие условия (предпосылки) и специальные юридические, организационные средства обеспечения гарантий. Рассматривая юридические гарантии прав сотрудников органов внутренних дел, Ю. П. Соловей полагает, что такими гарантиями являются условия и средства, обеспечивающие их фактическую реализацию. Важнейшим условием юридических гарантий Д. Н. Бахрах считает полноту правового регулирования, процессуальное обеспечение материально-правовых предписаний
По мнению И. В. Куртяка, в целях обеспечения должностным лицом органов внутренних дел должностных прав и обязанностей, законодательством предусмотрены гарантии его правовой и социальной защиты, которые предусматривают, во-первых, юридические гарантии полномочий должностного лица, во-вторых, государственно-правовую защиту его полномочий. Должностное лицо, осуществляющее административно-юрисдикционные полномочия, имеет, как считают В. Д. Сорокин, А. П. Коренев, Л. Л. Попов и др., правовые, процессуальные и социально-правовые гарантии. Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на определенное внимание, которое уделяют авторы вопросам, связанным с юридическими гарантиями, проблема гарантий государственно-правовой помощи государственным гражданским служащим в научной юридической литературе не нашла достаточного освещения. Что касается гарантий государственно-правовой помощи, то публикации по этой проблематике практически отсутствуют. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть проблемы гарантирования государственно-правовой помощи, указанной выше, категории граждан России с учетом мнений, высказанных в научных публикациях. Прежде всего следует отметить, что в работах ученых-юристов так или иначе затрагиваются вопросы правовых гарантий, последние сводятся к средствам правовой охраны.
В этой связи юридические гарантии реализации государственно-правовой помощи государственным гражданским служащим можно определить как закрепленные в законодательстве средства (способы), специальные меры, призван-
ные непосредственно обеспечить правомерное исполнение ими должностных обязанностей и защиту их служебных прав. Государственно-правовые гарантии осуществления должностным лицом органов государственной власти своих полномочий обеспечиваются, по нашему мнению, через государственно-правовую защиту, как участника обеспечения производства по административным делам. Однако имеются и иные точки зрения относительно функций социально-правовой защиты. Например, А. В. Стремоухов, Х. Х. Лойт: первый ученый говорит, что защита социально-экономических отношений должна осуществляться правовыми средствами, а порядок государственно-правовой защиты граждан включает в себя совокупность прав и обязанностей участников правозащитной деятельности, провозглашенную и закрепленную действующим международным и национальным правом, а также совокупность средств, методов и способов их реализации [14, с. 17-20].
Однако Х. Х. Лойт, исследуя полномочия сотрудников органов внутренних дел, имеющих особый правовой статус [15, с. 184], доказывает, что их государственно-правовая защита должна признаваться в виде властной управленческой деятельности компетентных органов и должностных лиц (в том числе и системы правоохранительных органов) по созданию экономическими и организационноюридическими средствами условий для реализации должностным лицом органов государственной власти своих прав и осуществления служебных обязанностей.
Иными словами, возникновение и становление института государственноправовой защиты государственных гражданских служащих базируется на таких идеях, началах, как: а) стремление обеспечить эффективную защиту интересов общества; б) создать условия для предотвращения нарушений прав и свобод лиц, выполняющих функции органов государственной власти; в) создать механизм осуществления профилактики тех членов общества, которые допускают нарушения в отношении прав и свобод граждан. Вышеназванные идеи социальной защиты государственных гражданских служащих Российской Федерации актуальны и по сей день.
По мнению П. П. Глущенко, государственно-правовая защита не только актуальна в настоящее время, но и обоснованна, востребована, особенно в условиях продолжающегося финансового кризиса. Под данным институтом он понимает, что абсолютно верно, систему юридических способов, методов и средств, установленных либо санкционированных государством. Субъекты, т. е. пользователи государственно-правовой защиты — государственные гражданские служащие, граждане, иные участники государственно-правовых отношений; объекты — охраняемые законом ценности морального и материального характера; правосубъектность субъектов — объем полномочий и обязанностей; нормативные акты — принципы и нормы национального и международного законодательства, относящиеся к правозащитной деятельности; акты реализации конституционных прав и свобод; правовая культура служащих, т. е. участников государственноправовых отношений; правосознание субъектов [16]. Если взять за основу позицию П. П. Глущенко и других исследователей-правоведов, то можно вывести основные принципы субъектов такой защиты, их правосубъектность, механизм правового регулирования.
Однако в юридической литературе имеются и иные точки зрения относительно государственно-правовой защиты. Так, В. М. Манохин обращает внимание на то, что «отношения по трудовому законодательству далеко не исчерпывают всех вопросов правового положения государственных служащих, оставляя за пределами особенности, связанные с осуществлением служебной деятельности, и не затрагивая по существу институт государственной службы как составной элемент
государственной организации», тем более проблемы государственно-правовой защиты [17, с. 4]. Можно согласиться с этим суждением. В действительности нормы трудового законодательства регулируют большую часть правоотношений государственных служащих, осуществляющих различные функции в сфере государственно-управленческих отношений. Данную точку зрения в юридической литературе поддерживал А. В. Воронков, утверждающий, что ТК РФ не содержит подобной системы защиты в сфере трудовых правоотношений, а Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» выступал в качестве «блокирующего» для применения всего трудового законодательства [18, с. 143]. Наше суждение по данному вопросу, может быть, не будет совпадать с тем, что предлагали нам авторы исследования, но мы поставим вопрос: защищены ли гражданские государственные служащие? Какие лица участвуют в государственно-правовых отношениях — только ли государственные служащие, представители власти, должностные лица? Мы объединим всех названных в единое понятие «субъекты государственно-правовой защиты». Однако как любой институт, так и институт государственно-правовой защиты основывается на главных принципах.
В теории принципов имеется неоднозначный подход к государственно-правовой защите. Например, Е. Н. Доброхотов, М. В. Филиппова, говоря о принципах, отображают в них объективные закономерности развития общества и обосновывают, что общая теория права признает три уровня принципов: общеправовые (равноправие граждан, признание, соблюдение и защита прав и свобод граждан); межотраслевые (универсальность, принцип всесторонности, доступности и др.); отраслевые (принцип гарантированности правовой защиты, обеспечения за счет государственных и общественных фондов и др.) [19, с. 35; 20, с. 12].
Однако иной точки зрения придерживается П. П. Глущенко, считая, что государственно-правовая защита конституционных прав и свобод граждан как правовой институт имеет свои специфические принципы. К их числу он относит: законность организации и осуществления правозащитной деятельности; неразрывную связь уровня правовой культуры участников государственно-правовой защиты; единство понимания, исполнения и применения видов и форм государственно-правовой помощи и защиты и количество допускаемых ими правонарушений; эффективность результатов государственно-правовой помощи и защиты; общеобязательность оказания государственно-правовой помощи и организации защиты нарушенных конституционных прав; доступность получения государственно-правовой помощи; комплексность оказания государственно-правовой помощи.
Такая классификация принципов государственно-правовой защиты имеет право на существование. Довольно трудно, по нашему мнению, выстроить принципы правовой защиты государственных гражданских служащих, хотя в юридической литературе утверждается, что такое возможно. Эта уверенность связана с тем, что более совершенная система обладает такими свойствами, которые убеждают специалистов в ее ценности и превосходстве, а возможным такое становится лишь при охвате системой все больших знаний и приведения их в порядок [21]. И для того чтобы правовая защита государственных гражданских служащих имела свой порядок, она должна основываться на общеизвестных теоретических принципах и принципах, выработанных учеными правоведами в сфере государственно-правовой защиты.
К их числу можно отнести: принцип своевременности оказания государственно-правовой помощи; принцип эффективности результатов государственно-правовой защиты; приоритетности, обязательности и неотвратимости государственно-
правовой помощи и защиты нарушенных конституционных прав, свобод и интересов государственных гражданских служащих.
Принцип своевременности оказания государственно-правовой помощи государственным гражданским служащим основывается на ст. 7, 17-19, 45-48, 52-53 Конституции Российской Федерации и означает, что каждый нуждается в правовой помощи и защите и вправе ожидать ее получения. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде. Это право закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам». Аналогичные нормы содержатся также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 10, 11). Следуя нормам международного права, Конституция устанавливает обязанность государства проводить социальную политику, обеспечивающую каждому россиянину достойную жизнь. Последняя понимается прежде всего как возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации: иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями, иметь жилье, получать образование и др. Достойная жизнь включает свободное развитие личности, предоставление ей возможности усвоить достижения науки, культуры, получить профессию.
Только овладев необходимыми знаниями и профессиональными навыками, государственный гражданский служащий может активно включиться в деятельность органов государственной власти и стать членом определенной социальной группы. Словом, социальное государство обязано не только обеспечить свободное развитие личности, но и создать условия, при которых каждый имел бы реальную возможность проявить свои знания, профессионализм и компетенцию при исполнении конкретных функций, предусмотренных законами и подзаконными актами.
Государство способно выполнить названные задачи, только опираясь на мощную и стабильную экономику, обеспечивающую материальное благополучие и процветание общества. Весьма важно и то, чтобы материальный источник достойной жизни был поставлен в прямую зависимость от участия каждого в общественно полезном труде. Свое материальное благополучие человек должен создавать сам, но государственный гражданский служащий пользуется этим благом. Однако в современном обществе далеко не каждый своим трудом или иным законным способом может обеспечить материальное благополучие и достойную жизнь, поэтому социальное государство принимает и последовательно проводит специальные меры по улучшению материального положения как населения страны в целом, так и отдельных социальных слоев, категорий общества.
Конституция Российской Федерации закрепляет основные направления правовой защиты государства, а именно: обеспечивает государственную поддержку семьи, служащих; устанавливает и выплачивает пенсии инвалидам и иным нетрудоспособным лицам, получившим инвалидность при выполнении своих слу-
жебных обязанностей; осуществляет при этом своевременную выплату государственных пенсий и социальных пособий и т. д.
Следует отметить, что конституционные положения о государственно-правовой помощи государственным гражданским служащим достаточно обстоятельно регламентируются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Значительная часть пробелов в правозащитном законодательстве в настоящее время устранена федеральными законами, принятыми Государственной думой: «О ветеранах» от
16.12.1994 г., «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от
20.07.1995 г., «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 17.05.1995 г. [22], от 20.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», и в новой редакции 1999, 2001, 2005, 2008 гг.
И тем не менее деятельность государства в социальной сфере пока что не является достаточно действенной. В условиях переживаемых экономических трудностей социальная политика государства не только не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции РФ, но и не обеспечивает прожиточный минимум значительной части населения. В ежегодном послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации назвал национальным позором появление «новых бедных» — людей, имеющих работу, но в течение длительного времени получающих унизительно низкую заработную плату. Как показывают данные Уполномоченного по правам человека и неоднократные обращения субъектов государственно-правовых отношений в судебные органы, имеются значительные недостатки в реализации и других направлений социальной политики государства. Об этом свидетельствует наблюдаемый в последние годы рост административных правонарушений.
Второй принцип — принцип эффективности результатов государственноправовой защиты гражданских служащих. Любой сбой, неточность при оказании правовой защиты чреваты проблемами и сложностями как для лица получаемого, так и для оказывающего такого рода защиту. Под эффективностью осуществления правовой защиты следует понимать прежде всего правильное разрешение проблемы (восстановление нарушенных прав, возмещение вреда, предупреждение наступления каких либо последствий и т. д.). Данный принцип обязывает должностных лиц ответственно подходить к выбору форм, средств и методов оказания правовой помощи своим подчиненными — государственным гражданским служащим, с тем чтобы от нее был положительный результат.
К сожалению, действенность, применимость принципа эффективности результатов государственно-правовой защиты зависит от множественных факторов, таких как наличие действенных законов, состояние экономики, наличие подготовленных кадров, уровень их правовой культуры, ответственность и т. п. Правильно заметил С. Л. Порощук, что этот принцип позволяет совершенствовать принцип профессионализма лиц, проводящих в жизнь задачи государства. От этого принципа зависит, как сотрудники органов государственной власти обеспечат права и свободы граждан. Не нарушат ли они права и свободы граждан, обращающихся к ним со своими вопросами, проблемами. По данным ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 72% не доверяют сотрудникам органов внутренних дел [23]. Можно выяснить причины такого негативного явления, которое приобретает социальную окраску. К ним можно отнести: неумение и нежелание исполнительных органов субъектов Российской Федерации заботиться о совершенствовании социальной политики; отсутствие контроля и надзора за надлежащим использованием средств, выделяемых на социальные нужды; несвоевременность применения мер принуждения, воздействия к лицам,
допускающим различного рода правонарушения в сфере организации и осуществления государственно-правовой помощи государственным гражданским служащим.
Третий принцип — принцип приоритетности и обязательности государственно-правовой помощи и защиты нарушенных конституционных прав, свобод и интересов государственных гражданских служащих. Подтверждением обязательности исполнения настоящего принципа государственно-правовой помощи и защиты служит ст. 45 Конституции РФ «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Ст. 48 Конституции РФ подчеркивает, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Ч. 3 ст. 46 Конституции РФ закрепляет за гражданами право на международноправовую защиту. Эти положения закреплены и в других федеральных законах и подзаконных актах субъектов Российской Федерации. Наличие данных положений в системе государственно-правовой защиты и помощи крайне необходимо, ибо на их основе у каждого служащего имеется конституционная гарантия на реализацию своих прав, свобод, интересов и их защиту не только средствами, способами и методами, принятыми в России, но и международноправовыми средствами [24, с. 25].
Иными словами, уяснив статистические аспекты института государственно-правовой защиты государственных гражданских служащих и исследовав сущность принципов правовой помощи, нам следует уяснить и возможность механизма действия, выявить динамику этой защиты и реализовать этот механизм на практике.
Механизм государственно-правовой защиты государственных гражданских служащих — это система закрепленных гарантий, форм и методов воздействия на общественные отношения в целях обеспечения служебных прав, оказания им помощи по реализации своего правового статуса. Такой механизм правовой помощи указанной категории российских граждан включает в себя гарантии правовой помощи, систему форм и методов воздействия на общественные отношения в целях обеспечения служебных прав, правосубъектность служащих, т. е. объем прав и обязанностей по отношению к гражданам — субъектам государственноправовых отношений.
Анализ сущности, содержания механизма государственно-правовой помощи государственным гражданским служащим позволяет утверждать, что он еще очень далек от совершенства, что процесс его создания всецело зависит от юристов, экономистов, социологов и других специалистов. Всякое субъективное право имеет свою социальную ценность лишь потому, что его возможно осязать, ощутить, осуществить. Отсюда возникает проблема реализации института государственно-правовой помощи субъектам государственно-правовых отношений. Закономерен вопрос: что же представляет собой реализация правовой помощи, на какой основе она осуществляется? Под правореализацией обычно понимается претворение, воплощение юридической нормы в фактическую деятельность. В юридической литературе определены различные методы (формы) правореализации [26], например использование, исполнение, применение. В юридической литературе имеются и иные методы реализации правовой защиты [27].
Институт государственно-правовой защиты прав, свобод и законных интересов граждан в Российской Федерации находится на стадии становления, многие положения о его роли и месте в правозащитной деятельности, в правовой системе в целом еще осмысливаются, оцениваются с различных позиций: социально-
экономической, социально-политической, социально-нравственной и, конечно, социально-правовой. За ним будущее, однако его следует приближать к каждому гражданину России, только в таком случае и государственные гражданские служащие, будучи надежно защищенными, будут по иному относиться к своим функциональным обязанностям и блюсти ст. 2 Конституции России, требующую от них признания, соблюдения и защиты прав и свобод граждан.
Литература
1. Глущенко П. П. Конституционные права и свободы граждан России: современные проблемы социально-правовой защиты: монография. СПб., 1997.
2. Глущенко П. П., Кикоть В. Я. Теория и практика социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в РФ: учебник. М., 2006.
3. Коровников А. В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование. М., 1995.
4. Румянцев О. Г. Юридический энциклопедический словарь. М., 1996.
5. Роик В. Социальное государство и гражданское общество // Человек и труд. 1996. № 11.
6. Стремоухов А. В. Человек и его правовая защита. Теоретические проблемы. СПб., 1996.
7. Канцелидзе Р. У. Правовая и социальная защита сотрудников милиции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1993.
8. Порощук С. Д. Общетеоретические аспекты социально-правовой защиты сотрудников милиции: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994.
9. Федеральный закон РФ от 13.07.2001 г. № 97 «О продлении срока действия Федерального закона „О потребительской корзине в целом по РФ“» // Собрание законодательства РФ № 29. Ст. 2952; Федеральный закон РФ от 17.07.1999 г. № 178 «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. № 29. Ст. 3699. См. также ряд подзаконных актов, например, «Указ Президента РФ от 27.09.2000 г. № 1790 „О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации"» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 40. Ст. 3936;
10. Постановление Правительства РФ от 09.10.2000 г. № 118 «О создание управления ПФР в федеральном округе» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. № 1.
11. Зиновьев А. В. Основы конституционного права. СПб., 1996.
12. Недбайло П. Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм // Правоведение. 1971. № 1.
13. Мигачев Ю. И. Правовой статус военнослужащих, гарантии его реализации и защиты в Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 10.
14. Глущенко П. П., Кикоть В. Я., Гревцов О. В. и др. Государственно-правовая защита прав, свобод и законных интересов граждан в РФ: юридический справочник. СПб.: СПбАУЭ, 2007.
15. Лойт Х. Х. Кадровая политика в органах внутренних дел Российской Федерации. СПб., 1998.
16. Глущенко П. П. 1) Актуальные вопросы социально-правовой защиты военнослужащих. СПб., 1999. 2) Конституционные права и свободы граждан России: современные проблемы социально-правовой защиты: СПб., 1997.
17. Манохин В. М. Советская государственная служба. М., 1996.
18. Воронков А. В. Проблемы теории административного права: сравнительно-правовой анализ исследования. СПб., 2001.
19. Доброхотов Е. Н, Филлипова М. В. Советское право социального обеспечения. СПб., 1992.
20. Вихров А. А. Вопросы теории и практики военно-правовой идеологии США. СПб., 1996.
21. Бельский К. С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995. Правозащитная деятельность в правовом государстве: монография / под общ. ред. П. П. Глущенко. СПб.: СПбАУЭ, 2008.
22. Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 168; 1995. № 48. Ст. 4563; 1995. № 32. Ст. 3198.
23. Криминальный вестник. 2008. № 3-4.
24. Тиунова Л. Б. Проблема общесоциальной безопасности и правовая государственность // Правоведение. 1991. № 5.
25. Юсупов В. А. Правоприменительная деятельность органов управления. М., 1979.
26. Глущенко П. П. Конституционные права и свободы граждан в РФ (теоретические и организационно-практические вопросы социально-правовой защиты): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
28. Ростовщиков И. В. Реализация прав личности и деятельности ОВД. Волгоград, 1996.
Заведующий редакцией научной периодики СПбУУЭ Д. А Беляева Ответственный за выпуск А В. Блажко Корректор Г. М. Матвеева Компьютерная верстка Т. П. Олоновой
Санкт-Петербургский университет управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44 Тел.: (812) 448-82-50 E-mail: [email protected] URL: http//www.spbame.ru
Подписано в печать 21.11.2011.
Формат 60 х 90%. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 12,75. Уч.-изд. л. 8,1.
Тираж 500 экз. Заказ № 568.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-46998 от 19 октября 2011 г.
Отпечатано в типографии ООО «Скифия-принт» 197198, Санкт-Петербург, Ропшинская ул., д. 4 Тел./факс: (812) 715-26-45